Размножение: половое и бесполое. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Размножение организмов. Бесполое размножение

Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень Сивоглазов Владислав Иванович

19. Размножение: бесполое и половое

Вспомните!

Какие два основных типа размножения существуют в природе?

Что такое вегетативное размножение?

Какой набор хромосом называют гаплоидным; диплоидным?

Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости, другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара и ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.

Стабилизация от одного человека

Стабилизация состоит из фиксации персонажей. Это вопрос стабилизации через самоопыление. Поэтому мы получим исключительно женские семена, называемые самодостаточными, обладающими родительским наследством, для очень большой части. Однако будет некоторая гетерогенность из-за внутри - и межхромосомного смешивания.

Стабилизация путем последовательных переходов

Мы перейдем к последовательным крестам, сохранив потенциальных родителей, которые наилучшим образом соответствуют нашим критериям. Для получения более или менее стабильной линии требуется не менее 5 поколений. С другой стороны, может быть утрата силы в тот или иной момент.

Способность к размножению является одним из основных свойств живой материи. Размножение , т. е. воспроизведение себе подобных, обеспечивает непрерывность и преемственность жизни. В процессе размножения происходит точное воспроизведение и передача генетической информации от родительского поколения следующему, дочернему, что обеспечивает существование вида на протяжении длительного времени, несмотря на гибель отдельных особей. В основе размножения лежит способность клетки к делению, а передача генетической информации обеспечивает материальную преемственность поколений любого вида. Для того чтобы особь смогла воспроизводить себе подобных, т. е. стать способной к размножению, она должна вырасти и достичь определённой стадии развития. Не все организмы доживают до репродуктивного периода и не все оставляют потомство, поэтому, чтобы поддержать существование вида, каждое поколение должно производить потомков больше, чем было родителей. Свойства живых организмов – рост, развитие и размножение – неразрывно связаны друг с другом.

Цитата от Лютера Бербанка: Помните, что в производстве любого растения выбор играет решающую роль. После этого краткого теоретического введения в разведение мы должны теперь выбрать персонажей, на которых будет основываться наш выбор. Список благоприятных особенностей, наблюдаемых в каннабисе и подверженных изменениям.

Гибкость и устойчивость к урожайности устойчивость к болезням и вредителям. . Характеристики молодых растений. Ботаника каннабиса Роберта. Асексуальное размножение происходит, когда человек способен производить идентичную копию самого себя, и все потомки называются клонов, и этот тип размножения не требует наличия мужской или женской частей. проявляется как в растениях, так и у некоторых видов магнитов.

Все виды организмов способны к размножению. Даже вирусы – неклеточная форма жизни – пусть не самостоятельно, но тоже размножаются в клетках организма-хозяина. В процессе эволюции в природе возникло несколько способов размножения, каждый из которых имеет свои преимущества и свои недостатки. Все разнообразные формы размножения можно объединить в два основных типа – бесполое и половое .

Асексуальные картины размножения в растениях многочисленны, но они основаны на двух концепциях: формировании специализированных органов и фрагментации организма. К ним относятся расслоение, черенки, прививка и отделение корневища. Возможно также, что некоторые люди могут размножаться без оплодотворения. Например, некоторые женщины могут видеть, что их яйца растут, не оплодотворяясь заранее. Это явление называется партеногенезом и встречается, среди прочего, у некоторых видов насекомых и рептилий.

Передача и выражение генетической информации. Мы видели в другой главе, что многие клетки постоянно формируются в организме, что должно поддерживать их функциональные характеристики нетронутыми и, следовательно, в этом случае идентичными структурами. Однако, поскольку последнее происходит от генетической информации, выведено, что должен существовать механизм его дублирования.

Бесполое размножение. Этот тип размножения происходит без образования специализированных половых клеток (гамет), и для его осуществления необходим только один организм. Новая особь развивается из одной или нескольких соматических (неполовых) клеток материнского организма и является его абсолютной копией. Генетически однородное потомство, происходящее от одной родительской особи, называют клоном .

Генетическая информация переносится структурами, называемыми хромосомами, число которых одинаково для данного вида. Кариотип считается характерным для вида. Хромосомы, в случае эукариотических клеток, находятся в ядре, которое называется волокном хроматина.

Таким образом, каждый нуклеотид может быть идентифицирован по его специфическому основанию, которое составляет четыре: аденин, цитозин, гуанин и тимин. имеет четыре типа нуклеотидов, и эти основания являются комплементарными: аденин связан с тимином и цитозином с гуанином.

Действительно, то, что мы назвали генетической информацией до сих пор, является не чем иным, как определенной цепью нуклеотидов, или, другими словами, парами азотистых оснований. Дупликация генетической информации, о которой мы упоминали ранее, представляет собой соответствующий процесс размножения, который дает две дочерние клетки не только идентичные друг другу, но также идентичные материнской клетке.

Бесполое размножение является наиболее древней формой размножения, поэтому особенно широко оно распространено у одноклеточных организмов, но встречается и среди многоклеточных.

Существует несколько способов бесполого размножения.

Деление. Прокариотические организмы (бактерии и синезелёные водоросли) размножаются путём простого деления , которому предшествует удвоение единственной кольцевой молекулы ДНК.

Полный клеточный цикл имеет две фазы: один из них, митоз, соответствует собственно делению клеток. Другой, называемый интерфазой, разделяет две митозы. Он имеет четыре различных этапа. Поэтому есть две идентичные дочерние клетки, созданные путем удушения цитоплазмы, каждая из которых содержит одну хроматид каждой хромосомы. На заключительной стадии или телофазе хромосомный материал каждой дочерней клетки занимает структуру хроматинового волокна. В конце этого процесса двухфазного дублирования эукариотических клеток мы наконец находимся с двумя дочерними клетками, имеющими такое же генетическое наследие, что и материнская клетка: они являются клонами.

Митотическим делением на две и более клеток размножаются простейшие (амёбы, инфузории, жгутиковые) (рис. 60) и одноклеточные зелёные водоросли.

У некоторых простейших (малярийный плазмодий) встречается особый способ бесполого размножения, так называемая шизогония . Ядро материнской особи делится несколько раз подряд без деления цитоплазмы, а затем образовавшаяся многоядерная клетка распадается на множество одноядерных клеток.

Теперь мы изучим выражение этой информации посредством синтеза различных белков, то есть различных аминокислотных последовательностей. Прежде всего отметим, что синтез полипептидов происходит во время интерфазы в цитоплазме на уровне структур, называемых рибосомами, и катализируется внешним вкладом энергии.

Затем он будет диффундирован в цитоплазму: он будет служить как передача генетической информации. Эта транскрипция включает в себя разные фазы. Единственная разница, это теперь аденин, гуанин, цитозин и урацил. Аденин связан с урацилом, гуанин связан с цитозином.

Спорообразование. Этот способ размножения характерен в основном для грибов и растений. Специализированные клетки – споры – могут образовываться в специальных органах – спорангиях (как это происходит у растений) или открыто, на поверхности организма (как, например, у некоторых плесневых грибов).

Рис. 60. Деление амёбы

Это так называемый процесс перевода, который мы сейчас опишем. Действительно, существует 20 различных аминокислот; с четырьмя основаниями могут быть сформированы 64 комбинации из трех оснований. Следовательно, данная аминокислота обозначается несколькими кодонами; кроме того, некоторые комбинации не обозначают аминокислоты: они называются «стоп-кодонами».

Соответствие между данным кодоном и аминокислотой называется генетическим кодом. Его часто называют универсальным, неперекрывающимся и избыточным. Постепенно путем последовательного распознавания полипептидная цепь агломератов. При столкновении стоп-кодона процесс прекращается: образуется белок. Это может быть очень хорошо экспортировано из клетки путем экзоцитоза.

Споры продуцируются в огромном количестве и обладают очень малым весом, что облегчает их распространение ветром, а также животными, в основ ном насекомыми.

Вегетативное размножение. Способ бесполого размножения, при котором дочерний организм развивается из группы родительских клеток, называют вегетативным размножением.

В заключение отметим, что транскрипция и перевод в случае бактерий происходят в клеточном отделении и одновременно. Важным зоологическим понятием является то, что не все животные воспроизводят одинаково, делая то же самое для создания нового животного. Важно определить размножение термина, потому что это не просто процесс деления клеток, который предназначен для увеличения количества и объема ячеек, но при воспроизведении ему помогает создание нового человека со своими персонажами и жизнью У щенка собаки, например, есть своя жизнь, и он очень сильно зависит от семьи в течение очень короткого времени, потому что он может закупать себе еду только через несколько месяцев после рождения.

Широко распространено такое размножение у растений. В естественных природных условиях оно, как правило, происходит с помощью специализированных частей тела растения . Луковица тюльпана, клубнелуковица гладиолуса, растущий горизонтально подземный стебель (корневище) ириса, ползучий, стелющийся по поверхности почвы стебель ежевики, усы земляники, клубни картофеля и корневые клубни георгина – всё это органы вегетативного размножения растений.

Менее продвинутые животные, такие как маленькие простейшие, различие не просто, потому что необходимо наблюдать таких животных с помощью продвинутых инструментов, таких как микроскопы, и часто потому, что режим воспроизведения имеет тенденцию обманывать наблюдателя. Долины, которые представляют собой маленькие простейшие черешни, делятся, например, на двоичный процесс пищеварения, где две клетки отделяются от исходной клетки.

Мозаичную клетку парамеци можно понимать как простое расщепление, чтобы увеличить размер гипотетической ткани, но, ну, парамек не является обычной клеткой ткани, а настоящим животным. Зачем нужно воспроизводить животное? Ответ прост: организм воспроизводит себя, чтобы сохранить свой вид и сделать генетические признаки, характерные для вида, к которому он принадлежит, со временем может существовать. Если бы каждое животное перестало воспроизводить за относительно короткий промежуток времени, жизнь на Земле исчезнет именно потому, что жизненный цикл животного очень ограничен, иными словами, каждому живому существу суждено умереть.

Вегетативное размножение у животных осуществляется двумя основными способами: фрагментацией и почкованием.

Фрагментация – это разделение тела на две и более частей, каждая из которых даёт начало новой полноценной особи. Этот процесс основан на способности к регенерации. Таким способом могут размножаться кольчатые и плоские черви, иглокожие и кишечнополостные.

Воспроизведение - это «трюк», который животные принимают, чтобы выиграть смерть человека в пользу выживания вида. Каковы типы воспроизведения? Репродуктивные явления происходят по-разному в зависимости от вида животных. Некоторые виды могут проявлять разные, совершенно разные режимы размножения, которые основаны на наличии определенных факторов окружающей среды или поведения.

Воспроизведение, исключая наиболее значительные исключения, обычно классифицируется по двум великим типологиям: сексуальным и асексуальным. Сексуальное размножение включает обмен генетической информацией между двумя гаметами, в то время как бесполое размножение идентифицируется в «клонировании» материнской клетки в дочерней клетке.

Фрагментация встречается и в растительном царстве. Зелёная водоросль спирогира размножается обрывками своих нитей, а низшие мхи – кусками слоевища.

Почкование – это образование на теле материнской особи группы клеток – почки, из которой развивается новая особь. В течение некоторого времени дочерняя особь развивается как часть материнского организма, а затем или отделяется от него и переходит к самостоятельному существованию (пресноводный полип гидра), или, продолжая расти, образует собственные почки, формируя колонию (коралловые полипы). Встречается почкование и у одноклеточных организмов – дрожжевых грибов (рис. 61) и некоторых инфузорий.

Сексуальное размножение связано с наличием фундаментального процесса: обмен генетической информацией от двух гамет. По сравнению с бесполым размножением, когда генетический обмен не происходит, половое размножение является гораздо более сложным явлением, чем это может привести к большему числу аберраций или ошибок, которые не всегда могут быть исправлены с помощью задействованных систем. Однако сексуальное размножение представляет собой существенное преимущество, которое заключается именно в перетасовке генетической информации: изменчивости.

Половое размножение. Половое размножение – это процесс образования дочернего организма при участии половых клеток – гамет . В большинстве случаев новое поколение возникает в результате слияния двух специализированных половых клеток различных организмов. Гаметы, дающие начало дочернему организму, имеют половинный (гаплоидный) набор хромосом данного вида и у животных образуются в результате особого процессамейоза (§ 20). Как правило, гаметы бывают двух типов – мужские и женские, и формируются они в специальных органах – половых железах.

Если человек отличается от родителя, который его создал, это означает, что он унаследовал переменные генетические признаки или, другими словами, вариацию из-за генетической регургитации, которая является случайным процессом, сделала его другим. Но что такое разнообразие и почему это важно? Разнообразие имеет первостепенное значение, поскольку благодаря генетической перегруппировке оно может обеспечить новое потомство, которое родитель не имеет и которое приносит пользу потомству в очень больших районах.

Например, генетическая рекомбинация предлагает потомству, которые способствуют выработке специфических антител против вирусов или бактерий, но это лишь небольшой пример, поскольку, расширяя представление, можно понять, что большое количество вариантов генов из-за активности Сексуальное размножение может способствовать созданию новых элементов, которые по-прежнему приносят пользу животному больше, чем окружающая среда. Эволюция является доказательством: первобытные рыбы стали амфибированными посредством непрерывных мутаций, которые позволили их респираторным, разрабатывать новые элементы или дифференцировать существующие.

Рис. 61. Почкование дрожжевых грибов

Новый организм, возникающий в результате слияния гамет, получает наследственную информацию от обоих родителей: 50 % от матери и 50 % от отца. Будучи похожим на них, он тем не менее обладает собственной уникальной комбинацией генетического материала, которая может оказаться очень удачной для выживания в меняющихся условиях окружающей среды.

Рыбные жабры, дифференцируя безопасный генетический источник, были совместимы с атмосферой, что позволяло рыбе побеждать материк. Гаметогенез: создание гамет Гаметогенез является важным процессом для полового размножения, так как в этом процессе гаметы создаются для плавления вместе с образованием зиготы. Генетическая информация, которая поступает от родителя, уменьшается вполовину во время мейоза и переносится в гаметы. Соматические, т.е. невоспроизводительные клетки родителя с генетической точки зрения являются диплоидами, а мейоз, являющийся редуктивным делением, делает набор Аплоидная хромосома Гаплоидная аплоидия имеет важное значение в том, что она гарантирует, с одной стороны, перестановку генетической информации между родителями, которая проявляется в подобии потомства обоих родителей, а с другой - избегает генерации набора хромосом постепенно увеличивается число.

Виды, у которых есть и мужские, и женские особи, называют раздельнополыми ; к ним относится большинство животных.

Виды, у которых одна и та же особь способна формировать и мужские, и женские гаметы, называют двуполыми или гермафродитными . К таким организмам относятся большинство покрытосеменных растений, многие кишечнополостные, плоские черви и многие кольчатые (малощетинковые и пиявки), некоторые ракообразные и моллюски и даже отдельные виды рыб и пресмыкающихся. Гермафродитизм подразумевает возможность самооплодотворения, что бывает очень важно для организмов, ведущих одиночный образ жизни (например, свиной цепень в организме человека). Правда, следует отметить, что при возможности гермафродиты предпочитают обмениваться половыми клетками друг с другом, осуществляя перекрёстное оплодотворение.

Возникшая в процессе эволюции раздельнополость имела явные преимущества. Появилась возможность объединять генетическую информацию разных особей, формируя новые сочетания и увеличивая генетическое разнообразие вида, что способствовало его приспособлению в изменяющихся условиях обитания. Кроме того, это позволило распределить функции между особями разного пола. У большинства организмов появился половой диморфизм – внешние различия между мужскими и женскими особями (рис. 62).

Значение бесполого и полового размножения. Как бесполое, так и половое размножение обладает рядом достоинств. При половом размножении часто приходится тратить время и энергию на поиски партнёра или терять огромное количество гамет, как происходит при перекрёстном оплодотворении у растений (сколько пыльцы пропадает впустую!). При бесполом размножении продолжение рода происходит проще и численность особей увеличивается гораздо быстрее, но все дочерние особи одинаковы и являются копией материнского организма. Это может быть преимуществом, если вид обитает в неизменных условиях среды. Но для многих видов, чья окружающая среда изменчива и непостоянна, бесполое размножение не обеспечит выживания. Амёба размножается только бесполым путём, а, к примеру, млекопитающие только половым, и каждого «устраивает» его форма размножения. То, что хорошо в одних условиях, может оказаться неподходящим в другой ситуации, поэтому у многих видов существует чередование разных форм размножения, что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в различных условиях обитания.

Рис. 62. Половой диморфизм

Вопросы для повторения и задания

1. Докажите, что размножение – одно из важнейших свойств живой природы.

2. Какие основные типы размножения вам известны?

3. Что такое бесполое размножение? Какой процесс лежит в его основе?

4. Перечислите способы бесполого размножения; приведите примеры.

5. Возможно ли появление генетически разнородного потомства при бесполом размножении? Аргументируйте свой ответ.

6. Чем половое размножение отличается от бесполого? Сформулируйте определение полового размножения.

7. Подумайте, какое значение для эволюции жизни на Земле имело появление полового размножения.

Подумайте! Выполните!

1. Почему при вегетативном размножении не наблюдается расщепление признаков в потомстве?

2. Объясните, в чём отличие естественного вегетативного размножения от искусственного.

3. Какой тип размножения обеспечивает лучшую приспособляемость к изменениям окружающей среды? Докажите свою точку зрения.

4. Согласны ли вы с утверждением, что перекрёстное оплодотворение при гермафродитизме биологически более выгодно? Докажите свою точку зрения.

5. Может ли вегетативное размножение у растений осуществляться при помощи неспециализированных частей тела? Если да, то приведите примеры.

6. Докажите, что деление бактерий не является митозом.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Узнайте больше

Споры грибов. Бесполое размножение многих грибов осуществляется с помощью спор. В зависимости от способа образования различают эндогенные и экзогенные споры. Эндогенные споры образуются внутри специальных выростов мицелия – спорангиях. Экзогенные споры называют конидиоспорами (конидиями). Они формируются открыто на специальных гифах. Так размножаются, например, пеницилл и аспергилл.

У высших грибов (базидиальных и сумчатых) гаплоидные споры образуются в ходе полового размножения. В одной зерновке пшеницы, поражённой твёрдой головнёй, образуется от 8 до 20 млн спор, а во всём колосе – до 200 млн. У некоторых видов грибов количество спор, продуцируемых в сутки, достигает 30 млрд! Потери спор очень велики, лишь ничтожная часть их попадает в благоприятные для прорастания условия. Однако те споры, которым «не повезло», могут долго дожидаться своего часа. Так, например, споры головнёвых грибов сохраняют жизнеспособность в течение 25 лет.

Особенности вегетативного размножения. Особенно часто встречаются различные формы вегетативного размножения среди растений, обитающих в суровых климатических условиях – в полярных, высокогорных и степных районах. Неожиданные заморозки в летний день способны погубить цветки или незрелые плоды тундровых растений. Вегетативное размножение позволяет им не зависеть от подобных неожиданностей. Некоторые камнеломки и горец живородящий способны образовывать выводковые почки, которые распространяются подобно семенам, мятлики образуют в соцветиях на месте цветков маленькие дочерние растеньица, способные опадать и укореняться, а сердечник луговой размножается исключительно видоизменёнными дольками перисто-рассечённых листьев.

Повторите и вспомните!

Растения

Искусственное вегетативное размножение растений. При искусственном вегетативном размножении растений человек использует все виды вегетативного размножения, встречающиеся в природе. Однако существуют и дополнительные специальные методы.

Листовые черенки. Сравнительно немногие растения (узамбарская фиалка, бегония, глоксиния) могут восстанавливаться из отрезанных листьев.

Деление куста. Разделение растения с побегами и корнями в продольном направлении на несколько частей, которые затем рассаживают (пионы, флоксы).

Отводки. Нижние ветки растения (смородины, крыжовника) пригибают к земле, фиксируют и присыпают землёй. Когда на ветке образуются придаточные корни, её отрезают от материнского куста и пересаживают.

Прививка. Метод основан на пересадке частей одного или нескольких растений на другое растение, имеющее корневую систему. Растение, имеющее корневую систему, называют подвоем, второе, которое сращивают с подвоем, – привоем . Существуют разные способы прививки. Окулировка – это прививка почкой, или глазком. На небольшом расстоянии от почвы на стволе подвоя делают T-образный разрез, отодвигают кору и под неё вставляют привой – срезанный глазок вместе с плоским кусочком древесины. Затем на место операции накладывают плотную повязку. Через 10–15 дней фрагменты срастаются.

Копулировка – это прививка черенками. При одинаковой толщине подвоя и привоя на них делают косые срезы, прикладывают друг к другу поверхностями срезов и накладывают повязку. Если подвой большего диаметра, черенок прививают в расщеп или под кору.

Аблактировку , или метод сближения , можно использовать, если соединяемые растения растут рядом. На обоих растениях делают одинаковые по длине срезы коры, срезанные поверхности сближают, прикладывают друг к другу и туго забинтовывают вместе. В таком состоянии растения находятся всё лето и зиму.

Цветки: обоеполые и однополые. У большинства видов покрытосеменных растений в цветке находятся и тычинки, в пыльце которых образуются мужские половые клетки – спермии, и пестики, содержащие яйцеклетки.

Однако примерно у четверти видов мужские (тычиночные) и женские (пестичные) цветки развиваются независимо, т. е. формируются однополые цветки. Примерами однополых растений, у которых мужские и женские цветки образуются на разных особях, могут служить облепиха, ива, тополь. Такие растения называют двудомными. У некоторых растений, например у дуба, берёзы, лещины, и мужские, и женские цветки развиваются на одной особи (однодомные растения).

Брэм Альфред Эдмунд

2. Половое размножение У более сложно организованных животных или исключительно, или, по крайней мере, преимущественно, практикуется половой способ размножения, хоть зачатки этой формы воспроизведения потомства, так сказать намек на него, встречаются и у низших

Из книги Род человеческий автора Барнетт Энтони



Половое поведение В последнее время появилась настоятельная необходимость в научном обосновании тех или иных форм полового поведения. Если большинству людей их собственное поведение и, возможно, поведение нескольких близких друзей кажется вполне «нормальным» и

Из книги Эволюция [Классические идеи в свете новых открытий] автора Марков Александр Владимирович



Микробам - горизонтальный перенос, высшим организмам - половое размножение Рассмотренные примеры говорят о пользе скрещивания и перемешивания генов при половом размножении. Но у бактерий и архей вместо настоящего амфимиксиса работает горизонтальный перенос. Будет ли

Из книги Зачем нужны мужчины автора Малахова Лилия Петровна

Половое влечение Каждый из нас озабочен поиском сексуального партнера. Половое влечение заложено в нас в виде инстинкта наряду с чувством самосохранения и чувством голода, обеспечивается необходимым количеством соответствующих гормонов. У мужчин половое влечение

Из книги Жизнь - разгадка пола или пол - разгадка жизни? автора Дольник Виктор Рафаэльевич



ПОЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВО - ВСЕ ЛИ ТУТ ЯСНО? Зададим нелепый, на первый взгляд, вопрос: зачем люди ведут половую жизнь? Если вы ответите - для продолжения рода, то будете, конечно, правы (то есть ваш ответ подразумевает, что половое поведение человека - это

Из книги Племенное разведение собак автора Сотская Мария Николаевна

Половое созревание Физиологическая зрелость у собак наступает с первой течкой у сук и началом устойчивого сперматогенеза у кобелей. Развитие половых желез стимулируется гонадотропным гормоном гипофиза. Половые гормоны в крови собак появляются довольно рано и

автора

Бесполое размножение Бесполое размножение – это размножение без участия половых клеток. Оно происходит посредством клеток (одной или группы) материнского организма. Существует много разновидностей бесполого размножения.Деление. Происходит путем митоза и характерно в

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

Половое размножение Половое размножение – это размножение при помощи специализированных половых клеток – гамет. Обычно при половом размножении происходит слияние гамет двух родительских организмов в процессе оплодотворения. Таким образом, создается новая комбинация

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Половое запечатление По-иному проявляется запечатление в сфере размножения. Здесь у многих животных наблюдается так называемое половое запечатление, которое обеспечивает будущее общение с половым партнером. Главная особенность полового запечатления заключается в

Из книги Чувственность и сексуальность автора Бурбо Лиз

Часть 2. Половое влечение Когда мой партнер меня не хочет, внутри меня словно образуется пустота, я чувствую себя вялой и потерянной. Почему? Неужели так реагирует мое эго?Я предполагаю, что вы недостаточно любите себя и поэтому очень сильно нуждаетесь в том, чтобы кто-то

Из книги Секс и эволюция человеческой природы автора Ридли Мэтт

Половое размножение на высоте Многое из того, что предсказывает теория инфекционных заболеваний Гамильтона, совпадает с положениями мутационной теории Алексея Кондрашова, с которой мы столкнулись в предыдущей главе (согласно ней, половое размножение необходимо для

Из книги Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень автора Сивоглазов Владислав Иванович

19. Размножение: бесполое и половое Вспомните!Какие два основных типа размножения существуют в природе?Что такое вегетативное размножение?Какой набор хромосом называют гаплоидным; диплоидным?Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости,

автора Бутовская Марина Львовна

Глава 1. Зачем нужно половое размножение Один пол - хорошо, а два - лучше Человека всегда интересовал вопрос: какие факторы определяют половую принадлежность индивида? Люди гадали и предлагали различные способы, чтобы запрограммировать пол будущего потомства.

Из книги Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] автора Бутовская Марина Львовна

Половое размножение: пути эволюции Размножение половым путем возникло в процессе эволюции не сразу. Первые простейшие одноклеточные существа типа амеб, жгутиконосцев (эвглена зеленая), инфузорий (инфузория-туфелька), радиолярий (солнечник) размножались простым делением

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

  • Часть 1 содержит 36 заданий (А1-А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
  • Часть 2 содержит 8 заданий (B1-B8): 3 - с выбором трёх верных ответов из шести, 3- на соответствие, 2- на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
  • Часть 3 содержит 6 заданий с развернутым ответом (С1-С6).

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А36) поставьте знак « х » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод

1) центрифугирования
2) пересадки генов
3) меченых атомов
4) микроскопии

А2 Сходство строения и жизнедеятельности клеток всех организмов свидетельствует об их

1) родстве
2) многообразии
3) эволюции
4) приспособленности

А3 В лизосомах клетки, как и в митохондриях, происходит

1) фотосинтез
2) хемосинтез
3) энергетический обмен
4) пластический обмен

А4 Хромосомный набор в соматических клетках у женщины состоит из

1) 44 аутосом и двух Х-хромосом
2) 44 аутосом и двух Y-хромосом
3) 44 аутосом и X- и Y-хромосом
4) 22 пар аутосом и X- и Y-хромосом

А5 К прокариотам относятся

А6 В основе бесполого размножения животных лежит процесс

1) мейоза
2) митоза
3) гаметогенеза
4) оплодотворения

А7 Сколько типов гамет формируются у родительского организма с генотипом ааВЬ при сцепленном наследовании?

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

А8 Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?

1) единообразия
2) расщепления
3) сцепленного наследования
4) независимого наследования

А9 Альбинизм (появление белых листьев) у растений табака является результатом

1) недостатка света
2) нарушения гаметогенеза
3) генной мутации
4) модификационной изменчивости

А10 Основная задача систематики - изучение

1) этапов исторического развития организмов
2) отношений организмов и окружающей среды
3) приспособленности организмов к условиям обитания
4) многообразия организмов и установление их родства

А11 Подземный побег отличается от корня наличием у него

1)почек зоны
2)роста
3)сосудов
4)коры

А12 Главный признак, по которому растения объединяют в семейства, особенности строения

1) семени
2) цветка и плода
3) листьев и стебля
4) корневой системы

А13 Какая система органов плоского червя - планарии -обозначена на рисунке вопросительным знаком?

1) выделительная
2) половая
3) нервная
4) пищеварительная

А14 Артериальная кровь в сердце не смешивается с венозной у

1) большинства пресмыкающихся
2) птиц и млекопитающих
3) хвостатых земноводных
4) бесхвостых земноводных

А15 Клетка, изображённая на рисунке, выполняет в организме человека и животных функцию


1) защитную
2) секреторную
3) проведения возбуждения
4) транспорта веществ

А16 Полуподвижное соединение костей позвоночника обеспечивают

1) хрящевые прослойки
2) костные отростки
3) костные швы
4) суставные поверхности

А17 Процесс распознавания и уничтожения лейкоцитами чужеродных белков лежит в основе

1) иммунитета
2) свёртываемости крови
3) кроветворной функции костного мозга
4) гуморальной регуляции

А18 Изменение содержания сахара в крови происходит в результате нарушения деятельности

1) гипофиза
2) поджелудочной железы
3) печени
4) щитовидной железы

А19 Больному дифтерией вводят противодифтерийную сыворотку, которая содержит

1) фибриноген
2) ослабленные микробы
3) готовые антитела
4) гемоглобин

А20 Руководствуясь только генетическим критерием, нельзя определить вид, так как

1) ареалы разных видов совпадают
2) набор хромосом у разных видов может совпадать
3) разные виды обитают в сходных условиях
4) особи разных видов сходны внешне

А21 Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает

1) мутационная изменчивость
2) географическая изоляция
3) борьба за существование
4) искусственный отбор

А22 К каким доказательствам эволюции относят сходство индивидуального развития зародышей животных?

1) эмбриологическим
2) палеонтологическим
3) сравнительно-анатомическим
4) молекулярно-генетическим

А23 К каким доказательствам эволюции относят сходство индивидуального развития зародышей животных?

1) эмбриологическим
2) палеонтологическим
3) сравнительно-анатомическим
4) молекулярно-генетическим

А24 Как называются факторы, определяющие пределы выживаемости вида?

1) абиотические
2) антропогенные
3) оптимальные
4) ограничивающие

А25 Сходство искусственной и естественной экосистем состоит в том, что они

А26 Непрерывный поток химических элементов из неживой природы в живую природу и обратно, осуществляемый в результате жизнедеятельности организмов, называют

1) цепями питания
2) пищевыми связями
3) биогенной миграцией атомов
4) правилом экологической пирамиды

А27 В комплексе Гольджи происходит

1) образование АТФ
2) окисление органических веществ
3) накопление синтезируемых в клетке веществ
4) синтез молекул белка

А28 Какое число нуклеотидов в иРНК кодирует последовательность расположения 14 аминокислот в белке?

1) 7
2) 14
3) 28
4) 42

А29 Определите число хромосом в телофазе митоза в клетках эндосперма семени лука (в клетках эндосперма триплоидный набор хромосом), если клетки корешков лука содержат 16 хромосом.

1) 8 2) 16 3) 24 4) 48

А30 В диплоидном наборе мягкой пшеницы 42 хромосомы. Полученный на её основе новый сорт имеет 84 хромосомы вследствие

1) изменения нормы реакции
2) цитоплазматической мутации
3) хромосомных перестроек
4) геномной мутации

А31 Отдаленные гибриды обычно бесплодны, так как у них

1) клетки не делятся митозом
2) в клетках не происходит репликация ДНК
3) гаметы различаются по размеру
4) нарушена конъюгация хромосом в мейозе

А32 Какое приспособление у растений способствует уменьшению испарения воды?

1) ярусное расположение растений в сообществе
2) мозаичное расположение листьев на стебле
3) расположение устьиц на нижней стороне листа
4) наличие фотосинтезирующей ткани

А33 Энергия, используемая человеком в процессе жизнедеятельности, освобождается в клетках при

1) окислении органических веществ
2) биосинтезе белка
3) расщеплении полимеров до мономеров
4) переносе питательных веществ кровью

А34 Железы смешанной секреции - это

1) печень и потовые
2) слюнные и слёзные
3) поджелудочная и половые
4) щитовидная и гипофиз

А35 Дрейф генов - это

1) случайное изменение частот встречаемости их аллелей в популяции
2) перемещение особей из одной популяции в другую
3) направленное скрещивание особей в популяции
4) результат естественного отбора

А36 Верхняя граница жизни биосферы определяется высокой концентрацией

1) углекислого газа
2) паров воды
3) тепловых лучей
4) ультрафиолетовых лучей

ЧАСТЬ 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В заданиях В1-В3 выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в таблицу, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В1 Укажите особенности модификационной изменчивости.

1) возникает внезапно
2) проявляется у отдельных особей вида
3) изменения обусловлены нормой реакции
4) проявляется сходно у всех особей вида
5) носит адаптивный характер
6) передаётся потомству

В3 Какие признаки характеризуют движущий отбор?

1) действует при относительно постоянных условиях жизни
2) устраняет особей со средним значением признака
3) способствует размножению особей с измененным генотипом
4) сохраняет особей с отклонениями от средних значений признака
5) сохраняет особей с установившейся нормой реакц

В заданиях В4-В6 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

В4 Установите соответствие между признаком организма и царством, к которому он относится.

А Б В Г Д Е

В5 Установите соответствие между функцией нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет.

А Б В Г Д

В6 Установите соответствие между характеристикой автотрофного питания и его типом.

В8 Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке.

1) возникновение прокариотических клеток
2) образование коацерватов в воде
3) возникновение эукариотических клеток
4) выход организмов на сушу
5) появление многоклеточных организмов

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

ЧАСТЬ 3

Для записи ответов на задания этой части (С1−С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 - полный развёрнутый ответ. Ответы записывайте четко и разборчиво.

С1 Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaСl). Поясните, почему.

С2


C3

C4

C5

C6 Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена - i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантная аллель IA, третью группу (В) определяет доминантная аллель IB, а четвертую (АВ) - две доминантные аллели IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r.

У отца четвертая группа крови и отрицательный резус, у матери - первая группа и положительный резус (гомозигота). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявится в этом случае?

Система оценивания экзаменационной работы по биологии

ЧАСТЬ 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ


ЧАСТЬ 2

Правильно выполненные задания В1-В8 оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка; 0 баллов- допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

№ задания

Ответ


ЧАСТЬ 3

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

С1 Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните, почему.

Баллы

Элементы ответа:
1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления;
2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови.

Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок.

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

С2 Какие элементы строения наружной клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют?

Баллы

Элементы ответа:
1) 1 - молекулы белков, они выполняют функции: структурную и транспортную;
2) 2 - бимолекулярный слой липидов, отграничивает внутреннее содержимое клетки и обеспечивает избирательное поступление веществ;
3) 3 - гликокаликс (гликопротеидный комплекс), обеспечивает соединение сходных клеток, выполняет рецепторную (сигнальную) функцию.

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок.

Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ в ответе указаны 3 элемента строения, но функции указаны частично.

Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок, ИЛИ в ответе названы все элементы строения, но не указаны функции.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

С3 Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?

Баллы

Элементы ответа. Гиподинамия приводит к:
1) понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе тела;
2) ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и снижению выносливости организма;
3) застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению кровообращения.

ИЛИ

ИЛИ

Ответ неправильный.

Максимальный балл

С4 В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств.

Баллы

Элементы ответа. Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нём:
1) отсутствуют продуценты;
2) отсутствуют редуценты;
3) отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ неправильный

Максимальный балл

C5 Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.

Баллы

Схема решения задачи:
1) согласно принципу комплементарности во второй цепи ДНК содержится нуклеотидов: А - 100, Т - 300, Г - 200, Ц - 150; в двух цепях ДНК содержится нуклеотидов: А - 400, Т - 400, Ц - 350, Г- 350;
2) информацию о структуре белка несет одна из двух цепей, число нуклеотидов в одной цепи ДНК равно
300 + 100 + 150 + 200 = = 750;
3) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, поэтому в белке должно содержаться 750: 3 = 250 аминокислот.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает все результаты вычисления, но объяснение дано частично.

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает результаты вычисления, но пояснение отсутствует.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

C6 Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена - i°, 1А, 1в. Аллели 1А и 1в доминантны по отношению к аллели i°. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i°, вторую группу (А) определяет доминантная аллель 1А, третью группу (В) определяет доминантная аллель 1в, а четвертую (АВ) - две доминантные аллели 1А1В. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным г.

У отца четвертая группа крови и отрицательный резус, у матери - первая группа и положительный резус (гомозигота). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус- фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявится в этом случае?

Баллы

Схема решения задачи:
1) генотипы родителей: матери - i 0 i 0 RR (гаметы i 0 R), отца - I A I B rr (гаметы I A r, I B r;);
2) возможные генотипы детей: вторая группа, положительный резус - I A i 0 Rr, третья группа, положительный резус - I B i 0 Rr ;
3) так как отец моногетерозигота по группе крови, то у него образуется два типа гамет, в данном случае проявляется закон независимого наследования признаков (Менделя).

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

Просмотров