Самый длительный научный эксперимент. Длительный полевой опыт Длительные полевые опыты

Когда в 1944 году физики дублинского Тринити Колледжа начали свой эксперимент по изучению вязкости, Франклин Рузвельт все еще был президентом США, Вторая Мировая война находилась в разгаре, а фильм «Встреть меня в Сент-Луисе» собирал невиданную кассу.

Семьдесят лет спустя, один из самых длительных лабораторных экспериментов все-таки принес свои плоды: камера зафиксировала как одна капля каменноугольной смолы упала из воронки в банку - впервые в истории человечества.

Каменноугольную смолу поместили в воронку физики в 1944 году, чтобы продемонстрировать, что деготь - черный, углеродосодержащий материал, который нам известен как асфальт или битум - при комнатной температуре был не твердым телом, а очень, очень медленно двигающейся жидкостью.
И хотя несколько раз капли появлялись, запечатлеть их не удавалось, а ведь только так можно подтвердить то, что деготь является очень вязкой жидкостью. Похожий эксперимент поставили физики из австралийского города Квинсленд, при этом через 86 лет капли все-таки появились, однако никто не снял их на видео.

Хотите верьте, хотите нет, но столь длительные исследования были своего рода «молодняком» среди подобных экспериментов. Ниже мы приводим список еще нескольких таких проектов, идущих до сих пор.

Звонящий колокольчик

С 1840 года экспериментальный электрический колокольчик почти постоянно звонит в Лаборатории Кларендона Оксфордского университета. Устройство, названное Кларендонская Сухая Батарея, состоит из двух гальванических «сухих батарей», соединенных при помощи слоя серы. Книга рекордов Гиннеса называет колокольчик «самой долговременной батарейкой в мире», хотя когда-нибудь он, конечно, перестанет звонить: либо износится язык колокольчика, либо иссякнет электрохимическая энергия.

Часы Беверли


Физики, судя по всему, любят длительные эксперименты, и Часы Беверли не исключение. Это атмосферные часы, стоящие в фойе Университета Отаго в новозеландском городе Дунедине с 1864 года, которые до сих пор идут. (Хотя, случайно их останавливали, например, когда кафедра физики переезжала).

Наблюдение за Везувием

Как бы вы наблюдали за спящим гигантом? Осторожно - и при этом, получая кучу данных о сейсмической активности. Именно этим с 1841 года занимаются сотрудники Обсерватории Везувия для того, чтобы предсказать возможные извержения. Раньше станция наблюдения находилась на одном из склонов вулкана, но затем в 1970 году переехала в Неаполь. Там ученые наблюдают сразу за несколькими вулканами, пытаясь понять когда они начнут извергаться вновь.

Эксперимент по проращению Уильяма Джеймса Била

В 1879 году, американский ботаник Уильям Джеймс Бил заполнил 20 бутылок смесью из песка и семян различных растений. Затем он закопал бутылки горлышком вниз, чтобы предотвратить попадание воды вовнутрь.

В чем смысл эксперимента? Автор хотел определить, прорастут ли семена после того, как очень длительное время пробудут в сухой среде. Поначалу, каждые пять лет (теперь уже каждые двадцать) исследователи откапывали одну из бутылок после чего сажали семена и смотрели, вырастет ли из них что-нибудь. В 2000 году, два из 21 семени проросли.

Следующую бутылку откопают в 2020, а завершится эксперимент в 2100 году.

Старая ротация хлопка

С 1896 года, ученые Университета Оуберна в Алабаме проводят на одном акре земли эксперимент, связанный с плодородностью почвы. Он входит в Национальный реестр исторических мест под названием «Старая ротация». В ходе него впервые выяснилось, что, если чередовать посевы хлопка и бобовых, это приводит к значительному увеличению плодородности первого.

Фрэмингемское исследование сердца

За 65 лет тысячи мужчин и женщин в возрасте от 30 до 32 лет прошли через руки исследователей из Национального института сердца, легких и крови, а также из Университета Бостона. Цель исследования - проверка маркеров и факторов риска сердечных заболеваний. Оно продолжается уже три поколения и в ходе него были выявлены главные факторы риска для сердечно-сосудистых заболеваний.

Оригинал: National Geographic
Перевел.

Различают несколько видов полевого опыта в зависимости от места проведения, целей и задач опыта, его длительности, количества, изучаемых в нем факторов, охвата объектов, размера делянок:

а) по целям, месторасположению и размерам делянок – стационарные, производственные, микрополевые и мелкоделяночные опыты;

б) по длительности проведения – кратковременные, многолетние и длительные;

в) по количеству изучаемых приемов и факторов – однофакторные и многофакторные (комплексные);

г) по охвату пунктов исследований – единичные и массовые (географические).

Стационарные полевые опыты предназначены для изучения длительного воздействия удобрений или мелиорантов (часто в сочетании с другими факторами) на урожай сельскохозяйственных культур и плодородие почв. Например, тема опыта: «Изучение влияния различных уровней минеральных и органических удобрений на продуктивность полевого севооборота и плодородие серых лесных почв Калужской области». Такие и подобные опыты проводят в течении длительного времени на постоянных, т.е. стационарных участках. Стационарные опыты позволяют глубоко вскрыть процессы, происходящие в почве и растении, определяющие эффективность действия удобрений и их влияние на плодородие почв. Они проводятся, как правило, на опытных полях научно-исследовательских учреждений, учхозов, опытных станций, где имеются достаточно квалифицированные научные кадры. Такие опыты немногочисленные и их результаты и выводы распространяются на определенную почвенно-климатическую зону, т.е. на значительную территорию. Поэтому очень важно, чтобы почва опытного участка была типичной для своей почвенно-климатической зоны.

Относительно методики закладки и проведения стационарных опытов к ним предъявляют особенно строгие требования: предварительное всестороннее изучение истории участка и плодородия почвы, тщательный выбор его площади, направления, формы делянок и т.д.

Характерные особенности стационарных опытов:

§ расчлененные (многовариантные) схемы опыта (8-10 вариантов и более);

§ широкая программа сопутствующих наблюдений и учетов.

Производственные полевые опыты проводятся непосредственно в хозяйствах для проверки и уточнения в производственных условиях основных результатов стационарных опытов, а так же рекомендаций научно-исследовательских учреждений по применению удобрений в данной зоне. Такие опыты обычно проводят на укрупненных делянках (от 500 м 2 до 2 га), чтобы можно было использовать всю технику и машины, применяемые непосредственно в производстве. Кроме проверки эффективности какого-либо агротехнического приема (удобрения) в таких опытах проводится оценка возможности его проведения в хозяйственных условиях, а также приближенная экономическая оценка изучаемого приема.


К производственным опытам предъявляют менее строгие методические требования. Программа сопутствующих наблюдений и учетов здесь минимальна. В большинстве случаев она ограничивается анализом почв перед закладкой опыта и определением структуры урожая, а иногда даже данными агрохимического обследования почв, проведенного в предшествующие закладке опыта годы. Однако выбор земельного участка, фиксация границ делянок и всего опыта, внесение удобрений и вся агротехника, применяемая в опыте, должны соответствовать требованиям методики полевого опыта.

Cхема производственных опытов обычно состоит из 2-3 вариантов, показавших лучшие результаты в стационарных или других полевых опытах. Программа сопутствующих наблюдений и учетов в таких опытах сведена до минимума. Результаты производственных опытов распространяются на сравнительно небольшие районы со сходными почвенно-климатическими и организационно-хозяйственными условиями.

В зависимости от времени проведения полевых опытов они подразделяются на кратковременные (3-5 лет), многолетние (10-50 лет) и длительные >50 лет).

Длительность проведения опытов обуславливается обычно темой исследований. В кратковременных опытах изучают только прямое действие удобрений, внесенных под данную культуру, на данном участке. Указанные приемы внесения удобрений обладают очень существенным прямым действием и практически не оказывают заметного последействия. Например, в них изучают эффективность подкормок озимых и овощных культур, многолетних трав, припосевного (припосадочного) удобрения, некоторые приемы внесения микроудобрений (намачивание семян, внекорневая подкормка).

Эффективность таких приемов в сильной степени зависит от погодных условий года (количества осадков, их распределения по месяцам и т.д.). Чтобы избежать влияния случайных погодных факторов на оценку результатов изучаемого в краткосрочном опыте приема внесения удобрений, необходимо их обязательное повторение во времени. Для получения достоверных данных таких опытов их проводят не менее 3-5 лет.

Многолетние полевые опыты - это, по существу, стационарные опыты, о которых уже сообщалось выше. Чем больше «возраст» таких опытов, тем более значимы их результаты. Стационарные опыты, заложенные более 50 лет назад, переходят в разряд длительных .

Такие опыты очень ценные, они показывают отдаленную перспективу применения удобрений. Их результаты используют для решения фундаментальных вопросов агрохимии, раскрывающих судьбу плодородия почв, трансформации и круговорота питательных веществ в почв при различных уровнях применения удобрений.

Велика и демонстрационная роль этих опытов. Они наглядно показывают многолетнее влияние основных факторов и условий жизни растений на их продуктивность.

Большинство длительных полевых опытов с удобрениями получили всемирную известность. Например, опыт Ротамстедской опытной станции (Англия), заложенный в 1852 году Лоозом и Гильбертом с удобрениями бессменной пшеницы, ячменя и многолетних трав.

С 1875 года ведется опыт в Гриньоне (Франция) по изучению удобрений в звене севооборота озимая пшеница – сахарная свекла. С 1876 года изучается действие удобрений на продуктивность кукурузы при возделывании ее в монокультуре и в севообороте в опыте Иллинойского университета (США).

В Галле (Германия) с 1878 года ведется опыт по удобрению ржи в монокультуре и в севообороте.

В 1912 году на Полевой опытной станции Петровского института (Тимирязевской академии) по инициативе Д.Н. Прянишникова заложен «многофакторный опыт длительного применения удобрений, севооборота и бессменных посевов». По результативности и глубине проводимого исследования, он является уникальным для всей мировой агрономической науки.

На землях Долгопрудной агрохимической опытной станции (в настоящее время ОАО ДАОС ИМ. АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА) находятся длительные опыты (60-70 лет) по изучению форм минеральных удобрений, сравнительной оценке минеральных удобрений и навоза, эффективности минеральных удобрений на фоне навоза и без навоза, действия извести и фосфоритной муки различных месторождений. Более 70-80 лет ведутся опыты по эффективности навоза и NРК в Дании и Голландии; более 50 лет в Японии изучается действие систематического применения NРК, компостов и зеленых удобрений на урожай риса.

В особую группу выделяются мелкоделяночные (размер делянки 5-10м 2) и микрополевые опыты (размер делянки от 200-300 см 2 до 1-3 м 2 ). Эти опыты проводятся на делянках с такой малой площадью, которая не позволяет применять на них обычную (машинную) агротехнику выращивания сельскохозяйственных культур и заставляет прибегать к искусственным приемам агротехники (обработка почвы и посевов вручную).

В таких опытах абсолютные показатели урожайности имеют подчиненное значение, а основное внимание уделяется углубленному исследованию динамики почвенных процессов, изучению превращения удобрений в почве или изменению физиологических процессов у растений под влиянием изучаемых приемов. Нередко микрополевые опыты проводятся с использованием дорогостоящих стабильных (15 N) или радиоактивных (32 Р) изотопов элементов.

В зависимости от количества изучаемых приемов, условий и факторов различают однофакторные и многофакторные опыты.

В однофакторном опыте изучают влияние одного приема, условия или фактора на одном постоянном фоне. В многофакторном опыте одновременно изучают влияние двух или нескольких приемов, условий или факторов на возделываемую культуру и почву (удобрение и гербициды, орошение и удобрения, удобрения, орошение и обработка и т.д.).

По охвату пунктов исследований различают единичные и массовые полевые опыты. Единичные опыты закладывают и проводят независимо друг от друга по разным отдельно разработанным схемам и программам в отдельных пунктах страны. К ним относятся большинство стационарных опытов научных учреждений, вузов и отдельные опыты, проводимых в колхозах и совхозах. Массовые , или географические опыты проводят по общей тематике и единым согласованным схемам и программам, допускающим обобщение результатов исследований в различных географических пунктах, с целью изучения влияния природных условий на эффективность данного приема, условия или фактора в пределах всей страны или отдельных зон, регионов, краев и областей.

Эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, причем из сложною комплекса многообразных естественных влияний на организм отбирается и выясняется воздействие лишь отдельных изолированных факторов.

Эксперимент проводят большей частью при изучении физиологических процессов. Эксперимент может быть кратковременным и длительным.

Примером кратковременного эксперимента или опыта, проводимых па уроках ботаники, являются общеизвестные работы по изучению состава семян, физических свойств почвы, образования крахмала в листьях и т. п. Наиболее простые опыты, такие, как условия прорастания семян, испарение воды листьями учащиеся выполняют дома. Как пример кратковременных опытов, проводимых в курсе физиологии человека, можно назвать работы по выяснению переваривающего действия слюны и желудочного сока.

Биологический эксперимент требует большей частью длительного времени, поэтому его на уроках целиком не проводят, а демонстрируют только постановку опыта и его результаты.

По общей биологии ставят длительные опыты по выяснению влияний различных экологических факторов на организмы, по скрещиванию животных (лабораторные мыши, золотистые хомячки, голуби).

Экспериментальные работы учащиеся обычно проводят в порядке внеурочных занятий (индивидуальных или групповых) в уголке живой природы или на учебно-опытном участке школы.

Наиболее многообразны эксперименты на учебно-опытном участке. Они особенно длительны и занимают весь вегетационный период, т. е. целое лето. Перед учащимися ставят вопросы или задачи, которые решают путем сравнения результатов опыта и контроля (опытные и контрольные растения или животные ставятся в одинаковые условия, кроме одного испытываемого). Во время опыта проводят точные наблюдения с измерениями. Особенное значение имеет правильная фиксация наблюдений и результатов опыта в специальных табличках, позволяющих сравнивать показатели развития и урожайности опытных и контрольных растений и подводящих к выводам. Постановка опытов должна приучать учащихся к дисциплине мысли, к культуре, точности, достоверности и честности в исследованиях.

Учащиеся приучаются к постановке эксперимента, начиная с простейших опытов дома и в уголке живой природы, тем самым подготавливаясь к более сложным и длительным опытам на школьном учебно-опытном участке.

Длительные опыты и наблюдения над животными связаны с изучением их поведения. Очень разнообразны опыты по выработке чех или иных условных рефлексов у позвоночных. Работы эти тоже проводят во внеурочное время, а результаты их используют на уроке.

Каждый вид практических методов (работы по различению и определению, проведение наблюдения, регистрирующих явления, постановка эксперимента) проходит ряд этапов:1 . Постановка вопроса, обусловливающего цель работы.2 . Инструктаж технический и организационный.3 . Выполнение работы (определение, наблюдение, постановка опыта).4 . Фиксация результатов (проводится одновременно с выполнением работы).5 . Выводы, отвечающие на подавленный вопрос.6 . Отчет или сообщение о своей работе на уроке.

Практическая работа учащегося в зависимости от содержания может строиться дедуктивно, когда уже известное положение подтверждается фактами, или индуктивно, когда на основе фактов делается вывод. Распознавание растений или животных и их органов, как правило, строится дедуктивно, эксперимент -- почти всегда индуктивно; работы по определению и наблюдению с последующей регистрацией могут быть индуктивными и дедуктивными.

Любой из методов осуществляется в практике преподавания приемами. Методические приемы -- элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе преподавания. Они могут носить логический, организационный и технический характер. На рис. 2 изображена структура проведения практических работ на уроке различными методическими приемами.

В каждом виде практических работ необходимо различать работы предварительные исследовательского характера и работы последующие, закрепляющие и практикующие понятия.

Первые даются учащимся до изучения вопроса, и учащиеся решают постановкой опыта поставленную перед ними задачу, результаты работы демонстрируются и обсуждаются на соответствующем уроке.

Вторые проводятся после изучения вопроса, и теоретические знания учащиеся применяют на практике, проверяя детали в других вариантах.

В процессе преподавания биологии практические методы видоизменяются -- развиваются в соответствии с усилением самостоятельности учащихся и усложнением работ.

Правильно проведенные практические работы заставляют учащимся проделать ряд логических операций: Выявление сходства и различия, классификация, вывод, обобщение, умозаключение.

Например, в 6 классе учащимся последовательно предложены две работы:1) ознакомиться с явлением изменчивости на различных объектах2) выявить причины изменчивости.

Практические работы развивают умения и навыки учащихся только при правильном планомерном проведении их. К ним школьников необходимо приучать систематически, постепенно переводя их от коротких по времени, легких по технике и организации к более длительным и сложным.

ботаника опыт фотосинтез растение

Транскрипт

1 Почему важны длительные полевые опыты? Paul Poulton Rothamsted Research

2 Почему важны длительные полевые опыты? Длительные полевые опыты представляют наилучший практический способ изучения влияния элементов систем земледелия и глобальных изменений на почвенное плодородие, устойчивость урожаев и другие природоохранные вопросы Известно, что многие из воздействующих на данные свойства факторы могут потребовать много лет, чтобы их действие проявилось.

3 Использование длительных опытов (1) Ведущиеся опыты: на различных типах почв (в различных климатических зонах) с различными вариантами и элементами систем земледелия как территории на которых могут базироваться другие исследования Архивные образцы:позволяют оглянуться назад и изучить длительное влияние вариантов, элементов системы и атмосферных выпадений на культуры и почвы. Длительные временные ряды данных:фундаментальные в оценке устойчивости агроэкосистем, особенно в отношении глобального изменения климата

4 Использование длительных опытов (2) Влияние факторов напр., минеральных и органических удобрений, севооборотов, пестицидов на урожай сельхозкультур Качество почвы: гумус, подкисление Плодородие почвы: цикл элементов питания Влияние сельскохозяйственного производства на окружающую среду (вода, атмосфера) Влияние окружающей среды на сельское хозяйство (особенно поступление зхагрязнителей из атмосферы, глобальное изменение климата) Данные для моделирования развития и тестирования моделей

5 Известно, что длительные полевые опыты в мире ведутся при Повышении концентрации атмосферного CO 2 Пространственно локализованном поступлении атмосферных выпадений (N,S промышленного происхождения и ТЭЦ Росте температуры Росте населения

6 Рост атмосферной концентрации диоксида углерода (Moana Loa data; Keeling & Whorf)

7 Средняя ежегодная температура, Ротамстед

8 Млрд.чел. Население мира Actual Реал. Predicted Ожид.

9 Роамстед проводит около 20 длительных опытов на различных типах почв в 3 экспериментальных хозяйствах СВ Англии Ротамстед (тяжелый суглинок) лет Вобурн легкий суглинок лет Саксмундхэм(опесчаненный ТС) 112 лет Умеренный климат, мм осадков в год

10 Exhaustion Land Влияние на урожай: K действие и последействие P действие и последействие Бессменная кукуруза C3 и C4 культуры «Кислая полоса» Луг-пашня Накопление и потеря гумуса Бессменный ячмень Хусфилд Влияние NPK и навоза на урожай 15 N для изучения внесенного N Исследования денитрификации итд.

11 Вобурн Интенсивное возделывание зерновых Бессменная кукуруза Внесение органических удобрений Известкование Луг-пашня

12 Необходимость модификаций Для того, чтобы длительные опыты оставались важными для современного сельского хозяйства и природоохранных вопросов, они должны быть регулярно оцениваемы и при необходимости измеяемы. Они НЕ должны рассматриваться как музейные экспонаты, которые остаются неизменными Длительные опыты имеют ограничения и в одном опыте все вопросы невозможно решить.

13 Эксперимент с озимой пшеницей Брудбалк служит иллюстрацией изменений в опыте на урожай зерна Вначале возделывали озимую пшеницу с 1843 г. в 20 вытянутых полосах-вариантах 1925

14 2003 сейчас расщепили на 10 секций, образовав 197 делянок. К бессменной пшенице добавлен для сравнения севооборот, чередующий пшеницу, овес и кукурузу.

15 Брудбалк N (P)KMg Контроль Навоз Навоз послед.

16 Как проведенные модификации помогли поддерживать или увеличивать урожай?

17 Брудбалк: урожаи, сорта и модификации Урожай зерна, т/га 15% влажность Без удобрений Навоз Парование Известкование

18 К 1960 длинностебельные сорта заменялись и основные изменения были необходимы для того, чтобы полевой опыт остался важен для современного сельского хозяйства

19 В 1968 г. опыт разделили на 10 секций; другие модификации включали: Посев новых короткостебельных культур Севооборот на некоторых секциях Повышение доз N Введение фунгицидов для достижения потенциала урожайности

20 Брудбалк: урожаи, сорта и модификации Урожай зерна, т/га 15% влажность Фунгициды Навоз Без удобрений Новые культуры Пшеница в севообороте Севооб.,навоз Севооб.,навоз опт NPK Известкование Парование Гербициды Пшеница бессменно Введение новых сортов озимой пшеницы

21 Grain, t/ha at 85% DM Брудбалк, : Влияние севооборота на урожай Урожай зерна, т/га 15% влажность 1 пшеница после 2-летнего перерыва 7 6 Пшеница бессменно Доза азота, кг/га N applied, kg/ha PKMg FYM PKMg FYM Наилучший урожай достигнут на варианте навоз + дополнительный минеральный N или PKMg + высокие дозы N навоз навоз

22 Урожай ячменя, т/га 15% влажность Введение высокоурожайных сортов ячменя в эксперименте Хусфилд показало, что урожай на почвах, получающих навоз, не мог быть достигнут внесением только минеральных удобрений Навоз с Навоз с При меньшем вегетационном периоде яровой ячмень лучше развивается при наличии дополнительного N от минерализации навоза, что не компенсируется внесением минеральных N удобрений. Доза азота, кг/га

23 На данном типе почв, урожай пшеницы и ячменя могут поддерживаться при внесении минеральных либо органических удобрений и возрастать при увеличении доз минеральных удобрений либо при внесении навоза и дополнительно N. Чтобы достичь этого, необходимо контролировать ph почвы, рост сорняков, распространение вредителей и болезней, вводиться новые сорта, способные использовать более высокие, если это необходимо, дозы

24 НО!

25 Barley grain, t/ha at 85%DM На песчаных почвах в Вобурне бессменно возделывать зерновые невозможно из-за проблем с кислотностью и вредителей Урожай ячменя, т/га 15% влажность летние 10-year means средние N2PK N2PK+ lime Unmanured FYM известь Без удобрений навоз А в Ротамстеде невозможно возделывать бессменно корнеплоды и бобовые из-за вредителей и болезней

26 Почва и гумус

28 Почва является основным резервуаром для CO 2 в форме гумуса. Гумус играет определяющую роль в: Плодородии почвы Развитии сельхозкультур Устойчивости систем земледелия.

29 Органическое вещество почв Запас ОВ почвы зависит от: Поступления органического материала Скорости окисления его Оба фактора определяются: Землепользованием и системой земледелия Типом и гранулометрическим составом почвы, особенно содержанием илистой фракции Глубиной профиля Климатом температурой и влажностью Все системы стремятся к равновесной величине ОВ

30 Брудбалк; запас орагнического С (т/га) в пахотном слое. Запас С орг., т/га Контроль Навоз c Навоз c

31 НА песчаной почве в Вобурне наблюдалось постепенное снижение запасов ОВ на участках, где возделывались зерновые, залужение поддерживало запасы ОВ Запас С орг.в 0-25 см., т/га Пашня Луг-пашня

32 Данные длительных опытов были использованы для построения и настройки модели RothС, широко используемой для моделирования круговорота С в пахотном слое почвы. Недавно разработана модель и для подпахотного слоя. Запас С орг., т/га Навоз ежегодно Навоз ежегодно только в Контроль

33 Ротамстед: Постоянное залужение Китай: пашня Сеть длительных опытов: новые возможности сравнения и контрастные результаты по различным типам почв, севооборотам и климатическим зонам Испания: пашня Ротасмтед: пашня

34 Сети опытов ряд с подробными сайтами другие как стандартная сеть типа сети длительных опытов Китая, вкл. 8 экспериментов

35 Недавно основана сеть опытов с бессменным парованием, включая опыт в Курске и Ротамстеде. Цель попытаться установить количество стабильного органического углерода для различных почв. Курск пашня до закладки опыта Kursk:- Haplic Chernozem Previously in long-term arable Ротамстед залужение до закладки опыта Rothamsted:- Chromic Luvisol Previously in long-term grass Опыт Тимирязевской академии пашня до закладки опыта Timiryazev:- Epistagnic Albeluvisol Previously in long-term arable Data from Barre et al, 2010 Kogut et al, 2010 Alferov & Safonov, 2002

36 Дополнительные измерения Длительные опыты с разнообразием типов почв, элементов систем земледелия, расположением и хорошо документированной историей являются идеальными объектами для дальнейших исследований. В Ротамстеде такие исследования включают: цикл и процессы N, включая использование 15 N для отслеживания внесенного N и измерения общей минерализации итд. выщелачивание P емксоти почв как резервуара метана экспрессии отдельных генов в эндосперме зерна пшеницы в ответ на применение минерального или органического N

37 Архив образцов Ротамстеда включает около 300,000 растительных, почвенных образцов, образцов удобрений и навоза. Анализы позволяют заглянуть назад на более чем 160 лет на многие аспекты почвенного плодородия и загрязнения, которые невозможно было представить во время их отбора

38 Архивные образцы использованы для: Изучения загрязнения ураном, плутонием, кадмием, серой, ПАУ, диокиснами, полибромдифенилэфирами итд. Измерения органического С почвы и 14 C при создании и настройки Ротамстедских моделей ОВ RothC-26.3 и RothPC-1; описывающих круговорот С в пахотном и подпахотных слоях почвы. Измерение 13 C в растительности для изучения эффективности водопотребления в условиях роста атмосферного CO 2. Выделения ДНК растительного материала, грибных патогенов и почвенных бактерий.

39 Как одно исследование серы с архивными образцами помогло объяснить результаты более позднего исследования Содержание S в растениях, мг /кг Эмиссия серы в Великобритании SO г S/год 34 S в растениях Zhao et al 1998

40 Септориоз грибная болезнь пшеницы ДНК двух форм септории, обычной для опыта Брудбалк в различные периоды, начиная с 1840-х гг., выделены из архивных растительных образцов.

41 loge (P. nodorum / M. graminicola)-1.5 Bearchell et al (2005) PNAS 102, SO2 emissions (Mt y -1 S) Отношение ДНК патогенов к эмиссии SO 2 10 r = 0.96 P< Year Незначимая либо слабая связь с погодными и агрономическими факторами

42 Заключение (1) Длительные полевые опыты научный ресурс, а НЕ музейный экспонат Важнейший ресурс для изучения устойчивого сельского хозяйства и землепользования И фундаментальной науки Поддержание сельскохозяйственной значимости опыта, но все исследования в одном эксперименте провести нельзя Сохранение и продолжение опытов не означает невозможность изменения после междисциплинарного обсуждения. Сохранение важных результатов Архивные образцы Сеть полевых опытов

43 Заключение (2) Длительные опыты, получаемые в них данные и архивные образцы являются ценным ресурсом, который может использоваться для изучения влияния систем земледелия или глобального изменения на почвенное плодородие, устойчивость урожаев и окружающую среду

44 Благодарности Лоозу и Джилберту, начинавшим работы в Ротамстеде в 1840-х гг. Многим поколениям научных и технических работников Ротамстеда.


Международная научно-методическая конференция учреждений-участников Геосети России и стран СНГ «Состояние и перспективы агрохимических исследований в Географической сети опытов с удобрениями» 10-11 июня

УДК 633.11 "324": ВЛИЯНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИЕ АЗОТА В ПОЧВЕ ПОД ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЕЙ СОРТОВ РУФА, ПОБЕДА Найденко И. В. аспирантка Кубанский государственный

3.2. Причины чередования культур Д. Н. Прянишников сформулировал четыре группы взаимосвязанных причин чередования культур на полях: 1. Причины химического порядка Причины химического порядка чередования

Управление азотом при производстве растениеводческой продукции Завалин Алексей Анатольевич, профессор Приблизительная оценка азотного баланса РФ при производстве растениеводческой продукции Ежегодно вносится

ISSN 279-849 Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 216, Том 7, 2, С. 124 129 Свидетельство Эл ФС 77-39676 от 5.5.21 http://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ [email protected] УДК 631.45 216 г.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ СИСТЕМЫ «НУЛЕВОГО» ЗЕМЛЕДЕЛИЯ Дридигер В. К. - заместитель директора Ставропольского НИИСХ, доктор с.-х. наук, профессор Что такое «система

Отдача от применения минеральных удобрений под озимую пшеницу в современных условиях Носов Владимир Владимирович Региональный директор по Югу и Востоку России, к.б.н. Филиал «Международного института питания

Севооборот научно-обоснованное чередование культур (и чистого пара) на полях Поле единичный участок территории землепользования. На поле располагаются посадки одной культуры или несколько культур одной

Земледелие Еланский Сергей Николаевич 2. Плодородие и окультуренность почвы Плодородие - совокупность свойств почвы, обеспечивающих необходимые условия для жизни растений (ГОСТ 16265 89). Техногенный тип

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ И ИХ СОЧЕТАНИЙ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ КУЛЬТУР ЗЕРНОПРОПАШНОГО СЕВООБОРОТА В.И. Лазарев, И.А. Золотарева, А.Н. Хижняков Аннотация. Представлены результаты

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Основы агрономии» п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины 1 Тема 1.1. Происхождение и одомашнивание культурных растений 2 Тема 1.2. Сорные растения,

Агрономический проект по совершенствованию рекомендаций по внесению К удобрений в России Иванова Светлана Евгеньевна Вице-президент Международного института питания растений в Восточной Европе и Центральной

Мировой опыт длительного применения удобрений Носов Владимир Владимирович Директор программы на Юге и Востоке России [email protected] Иванова Светлана Евгеньевна Вице-президент по Восточной Европе, Центральной

23 декабря 2014 года ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет» «Агроэкологическая эффективность применения различных систем удобрения ярового рапса в условиях южной лесостепи Республики

Всероссийская конференция учреждений-участников Географической сети опытов с удобрениями 26-27 июня 2012 г., Состояние и пути повышения эффективности исследований в системе Географической сети опытов с

1. Тутаюк, В.Х. Анатомия и морфология растений/ В.Х. Тутаюк- М.: Высшая школа, 19. 317 с. 11. Broniewski S., Dukzmal K., Korohoda J. Biologia nasion i nasiennictwo (пер. с польского Г.Н. Мирошниченко).

Физика, биофизика и экология почв 25 Научное сообщение УДК 631.582: 631.816: 631.445.24 ВЛИЯНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ УДОБРЕНИЙ И ИЗВЕСТКОВАНИЯ НА ДЫХАНИЕ ДЕРНОВО-ПОДЗОЛИСТОЙ ПОЧВЫ ПРИ ВОЗДЕЛЫВАНИИ ПОЛЕВЫХ

1. Цель и задачи программы Данная программа предназначена для подготовки к вступительным испытаниям в аспирантуру по направлению подготовки 35.06.01 Сельское хозяйство, научная специальность 06.01.04 -

Влияние гумуса и элементов питания при возделывании сельскохозяйственных культур (на примере Киевской области) Синченко В.М., доктор сельскохозяйственных наук. журнал «Сахарная свекла», 1, 2013 год Удобрения

1 Кафедра агрохимии ВЛИЯНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ УДОБРЕНИЙ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ КУЛЬТУР ПОЛЕВОГО СЕВООБОРОТА И ПЛОДОРОДИЕ ЧЕРНОЗЕМА ВЫЩЕЛОЧЕННОГО ЗАПАДНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ член - корр. РАСХН А.Х. Шеуджен Краснодар,

УДК 631.9.2:633.416(40.344) ДЕЙСТВИЕ И ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД Г. НОВОЧЕБОКСАРСК, НАВОЗА КРС И ИХ СОЧЕТАНИЙ НА БИОЛОГИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ СВЕТЛО-СЕРОЙ ЛЕСНОЙ ПОЧВЫ И УРОЖАЙНОСТЬ КОРМОВЫХ КУЛЬТУР

2. Плодородие почв и применение удобрений 2. ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ И ПРИМЕНЕНИЕ УДОБРЕНИЙ УДК 631.811:631.582:631.445.2 ВЫНОС И БАЛАНС ЭЛЕМЕНТОВ ПИТАНИЯ В ЗЕРНОТРАВЯНОМ СЕВООБОРОТЕ НА ДЕРНОВО-ПОДЗОЛИСТОЙ ЛЕГКОСУГЛИНИСТОЙ

Глава 6. Регулирование почвенных условий в органическом земледелии 6.1. Влияние многолетних трав на плодородие почвы Плодородие сложное интегральное свойство почвы, которое определяется ее механическим,

ВЕСЦІ НАЦЫЯНАЛЬНАЙ АКАДЭМІІ НАВУК БЕЛАРУСІ 1 2014 СЕРЫЯ АГРАРНЫХ НАВУК УДК 631.8:631.582.5:631.445.24 В. В. ЛАПА, М. С. ЛОПУХ, О. Г. КУЛЕШ ДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ УДОБРЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПЯТИПОЛЬНОМ

УДК 633.11 «321»:631.581:631.559:631.582:631.811 (571.15) М.Л. Цветков, А.В. Бердышев ПИЩЕВОЙ РЕЖИМ ПОЧВЫ И УРОЖАЙНОСТЬ ЯРОВОЙ ПШЕНИЦЫ, РАЗМЕЩЁННОЙ ПО ЧИСТОМУ ПАРУ В УСЛОВИЯХ ПРИОБЬЯ АЛТАЯ Ключевые слова:

Широкий ассортимент сложных и комплексных минеральных удобрений СУЛЬФОАММОФОС СЕРА (S) НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПИТАНИЯ Обеспечивает увеличение содержания белка и масла в сельскохозяйственных культурах. SO

УДК 631.82:631.472.71 ПРИМЕНЕНИЕ УДОБРЕНИЙ И БАЛАНС АЗОТА, ФОСФОРА И КАЛИЯ В ПОЧВАХ ПАХОТНЫХ ЗЕМЕЛЬ БЕЛАРУСИ В.В. Лапа, Н.Н. Ивахненко Институт почвоведения и агрохимии, г. Минск, Беларусь В системе мероприятий,

Агрохимия азота сибирских почв при АГРОХИМИЯ АЗОТА СИБИРСКИХ ПОЧВ длительном применении удобрений ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ПРИМЕНЕНИИ УДОБРЕНИЙ Г.П. Гамзиков Гамзиков Г. П. Получение стабильных урожаев сельскохозяйственных

ИЗМЕНЕНИЕ ВОДОПРОЧНОСТИ ПОЧВЕННЫХ АГРЕГАТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ УДОБРЕНИЯ И СПОСОБОВ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ Валейша Е. Ф., Горбылева А. И. Белорусская государственная сельскохозяйственная академия,

УДК 633.34.631.587 А. Д. Дробилко, Ю. А. Дробилко (ГНУ Донской НИИ СХ Россельхозакадемии) АГРОПРИЕМЫ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ КУЛЬТУР ЗВЕНА ОРОШАЕМОГО СЕВООБОРОТА В Ростовской области на черноземной почве авторы выявили

Методология разработки сценариев развития региональных АПС с учетом климатических изменений И.А.Романенко, д.э.н., гл.н.сотрудник ФГБНУ ВИАПИ им.а.а.никонова Основные понятия АПС - аграрная продовольственная

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБУ «Центр агрохимической службы «Белгородский» ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ В ЦЧО РОСССИИ ЛУКИН Сергей Викторович, заслуженный деятель

Федеральное агентство научных организаций Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Мордовский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» (ФГБНУ Мордовский НИИСХ) РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ

2. Плодородие почв и применение удобрений УДК 631.445.4:633.15 ВЛИЯНИЕ АГРОХИМИЧЕСКОГО ФОНА ЧЕРНОЗЕМА ТИПИЧНОГО НА МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ КУКУРУЗЫ Я.С. Филимончук ННЦ «Институт почвоведения и агрохимии им.

УДК 631.45; 631.8 ЛИЯНИЕ АГРОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁО НА СОДЕРЖАНИЕ ПОДИЖНОГО ФОСФОРА ПОЧЕ Навольнева Е.., научный сотрудник, Захарова.., агроном ФГБНУ «Белгородский ФАНЦ РАН» E-mail: [email protected]

Наименование Руководитель Место расположения Центр биологического (органического) земледелия Власова Ольга Ивановна, доктор с.-х. наук, доцент, заведующая кафедрой общего земледелия, растениеводства и

С.А. Раева; М.Е. Кравченко, аспирант, ГНУ Всероссийский НИИ зерновых культур им. И.Г. Калиненко [email protected] ВОЗДЕЛЫВАНИЕ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ В ЗЕРНОПАРОПРОПАШНОМ СЕВООБОРОТЕ ПРИ СИСТЕМАТИЧЕСКОМ ВНЕСЕНИИ

116 Инженерно-технические науки - агропроизводственные системы УДК 631.452:631.82 О КОМПЛЕКСНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИЗВЕСТИ И МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ ПРИ ВЫРАЩИВАНИИ ВИКО-ОВСЯНОЙ СМЕСИ НА ЗЕЛЕНЫЙ КОРМ О.П. Камнева

МАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ. Научно-технический бюллетень Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур. Вып. 1 (142-143), 2010 В.С. Полоус, кандидат сельскохозяйственных наук ЗАО Сельскохозяйственное

СЕВООБОРОТ И ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ БОРИС БОИНЧАН Доктор хабилитат с/х наук, профессор исследователь НАУЧНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОЛЕВЫХ КУЛЬТУР «Селекция» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «АЛЕКУ РУССО» Г. Бэлць,

СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

Пленарные доклады УДК 631.452 ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ПРИПЯТСКОГО ПОЛЕСЬЯ И.М. Богдевич Республиканское научное дочернее унитарное предприятие «Институт почвоведения и агрохимии», г.минск,

УДК 631.587:(633 324 +633.63+635.655) 1 БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ АГРОПРИЕМОВ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ, САХАРНОЙ СВЕКЛЫ И СОИ В ОРОШАЕМОМ ТРАВЯНО-ЗЕРНОПРОПАШНОМ СЕВООБОРОТЕ Сисо А.В., к. с.-х.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ В.Я ГОРИНА» На правах рукописи Ефимова Людмила Александровна ЭКОЛОГО-АГРОХИМИЧЕСКОЕ

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН ЭФФЕКТИВНОСТЬ УДОБРЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПОЧВЕННО- КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Елешев Р.Е., академик НАН РК, РАСХН Сапаров А.С., д.с.-х.н., академик АСХН РК 10-11 июня 2010

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗВЕСТКОВАНИЯ ЧЕРНОЗЕМНЫХ ПОЧВ ЛЕСОСТЕПИ ПОВОЛЖЬЯ С.М. Надежкин 1, Т.Б. Лебедева 2 1 ВНИИССОК, Московская обл., Одинцовский р-н, пос. ВНИИССОК, 2 Пензенская ГСХА, г. Пенза 1. Средние показатели

АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины Б1.Б17. ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции профиль

Государственное научное учреждение Марийский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук 425231 Республика Марий Эл Медведевский район, п. Руэм,

УДК 631.521.54:631.524.84:631.415.1 И.Т. Трофимов, Л.А. Ступина ОТНОШЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР К ПОЧВЕННОЙ КИСЛОТНОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ ПРОДУКТИВНОСТИ Реакция среды в почве один из основных показателей

ИЗМЕНЕНИЕ ВЛАГООБЕСПЕЧЕННОСТИ ПОСАДОК КАРТОФЕЛЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ БИОЛОГИЗАЦИИ АГРОТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПОЛЕСЬЯ УКРАИНЫ Кропивницкий Р.Б., Кравчук Т.В., ассистенты Кравчук Н.Н., к.с.-х.н., доцент

Интеллект Украины Информационно-аналитическая система для управления современным агробизнесом ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВЕДЕНИЯ АГРОХОЗЯЙСТВ 2 Информационно-аналитическая составляющая AgroMINE: Предназначение:

Соя на зерно Подсолнечник на семена Зерноградский 9 24,5 17,5 27,2 23,1 Приазовский 27,5 17,9 29,6 21,7 Весёловская 5 22,0 14,0 22,5 19,5 Зерноградская 2 23,6 14,8 24,8 21,1 Гарант 32,0 18,2 33,2 27,8

1 УДК 631.445.4: 631.417.2 ГУМУСНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОЧВ В СЕВООБОРОТАХ РАЗЛИЧНОЙ КОНСТРУКЦИИ НА ЧЕРНОЗЁМАХ ОБЫКНОВЕННЫХ Новиков Алексей Алексеевич д.с.-х.н., профессор Новочеркасская государственная мелиоративная

Эффективность калийных удобрений при интенсивных технологиях возделывания с/х культур в ЦФО. Иванова С.Е. Вице-президент Международного института питания растений по Восточной Европе и Центральной Азии

76 Инженерно-технические науки УДК 631.445+631.8 К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ ДОЗ УДОБРЕНИЙ ПОД ЯРОВУЮ ПШЕНИЦУ НА СЕРЫХ ЛЕСНЫХ ПОЧВАХ ВЛАДИМИРСКОГО ОПОЛЬЯ В.В. Окорков Ивановская государственная сельскохозяйственная

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ АГРАРНЫХ НАУК УКРАИНЫ Национальный научный центр «Институт почвоведения та агрохимии имени А.Н. Соколовского» «ПОЧВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ БЕЗВОДНОГО АММИАКА В ЗЕМЛЕДЕЛИИ»

«ФИЗИКА И ХИМИЯ ПОЧВ» 1. Современная физика и химия как раздел почвоведения. 2. Механические элементы почв, их классификация и свойства. 3. Классификация почв по гранулометрическому составу. Значение гранулометрического

06.01.00 АГРОНОМИЯ УДК 631.84:631.811:633.16 DOI 10.18286/1816-4501-2016-4-6-10 ВЛИЯНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО УДОБРЕНИЯ НА УСЛОВИЯ АЗОТНОГО ПИТАНИЯ ЯРОВОГО ЯЧМЕНЯ В ТАЕЖНО-ЛЕСНОЙ ЗОНЕ Евдокимова Маргарита Александровна,

1 УДК 633.11 «324»: 631.5]:631.416.1 ВЛИЯНИЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРИЕМОВ ВЫРАЩИВАНИЯ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ НА СОДЕРЖАНИЕ МИНЕРАЛЬНОГО АЗОТА В ПОЧВЕ Опенько Владимир Иванович соискатель, зам. директора по региональному

Особенности агрохимического обеспечения весенних полевых работ урожая 2018 года Использование минеральных удобрений под урожай 2017 г. Структура использования минеральных удобрений по культурам, % Культура

ПОВЫШЕНИЕ УРОЖАЙНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК Асташова Виктория Викторовна Уманский национальный университет садоводства, Украина Вступление. Эффективность

АГРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ А.З. Закиров, д-р экономич. наук, профессор, Бишкекская финансово-экономическая академия Проблема обеспечения населения

Национальный научный центр «Институт почвоведения и агрохимии имени А. Н. Соколовского» Докладчик: канд. с.-г. наук, старший научный сотрудник А. В. РЕВТЬЕ-УВАРОВА ХАРЬКОВ 2017 Влияние разных факторов

ВОСПРОИЗВОДСТВО ПЛОДОРОДИЯ ПАХОТНЫХ ПОЧВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОРЕСУРСОВ АГРОЦЕНОЗОВ И.В. Русакова, канд. биол. наук, зам. директора ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт органических

УДК 631.452 ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В.В. Лапа Институт почвоведения и агрохимии, г. Минск, Беларусь Плодородие почв сельскохозяйственных угодий является основным фактором,

УДК 54: 631 СИСТЕМНЫЙ МЕТОД И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕМ 2009 К. А. Тезик, Е. И. Глушкова К. А. Тезик доцент каф. информационных систем e mail: [email protected]

1 УДК 631.484 UDC 631.484 ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ КОРНЕВЫХ И ПОЖНИВНЫХ ОСТАТКОВ В АГРОЦЕНОЗАХ Новиков Алексей Алексеевич д.с.-х.н., профессор STATEMENTS FOR THE ROLE OF ROOT AND AFTERMATH RESIDUES IN AGROCENOSES

УДК 631.452: 631.8 (476) ДИНАМИКА ПЛОДОРОДИЯ ПАХОТНЫХ ЗЕМЕЛЬ И ПРИМЕНЕНИЕ УДОБРЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В.Н. БОСАК Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь, [email protected]

Винюков А. А. Вестник Донецкого Национального Университета. С. 509-513 ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ НОРМ БИОГУМУСА И ЖИДКОЙ ГУМИНОВОЙ ПОДКОРМКИ «АЙДАР» НА УРОЖАЙНОСТЬ ЯРОВОГО ЯЧМЕНЯ В УСЛОВИЯХ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В сельском

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06. Основы агрономии 2013 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего

Совершенствование минерального питания сои Иванова С. Е. Вице-президент Международного института питания растений (МИПР, IPNI) по Восточной Европе и Центральной Азии Носов В.В. Директор программы МИПР

Вопросы к зачету дисциплина «Агрохимия» ЛХФ III курс 5 семестр очная форма обучения 1. История развития науки агрохимия 2. Роль Д.Н. Прянишникова и развитие его идей в агрохимии. 3. Химический состав сельскохозяйственных

Просмотров