Десять величайших изобретений, которые изменили мир. Десять изобретений, которые изменили мир

Русские изобретатели внесли щедрый вклад в развитие мировой научной мысли. Многие из их изобретений в буквальном смысле изменили мир, дав людям возможность пользоваться такими благами цивилизации, как самолёты, автомобили, компьютеры и телевидение. В данной статье представлена дюжина революционных инноваций, которые стали неотъемлемой частью современного существования.

Гусеничная цепь

В 1837 году капитан русской армии Дмитрий Загряжский нарисовал гусеничный ход и подал в Министерство финансов ходатайство о выдаче ему патента на изобретение под названием «экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей». Загряжский получил патент, но в то время его изобретение не заинтересовало производителей, и в 1839 году патент был аннулирован. Много времени спустя, в 1877 году русский крестьянин и изобретатель-самоучка Фёдор Блинов завершил неоконченное дело Загряжского и создал вагон, передвигающийся на гусеницах. Это изобретение дало зелёный свет производству тракторов, а затем и танков.

Железнодорожные поезда на электрической тяге

Изобретение поезда на электрической тяге стало предпосылкой транспортной революции, которая дала толчок развитию городов и промышленных центров. Всё это началось в 1874-1876 годах, когда Фёдор Пироцкий провёл серию опытов по передаче электричества на расстоянии, при которых одна рельса служила прямым проводником, а другая - обратным проводником. Пироцкому удалось успешно привести в действие электрический двигатель, находившийся в одном километре от источника питания. Несколько лет спустя Пироцкий провёл эксперимент на железнодорожной ветке близ Сестрорецка. В вагоне было сорок человек. Первая линия трамвая на электрической тяге, построенная на основе чертежей русского изобретателя, была открыта на окраине Берлина в 1881 году.

Видеомагнитофон

Ученик отца-основателя русской авиации Николая Жуковского Александр Понятов открыл в Соединённых Штатах компанию Ampex, в которой работал в 1950-х годах. Компании удалось сделать первый коммерческий видеомагнитофон. Полвека Ampex сохраняла лидерство на рынке профессиональной магнитной записи видео, а мировым гигантам электроники приходилось использовать патенты Понятова для производства домашнего видеооборудования.

Радио

В апреле 1886 года на лекции в Санкт-Петербургском университете профессор физики Александр Попов объявил об изобретении беспроводной системы связи, и продемонстрировал первый в мире радиоприёмник. Однако Попов не мог публиковать результаты своих работ, поскольку служил в Морском ведомстве. Почти в то же время аналогичные эксперименты провёл итальянец Гульельмо Маркони - его статья была опубликована в 1897 году. В отличие от изобретения Попова, аппарат Маркони был быстро запущен в серийное производство, поэтому на Западе до сих пор идут споры о том, кто же изобрёл радио первым.

Вертолёт

Игорь Сикорский был ещё одним русским изобретателем, чей потенциал был полностью реализован за границей. В 1910 он создал прототип винтокрылого устройства, который успешно поднялся в воздух. В 1912 Сикорский создал первый в мире гидроплан, а затем первый самолёт с несколькими двигателями. После русской революции 1917 года Сикорскому пришлось эмигрировать в США, где он основал собственную компанию Sikorsky Aero Engineering Company, вклад в развитие которой сделал выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов. Первый экспериментальный вертолёт Сикорского, построенный в Соединённых Штатах, поднялся в воздух в сентябре 1939. Проект этой машины, который уже более пятидесяти лет считается классическим проектом вертолёта, использовался при постройке почти 95 процентов вертолётов по всему миру. В 1942 году Сикорский создал двухместный вертолёт.

Солнечная батарея

Именно благодаря открытиям русского физика Александра Столетова сегодня мы имеем возможность пользоваться телевидением. В конце 1880-х годов, в результате ряда экспериментов Столетов дал теоретическое обоснование фотоэлектрического эффекта. Фотоэлектрический эффект лёг в основу производства солнечных батарей, которые сегодня получили широкое практическое применение. Столетов создал первый фотоэлемент, основанный на внешнем фотоэффекте, а также открыл прямо пропорциональную зависимость силы фототока от интенсивности света.

Трансформаторы

Электрической сети не бывает без трансформатора. Трансформаторы были изобретены, построены и введены в эксплуатацию русскими инженером Павлом Яблочковым и физиком Иваном Усагиным. Открытие, вошедшее в учебники истории как «распределение света» было сделано Яблочковым в середине 1870-х. Изобретение, состоявшее из трансформатора и конденсатора, было продемонстрировано в Париже и Санкт-Петербурге, и уже в 1882 году во Франции изобретатели Люсьен Голар и Джошуа Уиллард Гиббс запатентовали трансформатор с незамкнутой железной цепью.

Йогурт

Хотя кисломолочные продукты появились много веков назад, первым, кто высказал предположение по поводу их позитивного воздействия на продолжительность жизни был русский учёный Илья Мечников. В 1910 году он предположил, что для того, чтобы жить дольше, человек должен употреблять кисломолочные продукты, которые подавляют процессы гниения в кишечнике. Мечников доказал, что самый высокий процент долгожителей - в Болгарии, а ведь именно Болгария считается родиной йогурта, поскольку древняя Фракия была первой страной, где молоко смешивали с закваской.

Телевидение

Владимир Зворыкин был ещё одним русским инженером, чьи изобретения дебютировали в Соединённых Штатах. Он является автором главного изобретения 20 века - электронного телевидения. В 1923 году в США Зворыкин подал патентную заявку на телевидение. Шесть лет спустя он разработал кинескоп - высоковакуумную телевизионную приемную трубку, а через два года создал первое передающее устройство, которое назвал иконоскопом.

Крекинг бензина

Жизнь в современном мире невозможно представить без автомобиля, однако автомобиля не было бы без бензина. Крекинг - это процесс, позволяющий получать бензин из тяжёлых или высококипящих нефтяных фракций, и именно благодаря крекингу людям удаётся производить огромное количество бензина, потребляемое современными автомобилями. Благодаря крекингу, в бензин можно превратить до 70 процентов неочищенной нефти, в то время как стандартные дистилляционные методы позволяют переработать от 10 до 20 процентов. Метод крекинга был открыт русским инженером Владимиром Шуховым, который в 1891 году создал первую промышленную крекинговую установку.

Синтетический каучук

Современную экономику сложно представить без синтетического каучука. В основном, искусственный каучук используется для изготовления шин для автомобилей, самолётов и велосипедов. Кроме того, синтетический каучук используют для изготовления мастики, изолирующего материала, медицинских приборов, и во многих других областях. Синтетический каучук также незаменим при производстве твёрдого ракетного топлива. Первым коммерчески жизнеспособным видом искусственного каучука был полибутадиен, синтезированный по методу, разработанному русским химиком Сергеем Лебедевым. В 1910 году Лебедев получил первые образцы синтетического каучука. Напечатанная в 1913 году книга Лебедева «Исследование в области полимеризации двуэтиленовых углеводородов» впоследствии стала научной основой промышленного синтеза каучука.

Зерноуборочный комбайн

Андрей Власенко работал управителем имения в Тверской губернии. В 1868 году он изобрёл первый в мире зерноуборочный комбайн, который назвал «конной зерноуборкой на корню». Машина была по большей части деревянной и приводилась в движение тремя лошадьми. Устройство заменяло труд двадцати крестьян. Власенко построил две машины, каждую из которых тянули две лошади, а для управления устройством требовался один рабочий. Машины много лет работали на полях помещика в Тверской губернии, и только десять лет спустя американские газеты разнесли весть о том, что в Калифорнии построена молотилка - журналисты назвали её «уборочным комбайном». По принципу работы первый американский комбайн был похож на машину Власенко, но он приводился в движение двадцатью четырьмя мулами и управлялся семью рабочими.

История человечества тесно связана с постоянным прогрессом, развитием технологий, новыми открытиями и изобретениями. Некоторые технологии устарели и стали историей, другие, такие как колесо или парус, используются до сих пор. Бесчисленное количество открытий было утрачено в водовороте времени, иные, не оценённые современниками, ждали признания и внедрения десятки и сотни лет.

Редакция Samogo.Net провела собственное исследование, призванное ответить на вопрос о том, какие же изобретения считаются нашими современниками наиболее значимым.

Обработка и анализ результатов интернет-опросов показали, что единого мнения на этот счёт попросту нет. Тем не менее, нам удалось сформировать общий уникальный рейтинг величайших изобретений и открытий в истории человечества. Как оказалось, не смотря на то, что наука давно ушла вперёд, базовые открытия в умах наших современников остаются наиболее значимыми.

Первое место бесспорно занял Огонь

Люди рано открыли полезные свойства огня - его способности освещать и согревать, изменять к лучшему растительную и животную пищу.

"Дикий огонь", который вспыхивал во время лесных пожаров или извержений вулканов, был страшен для человека, но, принеся огонь в свою пещеру, человек "приручил" его и "поставил" себе на службу. С этого времени огонь стал постоянным спутником человека и основой его хозяйства. В древние времена он был незаменимым источником тепла, света, средством для приготовления пищи, орудием охоты.
Однако и дальнейшие завоевания культуры (керамика, металлургия, сталеварение, паровые машины и т.п.) обязаны комплексному использованию огня.

Долгие тысячелетия люди пользовались "домашним огнем", поддерживали его из года в год в своих пещерах, прежде чем научились добывать его сами при помощи трения. Вероятно, это открытие произошло случайно, после того как наши предки научились сверлить дерево. Во время этой операции происходило нагревание древесины и при благоприятных условиях могло произойти воспламенение. Обратив на это внимание, люди стали широко пользоваться трением для добывания огня.

Простейший способ состоял в том, что брались две палочки сухого дерева, в одной из которых делали лунку. Первая палочка клалась на землю и прижималась коленом. Вторую вставляли в лунку, а затем начинали быстро-быстро вращать между ладонями. В то же время необходимо было с силой давить на палочку. Неудобство такого способа заключалось в том, что ладони постепенно сползали вниз. Приходилось то и дело поднимать их вверх и снова продолжать вращение. Хотя, при известной сноровке, это можно делать быстро, все же из-за постоянных остановок процесс сильно затягивался. Гораздо проще добыть огонь трением, работая вдвоем. При этом один человек удерживал горизонтальную палочку и давил сверху на вертикальную, а второй - быстро-быстро вращал ее между ладонями. Позже вертикальную палочку стали обхватывать ремешком, двигая который вправо и влево можно ускорить движение, а на верхний конец для удобства стали накладывать костяной колпачок. Таким образом, все устройство для добывания огня стало состоять из четырех частей: двух палочек (неподвижной и вращающейся), ремешка и верхнего колпачка. Таким способом можно было добывать огонь и в одиночку, если прижимать нижнюю палочку коленом к земле, а колпачок - зубами.

И только уже потом, с развитием человечества стали доступны иные способы получения открытого огня.

Второе место в ответах интернет-сообщества заняли Колесо и Повозка


Считается, что его прообразом, возможно, стали катки, которые подкладывались под тяжелые стволы деревьев, лодки и камни при их перетаскивании с места на место. Возможно, тогда же были сделаны первые наблюдения над свойствами вращающихся тел. Например, если бревно-каток по какой-то причине в центре было тоньше, чем по краям, оно передвигалось под грузом более равномерно и его не заносило в сторону. Заметив это, люди стали умышленно обжигать катки таким образом, что средняя часть становилась тоньше, а боковые оставались неизменными. Таким образом получилось приспособление, которое теперь называется "скатом".В ходе дальнейших усовершенствований в этом направлении от цельного бревна остались только два валика на его концах, а между ними появилась ось. Позднее их стали изготовлять отдельно, а затем жестко скреплять между собой. Так было открыто колесо в собственном смысле этого слова и появилась первая повозка.

В последующие века множество поколений мастеров потрудились над усовершенствованием этого изобретения. Первоначально сплошные колеса жестко скреплялись с осью и вращались вместе с ней. При передвижении по ровной дороге такие повозки были вполне пригодны для использования. На повороте, когда колеса должны вращаться с разной скоростью, это соединение создает большие неудобства, так как тяжело груженная повозка может легко сломаться или перевернуться. Сами колеса были еще очень несовершенны. Их делали из цельного куска дерева. Поэтому повозки были тяжелыми и неповоротливыми. Передвигались они медленно, и обычно в них запрягали неторопливых, но могучих волов.

Одна из древнейших повозок описываемой конструкции найдена при раскопках в Мохенджо-Даро. Крупным шагом вперед в развитии техники передвижения стало изобретение колеса со ступицей, насаживающегося на неподвижную ось. В этом случае колеса вращались независимо друг от друга. А чтобы колесо меньше терлось об ось, ее стали смазывать жиром или дегтем.

Ради уменьшения веса колеса в нем выпиливали вырезы, а для жесткости укрепляли поперечными скрепами. Ничего лучшего в эпоху каменного века придумать было нельзя. Но после открытия металлов стали изготавливать колеса с металлическим ободом и спицами. Такое колесо могло вращаться в десятки раз быстрее и не боялось ударов о камни. Запрягая в повозку быстроногих лошадей, человек значительно увеличил скорость своего передвижения. Пожалуй, трудно найти другое открытие, которое дало бы такой мощный толчок развитию техники.

Третье место по праву заняла Письменность


Нет нужды говорить о том, какое великое значение в истории человечества имело изобретение письменности. Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться.

Первые формы письменности в виде особым образом начертанных знаков появилась около 4 тысяч лет до Р.Х. Но уже задолго до этого существовали различные способы передачи и хранения информации: с помощью определенным образом сложенных ветвей, стрел, дыма костров и тому подобных сигналов. Из этих примитивных систем оповещения позже появились более сложные способы фиксирования информации. Например, древние инки изобрели оригинальную систему "записи" с помощью узелков. Для этого использовались шнурки шерсти разного цвета. Их связывали разнообразными узелками и крепили на палочку. В таком виде "письмо" посылалось адресату. Существует мнение, что инки с помощью такого "узелкового письма" фиксировали свои законы, записывали хроники и стихи. "Узелковое письмо" отмечено и у других народов - им пользовались в древнем Китае и Монголии.

Однако письменность в собственном смысле этого слова появилась лишь после того, как люди для фиксации и передачи информации изобрели особые графические знаки. Самым древним видом письма считается пиктографическое. Пиктограмма представляет собой схематический рисунок, который непосредственно изображает вещи, события, и явления, о которых идет речь. Предполагается, что пиктография была широко распространена у различных народов на последней стадии каменного века. Это письмо очень наглядно, и поэтому ему не надо специально учиться. Оно вполне пригодно для передачи небольших сообщений и для записи несложных рассказов. Но когда возникала потребность передать какую-нибудь сложную абстрактную мысль или понятие, сразу ощущались ограниченные возможности пиктограммы, которая совершенно не приспособлена к записи того, что не поддается рисунчатому изображению (например, таких понятий, как бодрость, храбрость, зоркость, хороший сон, небесная лазурь и т.п.). Поэтому уже на ранней стадии истории письма в число пиктограмм стали входить особые условные значки, обозначающие определенные понятия (например, знак скрещенных рук символизировал обмен). Такие значки называются идеограммами. Идеографическое письмо возникло и пиктографического, причем можно вполне отчетливо представить себе, как это произошло: каждый изобразительный знак пиктограммы стал все более обособляться от других и связываться с определенным словом или понятием, обозначая его. Постепенно этот процесс настолько развился, что примитивные пиктограммы утратили свою прежнюю наглядность, но зато обрели четкость и определенность. Процесс этот занял долгое время, быть может, несколько тысячелетий.

Высшей формой идеограммы стало иероглифическое письмо. Впервые оно возникло в Древнем Египте. Позже иероглифическая письменность получила широкое распространение на Дальнем Востоке - в Китае, Японии и Корее. С помощью идеограмм можно было отразить любую, даже самую сложную и отвлеченную мысль. Однако для не посвященных в тайну иероглифов смысл написанного был совершенно непонятен. Каждый, кто хотел научиться писать, должен был запомнить несколько тысяч значков. Реально на это уходило несколько лет постоянных упражнений. Поэтому писать и читать в древности умели немногие.

Только в конце 2 тыс. до Р.Х. древние финикийцы изобрели буквенно- звуковой алфавит, который послужил образцом для алфавитов многих других народов. Финикийский алфавит состоял из 22 согласных букв, каждая из которых обозначала отдельный звук. Изобретение этого алфавита стало для человечества большим шагом вперед. При помощи нового письма легко было передать графически любое слово, не прибегая к идеограммам. Обучиться ему было очень просто. Искусство письма перестало быть привилегией просвещенных. Оно стало достоянием всего общества или, по крайней мере, большей его части. Это послужило одной из причин быстрого распространения финикийского алфавита по всему миру. Как считают, четыре пятых всех известных ныне алфавитов возникло из финикийского.

Так, из разновидности финикийского письма (пунического) развилось ливийское. Непосредственно от финикийского произошло древнееврейское, арамейское и греческое письмо. В свою очередь, на основе арамейского письма сложились арабская, набатейская, сирийская, персидская и другие письменности. Греки внесли в финикийский алфавит последнее важное усовершенствование - они стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Греческий алфавит лег в основу большинства европейских алфавитов: латинского (от которого в свою очередь произошли французский, немецкий, английский, итальянский, испанский и др. алфавиты), коптского, армянского, грузинского и славянского (сербского, русского, болгарского и др.).

Четвертое место, вслед за письменностью занимает Бумага

Ее создателями были китайцы. И это не случайно. Во-первых, Китай уже в глубокой древности славился книжной премудростью и сложной системой бюрократического управления, требовавшей от чиновников постоянной отчетности. Поэтому здесь всегда ощущалась потребность в недорогом и компактном материале для письма. До изобретения бумаги в Китае писали или на бамбуковых дощечках, или на шелке.

Но шелк был всегда очень дорогим, а бамбук - очень громоздким и тяжелым. (На одной дощечке помещалось в среднем 30 иероглифов. Легко представить, сколько места должна была занимать такая бамбуковая "книга". Не случайно пишут, что для перевозки некоторых сочинений требовалась целая телега.) Во-вторых, одни только китайцы долгое время знали секрет производства шелка, а бумажное дело как раз и развивалось из одной технической операции обработки шелковых коконов. Эта операция заключалась в следующем. Женщины, занимавшиеся шелководством, варили коконы шелкопряда, затем, разложив их на циновку, опускали в воду и перетирали до образования однородной массы. Когда массу вынимали и отцеживали воду, получалась шелковая вата. Однако после такой механической и тепловой обработки ни циновках оставался тонкий волокнистый слой, превращавшийся после просушки в лист очень тонкой бумаги, пригодной для письма. Позже работницы стали использовать бракованные коконы шелкопряда для целенаправленного изготовления бумаги. При этом они повторяли уже знакомый им процесс: варили коконы, промывали и измельчали до получения бумажной массы, наконец, высушивали получившиеся листы. Такая бумага называлась "ватной" и стоила достаточно дорого, так как дорого было само сырье.

Естественно, что в конце концов возник вопрос: можно ли бумагу делать только из шелка или для приготовления бумажной массы может подойти любое волокнистое сырье, в том числе растительного происхождения? В 105 г. некто Цай Лунь, важный чиновник при дворе ханьского императора, приготовил новый сорт бумаги из старых рыболовных сетей. По качеству она не ступала шелковой, но была значительно дешевле. Это важное открытие имело огромные последствия не только для Китая, но и для всего мира - впервые в истории люди получили первоклассный и доступный материал для письма, равноценной замены которому не и по сей день. Имя Цай Луня поэтому по праву входит в число имен величайших изобретателей в истории человечества. В последующие века в процесс изготовления бумаги было внесено несколько важных усовершенствований, благодаря чему оно стало быстро развиваться.

В IV веке бумага совершенно вытеснила из употребления бамбуковые дощечки. Новые опыты показали, что бумагу можно делать из дешевого растительного сырья: древесной коры, тростника и бамбука. Последнее было особенно важно, так как бамбук произрастает в Китае в огромном количестве. Бамбук расщепляли на тонкие лучинки, замачивали с известью, а полученную массу вываривали затем в течение нескольких суток. Отцеженную гущу выдерживали в специальных ямах, тщательно размалывали специальными билами и разбавляли водой до образования клейкой, кашицеобразной массы. Эту массу зачерпывали с помощью специальной формы - бамбукового сита, укрепленного на подрамнике. Тонкий слой массы вместе с формой клали под пресс. Затем форма вытаскивалась и под прессом оставался только бумажный лист. Спрессованные листы снимали с сита, складывали в кипу, сушили, разглаживали и резали по формату.

С течением времени китайцы достигли высочайшего искусства в изготовлении бумаги. На протяжении нескольких веков они, по своему обыкновению, тщательно хранили секреты бумажного производства. Но в 751 году во время столкновения с арабами в предгорьях Тянь-Шаня несколько китайских мастеров попали в плен. От них арабы научились сами делать бумагу и в течение пяти веков очень выгодно сбывали ее в Европу. Европейцы были последними из цивилизованных народов, которые научились сами изготавливать бумагу. Первыми это искусство переняли от арабов испанцы. В 1154 году бумажное производство было налажено и в Италии, в 1228-м в Германии, в 1309-м в Англии. В последующие века бумага получила во всем мире широчайшее распространение, постепенно завоевывая все новые и новые сферы применения. Значение ее в нашей жизни столь велико, что, по мнению известного французского библиографа А. Сима, нашу эпоху можно с полным правом назвать "бумажной эрой".

Пятое место заняли Порох и Огнестрельное оружие


Изобретение пороха и распространение его в Европе имело огромные последствия для дальнейшей истории человечества. Хотя европейцы последними из цивилизованных народов научились делать эту взрывчатую смесь, именно они сумели извлечь из ее открытия наибольшую практическую пользу. Бурное развитие огнестрельного оружия и революция в военном деле были первыми следствиями распространения пороха. Это в свою очередь повлекло за собой глубочайшие социальные сдвиги: закованные в латы рыцари и их неприступные замки оказались бессильны перед огнем пушек и аркебуз. Феодальному обществу был нанесен такой удар, от которого оно уже не смогло оправиться. В короткое время многие европейские державы преодолели феодальную раздробленность и превратились в могущественные централизованные государства.

В истории техники найдется мало изобретений, которые привели бы к таким грандиозным и далеко идущим изменениям. До того как порох стал известен на западе, он уже имел многовековую историю на востоке, а изобрели его китайцы. Важнейшей составной частью пороха является селитра. В некоторых областях Китая она встречалась в самородном виде и была похожа на хлопья снега, припорошившего землю. Позже открыли, что селитра образуется в местностях, богатых щелочами и гниющими (доставляющими азот) веществами. Разжигая огонь, китайцы могли наблюдать вспышки, возникавшие при горении селитры с углем.

Впервые свойства селитры описал китайский медик Тао Хун-цзин, живший на рубеже V и VI столетий. С этого времени она применялась как составная часть некоторых лекарств. Алхимики часто пользовались ей, проводя опыты. В VII веке один из них, Сунь Сы-мяо, приготовил смесь из серы и селитры, добавив к ним несколько долей локустового дерева. Нагревая эту смесь в тигле, он вдруг получил сильнейшую вспышку пламени. Этот опыт он описал в своем трактате "Дань цзин". Считается, что Сунь Сы-мяо приготовил один из первых образцов пороха, который, правда, не обладал еще сильным взрывчатым эффектом.

В дальнейшем состав пороха был усовершенствован другими алхимиками, установившими опытным путем три его основных компонента: уголь, серу и калиевую селитру. Средневековые китайцы не могли научно объяснить, что за взрывная реакция происходит при воспламенении пороха, но они очень скоро научились использовать ее в военных целях. Правда, в их жизни порох вовсе не имел того революционного влияния, которое оказал позже на европейское общество. Объясняется это тем, что мастера долгое время готовили пороховую смесь из неочищенных компонентов. Между тем неочищенная селитра и сера, содержащая посторонние примеси, не давали сильного взрывного эффекта. Несколько веков порох использовался исключительно в качестве зажигательного средства. Позднее, когда его качество улучшилось, порох стали применять как взрывчатое вещество при изготовлении фугасов, ручных гранат и взрывпакетов.

Но и после этого долгое время не догадывались использовать силу возникавших при горении пороха газов для метания пуль и ядер. Только в XII-XIII веках китайцы стали пользоваться оружием, очень отдаленно напоминавшем огнестрельное, но зато они изобрели петарду и ракету. От китайцев секрет пороха узнали арабы и монголы. В первой трети XIII века арабы достигли большого искусства в пиротехнике. Они употребляли селитру во многих соединениях, мешая ее с серой и углем, добавляли к ним другие компоненты и устраивали фейерверки удивительной красоты. От арабов состав пороховой смеси стал известен европейским алхимикам. Один из них, Марк Грек, уже в 1220 году записал в своем трактате рецепт пороха: 6 частей селитры на 1 часть серы и 1 часть угля. Позже достаточно точно о составе пороха писал Роджер Бэкон.

Однако прошло еще около ста лет, прежде чем рецепт этот перестал быть тайной. Это вторичное открытие пороха связывают с именем другого алхимика, фейбургского монаха Бертольда Шварца. Однажды он стал толочь в ступке измельченную смесь из селитры, серы и угля, в результате чего произошел взрыв, опаливший Бертольду бороду. Этот или другой опыт подал Бертольду мысль использовать силу пороховых газов для метания камней. Считается, что он изготовил одно из первых в Европе артиллерийских орудий.

Первоначально порох представлял собой тонкий мукообразный порошок. Пользоваться им было не удобно, так как при зарядке орудий и аркебузов пороховая мякоть липла к стенкам ствола. Наконец заметили, что порох в виде комочков гораздо удобнее - он легко заряжался и при воспламенении давал больше газов (2 фунта пороха в комьях давали больший эффект, чем 3 фунта в мякоти).

В первой четверти XV века для удобства стали употреблять зерновой порох, получавшийся путем раскатывания пороховой мякоти (со спиртом и другими примесями) в тесто, которое затем пропускали через решето. Чтобы зерна не перетирались при транспортировке, их научились полировать. Для этого их помещали в специальный барабан, при раскручивании которого зерна ударялись и терлись друг о друга и уплотнялись. После обработки их поверхность становилась гладкой и блестящей.

Шестое место в опросах заняли: телеграф, телефон, интернет, радио и прочие виды современной коммуникации


Вплоть до середины XIX века единственным средством сообщения между европейским континентом и Англией, между Америкой и Европой, между Европой и колониями оставалась пароходная почта. О происшествиях и событиях в других странах узнавали с опозданием на целые недели, а порой и месяцы. Например, известия из Европы в Америку доставлялись через две недели, и это был еще не самый долгий срок. Поэтому создание телеграфа отвечало самым настоятельным потребностям человечества.

После того, как это техническая новинка появилась во всех концах света и земной шар опоясали телеграфные линии, требовались только часы, а порой и минуты, на то, чтобы новость по электрическим проводам из одного полушария примчалась в другое. Политические и биржевые сводки, личные и деловые сообщения в тот же день могли быть доставлены заинтересованным лицам. Таким образом, телеграф следует отнести к одному из важнейших изобретений в истории цивилизации, потому что вместе с ним человеческий разум одержал величайшую побед над расстоянием.

С изобретением телеграфа была решена задача передачи сообщений на большие расстояния. Однако телеграф мог переслать только письменные депеши. Между тем многие изобретатели мечтали о более совершенном и коммуникабельном способе связи, с помощью которого можно было бы передавать на любые расстояния живой звук человеческой речи или музыку. Первые эксперименты в этом направлении предпринял в 1837 году американский физик Пейдж. Суть опытов Пейджа была очень проста. Он собрал электрическую цепь, в которую входили камертон, электромагнит, и гальванические элементы. Во время своих колебаний камертон быстро размыкал и замыкал цепь. Этот прерывистый ток передавался на электромагнит, который так же быстро притягивал и отпускал тонкий стальной стержень. В результате этих колебаний стержень производил поющий звук, подобный тому, который издавал камертон. Таким образом, Пейдж показал, что передавать звук с помощью электрического тока в принципе возможно, надо только создать более совершенные передающие и принимающие устройства.

И уже в последствии, в результате долгих поисков, открытий и изобретений, появились мобильный телефон, телевидение, интернет и прочие средства коммуникации человечества, без которых невозможно себе представить нашу современную жизнь.

Седьмое место в топ-10 по результатам опросов занял Автомобиль


Автомобиль принадлежит к числу тех величайших изобретений, которые, подобно колесу, пороху или электрическому току, имели колоссальное влияние не только на породившую их эпоху, но и на все последующие времена. Его многогранное воздействие далеко не ограничивается сферой транспорта. Автомобиль сформировал современную индустрию, породил новые отрасли промышленности, деспотически перестроил само производство, впервые придав ему массовый, серийный и поточный характер. Он преобразил внешний облик планеты, которая опоясалась миллионами километров шоссейных дорог, оказал давление на экологию и поменял даже психологию человека. Влияние автомобиля сейчас настолько многопланово, что ощущается во всех сферах человеческой жизни. Он сделался как бы зримым и наглядным воплощением технического прогресса вообще, со всеми его достоинствами и недостатками.

В истории автомобиля было много удивительных страниц, но, возможно, самая яркая из них относится к первым годам его существования. Не может не поражать стремительность, с которой это изобретение прошло путь от появления до зрелости. Понадобилась всего четверть века на то, чтобы автомобиль из капризной и еще ненадежной игрушки превратился в самое популярное и широко распространенное транспортное средство. Уже в начале XX века он был в главных чертах идентичен современному автомобилю.

Непосредственным предшественником бензинового автомобиля стал паромобиль. Первым практически действовавшим паровым автомобилем считается паровая телега, построенная французом Кюньо в 1769 году. Перевозя до 3 тонн груза, она передвигалась со скоростью всего 2‑4 км/ч. Были у нее и другие недостатки. Тяжелая машина очень плохо слушалась руля, постоянно наезжала на стены домов и заборы, производя разрушения и терпя немалый урон. Две лошадиные силы, которые развивал ее двигатель, давались с трудом. Несмотря на большой объем котла, давление быстро падало. Через каждые четверть часа для поддержания давления приходилось останавливаться и разжигать топку. Одна из поездок закончилась взрывом котла. К счастью, сам Кюньо остался жив.

Последователи Кюньо оказались удачливее. В 1803 году уже известный нам Тривайтик построил первый в Великобритании паровой автомобиль. Машина имела огромные задние колеса около 2, 5 м в диаметре. Между колесами и задней частью рамы крепился котел, который обслуживал стоявший на запятках кочегар. Паромобиль был снабжен единственным горизонтальным цилиндром. От штока поршня через шатунно‑кривошипный механизм вращалось ведущее зубчатое колесо, которое находилось в зацеплении с другим зубчатым колесом, укрепленным на оси задних колес. Ось этих колес шарнирно соединялась с рамой и поворачивалась при помощи длинного рычага водителем, сидящим на высоком облучке. Кузов подвешивался на высоких С‑образных рессорах. С 8‑10 пассажирами автомобиль развивал скорость до 15 км/ч, что, несомненно, являлось очень неплохим для того времени достижением. Появление этой удивительной машины на улицах Лондона привлекало массу зевак, не скрывавших своего восторга.

Автомобиль в современном смысле этого слова появился только после создания компактного и экономичного двигателя внутреннего сгорания, который произвел подлинный переворот в транспортной технике.
Первый автомобиль с бензиновым двигателем построил в 1864 году австрийский изобретатель Зигфрид Маркус. Увлекаясь пиротехникой, Маркус однажды поджег электрической искрой смесь паров бензина и воздуха. Пораженный силой последовавшего взрыва, он решил создать двигатель, в котором бы этот эффект нашел применение. В конце концов ему удалось построить двухтактный бензиновый двигатель с электрическим зажиганием, который он и установил на обыкновенную повозку. В 1875 году Маркус создал более совершенный автомобиль.

Официальная слава изобретателей автомобиля принадлежит двум немецким инженерам - Бенцу и Даймлеру. Бенц конструировал двухтактные газовые двигатели и являлся хозяином небольшого завода по их производству. Двигатели имели хороший спрос, и предприятие Бенца процветало. Он имел достаточно средств и досуга для других разработок. Мечтой Бенца было создание самодвижущегося экипажа с двигателем внутреннего сгорания. Собственный двигатель Бенца, как и четырехтактный двигатель Отто, для этого не годился, поскольку они имели малую скорость хода (около 120 оборотов в минуту). При некотором понижении числа оборотов они глохли. Бенц понимал, что машина, снабженная таким мотором, будет останавливаться перед каждым бугорком. Нужен был быстроходный двигатель с хорошей системой зажигания и аппаратом для образования горючей смеси.

Автомобили быстро совершенствовались Еще в 1891 году Эдуард Мишлен, владелец завода резиновых изделий в Клермон‑Ферране, изобрел съемную пневматическую шину для велосипеда (камера Данлопа заливалась в покрышку и приклеивалась к ободу). В 1895 году начался выпуск съемных пневматических шин для автомашин. Впервые эти шины были опробованы в том же году на гонке Париж - Бордо - Париж. Оснащенный ими «Пежо» с трудом доехал до Руана, а потом был вынужден сойти с дистанции, так как шины беспрерывно прокалывались. Тем не менее специалисты и автолюбители были поражены плавностью хода машины и комфортностью езды на ней. С этого времени пневматические шины постепенно вошли в жизнь, и ими стали оснащаться все автомобили. Победителем же на этих гонках был опять Левассор. Когда он остановил машину на финише и ступил на землю, то сказал: «Это было безумие. Я делал 30 километров в час!» Сейчас на месте финиша стоит памятник в честь этой знаменательной победы.

Восьмое место - Электрическая лампочка

В последние десятилетия XIX века в жизнь многих европейских городов вошло электрическое освещение. Появившись сначала на улицах и площадях, оно очень скоро проникло в каждый дом, в каждую квартиру и сделалось неотъемлемой частью жизни каждого цивилизованного человека. Это было одно из важнейших событий в истории техники, имевшее огромные и многообразные последствия. Бурное развитие электрического освещения привело к массовой электрификации, перевороту в энергетике и крупным сдвигам в промышленности. Однако всего этого могло и не случиться, если бы усилиями многих изобретателей не было создано такое обычное и привычное для нас устройство, как электрическая лампочка. В числе величайших открытий человеческой истории ей, несомненно, принадлежит одно из самых почетных мест.

В XIX веке получили распространение два типа электрических ламп: лампы накаливания и дуговые. Дуговые лампочки появились немного раньше. Свечение их основано на таком интересном явлении, как вольтова дуга. Если взять две проволоки, подключить их к достаточно сильному источнику тока, соединить, а затем раздвинуть на расстояние нескольких миллиметров, то между концами проводников образуется нечто вроде пламени с ярким светом. Явление будет красивее и ярче, если вместо металлических проводов взять два заостренных угольных стержня. При достаточно большом напряжении между ними образуется свет ослепительной силы.

Впервые явление вольтовой дуги наблюдал в 1803 году русский ученый Василий Петров. В 1810 году то же открытие сделал английский физик Деви. Оба они получили вольтову дугу, пользуясь большой батареей элементов, между концами стерженьков из древесного угля. И тот, и другой писали, что вольтова дуга может использоваться в целях освещения. Но прежде надо было найти более подходящий материал для электродов, поскольку стержни из древесного угля сгорали за несколько минут и были малопригодны для практического использования. Дуговые лампы имели и другое неудобство - по мере выгорания электродов надо было постоянно подвигать их навстречу друг другу. Как только расстояние между ними превышало некий допустимый минимум, свет лампы становился неровным, она начинала мерцать и гасла.

Первую дуговую лампу с ручным регулированием длины дуги сконструировал в 1844 году французский физик Фуко. Древесный уголь он заменил палочками из твердого кокса. В 1848 году он впервые применил дуговую лампу для освещения одной из парижских площадей. Это был, короткий и весьма дорогой опыт, так как источником электричества служила мощная батарея. Затем были придуманы различные приспособления, управляемые часовым механизмом, которые автоматически сдвигали электроды по мере их сгорания.
Понятно, что с точки зрения практического использования желательно было иметь лампу, не осложненную дополнительными механизмами. Но можно ли было обойтись без них? Оказалось, что да. Если поставить два уголька не друг против друга, а параллельно, притом так, чтобы дуга могла образовываться только между двумя их концами, то при этом устройстве расстояние между концами углей всегда сохраняется неизменным. Конструкция такой лампы кажется очень простой, однако создание ее потребовало большой изобретательности. Она была придумана в 1876 году русским электротехником Яблочковым, который работал в Париже в мастерской академика Бреге.

В 1879 году за усовершенствование электрической лампочки взялся знаменитый американский изобретатель Эдисон. Он понимал: для того, чтобы лампочка светила ярко и долго и имела ровный немигающий свет, необходимо, во‑первых, найти подходящий материал для нити, и, во‑вторых, научиться создавать в баллоне сильно разреженное пространство. Было проделано множество экспериментов с различными материалами, которые ставились со свойственным для Эдисона размахом. Подсчитано, что его помощники опробовали не менее 6000 различных веществ и соединений, при этом на опыты было израсходовано свыше 100 тысяч долларов. Сначала Эдисон заменил ломкий бумажный уголек более прочным, приготовленным из угля, потом стал делать опыты с различными металлами и наконец остановился на нити из обугленных бамбуковых волокон. В том же году в присутствии трех тысяч человек Эдисон публично демонстрировал свои электрические лампочки, осветив ими свой дом, лабораторию и несколько прилегающих улиц. Это была первая лампочка с продолжительным сроком службы, пригодная для массового производства.

Предпоследнее, девятое место в нашем топ-10 занимают Антибиотики, и в частности - пеницилин


Антибиотики - одно из замечательнейших изобретений XX века в области медицины. Современные люди далеко не всегда отдают себе отчет в том, сколь многим они обязаны этим лечебным препаратам. Человечество вообще очень быстро привыкает к поразительным достижениям своей науки, и порой требуется сделать некоторое усилие для того, чтобы представить себе жизнь такой, какой она была, к примеру, до изобретения телевизора, радио или паровоза. Так же быстро вошло в нашу жизнь огромное семейство разнообразных антибиотиков, первым из которых был пенициллин.

Сегодня нам кажется удивительным, что еще в 30‑х годах XX столетия ежегодно десятки тысяч людей умирали от дизентерии, что воспаление легких во многих случаях кончалось смертельным исходом, что сепсис был настоящим бичом всех хирургических больных, которые во множестве гибли от заражения крови, что тиф считался опаснейшей и трудноизлечимой болезнью, а легочная чума неизбежно вела больного к смерти. Все эти страшные болезни (и многие другие, прежде неизлечимые, например, туберкулез) были побеждены антибиотиками.

Еще более поразительно влияние этих препаратов на военную медицину. Трудно поверить, но в прежних войнах большинство солдат гибло не от пуль и осколков, а от гнойных заражений, вызванных ранением. Известно, что в окружающем нас пространстве находятся мириады микроскопических организмов микробов, среди которых немало и опасных возбудителей болезней.

В обычных условиях наша кожа препятствует их проникновению внутрь организма. Но во время ранения грязь попадала в открытые раны вместе с миллионами гнилостных бактерий (кокков). Они начинали размножаться с колоссальной быстротой, проникали глубоко внутрь тканей, и через несколько часов уже никакой хирург не мог спасти человека: рана гноилась, повышалась температура, начинался сепсис или гангрена. Человек погибал не столько от самой раны, сколько от раневых осложнений. Медицина оказывалась бессильна перед ними. В лучшем случае врач успевал ампутировать пораженный орган и тем останавливал распространение болезни.

Чтобы бороться с раневыми осложнениями, надо было научиться парализовать микробов, вызывающих эти осложнения, научиться обезвреживать попавших в рану кокков. Но как этого достигнуть? Оказалось, что воевать с микроорганизмами можно непосредственно с их же помощью, так как одни микроорганизмы в процессе своей жизнедеятельности выделяют вещества, способные уничтожать другие микроорганизмы. Идея использовать микробов в борьбе с микробами появилась еще в XIX веке. Так, Луи Пастер открыл, что бациллы сибирской язвы погибают под действием некоторых других микробов. Но понятно, что разрешение этой проблемы требовало огромного труда.

Со временем, после ряда опытов и открытий был создан пенициллин. Пенициллин показался видавшим виды полевым хирургам настоящим чудом. Он вылечивал даже самых тяжелых больных, уже болевших заражением крови или воспалением легких. Создание пенициллина оказалось одним из важнейших открытий в истории медицины и дало огромный толчок для дальнейшего ее развития.

Ну и последнее, десятое место в результатах опросов заняли Парус и корабль


Считается, что прообраз паруса появился в глубокой древности, когда человек только начал строить лодки и отважился выйти в море. В начале парусом служила просто натянутая звериная шкура. Стоявшему в лодке человеку приходилось обеими руками держать и ориентировать ее относительно ветра. Когда люди придумали укреплять парус с помощью мачты и рей, неизвестно, но уже на древнейших дошедших до нас изображениях кораблей египетской царицы Хатшепсут можно видеть деревянные мачты и реи, а также штаги (тросы, удерживающие от падения назад мачту), фалы (снасти для подъема и спуска парусов) и другой такелаж.

Следовательно, появление парусного судна надо отнести к доисторическим временам.

Многое свидетельствует о том, что первые большие парусные корабли появились в Египте, и Нил был первой многоводной рекой, на которой стало развиваться речное судоходство. Каждый год с июля по ноябрь могучая река выходила из берегов, заливая своими водами всю страну. Селения и города оказывались отрезанными друг от друга подобно островам. Поэтому суда были для египтян жизненной необходимостью. В хозяйственной жизни страны и в общении между людьми они играли гораздо большую роль, чем колесные повозки.

Одной из ранних разновидностей египетских кораблей, появившихся около 5 тысяч лет до Р.Х., была барка. Она известна современным ученым по нескольким моделям, установленным в древних храмах. Поскольку Египет очень беден лесом, для строительства первых кораблей широко применялся папирус Особенности этого материала определили конструкцию и форму древнеегипетских судов. Это была серповидная, связанная из пучков папируса ладья с изогнутыми кверху носом и кормой. Для предания кораблю прочности корпус стягивался тросами. Позже, когда наладилась регулярная торговля с финикийцами и в Египет начал поступать в большом количестве ливанский кедр, дерево стало широко применяться при кораблестроении.

Представление о том, какие типы судов строились тогда, дают настенные рельефы некрополя близ Саккары, относящиеся к середине 3‑го тысячелетия до Р.Х. В этих композициях реалистически отображены отдельные стадии постройки дощатого корабля. Корпуса кораблей, не имевшие ни киля (в древности это была балка, лежащая в основании днища судна), ни шпангоутов (поперечных кривых брусьев, обеспечивающих прочность бортов и днища), набирались из простых плашек и конопатились папирусом. Укреплялся корпус посредством канатов, обтягивавших судно по периметру верхнего пояса обшивки. Такие суда едва ли обладали хорошими мореходными качествами. Однако для плаванья по реке они вполне годились. Используемый египтянами прямой парус позволял им плыть только по ветру. Такелаж крепился на двуногой мачте, обе ноги которой устанавливались перпендикулярно средней линии судна. В верхней части они плотно связывались. Степсом (гнездом) для мачты служило балочное устройство в корпусе судна. В рабочем положении эту мачту удерживали штаги - толстые тросы, шедшие от кормы и носа, а в сторону бортов ее поддерживали ноги. Прямоугольный парус крепился на двух реях. При боковом ветре мачту поспешно убирали.

Позднее, примерно к 2600 году до Р.Х., на смену двуногой мачте пришла применяемая и поныне одноногая. Одноногая мачта облегчала хождение под парусами и впервые дала судну возможность маневрировать. Однако прямоугольный парус был ненадежным средством, которым можно было пользоваться только при попутном ветре.

Основным двигателем корабля оставалась мускульная сила гребцов. По‑видимому, египтянам принадлежит важное усовершенствование весла - изобретение уключин. Их еще не было в Древнем царстве, но затем весло стали крепить с помощью веревочных петель. Это сразу позволило увеличить силу гребка и скорость судна. Известно, что отборные гребцы на судах фараонов делали 26 гребков в минуту, что позволяло развивать скорость 12 км/ч. Управляли такими кораблями с помощью двух рулевых весел, расположенных на корме. Позднее их стали крепить к балке на палубе, вращая которую можно было выбирать нужное направление (этот принцип управления судном с помощью поворота пера руля остается неизменным по сей день). Древние египтяне не были хорошими мореходами. На своих кораблях они не решались выходить в открытое море. Однако вдоль берега их торговые суда совершали далекие путешествия. Так, в храме царицы Хатшепсут есть надпись, сообщающая о морском походе, совершенном египтянами около 1490 года до Р.Х. в таинственную страну благовоний Пунт, находившуюся в районе современного Сомали.

Следующий шаг в развитии кораблестроения был сделан финикийцами. В отличие от египтян, финикийцы в избытке имели для своих судов прекрасный строительный материал. Их страна тянулась узкой полосой вдоль восточных берегов Средиземного моря. Обширные кедровые леса росли здесь почти у самого берега. Уже в древности финикийцы научились делать из их стволов высококачественные долбленные лодки‑однодревки и смело выходили на них в море.

В начале 3‑го тысячелетия до Р.Х., когда стала развиваться морская торговля, финикийцы начали строить корабли. Морское судно значительно отличается от лодки, для его сооружения необходимы свои конструкционные решения. Важнейшие открытия на этом пути, определившие всю дальнейшую историю судостроения, принадлежат финикийцам. Может быть, скелеты животных навели их на мысль установить на однодревках ребра жесткости, которые покрывали сверху досками. Так впервые в истории кораблестроения были применены шпангоуты, до сих пор имеющие широкое использование.

Точно так же финикийцы впервые построили килевое судно (первоначально килем служили два ствола, соединенные под углом). Киль сразу придал корпусу устойчивость и позволил установить продольные и поперечные связи. К ним крепились доски обшивки. Все эти новшества явились решающей основой для быстрого развития судостроения и определили облик всех последующих кораблей.

Так же вспоминались и иные изобретения в разных областях науки, таких как: химия, физика, медицина, образование и прочие.
Ведь как мы и говорили ранее, это неудивительно. Ведь любое открытие или изобретение - это очередной шаг в будущее, которое улучшает нашу жизнь, а зачастую его и продлевает. И если не каждое, то очень и очень многие открытия достойны называться великими и крайне необходимымы в нашей жизни.

Александр Озеров, по материалам книги Рыжкова К.В. "Сто великих изобретений"

Самые великие открытия и изобретения человечества © 2011

Как вид человечество крайне изобретательно. С момента, когда наш древний предок решил сточить камень и тем самым создать первый остроконечный инструмент, до изобретения марсоходов и интернета в истории человечества были такие изобретения, которые революционным образом изменили окружающий мир и его развитие. Среди великих прогрессивных идей особенно выделяются следующие.

1. Колесо

До изобретения первого колеса в середине четвертого тысячелетия до н. э. коммерция, агрикультура и путешествия были крайне ограничены. Количество товаров и расстояния, на которые было возможно их возить, зависели от физической силы и выносливости людей и животных, а посему были чрезвычайно небольшими. Повозки, кареты и вагоны позволили ускорить развитие и международное значение торговли, а также облегчили нагрузку, которую земледелие накладывало на людей и животных. Сегодня невозможно представить себе жизнь без колес, поскольку от них зависит не только транспорт, но и индустриальное и технологическое развитие.

2. Гвоздь

Это простое на первый взгляд изобретение держит на себе практически всю человеческую цивилизацию. После того как люди научились отливать и выправлять металл, изобретение гвоздей позволило строительству выйти на совершенно новый уровень. До того как в Древнем Риме были отлиты первые гвозди во втором тысячелетии до н. э., деревянные сооружения скреплялись путем геометрического пересечения досок, на что затрачивалась масса времени и усилий. По некоторым данным, греческий ученый Архимед в третьем веке до н. э. создал первый винт - более стойкий способ крепления.

3. Компас

Древние мореплаватели находили путь по звездам - такая навигация ограничивала возможность путешествия далеко от суши из-за невозможности правильно определить направление днем или в непогоду. В IX-XI веках в Китае был изобретен первый компас - плоский квадрат с ложкой в центре, сделанный из магнитного железняка, обладающего естественными магнитными свойствами. Ложка первого компаса показывала на юг. После изобретения компаса китайцами технология достигла арабских стран, откуда перебралась и в Европу. Хотя многие ученые считают вероятным, что европейский компас, со стрелкой, указывающей на север, был изобретен независимо от китайского прародителя. В любом случае компас позволил мореплавателям отходить на более длинные расстояния от суши и стал основным подспорьем для развития морской торговли и Великих географических открытий.

4. Печатный станок

Немецкий изобретатель Йоганес Гуттенберг изобрел первый печатный станок в 1440 году. Главным его отличием стали подвижные литеры - металлические формы букв и знаков, подбиравшиеся вручную и позволившие одновременно печатать несколько копий книг. С помощью печатного станка стало возможным распространение научных идей, и повысился уровень образования. Уже к 1500 году в Европе было напечатано более 20 миллионов томов. Изобретению печатного станка приписывают основные открытия и молниеносное развитие Высокого Ренессанса, а также наступление Реформации и развитие протестантского движения.

5. Двигатель внутреннего сгорания

В этом двигателе топливо сгорает во внутренней камере, создавая давление, которое обеспечивает механическую работу двигателя внутреннего сгорания. Сложно назвать одного изобретателя, чьему имени приписывают создание ДВС - на доведение изобретения до современной формы ушли десятилетия и труды многих ученых, среди которых Этьен Ленуар, Франсуа да Ривас и Николаус Отто. Во второй половине XIX века двигатель внутреннего сгорания получил свою современную, высокоэффективную форму, тем самым обеспечив развитие индустрии и машиностроения. Благодаря созданию ДВС стало возможно изобретение автомобиля и самолета.

6. Телефон

Впервые патент на электрическую передачу голосовых сообщений был оформлен на Александра Белла, несмотря на то, что многие другие ученые проводили похожие опыты. После 1876 года, когда использование телефонов стало быстро набирать обороты и произвело революцию в сфере коммуникаций, Белл не раз сталкивался с судебными исками об интеллектуальной собственности.

7. Лампа накаливания

Это изобретение позволило продлить активный рабочий день, заменив собой дневной свет. Над электрической лампой накаливания работало множество ученых, но основным ее изобретателем принято считать Томаса Эдисона, который впервые создал абсолютно функциональную систему.

8. Пенициллин

Это случайное открытие является одним из самых известных и значимых в истории человечества. В 1928 году шотландский ученый Александр Флеминг обнаружил плесень, случайно попавшую в культуру бактерий. Флеминг увидел, что в местах распространения грибка бактерии уничтожены. Эта бактерицидная плесень оказалась грибком под названием пенициллиум. Дальнейшее изучение грибка позволило создать первый в мире антибиотик, позволяющий бороться с инфекциями в человеческом организме, не оказывая вреда самому организму.

9. Контрацепция

Изобретение различных методов контрацепции послужило причиной не только сексуальной революции в развитых странах, но и повышению среднего уровня жизни, возможностью контролирования рождаемости и снижению распространения заболеваний, передающихся половым путем. В глобальных масштабах распространение методов контрацепции позволяет сдерживать проблему мирового перенаселения.

10. Интернет

Интернет не нуждается в дополнительном представлении. Сегодняшний мир не может существовать без этого изобретения, оказавшего революционное влияние на сферу коммуникаций. Интернет является частью жизни большинства жителей развитых стран и предоставляет неограниченные возможности получения информации, межличностного общения и образования.

Огромное количество открытий сделало человечество за историю своего существования. Изобретения помогли людям стать сильнее и победить многие болезни, укротить силы природы и улучшить жизнь. Мы опишем всего 10 открытий, знакомых каждому, которые изменили историю и сильно повлияли на развитие человеческой цивилизации.

Огонь

Огонь пугал древних людей, не меньше, чем животных. Он обладал огромной разрушительной силой, нес смерть и разрушения. Человек смог «приручить» огонь. Люди научились готовить пищу, обогревать свои жилища зимой, защищаться им от хищных и опасных животных. «Приручение» огня положило начало развитию промыслов и ремесел: появились оружие, посуда, орудия производства.

Колесо и повозка

Изобретя колесо, человечество получило удобный способ передвижения. Люди стали заселять и осваивать новые земли. После открытия металла, колеса стали прочными, а повозки смогли выдерживать большие расстояния. Люди научились запрягать в них лошадей, и скорость передвижения увеличилась в десятки раз.

Письменность

Несколько тысяч лет понадобилось людям, чтобы превратить наивные рисунки, узелки и зарубки в настоящую письменность. Появились пиктограммы, рисунки человечков и зверей, обозначающие действие или понятие, например, письмо Древнего Египта. Позже их сменили иероглифы и алфавит: мы пользуемся ими ни до сих пор. Началось быстрое развитие цивилизации и обмен знаниями между различными культурами и народами.

Бумага

Письменность позволила людям сохранять информацию, а бумага сделала ее доступной для миллионов людей. До изобретения бумаги материалы для письма были очень дорогими. Почти 2000 лет назад, китаец Цай Лунь создал недорогой сорт бумаги из хлопчатых веревок, в 751 г. ее привезли на Ближний Восток арабы, а после, через испанских мавров, бумага попала в Европу. В 12 веке появилось первое производство в Италии.

Порох и огнестрельное оружие

Порох также китайское изобретение. В Европе порох появился в позднем средневековье. Постепенно огнестрельное оружие, пушки и аркебузы, вытеснило лук и стрелы. Рыцари в тяжелых латах, вооруженные мечами, больше не могли отсидеться в своих замках во время осады. Мир начал меняться: на смену феодальному строю и множеству мелких удельных владений приходили сильные державы с обученными армиями.

Автомобиль

Автомобиль сократил расстояния и увеличил скорость передвижения в несколько раз. Автомобиль стал родоначальником новой эпохи человечества. Быстро росли производства, люди проложили миллионы километров дорог. Мир полностью изменился. К сожалению, это изобретение принесло планете много экологических проблем, которые предстоит решить людям.

Электрическая лампочка

Электрическая лампочка совершила настоящую революцию. Свет, которым мы пользуемся ежедневно, результат многолетней работы многих изобретателей. Электричество и ее маленький представитель, лампочка, заслуживает одного из почетных мест в истории открытий.

Антибиотики

Антибиотики сохранили человечеству миллионы жизней. Благодаря антибиотикам отступили такие страшные смертельные болезни как чума, тиф, дизентерия, туберкулез, сепсис (заражение крови).

Парус и корабль

Парус и корабль так же как изобретение колеса и повозки на суше, открытие паруса и создание корабля подарило человечеству новые земли. Можно только представить, какой страх пришлось преодолеть древним людям, отважившимся покинуть земную твердь и пуститься в плаванье по огромному бесконечному морю.

Если Вам понравилась эта статья ставьте лайк

В мире существуют изобретения, созданные для нашего развлечения, комфорта и уюта, такие как зажигалка или кухонные принадлежности. Несомненно, они очень полезны, и необыкновенно практичны. При этом также существуют и инновации, которые полностью поменяли уклад нашей жизни - изобретения, повлиявшие на историю и образ жизни человека.

В этой статье, я предлагаю на ваше рассмотрение список из 10 изобретений, возраст которых колеблется от 800’000 лет до нескольких десятилетий, все из которых, однако, сделали нашу жизнь проще и удобнее. Представляя различные аспекты жизнедеятельности, все эти изобретения играют огромную роль в человеческой жизни.

Огонь

Представьте себе лицо древнего человека, который впервые добыл огонь, причем сделал это самостоятельно, без помощи молнии или лесного пожара. Новые археологические раскопки, проведенные в Израиле, утверждают, что день Х имел место примерно 800’000 лет назад, когда на планете еще доминировал Homo erectus, человек прямоходящий. Этот вид человека первым из наших предков научился добывать огонь при помощи удара кремния (разновидности кварца) по другому минералу, содержащему металл. Искра, выскочившая в результате удара двух камней, и создала огонь.

Появление этой технологии стало прорывом для человека: внезапно к его услугам появилась теплая, светлая стоянка, обработанная пища и совершенно новое меню из продуктов, которые можно было бы приготовить на костре.

Колесо

Несмотря на избитость изобретения, ему несомненно место в первой десятке, ведь это не просто инновация, а изобретение изобретений, так как технологию колеса впоследствии использовали во многих знаковых изобретениях. Первое известное науке колесо датируется 3’500 лет до н.э., и было найдено оно в Месопотамии. Изначально, колесо использовалось для гончарных дел. Затем, видимо осознав потенциал изобретения, люди стали использовать колесо в транспорте, что существенно расширило ареал обитания человека.

Бетон

Другим примером важной инновации, которая исчезла в Темные века, стал бетон, ранний рецепт которого был известен еще древним египтянам (по мнению ученых, его использовали при строительстве пирамид). Древние римляне переняли технологию от своих восточных коллег, и активно использовали ее в строительстве, например римского Пантеона, памятника, который сохранился до сегодняшнего дня.

Технология смеси цемента и связующих элементов, таких как песок и вода, практически исчезла к XVIII веку, когда английский инженер Джон Смитон улучшил состав бетона. Данный материал до сих пор остается основным источником строительного материала при создании мостов, дамб, дорог и зданий.

Электричество

Где было бы человечество без электричества? Ну уж наверняка, этот список вы бы не читали. Современному человеку тяжело представить себе время, когда мир обходился без электричества. Однако благодаря усилиям таких ученых как Никола Тесла, Майкл Фарадей и Томас Эдисон, уже к концу XIX века мир узнал об электричестве. Изобретение было настолько успешным, что первые электрические станции появились в США уже к 1880ым годам. Однако долгое время, электричество оставалось лишь уделом больших городов. К 1930ым годам, лишь 10% деревень были подключены к электрическим сетям.

Микроскоп

Большинство изобретений является результатом широкомасштабного мышления. Микроскоп, механическое творения, позволившее увидеть совершенно иную жизнь, является примером того, что открытия могут быть сделаны и в таком, небольшом масштабе.

Первый микроскоп использовал свет и линзы для оптического увеличения небольших образцов. Созданный в конце XVI - начале XVII веков голландскими мастерами, первое научное использование микроскопа относится к англичанину Роберту Хуку, который решил исследовать под прибором вошь и блоху.

Телевидение

Телевидение является классическим примером того, как инженерные инновации, развиваясь отдельно друг от друга, смогли, соединенные в единое устройство, произвести революцию в образе жизни человека.

Одно из самых значимых изобретений XX века начиналась с концепта создания устройства, проигрывающего движущиеся картинки под музыку. Однако мир распорядился по иному, и уже к 1920 году телевизор стал реальностью, ну а послевоенное время принято называть «эрой телевидения».

Антибиотики

До начала XX века, дожить до старости было весьма затруднительно - каждый день человека поджидали десятки потенциальных убийц, от туберкулезных палочек, до других опасных инфекций.

Все изменилось в 30е годы, когда шотландский биолог Александр Флеминг случайно открыл пенициллин, антибиотик, который мог успешно бороться с бактериальными инфекциями. Данное открытие стало одним из самых важных открытий в медицине, и начало спасать жизни людей сразу по запуску производства. Именно успеху пенициллина и обязана своим расцветом современная фармацевтическая промышленность.

Компьютер

Интернет превратил компьютер в по-настоящему фантастическое устройства, но существовало бы киберпространство без соответствующей аппаратной поддержки? Компьютер является еще одним изобретением, судьба которого, изначально, была не такой радужной, несмотря на то, что большинство историков указывают на то, что первый программируемый компьютер, Z3, был изобретен немецким инженером Конрадом Цузе в 30е годы. Секретный проект, спонсируемый нацистским правительством, был уничтожен во время войны. Тем не менее, изначальная технология, используемая немецким ученым при создании Z3, продолжает жить и сегодня.

Обработка железа

Железо является одним из самых распространенных металлов на Земле, а сталь - его сплав - является незаменимым материалом. Причем обработка железа настолько же важна сегодня, как и тысячелетия назад. Впервые, железо начали обрабатывать около 3’500 лет назад в Анатолии (на территории современной Турции), переход от Бронзового века к веку Железному стал серьезным двигателем для сельского хозяйства Древнего мира, так как более прочные железные инструменты позволяли людям лучше обрабатывать землю. Более совершенное оружие, хоть и привело к череде агрессивных войн, способствовало также и более гибкому развитию обществу, его консолидации.

Сливной унитаз

Сливной унитаз может и считается современным изобретением, однако еще древние общества успешно применяли это предмет общественного быта. Уже 5’000 лет назад, в частных домах Пакистана существовали унитазы, соединенные трубами с дренажной системой. К сожалению, изобретение было утрачено с Темными веками, наступившими в Европе. Вновь, сливные унитазы заменили дыры в полу и деревянные стулья с отверстием, лишь в XVI веке, когда английский аристократ Джон Харрингтон создал для королевы Елизавета I туалет с применением сливного механизма.

Просмотров