Реформы политической системы 1905 1907 таблица

ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ГГ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 2 урок по теме История Отечества 9 класс











Уничтожая это Учредительное собрание, сама идея всеобщего избирательного права в то же время разрушается, поскольку по определению Советы не могут быть выражением всеобщего избирательного права. Советский Конгресс является фундаментальной формой демократии и сможет легко отказаться от любой диктатуры. Советские депутаты постоянно отзываются, они постоянно меняются, съезды Советов проводятся всего несколько дней в году. может принимать только разрешения. От этой огромной пирамиды нет ничего, кроме простой рамки: Постоянный исполнительный комитет, но с момента возвращения делегатов в ряды этот Комитет не основан ни на чем, и любая высоко дисциплинированная организация может доминировать над ним.





Манифест 17 октября 1905 года К октябрю 1905 года бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот. Революционные события в стране нарастали, осенью 1905 г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции. Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом. Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха. В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905 г. царь подписал Манифест « Об усовершенствовании государственного порядка ».

В любом практическом действии он должен проходить под кадиными вилами тех, кто составляет постоянный аппарат власти и которые обозначены Коммунистической партией. Таким образом, советские саммиты капитулируют непосредственно перед иерархическим аппаратом партии большевиков.

Таким образом, режим Советов - это всего лишь появление демократии. Эта так называемая новая демократия капитулирует, не сражаясь перед бюрократией партии. Социализм - это не уступка, а необходимость. Свобода - это всегда свобода других и момент, когда эта свобода подавляется, - это свобода всех, кому угрожает подавление более или менее долгосрочный.


Манифест « Об усовершенствовании государственного порядка » (С.43 УЧ - КА). Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. … Привлечь к участию в Думе … те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав … Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой … ВОПРОС: Какие права получило российское население? Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте? Какими полномочиями он наделялся? Что нового вносил он в политический строй Российской империи? Оцените значение Манифеста. Т. О., Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905 г. был создан Совет министров. Председателем стал С. Ю. Витте. Эссе: « Милая мама, - обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, - сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год ». ВОПРОС: Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?

Четвертый пункт их программы: «Мир, без компенсации или аннексия». Мир, который вскоре подписан в Брест-Литовске, не является миром без аннексий или возмещений, это безусловный мир, который фактически доставляет Россию немецкому захватчику. Германия сначала принимает перемирие. Но, как только стало известно о перемирии, огромная русская армия была распущена. Русский солдат не делает различий между перемирием и миром. Перемирие означает, что никто больше не борется, потому что, поскольку мы больше не боремся, «пойдем домой».

Однако переговоры о мире, когда мужчины вернутся в свои дома, индивидуально становятся невозможными. Русские делегаты, во главе которых Троцкий, долго отказывались подписывать чистую капитуляцию. Но немцы продвигаются, и, наконец, российская делегация подписывает, не желая читать их, немецкие условия.


Конец 1905 – первая половина 1906 г. Восстание на крейсере « Очаков » - 11 – 16 ноября 1905 г. Декабрьское восстание в Москве – 7 – 19 декабря 1905 г. В начале была объявлена всеобщая забастовка. Был блокирован железнодорожный узел. Москвичей поддержали рабочие Петербурга. К 10 декабря стачка переросла в вооруженное восстание. Его центром стала Пресня. На подавление восстания из Петербурга правительство прислало Семеновский полк. Восстание было локализовано в в р - не Пресни и 19 декабря Моссовет принял решение о его прекращении. По городу прокатилась волна арестов и массовых расстрелов. Диорама Героическая Красная Пресня.

Единственное, что мешает Германии завоевать всю Россию, - это огромная территория России, ее зима и весенняя грязь, а также тот факт, что союзники начинают наступление на Западном фронте. Если бы мир Брест-Литовска произошел в добрый сезон, и если бы почему-то на Западе было затишье, вся Россия попала под власть Германии. и большевистская тактика.

Следовательно, «мир сразу», далекий от того, чтобы быть блестящим социалистическим словом, как говорят некоторые в настоящее время, представляет собой серьезную ошибку, которая, как правило, должна приводить к полному порабощению страны. Наконец, большевики говорили: Мы хотим как можно быстрее распустить государство, что является противоположностью бюрократического, военного и полицейского состояния буржуазии. Мы хотим, чтобы государство постепенно прогрессировало. В чем заключалась левая революция, в которой их крестьяне поддерживали лозунг «земля крестьянам».


Конец 1905 – первая половина 1906 г. Выступления рабочих Усиление крестьянских волнений Карательные действия власти: 1. Декабрь 1905 г. – запрет стачек; 2. Февраль 1906 г. - ограничение свободы слова и печати В апреле царь утвердил « Основные законы Российской империи ». 27 апреля – 8 июля 1906 г. – первая Гос. Дума

Р. и 14 большевистских народных комиссаров, которые сформировали правительство первых 21 народных комиссаров. Они убивают одного из главных большевистских лидеров, Орицкого, и у них мало убить Ленина. Дора Каплан сильно болит. Это сигнал ужаса. Большевики воспользовались этим предлогом, чтобы захватить власть в одиночку, и террор больше не распространяется только на тех, кто вызвал это нападение, которое стало следствием Брест-Литовского мира и национального унижения. достиг не только дворянства, буржуазии, мелкой буржуазии, но и всех тех, кто не был большевиками.


Окончание революции. Июль 1906 г. – глава Совета Министров А. П. Столыпин 20 февраля – 3 июня 1907 г. – вторая Гос. Дума Снижение выступлений рабочих и крестьян В 1905 г. бастовало 3 млн. чел., в млн. в тыс. Третьеиюньская монархия




Чека, с Дзержинским, развивается мощно. Террор превосходит свою цель и каждого социалиста, каждый революционер должен осуждать его, потому что это означает, что большевистская партия выходит на путь, из которого она уже не может выйти: путь бюрократического, военного и полицейского государства.

Таким образом, устраняя свободу от врагов народа, как говорили большевики, свобода просто отменяется, и вместо достижения этой марксистской цели государственной атрофии гипертрофия государство и нигде в мире не существует такого бюрократического, милитаристского и полицейского государства, как в России, где часть населения тратит свое время на разведку с другой стороны.

Государственная Дума, как компромисс между царизмом и либерализмом. I Госдума 27 апреля -8 июля 1906 г. Состав: либеральные партии 43%; трудовики и социал - демократы 23%; националисты 14%; большевики бойкотировали, черносотенцы не прошли. Основные вопросы - аграрный, программа демократизации России. Распущена, как « сеющая смуту ». II Госдума 20 февраля – 3 июня 1907 г. Состав: « Либеральный блок »(эсеры, трудовики и социал - демократы)- 43%; Кадеты – 19%; Черносотенцы - 10% Националисты и октябристы – 15% Основные вопросы: аграрный, налогообложение, политические свободы. Распущена, под предлогом подготовки государственного переворота

Итак, каков характер этой революции? Есть товарищи, которые говорят, до тех пор, как русская революция, сделанные Товарищи, которые были, несомненно, социалисты, революционеры и марксисты, до тех пор, как Ленин и его товарищи были, несомненно, социалистов-марксистов намерения момента что они искренне желали достичь социализма и что они думали, что своим методом они кончатся раньше нас, эта революция носит социалистический характер.

Мы не судим людей, и, прежде всего, мы не судим о классах и исторических периодах в соответствии с намерениями, мы судим их в соответствии с действиями и результатами. Намерения были чистыми и социалистическими, но им противоречила ошибочная тактическая концепция и которая остается таковой у всех коммунистических партий: мы хотим строить самые широкие массы, какими бы они ни были, каков порядок момента, когда этот лозунг является рычагом действия этих масс. Как только лозунг поднимает массовое движение, кажется, это справедливое слово.


Политические партии в начале ХХ века. В начале ХХ века в России была разрешена многопартийность, это подтверждает Манифест от 17 октября 1905 года. Все партии можно разделить на три направления: монархические, либеральные и революционно - демократические. Основным вопросом для всех был аграрный. Задание урок Сделайте вывод по уроку. Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом. Проблемный вопрос: Почему эта революция не привела к падению существующего строя?

Большевики объединили социалистов, чтобы считать революцию долгим периодом воспитания социалистического сознания масс и развития их гражданского духа. Они льстили себе, что нашли формулу, чтобы идти быстрее - «ярлык», чтобы быстрее прибыть на революцию и социалистический режим.

Диктатура пролетариата стала диктатурой коммунистической партии. Затем последовательные исключения оппозиций внутри партии, массовые «чистки» полностью изменили политический и идеологический состав этой партии, которая стала простой пассивной милицией, где исчезли все следы демократии. партия, которая осуществляет свою диктатуру, но полицейскую организацию, зависящую от автократа, который терроризирует партию.




На доске: «Они (причины революции) – в нарушении равновесия между идейным стремлениями русского мыслящего общества и нынешними формами его жизни.
Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы»
(Витте С.Ю.)

Рабочий класс был лишен самых элементарных политических и гражданских прав последовательно: подавление рабочего контроля, запрещение любого забастовочного движения, установление рабочего либретто и уголовные санкции против боевиков, на фабрику жестоко, как крепостной был прикреплен к земле.

Массовое введение принудительного труда с созданием класса двадцати миллионов рабов, проживающих в концентрационных лагерях и переданных в распоряжение Секретной полиции промышленным трестам, представляет собой массовое явление, которое трансформирует социальную структуру России и делает его ретроградным для самых отсталых и самых темных форм цивилизации.

Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.

Задачи: Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?

Наконец, бюрократия стала чрезвычайно привилегированной кастой полицейского характера, интересы которого - не только жизнь, но и наследственность - противоречат интересам рабочего класса и всего народа. Национализация фабрик и коллективизация земли - это не социалистические меры. Уничтожение класса капиталистов и класса помещиков не обязательно означает переход от социализма, но может открыть дверь в режим самодержавной и бюрократической реакцией.

Итак, давайте разобраться в опасности тактики выдвижения требований масс, какими бы они ни были, с единственной целью захвата власти. Эта тактика никогда не была и никогда не будет социалистической тактикой. Социалистическая тактика Маркса, Жюля Геда, Жореса и всех мастеров социализма состоит в том, чтобы поднять гражданское сознание пролетариата, развить его классовое сознание и его социалистическое сознание. назидание социализма, никогда не будет другого.

Оборудование: атласы, карта «Революция 1905-1907гг», раздаточный материал «Из петиции», портреты Александр II, Николай II , Зубатова, стихотворное описание событий 9 января газеты «Вперёд».

Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)

Тип урока: комбинированный

Тот, кто хочет освободиться от этой тактики, чтобы найти другое средство, заставляет думать о деревенском епископе, который забывает об основных принципах медицины и убивает своего пациента. Первый акт: Второй акт Февральской революции: «Десять дней, потрясших мир». Третий закон: восстановление порядка. Вывод: что осталось от Октябрьской революции?

Большевистская революция - важное событие в современной истории. Революционный контекст царской России исходит издали. После многовековых крестьянских восстаний провозглашается упразднение крепостного права. Крепостное право отменяется, потому что развивается капиталистическая система. Россия нуждается в наемном труде, и этот закон не изменил уровень жизни.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.

- Какая задача стояла перед правительством?

Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.

Царская Россия - авторитарная авторитарная система. Люди страдали от чернокожих рабочих и крестьянских страданий. В этом контексте растет сопротивление со стороны интеллектуалов, образованных двумя течениями. Нигилисты выступают за государственный переворот. Они выступают за политический терроризм. Старший брат Ленина Александр Ильич Ульянов принадлежит к нигилистской группе «Народная воля». 8 мая он будет повешен за террористическую деятельность. Это событие убедит Ленина в том, что он должен пройти «по-другому».

Это будет путь марксизма. Проводится оппозиция царскому правительству. Эта оппозиция объединяет социалистов и либералов в одном движении. Эта революция - «генеральная репетиция». Эта революция потерпела поражение, но она привела к началу политической жизни в России, в частности, с разрешения политических партий и профсоюзов и конституции Думы. Однако, если либералы удовлетворены этой системой, это не то же самое для социалистов и рабочих.

20 октября 1894г. Умер император Александр II. На престол вступил его сын Николай II. (портреты ) Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром III и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.

Это человеческое бедствие увеличивает ранее существовавшее недовольство среди войск и населения. Большинство солдат российской армии происходят из сельской местности. Вдали от традиций своих деревень они более восприимчивы к социалистическим требованиям, потому что единственная социалистическая партия, которая соблюдала взятые на Базельском конгрессе обязательства в отношении мира, - это Русская социалистическая партия.

Затем он создает революционный контекст, который завершится большевистской революцией. Никто, включая Ленина, не подозревает, что первая марксистская революция состоится в отсталой и слаборазвитой стране, такой как Россия. Очень быстро эти проявления превращаются в беспорядки. Демонстранты больше не стесняются сражаться с царской полицией.

Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».

Работа с учебником .

Найдите в учебнике:

Какие слои населения были недовольны и какие требования они выдвигали?

(учеб. С.31.)

На доске записаны (закрыто) участники антиправительственных движений, их требования, формы протеста и действия властей.

После работы с учебником открывается запись, прочитывается, можно записать в тетрадь.

Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову. (портрет)

Работа с документом.

Из записки С.В. Зубатова

За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…

Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись…Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.

  1. Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?
  2. Что должно противопоставить ей правительство?

По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.

Задачи революции.

С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение.

В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.

Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».

3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвами, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.

- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Работа с документом.

(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.
  4. Ответственность министров перед народом.
  5. Равенство перед законом всех без исключения…
  1. Каков характер приведённых требований?
  2. О чём просят рабочие царя?
  3. Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.
  4. Можно ли петицию назвать призывом к революции?
  5. Какой современный документ она вам напоминает?

Посмотрим как царь ответил на просьбу рабочих?

«Мы мирно стояли пред Зимним дворцом,
Царя с нетерпением ждали,
Как вдруг между нами и царским крыльцом
На ружьях штыки заблистали.
И рота за ротой, всё супротив нас
Вмиг фронтом развёрнуты были.
Направили дула нам в лица как раз
И в грозном молчанье застыли…
Так тихо…так жутко…
Вдруг слышится: «Пли!»…
Опомниться мы не успели,-
Свалились уж многие на снег в крови,
За залпом же залпы гремели,
И ужас объял нас.
Безумно крича,
Мы с страшного места бежали,
Израненных, мёртвых с собой волоча,
А в тыл нам стрелять продолжали!»

Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».

Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.

По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II.

Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.

Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской рев – ции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.

- В той ситуации, которая сложилась в России, любой повод мог стать искрой.

- Это был повод или причина революции?

- Какие причины толкнули народ к революции?

Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.

Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.

Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.

Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Работа с документом.

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

  1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
  2. …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…
  3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…
  1. Какие права получило российское население?
  2. Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?
  3. Какими полномочиями он наделялся?
  4. Что нового вносил он в политический строй Российской империи?
  5. Оцените значение Манифеста.

Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.

Эссе: «Милая мама, - обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, - сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год».

Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?

учеб. с.45-46

Итоги революции .

(учащиеся выписывают в тетрадь)

Работа с учебником и в тетради.

Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогомреволюции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.

В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём».

В современном мире есть такое государство?

III . Закрепление.

  1. Когда произошла первая русская революция?
  2. Что послужило поводом к революции?
  3. Назовите причины революции.
  4. Какие социальные слои участвовали в ней?
  5. Были ли решены проблемы, которые породили революцию?
  6. Какой главный итог революции?

Подведём итоги:

- Что изменилось в России после революции?

Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.

- Можно ли было избежать революции?

Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф5.выписать основные этапы революции, итоги революции, знать основные понятия.

Просмотров