Таблица по биологии среда обитания организмов. Какие среды обитания организмов вам известны? Самостоятельная работа учащихся с учебником

1. Какие среды жизни вам известны?

Ответ. Основные среды жизни - водная среда, наземно-воздушная среда и в почвенная среда. Каждая определяются физическими и химическими свойствами этих сред жизни. Эти свойства оказывают значительное влияние на действие других факторов неживой природы - стабилизируют сезонные колебания температуры (вода и почва), постепенно изменяют освещенность (вода) или полностью ее исключают (почва) и т. п. Вода - плотная по сравнению с воздухом среда, обладающая выталкивающей силой и являющаяся хорошим растворителем. Поэтому многие организмы, обитающие в воде, характеризуются слабым развитием опорных тканей (водные рас­тения, простейшие, кишечнополостные и т. п.), особыми способами передвиже­ния (парение, реактивное движение), особенностями дыхания и приспособлениями к поддержанию постоянства осмотического давления в клетках, образующих их тела. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани - внутренний и наружный скелет. Почва - это верхний слой суши, преобразованной в результате жизнедеятельности живых существ. Между частицами почвы имеются многочисленные полости, которые могут быть заполнены водой или воздухом. Поэтому почву населяют как водные, так и воздуходышащие организмы.

Какие среды жизни вам известны?

Биосфера - это часть Земли, где вся жизнь найдена, и она состоит из биотических факторов, а также абиотических факторов, таких как воздух, почва, вода и солнечный свет. Население состоит из всех членов вида, живущих в одном и том же месте одновременно. Роль или работа организма внутри сообщества - его ниша. Студентам будет предоставлен опыт из первых рук в определении плотности населения. Скажите учащимся, что они узнают больше о популяциях и о том, как население взаимодействует с другими группами населения и неживыми вещами в окружающей среде. Попросите учащихся провести мозговой штурм по всем типам организмов, которые они могут увидеть на прогулке в лесу. Скажите студентам, что эти организмы разделяют пространство, питание и места гнездования. Спросите: «Как количество людей в группе влияет на каждый организм?» Скажите им, что они делят свою научную аудиторию с другими людьми. Спросите: «Сколько места у каждого человека в вашем научном классе?» Скажите студентам, что они будут заниматься деятельностью, чтобы узнать, сколько места у каждого человека в вашем классе. Попросите студентов работать парами. Каждой паре нужен один метр. Один студент должен измерять, а другой должен записываться. Затем они могут найти ответы на вопросы вместе. Дайте следующие указания: Используйте метку для измерения длины и ширины класса. Умножьте длину и ширину, чтобы получить площадь класса в квадратных метрах. Подсчитайте количество людей в вашем классе. Разделите количество квадратных метров в классе на количество людей. Сколько места у каждого человека? Предскажите объем пространства, который будет иметь каждый человек, если ваш размер класса удвоится. Если студенческое население составляет 30 человек, а классный класс составляет 240 квадратных метров, то каждый студент будет иметь 8 квадратных метров. Объясните, что если плотность населения в классе удвоится, каждый человек будет иметь всего 4 квадратных метра. Тем не менее, для расчета плотности населения вы делите количество людей в населении по площади, чтобы получить людей на единицу площади. В этом случае плотность населения будет. Скажите студентам, что, поскольку мы теперь знаем, что количество людей в населении определяет объем пространства, который у каждого есть, мы готовы больше узнать о популяциях и о том, как взаимодействуют организмы и среды. Попросите учащихся перечислить популяции живых существ, которые могут находиться в районе, где они живут. Перечислите характеристики популяций и объясните каждую из них: плотность населения, расстояние и размер. Покажите график популяции мира с течением времени, чтобы проиллюстрировать, как изменяется численность населения. Попросите учащихся изучить приведенную ниже таблицу и объяснить, что могло произойти, чтобы изменить плотность населения. Какие преимущества дает население, которое питается несколькими видами организмов, имеет население, которое ест только один вид растения или животного? Что было бы проще, найти размер популяции растений или найти размер или популяцию животных?

  • Сообщество включает в себя все население этого района.
  • Сообщество и абиотические факторы составляют экосистему.
  • Организм живет в своей среде обитания в сообществе.
  • Студенты смогут идентифицировать биотические и абиотические факторы в биосфере.
  • Студенты смогут описать характеристики населения.
  • Студенты смогут сравнить «среду обитания» и свою нишу в сообществе.
  • Обсудите ответы на вопросы.
  • Определите население на доске.
Назначьте учащихся для расчета плотности населения Эри и сравните ее с Нью-Йорком.

Также выделяется организменная среда.

2. Какие экологические факторы вы знаете?

Ответ. Экологические факторы подразделяют на три типа.

1) Абиотические факторы - элементы неживой природы, воздействующие на живой организм. К ним относят свет, температуру, влажность, химический состав почвы, воздуха, воды. Также в эту группу входят такие сложные факторы, как рельеф местности, ветер, водные течения, приливы и отливы, смена времен года и др.

Обсудите, что земля, вода и воздух на земле - это место, где существует вся жизнь, и называется биосферой, которая простирается от самых глубоких океанов до верхней атмосферы. Объясните, что в биосфере живые существа зависят и взаимодействуют друг с другом и с неживыми вещами в их среде. Обсудите, что каждый вид в пруду составляет популяцию; все население составляют сообщество; сообщество и абиотические факторы могут влиять на экосистему. Разделите учащихся на группы по четыре человека. Дайте каждой группе четыре круга цветной строительной бумаги, клея и популяции лейблов, экосистемы, человека и сообщества. Попросите каждую группу разместить термины на внешних краях кругов, термин, который включает в себя все остальные, должен находиться на самом большом круге. Поместите остальных в порядок, пока самая маленькая группа не окажется в центре круга.

  • Покажите студентам модели земли и луны.
  • Попросите их сравнить и сравнить поверхности каждого из них.
  • Покажите картину пруда.
  • Попросите учащихся определить живые и неживые факторы и перечислить их на доске.
  • Классифицируйте каждого как биотического или абиотического.
Задайте следующие вопросы и обсудите.

2) Биотические факторы - все виды влияний на организмы со стороны других живых организмов. Воздействие может быть прямым (например, отношения «хищник - жертва») либо косвенным - если один вид изменяет среду обитания другого (например, земляной червь, питаясь, рыхлит землю, и это оказывает благоприятное действие на растения, поскольку улучшается аэрация корней).

Предположите, что произойдет с этим балансом, если вдруг изменится один абиотический фактор, такой как количество солнечного света. Разделите учащихся на группы по четыре человека и назначьте каждой группе другую экосистему, с которой они могут быть знакомы, например, поток, сад или пустая лота. Попросите их составить список всех присутствующих групп населения и вывести нишу каждого вида. Укажите, что население взаимодействует, чтобы создать сообщество. Подчеркните, что сообщества и неживые вещи составляют экосистему.

  • Назовите пять биотических и пять абиотических факторов в биосфере.
  • Экосистемы, такие как коралловые рифы, находятся в тонком балансе.
  • Назначьте учеников, чтобы узнать, как извержение горы.
  • Скажите студентам, что каждый человек живет в населении как часть сообщества.
  • Попросите каждую группу идентифицировать найденные там организмы.
  • Затем каждая группа будет привлекать свою экосистему и делиться ею с классом.
  • Объясните взаимосвязь между населением, сообществом и экосистемой.
  • Как среда обитания белки отличается от своей ниши?
  • Какие организмы живут в среде обитания человека?
  • Что может случиться, если две популяции заняли ту же самую нишу?
  • Опишите разницу между населением и сообществом.
Что нужно живым вещам выживать?

3) Антропогенные факторы - все формы активности человека, которые производят воздействие на живую природу - повреждающее (вырубка лесов, загрязнение водоемов, воздуха) или благоприятное (создание заповедников, сохранение редких видов).

Вопросы после § 75

1. Что такое экологические факторы? Какие группы экологических факторов вам известны?

Сколько организмов находится в экосистеме и где они ограничены тем, насколько хорошо экосистема перерабатывает материалы и сколько продовольствия, воды, пространства и жилья доступно. Внутри могут быть триллионы. Эти живые существа могут быть внутри совершенно разных, хотя генерал очень похож. Например, подумайте о районе Кливленда. Есть пруды, леса, города, холмы и даже озеро! Районы в пределах такого биома могут представлять собой разные из-за различных доступных и разных живых существ, составляющих эту конкретную область.

Нелегко сказать, что одна экосистема начинается в одном месте и заканчивается на другом. Это правда, что экосистемы влияют на другие экосистемы, а биомы влияют на другие биомы. На самом деле, ученые даже любят говорить о «эффекте бабочки»: то, как бабочка закрывает крылья здесь, в Северной Америке, может повлиять на дождь в Китае! Поскольку весь мир связан, лучшим местом для начала с экосистем является то, что необходимо для того, чтобы иметь экосистему.

Ответ. Условия среды оказывают определенное влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ. В связи с этим условия среды рассматривают как экологические факторы.

Экологические факторы очень многообразны как по своей природе, так и по воздействию на живые организмы. Условно все факторы среды подразделяются на три основные группы – абиотические, биотические и антропогенные.

Подумайте, в чем вы нуждаетесь. Врачи говорят, что вы можете выжить от 4 до 6 недель без еды и не более 10 дней без воды. Понятно, что все живые существа нуждаются в еде и воде, в той или иной форме, даже если еда исходит от солнца или воды поступает с воздуха. Но что еще вам нужно?

Все живое требует пространства, так что они могут получить свою пищу и воду, особенно если им нужно выследить эту еду. Другая удивительная потребность в всех живых существах - это приют. Многие живые существа способны сделать свой собственный приют, но все живые существа имеют хрупкие части, которые необходимо защитить от окружающей среды.

Абиотические факторы – это факторы неживой природы, прежде всего климатические: солнечный свет, температура, влажность, и местные: рельеф, свойства почвы, соленость, течения, ветер, радиация и т. д. Эти факторы могут влиять на организмы прямо, т. е. непосредственно, как свет или тепло, либо косвенно, как, например, рельеф, который обусловливает действие прямых факторов – освещенности, увлажнения, ветра и пр.

В зависимости от того, сколько продовольствия, воды, пространства и жилья доступно в экосистеме, определенная часть сможет выжить в экосистеме. Максимальное количество определенного организма, которое может выжить, называется экосистемой для этого организма.

Что еще более важно, здоровая экосистема также является материалом. Это означает, что после того, как олень съедает листья с дерева, оленя может быть разложена и черви в почву, где растения используют ее для изготовления новых листьев. Это также означает, что река несет воду с вершины горы, и эта вода собирается в озере. Вода из этого озера испаряется, падая, как дождь, на гору, где реки берут ее обратно в озеро.

Антропогенные факторы – это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.

В свою очередь, организмы сами могут оказывать влияние на условия своего существования. Например, наличие растительного покрова смягчает суточные колебания температуры вблизи поверхности Земли (под пологом леса или травы), влияет на структуру и химический состав почв.

Нарисуйте картину, показывающую четыре основные потребности живых существ. Объясните «эффект бабочки» своими словами. Что означает, что экосистема перерабатывает материалы? Выбирайте две экосистемы из разных биомов, с которыми вы знакомы, и контрастируете их тремя способами. Что произойдет, если организмы не смогут найти приют?

Какие экологические факторы вы знаете?

Представьте себе, что вам дали ферму размером с парковку Шоу. Какие животные вы думаете, что можете подняться на этой ферме? Какова была бы пропускная способность для каждого из них? Как солнце участвует во всех возобновляемых ресурсах? По вашим собственным словам, определите фотосинтез, хемосинтез, дыхание и ферментацию. Что заставляет тектонические плиты двигаться? Что такое климат, своими словами?

Все имеющиеся в природе экологические факторы воздействуют на жизнь организмов по-разному и имеют различную степень важности для разных видов.

2. Какие среды обитания организмов вам известны? Докажите, что среда обитания оказывает влияние на строение и жизнедеятельность организма.

Ответ. Средой называют всё то, что окружает живое существо в природе. На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и, наконец, одни живые организмы могут являться средой обитания для других. Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни. Каждый живой организм приспосабливается к среде обитания и к специфическим условиям жизни, в которых ему приходится существовать.

Каковы, по крайней мере, десять основных потребностей, которые у вас есть, чтобы выжить? Четыре основные потребности, которые есть у всех животных: еда, вода, пространство и приют. Для каждой из этих трех сред ответьте: какова основная потребность, которая наиболее сложна для животных в этой среде? Какова основная потребность, которую легче всего получить для животных в этой среде? Вы будете получать одну энергетическую карту каждый раз, когда вы посещаете завод, и вы не можете посещать тот же завод дважды подряд.

  • В вашей собственной жизни, как вы получаете эти основные потребности?
  • Получите три среза.
  • Какая из основных потребностей наиболее трудно получить для этого животного?
  • Какая из основных потребностей легче всего получить для этого животного?
  • Вы получите энергетические карты от солнца.
  • Если вы встретите разлагателя, вы получите половину своих энергетических карт.
Вторичный потребитель.

Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете. Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна по сравнению с другими средами.

Наибольшее значение для живущих в ней организмов имеют свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани - внутренний и наружный скелет.

Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.

Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. Поэтому загрязнение воздуха оказывает негативное воздействие на организмы.

У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.

Вода служит средой обитания для многих организмов. Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни. Водные организмы очень разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды.

Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. К ним относятся как множество мелких растений и животных, так и достаточно крупные организмы, например медузы. У активных пловцов (рыбы, дельфины, киты и др.), как правило, обтекаемая форма тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.

Вода способна накапливать и удерживать тепло, в связи с этим в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубоких океанских впадин. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет.

Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.

Почва - верхний рыхлый плодородный слой суши. Она состоит из неорганических веществ - минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества - остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки.

Огромную роль играет почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством - плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур.

Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Тела живых организмов могут служить средой обитания для других организмов. Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам. Изменяются физиологические процессы, например, у них анаэробное дыхание.

3. Что такое толерантность? Что характеризует кривая толерантности?

Ответ. У организмов, живущих в определенной среде, вырабатываются специфические приспособления к экологическим условиям именно этой среды.

Однако организмы имеют разную толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – способность выдерживать изменения условий жизни (например, колебания температуры, влажности, света). Это очень важное свойство живого, позволяющее приспособляться к изменяющимся условиям.

Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы. Например, организм может погибнуть как от слишком низкой, так и слишком высокой температуры. Графики, показывающие условия толерантности называют кривыми толерантности. Положение вершины кривой указывает оптимальные (наилучшие) условия по этому фактору для особей данного вида.

Для некоторых видов характерны кривые с очень острыми пиками. Это означает, что диапазон условий, при которых особи данного вида могут нормально существовать, очень узок. Пологие кривые соответствуют широкому диапазону толерантности.

Организмы с широкими границами устойчивости, конечно, имеют шансы на более широкое распространение. Однако широкие границы по одному экологическому фактору вовсе не означают широких границ по всем факторам. Например, многие земноводные могут выдерживать значительные колебания температуры, но не переносят даже кратковременного высыхания кожи.

4. В чем сущность закона минимума и к каким последствиям может привести пренебрежение его требованиями в сельском хозяйстве?

Ответ. По экологическому закону минимума успешную жизнедеятельность организма ограничивает экологический фактор, количество и качество которого близки к минимуму, необходимому организму.

Если в почве достаточно азота, фосфора и других минеральных веществ, но не хватает калия, растение будет развиваться только до тех пор, пока не усвоит весь калий.

Факторы, сдерживающие развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями, называются лимитирующими.

5. Что такое адаптация? Какую роль она играет в жизни организма?

Особым приспособлением к неблагоприятным условиям является анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедляются, что отсутствуют все видимые признаки жизни. Такое состояние характерно для спор, сухих семян, для одноклеточных организмов, некоторых червей, членистоногих, земноводных. В состоянии анабиоза организмы могут переносить крайне неблагоприятные условия, например глубокое промерзание.

Приведите примеры адаптации (приспособленности) у животных и растений, живущих в сходных условиях.

Ответ. Процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды называется адаптацией.

Адаптация означает приспособление строения и жизнедеятельности организма к воздействию тех или иных экологических факторов. Среди приспособлений организмов к условиям среды наиболее наглядными можно считать морфологические адаптации, т. е. особенности внешнего строения растений и животных.

Соответствие организма и среды особенно отчетливо прослеживается при ознакомлении с реакциями ее обитателей на циклические изменения внешних условий. Смена времен года является периодически повторяющимся, или циклическим, изменением, так же как и поочередное наступление то темного, то светлого времени суток или прилива и отлива.

Многократное воздействие циклических изменений привело к возникновению у организмов ряда особенностей образа жизни, которые сами по себе также являются циклическими. Таковы, например, диапауза (состояние физиологического покоя) насекомых, ежегодное сбрасывание листвы листопадными деревьями, приливно-отливный ритм перемещения животных, обитающих в зоне прилива (например, крабов), сезонный цикл изменения густоты и часто окраски меха у млекопитающих.

Из сезонных изменений образа жизни широко распространенным приспособлением к неблагоприятным условиям у многих животных являются миграции. К ним относятся перемещения в новые убежища или массовые переселения в иные климатические области (наподобие ежегодных перелетов птиц, миграций северных оленей и т. п.).

Растения и прикрепленные животные перемещаться не могут. Именно у этих организмов сезонные изменения нередко проявляются наиболее ярко. Например, некоторые виды молочаев, живущие в засушливых районах, образуют в течение одного года три поколения листьев, причем листья каждого поколения обладают своим характерным строением. У некоторых из них во время влажного сезона образуются сравнительно крупные листья. Во время более засушливого сезона они опадают, а на смену им приходят мелкие листья или чешуйки. Иногда исчезает и такая листва, а растение проводит наиболее засушливый период лишь с зелеными стеблями да колючками.

Особым приспособлением к неблагоприятным условиям является анабиоз - состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедляются, что отсутствуют все видимые признаки жизни. Такое состояние характерно для спор, сухих семян, для одноклеточных организмов, некоторых червей, членистоногих, земноводных. В состоянии анабиоза организмы могут переносить крайне неблагоприятные условия, например глубокое промерзание.

Жизненными формами, или биоморфами, называют определенный тип приспособления разных организмов к основным факторам общей среды обитания, приводящий к выработке некоторого сходства во внешнем облике, строении и функциях (конвергенция). В то же время в определении одного из специфических понятий экологии, каким является «жизненная форма» , в литературе существует большой разнобой, как и в оценке его значения (одни считают очень важным, другие - бесполезным) .

Это понятие раньше стали применять ботаники, позднее (благодаря Д. Н. Кашкарову) - зоологи.

Понятие о жизненных формах растений развилось на почве ботанической географии. А. Гумбольдт (1807) и Гризебах (1872) при описании растительного покрова выделили группы растений, которые определяют ландшафт. Эти группы были названы физиогномическими формами растений. Рейтер (1885) дал систему этих форм. Варминг (1895), сформулировавший понятие о жизненных формах растений, понимает под ними группы растений, вегетативное тело которых «находится в гармоническом сочетании с окружающим миром, среди которого проходит жизненный процесс растения от проростка до плодоношения и до смерти».

Конвергенция (от лат. convergo - приближаюсь, схожусь)

Конвергентная эволюция - эволюционный процесс, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях, то есть относящихся к одной экологической гильдии.

Примером конвергенции на основе аналогичных органов могут служить крылья насекомых и крылья птиц, жабры моллюсков и рыб,

У плавающих ископаемых пресмыкающихся ихтиозавров и у млекопитающих дельфинов форма тела и передних конечностей в процессе эволюции приобрела конвергентное сходство с формой тела и плавниками рыб.

Формирование жёсткого тяжёлого скелета с защитной функцией в различных группах сидячих животных. Такие скелеты характерны для губок (Porifera), кораллов

Кактус и молочай, произрастая в очень похожих условиях жарких пустынь (одно - в Америке, а другое - в Африке), оба растения независимо друг от друга приобрели толстый стебель, чтобы накапливать влагу, и шипы для защиты от поедания животными.

Дикобразы, ежи и ехидны относятся к совершенно разным отрядам (а ехидна так и вообще яйцекладущее млекопитающее). Да и живут в совершенно разных местах. Тем не менее конвергенция сыграла свою роль - для защиты все эти животные вырастили иголки.

Средой называют всё то, что окружает живое существо в природе. На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и, наконец, одни живые организмы могут являться средой обитания для других. Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни. Каждый живой организм приспосабливается к среде обитания и к специфическим условиям жизни, в которых ему приходится существовать.

Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете. Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна по сравнению с другими средами.

Наибольшее значение для живущих в ней организмов имеют свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани - внутренний и наружный скелет.

Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.

Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. Поэтому загрязнение воздуха оказывает негативное воздействие на организмы.

У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.

Вода служит средой обитания для многих организмов. Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни. Водные организмы очень разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды.

Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. К ним относятся как множество мелких растений и животных, так и достаточно крупные организмы, например медузы. У активных пловцов (рыбы, дельфины, киты и др.), как правило, обтекаемая форма тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.

Вода способна накапливать и удерживать тепло, в связи с этим в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубоких океанских впадин. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет.

Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.

Почва - верхний рыхлый плодородный слой суши. Она состоит из неорганических веществ - минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества - остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки.

Огромную роль играет почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством - плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур.

Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Тела живых организмов могут служить средой обитания для других организмов. Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам. Изменяются физиологические процессы, например, у них анаэробное дыхание.

Просмотров