Психология управления толпой. Психология толпы. Или секрет управления массами

Психология больших городов уделяет значительное внимание динамике взаимоотношения индивида и толпы, отмечает явное нарастание общего фона тревожности по отношению к местам массовых скоплений людей. Причем резкий всплеск такой тревожности наблюдается сразу после терактов и катастроф произошедших в местах массового скопления людей. Специфика теоретической подготовки персонала службы экстренной медицинской помощи, подразумевает выработку управленческих решений в экстремальных ситуациях. Помощь координатора в первые минуты после произошедшей трагедии с массовым количеством пострадавших, практически нереальна. Психологическая способность принимать оптимальное решение в чрезвычайных ситуациях приобретается медицинскими работниками при планомерно выстроенной работе руководителей здравоохранения. Служба скорой медицинской помощи, как наиболее мобильная структура здравоохранения сил быстрого реагирования при ЧС, принимает на себя всю сложность организационного аспекта управления большими группами населения пострадавшего при чрезвычайных ситуациях.

Врач скорой помощи может оказаться в ситуации, когда бригада остается наедине со значительным количеством пострадавших. Необходимо и оказать помощь при массовой травме, и провести организационный комплекс мероприятий, и взаимодействовать с толпой, и, самое главное, сохранить собственную безопасность. Любому человеку свойственен инстинкт самосохранения, но при работе в экстремальных условиях к нормальному, здоровому процессу сохранения примешивается неуверенность, сомнение, страх, депрессия. Чтобы избежать негативных психологических факторов чрезвычайной ситуации необходимо совсем немногое – знание законов, по которым развивается и действует толпа, адекватное восприятие реальности, а также умение управлять собой и энергиями из вне.

Медицинский персонал может и не быть привлеченным к медицинскому обеспечению массовых гуляний на празднике города. Быть может проблема застанет нас по дороге на работу, в выходной день, во время уик энда либо в отпуске. Поведенческие навыки и теоретические рекомендации, помогут Вам обеспечить собственную безопасность в толпе, сохранить трезвость разума и спасти, быть может, не одну жизнь.

Что же такое толпа вообще и чем она отличается, скажем, от массового скопления людей на демонстрации, военного строя на параде, группы подростков у стен школы? Заметно – почти ничем. Кроме, разве что, небольших различий. Толпа состоит из разрозненных элементов – людей, не охваченных общей идеей и не ведомых одним лидером. Ницше в своих трудах высказывался: “Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой”. Толпа не может двигаться в одном направлении, даже если видимо создается именно такое ощущение. Люди в толпе не знакомы друг с другом. В толпе каждый борется за себя. Толпа инертна и почти не поддается сознательному управлению, зато очень хорошо “ведется” на провокации. В толпе индивидуальность человека растворяется в общем поле толпы, в то время как в целостной группе способна засиять новыми гранями. Совершенно не важно из какого количества людей состоит толпа. Знакомо ли вам ощущение, когда одного человека в квартире становится очень много? Точно также бывает и с массой людей. Ведь мы воспринимаем не численную составляющую толпы, а ее энергетику. И тогда в жуткой давке в вагоне метро нам может быть очень комфортно, но почувствуем тревогу среди праздно-гуляющих пар в городском парке. И не исключено, что в следующий момент благодаря этому избежим конфликта или неприятностей.

Энергетические матрицы толпы.

Энергия любой толпы разнонаправлена и включает в себя энергии и вибрации, как каждого отдельного ее участника, так и некий единый, общий поток. Вот именно характеристика этого потока и является указателем того, как поведет себя толпа в той или иной ситуации. Попытки биоэнергетиков измерить, отследить и спрогнозировать поведение толпы привела к любопытным выводам. У каждого массового скопления людей образуется своя энергоинформационная матрица, и хотя идентичных матриц не бывает, некоторые общие характеристики выделить все же можно.

Матрица “броуновское движение”. Представляет собой разрозненное и разбалансированное поле, где каждый элемент движется сам по себе и только с одному ему известными целями. Прочувствовать и направить вектор движения толпы здесь практически невозможно, поэтому именно эта матрица хуже всего поддается управлению. На тонком плане такая матрица будет выглядеть как размытое в пространстве пятно неопределенной формы и концентрации. Воздействие можно оказать только одним способом – став центром такой толпы и направив ее энергию на себя. Этим приемом пользовались во все времена революционеры и неформальные лидеры, мошенники и бродячие артисты. Замкнуть на себя разрозненную толпу очень просто – нужно только привлечь ее внимание. Причем совершенно неважно чем. Громким призывом, взмахом куртки, криками о помощи. Энерговампиры высокого порядка (те, кто подключаются к другим намеренно) пользуются этими приемами, для того, чтобы подпитаться энергией. Ведь даже краткосрочный взгляд брошенный на другого человека пораждает трансакцию – энергетическую и психологическую связку с другим человеком, а значит и открывает пространство для влияния и манипулирования. С этой матрицей мы встречаемся на рынках и площадях, в городских парках или на набережных в теплую летнюю ночь, на вокзалах, да и просто на улице. Хотите почувствовать “броуновское движение” - посетите городскую “толкучку”. Попробуйте слиться с полем, а в какой-то момент посмотреть на него как бы сверху. Присутствовать в каждом отдельном человеке и во всей матрице в целом. Приручив эту непокорную матрицу вы никогда не потеряетесь ни в одном большом городе и будете спокойны в любой экстремальной обстановке.

Матрица “спираль”. В этом поле люди вовлечены в единый поток движения, остановить который зачастую не в силах. Классический пример спирали – движение по эскалатору. Бежали ли вы когда-нибудь вниз по лестнице-чудеснице так, чтобы на шаг впереди вас маячил чей-то затылок, а сзади наступали на пятки такие-же торопыги, как вы? Если да, то вам знакома “спираль”. В этом поле интересны естественные, биологические реакции людей. Границы индивидуальности мгновенно стираются, всю сущность заполняет единственная цель – двигаться вперед. Остановится или выскочить практически невозможно – тот кто сзади просто собьет тебя с ног. На тонком плане “спираль” выглядит как стремительно несущиеся в цельном потоке маленькие точки с плохо сформированными границами. Противодействовать “спирали”, то есть идти против ее движения не имеет никакого смысла. Способ управлять ею – оказаться сверху. На физическом плане – в буквальном смысле слова забраться на возвышение – дерево, забор, капот автомашины или хотя бы смотреть поверх голов. В пространстве тонких вибраций – закрыть нисходящий поток и открыть восходящий. Энергия толпы всегда энергия грубых, так называемых низовых вибраций, темных сущностей и низменных инстинктов. Закрывая им доступ, выходя на высший план вы защищаете себя в поле “спирали”. Хотя это, разумеется не значит, что двигаясь по эскалатору нужно внезапно остановится и вознеся руки к небу прочитать молитву. Будьте реалистами. Кстати, энергию “спирали” очень хорошо используют всевозможные “конторы-зазывалы”, букмекеры, структуры финансовых пирамид и даже уличные “наперсточники”. С этими явлениями бороться бессмысленно. Главное вовремя отследить угрозу и просто уйти в сторону.

Матрица “воронка”. В нее засасывает каждого кому не повезет оказаться в ее эпицентре. На тонком плане “воронка” действительно страшна. Черная дыра мгновенно разрушающая каждое индивидуальное поле. Ужас этой матрицы в том, что остановить ее разрушительное действие практически невозможно. В природе аналогом “воронки” является торнадо. И именно оно подсказывает нам верный способ выжить в “воронке”. Известны случаи, когда гигантской силы поток ветра подхватывал человека, животное или целое строение, уносил на десяток километров в сторону и преспокойно ставил на землю, не причинив практически ни каких повреждений. В США, в штате Колорадо, где торнадо частые гости проживает несколько таких путешественников поневоле, которые в момент налета стихии просто…спали. И просыпались уже вдали от родного дома. А во сне люди, как известно, расслаблены. Именно расслабление может стать вашим единственным спасением, если вы оказались в “воронке”. Мгновенное и абсолютное расслабление, выключение сознания и своеобразный “выход из тела”. Попробуйте глазами стороннего наблюдателя смотреть, как ваше тело несет человеческий поток, игнорируйте и преодолевайте страх. Неплохо помогает команда “это происходит не со мной, этого просто не может быть”.

Как не странно, управлять “воронкой” на энергетическом уровне проще, чем “спиралью”. Сильные эзотерики способны экстренно расширять границы своего поля. Чтобы прекратить “воронку” надо создать собственное поле по размерам и мощности превышающее ее поле и как бы “поглотить” ее. Сделать это не очень сложно, так как поле одного человека хорошо сцентрировано, а “воронку” образует сосредоточения многих и многих полей, но все-таки разных по своей структуре. Иногда, чтобы рассыпать “воронку” надо просто прорвать ее стены. Или нанести удары по тем, кто их удерживает. Хороший пример “воронки” на бытовом уровне – классическая драка, которую завязывает компания разгулявшихся подростков. Вовлечением в поле здесь, как правило, выступает банальный вопрос – просьба закурить или показать дорогу. При этом компания будет окружать свою жертву и, что характерно, двигаться по кругу. Способ вырваться – проявить еще большую агрессию, нанести ощутимый удар лидеру или в буквальном смысле слова растолкать сомкнувшийся круг. Более сложные – “психологические воронки” встречаются, когда нас принуждают совершить что-то против своей воли, при этом находя более чем весомые аргументы.

Например, родители уговаривают дочь поступать в медицинский университет, в то время как выпускница грезет о театральном. Мать хватается за сердце, отец грозится лишить материальной поддержки, бабушка расписывает прелести учебы в мужском коллективе будущих владельцев банков, старшая сестра безжалостно насмехается, дед предлагает отхлестать “артистку” ремнем. Все вместе они создают атмосферу безысходности. Чтобы отстоять свое право на выбор - ребенку придется сделать что-то выходящее за рамки допустимого в семье (уйти из дома) или поступить в медицинский, но “завалить” первую же сессию (расслабиться) или поступить сразу в два вуза (разбить границы). С толпой-“воронкой” мы встречаемся на стадионах, дискотеках, уличных концертах.

Классическая воронка – толпа разъяренных футбольных болельщиков. И не случайно в дни футбольных матчей правоохранительные органы многократно увеличивают охрану города. Бойцы питерского ОМОНа рассказывали мне, что совладать с “фанами” сложнее, чем с кем-бы то ни было, именно по причине их нелогичности, но огромной силы вовлеченности в идею. “Чтобы справиться с ними нужно стать такими как они – ни о чем не думать и просто бить или сдерживать. Любая попытка разработать стратегию и действовать по ней – и сила будет на стороне болельщиков”.

Персоны толпы.

Несмотря на кажущуюся безликость толпы в ее структуре выделяются четко сформированные фигуры - агрессоры, ведущие и ведомые. Агрессоры это те, кто толпу создают и провоцируют. Фигура агрессора может не выделяться на общем фоне, но в нужный и ключевой момент сыграет свою важную роль. В печально известном случае гибели людей в давке подземного перехода станции метро "Немига" в Минске (тогда сотни людей, находящихся на уличном концерте, одномоментно бросились в узкий подземный тоннель скрываясь от внезапно хлынувшего ливня) агрессором был тот, кто крикнул: “Бежим в переход!”. И этот призыв услышали все.

На тонком плане агрессор выглядит, как воронка или энергетический сгусток в форме ежа или спрута. Его токи – щупальца проникают сквозь толпу расшатывая ее энергетически и провоцируя на неконтролируемые всплески. Агрессоры совершенно не обязательно делают это сознательно. Часто агрессором движет страх или внезапно возникшая идея. Про таких в народе говорят – бес вселился. Одержимость, которую раньше приписывали проискам дьявола не такое уж редкое состояние для людей шизоидного и истероидного типа. В тоже время для одержимости характерно абсолютная блокировка от всех внешних раздражителей. Никакие рациональные способы остановить агрессора не помогут. Захваченный идеей такой человек многократно усиливает свое поле за счет отключения от всего стороннего и подавления критичности. И вовлекает в него всех вокруг. Нередко агрессоры сами погибают в катастрофах или получают травмы и увечья. Бывают, правда и сознательные агрессоры. Люди способные разгонять свою психику до такой степени, что увеличивается и поле влияния. Логику сознательно агрессора можно просчитать, а значит и обезвредить. Агрессор действующий спонтанно менее прогнозируем. Трудно сказать, что страшнее – сознательный агрессор или тот, кто по неведению стал им. Для толпы плохо и то и другое.

Ведущий, в толпе тот, кто в нужный момент подхватывает посыл агрессора и направляет его на реализацию. Ведущий редко сам рождает идею, но способен сделать, что угодно ради того, что ему покажется правильным. Агрессор и ведущий не могут действовать в разрыве друг от друга, но вместе они представляют собой страшную силу. Ведущий, по сути – лидер. Но для того, чтобы им быть ему как раз и нужна толпа. Распостраненное заблуждение, что лидер или ведущий действует сам по себе. Отличие лидера, от скажем просто уверенного в себе человека, в том, что ему для проявления своих лучших – лидерских качеств нужны окружающие люди. Именно для них он затевает этот спектакль, за счет их энергии выживает. Потому лидеры чаще всего энергетические вампиры, а если выражаться еще точнее – энергоинформационные наркоманы. Для получения большей дозы им требуются провокации. Поэтому часто выбирают себе профессии связанные с большими потоками людей.

Эти люди ищут места, где могут реализовать свои потребности. Встреча я агрессором для них большая удача. Агрессор запускает сложный механизм раскрутки толпы, ведущий подхватывает эстафету и дальше ситуация разворачивается уже по одному им ведомому сценарию или вовсе выходит из под контроля. Обычно ведущие не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет к сомнениям и бездействию. Нередко это психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они подхватывают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Инстинкт самосохранения у них атрофируется. Напряженность их собственной веры придает им громадную силу внушения. Толпа всегда готова пойти за человеком, показавшимся им сильным и умеющего действовать на нее внушительным образом. В такие моменты люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто на их взгляд ее сохранил.

В основе такого отношения лежит идея превосходства, физически достигаемая более высоким положением или силой, и известная нам еще по животному миру. Изучая поведение волков зоопсихологи заметили, что вожак стаи утверждает свое господство, сбивая по очереди своих сородичей на землю и возвышаясь над ними. Подчиненный хищник выражает свою покорность, проползая под вожаком и оставляя незащищенными горло и живот. Лидерство оказывается у того, кто возвышается над другими.

Ведомые, самые обычные люди – люди толпы. Именно они, как бессловестные марионетки движимые руками манипулятора-кукловода становятся жертвами неуправляемой энергии разрушения превращающей просто скопление людей в скопление – убийцу. Любой из нас может оказаться в каждой из этих ролей. Давайте проследим, что происходит с телом и психикой человека в толпе.

Состояние агрессора – раздражение и неуемная энергия. Его тело в этот момент напряжено до предела, плечи обычно чуть приподняты, голова опущена, руки прижаты к туловищу. Так выглядит агрессор – шизоид. Психопатичный агрессор, напротив, будет казаться расслабленным. Его тело словно пронизано сотней иголок, кажется, что каждое движение причиняет ему боль. Его движения суетливы, взгляд остановившейся, глаза блестят, а руки и ноги дрожат, как в лихорадке. Движения агрессора завораживают – приковывают взгляд. В тоже время он не кажется сумасшедшим. Скорее пришельцем с другой планеты. Сигналы его тела плохо идентифицируются, но энергия бьет ключом. Этот посыл подхватывает ведущий, который внешне спокоен и уверен в себе, но редко показывает спину, так как не готов к любой критичности и атаке на себя.

Агрессор, ведущий и ведомые не предоставлены сами себе. Все вместе они представляют собой единый организм или как говорят в телесной терапии – тело группы. В толпе границы индивида исчезают и каждый становится лишь маленькой клеточкой в этом едином теле. У него существуют все те же части и органы, что и у обычного биологического тела. То есть голова, туловище, конечности, сердце, мозг и т.д. Именно в этом скрывается еще один механизм управления большим скоплением людей. Управлять телом группы можно точно также, как и обычным телом. Для этого необходимо только почувствовать это тело – его формы, границы, возраст, энергию и найти себя в нем. Если вам нужно пересесть со стула на диван вы привычно напряжете определенные группы мышц, приложите некоторые усилия и измените положение тела. Научившись чувствовать тело толпы, вы также сможете управлять ею независимо от того, какова она по размеру и какими целями движима.

Поведение в толпе.

Каждый человек нуждается в личном пространстве и сопротивляется всякому несанкционированному вторжению. Даже находясь в толпе, каждый из нас требует себе определенного места и готов энергично защищать свою зону. Это обстоятельство помогло журналисту Герберту Джэкобсу выработать метод для оценки размеров толпы. Оказывается, результат будет разным в зависимости от того внутри толпы мы находимся или вне ее. Размеры политических митингов, собраний или демонстраций преувеличиваются их участниками и преуменьшаются властями. Изучая снимки массовых сборищ, сделанные с воздуха, Джэкобс сосчитал число участников и пришел к выводу, что в плотной толпе каждому человеку требуется от 2 до 2,5 квадратных метров, а в разреженной - до 3,5 квадратных метров.

Джэкобс придумал формулу для подсчета числа участников уличных собраний: длину толпы умножить на ее ширину и поделить на площадь личной территории каждого участника в зависимости от плотности или разреженности толпы. Говоря о массовом сборище, следует учесть, что личная территория каждого ее участника уничтожается в ходе его разрастания. Реакция на это разрушение может привести к изменению настроения толпы. Люди очень остро реагируют, если их личное пространство подвергается агрессии. По мере того, как толпа разрастается, становится более плотной и компактной, она становится более жестокой. Не стойте у нее на пути! С разреженной толпой дело иметь гораздо безопаснее.

Социальные психологи выделяют несколько простых рекомендаций, как не стать жертвой толпы:

Не идите против толпы. При необходимости пересечь толпу пересекайте ее по касательной или по диагонали. При этом следуя движению шашечной фигурки. Соотносите свою скорость со скоростью приближения к вам людей.

Не смотрите в глаза людям в толпе и не двигайтесь опустив глаза в землю. Первое нежелательно, потому что контакт глаза в глаза на доли секунды лишает вас ориентации. Вы и ваш визави становитесь не отдельными личностями, а как бы одним целым. Короткое время, которое потребуется вам на то, чтобы “считать” информацию друг о друге, а также установить трансакцию может отнять у вас самое главное – скорость и секунды на принятие решения. То есть то, что и обеспечивает человеку выживание в критических ситуациях. Иногда, контакт глаза в глаза нейтрализует и не дает действовать спонтанно. Движение с опущенными глазами это движение жертвы. Так движится тот, кто в любой момент ждет удара из вне. В толпе, где преобладают доминантные, животные инстинкты жертва выхватывается из общего поля молниеностно и может спровоцировать агрессию. Поэтому самым правильным будет выработать взгляд направленный чуть ниже лица с включением так называемого переферийного зрения. Этот взгляд позволит вам отслеживать всю ситуацию в целом не фиксируясь на отдельных деталях. Кроме того, этот взгляд не будет провоцирующим и агрессивным, так же как не будет он слабым и призывающим. Потренируйтесь смотреть так в безопасной обстановке и включайте такой взгляд всегда, когда чувствуете дискомфорт.

05. Управление толпой

1. Способы управления общественным мнением:

Стихийные – чаще всего бурная и никем не планируемая реакция на событие, вызвавшее широкий резонанс;

Рациональные – определенные технологии, которые используют политики и другие группы влияния.

Способы управления общественным мнением делятся также на :

- основанные на убеждении; предполагают воздействие на сознание людей силой аргументов, доказательств;

- основанные на внушении; предполагают воздействие на сознание с помощью эмоциональных эффектов.

2. Управление толпой – разновидность работы с общественным мнением

При проведении PR -акций нужно учитывать «законы толпы».

1) «Средняя доза ума, отпущенного на толпу, составляет количество ума самого тупого индивида в ней. Вывод: толпа предпочитает простые и ясные девизы.

2) Люди в массе легче поддаются эмоциям. Вывод: нужно управлять эмоциями толпы, формировать эмоциональное отношение к высказываемым тезисам.

3) Люди в толпе обладают повышенной восприимчивостью к внушению. Вывод: следует обращаться к инстинктам людей –

Выживания и самосохранения (в частности, агрессии по отношению к чужакам и стремление к материальным благам),

Продолжения рода (в частности, потребность заботы о потомстве),

Доминирования (в частности, стремления к лидерству).

4) Толпа не стремится к полной правде и отличается легковерием.

5) Люди в толпе безответственны и агрессивны.

6) Толпа склонна подчиняться лидерам, случайным или запрограммированным. В сознании толпы доминирует не стремление к свободе, а потребность подчинения.

3. Как увлечь толпу

1. Научиться владеть мускулатурой лица и жестами, использовать взгляд для создания эффекта активного общения. Если этого не будет, не будет и доверия массы, которая тщательно наблюдает за выступающим.

2. Утверждение тогда лишь способно оказать влияние на толпу, когда оно неоднократно повторяется в одних и тех же формулировках: 10-кратное повторение одной и той же фразы в течение десятиминутной речи внедряет и впечатывает идею в умы так прочно, что она, в конце концов, воспринимается как непреложная истина, а затем и врезается в область бессознательного.

3. Для того чтобы увлечь толпу, нужно пользоваться сильными фразами, яркими образами и выражениями. Любое утверждение не доказывается, а констатируется хлесткими словами, гиперболизированными образами.

4. Не нужно заставлять толпу думать. Прием «вопрос - моментальный ответ» - главный способ убеждения. При этом мнение толпы нужно изменять с помощью «мнимого единства»: например, поняв, какие мысли в данный момент занимают людей, сообщить, что вы полностью разделяете их мнение, что вызовет безусловное доверие к вам, а затем проводить свою линию.

5. Нельзя спорить с толпой, любая дискуссия заставит людей относиться к оратору враждебно.

6. Говорить на языке, который привычен данному контингенту, местности, сословию. Можно употреблять шутки, соответствующие ситуации и ау дитории. Правильно подобранная шутка создает эффект близости к массе и повышает общий уровень внимания.

4. Как управлять толпой

Перенос внимания. Здесь есть два способа переноса внимания - непосредственно перенос и рассеивание. Перенос внимания людей с одного объекта на другой (идею, деятельность, человека и др.) снижает волнение и агрессию, переориентирует ее, даже отрезвляет. Опять-таки, если внимание отдельных личностей в массе рассеивается по иным каналам, тут же формируются несколько групп, и масса, только что представлявшая собой монолит, спаянный образом единого «врага» или готовностью к совместным мероприятиям, распадается. Чем сильнее рассеяно внимание, тем больше мелких группировок в толпе и тем менее оказываются подавленными черты личностной структуры человека. В итоге, каждый индивид более трезво осмысливает и регулирует свое поведение, а сама толпа теряет свою активность и постепенно редеет.

Угроза индивидуального разоблачения. Объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы, с последующим показом по телевидению.

Личное обращение. Для этого вам нужно узнать имена и фамилии нескольких десятков участников собрания, митинга, демонстрации и т. д. Обращение к конкретным личностям своеобразный «вызов» на открытый диалог. С одной стороны, вы отвлекаете на себя внимание и толпы, и очага негативного воздействия; с другой - каждый отдельный человек, не желая быть опозоренным публично, возвращается в нормальное психологическое состояние.

Обезглавливание: удаление или изоляция «смутьянов». Обезглавленная толпа снова становится просто сборищем, без устойчивых связей и идеи. Следовательно, нужно предусмотреть заранее возможные «случайности», в результате которых вожак исчезает или стушевывается. И тогда его роль либо не замещается никем, и тогда легче проводить меры по рассеиванию толпы, либо вы принимаете роль нового вожака на себя и направляете эмоции толпы в другое русло.

Угроза преследованием по закону. Называйте конкретную фамилию и обещайте строгое наказание за правонарушение. Призывайте соседей по толпе помочь в задержании провокатора, это всегда действует - стремление уйти от справедливой кары и не оказаться в числе свидетелей рассеивает толпу.

Вообще-то толпа фактически невосприимчива к голосу разума. Внезапно брошенное злобное слово или иной сигнал могут привести к панике и необратимым последствиям, даже если люди собрались на праздник. Поэтому в любой масштабной PR -акции важна тщательная подготовка и готовность к разным вариантам развития событий.

17.09.2016 00:14

Управление толпой находится в руках у лидера, который, обладая определенными качествами, ведет ее в нужное ему направление. Чтобы толпой грамотно управлять, необходимо знать, что она обладает автоматическим мышлением, то есть восприимчива к стереотипам и простым повторяющимся формам и образам.

При обращении к толпе, нужно тщательно продумывать речь, потому что зачастую большее влияние оказывает не точность информации, а ее образность, та эффектность, которая помогает в сознании толпы формироваться идеологическим представлениям. Выступление вождя должно изобиловать мощными словами, состоять из формулировок, вмещающих в себя знакомые всем понятия, например - братство, равенство, любовь и т.д. Не все до конца понимают, что значат эти слова, но звучат они для всех весомо. Также не стоит нагружать толпу перечислением сложных фактов и данных, особенно цифр, внимание будет рассеиваться, лучше сразу всё округлять и обобщать.

Когда оратор подкрепляет свои новые идеи прошлыми воспоминаниями, концепциями или эмоциями, таким образом, он соединяет в сознании слушающих хранимые в памяти верования и убеждения с настоящими событиями. Этот метод, основанный на прошлом знании, очень действует на мнение людей, меняя его и формируя заново.

Мышление, объясняющее реальность, бывает двух типов - основанное на идее-понятии и идее-образе. Отдельному человеку присуще первое, он мыслит по законам логики, т.е. понятиями. Для толпы же характерно мышление образами.

Чтобы успешно управлять толпой, необходимо научиться управлять ее воображением, и учитывать, что невозможно толпу заставить поверить в идею, которая для неё самой нехарактерна. Вождь должен производить впечатление, будто гипнотизировать людей - это уже половина успеха.

Пытаться влиять на толпу силой или умом бесполезно, управлять массой возможно только, управляя её воображением. По-сути вождь является обольстителем. И его основное оружие - обаяние, которое может превратить толпу в послушный безвольный организм. Воздействие вождя на массу людей похоже на работу гипнотизера - он помогает людям отключиться от ежедневных проблем и тревог, и поверить в другую, волшебную и приятную реальность. Оратор всегда должен поддерживать этот эффект, этот мираж в сознаниях людей, чтобы он не рассеялся.

Магия обольщения делает речь сильнейшим средством управления мыслями и настроениями масс. При чем вождь не скрывает свою технику, он открыто и откровенно создаёт иллюзии у всех на глазах, играет эмоциями и привлекает внимание. Он обольщает и тем самым уводит толпу в созданный им мир фантазий, который так необходим массам. Но не думайте, что все вожди просто актеры и мошенники, они сами проникаются собственными иллюзиями и верят в них, поэтому они могут порой выглядеть странно и эпатажно, их манеры и внешний вид могут сильно отличаться от среднестатистических.

У каждого вождя свой неповторимый стиль, но общие стратегии одни, их три разновидности.

Представление . Эта стратегия направлена на пространство - то есть место сбора толпы. Для большой массы людей нужно место: стадион, площадь или дворец культуры и спорта. Эти места и создаются специально для толпы, чтобы люди, попадая туда, становились единой массой, забывая об обычной жизни. Пространства на улицах и площадях предназначено для создания открытых толп, стадионы и дворцы подходят для закрытых.

В таких местах всегда есть отдельное место для вождя - сцена или трибуна, куда нацелено всё внимание людей. Встреча толпы и ее лидера может быть похоже на гипнотическое действо, в котором также важную роль играют символы, звуки, песни и окружающие предметы - флаги, листовки, плакаты. Все эти предметы важны в процессе объединения вождя и толпы, которая под воздействием этого всего становится абсолютно послушной и ведомой, а может натворить множество безумств.

Чтобы личность как можно глубже и сильнее растворилась в толпе, существует церемониал . Примером этого может быть застолье, когда индивиды превращаются в толпу и под воздействием музыки входят в состояние гипноза. Затем появляется вождь, что является главным событием, он начинает своё представление, основанное обольщении, которое манипулирует простыми человеческими чувствами. Тщательно созданный образ вождя овладевает сознанием людей, покоряет, продуманные слова заставляют верить и проникаться идеями.

В речи вождя важна не логика, а те ассоциации, которые она вызывает в сознании толпы, она должна быть направлена на чувственную память. И поэтому, третья стратегия - это убеждение . Оратор утверждает свою позицию, обороняет ее и доказывает словами и образами. Проталкиваемая идея не допускает возражений в своей правоте. При этом нужны решительные интонации, четкие фразы, риторические вопросы, уже подразумевающие понятные утвердительные ответы. В пропаганде идеи большую роль играет частое ее повторение, с помощью которого все мысли вождя с каждым разом становятся всё более осязаемыми, настоящими, входящими ещё глубже в подсознание.

Все убеждения формируются в идеологию и верования, и начинают распространяться очень быстро среди людей. Этому способствует не точность идей, а их постоянное повторение, и в итоге - заражение ими масс. При использовании всех трех стратегий, вождь добьется несомненного успеха, и в итоге осуществит коллективное внушение своих идей толпе.

Но если вы не собираетесь становиться вождем, то вам важно узнать, как не попасть и не раствориться в толпе.

Когда человек счастлив и живет в гармонии c собой, он вряд ли попадет в толпу. Фрейд в свое время говорил, что главное в жизни: любить и работать. И правда, если у человека реализованы эти потребности, он занят любимым делом и живет с любимым человеком - он не захочет идти в толпу и проникаться ее идеями. Главное лекарство от попадания в толпу - это стать собой, тем, кем вы должны быть, найти своё дело, себя в нем, и тогда никогда вы не растворитесь в толпе.

Обычные люди, не нашедшие свой путь, зависимы от мнений, от любви толпы, они легко растворяются и зависят от неё. Они подвержены влиянию общественных идей и верований, это поглощает их. Но необходимо отличать общественные группы от толпы.

Давайте подробнее рассмотрим понятия групп.

Если у толпы есть какая-то определенная цель, то она может стать ассоциацией - это один из этапов развития группы, на котором у всех её участников есть одна четко сформулированная задача. Пример ассоциации - очередь в магазине за определенной вещью.

Ассоциация может развиваться дальше, если держится в своем составе долго, то начинают появляться руководители, затем неформальные лидеры, и далее идет распределение ролей между ее членами. Таким образом, ассоциация перерастает в кооперацию - следующий этап группы, на котором она уже начала достижение цели и ее участники присвоили себе роли.

Примеры ассоциации вокруг нас - это практически любая новая группа - и очередь в магазине, и только собравшийся первый класс в школе, группа первокурсников в университете и т.д. На первых порах в ассоциации все равны, но после распределения ролей выделяются лидеры и активисты. Если вам никогда не удавалось занять позицию лидера ни в одной ассоциации, то скорее всего виноваты не обстоятельства, а вы сами. Не упускайте момента и в каждой только образовавшейся ассоциации пробуйте стать лидером - это поможет вам в преодолении психологических блоков.

Самое интересное начинает происходить, когда ассоциация переходит на этап кооперации, когда группа вовсю работает, пытаясь достичь своей цели - студенты обучаются, рабочий коллектив производит продукцию, группа туристов совершает обход достопримечательностей. И тут плетутся интриги, руководители сдают позиции и не справляются с управлением, появляются неформальные лидеры и группы, члены группы начинают переходить в другие. Объединить заново группу пробуют с помощью агитации и пропаганды, но если ничего не выходит, то за этим следуют захваты власти, смещение лидеров, перевороты и т.д.

Помимо внутренней борьбы участников, существует борьба между группами за лидерство - между спортивными командами - за участие в соревнованиях, в рабочих коллективах - за премию, в студенческих - за гранты и стипендии.

Если такая внешняя борьба между группами занимает больше рабочего времени, чем все остальные внутренние процессы, то группа становится процессуальной. Такие группы мы можем наблюдать в коллективах государственных учреждений - в школах, больницах, институтах. Если это группа частной компании или фирмы, то внешняя борьба будет слишком отвлекать коллектив от необходимой работы для существования бизнеса. Вскоре фирма развалится.

Когда группы в коллективе слишком увлекаются групповой борьбой, руководитель должен стараться сбалансировать работу так, чтобы выровнять все процессы и чтобы борьба положительно сказывалась на развитии предприятия. Сражающиеся группы - это те коллективы, которые постоянно борются за свои границы и положение. Пример - спортивная команда, во время важных соревнований выглядит очень сплоченной, хотя в обычной обстановке ее члены могут друг друга недолюбливать и плести интриги за спиной друг у друга.

Для сплочения группы легче всего сделать ее сражающейся, для этого нужно лишь четко определить врага, против которого будут все сражения - соперники, другая команда, демократы, империалисты, контрреволюционеры и т.д. Но абсолютно все группы, основанные на сражениях, распадутся в итоге - либо при разделе наград при победе, либо при определении виновного при поражении.

Когда группа успешно достигает своих целей, она является активной - отношения между участниками дружелюбные, они вместе создают качественную продукцию. В итоге такая группа перерастает в коллектив - это тот уровень, на котором участник для реализации целей группы может ущемлять свои интересы, но при этом, с достижением целей группы, удовлетворять их.

При вступлении в группу, обязательно определите - кооперация это или коллектив, это очень важно для вашего успеха. Коллектив открыт для новых участников, там важны дружественные связи и развитие. Кооперации часто распадаются, особенно в неблагоприятных экономических условиях, а коллектив напротив, крепче объединяется. В коллективе люди работают долго и продуктивно, даже после выхода из него с добром и радостью вспоминают о сослуживцах.

Кооперация со временем может переходить на следующий этап, и если коллективом стать не удалось, она будет корпорацией. Её характерная черта - эгоизм группы, проникнуть в ряды сложно, но если получилось, можно больше ни о чем не переживать, даже о своем развитии. Чужаков в корпорацию почти не пускают, а ее члены относятся друг к другу очень холодно.

Настоящих коллективов, дружных, сплоченных и продуктивных на сегодняшний день крайне мало, от этого так много людей, обращающихся к психологу, ведь при успешной работе в дружной группе у человека не возникает психологических проблем. Поэтому при выборе работы или места учебы очень внимательно относитесь к тому коллективу, в котором вам нужно будет трудиться.

Различают приемы воздействия на массу людей извне и изнутри. Чтобы в них разобраться, полезно обратить внимание на специфический феномен, который называют географией толпы.

Толпа кат таковая не обладает позиционно-ролевой структурой. Вместе с тем в толпе часто образуется свой параметр пространственной и эмоциональной неоднородности, связанный с неравномерной интенсивностью циркулярной реакции. География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при фотосъемке сверху) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется аффект эмоционального кружения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние (рис. 22).

Поэтому психологическое воздействие на толпу извне обычно рекомендуется нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается. Для воздействия же изнутри чаще рекомендуется проникнуть в ядро, где гипертрофированы внушаемость и реактивность.

Стихийное массовое поведение часто сопряжено с серьезными неприятностями, и в ряде случаев приходится выбирать меньшее из зол. Какое же именно из зол считать меньшим – это, конечно, зависит от системы ценностей, политических целей и моральных качеств той группы, которая осуществляет воздействие.

Приемы управления толпой изнутри.

Два-три агента, проникнув в ядро агрессивной (или готовой превратиться в агрессивную) толпы, имитируют испуг и распускают соответствующие слухи. Под влиянием таких стимулов вместо массовой агрессии возникает массовая паника, что в конкретных случаях все-таки менее плохо.

Еще один вариант: внимание агрессивной толпы переносится на нейтральный объект. В таком случае либо жертвой насилия становится не тот, на кого ярость была первоначально направлена (один из самых подлых приемов манипуляции толпой; хотя иногда жертвой может стать сам провокатор), либо толпа из агрессивной превращается в стяжательную, что с точки зрения социальных последствий опять-таки менее плохо.

Более разнообразны приемы воздействия на толпу извне. Самый известный из них опять-таки переключение внимания на другой объект. При этом рекомендуется ориентация, прежде всего, на периферию. Небольшая автомобильная авария, популярная в данном обществе динамичная игра в исполнении умелых игроков, раздача или дешевая продажа дефицитных товаров и т.д. могут отвлечь значительную часть массы. Тем самым агрессивная, конвенциональная или экспрессивная толпа превращается в одну или несколько окказиональных (или стяжательных) толп, лишая ядро эмоциональной подпитки.

Это одна из причин, почему организаторам массового мероприятия консультанты рекомендуют предусмотреть, чтобы оно по времени не совпало с каким-либо другим интересным для народа событием. Рекомендуется также заранее позаботиться о непосредственных нуждах людей и зависимости от погоды: прохладительных напитках, укрытиях от дождя, жары и т.д. В противном случае поведение толпы может стать непредсказуемым, и, скажем, паника с трагическими последствиями возникнет из-за такой мелочи, как внезапно хлынувший ливень. При разработке сценария важно внимательно ознакомиться с прогнозом погоды и, если возможно, проконсультироваться с синоптиками.

Еще один комплекс приемов влияния на действующую толпу связан с использованием ритма. Удалось установить, что действующая толпа, в отличие от экспрессивной, аритмична, и поэтому громкий ритмический звук способствует соответствующему превращению.

Однако противодействие различным видам толпы требует различных ритмов. Как мы видели, превращению агрессивной толпы в экспрессивную (экстатическую) способствует быстрый ритм типа рока, твиста или шейка. На паническую толпу следует воздействовать ритмом иного типа.

Еще один способ противодействия массовой агрессии. В толпе человек теряет ощущение индивидуальности, чувствует себя безличным и потому свободным от ответственности, накладываемой ролевыми регуляторами. Вдохновляющее чувство вседозволенности и безнаказанности составляет важное условие массовидных действий. Это условие нарушается приемами деанонимизации: например, в толпе снуют личности с фотоаппаратами или блокнотами, откровенно фиксирующие самых активных индивидов. На раннем этапе формирования толпы этот прием, вероятно, может кого-то отрезвить и предотвратить экстремистские действия. Демонстративные действия (с проверенными путями ухода агентов от опасности) способствуют возвращению идентичности индивидам в толпе и снижению коллективного эффекта.

Автоматическое мышление, характерное для толпы, выражает восприимчивость к стойким стереотипизированным и повторяющимся образам. На эту восприимчивость оказывает влияние и внушающая сила слова. Их нужно тщательно подбирать.

Это относится не к точности выражений или ясности информации, а к численности и силе образов, которые эти слова вызывают в сознании толп, вне какой либо зависимости от их действительного значения. Те слова, смысл которых менее всего определен, порой обладают наибольшей действенностью.

К подобным словам Московичи относил такие термины: демократия, социализм, равенство, братство, любовь и т. п., чей смысл остается таким туманным, что пухлых томов недостаточно, чтобы его прояснить. Но они соединяют в себе неосознаваемые и многообразные чаяния и надежду на их осуществление.

А вот еще один его совет. Когда вождь намеревается мобилизовать толпу, ему необходимо использовать такие слова. Если он употребляет слова обыденного языка, он должен учитывать смысл, который они имеют именно в данный момент. Некоторые могли обветшать и утратить свою притягательную силу. Другие еще слишком молоды, чересчур новы, для того чтобы пробудить отклик. Вождь или государственный деятель должен найти «говорящие» слова, как-то окрестить вещи, любимые или ненавидимые массами, сжав их в краткие формулировки.

Один из моих подопечных, ведя избирательную кампанию, в речах называл цифры и проценты, когда речь шла о его успехах. Его было тяжело слушать. Когда он стал пользоваться словами «треть», «половина» и т. п., его слушали гораздо внимательней.

За возникшим образом сразу следует действие. В тех случаях, когда язык связывает настоящее с прошлым, он подкрепляет актуальные идеи прежними эмоциями и переносит старые отношения на новые ситуации.

Внушающая сила подобного языка происходит из того, что он будоражит в каждом члене толпы воспоминания о событиях, верованиях и чувствах, хранимых веками. Все это составляет всеобщее достояние большинства и каким-то невидимым образом влияет на наши мнения и действия.

Следует помнить, что в жизни народа, религии, группы ничто не утрачивается, а все или почти все принимает лишь иные формы. Это объясняет, почему, когда обращаешься к толпе, нужно отбирать слова, которые из потаенных уголков памяти вызывают идеи, образы, чтобы их восстановить, извлекая из глубинных недр.

Очень полезно взывать к ушедшим поколениям, ибо они определяют не только нашу физическую конституцию, они определяют также и наши мысли. Мертвые являются единственными и непререкаемыми наставниками живых.

Итак, вождь должен обращаться к человеку, будя прошлое в человеке, изобретать язык, предназначенный для того, чтобы возбудить толпы, сплотить их, увлечь неспособных размышлять к заранее поставленной цели. Если он хочет сохранить над ними психологическое господство, он должен постоянно расширять свою речевую палитру, ее подсознательную основу, затрагивая новые верования, новые сферы коллективного воображения, доходя до глубинных слоев предания. (Я использую Библию.) Таковы были Наполеон и Сталин. Если не находится виртуоза, способного обновлять эти речи, то толпы рассеиваются, почти не оставляя следа. (Пример нашего советского народа, который создал И. В. Сталин.)

Существуют два и только два типа мышления, предназначенные для объяснения реальности: первый нацелен на идею-понятие, второй - на идею-образ. Первый действует по законам логики, второй взывает к законам памяти и внушения. Первый присущ индивиду, второй - толпе. Было бы глубоко ошибочным пытаться увлечь и убедить массы с помощью приемов, предназначенных для отдельных людей, подобно тому, как варка борща в 500-литровом котле - это не то, что в 3-литровой кастрюле.

Следует помнить, что толпу не склонить к идее, если она сама к ней не склонна, не загипнотизирована ею. Ле Бон утверждает, что иным образом обращаться к массе нельзя. Начинать какую-либо групповую деятельность по образцу индивидуальной нельзя, бесполезно и даже опасно. Это значит - обращаться к толпе не как к толпе. Когда обращаешься к интеллекту, толпа становится апатичной. Ее законы невозможно обойти. Они так же строги, как законы физики и экономики. Из этого следует, что искусство управлять массами - это искусство управлять их воображением.

Все вожди никогда не могли править, не считаясь с воображением. Владеть искусством производить впечатление на толпы, значит, владеть искусством управлять ими. Необходимо использование образа во всех его формах, поскольку тем самым «человек должен еще меньше напрягать свой рассудок: ему достаточно всего-навсего посмотреть и прочитать самые коротенькие тексты» (Гитлер).

Слова воскрешают психические образы, но еще могущественнее образы, представленные наглядно. Средства коммуникации претерпели эволюцию. Вначале было усиление выразительности слов за счет радио, затем непосредственное порождение образов за счет кино и телевидения. И, прежде всего, следует убрать неугодных из телевидения. Радио слушает гораздо меньше людей, а читающей публики еще меньше.

Книгопечатание создало базу критическому мышлению, а радио и телевидение обеспечили автоматическому мышлению техническую базу и мощь, которую трудно предвидеть. Средства коммуникации сделали автоматическое мышление историческим фактором. И этот фактор будет иметь место, пока существует толпа.

Как вождь должен взяться за дело, чтобы сдвинуть массу и утвердить свое влияние на нее? Два пути ему заведомо закрыты: сила и разум.

Сила гарантирует внешнее подчинение посредством страха. Но сердца не будут тронуты, умы останутся безучастными и люди выразят лишь внешнее согласие.

Ум тоже не подходит, ибо массы нечувствительны к рассудочным доказательствам. Если сила исключается, а разум неэффективен, настоящему вождю остается третий путь: обольщение.

Авторитет обольщает, а вождь - обольститель. Как только обаяние начинает действовать, так масса превращается в сомнамбулу. Как и гипнотизер, он уводит толпу от ее действительности, чтобы представить ей лучшую действительность, более красивую, соответствующую ее надеждам. С ним банальное становится необычным. И он об этом думает ежеминутно. Наполеон и Цезарь в суматохе полей сражений всегда думают о зрелище, которое они представляют.

С помощью логики обольщения слово становится могущественным властелином, обладая маленьким и совершенно невидимым телом, успешно осуществляет свои в высшей степени чудесные деяния.

Обольщение вождя не стремится себя скрыть. Оно оперирует открыто и использует уловки у всех на виду. Не вздумайте разрушать этот прочно сотканный ковер иллюзий. Вы рискуете натолкнуться на массовый гнев, который обернется против вас, но пощадит соблазнителя. Я пробовал было покритиковать Кашпировского и Чумака в период расцвета их популярности и был жестоко наказан. Народ перестал ко мне ходить, что обернулось большими убытками.

Обольщать - это значит переносить толпу из разумного мира в мир иллюзорный. Чувство управляет законами толп. Они нуждаются в иллюзии, а действия вождя пропускаются через иллюзию, которая оказывается более необходимой, чем рассудок.

Однако не следует делать вывод, что вожди - это обманщики и лицемеры. Они сами находятся во власти этой иллюзии. Отсюда их странный вид, одновременно искренний и притворный, который заставил Талейрана сказать о Наполеоне: «Этот человеческий дьявол смеется над всеми; он изображает нам свои страсти, и они у него действительно есть».

Нужно, чтобы вождь был непосредственным как актер. Он выходит из своего духовного пространства, чтобы сразу погрузиться в духовную жизнь публики. Обольщая толпу, он обольщает самого себя. Он действует в унисон с толпой, воскрешает их воспоминания, озаряет их идеалы, испытывает то, что испытывают они, прежде чем повернуть их и попытаться увлечь своей точкой зрения. В общем, как говорят психотерапевты, вначале нужно пристроиться к клиенту, а потом его вести.

Прежде всего, нужно превратить индивидов в толпу и вовлечь их в определенную деятельность. Ученые указывают, что приемы всегда специфичны, но три стратегии всегда одинаковы: представление, церемониал и убеждение. Первая управляет пространством, вторая - временем, третья - словом.

Для того чтобы собраться, толпам необходимо пространство. Места действия - соборы, стадионы, дворцы спорта, городские площади - создаются или используются для того, чтобы принимать массы, и, воздействуя на них, получать толпу. Это ограниченное пространство, где люди сообща освобождаются от обыденной жизни и оказываются объединенными общим достоянием надежд и верований. Каждый, сплотившись с другими, чувствует себя более сильным, уверенным, поддержанным массами.

Пространства стадионов площадей, проспектов наполняют открытые массы, следующие вереницей. Дворцы, соборы или театры больше подходят для закрытых толп.

Иные являются настоящими политическими театрами. В каждом городе есть такое место. Например, Красная площадь в Москве, Дворцовая в Санкт-Петербурге, Театральная в Ростове-на-Дону. Сейчас такие места имеют и многие большие организации. Даже крупные вузы.

Эти места приводят во внутренне волнение. И здесь действует определенный порядок: руководитель наверху, а толпа внизу; первый - единственный на свете, вторая в бесчисленном множестве, но невидимая, несмотря на количество. Толпа скрывается в многочисленности, вождь демонстрирует свое одиночество.

Этот процесс хорошо описан в литературе, посвященной психологии толпы (Московичи, 1998). Использую, в основном, его описание.

Прежде всего, собрание превращается в гипнотическую мессу. В ее ходе вождь использует весь свой авторитет. Это - настоящий праздник символов: знамена, аллегории, изображения, песни - знаменуют встречу вождя и толпы. Все это направляет коллективное слияние к наивысшей точке.

Без манифестаций, военных шествий, съездов не может быть толп. Толпы могут сделать массу нелепого, убить принца, захватить банки, взломать тюрьмы, перекрыть железные дороги.

Эти действия могут показаться абсурдными. Но высшая польза этих действий заключается в том, что с их помощью массы узнают себя и принимают обязательства перед вождем.

Церемониал хорошо сплачивает толпу, способствует растворению индивида в массе, а также усвоению автоматического поведения. Люди начинают функционировать в унисон. Примером может служить наша любая пирушка, где мы моментально превращаемся в толпу. Помогает этому музыка, которая погружает людей в гипнотическое состояние.

Кульминацией всего является появление вождя, который представляет всех гостей. Постепенно возникает автоматическая мысль, бессознательные силы. Толпа готова верить словам вождя, совершить действие, которое потребует от нее вождь. Все объединены простыми и сильными чувствами.

Эти церемонии являются настоящими мессами, где вождь предстает одновременно и как Бог, и как должностное лицо. Но основаны эти мессы не на религиозном, а на гипнотическом принципе.

Как только массы погружены в коллективный гипноз, всеобщее внимание к себе приковывает личность вождя. Его взгляд очаровывает, влечет и вместе с тем пугает. Покоренная масса становится еще более восприимчивой к слову, которое теперь станет главным средством обольщения. Слова и формулировки являются великими генераторами мнений и верований. Являясь опасной силой, они губят больше людей, чем пушки.

Слово превращается в орудие обольщения благодаря авторитету вождя.

Массы никогда не увлекаются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рожают определенные слова и ассоциации слов. Их сосредоточенно произносят перед толпами, и немедленно на лицах появляется уважение, головы склоняются. Грамматика убеждения основывается на утверждении и повторении. Но убедить людей можно лишь в том, во что веришь сам.

Первое условие любой пропаганды - это ясное и не допускающее возражений утверждение однозначной позиции, господствующей идеи. Не обязательно давать новое содержание. Вождь не должен стремиться казаться преподавателем.

Нужно постоянно учитывать усталость толп, то, что слова стираются от частого повторения и, в конце концов, покрываются паутиной. Слова должны утверждать.

Утверждение имеет четкую позицию. Это позиция стороны, которую защищает оратор, против тех, которых атакует.

Чем решительнее и точнее суждение, тем больше силы имеет утверждение, так как в этом видят доказательство убежденности и правоты говорящего. Гете требовал: «Если я должен выслушать мнение другого, необходимо, чтобы оно было выражено в позитивной форме. Во мне самом достаточно проблематичных элементов». Утверждение должно быть высказано кратким и повелительным тоном гипнотизера, приказ без возражений. Оно должно быть кратким, энергичным и впечатляющим.

Утверждение означает отказ от обсуждения, это просьба принять идею без обсуждения, без взвешивания всех «за» и «против». Хорошо действуют псевдовопросы, т. е. риторические вопросы, на которые ты всегда услышишь ответ «да».

Хочу еще раз подчеркнуть, что все эти описания сделаны на базе действительности других стран. Если что-то подобное имеется и у нас, значит, наверное, здесь описаны закономерности, а не случайные явления. А может быть, к нам это не имеет никакого отношения. Судите сами, мой дорогой читатель. А если вам не надоело, то пойдем дальше. Может быть, вам эти знания пригодятся, чтобы не поддаться гипнозу и чтобы самому не стать гипнотизером.

Повторение является вторым условием пропаганды. Оно придает вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи (точнее, сверхценные идеи). Слыша их все вновь и вновь, в конце концов, начинаешь проникаться ими. Повторение придает идеям осязаемость и очевидность, которые заставляют принять их целиком. Поэтому неудивительно, что речи диктатора многословны. Оратор только и делает, что повторяет одно и то же. Повторение защищает от противоположного мнения. Оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие.

«Повторение внедряется, в конце концов, в подсознание, туда, где зарождаются мотивы наших действий. В конце концов, мы начинаем верить в часто повторяемую сентенцию или остроту, забыв, кто ее автор. С помощью повторения формулировка отделяется от личности вождя и обретает автономную действительность, подобно заговору и молитве. Затем они проникнут в подсознание и станут элементом коллективного верования. С помощью повторения мысль отделяется от своего автора. Она превращается в очевидность, не зависящую от времени, места, личности. Клевещите, клевещите. Что-нибудь непременно останется, хотя бы молва. А молва, как и предрассудки, как и клевета, - это сила. Примерно так действует и реклама, превращая нас в публику, т. е. толпу, которая просто не находится в одном месте.

Повторение связывает мысли и создает видимость логической цепочки. Если вы часто связываете разнородные понятия: «Революция и религия», «национализм и социализм», «Марксизм и христианство» - вы создаете у вашей аудитории эффект удивления и придаете ей уверенность, что оба эти понятия связаны.

Убеждение и повторение приводит к коллективному внушению. Идеи сливаются в поток верований, которые распространяются со скоростью эпидемии. Идеи никогда не утверждаются оттого, что они точны, они утверждаются только тогда, когда с помощью двойного механизма повторения и заражения оккупировали и область подсознания, где зарождаются движущие силы нашего поведения. Прислушайтесь к мнению знатоков толпы. Точно так же необходимо внедрять и реальные мысли. Убедить кого-то - не значит доказать ему справедливость своих доводов, но заставить действовать в соответствии с этими доводами. Можно доказать, но не убедить. Можно убедить, но не доказать. Но лучше одновременно и доказать и убедить. Доказываю я хорошо, убеждаю плохо. Многие хвалят мои книги, но мало кто выполняет их рекомендации. То есть доказать мне удалось, а убедить - нет.

Слова, даже бездоказательные, но высказанные с большим убеждением оказывают удивительное влияние на толпу. Могущество их исходит не из того, что говорится, а из их «магии», от человека, который их говорит. Поэтому обращайтесь с ними не как с частями речи, а как с зернами воспоминаний, почти как с живыми существами. Оратор, который ничего не напоминает, ни к чему не взывает. Когда действуют очарование, толпа поддается силе того, что они напоминают, и действиям, к которым они призывают. Она уступает вождю, который фактически ее соблазняет.

Благодаря этому разнородные люди сливаются в однородную массу. Вождь насаждает толпе верования, ядром которых является страсть, а целью - действие.

Один из моих подопечных рассказал мне, как он использовал эти, приобретенные у нас навыки.

«Я никогда не принимал участия в собраниях нашего садоводческого товарищества. Обычно на них, кроме криков, ничего не было. Мне это даже напомнило собачий лай, когда все просто гавкают. Председатель товарищества не смог провести совершенно верную идею. Дело в том, что власти хотели через садовое товарищество провести магистральный водопровод. Для этого пришлось бы пожертвовать 8 делянками, а сама территория товарищества разделилась надвое. Но требовалось согласие общего собрания. Всего было 144 делянки. Водоканал обещал всем провести на участки водопровод, и большинство склонялось к тому, чтобы пожертвовать этими 8 делянками, выделив им материальную компенсацию, тем более что одна из них принадлежала проворовавшемуся и снятому с поста бывшему председателю товарищества. Тогда мне и пригодились навыки вождя, наработанные за время обучения. Этому также способствовало и то, что меня практически мало кто знал. Ходили слухи, что я где-то при власти, и думали, что я поддерживаю идею отчуждения участка в пользу водоканала. Мне удалось отложить собрание. Когда оно состоялось, меня избрали председательствующим, и мне удалось минут за 10, взывая к чувству благородства, изменить настроение собрания. Было принято решение отказать водоканалу».

Я застенографировал весь рассказ моего подопечного. Он охарактеризовал собрание садоводов как дружную семью, которая никогда не бросит в беде, что на собраниях мы ведем дисциплинированно, никогда никого не перебиваем и пр. Не привожу его просто из-за нехватки места. Но он использовал все описанные выше приемы. Моему подопечному блестяще удалось развернуть на 180° настроение толпы. Она вначале была кровожадной, а потом стала благородной.

Наивно думать, что единоличное господство изживет себя. И если после всего, что вы прочли здесь, вам всетаки хочется быть вождем, читайте следующий раздел. Но делайте это осознанно.

Что нужно знать, если хочешь стать вождем?

Прежде всего, нужно знать, что вождь становится решением проблемы существования масс. Даже если создаются партии, то и они рано или поздно обзаведутся каким-нибудь вождем, живым или умершим. Необходимо выяснить причины этого явления. Есть точка зрения, что источником и прототипом каждого авторитета является отец. Его влияние возникло с незапамятных времен вместе с семьей. История всех политических режимов - это медленное изменение власти отцовского типа.

Вождь разрешает проблемы так же, как отец решает проблемы патриархальной семьи. Этим объяснением можно возмущаться. Но что мы видим на экранах телевизоров: люди приветствует Президента (подставьте любое имя); люди спешат на встречу с папой римским. Вам мало этих примеров? Посмотрите телепрограмму с новостями. А на производстве разве мало сотрудников, поющих дифирамбы своему шефу на светском рауте? Я сам видел и слышал, как сотрудник, занимающий довольно высокую ступень в своей иерархии, может, даже более достойный занять первое место, с пеной у рта славил своего шефа. Один в верноподданническом раже назвал его чуть ли не Богом. Вы думаете, этот руководитель возмутился, прервал докладчика? Ошибаетесь. Он слушал это благосклонно. Идолопоклонство перестало быть экзотикой. Толпа с неимоверной скоростью переносится от восторженного свободолюбия к жесткому подчинению. Его аморфная структура превращается в структуру, сосредоточенную вокруг одного человека. Надо полагать, массы находят удовольствие в каком-то бессознательном побуждении гнуть на кого-то спину. Более того, у меня создалось впечатление, что толпа, устав от свободы сама требует, чтобы на нее надели узду. Когда у нас была мода на выборы руководителей, я присутствовал на одних из них. Все приветствовали нового лидера демократического толка, но большинство призывало его быть жестче и круче.

Много и красиво говорят о свободе. Но Тард подчеркивает, это благородное чувство встречается крайне редко, но декларируется часто. Для большинства людей неизъяснимая прелесть связана именно с подчинением, доверчивостью, чуть ли не с влюбленной услужливостью обожаемому властелину.

Такая тесная связь с вождем возникает потому, что он просто и наглядно предлагает толпам ответы на их вопросы, он дает имя их анонимности. Не рассудочно, не по расчету, а гораздо глубже, интуитивно, они хватаются за него, как за абсолютную истину, дар нового мира, обещание новой жизни. Сказав «да» вождю, экзальтированная масса меняет веру и преображается в полном смысле слова. Эмоциональная энергия бросает ее вперед и придает ей мужество как переносить страдания, так и бесчувственность, необходимую для совершения насилия.

Энергию, которую массы черпают в своих иллюзиях, лидеры используют, чтобы нажимать на рычаги управления государством и вести множество людей к цели, продиктованной иногда разумом, а иногда наукой.

Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? - Ростов н/Д:, 2004

Просмотров