Что такое рекрутская повинность, или служба, о которой мы ничего не знаем. Рекрутская повинность

Отмена крепостного права образовывала много пустых мест в существовавшей ранее системе местного управления, т.к. эта последняя была теснейшим образом связана с крепостным правом. Так, прежде каждый помещик в своем имении был для своих крестьян олицетворением власти. Да и в уездном и губернском управлении большая часть должностей еще со времен Екатерины II замещалась по выбору дворянства и из числа его представителей. После отмены крепостного права вся эта система рухнула. И без того местное хозяйство было чрезвычайно запущено. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Таким образом, необходимо было срочно искать выход из этого нетерпимого положения, учитывая, что государственная казна истощена, и правительство не может поднять местное хозяйство своими силами. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности (особенно из нечерноземных губерний), которая ходатайствовала о введении местного всесословного самоуправления. Эти идеи были высказаны Н.А. Милютиным в записке на имя императора. После утверждения последним, они стали руководящими принципами реформы. Принципы эти выражались в формуле: дать местному самоуправлению возможно больше доверия, возможно больше самостоятельности и возможно больше единства. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Началась земская реформа, в ходе которой в России создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Распорядительными органами земства были уездные и губернские земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда (курии). К первой курии (частных землевладельцев) относились лица, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Ко второй (сельских обществ) - выборные от волостных сходов. Третья курия (городских избирателей) включала в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. Каждый из съездов избирал определенное равное число гласных (сроком на три года). Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому председателями уездных собраний автоматически (по должности) становились уездные предводители дворянства, а губернских собраний - губернские предводители. Земство было введено только в 34 губерниях Европейской России. Его не было в Сибири и в Архангельской губернии, т.к. там не было помещиков. Не ввели земство в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление. Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местное хозяйство (строительство и содержание местных дорог др.), народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но даже ставить на обсуждение. Более того, губернским земствам запрещалось сноситься между собой и координировать свою деятельность даже в таких вопросах, как борьба с голодом, эпидемиями, падежом скота. Милютин не настаивал на расширении компетенции земств, однако считал, что в своей сфере деятельности они должны пользоваться полной самостоятельностью и независимостью от местных административных властей, подчиняясь лишь Сенату, и что губернаторам должно быть предоставлено лишь право надзора за законностью их действий. Недостатки земской реформы были очевидны: незавершенность структуры земских органов (отсутствие высшего центрального органа), искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности. В то же время эта реформа имела серьезное значение. Важен был сам факт появления в России, системы самоуправления, в корне отличной от господствующей бюрократической системы. Выборность земских органов, их относительная независимость от бюрократических структур позволяли рассчитывать на то, что эти органы, при всех своих недостатках, будут исходить из интересов местного населения и приносить ему реальную пользу. Эти надежды в целом оправдались. Уже вскоре после создания земств Россия покрылась сетью земских школ и больниц. С появлением земства стало меняться соотношение сил в провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь, когда развернулась сеть школ. больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”. Едва родившись, земства встретили крайне враждебное отношение к себе всех правительственных органов - центральных и местных, вскоре лишились значительной части своих и без того небольших полномочий, что привело к тому, что многие достойные деятели земского движения охладели к нему и вышли из состава земских управ и собраний. По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики. Они становились гласными земских собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения. А представители “третьего элемента” испытывали тяготение к левым, демократическим, течениям общественной мысли. В обществе возникла надежда на дальнейшие шаги в коренном переустройстве государственного строя России. Либеральные деятели, от души приветствовавшие реформу, тешили себя мечтой об "увенчании здания" - создании на земской основе всероссийского представительного органа, что 6ыло бы продвижением к конституционной монархии. Но власть пошла по совсем иному пути. Как выяснилось впоследствии, в 1864 г. она дала максимум самоуправления, который считала возможным. Политика правительства по отношению к земству во второй половине 1860-х - 1870-е гг. была направлена на лишение его всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством; еще большие права были даны им в отношении "лиц, служащих по найму”, - земских врачей, учителей, статистиков: по малейшему поводу их не только изгоняли из земства, но и высылали за пределы губернии. Кроме того, губернатор становился цензором всех печатных изданий земства - отчетов, журналов заседаний, статистических исследований. Центральная и местная власти целенаправленно душили всякую инициативу земств, в корне пресекали любое поползновение их к независимой деятельности. При возникновении конфликтных ситуаций правительство не останавливалось перед роспуском земских собраний, ссылкой их членов и другими карательными мерами. В результате вместо движения вперед к представительному правлению власть упорно пятилась назад, стремясь включить земские органы в бюрократическую систему. Это сковывало деятельность земств, подрывало их авторитет. Тем не менее земствам удалось добиться серьезных успехов в своей конкретной работе, особенно в сфере народного просвещения и медицины. Но им так и не суждено было стать полноценными органами самоуправления и послужить основой для строительства конституционного строя. На аналогичных основаниях в 1870 г. было опубликовано Городовое положение (закон о реформе городского самоуправления). Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспорт, устройство городских проездов, набережных, мостов и др.), а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом, попечение о развитии торговли и промышленности. На Городские думы были возложены обязательные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм (эти расходы поглощали от 20 до 60% городского бюджета). Городовое положение устранило сословное начало в формировании городских органов самоуправления, заменив его имущественным цензом. В выборах в городскую думу участвовали лица мужского пола, достигшие 25 лет по трем избирательным съездам (куриям) (мелких, средних и крупных налогоплательщиков) с равными общими суммами платежей городских налогов. Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы. Наравне с частными лицами избирательное право получили ведомства, компании, монастыри и др., платившие сборы в городской бюджет. Рабочие, не платившие налогов в пользу города, не участвовали в выборах. Численность дум устанавливалась с учетом количества населения от 30 до 72 гласных, в Москве - 180, в С.-Петербурге - 250. Городской голова, его товарищ (заместитель) и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу и управу, координируя их деятельность. Органом надзора за соблюдение законности в деятельности городского самоуправления являлось Губернское по городским делам присутствие (под председательством губернатора).

В пределах своей компетенции Городские думы обладали относительной независимостью и самостоятельностью. Они проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства. Это объяснялось долго сохранявшейся политической инертностью купечества и предпринимательского класса.

Рекрутская повинность - введена в России Петром I в 1699 г., когда, перед войной со шведами, повелено было произвести первый набор 32 тыс. солдат на новых началах. Люди, поставляемые в войска, продолжали еще некоторое время именоваться по-прежнему даточными людьми (см.); название рекруты появилось в 1705 г. Главные основания Рекрутская повинность , как они были первоначально установлены, заключались в следующем: 1) Рекрутская повинность повинности подлежат все сословия и все классы населения; 2) для дворян она есть повинность личная и , для податных сословий - общинная, т. е. предъявляло свои требования не к лицу, а к обществу, указывая лишь число подлежащих сдаче рекрутов, в возрасте от 20 до 35 лет, и предоставляя самим обществам определять, кто и на каких основаниях должен быть сдан; 3) срок службы - пожизненный; 4) размер повинности, время набора и порядок раскладки определяются особо перед каждым набором. В последующие царствования был сделан целый ряд отступлений от основного принципа общеобязательности Рекрутская повинность повинности. Еще в 1736 г. разрешено было в каждой дворянской семье освобождать от службы одного из братьев, для лучшего управления имением; затем служба для дворян была ограничена 25 годами и, наконец, грамотой о вольности и свободе дворянству, 1762 г., оно вовсе было освобождено от Рекрутская повинность повинности. Несколько позднее началось постепенное других классов общества: купцов, почетных граждан, жителей привилегированных местностей (Бессарабии, отдаленных областей Сибири), лиц получивших известное , колонистов, семейств церковнослужителей - словом, всех классов и лиц, в чем бы то ни было поднимавшихся над общим уровнем податной массы. В последнем издании Рекрутская повинность устава (1862 г.) имелось уже следующее, далекое от принципа общеобязательности постановление (ст. 4): "Рекрутская повинность повинности подлежат в государстве все те сословия, кои платят в казну подать подушную или подушной соответственную, а именно: мещане, разных наименований, крестьяне удельные, крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, и другие, от рекрутства не изъятые" (т. е. не изъятые на основании специальных постановлений, перечень которых давали 32 пункта ст. 13 устава). Насколько и для податных сословий Рекрутская повинность повинность не была общеобязательна, видно из того, что по 10-й народной переписи (1858 г.) из 29½ млн. душ мужского пола в Европейской России (без Царства Польского и Финляндии) Рекрутская повинность повинности подлежало лишь 23½ млн., а 6 млн., или 20%, были либо вовсе свободны от неё, либо не несли ее лично, а платили вместо того денежный взнос. Общинный характер Рекрутская повинность повинности (см.) сохранялся до самого ее упразднения. В генеральном учреждении о ежегодном сборе рекрутов 1757 г. говорилось, что военные приемщики обязаны принимать "кого отдатчики в отдачу объявят и поставят".

С течением времени сама собой выработалась в населении так называемая очередная система, основанная на крайне сложном и дробном учете рабочей силы каждой семьи (см.). Неудобства и сложность очередной системы, а главное - неопределенность возраста рекрутов (до крымской войны сохранялись пределы от 20 до 35 лет, затем высший предел был понижен до 30 лет), побудили правительство установить иной порядок, получивший название жеребьевого. Этот порядок в 1854 г. был окончательно установлен для мещан, ремесленников и государственных крестьян. Для удельных и помещичьих крестьян оставался в силе порядок очередной - для помещичьих, впрочем, только по букве закона, так как фактически выбор рекрутов вполне зависел от помещика. Жеребьевый порядок по Рекрутская повинность уставу (1857 и 1862 гг.) существенно отличался от порядка того же наименования, принятого нынешним уставом о воинской повинности (см. ), так как, подобно порядку очередному, он в значительной мере был основан на учете рабочей силы семейств. Все семьи разделялись на 3 разряда: к 1-му относились многорабочие, т. е. имевшие не менее 4 работников; ко 2-му - "тройниковые", т. е. имевшие 3 работников; к 3-му - "двойниковые" и те из тройниковых, которые уже поставили одного рекрута. Бездомные и бессемейные одиночки присоединялись к 1-му разряду, а единственные работники в семье вовсе освобождались от службы. К жребию прежде всего привлекались рекруты первого разряда, затем, в случае надобности, второго и третьего; в каждом разряде поступление на службу определялось нумером жребия. привлекавшихся к жребию был установлен в 21 год, а в й и Олонецкой губерниях - 22 года. Многолюдные города, посады и местечки, где было более 150 душ одиночек и двойников и более 300 душ тройников и из многорабочих семей, разделялись на два Рекрутская повинность участка: один - для одиночек и двойников, другой - для тройников и многорабочих. Города, посады и местечки малолюдные составляли один участок. В селениях государственных крестьян Рекрутская повинность участок образовала каждая волость; составляли западные губернии, где сельские общества соединялись в участки по особому расписанию, и волости со смешанным населением русским и татарским, где образовывалось по два участка, русский и татарский [Любопытно специальное правило примечания к ст. 884 Рекрутская повинность устава (изд. 1862 г.): "в губернии, в м участке государственных крестьян, все те семейства, в коих деторождение ограничено одним сыном (так, что после него вовсе не родится детей, ни мужеского и женского пола), хотя бы они по вере были православного исповедания, отделяются в особый Рекрутская повинность участок", с особым учетом подлежащих поставке рекрутов; "но как скоро семейства, включенные в сей особый участок, оставляют свое и деторождение в них возобновляется, хотя бы то были дети женского пола, начальник губернии обязан исключать оные из особого списка и присоединять к общему Рекрутская повинность участку".]. Для крестьян удельных и помещичьих основанием раскладки рекрутов служили также Рекрутская повинность участки. Отдельные участки составляли волость или сельский приказ удельных крестьян и все селения в губернии, принадлежавшие одному помещику. Как при очередной системе, так и при жеребьевой, в широкой степени допускалась замена лица, сдаваемого в рекруты, другим лицом. Наиболее распространенным способом замены был (см.). С 40-х годов правительство само стало нанимать охотников, выпуская по числу нанятых зачетные Рекрутская повинность квитанции (см. там же), сохраняющие свою силу и до настоящего времени (см. ). С шестидесятых годов наряду с этими квитанциями стали выпускаться, по числу нижних чинов, оставшихся на вторичной службе, выкупные квитанции, действительные только для следующего набора. С 1872 г. был установлен неограниченный выкуп от Рекрутская повинность повинности, для всех желающих, путем простого взноса определенной денежной суммы. пожизненности службы для прочих, кроме дворянства, сословий получил первое ограничение в 1793 г., когда был установлен срок в 25 лет. Этот срок сохранял свою силу до крымской войны, но фактически еще в 1834 г. он был сокращен до 20 лет: установлено было увольнение нижних чинов, прослуживших 20 лет, на остальные 5 лет в так называемый бессрочный отпуск (см.), из которого они могли быть возвращаемы на службу только для пополнения войск до размера штатов военного времени. С воцарением а II срок службы был сокращен до 15 лет; в начале действительная служба продолжалась 12 лет, после чего увольнялись в на 3 года, а затем было введено увольнение в бессрочный отпуск на 5 лет, после 10 лет службы. В шестидесятых годах последовало дальнейшее сокращение срока действительной службы, путем увольнения во временный отпуск. Ко времени введения устава о воинской повинности 1874 г. существовал такой порядок: нижние чины состояли на действительной службе около 7 лет, затем увольнялись во временный отпуск, а через 3 года перечислялись в бессрочный отпуск на 5 лет, после чего получали "чистую" отставку. Раскладка Рекрутская повинность повинности первоначально делалась по числу дворов; после первой ревизии (1722 г.) установилась раскладка по числу душ. Общее размера повинности впервые было сделано при императрице е Петровне: вся империи была разделена на 5 полос, из которых каждая должна была ставить, через 4 года в пятый, по одному рекруту со ста душ. Вскоре это определение было нарушено и получил силу прежний порядок: брать рекрутов в разном числе и в разное время, по мере надобности. Правильные ежегодные рекрутские наборы установлены были лишь в 1831 г. Вся Россия была разделена на две полосы: западную и восточную. По ст. 3 устава, "в мирное время Рекрутская повинность наборы назначались ежегодно не общие по всему государству, но частные, по очередным только губерниям и областям", т. е. один год по западной полосе, другой - по восточной. Назначались наборы Высочайшими указами, "в виде манифестов исходящими". По числу взимаемых рекрутов различались: обыкновенные наборы - менее 7 человек с тысячи, усиленные - от 7 до 10 и чрезвычайные - свыше 10 человек с тысячи. Во время крымской войны было взято: в губерниях восточной полосы по 70 человек с тысячи ревизских душ, а в губерниях западной полосы - по 57 человек, не считая ратников ополчения. В ряду других милостей, объявленных в коронационном манифесте 26 августа 1856 г., население было на 3 года освобождено от Рекрутская повинность наборов; позже эта льгота была продолжена до 1863 г. В 1863 г., ввиду польского восстания и ожидавшегося вмешательства западных держав, в один год было произведено два чрезвычайных набора со всего государства, по 5 человек с тысячи душ каждый. Дальнейшие наборы производились также ежегодно со всего государства, а не по полосам: в 1864 и 1865 гг. было взято по 5 человек с тысячи, в 1866-70 гг. - по 4, в 1871-74 гг. - по 6. е наборы давали ежегодно от 140 до 150 тыс. рекрутов. Общие правила отправления Рекрутская повинность повинности с течением времени ограничивались все более и более изъятиями и правилами особенными. В Рекрутская повинность уставе изд. 1862 г. общим правилам было посвящено 795 статей, а затем в 560 статьях излагались правила особенные. На основании особых правил отправляли повинность податные сословия Архангельской и Прибалтийских губерний, и податные граждане западных губерний, малороссийские казаки Полтавской и ской губерний, в Казанской и ой губерниях, крестьяне в Земле Войска Донского, евреи.

См. Д. , "Записки по истории военного искусства в России"; ич, "Исторический очерк деятельности военного за 1855-80 гг."; А. , "Комплектование и устройство вооруженной силы" (часть I).

Реформы местного самоуправления. После отмены кре­постного права потребовалось проведение целого ряда дру­гих преобразований.

Одной из важнейших реформ Александра II стало со­здание органов местного самоуправления - земств.

К началу 60-х гг. прежнее управление на местах пока­зало свою полную несостоятельность. Деятельность руко­водивших губерниями и уездами чиновников, назначен­ных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоо­хранение, просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению мест­ных проблем все слои населения.

В то же время, учреждая земства, правительство не могло не считаться с настроениями дворянства, значитель­ная часть которого была недовольна отменой крепостного права. «Дворянство, - писал К. Д. Кавелин, - не может примириться с мыслью, что правительство освободило крестьян, как ему хотелось, а не как хотели дворяне, что дворянство даже не было порядочно выслушано. Роль пер­вого сословия империи в деле такой важности вышла жал­кая и унизительная». Поэтому одной из причин земской реформы было желание возместить для дворян - хотя бы частично - утрату прежней власти.

Создавая местные органы самоуправления, правитель­ство надеялось также на то, что их деятельность сможет отвлечь наиболее активную часть общества «от политиче­ских мечтаний», заставит заниматься конкретными полез­ными делами.

    января 1864 г. императорским указом вводилось «По­ложение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного управления - земств (в волостях земства не создавались).

Быть избирателями по землевладельческой курии мог­ли владельцы не менее 200 десятин земли или другого не­движимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприя­тий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. Мел­кие землевладельцы, объединяясь, выдвигали лишь своих уполномоченных.

Избирателями городской курии были купцы, владель­цы предприятий или торговых заведений с годовым обо­ротом не менее 6 тыс. рублей, а также владельцы недви­жимой собственности на сумму от 600 рублей (в неболь­ших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных).

Выборы по крестьянской курии были многостепенны­ми: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах сначала избирали выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных земских со­браниях избирались представители от крестьян в губерн­ские органы самоуправления.

Земские органы делились на распорядительные и ис­полнительные. Распорядительные - земские собрания - состояли из представителей всех сословий в лице избран­ных гласных (депутатов). Гласные как в уезде, так и в гу­берниях избирались на 3 года.

Земские собрания выбирали исполнительные органы - земские управы, которые также работали 3 года. Предсе­дателем земского собрания был предводитель дворянства.

Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство путей со­общения, сооружение и содержание школ, больниц, раз­витие местной торговли и промышленности и т. д. За за­конностью действий земств следил губернатор.

Материальной основой деятельности земств был специ­альный налог, которым облагалось недвижимое имущест­во: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и тор­говые заведения.

Земства не были введены в Архангельской, Астрахан­ской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии - там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местно­го самоуправления Польша, Литва, Белоруссия, Правобе­режная Украина, Кавказ, так как там помещики не были русскими.

Земская реформа имела недостатки. Прежде всего, был непоследовательно выдержан принцип всесословности. Выборы фактически строились по сословному признаку. При этом распределение по куриям давало значительные преимущества дворянам. Круг вопросов, решаемых земст­вами, был ограничен.

Заседание земства. С картины художника К. Трутовского

Тем не менее создание земских учреждений было успе­хом сторонников конституционного правления. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократи­чески настроенная интеллигенция. За годы своего сущест­вования земства подняли уровень образования и народно­го здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расшири­ли агрономическую помощь крестьянам в таком масшта­бе, на который государственная власть была неспособна. Несмотря на то что в земствах преобладали представите­ли дворянства, их деятельность была направлена на улуч­шение положения широких народных масс.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждения­ми - городскими думами и городскими управами.

Правом выбора в городскую думу пользовались мужчи­ны, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов делились на три курии. Первую ку­рию составляла небольшая группа наиболее крупных вла­дельцев домов, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1 / 3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще "/з городских сборов. Третья курия состо­яла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных, что обес­печивало преобладание крупных собственников.

Городское общественное самоуправление ведало реше­нием хозяйственных вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и промышленности, здраво­охранения и народного образования, содержанием поли­ции, тюрем и т. д.

Деятельность городского самоуправления контролиро­валась государством. Избранный городской думой город­ской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить за­прет на любое решение думы. Для контроля за деятельно­стью городского самоуправления в каждой губернии созда­вался специальный орган - губернское по городским де­лам присутствие.

При всей своей ограниченности городская реформа бы­ла шагом вперед в деле городского самоуправления. Она, как и земская реформа, способствовала приобщению ши­роких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа. Самым последовательным преобра­зованием Александра II стала судебная реформа, прове­денная на основе новых судебных уставов, принятых в но­ябре 1864 г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: равенство всех сословий перед законом; гласность суда; независимость судей; со­стязательность обвинения и защиты; выборность некото­рых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две систе­мы судов - мировые и общие. Мировые суды рассматри­вали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создава­лись в городах и уездах. Мировые судьи вершили право­судие единолично. Они выбирались земскими собраниями и городскими думами. Мировым судьей мог стать только «местный житель» не моложе 25 лет, обладавший безу­пречной репутацией. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз: высшее или среднее образование и владение недвижимым имуществом вдвое выше, чем при выборах в земства по землевладель­ческой курии. При этом они получали довольно высокую заработную плату - от 2,2 до 9 тыс. рублей в год.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рас­сматривали уголовные и сложные гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием две­надцати присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупреч­ной репутацией, проживавший в данной местности не ме­нее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от

    тыс. рублей. Списки присяжных утверждались губерна­тором.

Апелляции по поводу решения окружного суда подава­лись в судебную палату. Причем апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допуска­лась. Судебная палата рассматривала также дела о долж­ностных преступлениях чиновников. Такие дела прирав­нивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Реформа устанавливала гласность ведения судов. Они стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общест­венный интерес. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего инте­ресы обвиняемого. В русском обществе возник необычай­ный интерес к адвокатской деятельности. На этом попри­ще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, князь А. И. Урусов и другие, заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов. Хотя новая судебная система еще сохраняла ряд пережитков прошлого (особые волост­ные суды для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее она оказалась самой передовой в тогдашнем мире.

Военные реформы. Либеральные преобразования в обще­стве, стремление правительства преодолеть отставание в во­енной области, а также сократить военные расходы вызва­ли необходимость проведения коренных реформ в армии.

Они осуществлялись под руководством военного мини­стра Д. А. Милютина, вступившего в эту должность в но­ябре 1861 г. Реформы растянулись на несколько лет и ох­ватили все стороны армейской жизни. Учитывая опыт ря­да европейских стран, одной из основных задач преобра­зований Д. А. Милютин считал сокращение армии в мир­ное время при возможности значительного увеличения ее в военный период за счет создания обученного резерва. В 1863-1864 гг. было проведено реформирование военно­учебных заведений. Общее образование отделялось от спе­циального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессио­

нальную - в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образова­ния, создавались юнкерские учили­ща. В них принимали представите­лей всех сословий. В 1868 г. для по­полнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии. Пере­сматривались и совершенствовались программы высших военных учеб­ных заведений. В 1867 г. была от­крыта Военно-юридическая акаде­мия, в 1877 г. - Морская академия.

Д. А. Милютин

Коренным образом изменился по­рядок пополнения армии: вместо ре­крутских наборов, существовавших со времен Петра I, вводилась всесословная воинская по­винность. Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уста­ву, призыву подлежали лица всех сословий с 20 лет (по­зднее - с 21 года). Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет, из них 6 лет - дейст­вительной службы, 9 лет - в запасе. Во флоте - 10 лет:

    лет - действительной, 3 года - в запасе. Для лиц, по­лучивших образование, срок действительной службы со­кращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до 6 месяцев (для имевших высшее образование).

От действительной военной службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. Освобожденные от призыва зачислялись в ополчения, со­бираемые лишь во время войны. Не подлежали призыву представители народов Севера, Средней Азии, часть жите­лей Кавказа и Сибири.

В армии были отменены телесные наказания; улучше­но питание; расширялась сеть солдатских школ.

Происходило перевооружение армии и флота: в 1867 г. вместо гладкоствольных были введены нарезные орудия, началась замена чугунных и бронзовых орудия на сталь­ные; в 1868 г. были приняты на вооружение винтовки, со­зданные русскими изобретателями при содействии амери­канского полковника X. Бердана (берданки). Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значи­тельно сократив время на строевую подготовку.

В результате военных реформ Россия получила массо­вую армию современного типа. Из нее во многом были из­гнаны муштра и палочная дисциплина с жестокими те­лесными наказаниями. Большую часть солдат теперь учи­ли не только военному делу, но и грамоте, что существен­но подняло авторитет воинской службы. Переход ко все­общей воинской повинности был серьезным ударом по сословной организации общества.

Реформы в области просвещения. Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю.

В июне 1864 г. было утверждено Положение о началь­ных народных училищах. Отныне такие училища могли открываться общественными учреждениями и частными лицами. Это привело к созданию начальных школ различ­ных типов - государственных, земских, церковно-при- ходских, воскресных. Срок обучения в таких школах не превышал, как правило, трех лет.

С ноября 1864 г. основным типом учебного заведения средней ступени стали гимназии. Они разделялись на классические и реальные. В классических большое место отводилось древним языкам - латинскому и древнегрече­скому. Они готовили молодежь для поступления в универ­ситеты. Срок обучения в классических гимназиях снача­ла был семилетний, а с 1871 г. - восьмилетний. Реаль­ные гимназии были призваны готовить «к занятиям раз­личными отраслями промышленности и торговли». Обуче­ние в них было семилетним. Основное внимание уделялось изучению математики, естествознания, технических пред­метов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт. Они могли продолжать учебу в тех­нических высших учебных заведениях.

В гимназии принимали детей «всех сословий, без раз­личия звания и вероисповедания», правда, при этом уста­навливалась высокая плата за обучение.

Было положено начало женскому среднему образова­нию - появились женские гимназии. Но объем знаний, даваемый в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях.

В июне 1864 г. был утвержден новый устав для уни­верситетов, который восстанавливал автономию этих учеб­ных заведений. Непосредственное руководство университе­том поручалось совету профессоров, который избирал рек­тора и деканов, утверждал учебные планы, решал финан­совые и кадровые вопросы.

Начало развиваться высшее женское образование. По­скольку выпускницы гимназий не могли поступать в уни­верситеты, для них были открыты высшие женские кур­сы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. В дальнейшем девушек стали допускать и в университеты, но в качест­ве вольнослушателей.

Претворение реформ в жизнь. Воплощение реформ в жизнь проходило очень сложно. Еще в ходе их разработ­ки у Александра II не раз проявлялось стремление внести в них «исправления» в консервативном духе, чтобы таким образом уберечь страну от потрясений. На практике это выразилось в том, что реформы разрабатывали молодые либеральные чиновники, а претворяли их в жизнь старые чиновники-консерваторы.

Почти сразу же после обнародования крестьянской ре­формы в отставку были отправлены ее активные участни­ки - министр внутренних дел С. С. Ланской и его бли­жайший помощник Н. А. Милютин. Министром внутрен­них дел был назначен консерватор П. А. Валуев. Он объ­явил, что главной его задачей является «строгое и точное введение в действие положений 19 февраля, но в прими­рительном духе». Примирительный дух Валуева выразил­ся в том, что он начал гонения на тех мировых посредни­ков, которые слишком рьяно отстаивали, по его мнению, интересы крестьян при проведении реформы. Он аресто­вал организаторов съезда мировых посредников в Твери, на котором было заявлено, что мировые посредники будут руководствоваться в своей деятельности не распоряжени­ями правительства, а взглядами общества.

Однако остановить ход крестьянской реформы было уже невозможно, и консерваторы начали наступление на другие реформы. Толчком к этому послужило покушение в 1866 г. члена тайной революционной организации Д. Каракозова на Александра II, закончившееся неудачей. Консерваторы обвинили либерального министра просвеще­ния А. В. Головнина в развращении молодежи идеями ни­гилизма и добились его отставки.

Вслед за уходом Головнина последовали отставки дру­гих высших чиновников. На их места назначались пред­ставители консервативных сил. Пост министра просвеще­ния занял Д. А. Толстой, шефом жандармов был назна­чен генерал граф П. А. Шувалов, во главе полиции Пе­тербурга был поставлен генерал Ф. Ф. Трепов. Тем не ме­нее Александр II сохранил в правительстве некоторых ли­бералов, так что реформаторская деятельность не была свернута. Ее главным проводником стал военный министр Д. А. Милютин, брат деятеля крестьянской реформы

Н. А. Милютина.

В 1871 г. Д. А. Толстой представил Александру II до­клад, в котором подверг резкой критике реальные гимна­зии. Он утверждал, что распространение в них естество­знания и материалистического мировоззрения приводит к росту нигилизма среди молодежи. Получив одобрение им­ператора, Толстой провел в том же году реформу средне­го школьного образования, которая сводилась к ликвида­ции реальных гимназий и введению нового типа класси­ческих гимназий, в которых практически было исключе­но естествознание и в еще большем объеме вводились древние языки. Воспитание в гимназиях строилось отны­не на строжайшей дисциплине, беспрекословном повино­вении, поощрении доносительства.

Вместо реальных гимназий создавались реальные учи­лища, срок обучения в которых был уменьшен до 6 лет. Они были освобождены от задачи подготовки учащихся в высшие учебные заведения и давали лишь узкие техниче­ские знания.

Не решаясь изменить университетский устав, Толстой тем не менее значительно увеличил число надзирающих за высшими учебными заведениями органов.

В 1867 г. консерваторам удалось существенно ограни­чить права земств. С одной стороны, были расширены властные полномочия председателей земских собраний (предводителей дворянства), а с другой - усиливался кон­троль за их деятельностью со стороны правительственных органов. Была ограничена гласность земских собраний, стеснено печатание земских отчетов и докладов.

Конституционные метания. «Диктатура сердца». Не­смотря на все ограничения, многие новшества, появивши­еся в России в результате реформ, вступали в противоре­чие с принципами самодержавного строя и требовали су­щественных изменений в политической системе. Логичес­ким завершением земской реформы должно было бы стать расширение представительных учреждений, как вниз - в волости, так и вверх - до общегосударственного уровня.

Император был убежден в том, что самодержавная власть является наиболее приемлемой формой правления для многонациональной и огромной Российской империи. Он неоднократно заявлял, «что противится установлению конституции не потому, что он дорожит своей властью, но потому, что убежден, что это было бы несчастьем для Рос­

сии и привело бы ее к распаду». И тем не менее Алек­сандр II был вынужден пойти на уступки сторонникам конституционного правления. Причиной этого стал тер­рор, развязанный против высших чиновников, и постоян­ные попытки убийства самого императора со стороны чле­нов тайных революционных организаций.

После второго неудачного покушения на Александра в апреле 1879 г. царь специальным указом назначил в Пе­тербурге, Харькове и Одессе временных генерал-губерна- торов, которым были предоставлены чрезвычайные полно­мочия. Чтобы успокоить взбудораженное население и ох­ладить головы революционерам, в качестве генерал-губер­наторов были назначены популярные военачальники - И. В. Гурко, Э. И. Тотлебен и М. Т. Лорис-Меликов.

Однако в феврале 1880 г. новая попытка покушения на императора была предпринята уже в самом Зимнем двор­це. Через несколько дней Александр II учредил Верхов­ную распорядительную комиссию и назначил ее начальни­ком харьковского генерал-губернатора М. Т. Лорис-Мели- кова, получившего полномочия фактического правителя страны.

Михаил Тариелович Лорис-Меликов (1825-1888) ро­дился в армянской семье. Он был известен как выдаю­щийся генерал, прославившийся в войне с Турцией. За храбрость и лич­ное мужество Лорис-Меликов был по­жалован графским титулом. Его за­слугой стала и победа над чумой, свирепствовавшей в Астраханской губернии. Назначенный харьковским генерал-губернатором, Лорис-Мели- ков начал наводить порядок в губер­нии с обуздания произвола местных чиновников, чем заслужил симпатии населения.

По своим политическим взглядам Лорис-Меликов не являлся поклон­ником конституционного правления. Он опасался, что собранные вместе народные представители принесут с со­бой массу справедливых жалоб и упреков, на которые в данный момент правительству очень трудно будет дать удовлетворительный ответ. Поэтому он считал необходи­мым в полном объеме претворить в жизнь планы всех ре­форм, а уж затем допустить некоторое участие представи­телей населения в обсуждении государственных дел. Свою

первостепенную задачу Лорис-Меликов видел в борьбе с антиправительственным движением, не останавливаясь «ни перед какими строгими мерами для наказания пре­ступных действий».

Деятельность на новом посту Лорис-Меликов начал с перестройки полицейских органов. III отделение Собствен­ной его императорского величества канцелярии было при­соединено к Министерству внутренних дел. Министр вну­тренних дел стал шефом жандармов. Все охранные орга­ны были сосредоточены в одних руках - Министерстве внутренних дел. В результате борьба с террористами ста­ла вестись более успешно, количество покушений пошло на убыль.

Осознавая роль газет и журналов, Лорис-Меликов осла­бил цензуру, содействовал открытию запрещенных ранее и появлению новых изданий. Он не препятствовал крити­ке правительства, публичному обсуждению вопросов поли­тики, за исключением лишь одной проблемы - введения конституции. В отношении печатных органов Лорис-Ме- ликов не применял запретов и наказаний, предпочитая проводить личные беседы с редакторами, во время кото­рых в мягкой форме давал советы по поводу желательных для правительства тем для обсуждения в газетах и жур­налах.

Прислушиваясь к общественному мнению, Лорис-Ме- ликов приступил к смене некоторых высших чиновников. Он настоял на увольнении министра народного просвеще­ния графа Д. А. Толстого и этим шагом привлек к себе симпатии в широких кругах общественности.

Время, когда Лорис-Меликов находился во главе внут­ренней политики государства, было названо современни­ками «диктатурой сердца». Сократилось число террорис­тических покушений, обстановка в стране, казалось, ста­ла более спокойной.

28 февраля 1881 г. Лорис-Меликов представил царю доклад, в котором предлагал для окончательного успоко­ения страны завершить «великое дело государственных реформ» и привлечь для этой цели общественные силы. Он считал, что для разработки соответствующих законов необходимо создать из представителей земств и городов две временные комиссии - административно-хозяйствен­ную и финансовую. Состав комиссий должен был опреде­лить сам император. Подготовленные в них проекты зако­нов Лорис-Меликов предлагал направить для обсуждения в Общую комиссию, составленную из выборных предста­вителей земского и городского самоуправления. После одобрения в Общей комиссии законопроекты поступили бы в Государственный совет, в заседании которого тоже участвовали бы 10-15 выборных, работавших в Общей комиссии. Таково содержание проекта, который получил название «Конституция Лорис-Меликова».

Данный проект мало походил на реальную консти­туцию, так как предложенные в нем меры не могли су­щественным образом повлиять на политическое устройст­во Российской империи. Но его претворение в жизнь могло стать началом создания основ конституционной мо­нархии.

Утром 1 марта 1881 г. Александр II одобрил проект Лорис-Меликова и назначил на 4 марта заседание Совета министров для его окончательного утверждения. Но через несколько часов император был убит террористами.

В период правления Александра II в России были проведе­ны либеральные реформы, затронувшие все стороны общест­венной жизни. Однако завершить экономические и политиче­ские преобразования императору не удалось.

Вопросы и задания

Ч 1. Почему после отмены крепостного права государство оказалось перед необходимостью проведения других реформ?

    Какими обстоятельствами было обусловлено создание местно­го самоуправления? Дайте характеристику земской реформы. В чем вы видите ее плюсы и минусы? 3. Какие принципы были положены в основу судебной реформы? Как вы думаете, почему именно судебная реформа оказалась наиболее последова­тельной? 4. Какие изменения произошли в армии? Почему рек­рутская повинность перестала отвечать потребностям государст­ва? 5. В чем вы видите достоинства и недостатки реформы в области просвещения? 6. Дайте оценку проекта М. Т. Лорис- Меликова. Можно ли считать этот проект конституционным?

Документы

Из положения о губернских и уездных земских учреж­дениях. 1 января 1864 г.

Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к мест­ным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные зем­ские учреждения...

Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учрежде­ний...

    Заведование имуществами, капиталами и денежны­ми сборами земства.

И. Устройство и содержание принадлежавших земству зданий, других сооружений и путей сообщения...

    Меры обеспечения народного продовольствия.

    Заведование земскими благотворительными заведе­ниями и прочими мерами призрения; способы прекраще­ния нищенства; попечение о построении церквей...

    Попечение о развитии местной торговли и про­мышленности.

    Участие, преимущественно в хозяйственном отно­шении... в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

    Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными...

О новом суде (из воспоминаний популярного певца

П. И. Богатырева)

Не улеглось еще увлечение мировыми судьями, быст­ро, без каких-либо формальностей и накладных расходов разбиравшими публично гражданские и уголовные дела, выступавшими одинаково в защиту личных и имущест­венных прав как знатного, так и простолюдина, приме­нявшими арест за самоуправство и буйство, хотя бы оно было учинено богатым обывателем, бывшим прежде за­страхованным от такого наказания и отделывавшимся не­гласным денежным взносом. Слишком велико было обая­ние мирового суда в среде московского мелкого люда, не­знатных горожан, мещан, ремесленников и домашней прислуги, для которых мировой суд после полицейской расправы был откровением. В первые годы камеры миро­вых судей ежедневно наполнялись, кроме участвующих в деле, посторонней публикой... Сильнейшее впечатление на общество производили тогда и заседания окружного суда с присяжными заседателями. Перед введением их немало раздавалось голосов, предостерегавших от увлечения этой формой суда у нас в России на том основании, что наши присяжные заседатели, в число которых первоначально допускались и неграмотные крестьяне, не поймут возлага­емых на них обязанностей, не сумеют их выполнить и, по­жалуй, явят из себя судей, доступных подкупу. Такими толками еще более увеличивался интерес общества к пер­вым шагам новоявленных присяжных, а независимо от этого до крайности любопытным представлялись первые выступления государственного обвинителя - прокурора и в качестве защитников - членов сословия присяжных по­веренных. И с первых же заседаний суда стало очевид­ным, что страх за наших присяжных заседателей совер­шенно напрасен, так как они, относясь вдумчиво и с со­знанием нравственной ответственности и важности нового дела, верно и правильно выполняли возложенную на них задачу и вносили в отправление правосудия то, чего до сих пор не хватало нашим дореформенным уголовным су­дам, - живое, не стесняемое формальностями чувство справедливости, знание жизни в разнообразнейших ее проявлениях и общественное понимание и оценку, не все­гда согласные с писаным законом иных преступлений, а также гуманность. Приговоры присяжных горячо обсуж­дались в обществе, вызывая, конечно, различные мнения и страстные споры, но в общем Москва была довольна но­вым судом, и обыватели всех сословий шли в судебные за­седания по гражданским, особенно же уголовным делам и с напряженным вниманием следили за течением процесса и речами сторон.

Вопросы и задания к документам: 1. Сделайте вывод о ро­ли земств в общественной жизни. 2. О каких двух новых видах судов идет речь в документе? 3. Каковы были задачи мирового суда? В чем была их притягательность для населения? 4. Како­ва была особенность суда присяжных? Какие опасения высказы­вались при введении суда присяжных? Какую роль новый суд играл в общественной жизни России?

Расширяем словарный запас:

Апелляция - обжалование решения суда в более высо­ком судебном органе с целью пересмотра этого решения. Вольнослушатель - человек, слушающий лекции в выс­шем учебном заведении без зачисления в студенты. Гражданское общество - общество, где власть государст­ва поставлена под контроль общества и осуществляется строго на основе законов.

Конституционное правление ■-■ управление государством в строгом соответствии с нормами конституции. Нигилизм - отрицание общепринятых ценностей. Правовое государство - государство, в котором власть осуществляется на основе справедливых законов.

Террор - физическое насилие, вплоть до уничтожения, по отношению к политическим противникам.

На новых началах. В первое время люди, собираемые по рекрутской повинности, назывались по-прежнему даточными людьми . В России термин рекрут был узаконен в 1705 г .

Рекрутская повинность

Рекрутская повинность заключалась в следующем:

  1. рекрутской повинности подлежат все сословия и все классы населения;
  2. для дворян она есть повинность личная и поголовная, для податных сословий - общинная , то есть правительство предъявляло свои требования не к лицу, а к обществу, указывая лишь число подлежащих сдаче рекрутов, в возрасте от 20 до 35 лет, и предоставляя самим обществам определять, кто и на каких основаниях должен быть сдан;
  3. срок службы - пожизненный;
  4. размер повинности, время набора и порядок раскладки определяются особо перед каждым набором.

Позднее принципы рекрутской повинности изменялись. В 1736 году разрешено было в каждой дворянской семье освобождать от службы одного из братьев, для лучшего управления имением; затем служба для дворян была ограничена 25 годами и, наконец, грамотой о вольности и свободе дворянству в 1762 году , дворянство было освобождено от рекрутской повинности.

Затем началось постепенное освобождение других классов общества: купцов , почётных граждан , жителей привилегированных местностей (Бессарабии, отдаленных областей Сибири), лиц, получивших известное образование, колонистов, семейств церковнослужителей и других. По 10-й народной переписи (1858 год) из 29,5 млн душ мужского пола в Европейской России (без Царства Польского и Финляндии) рекрутской повинности подлежало лишь 23,5 млн, а 6 млн, или 20 %, были либо вовсе свободны от неё, либо не несли её лично, а платили вместо того денежный взнос.

Раскладка повинности

Раскладка рекрутской повинности первоначально делалась по числу дворов, а после первой ревизии 1722 года была установлена по числу душ.

Призывной возраст

Призывной возраст был достаточно неопределённым. До Крымской войны сохранялись пределы от 20 до 35 лет, затем высший предел был понижен до 30 лет. После введения жеребьёвой системы возраст привлекавшихся к жребию был установлен - 21 год, а в Архангельской и Олонецкой губерниях - 22 года.

Срок службы

В 1793 году вместо пожизненного срока был установлен срок службы в 25 лет. Этот срок сохранял свою силу до Крымской войны , но фактически ещё в 1834 году он был сокращен до 20 лет. Нижние чины, прослужившие 20 лет, увольнялись на 5 лет в так называемый бессрочный отпуск, из которого они могли быть возвращены на службу только для пополнения войск до размера штатов военного времени.

Во время царствования Александра II срок службы был сокращен до 15 лет; в начале действительная служба продолжалась 12 лет, после чего нижние чины увольнялись в бессрочный отпуск на 3 года, а затем было введено увольнение в бессрочный отпуск на 5 лет, после 10 лет службы. В 1860-е последовало дальнейшее сокращение срока действительной службы, путём увольнения во временный отпуск. Ко времени введения устава о воинской повинности 1874 года нижние чины состояли на действительной службе около 7 лет, затем увольнялись во временный отпуск, а через 3 года перечислялись в бессрочный отпуск на 5 лет, после чего получали «чистую» отставку.

Социальное значение

Люди, попавшие в солдаты, утрачивали связь со своим прежним сословием , переходили в состав военного сословия и свой статус передавали жене и детям. Военная служба для этого сословия являлась наследственной обязанностью, освобождавшей его от платежа всех государственных податей и выполнения казенных повинностей. Вышедшие в отставку нижние чины считались лично свободными людьми, имели право владеть землёй (из податных сословий это допускалось только для определённых категорий лиц со специальными разрешениями). Они составляли особую категорию отставных солдат, могли записаться в какое-нибудь податное сословие, а в случае дряхлости или неспособности к труду получали небольшую пенсию - 36 руб. в год.

Служба в армии была одним из главных механизмов освобождения населения от крепостной зависимости. Так, ещё в XVIII в. из армии было демобилизовано в преклонном возрасте около 300 тыс. человек, из которых не менее половины приходилось на долю бывших помещичьих крестьян. Всего с 1796 по 1858 г. через службу в армии в качестве нижних чинов прошло 2034,1 тыс. человек, среди которых крепостных было примерно 1017,1 тыс. человек. В годы VII ревизии (1816-1834 гг.) число освободившихся от крепостной неволи, после выхода в отставку, превысило количество получивших свободу иными путями. Армия являлась важнейшим элементом развития социальной мобильности российского общества, способствуя формированию свободных от крепостничества людей, не платящих налоги и имевших право свободного выбора места жительства и занятий.

Многие отставные солдаты так и не смогли вернуться к своим прежним занятиям в деревне и становились, по замечанию барона А. Гакстгаузена, «зародышем пролетариата» в России. Отставные солдаты и их семьи охотно селились в городах, где они рассчитывали найти себе средства для жизни - их охотно брали на должности сторожей, дворников, надзирателей и других низших служащих. Служба в армии способствовала развитию грамотности населения. Именно в армии солдат нередко становился человеком грамотным. Поэтому в городе отставной солдат часто шёл в услужение - швейцаром, «дядькой» к господским детям, а в деревне, как правило, становился писарем сельской общины.

Забота о пополнении армии и нежелание нести дополнительные расходы вынудили правительство предоставить помещикам льготы по рекрутской повинности, если они селили в своем поместье семьи отставных солдат. Таким образом, государство перекладывало со своих плеч необходимость призрения военных ветеранов с их семьями, а помещики приобретали право на получение зачетной рекрутской квитанции за каждого из сыновей таких солдат.

  • Тихонов В. А. Рекрутская система комплектования русской армии при Петре I. - Саарбрюккен, 2012. Текст книги доступен в одной из социальных сетей: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/4015/4015449_kniga.pdf . С некоторыми изменениями этот текст защищён в качестве диссертации: Тихонов Вячеслав Анатольевич. Рекрутская система комплектования русской армии при Петре I: Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук: 07.00.02 Отечественная история / Научный руководитель: Захаров Виктор Николаевич. - М.: Московский государственный областной университет, 2013. Сообщение о защите диссертации и ссылка на автореферат размещены на сайте МГОУ: http://mgou.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=347&Itemid=74 . Автореферат размещён на сайте ВАК.
  • Ссылки

    • Щербинин П. П. «Особенности социальной защиты ветеранов военной службы в Российской империи в XVIII - начале ХХ в.»
    • Иванов Ф. Н. Периодизация истории рекрутской повинности в России в XVIII-XIX веках // Вестник Военного университета. 2011. № 4. С. 134-140

    Был узаконен в 1705 году .

    Рекрутская повинность [ | ]

    Рекрутская повинность заключалась в следующем:

    1. рекрутской повинности подлежат все сословия и все классы населения;
    2. для дворян она есть повинность личная и поголовная, для податных сословий - общинная , то есть правительство предъявляло свои требования не к лицу, а к общине, указывая лишь число подлежащих сдаче рекрутов, в возрасте от 20 до 35 лет, и предоставляя самим общинам определять, кто и на каких основаниях должен быть сдан;
    3. срок службы - пожизненный;
    4. размер повинности, время набора и порядок раскладки определяются особо перед каждым набором.

    Позднее принципы рекрутской повинности изменялись. В 1736 году разрешено было в каждой дворянской семье освобождать от службы одного из братьев, для лучшего управления имением; затем служба для дворян была ограничена 25 годами и, наконец, грамотой о вольности и свободе дворянству в 1762 году , дворянство было освобождено от рекрутской повинности.

    Затем началось постепенное освобождение других классов общества: купцов , почётных граждан , жителей привилегированных местностей (Бессарабии, отдаленных областей Сибири), лиц, получивших известное образование, колонистов, семейств церковнослужителей и других. По 10-й народной переписи (1858 год) из 29,5 млн душ мужского пола в Европейской России (без Царства Польского и Финляндии) рекрутской повинности подлежало лишь 23,5 млн, а 6 млн, или 20 %, были либо вовсе свободны от неё, либо не несли её лично, а платили вместо того денежный взнос.

    Раскладка повинности [ | ]

    Раскладка рекрутской повинности первоначально делалась по числу дворов, а после первой ревизии 1722 года была установлена по числу душ.

    Призывной возраст [ | ]

    Призывной возраст был достаточно неопределённым. До Крымской войны сохранялись пределы от 20 до 35 лет, затем высший предел был понижен до 30 лет. После введения жеребьёвой системы возраст привлекавшихся к жребию был установлен - 21 год, а в Архангельской и Олонецкой губерниях - 22 года.

    Срок службы [ | ]

    В 1793 году вместо пожизненного срока был установлен срок службы в 25 лет. Этот срок сохранял свою силу до Крымской войны , но фактически ещё в 1834 году он был сокращен до 20 лет. Нижние чины, прослужившие 20 лет, увольнялись на 5 лет в так называемый бессрочный отпуск, из которого они могли быть возвращены на службу только для пополнения войск до размера штатов военного времени.

    Во время царствования Александра II срок службы был сокращен до 15 лет; в начале действительная служба продолжалась 12 лет, после чего нижние чины увольнялись в бессрочный отпуск на 3 года, а затем было введено увольнение в бессрочный отпуск на 5 лет, после 10 лет службы. В 1860-е последовало дальнейшее сокращение срока действительной службы, путём увольнения во временный отпуск. Ко времени введения устава о воинской повинности 1874 года нижние чины состояли на действительной службе около 7 лет, затем увольнялись во временный отпуск, а через 3 года перечислялись в бессрочный отпуск на 5 лет, после чего получали «чистую» отставку.

    Социальное значение [ | ]

    Люди, попавшие в солдаты, утрачивали связь со своим прежним сословием , переходили в состав военного сословия и свой статус передавали жене и детям. Военная служба для этого сословия являлась наследственной обязанностью, освобождавшей его от платежа всех государственных податей и выполнения казенных повинностей. Вышедшие в отставку нижние чины считались лично свободными людьми, имели право владеть землёй (из податных сословий это допускалось только для определённых категорий лиц со специальными разрешениями). Они составляли особую категорию отставных солдат, могли записаться в какое-нибудь податное сословие, а в случае дряхлости или неспособности к труду получали небольшую пенсию - 36 руб. в год.

    Служба в армии была одним из главных механизмов освобождения населения от крепостной зависимости. Так, ещё в XVIII в. из армии было демобилизовано в преклонном возрасте около 300 тыс. человек, из которых не менее половины приходилось на долю бывших помещичьих крестьян. Всего с 1796 по 1858 г. через службу в армии в качестве нижних чинов прошло 2034,1 тыс. человек, среди которых крепостных было примерно 1017,1 тыс. человек. В годы VII ревизии (1816-1834 гг.) число освободившихся от крепостной неволи, после выхода в отставку, превысило количество получивших свободу иными путями. Армия являлась важнейшим элементом развития социальной мобильности российского общества, способствуя формированию свободных от крепостничества людей, не платящих налоги и имевших право свободного выбора места жительства и занятий.

    Просмотров