В чем выражалась ограниченность исторического познания. Выдающиеся отечественные историки. на тему: «Выдающие отечественные историки»

ТОМАС КАРЛЕЙЛЬ (1795-1881)Английский мыслитель, историк, публицист. Пытался объяснить всемирную историю решающей ролью великих личностей.Карлейль родился в местечке Эклфекан (Шотландия), в семье сельского…

ТЬЕРРИ ОГЮСТЕН

ОГЮСТЕН ТЬЕРРИ (1795-1856)Выпускник Высшей нормальной школы, Тьерри в 19 лет стал секретарем и ближайшим учеником Сен-Симона (см. Утопический социализм). Совместно с ним написал ряд публицистических статей. В…

Он назвал его естественным Отбор и возникновение разума. В нем он сказал, что он передумал в двух вещах: сначала он подумал, что естественный отбор не был «тавтологией», что сделало его нелогичной теорией. Во-вторых, он пришел, чтобы принять случайную вариацию и выбор идей как образец свободной воли.

Социальные функции истории

В его обширном справочнике «Оксфордский справочник о свободной воле» представлены более двух десятков современных философов с сильными идеями о свободной воле. К сожалению, большинство из них по-прежнему являются многословными дискуссиями по жаргону и попытками логически опровергнуть ту или иную позицию.

ФРАНСУА ПЬЕР ГИЙОМ ГИЗО

ФРАНСУА ПЬЕР ГИЙОМ ГИЗО (1787-1874)Французский историк и политический деятель. С 1830 г. Гизо занимал посты министра внутренних дел, просвещения, иностранных дел и, наконец, премьер-министра.Внутренняя…

ФУКИДИД

То, что нет ничего нового, что он в основном совместимый, и что в целом он отвергает свободу как «непонятный» или «метафизический», делает Оксфордский справочник точным отражением нынешнего состояния проблемы свободной воли. Кейн цитирует замечание Анскомба, что детерминизм становится все более распространенным и проницательно отмечает, что можно законно задаться вопросом, почему опасения по поводу детерминизма сохраняются вообще в двадцать первом веке, когда физические науки - когда-то оплот детерминистского мышления - кажутся отвернуться от детерминизма.

ФУКИДИД (ОК. 460 - ОК. 400 ДО Н. Э.)Фукидид принадлежал к той группе античных мыслителей, молодость которых совпала с “золотым веком” афинской демократии (см. Древняя Греция). Это в значительной мере определило…

Чулков Михаил Дмитриевич

Чулков Михаил Дмитриевич (1743-1792). Выходец из разночинских кругов. Обучался в гимназии при Московском университете вместе с С. С. Башиловым, С. Е. Десницким, М. И. Поповым, И. А, Третьяковым, а в дворянской…

Действительно, сегодня детерминизм является «метафизическим». Кейн добавляет еще две классификации свободы в три категории Адлера. Самоконтроль - это вариация на приобретенную Свободу Самоусовершенствования Адлера, включающую аргументы многих «новых совместителей», которые больше озабочены моральной ответственностью, чем свободная воля, например, Гарри Франкфурт и Джон Мартин Фишер.

Самообразование - это вариация самоопределения Адлера, включающая собственные «самообразующие действия» Кейна, которые являются подмножеством самоопределяющихся действий. В отличие от других, которые находят, что это поднимает и лечит, чтобы ослабить общественность иллюзиями о свободной воле, Саул Смиланский может разделять «тревогу», которую видит Тед Хондерих в очевидной потере контроля, скрытой в детермине. Смиланский считает, что мы должны поддерживать общественную иллюзию свободной воли как вклад в поддержание общественной морали.

Шлецер Август Людвиг

Шлецер Август Людвиг (1735-1809). Родился в семье немецкого пастора. Учился в Виттенбергском и Геттингенском университетах. В 1761 г. отправился в Санкт-Петербург в качестве помощника Миллера в издании…

Щербатов Михаил Михайлович

Щербатов Михаил Михайлович (1733-1790). Один из основателей российской исторической науки, родился в известной княжеской семье 22 июля 1733 г. в Москве. С детства был записан в Семеновский полк и состоял…

ЭДУАРД ГИББОН

ЭДУАРД ГИББОН (1737-1794)Английский ученый, первый профессиональный историк, в трудах которого передовые философские идеи 18 в. соединились с высоким научным уровнем критического анализа широкого круга…

Татищев Василий Никитич

Татищев Василий Никитич (1686-1750). Родился в Пскове. В семилетнем возрасте был принят ко двору Ивана V стольником. После смерти царя Ивана покидает двор. С 1704 г. - на службе в Азовском драгунском…

ТОЙНБИ АРНОЛД ДЖОЗЕФ

АРНОЛД ДЖОЗЕФ ТОЙНБИ (1889-1975)Английский историк, социолог и крупнейший представитель философии истории. Тойнби окончил Винчестерский колледж и Оксфордский университет. Был признанным знатоком древнего…

ТОМАС БАБИНГТОН МАКОЛЕЙ

ТОМАС БАБИНГТОН МАКОЛЕЙ (1800-1859)Английский историк, поэт, литературный критик, оратор, общественный и политический деятель партии вигов-либералов. Родился в Лестершире (Англия), получил гуманитарное…

СЫМА ЦЯНЬ

СЫМА ЦЯНЬ (145 ИЛИ 135 -ОК. 86 ДО Н.Э.)В Древнем Китае большую роль играл культ прошлого. Оценка любого деяния, любого политического шага обязательно соотносилась с примерами прошлого, реальными или иногда…

ТАРЛЕ ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ

ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ТАРЛЕ (1876-1955)Русский историк, академик. Родился в Киеве. Учился в 1-й херсонской гимназии. В 1896 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Работал под…

ПУБЛИЙ ГАЙ КОРНЕЛИЙ ТАЦИТ (ОК.58-ОК.117)

ПУБЛИЙ ГАЙ КОРНЕЛИЙ ТАЦИТ (ОК.58-ОК.117)Тацит родился в незнатной семье, в Нарбон-ской Галии и получил традиционное для этой среды образование. Незаурядные способности и трудолюбие позволили ему уже в…

Соловьев Сергей Михайлович

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879). Крупнейший историк дореволюционной России, родился в семье церковнослужителя. Обучался в духовном училище, гимназии, Московском университете. В 1845 г. защитил…

1. Укажите характерные черты исторической науки на ранних стадиях ее развития. В чем выражались особенности исторического познания в античную эпоху? Назовите имена выдающихся историков древности. Какие их сочинения вы читали?

В древности до изобретения письменности сведения о прошлом передавались устно из поколения в поколение, приобретая форму легенд и преданий. При этом мифы не отделялись от исторической действительности.

В античную эпоху историческое знание отчасти сохранило черты, характерные для дописьменной эпохи. Его особенностями были:

Историки считали себя, прежде всего, философами, то есть любителями мудрости, потому их произведения содержат сведения, относящиеся не только к истории, но и ко многим другим областям знаний (географии, политике, экономике, религии, культуре и т. д.);

В сочинениях античных историков с историческими сведениями тесно переплетается мифология, а также мистика;

Некоторые мыслители античности дополняли историческую реальность для лучшей иллюстрации своих идей (самый известный пример – история о погибшей земле Атлантиде, рассказанная Платоном в двух из его диалогов);

Многие римские историки писали свои произведения с воспитательной целью, стремясь непременно разделить поступки описываемых деятелей на достойные и недостойные, что откладывало свой отпечаток на повествование.

В качестве примеров произведений, в которых проявились эти черты можно вспомнить «Историю» Геродота, «Историю» Фукидида, «Историю Рима от основания города» Тита Ливия, «Историческую библиотеку» Диодора Сицилийского.

2. Почему возрос интерес к прошлому в период Нового времени?

Во-первых, наступление эпохи Возрождения означало новый всплеск интереса ко всему античному наследию, включая произведения историков, а также желание подражать деятелям античности, что означало также описание великих событий своего времени по примеру греков и римлян.

Во-вторых, стремительные изменения во всех сферах жизни порождали вопросы о процессах, приводящим к историческим изменениям как таковым. Человек пытался понять, почему всё не может навсегда остаться неизменным, один раз определённым.

В-третьих, новые политические реалии (централизованные государства, абсолютизм и т. д.) требовали новой идеологии, которая бы оправдывала их существование; такая идеология вырабатывалась при активном содействии истории.

В-четвёртых, к знаниям потянулись люди, занимавшиеся наукой не для того, чтобы добыть хлеб насущный, а ради удовольствия. Это часто были вельможи, получавшие доход от своих имений и государственных должностей, они занимались теми науками (или покровительствовали занятиям теми науками), которые просто их интересовали. История была и остаётся интересной наукой.

3. Какие принципы исторического исследования сложились в XVIII-XIX вв.?

Принцип историзма или конкретно-исторического анализа предполагает, что любое явление необходимо рассматривать с точки зрения исторического контекста, то есть с учётом как современных ему событий и явлений, так и процессов, его породивших.

Принцип объективности предполагает, что историк неукоснительно придерживается доказанных фактов и освящает явление со всех сторон, не допуская фальсификаций или не умалчивая об известном ему, даже если это противоречит его собственным убеждениям.

4. Каким вам представляется развитие исторической науки в XX в.?

В XX веке история окончательно отмежевалась от других общественных дисциплин, таких как социология и социальная психология. Но при этом к концу этого столетия актуальны стали так называемые междисциплинарные исследования, которые проводятся на стыке истории с другими дисциплинами.

XX век прошёл под знаком попыток понять универсальный путь исторического развития, который проходят все народы, просто с разной скоростью. Нередко такой подход служил целям государственной идеологии. Самый известный пример – формационный подход к истории в СССР. Но в этом же столетии началось гораздо более подробное изучение истории народов за пределами Европы. Это изучение позволило в итоге понять, что единого пути развития для всего человечества нет, у каждого народа своя судьба и своя история. Это позволило людям в целом толерантнее относиться к выходцам из других культур.

5. Охарактеризуйте источники исторического знания. Чем обеспечивается достоверность представлений о прошлом в современных условиях? Как вы полагаете, можно ли быть абсолютно уверенным в истинности современных интерпретаций истории человечества? Знакомы ли вы с теориями, которые кажутся вам убедительными, но не разделяются большинством историков?

Сегодня в науке используются самые разные исторические источники. Они бывают как материальными, так и нематериальными (легенды, былины). Материальные условно можно разделить на вещественные (памятники археологии) и письменные. Но историю последних веков помогают изучать кроме письменных также фото, аудио и видео документы. В свою очередь каждый из этих видов источников делится на многочисленные группы. Например, письменные источники существуют самые разные от документов официального делопроизводства до мемуарной литературы.

Достоверность представлений о прошлом обеспечивается методами как собственно истории, так и специальных исторический дисциплин (археографии, геральдики, архивоведения, нумизматики и т. д.), а также смежных дисциплин (археологии, этнографии, антропологии, фольклористики и т. д.).

Однако, несмотря на всё это, в абсолютной истинности своих представлений о прошлом не уверены и сами историки, именно поэтому они и продолжают работать, постоянно внося что-то новое в понимание исторических процессов.

Пример не одобряемой большинством историков теории – концепция Дмитрия Львовича Быкова. Он считает, что вся история России – это чередование циклов, состоящих из 4 одинаковых периодов (революции, диктатуры, «оттепели» и «застоя»), при этом циклы, приходящиеся на нечётные столетия, «мягче», «человечнее» приходящихся на чётные.

Просмотров