Революция связана с радикальными качественными изменениями. С оотношение концепций эволюционного и революционного развития общества

Тест по обществознанию Развитие общества для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Личность и общество. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, открытый разрыв с предыдущим состоянием

И это неоднозначно, потому что оно многомерное. Могут быть важные различия между изменениями, которые мы можем наблюдать, с одной стороны, в формальной или неформальной структуре институциональных механизмов, а с другой - в функциях этих учреждений. Рецензенты также задают вопросы о глобализации. С одной стороны, Уитли задается вопросом, какова вся суета о глобализации в первую очередь и действительно ли важна значительная международная экономическая деятельность. Хотя некоторые из этих показателей увеличились больше, чем другие, и эти увеличения не были одинаковыми в разных странах, это не явления, которые можно легко уволить.

1) регресс
2) прогресс
3) революция
4) эволюция

2. Термин научная революция был введён

1) Томасом Куном
2) Николаем Коперником
3) Галилео Галилеем
4) Альбертом Эйнштейном

3. Процесс постепенного изменения, развития природы и общества

1) регресс
2) прогресс
3) революция
4) эволюция

4. Изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ

Произошел как в начале 20-го, так и в конце 20-го века. Существует много нового под солнцем, но не все. Прежде всего, помните, что национальные государства способствовали росту экономической глобализации в первую очередь. Конечно, это не означает, что после того, как эти глобальные силы были развязаны, национальные государства были застрахованы от их последствий.

И, тем не менее, это означает, что после того, как эти глобальные силы были развязаны, национальные государства полностью были в их власти. Некоторые утверждают, что национальное государство было выведено из строя или иным образом недееспособно силами глобализации и что комплекты институциональных инструментов, которые когда-то использовались для борьбы с рыночными силами, в настоящее время в значительной степени бесполезны. На самом деле государства не выбрасывают свои наборы инструментов. Они более склонны выделять некоторые инструменты, добавлять новые и продолжать работать со многими из унаследованных из прошлого.

1) реформа
2) прогресс
3) революция
4) эволюция

5. В предложенном списке государственным реформатором можно назвать

1) Петра Столыпина
2) Анну Иоанновну
3) Ореста Кипренского
4) Илью Мечникова

6. Переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основан­ному на земледелии и/или животноводстве

В конце концов, когда шведские социал-демократы вернулись к власти через несколько лет, они внесли большой прогрессивный рост налогов. Сам Штреек, похоже, открыт для возможности поиска, поскольку он задается вопросом, может ли германское рабочее движение еще «разработать более эффективные контр-стратегии» к недавней тенденции подорвать старые поселения трудовых отношений.

Он обеспокоен тем, что никто не считает, что рост экономической глобализации приведет к сближению ряда неолиберальных институциональных механизмов, в том числе снижению налогов, или что национальные экономики обязательно будут колебаться, если они не примут такие реформы. Однако многие ученые и ученые ученые сделали такой аргумент. Международные агентства также выразили эту точку зрения.

1) промышленная революция
2) неолитическая революция
3) культурная революция
4) научно-техническая революция

7. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого проис­ходит трансформация аграрного общества в индустриаль­ное, называется

1) промышленной революцией
2) аграрной революцией
3) культурной революцией
4) научно-технической революцией

Продолжение совершенствования институциональной теории может помочь в этой борьбе. В целом, институциональная теория должна уделять больше внимания процессам ограниченных инноваций, чтобы избежать чрезмерного детерминизма в своих аргументах. Ему нужно принять более теоретически эклектичную позицию, по крайней мере пока, чтобы понять сложность институциональных изменений, даже если это приводит к менее экономным теориям, чем мы могли бы предпочесть. Он должен признать, что есть объективные и субъективные аспекты социальной реальности, и каждый из них отражает различные аспекты этой реальности.

8. Переход от менее совершенных форм организации челове­ческой деятельности к более совершенным называется

1) общественным регрессом
2) общественным прогрессом
3) революцией
4) реформой

9. Начало промышленной революции связывают с изобретением

1) эффективного парового двигателя
2) ядерной энергии
3) компьютера
4) электричества

Но также необходимо быть осторожным, чтобы не сократить анализ национальных институциональных изменений до запроса национальных институциональных функций и показателей. И он должен признать как по научным, так и политическим причинам взаимные отношения между национальными институтами и международными политическими и экономическими силами. Мы имеем дело с диалектикой освобождения и не только освобождением в интеллектуальном смысле, но и освобождением, связанным с разумом и телом, освобождением, охватывающим все человеческое существование.

10. Процесс всемирной экономической, политической и куль­турной интеграции и унификации

1) идентификация
2) персонализация
3) глобализация
4) монополизация

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Появление термина «глобализация «связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование данному понятию. (2)Централь­ной идеей, лежащей в основе глобализации, считается то, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, их необхо­димо формулировать только с точки зрения глобальных процессов. (3)Некоторые исследователи предсказывают, что глобальные силы (транснациональные компании и другие) станут настолько сильными, что поставят под во­прос дальнейшее существование отдельных национальных государств. (4)Сторонники глобализации возлагают на неё огромные надежды как на панацею от различных переко­сов экономики, а другие — антиглобалисты — ненавидят и всячески ругают всё, что связано с ней.

Подумайте о Платоне: освобождение от существования в пещере. Подумайте о Гегеле: освобождение в смысле прогресса и свободы в историческом масштабе. Теперь в чем смысл всего диалектического освобождения? Это освобождение от репрессивной, от плохой, ложной системы - будь то органическая система, будь то социальная система, будь то ментальная или интеллектуальная система: освобождение силами, развивающимися в такой системе.

И освобождение в силу противоречия, порожденного системой, именно потому, что оно плохое, ложная система. Ибо без объективно оправданной цели лучшего, свободного человеческого существования все освобождение должно оставаться бессмысленным - в лучшем случае - прогрессом в рабстве. Это «должно» относится к самой сути научного социализма.

Определите, какие положения текста
А) отражают факты
Б) выражают мнения
Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие глобализация .
Транснациональные корпорации, национализация, инфор­мационное пространство, интеграция, унификация.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Это должно быть; это, можно сказать, биологическая, социологическая и политическая необходимость. Это биологическая необходимость, как и социалистическое общество, по мнению Маркса, будет соответствовать самому логотипу жизни, с существенными возможностями человеческого существования, не только мысленно, не только интеллектуально, но и органично. Теперь о сегодняшней ситуации и о нашей собственной ситуации. Проблема, с которой мы сталкиваемся, - это необходимость освобождения не от бедного общества, а не от дезинтегрирующего общества, даже в большинстве случаев от террористического общества, а от общества, которое в значительной степени развивает материальные и даже культурные потребности человека - общество, которое, пользуясь лозунгом, доставляет товар на все большую часть населения.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Согласно марксизму, решающую роль в обновлении общества играют __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Для определения уровня прогрессивности какого-либо __________ (1) социология использует два основных критерия: уровень производительности __________ (2) и степень __________ (3) личности в обществе. Первый отражает, прежде всего, состояние экономической сферы жизни общества, которая, как известно, оказывает прямое воздей­ствие на все остальные сферы общественной жизни. При этом учитывается не только физический, но и интеллекту­альный труд, труд в сфере социального обеспечения и обслуживания и др. Второй критерий __________ (4) — уровень свободы личности — является показателем уровня развития социально-политических средств, помогающих обеспечить __________ (5) всех членов общества в свободе и __________ (6)».

И это означает, что мы стоим перед освобождением от общества, где освобождение, по-видимому, не имеет массовой основы. Мы очень хорошо знаем социальные механизмы манипуляции, воспитания, репрессий, которые несут ответственность за отсутствие массового основания, для интеграции большинства оппозиционных сил в установленную социальную систему. Но знание механизмов манипуляции или репрессий, которые спускаются в самое бессознательное человека, - это не вся история. Мы как бы репрессировали много того, что мы должны были сказать и что мы должны были подчеркнуть.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) общество
Б) прогресс
В) свобода
Г) труд
Д) потребность
Е) природа
Ж) ответственность

Приведем одну иллюстрацию того, как это осознание или полусознание о необходимости такого полного разрыва присутствовало в некоторых из великих социальных проблем нашего периода. Вальтер Бенджамин цитирует сообщения о том, что во время Парижской коммуны во всех уголках Парижа находились люди, стреляющие в часы на башнях церквей, дворцов и т.д. Сознательно или наполовину сознательно выражая необходимость того, чтобы какое-то время быть арестованным; что по крайней мере преобладающий, установленный временной континуум должен быть арестован и что должно начаться новое время - очень сильный акцент на качественном различии и на совокупности разрыва между новым обществом и старым.

Запи­шите под каждым номером букву, соответствующую вы­бранному вами слову.

1. Прочитайте отрывок из романа Э.Л. Войнич «Овод» и вы­полните задания.
«- Кинжал — очень полезная вещь тогда, когда за ним стоит хорошая организованная пропаганда. В этом-то я и рас­хожусь с той организацией. Они думают, что кинжал может устранить любую трудность, и сильно ошибаются: кое-что устранить можно, но не всё.
— Неужели вы в самом деле верите в это?
Овод с удивлением посмотрел на неё.
— Конечно, — продолжала Джемма, — с помощью кин­жала можно устранить конкретного носителя зла — какого­-нибудь шпика или особо зловредного представителя власти, но не возникнет ли на месте прежнего препятствия новое, бо­лее серьёзное? Вот в чём вопрос! <...> Ведь каждый новый террористический акт ещё больше озлобляет полицию, а на­род приучает смотреть на жестокости и насилие, как на самое обыкновенное дело.
— А что же, по-вашему, будет, когда грянет революция? Народу придётся привыкать к насилию. Война есть война.
— Это совсем другое дело. Революция — преходящий мо­мент в жизни народа. Такова цена, которою мы платим за движение вперед. Да! Во время революций насилия неизбеж­ны, но это будет только в отдельных случаях, это будут ис­ключения, вызванные исключительностью исторического мо­мента. А в террористических убийствах самое страшное то, что они становятся чем-то заурядным, на них начинают смот­реть, как на нечто обыденное, у людей притупляется чувство святости человеческой жизни. Я редко бывала в Романье, и всё же у меня сложилось впечатление, что там привыкли или начинают привыкать к насильственным методам борьбы.
— Лучше привыкнуть к этому, чем к послушанию и по­корности.
— Не знаю… Во всякой привычке есть что-то дурное, раб­ское, а эта, кроме всего прочего, воспитывает в людях жестокость. Но если, по-вашему, революционная деятельность должна заключаться только в том, чтобы вырывать у прави­тельства те или иные уступки, тогда тайные организации и кинжал покажутся вам лучшим оружием в борьбе, ибо прави­тельства боятся их больше всего на свете. А по-моему, борьба с правительством -это лишь средство, главная же наша цель — изменить отношение человека к человеку. Приучая невежест­венных людей к виду крови, вы уменьшаете в их глазах цен­ность человеческой жизни».

Какова диалектика освобождения, с которой мы здесь? Это строительство свободного общества, строительство которого в первую очередь зависит от преобладания жизненной потребности в отмене установленных систем рабства; во-вторых, и это имеет решающее значение, оно зависит от жизненного обязательства, стремления, сознательного, а также суб - и не сознательного, для качественно разных ценностей свободного человеческого существования. Без возникновения таких новых потребностей и удовлетворения, потребностей и удовлетворения свободных людей, все изменения в социальных институтах, независимо от того, насколько они велики, заменили бы одну систему рабства другой системой рабства.

1) Дайте определение термина «революция». Составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

2) В романе английской писательницы Этель Лилиан Войнич «Овод» описывается деятельность подпольной революци­онной организации «Молодая Италия» в 30-40-е гг. XIX века. Идеологической основой этой организации стала идея нравственного долга, что не устраивало многих более радикальных революционеров. Члены «Молодой Италии» были против террора как основного средства для достиже­ния революционных задач. Похожие разногласия были и между идеологами народничества в России 70-х гг. XIX века. Так, например, если П.Н. Ткачёв и Н.А. Морозов были сторонниками «заговорщицкого» направления, то есть предлагали создать строго законспирированную революционную организацию, с её помощью свергнуть само­державный строй и захватить власть в государстве, то М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин были за то, чтобы орга­низовать всенародный бунт, ликвидировать существующее государство и не допустить создания нового. Тем не менее и та, и другая точки зрения относятся к народнической идеологии, а Ткачёв ещё и состоял некоторое время в тер­рористической организации «Народная воля».
Приведите не менее двух примеров революционных орга­низаций, используя свои знания из курса истории и обще­ственной жизни.

Мы это видели, это факт опыта. Развитие новых институтов должно уже осуществляться и осуществляться мужчинами с новыми потребностями. Это, кстати, основная идея, лежащая в основе марксистской концепции пролетариата как исторического агента революции. Он видел, как промышленный пролетариат как исторический агент революции не только потому, что он был основным классом в материальном процессе не только потому, что это было в то время большинством населения, но и потому, что этот класс был «свободен» от репрессивных и агрессивных конкурентных потребностей капиталистического общества и, следовательно, по крайней мере потенциально, носитель принципиально новых потребностей, целей и удовлетворенности.

2. В 1990-2000-е годы на территории многих стран постсовет­ского пространства происходили так называемые «бархат­ные», или «цветные» революции. Несмотря на то, что эти революции несли за собой изменения в государственном строе, нередко они направлялись «сверху», только усиливая позиции правящей номенклатуры. Можно ли назвать их революциями? Выскажите свою точку зрения по этому вопро­су, докажите её, используя знания из курса истории и обще­ственной жизни. Всего напишите не менее трёх положений.

Мы можем сформулировать эту диалектику освобождения также более жестоким образом, как порочный круг. Переход от добровольного рабства к свободе предполагает упразднение институтов и механизма репрессий. И ликвидация институтов и механизмов репрессий уже предполагает освобождение от рабства, преобладание необходимости освобождения. Эти два ни в коем случае не идентичны, они отнюдь не в гармонии. Если необходимо изменить невыносимые условия существования, с хотя бы разумным шансом, что это может быть достигнуто в рамках сложившегося общества, с ростом и прогрессом сложившегося общества, то это всего лишь количественные изменения.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания , по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

Качественное изменение - это изменение самой системы в целом. Количественное изменение может означать и может привести к революции. Другими словами, проблема, с которой мы сталкиваемся, - это точка, в которой количество может превратиться в качество, где количественное изменение условий и институтов может стать качественным изменением, влияющим на все человеческое существование. Первый из них наиболее распространен в слаборазвитых странах, где количественные изменения, то есть создание условий жизни человека, сами по себе являются качественными изменениями, но еще не являются свободой.

1. «Прогресс — не случайность, а необходимость» (Г. Спен­сер).
2. «Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым» (Н. Бердяев).
3. «Революция — варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).
4. «Революции — локомотивы истории» (К. Маркс).
5. «Революция пожирает своих детей» (П. Верньо).

Ответы на тест обществознанию Развитие общества
Часть 1
1-3, 2-1, 3-4, 4-1, 5-1, 6-2, 7-1, 8-2, 9-1, 10-3
Часть 2
1. АББА
2. национализация
3. социальные революции
4. АГВБДЖ
Часть 3
1.
1)
1.1. Революция — качественное изменение всех сторон жизни общества, затрагивающее основы существующего го­сударственного строя;
1.2. — «Карл Маркс называл социальные революции локомотивами исто­рии»;
— «Основным условием революции служит острый общенациональный кризис».
2)
2.1 «Молодая Польша» — революционная организация польской эмиграции (1834-1836).
2.2 Ирландская республиканская армия — революционная военная организация, противостоявшая Британской армии в войне за независимость Ирландии (1919-1922)
2.
Если «бархатные революции» могут считаться революциями:
1) Формой революции являются массовые митинги, демонстрации и за­бастовки, которые проводятся оппозицией после проведения выборов, по результатам которых оппозиция объявляется проигравшей.
2) Массовые протесты приводят либо к проведению повторного голосо­вания (Украина), либо к силовому захвату зданий органов власти тол­пой (Югославия, Грузия, Киргизия) и бегству руководителей государст­ва с последующим проведением новых выборов. В обоих случаях оппозиция приходит к власти.
3) Ключевая идея -идея народного суверенитета, согласно которой на­род (сознательно вышедшие на улицу граждане) противопоставляется массе, управляемой режимом.
Если «бархатные революции» не могут счи­таться революциями
1) Революция носит подчёркнуто бескровный характер.
2) Далеко не во всех случаях она несёт изменения государственного строя в стране.
3) Решающую роль в успехе революции играет сдержанность силовых структур

Второй потенциальный фактор революции, предпосылки освобождения, потенциально существуют в развитых индустриальных странах, но сдерживаются и извращаются капиталистической организацией общества. И именно против этой поистине фатальной возможности мобилизовать и организовывать богатое общество, развитый капитализм на всех фронтах, как на родине, так и за рубежом. Во-первых, это капиталистическое общество. Кажется, необходимо напоминать себе об этом, потому что есть некоторые люди, даже слева, которые считают, что американское общество уже не классовое общество.





Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) радикальное, коренное, революционное, глубокое качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, разрыв постепенности, отличают и от эволюции (где развитие происходит постепенно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой- либо части системы без затрагивания существующих основ). В политической науке революции делятся на социальные и политические: Социальные революции приводят к смене одного социально-экономического строя другим; Политические революции к смене одного политического режима другим.

Это капиталистическое общество с высокой концентрацией экономической и политической власти; с расширенным и расширяющимся сектором автоматизации и координации производства, распределения и связи; с частной собственностью на средства производства, которые, однако, все больше зависят от все более активного и широкого вмешательства со стороны правительства. И это общество, растущее на условиях ускорения отходов, запланированного устаревания и разрушения, а субстрат населения по-прежнему живет в бедности и нищете.

Мы можем сказать, что рациональность общества заключается в его самом безумии и что безумие общества рационально до такой степени, насколько оно эффективно, в той степени, в какой оно доставляет товар. Теперь вопрос, который мы должны поднять, заключается в следующем: почему нам нужно освобождение от такого общества, если оно способно - возможно, в далеком будущем, но, по-видимому, способно - победить бедность в большей степени, чем когда-либо раньше, в сокращении трудовых и время труда и повышение уровня жизни?


Революция диалектически взаимосвязана с эволюцией. Они взаимообусловливают друг друга и переходят одна в другую. Эволюция подготавливает революцию. Революция завершает период эволюционных изменений и в то же время определяет направление и темпы дальнейшего эволюционного процесса.


Отметим, что в истории не раз встречались случаи эволюционного скачка при переходе от одной общественно- экономической формации к другой. Таковы были ранние социальные революции, которым многие исследователи отказывают в соответствующем статусе именно в связи с их постепенностью. В форме «эволюционной» социальной революции совершался и переход от феодализма к капитализму в прусской части Германии, в России, в скандинавских странах.


В направлении революционной по своей сущности эволюции действует закон возвышения потребностей, причем всего населения, а не только «верхних» слоев. Его действие вынуждены учитывать и государство, и собственники условий производства, независимо от того, в какой «системе отсчета» это сегодня происходит. Иначе цель производства (будь то получение прибыли, будь то развитие человека) не достигается, что по разным каналам приводит к взрывоопасной социальной напряженности.


Действует в направлении социализации общественных отношений и закон социального выравнивания, закон по своей сути социально-психологический, возникающий на исторической арене с появлением социального неравенства. Пока нет дворцов и все живут в хижинах, закон этот, разумеется, не действует. Объективные процессы в экономике развитых капиталистических стран обусловливают процессы демократизации политической жизни, которые, в свою очередь, оказывают на экономику обратное позитивное воздействие. В этих условиях становится необходимым и возможным осуществлять государственное перераспределение национального дохода, что способствует нарастанию черт общенародности в самой капиталистической собственности.


Отличие эволюционного характера развития общества от революционного состоит в том, что в процессе преобразования, изменения, переустройства каких- либо сторон общественной жизни (порядков, институтов, учреждений и т. д.) не устраняются основы существующей социально-политической структуры и данного общественного строя. Революционный же характер общественного развития означает слом самих основ функционирования экономических и политических институтов данного общества, принципиальные изменения в его структуре. Поскольку в основе революционного характера развития общества лежит разрушение, то он является болезненным для общества и может не продвинуть его вперед к совершенству, а наоборот, отбросить назад. История это подтверждает не единичными примерами.

Просмотров