Восстановление народного хозяйства после войны кратко


Великая Отечественная война закончилась великой победой народов нашей страны над сильным и жестоким агрессором. Но это было достигнуто ценой огромных людских и материальных потерь. За всю историю человечества ни одна страна не понесла такой урон в результате военных действий. Советский Союз потерял около 30% национального богатства и десятки миллионов человек.
С первых дней изгнания фашистских оккупантов с советской территории начались работы по восстановлению хозяйства освобожденных районов. Уже 29 декабря 1941 г. выходит постановление СНК СССР о восстановлении шахт в Подмосковном угольном бассейне. В 1943 г. для организации восстановительных работ в Совете Народных Комиссаров СССР был образован специальный комитет, а в Госплане СССР - управление, обеспечивающее планирование деятельности всех ведомств, причастных к этой работе. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» наметило программу восстановительных работ, определило средства для их осуществления. В Госплане СССР и научных учреждениях были разработаны краткосрочные и долгосрочные планы восстановления народного хозяйства как в целом, так и по отдельным отраслям.
В результате усилий всех советских народов по возрождению промышленности освобожденных районов восстанавливался экономический потенциал страны. Все республики помогали восстанавливать сельское хозяйство в освобожденных районах. Например, для восстановления в них животноводства Казахская ССР выделила 550 тыс. голов скота, Киргизская ССР - свыше 130 тыс., Грузинская ССР - около 30 тыс. голов. Таким образом, возрождаемые колхозы получили 1,7 млн. голов скота и 516,8 тыс. голов домашней птицы. Государство наделяло колхозников семенным фондом. В 1944 г. для проведения посевной кампании из государственных резервов выделили 50 тыс. т зерна. Только в Литовскую ССР было завезено в 1945 г. 10 тыс. т семян зерновых и 4 тыс. т картофеля. Уже в 1944 г. в освобожденных районах было засеяно свыше 16 млн. га пашни. В начале 1945 г. на освобожденной земле было восстановлено 84700 колхозов, 1883 совхоза и 3093 машинно-тракторные станции. Ими было засеяно 72% довоенных площадей и получено 51% довоенной сельскохозяйственной продукции, в том числе половина товарного зерна, свыше 75% сахарной свеклы, 30% молока и молочной продукции, 25% скота и птицы.
После окончания войны, несмотря на усилия, довоенный уровень развития народного хозяйства по основным показателям не был достигнут. Объем промышленной продукции составил 91% к уровню 1940 г., добыча угля - 90%, нефти - 62%, выплавка чугуна - 59%, стали - 67%, выпуск ткани - 41%, грузооборот всех видов транспорта - 76%, розничный товарооборот - 43%, среднегодовая численность рабочих и служащих - 87%. Посевные площади сократились на 37 млн. га, а поголовье скота уменьшилось на 7 млн. голов. Доход страны в 1945 г. составил 83% к уровню 1940 г. Наиболее тяжело отразилась война на трудовых ресурсах: число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек, в том числе в промышленности - на 2,4 млн., в сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин - на 60%*.
* Поляк Г.Б. Послевоенное восстановление народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 1986.-С. 66.
К экономическим проблемам СССР добавились и внешнеполитические. Уже в начале 1946 г. бывшие союзники по антигитлеровской коалиции находились в состоянии «холодной войны». Советский Союз был лишен внешнеэкономической помощи и в восстановлении разрушенного войной хозяйства должен был опираться на собственные силы.
Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства
В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная его задача - восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.
Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимыми оборотными средствами. Осуществление социально-культурных мероприятий также требовало увеличения бюджетных ассигнований.
В послевоенные годы на состоянии советских финансов благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно увеличились темпы роста национального дохода страны. В 1949 г. доход возрос на 17%, а в 1950 г. - уже на 21% к предыдущему году (за 1949-1950 гг. ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.
Таким образом, совершенствование структуры общественного продукта, развитие производства содействовали росту национального дохода страны, укреплению финансовой системы и динамичному развитию государственного бюджета СССР, который за годы послевоенной пятилетки вырос с 325 до 422 млрд. руб.
Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении имелась денежная масса, в 3,8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась.
Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Выделенные в 1946-1950 гг. из государственного бюджета 708,4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.
Перевод экономики в годы войны на военные рельсы привел к диспропорциям в развитии отдельных отраслей промышленности, которые надо было преодолеть. Предстояло восстановить разрушенные производственные связи не только между отдельными предприятиями, но и промышленными центрами страны, перераспределить, сообразуясь с задачами мирного времени, материальные, финансовые и трудовые ресурсы между отраслями народного хозяйства, значительно повысить в общем объеме промышленного производства удельный вес гражданской промышленной продукции.
Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. В их числе такие крупные объекты, как Курский завод резинотехнических изделий, Минский автомобильный завод, рельсо-балочный стан и блюминг на металлургическом заводе «Азовсталь» и др. Масштабы и темпы восстановительных работ и нового строительства были таковы, что производственные показатели по важнейшим отраслям народного хозяйства к концу пятилетки были выше, чем до войны. Так, угля было добыто на 57% больше, чем в 1940 г., нефти - на 22%, производство черных металлов возросло на 45%, продукции машиностроительных заводов - в два раза.

Война нанесла тяжелейший урон сельскому хозяйству. Фашисты разрушили и разграбили более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население в сельской местности сократилось с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек. Численность тракторов в сельском хозяйстве составила 59% довоенного уровня, а количество лошадей снизилось с 14,5 до 6,5 млн. голов. Это привело к сокращению посевных площадей на 36 млн. га и снижению валового сбора зерна с 762 до 333 млн. ц. В целом объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 40%. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после Первой мировой войны и Гражданской войны.
В первый год послевоенной пятилетки к огромному ущербу, нанесенному сельскому хозяйству войной, прибавилось стихийное бедствие. В 1946 г. Украину, Молдавию, области Центрально-Черноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за предшествующие пятьдесят лет. В этот год колхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны. Засуха тяжело отразилась и на животноводстве. В охваченных засухой районах численность только крупного рогатого скота снизилась на 1,5 млн. голов. На выручку районам, пострадавшим от засухи, пришли труженики других регионов страны, выделившие из своих скудных ресурсов материальные и финансовые средства.
Ежегодно увеличивались ассигнования на развитие сельского и лесного хозяйства из государственного бюджета. При этом возрастали не только абсолютный размер этих средств, но и их удельный вес в расходах на народное хозяйство. Если в 1946 г. они составляли 12,9 млрд. руб., или 11,9% расходов на народное хозяйство, то в 1950 г. их объем составил 34 млрд. руб., а удельный вес - 21,6%. Всего за годы послевоенной пятилетки из государственного бюджета было направлено в сельское и лесное хозяйство 115,5 млрд. руб.
Кроме централизованной помощи сельскому хозяйству со стороны государства, не менее важной была помощь промышленных предприятий и жителей городов. Городские предприятия построили и отремонтировали десятки тысяч жилых домов, машинно-тракторных станций, производственных зданий, детских садов, клубов, библиотек и т. п. Все это позволило укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства. Однако средств для сельского хозяйства не хватало. Недостаточное ресурсное обеспечение сельского хозяйства особенно проявилось в засуху 1946 г. Перед государством со всей остротой встала задача планомерного преобразования природы засушливых районов страны, с тем чтобы снизить зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.
Опыт многих поколений земледельцев, научные разработки доказывали, что одним из методов борьбы с засухой является лесоразведение в степных районах. Полезащитные лесные полосы охраняют поля от суховеев, улучшают водный режим почвы, увлажняют воздух, создают благоприятный микроклимат для посевов, предотвращают выдувание верхнего плодородного слоя и эрозию почвы. Для того чтобы придать лесоразведению в степных и лесостепных районах организованный характер и государственные масштабы, был принят «План полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». Особое внимание в нем уделялось лесоразведению. В течение 1950-1965 гг. предусматривалось создание в 16 областях в основном в РСФСР, УССР восьми крупных государственных лесных полос общей протяженностью 5320 км. Кроме того, намечалось насаждение защитных лесных полос на полях совхозов и колхозов общей площадью 5 млн. 709 тыс. га.
Весной 1949 г. широким фронтом начались лесопосадочные работы. Особенно активно они велись в Краснодарском крае, Сталинградской, Рязанской, Ростовской и Тульской областях. Начатые в годы первой послевоенной пятилетки работы по преобразованию земли, улучшению условий для сельскохозяйственного производства дали положительные результаты. Колхозы, совхозы и лесхозы заложили до 1951 г. полезащитные лесные полосы на площади 1852 тыс. га: Камышин - Волгоград, Воронеж - Ростов-на-Дону, Пенза - Каменск, Белгород - Дон, Чапаевск - Владимировка и др. Их протяженность составляла более 6 тыс. км.
Созданные более 40 лет назад лесонасаждения и сегодня защищают около 25 млн. га сельскохозяйственных угодий и являются примером мирного приложения человеческих сил и мудрого отношения к земле и природе.
Таким образом, за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 г. возрос на 73%, капитальные вложения - в три раза, производительность труда - на 37%, а произведенный национальный доход - на 64%.

Вопрос 01. Расскажите о состоянии советской экономики после войны.

Ответ. Оказались разрушены 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены 70 тыс. сёл и деревень, взорваны и выведены из строя 31 850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн га. Страна потеряла около трети своего национального богатства. Война унесла почти 27 млн человеческих жизней, это самый трагический её итог. 2,6 млн человек стали инвалидами. Население сократилось на 34,4 млн и составило к концу 1945 года 162,4 млн человек.

Вопрос 02. Каковы были альтернативы развития народною хозяйства в послевоенные годы? Каковы итоги экономических дискуссий 1946-494? гг.?

Ответ. Альтернативы:

1) предлагалось ликвидировать колхозы, разрешить создание мелких частных хозяйств и кустарных предприятий, без эксплуатации чужого труда;

2) И.В. Сталин настаивал на продолжении жёсткого государственного регулирования, сохранении колхозов и плановой экономики.

В результате дискуссий победило мнение И.В. Сталина, что было ожидаемо при сохранении культа личности этого вождя.

Вопрос 03. В чём вы видите причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономическом развития?

Ответ. Причины:

1) отказ от своей позиции мог иметь негативные политические последствия даже для Сталина, также их могли иметь скачки экономического развития, неизбежные и неуправляемые при появлении частного сектора;

2) негативные свойства плановой экономики должны были сказаться (и сказались) позже, а сразу после войны именно такая форма хозяйствования помогала административными методами мобилизовать рабочую силу и в кратчайшие сроки восстановить экономику, особенно оборонную промышленность, что требовалось для участие в быстро разворачивавшейся Холодной войне.

Вопрос 04. Расскажите о послевоенном восстановлении народного хозяйства. В чём вы видите главные причины того, что оно в основном было завершено к началу 50-х гг.?

Ответ. Восстановление промышленности (как её развитие в годы индустриализации) начиналось с тяжёлой отрасли: машиностроения, металлургии, топливной, энергетической промышленности. Всё это было необходимо для развития оборонной промышленности, на неё уходила большая часть ВВП (и такое положение вещей сохранялось до конца существования СССР). При этом лёгкая, пищевая и другие отрасли промышленности, которые непосредственно могли бы повысить уровень жизни населения восстанавливались гораздо медленнее. Многие люди продолжали жить, как и войну, иногда даже в землянках и работать в неотапливаемых помещениях или даже под открытым небом. Однако промышленность была восстановлена. Можно назвать следующие причины этого явления:

1) административная система контроля за предприятиями сохранялась практически такая же, как в военное время, с такими же наказаниями;

2) после победы у многих наблюдался энтузиазм, надежда, что после лишений сегодняшнего дня завтрашний будет счастливым;

3) в распоряжении СССР было трофейной оборудование и фактически рабских труд пленных солдат и офицеров недавних противников;

4) поднимать требовалось в основном лишь тяжёлую и оборонную промышленность, лёгкая и до войны, и после неё до конца развала СССР была плохо развита;

Вопрос 05. Назовите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны.

Ответ. Государство получало необходимые для поднятия промышленности из сельского хозяйства, соответственно, ничего не инвестировало в также сильно пострадавшие за время войны колхозы. В этом суть бедствий деревни, конкретные причины следующие:

1) государство покупало сельскохозяйственные продукты по твёрдым ценам, гораздо ниже действительных;

2) продолжала действовать система колхозной жизни, которая приводила к безразличию крестьян к результатам своего труда не в приусадебном хозяйстве;

3) государство прирезало к колхозной земле значительную часть крестьянских приусадебных участков;

5) на рынке разрешалось торговать крестьянам только колхозов, выполнивших государственные поставки;

6) демобилизовавшимся солдатам, даже до войны жившим в колхозах, разрешали оставаться в городах, где не доставало рабочих рук (для многих этот шанс вырваться из колхоза мог оказаться единственным в жизни), потому деревня недостаток этих рабочих рук испытывала катастрофический;

7) в затронутых боевыми действиями районах остро стояла стояла оставшихся в земле боеприпасов, особенно мин;

8) в 1946 году были сильная засуха и голод;

9) денежная реформа 1947 года больше всего ударило по крестьянам, которые хранили свои сбережения дома.

Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития 7)

Преобразование государственного аппарата и восстановление командно- административной системы. Репрессии конца 40- начала 50-х гг. 8)

Международное положение и внешняя политика СССР

С окончанием Великой Отечественной войны советскому народу предстояло проделать огромную работу по восстановлению экономики, поднять материальный уровень жизни людей, приступить к мирному созидательному труду.

Послевоенные годы оцениваются в отечественной и зарубежной литературе крайне противоречиво. Наиболее объективно выражающей суть послевоенных процессов является оценка этих лет как «регрессивной эволюции сталинизма» (Н. В. Старикова).

После окончания войны были возможны два варианта развития общества. Первый - смягчение довоенной мобилизационной модели развития, отказ от чрезвычайщины, от репрессий, развитие процессов демократизации. Второй - восстановление довоенной модели развития, сохранение тоталитарного режима.

Возможность первого пути развития определялась возросшим авторитетом страны-победительницы, ростом самосознания народа-победителя, усилением сопротивления сталинскому режиму власти (восстания, побеги в ГУЛАГе; борьба против насаждаемой советской модели развития в Прибалтике, Восточной Европе), нарушением герметичности «железного занавеса» при освобождении советскими войсками стран Европы.

Второй вариант послевоенного развития страны - восстановление довоенной мобилизационной системы - стал действительностью, что было обусловлено следующими факторами. Сталин и его окружение, занимавшие высшие посты в пирамиде власти, не мыслили руководства государством иными, не административными методами. Победа в войне укрепила многих в мысли, что именно этот режим и спас страну.

Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития. Перестройка экономики в период мирного развития осуществлялась в сложных условиях: 1)

война принесла многочисленные людские жертвы: около 27 млн.. человек погибли в боях за Родину и в фашистском плену, умерли от голода и болезней; миллионы стали инвалидами; 2)

военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства, разрушено огромное количество промышленных предприятий, большой ущерб причинен топливно-энергетической базе страны и транспортной сети, разрушен жилой фонд в западной части РСФСР, по технической вооруженности сельское хозяйство отброшено на уровень первой половины 30-х гг.; 3)

страна понесла огромные культурные потери.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Одновременно с демобилизацией происходила репатриация советских граждан, угнанных фашистами.

В соответствии с требованиями мирного времени проводилась реорганизация наркоматов, был восстановлен 8-часовой рабочий день, отменены обязательные сверхурочные работы, разрешено предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков.

Первоочередной хозяйственной задачей являлся перевод народного хозяйства на мирный путь развития, для чего было необходимо: -

определить новые пропорции между отраслями; -

переориентировать значительную часть военного производства на выпуск мирной продукции; -

сократить военные расходы.

Сокращение ассигнований на военные нужды и увеличение расходов на развитие гражданских отраслей экономики проходили в условиях определенных трудностей: снижения производительности труда, недостатка энергоносителей, нехватки рабочих рук.

Восстановительный период в истории советского народного хозяйства в полном объеме начался в 1946 г. При рассмотрении четвертого пятилетнего плана (1946-1950 гг.) в 1945-1946 гг. проходили напряженные дискуссии. Возвращение в мирные условия предполагало необходимость не только восстановления экономики, но и выбора путей этого процесса: поддержать ли наметившееся во время войны смягчение мер экономического принуждения (сыгравшее свою роль в патриотическом единении, которое позволило режиму выдержать испытания войной) или же отвергнуть их и вернуться к модели развития 30-х гг.

На выбор путей восстановления экономики существенное влияние оказывала оценка международной обстановки. Среди сторонников более уравновешенного экономического развития, некоторого смягчения волюнтаристских методов были такие разные люди, как А. Жданов, секретарь ЦК ВКП(б); Н. Вознесенский, председатель Госплана; Н. Родионов, председатель Совета Министров РСФСР. По их мнению, с установлением мира капиталистические страны должны были испытать жестокий экономический и политический кризис. Согласно этому видению для СССР не существовало в тот момент никакой угрозы со стороны «фронта» западных держав. Кроме того, Советский Союз располагал реальными возможностями для маневра, поскольку мог выступить в качестве рынка сбыта для экономики капиталистических стран, охваченных кризисом. На такого рода рассуждениях основывалось, например, предложение Молотова, касающееся обязательства заказать в США товары на 6 млрд.. долларов в обмен на признание Люблинского комитета. В условиях относительно благоприятного международного климата не было никакой необходимости далее продолжать политику ускоренного развития тяжелой промышленности.

Сторонники возврата к модели экономического развития 30-х гг. (главную роль играли Маленков и Берия), поддерживаемые руководителями тяжелой промышленности, ссылались на исследования экономиста Е. Варги, который в декабре 1944 г. начал публикацию важных фрагментов своего труда, посвященного проблемам мирового капитализма, возникшим в результате Второй мировой войны.

Варга отрицал теорию неминуемого кризиса капитализма и подчеркивал, напротив, его замечательную способность к приспособлению. Маленков, Берия и их сторонники делали из этого вывод о том, что способность капитализма справляться со своими внутренними противоречиями делала международную обстановку очень тревожной, тем более что обладание атомной бомбой давало империалистическим государствам явное важное превосходство над СССР. При таком взгляде ускоренное развитие военно-промышленной базы страны представало абсолютным приоритетом.

Дискуссия завершилась победой сторонников возврата к довоенной модели экономического развития.

Наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности явился 1946 г. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. Принятый на первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва (март 1946 г.) закон о пятилетнем плане ставил следующие задачи: -

восстановить довоенный уровень развития промышленности и сельского хозяйства; -

отменить карточную систему; -

повысить заработную плату; -

всемерно расширять массовое жилищное и культурно-бытовое строительство.

Одновременно (с декабря 1945 г.) стала осуществляться засекреченная программа - создание новых видов вооружения. Общее руководство этой программой было возложено на Первое Главное управление при Совете Министров СССР, во главе которого стоял Л. П. Берия. Кроме того, в основном к 1947 г. закончилась демилитаризация экономики, которая сопровождалась одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса. Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х гг. около 25% бюджета государства.

Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. Заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые предприятия возникали на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступила в строй «Запорожсталь». В рекордные сроки была восстановлена крупнейшая электростанция в Европе - Днепрогэс.

В целом за годы 4-й пятилетки (1946-1950) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели на 73% (при плане 48%), чему способствовали:

высокие мобилизационные возможности директивной экономики, сохранявшиеся в условиях экстенсивного развития (за счет нового строительства, дополнительных источников сырья, топлива и т. д.); -

репарации с Германии (4,3 млрд.. долл.); -

бесплатный труд заключенных ГУЛАГа (8-9 млн.. чел.) и военнопленных (1,5 млн.. немцев и 0,5 млн.. японцев); -

перераспределение средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей; -

конфискационная денежная реформа 1947 г., в ходе которой около трети наличной денежной массы не было обменено на новые дензнаки; -

вынужденное приобретение облигаций государственного займа.

Капиталистический мир на рубеже 40-50-х гг. вступил в эпоху научно-

технической революции, социалистическая же директивная экономика оказалась невосприимчивой к новейшим научно-технологическим достижениям. За исключением отдельных военных отраслей - атомной (создание советской атомной бомбы в 1949 г.), ракетной и некоторых других, широко использовавших трофейную и западную техническую документацию, экономика оставалась на довоенном техническом уровне.

По мнению Н. Верта, в промышленности фаза быстрого роста (1947- 1948 гг.) и даже «перегрева» (1949-1950 гг.) затем сменилась фазой явного замедления, длившейся до 1954 г. Начиная с 1948 г. промышленность в полной мере испытала трудности, вызванные сверхволюнтаристским пересмотром показателей четвертого пятилетнего плана.

Экономика развивалась экстенсивным путем: росли капиталовложения в новое строительство, вовлекались в производство дополнительные сырьевые, энергетические, людские ресурсы. Легкая и пищевая промышленность финансировались по остаточному принципу и не обеспечивали потребностей населения. Темпы роста производительности труда в послевоенные годы составляли 6% в год.

По мнению С. П. Рябикина, административно-принудительный характер советской экономики этого периода затушевывался получавшими мощную пропагандистскую поддержку трудовыми починами - различными формами будто бы возникавшего по инициативе масс социалистического соревнования (движение «скоростников», «отличников качества» и т. д.), которое, не получая действенного материального стимулирования, превращалось в формальные мероприятия.

Критическим было положение в сельском хозяйстве. Засуха 1946 г. и последовавший за ней голод 1947 г. истощили производительные силы деревни. Отчасти сыграл свою роль и катастрофический провал опыта «дробного управления» (каждый колхоз, подчиненный с начала 1946 г. одновременно Совету по делам колхозов и трем министерствам, должен был выращивать многие культуры, что не всегда соответствовало местным возможностям).

Правительство решило «прибрать к рукам» крестьянство, контроль за которым в годы войны был до известной степени ослаблен. Развернута широкая кампания по развитию в колхозах сети партийных ячеек.

В феврале 1947 г. пленум ЦК партии обсудил вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». В решениях пленума предусматривалось: увеличение поставок сельскохозяйственных машин, повышение культуры земледелия, строительство водоемов в степных и лесостепных районах.

В 1947-1948 гг. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения. Два указа, принятые 4 июня 1947 г. и близкие по духу и букве к знаменитому закону от 7 августа 1932 г., предусматривали от пяти до двадцати пяти лет лагерей за всякое «посягательство на государственную или колхозную собственность».

Правительство продолжало курс на жесткое ограничение личного крестьянского хозяйства и перекачку ресурсов из деревни в город. В 1946-1949 гг. были сокращены приусадебные участки и более 10 млн.. гектаров земель «возвращены» в колхозный фонд. Личное хозяйство крестьян обложено непомерными натуральными налогами (с каждого фруктового дерева, головы скота, птицы). Торговать на рынке крестьянин мог только после выполнения колхозом плана поставок государству. Крестьяне должны были отработать в колхозе обязательный минимум трудодней, почти не получая за это натуральной оплаты. Не имея паспорта, крестьянин не мог самовольно покинуть деревню.

В конце 1949 г. экономическое и финансовое положение колхозов настолько ухудшилось, что правительству пришлось разработать ряд реформ. В 1950 и 1951 гг. проводились дискуссии о сельскохозяйственной политике и мерах, которые было необходимо принять. Отвечавший за аграрную политику Андреев был заменен другим «специалистом» по сельскому хозяйству, Н. С. Хрущевым, который до назначения в 1949 г. секретарем Московского обкома ВКП(б) и секретарем ЦК партии занимал посты Первого секретаря ЦК Компартии Украины (1938-1949) и Председателя Совета Министров УССР (1944-1947).

Хрущев опубликовал в «Правде» план укрупнения колхозов, который исходил из тех же целей, что и реорганизация внутриколхозной производственной структуры: усилить политический и экономический контроль на селе. В течение нескольких лет число колхозов уменьшилось с 255 до 94 тыс. Это сокращение сопровождалось новым и значительным уменьшением индивидуальных наделов крестьян.

Инициатор этих реформ Хрущев рассчитывал закончить начатое им дело радикальным - и утопическим путем - изменением всего уклада крестьянской жизни. «Правда» опубликовала проект создания «агрогородов», где крестьяне, переселенные из своих изб, должны были вести городскую жизнь в многоквартирных домах вдалеке от своих индивидуальных наделов. Проживая в городе с комфортом и коммунальными услугами, крестьяне в то же время распрощались бы со своей столь живучей индивидуалистической психологией и стали бы обычными трудящимися, включенными в коллектив. Таким образом, этот проект решал сразу две проблемы: трансформируя крестьянское сознание, он уничтожал крестьянина как такового, одновременно стиралась разница между сельским и городским трудом, между кресть-

янином и рабочим, и реализовалось, таким образом, долгожданное единство пролетариата, основы социалистического общества.

На следующий день после опубликования проекта «Правда», однако, выступила с уточнением, в котором отмечалось, что в предыдущем номере речь шла не о проекте, а о начале дискуссии. На некоторое время Хрущев был отстранен от руководства сельским хозяйством, за которое он снова энергично примется после смерти Сталина.

В конце 40-х гг. в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии проводится массовая коллективизация, которая сопровождается репрессиями и депортациями населения. Произошла ликвидация большого числа хуторских хозяйств, их население сослано в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.

К концу пятилетки восстановление сельского хозяйства было в основном завершено. Однако многие проблемы оставались нерешенными: сохранялась зерновая проблема, не хватало сырья для легкой и пищевой промышленности, имелось много отстающих колхозов.

В работе И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», опубликованной в 1952 г., были определены основные принципы экономической политики: 1) приоритетное развитие тяжелой промышленности; 2) необходимость свертывания кооперативно-колхозной собственности путем ее превращения в государственную; 3) сокращение сферы товарного обращения. Соблюдение этих принципов, по мнению Сталина, должно было обеспечить высокие темпы роста народного хозяйства в СССР.

Определенные изменения произошли и в социальной структуре общества. Во время войны места у станков заняли женщины, многие и после войны продолжали работать. Тем не менее наблюдалась резкая нехватка рабочей силы и в связи с этим - высокая текучесть кадров. Это приводило к дезорганизации производства и низкой производительности труда. Прослойка некооперированных кустарей и единоличников практически исчезает. Тяжелое положение в сельском хозяйстве и ряд правительственных распоряжений 1947-1948 гг., ужесточавших контроль за крестьянством, приводят к новой волне миграции - около 8 млн.. сельских жителей покинули деревню в 1946-1953 гг.

Обновление рабочего класса за счет притока сельских жителей сопровождалось заметным социальным продвижением квалифицированных рабочих и молодых горожан. С 1947 по 1953 г. около 4 млн.. человек получили высшее и среднее специальное образование.

Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы роста строительных работ отставали от роста городского населения. В начале 50-х гг. нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.

Итогами восстановительного периода стали: отмена карточной системы, введение в строй 100 млн.. м2 жилой площади, увеличение количества общеобразовательных школ, расширение сети вузов (превышена довоенная численность студентов), успешная разработка многих фундаментальных вопросов науки и техники.

Таким образом, в послевоенный период особенности самой мобилизационной системы работали на ее сохранение. Возможность кратковременного эффекта методов форсированного развития экономики проявилась в первые послевоенные годы в высоких темпах восстановления и развития тяжелой промышленности, строительства, транспорта. В экономической сфере, несмотря на существование альтернативной позиции пропорционального развития экономики - использования товарно-денежных отношений, расширения хозяйственной самостоятельности, - возобладал курс преимущественного развития тяжелой промышленности, жестокого централизма. На такой основе разрабатывался генеральный план строительства коммунизма в 1946-1965 гг. Это процесс шел за счет дискриминации сельского хозяйства и легкой промышленности.

Возврат к модели развития 30-х гг. вызвал значительные экономические потрясения, резко ухудшившие в 1951 - 1953 гг. все хозяйственные показатели и создавшие серьезную напряженность в обществе. Период 1945-1953 гг. следует считать логическим завершением, итогом экономической и политической линии, проводившейся после нэпа.

Преобразования государственного аппарата и восстановление командно-административной системы. Репрессии конца 40-начала 50-х гг. В сентябре 1945 г. упраздняется Государственный Комитет Обороны (ГКО), функции которого передаются Совету Народных Комиссаров СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов (отдел по учету и распределению рабочей силы, бюро продовольственных и промтоварных карточек и т. д.). В марте 1946 г. СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР, СНК союзных и автономных республик - в Советы Министров соответствующих уровней, а наркоматы -г в министерства.

За годы войны значительно усилилось влияние партийных органов на все стороны жизни. Широко практиковалось назначение на выборные должности, что приводило к фактическому отстранению Советов от выполнения их государственных функций.

В 1947 г. проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в конце 1947-начале 1948 г. - очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. в связи с истечением установленного Конституцией СССР срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в высший орган власти.

В феврале 1947 г. созданы постоянные Комиссии законодательных предложений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР второго созыва. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета.

Изменение ситуации в стране привело к необходимости некоторой реорганизации государственного аппарата. В 1947 г. Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР была преобразована в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР, в задачи которого входили планирование, учет и контроль за выполнением народно-хозяйственных планов. Созданы Государственный комитет по снабжению народного хозяйства Совета

министров СССР и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета министров СССР.

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества.

Перенеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И. В. Сталина. По окончании войны И. В. Сталин был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой пост Председателя Совнаркома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП(б). Возросший за годы войны авторитет И. В. Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата.

В 1946-1947 гг. по поручению И. В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР. 15 июля 1947 г. Сталин внес на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) вопрос «О проекте новой Программы ВКП(б)» и поручил ее разработку комиссии под председательством А. А. Жданова.

Конституционный проект предусматривал. некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Так, одновременно с признанием государственной формы собственности в качестве господствующей допускалось существование мелкого крестьянского хозяйства, основанного на личном труде.

В процессе обсуждения проекта Конституции в республиканских партийных и хозяйственных структурах были высказаны пожелания о децентрализации экономической жизни. Высказывались предложения расширить хозяйственную самостоятельность местных управленческих организаций. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положением об ограничении сроков выборной партийной работы и т. п. Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов. Ожиданиям населения на перемены к лучшему не суждено было сбыться. Вскоре после окончания войны руководство страны приняло меры по ужесточению внутриполитического курса.

Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКП(б) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных предприятий и колхозов, вскрывать «ошибки и промахи хозяйственных руководителей».

Годы 1946-1953 представляли собой наивысший расцвет сталинизма как политической системы. Была проведена «демократизация» политического фасада. После длительного перерыва возобновились съезды общественных организаций, профсоюзов и комсомола, а в 1952 г. состоялся XIX съезд партии, переименовавший ВКП(б) в КПСС (как в 1946 г. СНК был переименован в Совет Министров).

На самом же деле единовластие Сталина, умело стравливавшего своих ближайших соратников и вероятных преемников, оставалось неизменным и прочно базировавшимся на общем страхе. Важнейшие вопросы Сталин решал на своей даче в Кунцево вместе с несколькими членами Политбюро, отвечавшими за соответствующие направления работы.

В послевоенные годы Сталин постарался упрочить фундамент своей власти путем отказа от традиционных, установленных Лениным принципов функционирования партийных органов и безграничного развития культа Верховного Вождя, ставшего маршалом, генералиссимусом и Председателем Совета Министров.

Именно в этот период у Сталина, по мнению Н. Верта, произошел разрыв с ленинским наследием, который осуществлялся на нескольких уровнях: 1)

на уровне символов, что выражалось в воссоздании гражданских и военных званий, которые были упразднены Лениным, поскольку воплощали, по его мнению, традиционное государство (так, в 1946 г. народные комиссары превратились в «министров»); в примечательных переименованиях, призванных знаменовать переход к новому этапу в историческом развитии народа и государства (Рабоче-Крестьянская Красная Армия была переименована в Советские Вооруженные Силы, а большевистская партия в 1952 г. стала Коммунистической партией Советского Союза - КПСС); 2)

на теоретическом уровне шла скрытая критика ленинской концепции партии. Так, в речи, произнесенной 9 февраля 1946 г., Сталин заявил о том, что единственная разница между коммунистами и беспартийными состоит в том, что первые являются членами партии, а вторые - нет; 3)

на более глубоком уровне реального осуществления власти разрыв с ленинизмом выражался в последовательном игнорировании руководящих органов партии: тринадцать с половиной лет, с марта 1939 по октябрь 1952 г., не созывались съезды и пять с половиной лет, с февраля 1947 по октябрь 1952 г., Пленумы ЦК.

Политбюро (10 членов и 4 кандидата в члены) почти никогда не собиралось в полном составе.

Сталин предпочитал, как правило, принимать членов Политбюро индивидуально или небольшими группами по вопросам, связанным со «специальностью» каждого. Мучимый острой шпиономанией, Сталин неизменно исключал из этих встреч, особенно в последние годы жизни, некоторых членов Политбюро, подозреваемых в переходе на службу к той или иной иностранной державе. Это произошло с Ворошиловым, заподозренным в сотрудничестве с Интеллидженс Сервис (но не арестованным, что достаточно ясно говорит о подлинных мотивах этой так называемой опалы), затем, после XIX съезда партии, - с Молотовым и Микояном. Хрущев оставил

поразительные рассказы об эпизодических заседаниях Политбюро, где важнейшие решения, например о пятом пятилетнем плане, принимались без всякого обсуждения за несколько минут участниками, испытывавшими панику только от одной мысли, что они могут высказать точку зрения, которая испортит настроение Вождю. Между тем Сталин делал все, чтобы сконцентрировать власть в созданных им структурах, неподконтрольных избранным в 1939 г. руководящим партийным инстанциям. Роль его личного Секретариата и Специального сектора Секретариата ЦК под руководством Поскребышева, видимо, постоянно возрастала, заключаясь в надзоре над всем Секретариатом ЦК - реальным центром принятия решений и контроле за их исполнением. Каждый из главных соратников Сталина в послевоенные годы (Маленков, Жданов и Хрущев) занимал в тот или иной момент один из четырех постов секретарей ЦК партии.

Отражением внутренней борьбы в руководстве стало так называемое «ленинградское дело». Соперничество Г. М. Маленкова и А. А. Жданова закончилось в пользу последнего, но после его смерти в 1948 г. Маленков и Берия организовали крупную чистку партийно-государственного и хозяйственного аппарата от сторонников Жданова. По сфабрикованным обвинениям были расстреляны председатель Госплана Н. А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов, Председатель Совмина РСФСР М. И. Родионов, руководители Ленинграда П. С. Попков, П. Г. Лазутин, Я. Ф. Капустин. Всего в течение 1949-1950 гг. было репрессировано около 3,5 тыс. партийно-государственных работников Ленинграда и области.

На XIX съезде руководство партии пополнилось новыми работниками, среди которых выделялись М. А. Суслов, Л. И. Брежнев, М. 3. Сабуров, М. Г. Первухин. Возможно, это было сделано Сталиным из соображений замены В. М. Молотова и А. И. Микояна, которые на первом после съезда пленуме были обвинены в «право-левом» уклоне.

В идейно-политической сфере война вызвала ослабление надзора, увеличила число неконтролируемых идейных движений, особенно среди тех, кто в течение нескольких лет находился за пределами системы (в оккупированных районах или в плену), в национальной среде и интеллигенции. С возвращением к мирной жизни власти попытались, действуя чаще всего жестко, восстановить контроль над умами. Обращение с военнопленными, репатриированными в СССР, уже с лета 1945 г. свидетельствовало об ужесточении режима. В целом только около 20% из 227 тыс. репатриированных военнопленных получили разрешение вернуться домой. Большинство же бывших военнопленных были или отправлены в лагеря, или приговорены к ссылке минимум на пять лет или к принудительным работам по восстановлению разоренных войной районов. Такое обращение было продиктовано подозрительностью, что рассказы репатриированных о пережитом будут слишком расходиться с тем, что официально выдавалось за правду. Показательно, что в июне 1945 г. сельские органы власти получили инструкцию установить в деревнях на видном месте щиты с надписями, предупреждавшими, что не следует верить рассказам репатриированных, так как советская реальность неиз-

меримо превосходит западную. Это уведомление имело целью морально изолировать репатриированных и заставить людей подозревать их в предательстве.

Возвращение в состав СССР территорий, включенных в него в 1939- 1940 гг. и остававшихся в оккупации в течение почти всей войны, во время которой там развились национальные движения против советизации, вызвало цепную реакцию вооруженного сопротивления, преследования и репрессивных мер. Сопротивление аннексии и коллективизации было особенно сильным в Западной Украине, Молдавии и Прибалтике: движения бандеровцев, .«лесных братьев» и др.

26 июня 1946 г. «Известия» опубликовали указ о высылке за коллективное предательство чеченцев, ингушей и крымских татар, ликвидации Чечено-Ингушской автономной республики, а также «разжаловании» Крымской автономной республики в Крымскую область. На самом деле депортация этих и других не названных в указе народов была произведена уже за несколько лет до этого. Указ от 28 августа 1941 г. объявил о «переселении» немцев Поволжья под предлогом наличия среди них «диверсантов» и «шпионов». С октября 1943 по июнь 1944 г. за «сотрудничество с оккупантами» были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию шесть других народов: крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы, всего, по архивным данным, приведенным А. В. Земсковым, более 700 тыс. человек. В течение примерно десяти лет депортированные народы официально как бы не существовали. В июле 1949 г. насчитывалось более двух с половиной миллионов спецпереселенцев. Из них немцы составляли основной контингент (1,1 млн..), «бывшие кулаки» - небольшую долю репрессированных (5% общего числа).

Трудности послевоенного экономического развития, проявлявшиеся в тяжелом состоянии сельского хозяйства, в бытовых лишениях населения, требовали разработки путей выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетворительного развития. Так, срывы в производстве авиационной техники объяснялись «вредительством» со стороны руководства отрасли. В 1946 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) специально рассматривалось «дело» этих «вредителей» («Дело Шахурина, Новикова и других»). На рубеже 40-50-х гг. руководители Политбюро обсуждали «дела» лиц, якобы занимавшихся вредительством в автомобилестроении, в системе московского здравоохранения («О враждебных элементах на ЗИСе», «О положении в МТБ и о вредительстве в лечебном деле»).

В 1952 г. было сфабриковано так называемое дело врачей. Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны.

Идеологическое и политическое ужесточение 1945-1953 гг. привело к разрастанию репрессивных органов и концентрационной системы. С 1946 г. деятельность по охране порядка и подавлению инакомыслия осуществлялась двумя органами, чьи права и обязанности оставались туманными и не регла-

ментировались никаким законом, - Министерством внутренних дел (МВД) и Министерством государственной безопасности (МГБ). Многочисленные перестановки в их руководстве, произошедшие в эти годы, отражали сложные перипетии той борьбы за власть, которой в политическом плане был отмечен конец сталинской эры. В 1946 г., оставаясь заместителем Председателя Совета Министров и членом Политбюро, Берия уступил руководство МВД генералу Круглову. МГБ, могущество которого постоянно росло, отошло к одному из подчиненных Берии Абакумову, заместителем которого Круглов работал в течение некоторого времени. В ноябре 1951 г. Абакумов был заменен Игнатьевым, ставленником Сталина. Если верить некоторым свидетельствам, Сталин перестал тогда доверять Берии и поставил политическую полицию под усиленный контроль «специального сектора» своего Секретариата.

Учитывая численность новых категорий приговоренных к лагерям (бывшие военнопленные, «чуждые элементы» из регионов, недавно включенных в СССР, пособники оккупантов, представители подвергшихся массовой депортации народностей), исследователи отмечают, что в послевоенные годы советская концентрационная система достигла своего наивысшего расцвета, когда многие приговоренные в 1937-1938 гг. к десяти годам лагерей без суда получили новый срок на основании административного решения. С другой стороны, есть основания полагать, что и смертность среди заключенных после 1948 г. значительно сократилась благодаря осознанию властями необходимости «беречь» экономически выгодную рабочую силу. Частичное открытие архивов ГУЛАГа позволило ряду российских исследователей уточнить число «населения ГУЛАГа», оценка которого колебалась в исторической и мемуарной литературе от 3 до 15 млн.. человек. Данные Гулаговской бюрократии говорят о 2,5 млн.. заключенных в ИТЛ/ИТК в начале 50-х гг., в годы апогея лагерной системы. К этой цифре надо прибавить еще 2,5 млн.. спецпереселенцев. Что же касается цифры расстрелянных или не «дошедших до пункта назначения» (умерших в «транзите»), она остается до сих пор неизвестной.

По сравнению с предыдущими годами организация концентрационной системы отличалась созданием для политзаключенных специальных лагерей, наблюдался также рост числа серьезных попыток восстаний заключенных.

Основная часть лагерей находилась тогда в самых удаленных и суровых районах нового освоения - от безводных пустынь Средней Азии до полюса холода в Якутии. В конце 40-х гг. советская концентрационная система имела уже четвертьвековую историю. Экономическая рентабельность ГУЛАГа получила различные оценки: некоторые (А. Солженицын, С. Розенфельд) подчеркивают невероятную дешевизну этой рабочей силы, «оплачиваемой» из расчета обеспечения ее воспроизводства; другие исследователи настаивают на широком распространении всякого рода «приписок», очень низкой производительности лагерной рабочей силы и огромных расходах на содержание многочисленного и коррумпированного лагерного персонала. Как бы то ни было, «население» ГУЛАГа внесло основной вклад в освоение новых районов, ресурсы которых могли бы эксплуатироваться вольной наемной рабочей силой, как это делается в настоящее время, правда, с очень большими экономическими затратами.

В 1948 г. были созданы лагеря «специального режима», в которых в очень тяжелых условиях содержались лица, осужденные за «антисоветские» или «контрреволюционные акты». У этих людей не оставалось никаких иллюзий относительно системы. Они, как правило, прошли военную службу, умели обращаться с оружием и имели совершенно другой жизненный опыт и мировосприятие по сравнению с «врагами народа» 30-х гг. - интеллигентами, партийными функционерами и хозяйственниками, убежденными в том, что их арест - результат ужасного недоразумения. Способные сопротивляться давлению «уголовников», которые при пособничестве администрации всегда терроризировали «политических», эти «новые заключенные» превратили некоторые «спецлагеря» в настоящие очаги восстания и политического сопротивления.

Именно 1948-1954 гг. были отмечены несколькими восстаниями заключенных. Самые известные из них произошли на Печоре (1948 г.), в Салехарде (1950 г.), Экибастузе (1952 г.), Воркуте и Норильске (1953 г.), Кимгире (1954 г.). Брожение в лагерях, особенно «специальных», достигло очень высокого уровня после смерти Сталина и отстранения Берии, т. е. весной и летом 1953 г. и в 1954 г. Возглавленное, как и большинство предыдущих мятежей, бывшими военными, это движение приняло открыто политический характер.

Восстания заключенных дали основание отдельным авторам (прежде всего К. Лефору) утверждать, что «население» ГУЛАГа составляло некий «социальный класс», особенно эксплуатируемый и притесняемый правящим классом. Для Солженицына ГУЛАГ являлся территорией особой «зэковской нации» со своей собственной культурой, своими кодексами и законами, языком, обществом, структурированным в рабочие бригады, для которых назначалась коллективная норма выработки и где применялись принципы коллективной ответственности; обществом, разделенным на «политических» и «уголовников», со сложной иерархией надзирателей, зэков, произведенных в мастера, «сачков», которым удалось, благодаря тому что они владели какой- либо редкой и нужной специальностью, добиться от администрации освобождения от общих работ, всесильных блатных («воров в законе» на лагерном жаргоне), помыкавших люмпен-пролетариатом, «внутренних рабов», зачастую превращенных в пассивных гомосексуалистов.

Существование этой параллельной «нации», по мнению Н. Верта, не было только результатом репрессивной политики, проводившейся в отношении отдельных лиц и групп, подозреваемых в политической оппозиционности. Оно отражало общую криминализацию социального поведения. Вопреки сол- женицынскому образу ГУЛАГа, символом которого является интеллигент- диссидент, «политические» составляли меньшинство лагерного населения. В то же время большинство заключенных все же не были «уголовниками» в обычном понимании этого слова. Чаще всего в лагеря попадали обычные люди за нарушение одного из бесчисленных репрессивных законов.

Таким образом, в послевоенные годы продолжается дальнейшее развитие командно-административной системы и репрессивной политики, ужесточение режима в общественной и культурной областях.

Международное положение. Внешняя политика СССР. 1945 той открыл новую страницу в истории XX в. Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и ее союзников приобрела новые центры влияния, мир становился все более биполярным. В расстановке сил Запад-Восток главная роль принадлежала теперь Соединенным Штатам Америки и Советскому Союзу.

Международное положение СССР после войны, в которой он победил ценой больших потерь, было противоречивым.

Страна была разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. СССР извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его армия была по численности на первом месте в мире. В то же время в области некоторых видов военной технологии и США и Великобритания далеко обогнали СССР.

Советские руководители ясно осознавали уязвимость страны, несмотря на то, что СССР стал одной из великих держав. Включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось большой нестабильностью. В этой ситуации были возможны два подхода: первый предполагал усилия по сохранению «большого альянса», созданного в годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития экономики; второй делал ставку на приобретение «гарантий безопасности» посредством расширения сфер советского влияния. Эти два взаимоисключающие подхода отражались в позициях, дискутировавшихся в партийном руководстве.

Первый, защищавшийся в 1945 г. группой Жданова - Вознесенского, исходил из традиционного тезиса о неизбежности развития в мирное время «межимпериалистических противоречий», прежде всего между Великобританией и США, которые позволили бы СССР вести, как и в довоенные годы, изощренную дипломатическую игру в многополюсном мире и препятствовать образованию «единого империалистического фронта». Второй подход, поддерживаемый Маленковым и Сталиным, исходил из предположений о неминуемом кризисе, который сметет капиталистическую систему, но отодвигал его приход в отдаленное будущее,-признавал существование возможности урегулирования отношений в двухполюсном мире между социалистическим лагерем во главе с СССР и империалистическим лагерем во главе с США и подчеркивал опасность скорой конфронтации между ними.

В 1945 г. СССР, имея дипломатические отношения с 52 государствами, заключил мирные договоры со многими бывшими союзниками Германии. В то же время намечается охлаждение в отношениях с собственными союзниками по антигитлеровской коалиции. Сам СССР строил свой внешнеполитический курс, исходя из тезиса о разделе мира на два противоположных лагеря (впервые сформулирован в сентябре 1947 г. в Польше в докладе А. А. Жданова «О международном положении»).

Внешняя политика развивалась по следующим направлениям: 1)

отношения с бывшими союзниками: борьба за сферы влияния в Европе, проблемы послевоенной Германии; работа СССР против пропаганды и развязывания новой войны;

отношения со странами социалистического лагеря: экономическая помощь, политическое давление, конфликты; 3)

деятельность СССР в ООН.

С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. «Холодная война» - такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-начала 90-х гг. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министром иностранных дел СССР начального периода «холодной войны» был В. М. Молотов, а с 1949 г. по 1953 г. - А. Я. Вышинский.

Началом холодной войны принято считать речь У. Черчилля в Фултоне в марте 1946 г., где он говорил о коммунистической угрозе. В феврале 1947 г. в послании Конгрессу президент США Г. Трумэн развернул программу мер по спасению Европы от советской экспансии: экономическая помощь, образование военно-политического союза под эгидой США, размещение военных баз США вблизи советских границ, поддержка внутренних оппозиций в странах Восточной Европы, в случае необходимости - использование вооруженных сил против СССР и т. д.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла (разработан госсекретарем США Дж. Маршаллом). Программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы Второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления «холодной войны» стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

Противостояние двух блоков государств проявилось в целом ряде кризисных ситуаций, особенно острой была конфронтация по германскому вопросу. Мирная конференция в Париже (1946) закончилась неудачно, не привела бывших союзников к согласию по проблеме воссоединения Германии. Целый ряд последующих акций обеих сторон вел лишь к расколу Германии: западные страны отказывались признать точную границу Германии по рекам Одеру и Нейсе, СССР в своей зоне оккупации проводил социально-экономические преобразования (национализация промышленности, аграрная реформа) по советскому образцу, западные державы провели выборы в западногерманское учредительное собрание и ввели в обращение новую денежную единицу, СССР установил транспортную блокаду Западного Берлина (1948).

В результате в 1949 г. образовались два германских государства - ФРГ и ГДР. В начале 50-х гг. германский вопрос вновь обострился в связи с перевооружением ФРГ и попытками вступления ее в НАТО.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х гг. в связи с Корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И. В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

Запад стал активно поддерживать антисоциалистические силы и движения внутри «социалистического лагеря» - в СССР и странах Восточной Европы.

Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе. В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.

В 1947 г. на совещании представителей коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро. На него возлагалась координация действий компартий. В документах совещания сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР.

В 1949 г. образован Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), призванный организовать и обеспечить экономическую поддержку «странам народной демократии», входящим в сферу влияния СССР. А в 1955 г. в ответ на враждебную политику западных держав создана Организация Варшавского Договора.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты.

Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не является единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Неоднократные антисоветские выступления на территориях стран «народной демократии» (ГДР, Польша) подавлялись вооруженной силой. Одновременно Советский Союз поддерживал коммунистические партии в капиталистических странах и национально-освободительные движения в колониальных и зависимых от Запада государствах и регионах. СССР оказывал поддержку вновь образованным в Азии и Африке странам «социалистической ориентации».

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.

Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х гг. Свыше 115 млн.. граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия и установления международного контроля за выполнением этого решения.

Таким образом, внешнеполитическая деятельность СССР во второй половине 40-начале 50-х гг. имела противоречивый характер. Политика «холодной войны» - конфронтации Востока и Запада - в значительной мере способствовала росту напряженности в мире. Кроме того, значительными были затраты на помощь странам «народной демократии» и странам, попавшим в сферу влияния СССР. Расширение международного влияния СССР сопровождалось обострением политической напряженности как внутри «социалистического блока», так и внутри страны.

Просмотров