Строение семян таблица 6. Строение семян яблони. Ботаника: школьный курс

Семя – формируется из семязачатка в результате двойного оплодотворения. Оно имеет покровы (семенная кожура), зародыш и запасающую питательную ткань.

Семенная кожура развивается из интегументов семязачатка и защищает зародыш от повреждений, света, высыхания и преждевременного прорастания.

Зародыш развивается из диплоидной зиготы при слиянии спермия с яйцеклеткой.

Запасающая питательная ткань может быть в виде эндосперма (триплоидная ткань). Он образуется раньше зародыша и служит для его питания, может быть весь поглощен растущим зародышем (бобовые) или превратиться в крупноклеточную запасающую ткань (злаки).

Перисперм (диплоидная ткань) – образуется из нуцеллуса. У большинства растений он расходуется в процессе развития зародышевого мешка, зародыша и эндосперма, у некоторых сохраняется и в зрелом семени, превращаясь в перисперм.

Семена фасоли без эндосперма, покрыты толстой семенной кожурой. На узкой вогнутой стороне имеется рубчик (место прикрепления семяножки к семени). Над ним маленькое отверстие – семявход (бывшее микропиле). Над семявходом находится небольшой бугорок – зародышевый корешок. При прорастании семени он первым выходит наружу через семявход. Под рубчиком расположен семяшов – небольшой вырост (след от срастания двусторонне изогнутого семязачатка с семяножкой). Семядоли соединены между собой стебельком зародыша. От стебелька в одну сторону отходит зародышевый корешок, в другую – верхушечная почечка. Она состоит из двух листочков, между которыми находится конус нарастания.

Рис. 18. Строение семени фасоли:

а – внешний вид; б - продольный разрез

У семян злаковых семенная кожура плотно срастается с кожистым околоплодником.

При изучении зародыша зерновки пшеницы выделяют: щиток (семядоля зародыша) примыкает к эндосперму. Почечка покрыта наружным листом – колеоптелем, под которым виден конус нарастания с зачаточными листьями. Почечка сидит на коротком стебельке, переходящем в корешок с корневым чехликом. Снаружи корешок окружен корневым влагалищем – колеоризой. На противоположной от щитка стороне зародыша есть маленький вырост - эпибласт.

Рис. 19. Зерновка пшеницы:

А – продольный срез зерновки; Б – продольный срез зародыша

По месту отложения запасных питательных веществ семена делят на семена:

С эндоспермом и периспермом (кувшинка, кубышка, лотос, перец черный, имбирь);

С периспермом (представители семейства Гвоздичных, Маревых);

С эндоспермом (представители семейств Пасленовых, Сельдерейных, Мятликовых);

Без эндосперма и перисперма (семейства Бобовых, Тыквенных, Астровых).

Запасными питательными веществами могут быть: крахмал, жиры, белки, гемицеллюлоза. Семена ржи, пшеницы, ячменя могут содержать до 65 - 67% крахмала; клещевины обыкновенной – до 70% масла, 23% - у льна обыкновенного, 34-45 % у сои. В семенах дикорастущих растений в основном запасным веществом являются жирные масла.

Сухие семена содержат 7-12% воды.

Рис. 20. Типы семян:

А – с эндоспермом, окружающим зародыш (мак); Б – с эндоспермом, лежащим рядом с зародышем (пшеница); В - с периспермом (куколь); с эндоспермом, окружающим зародыш, и мощным периспермом (перец); Д - с запасными продуктами, отложенными в семядолях зародыша (горох); Е – с эндоспермом и запасными питательными продуктами, отложенными в семядолях зародыша (лен); 1 - спермодерма; 2 – эндосперм; 3- корешок; 4 – стебелек; 5 – почечка; 6 - семядоля (3-6) зародыш; 7 – околоплодник; 8- перисперм (по Хржановскому и соавт.)

Прорастание семян – переход от состояния покоя к росту зародыша и формированию проростка. Семена начинают прорастать при наличии воды, тепла и воздуха.

Из разрыва кожуры или семявхода первым выходит зародышевый корешок, дает начало главному корню. Он укрепляет растение в почве и начинает самостоятельно всасывать воду и минеральные вещества. Затем трогается в рост верхушечная почечка, формируется главный побег растения. Зародыш превращается в проросток.

Строение проростка зависит от типа прорастания семени. При подземном прорастании семядоли выносятся из почвы. Вынос семядолей происходит за счет интенсивного роста подсемядольного колена – гипокотиля (фасоль, огурец, тыква, подсолнечник, клен). Гипокотиль – участок стебля между корнем и семядолями, эпикотиль (надсемядольное колено) – участок стебля между семядолями и почечкой или первым листом.

Рис. 22. Подземное прорастание:

А – зерновки пшеницы: 1 – колеоптиль; 2 – корни; 3 – первый лист; Б – гороха: 1- корни; 2 - семенная кожура; 3 - семядоли; 4 - эпикотиль; 5 - первые листья; В – семени настурции; Г – желудя дуба

При надземном прорастании после появления корня гипокотиль удлиняется и коленообразно сгибается. Благодаря этому верхушка побега постепенно вытягивается из почвы, гипокотиль выпрямляется и выносит из почвы семядоли и почечку. Семядоли зеленеют и участвуют в фотосинтезе. Затем семядоли вянут и опадают.

При подземном прорастании семядоли не выносятся на поверхность, а остаются в почве и служат вместилищем запасных питательных веществ, которые затем поступают в проросток.

При посеве семена с подземным прорастанием заделывают глубже, чем с надземным.


Рис. 21. Надземное прорастание:

А – прорастание семени фасоли; Б - прорастание семени тыквы

Вопросы

1. Из чего образуется семя, какой процесс предшествует его образованию?

2. Из каких частей семязачатка образуются кожура семени, зародыш, эндосперм?

3. По какому признаку классифицируют семена?

4. Из чего образуется перисперм и чем он отличается от эндосперма?

5. Как устроены зародыши фасоли и пшеницы?

6. Какую функцию выполняют семядоли у фасоли и пшеницы?

7. Что такое колеоптиль, колеориза, эпибласт?

8. Что такое щиток и его функция?

Плоды

Тема 6. Строение плодов

У цветковых растений семена развиваются в плодах, а плод обычно формируется из завязи пестика.

Каждый плод состоит из околоплодника (видоизмененная стенка завязи) и одного или многих семян. Плоды надежно защищают семена от повреждений и способствуют их распространению. Они разнообразны по происхождению околоплодника, структуре, форме, размерам, окраске. Величина плодов варьирует от долей миллиметра (мятлик, полынь) до 0,5 - 1 м (тропические лианы).

Классификация плодов учитывает следующие показатели: консистенция околоплодника (сухие или сочные плоды); число семян (многосемянной или односемянной плод); особенности раскрывания плода (не вскрывающие и вскрывающие).

В зависимости от типа завязи, из которой развиваются плоды, их подразделяют на: верхние (настоящие), образованные только плодолистиками пестика, и нижние (ложные плоды), в формировании которых, кроме плодолистиков, принимают участие и другие части цветка (сильно разросшееся цветоложе, чашечка, весь венчик или нижние основания тычинок).

В отдельную обособленную группу выделяют соплодия, т.е. множество плодов, сформированных из целого соцветия, но расположенных близко, тесно друг к другу (клубочки свеклы). Соплодия разнообразны по структуре (шелковица, инжир, ананас).

Простой плод когда в его образовании принимает участие только один пестик (горох). Если простые плоды распадаются по гнездам (морковь, клен, яснотка), такие плоды называются дробными. Сложные (сборные) плоды, образуются несколькими пестиками одного цветка (лютик).

Простые, сухие, односемянные, нераскрывающиеся плоды:

Зерновка с пленчатым околоплодником, сра­стающимся с семенем (пшеница, рожь, ячмень, овес, овсяница и др.);

Семянка с пленчатым или плотным кожистым околоплодником, не срастающимся с семенем (подсолнечник, сафлор). У некоторых растений семянки могут иметь крыловидные выросты - крылатки (ясень), волоски - летучки (одуванчик);

Орех с очень твердым, часто толстым, плотным деревянистым околоплодником (лещина). Орех малых размеров называют орешком (гречиха, липа, осоки);

Желудь с плотным кожистым околоплодником, при плодах всегда есть плюска, образуется в результате срастания деревянистых прицветных чешуй (дуб, каштан).

Простые, сухие, многосемянные, раскрывающиеся плоды:

Листовка, формируется одним плодолистиком, сросшимся по краям, раскрывается по одному шву (ва­точник);

Боб, формируется одним плодолистиком, но раскрывается двумя створками сверху вниз по двум швам (бобы, горох, фасоль, люпин). Боб может быть односемянным, нерастрескивающимся (клевер, эспарцет);

Стручок, двугнездный плод, раскрывается двумя створками снизу вверх, между ними имеется специальная перегородка, к которой крепятся семена (капуста, брюква, paпc). Стручки могут быть членистыми, распадающимися поперечно на отдельные составные членики (дикая редька);

Стручочек - длина равна ширине или превышает ее, но не более чем в 3 раза (па­стушья сумка, ярутка).

Коробочка, формируется несколькими плодолистиками и раскрывается по-разному: створками, ды­рочками, зубчиками, крышечками (мак, лен, хлопчатник, табак, белена, дурман, гвоздика).

Рис. 23. Сухие плоды:

1 – семянка; 2 – двусемянка; 3 – крылатка; 4 – двукрылатка; 5 – семянка с прицепками; 6 – семянки с летучками; 7 – самозарывающаяся зерновка с летучкой; 8 – орех; 9 - зерновка; 10 – листовка; 11- боб; 12 – стручок; 13 – стручочек; 14, 15, 16 – коробочки; 17 – сборная листовка

Сочные плоды имеют мягкий, сочный околоплодник, который содержат большое количество воды (нередко до 85-90%).

Многосемянные сочные плоды:

Ягода, обычно формируется из одного или нескольких плодолистиков. Околоплодник состоит из двух слоев - экзокарпия и мезокарпия (виноград, томаты, картофель). Ягода по происхождению может быть ложной (брусника, клюква, крыжовник, черника);

Тыквина, формируется нижней завязью, образован тремя плодолистиками с очень плотной и твердой наружной частью околоплодника. В образовании мякоти принимает участие трубка чашечки и разросшиеся плаценты (тыква, арбуз, огурец, кабачок, патиссон);

Яблоко, образуется из 5-гнездной нижней завязи. Кроме завязи в образовании плода принимают участие цветоложе и чашечка. Это многосемянный сочный плод с мясистой, мягкой наружной частью околоплодника и хрящеватой, перепончатой внутренней (яблоня, груша, бо­ярышник, рябина, ирга);

Померанец - плод цитрусовых. Наружная часть околоплодника толстокожистая, яркоокрашенная, с многочисленными эфиромасличными желёзками. Срединная часть сухая, губчатая, белая. Внутренняя часть (эндокарпий) очень мясистая и сочная, образована разросшимися волокнами внутреннего эпидермиса завязи в виде мешочков, заполненных соком (апельсин, мандарин, лимон, грейпфрут);

Односемянные сочные плоды:

Костянка, формируется обычно из верхней завязи (вишня, черемуха, черешня, слива, абрикос, персик). Изредка встречается сухая костянка (миндаль, орехи (грецкий и др.).

Рис. 24. Сочные плоды:

1- ягода (крыжовник); 2 – ягода крыжовника в разрезе; 3 – ягода (паслен черный); 4 – ягода (томат); 5,6 - многогнездная ягода томата в разрезе; 7,8 – померанец (лимон); 9,10 – костянка (вишня); 11 – цветок вишни; 12 – костянка (слива); 13 – сложная костянка; 14 – сложная костянка в разрезе; 15 – ложный плод (земляника); 16 – цветок земляники в разрезе; 17 – ложный плод (шиповник); 18 - соплодие (винная ягода – инжир); 19 – соплодие (шелковица); 20 – соплодие (ананас)

Сборные (сложные) плоды и соплодия:

Сборная листовка - сухой плод (водосбор, калужница);

Сборная семянка - сухой плод (ломонос, василистник);

Сборная зерновка (кукуруза);

Сборный орешек - сухой (лютик, лапчатка) и сочный или земляниковидный плод, мякоть которого сформирована сильно разросшимся мясистым цветоложем, в которое погружены многочисленные орешки (земляника, клубника);

Сборная костянка - сочный плод (малина, ежевика);

Соплодия сухие (клубочки), образовались в результате срастания от двух до восьми плодов (свекла);

Соплодия сочные, разнообразные по строению (тута, или шелковица, инжир, ананас).

Завязь - основа плода, из ее стенки формируется околоплодник (перикарп). Состоит из трех слоев: экзокарпия (внеплодник) - наружного пленчатого слоя, мезокарпия (межплодник) - сочной и душистой мякоти плода и эндокарпия (внутриплодник) - внутреннего плотного деревянистого слоя, надежно защищающего семя.

Рис. 25. Простые сочные односемянные плоды:

А – костянка: а – слива, б – персик; Б – сухая костянка грецкого ореха: а – внешний вид плода с растрескавшимся экзо- и мезокарпом, б – вскрытый плод с семенем

Внеплодник образуется из наружной эпидермы, обычно он тонкий и претерпевает незначительные изменения (плод вишни), может разрастаться - желтый или оранжевый экзокарп лимона или апельсина с вместилищами эфирных масел. Межплодник - средняя часть стенки завязи, разрастается больше всего. В сухих плодах оболочки клеток межплодника могут одревесневать, и он становится твердым (лещина). В сочных, наоборот, межплодник становится мясистым, сочным (абрикос, персик), белый рыхлый ватообразный (цитрусовые). Внутриплодник может стать пленчатым, кожистым или видоизмениться в косточку (вишня, слива).

Рис. 26. Простые сочные многосемянные плоды:

А – ягода картофеля (поперечный разрез); Б – померанец мандарина: а - побег с плодами; б – поперечный разрез плода (схема); В – яблоко яблони домашней (продольный разрез)

Рис. 27. Сборные плоды:

А – сборный орешек: а – земляники, б – шиповника; Б – сборная костянка малины обыкновенной: а – побег с плодами, б – продольный разрез плода (схема); В – сборная листовка водосбора обыкновенного

Вопросы

1. Из чего образуется плод?

2. Из каких слоев состоит околоплодник?

3. В чем разница между простыми и сборными, настоящими и ложными плодами?

4. Что такое соплодие?

5. В чем разница между бобом и стручком, зерновкой, семянкой и орешком?

6. В чем сходство и отличие между ягодой и яблоком?

7. Назовите характерные признаки костянки.

8. Определить различие между дробными и членистыми плодами.

ГЛОССАРИЙ

Андроцей

двубратственный – когда все тычинки срослись между собой, а одна осталась свободной (клевер, горох, фасоль);

однобратственный – все тычинки срослись (лимон, кислица);

многобратственный – тычинки срослись группами;

− двусильный – две тычинки длиннее других;

четырехсильный – четыре тычинки длиннее других.

Венчик – часть цветка, его второй круг, образован лепестками.

по типу симметрии:

актиноморфный – правильный, через который можно провести несколько плоскостей симметрии (колокольчик, василек);

асимметричный – через который нельзя провести ни одной оси симметрии;

зигоморфный – неправильный, через него можно провести лишь одну ось симметрии.

по строению:

свободнолепестный – лепестки венчика не срослись;

спайнолепестный – лепестки венчика срослись.

Гинецей – совокупность тычинок в цветке.

апокарпный – образованный несросшимися между собой плодолистиками;

ценокарпный – образованный сросшимися между собой плодолистиками;

по степени срастания:

синкарпный (многогнездная завязь и угловая плацентация),

паракарпный (одногнездная завязь и постенная плацентация),

лизикарпный (одногнездная завязь и центральная плацентация).

Гипантий (от греч. hypo – внизу + anthos – цветок ) – толстостенная чаша, образованная разросшимся цветоложем и сросшимися с ним основаниями андроцеем и околоцветником.

Дихогамия (от греч. dicha – врозь + gamia) – разновременное созревание пыльников и рыльца пестика; проявляется в виде протоандрии – раньше созревают пыльники (гераниевые, мальвовые) и в виде протогении – раньше созревает рыльце пестика (розоцветные, крестоцветные).

Двудомные - растения, у которых мужские цветки развиваются на одних особях, а женские – на других.

Интегумент (от лат. integumentum – покрывало , покров ) – покров семязачатка семенных растений.

Интина (от лат. intus – внутри ) – внутренняя оболочка пыльцы.

Микропиле (от лат. micropile – вход , отверстие ) – узкий канал в покровах семязачатка, через которые проникает пыльцевая трубка.

Однодомные - растения, у которых однополые цветки мужские и женские развиваются на одной особи (кукуруза, огурец).

Околоцветник – чашечка и венчик (двойной) ;

простой – один или оба его круга состоят из одинаково окрашенных листочков;

лепестковидный (венчиковидный) – простой околоцветник, в котором его части ярко окрашены (ирис, тюльпан);

чашечковидный – простой околоцветник, все части которого имеют зеленую окраску (крапива, лебеда);

безлепестный, или однопокровный, околоцветник, состоящий из одного круга листочков, и вне зависимости от их окраски их принимают за чашечку (венчика в этом случае нет);

голый, или беспокровный, – не имеет околоцветника и состоит лишь из андроцея и гинецея.

Подчашие – круг прилистников, который развивается под чашечкой (розоцветные).

Плацента часть плодолистика, на которой расположены семязачатки;

Плацентация - характер расположения плодолистиков

Плод развившееся из цветка в результате двойного оплодотворения образование, большую часть которого составляет видоизмененный пестик с расположенными на его плодолистиках семенами; его функции – формирование, защита и распростраение семян.

простой – образован из цветка с одним пестиком;

сложный (сборный) – образован из цветка с несколькими пестиками;

ложный – в образовании участвует не только пестик, но и другие части цветка;

− настоящий – образуется из завязи.

Рыльце – часть пестика, находящаяся на верхушке столбика.

Связник – часть тычинки, расположенная наверху тычиночной нити, к нему прикрепляются пыльцевые гнезда.

Семяножка (фуникулюс ) (от лат. funiculus – канатик , веревка ) – часть семязачатка, соединяющая его с плацентой.

Сложная пыльца образуется в результате склеивания нескольких одиночных пылинок.

Соцветие побег или система побегов растения, несущих цветки.

ботрические, или рацемозные – имеют моноподиальное ветвление;

цимозные – симподиальное ветвление.

Стаминодии – тычинки, не производящие пыльцы.

Цветок – укороченный видоизмененный побег с ограниченным ростом, все части которого приспособлены для размножения.

круговые (циклические) – части в цветке располагаются по кругу;

обоеполые – андроцей и гинецей развиты в одном цветке;

однополые – в которых развивается или андроцей, или гинецей;

пестичные, или женские, в которых развивается лишь гинецей;

- полукруговые – околоцветник располагается по кругам, а другие части цветка по спирали;

сидячие – не имеющие цветоножки;

спиральные (ациклические) – части в цветке располагаются по спирали;

тычиночные, или мужские, – в которых есть лишь андроцей.

Цветоножка часть побега, находящаяся под цветком.

Чашечка – наружная часть двойного околоцветника, обычно зеленая;

может быть:

венчиковидная (лепестковидная) – чашелистики ярко окрашены;

раздельнолистная – чашелистики не срослись между собой;

−сростнолистная – чашелистики срослись между собой полностью или хотя бы своими основаниями.

Шпорец – сильное разрастание основания чашелистика (водосбор).

Экзина – наружная оболочка пыльцы.

Источники рисунков

Рис. 1 Строение цветка Н.А. Блукет и др.1975, 294, рис. 85
Рис. 2. Формы цветоложа Г.Л. Билич и др. 2005, 279, рис. 201
Рис 3. Цветки с двойным околоцветником Г.Л. Билич и др. 2005, 281, рис. 203 с изменениями
Рис 4. Простые околоцветники Г.Л. Билич и др. 2005, 281, рис. 204 с изменениями
Рис. 5. Цветки без околоцветника (голые) Г.Л. Билич и др. 2005, 280, рис. 202
Рис. 6 Виды венчика (по Исаину) И.И. Андреева, Л.С. Родман 2005, 60, рис. 17
Рис. 7. Типы андроцея И.И. Андреева, Л.С. Родман 2005, 62, рис. 18
Рис. 8. Микроскопическое строение пыльника на поперечном срезе Н.А. Блукет и др.1975, 298, рис. 87 с изменениями
Рис. 9. Типы пыльцевых зерен Г.Л. Билич и др. 2005, 305, рис. 224
Рис. 10. Гинецей И.И. Андреева и др, 2005, 104, рис. 79
Рис. 11. Типы завязей Н.А. Блукет и др.1975, 301, рис. 89
Рис. 12. Различные формы семязачатков Н.А. Блукет и др.1975, 302, рис. 90
Рис. 13. Развитие семязачатка (А) и схема строения пестика, тычинок и роста пыльцевой трубки (Б) Н.А. Блукет и др.1975, 304, рис. 91
Рис. 14. Схемы соцветий Л.С. Родман, И.И. Андреева 2008, 127, рис. 82
Рис. 15. Простые моноподиальные соцветия Н.С. Рулинская и др. Репродуктивные органы. Методические указания к лабораторно-практическим занятиям. Брянск, 2001, 20, рис. 14
Рис. 16. Сложные моноподиальные соцветия Н.С. Рулинская и др. Репродуктивные органы. Методические указания к лабораторно-практическим занятиям. Брянск, 2001, 21, рис. 15
Рис. 17. Схема симподиальных соцветий Н.С. Рулинская и др. Репродуктивные органы. Методические указания к лабораторно-практическим занятиям. Брянск, 2001, 23, рис. 16
Рис. 18. Строение семени фасоли И.И. Андреева и др, 2005, 116, рис. 85
Рис. 19. Зерновка пшеницы И.И. Андреева и др, 2005, 117, рис. 86
Рис. 20. Типы семян Г.Л. Билич и др. 2005, 341, рис. 251
Рис. 21. Надземное прорастание И.И. Андреева и др, 2005, 119, рис. 87
Рис. 22. Подземное прорастание И.И. Андреева и др, 2005, 120, рис. 88
Рис. 23. Сухие плоды Н.А. Блукет и др.1975, 339, рис. 103
Рис. 24. Сочные плоды Н.А. Блукет и др.1975, 341, рис. 104
Рис. 25. Простые сочные односемянные плоды И.И. Андреева и др, 2005, 125, рис. 93
Рис. 26. Простые сочные многосемянные плоды И.И. Андреева и др, 2005, 126, рис. 94
Рис. 27. Сборные плоды И.И. Андреева и др, 2005, 127, рис. 95

Список литературы

1. И.И. Андреева, Л.С. Родман, А.В. Чичев. Практикум по анатомии и морфологии растений.- М.: КолосС, Изд-во СтГАУ «АГРУС», 2005.- 156 с.: ил.- (учебники и учебные пособия для студентов высш. учебных заведений)

2. И.И. Андреева, Л.С. Родман. Ботаника.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: КолосС, 2005.- 528 с.: ил. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).

3. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. Универсальный атлас. Биология. В 3-х томах. Кн. 2. вирусы. Прокариоты. Растения. Грибы. Слизевики. Животные (сравнительная анатомия). – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.- 1136 с.: ил

4. Н.А. Блукет и да. Ботаника с основами физиологии растений (теоретический и практический курс). Издательство «Колос», 1975. – 608 с

5. Л.С. Родман, И.И. Андреева. Ботаника. Ч. 1. Уч. пособие. – М.: ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева, 2008.- 163 с.

6. Н. С. Рулинская и др. Репродуктивные органы растений. Методическое пособие и задания для студентов биологических специальностей. Брянск, 2001. 40 с

7 . Ториков, В.Е. Практикум по луговому кормопроизводству: учеб. пособие / В.Е. Ториков, Н.М. Белоус, Е.П. Солдатенков. – Брянск.: Издательство Брянской ГСХА, 2010

Учебное издание

Милехина Наталья Витальевна

БОТАНИКА

Методическое пособие

Редактор Лебедева Е.М.

Подписано к печати 27.10.2015 г. Формат 60х84 1 / 16.

Бумага офсетная. Усл. п. л. 2,49. Тираж 25 экз. Изд. № 3741.

Издательство Брянского государственного аграрного университета

243365 Брянская обл., Выгоничский район, с. Кокино, Брянский ГАУ

1. Заполните схему.

Вегетативные - корень, побег.

Генеративные - цветок, плод.
2. Выполните лабораторную работу "Строение семян двудольных растений" (см. с. 9 учебника). На рисунке подпишите части семени фасоли.

1 - стебелек
2 - почечка
3 - корешок
4 - семядоли
5 - семенная кожура.

3. Выполните лабораторную работу "Строение зерновки пшеницы" (см. с. 10 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы.

1 - околоплодник
2 - эндосперм
3 - щиток
4 - почечка
5 - стебелек
6 - корешок
7 - зародыш.
Вывод: фасоль является двудольным растением, поэтому имеет 2 семядоли. Пшеница - это однодольное растение, имеет одну семядолю и эндосперм.

4. Заполните таблицу "Сравнение семян двудольных и однодольных растений".

Растения

Части семени

Части зародыша

Запас питательных веществ

фасоль

Зародыш, семенная кожура

Семядоли, корешок, стебелек, почечка

семядоли

пшеница

щиток, корешок, стебелек, почечка

эндосперм

миндаль

Зародыш, семенная кожура, остаток эндосперма

корешок, стебелек, почечка, семядоли

семядоли

лук

Зародыш, семенная кожура, эндосперм

эндосперм

ясень

Зародыш, семенная кожура, эндосперм

корешок, стебелек, конус нарастания, семядоли

эндосперм

частуха

Зародыш, семенная кожура

корешок, стебелек, почечка, семядоля

семядоля

5. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.

Вывод: Из почечки - листья, из стебелька - стебель, из корешка - корень, из семядолей - первые 2 листика. Вывод: из каждой части зародыша и семени развивается определенная часть растения.
6. Изучите строение семени яблони, тыквы или подсолнечника. Зарисуйте строение одного из семени. Проанализируйте строение изученного вами семени и сделайте вывод.

Семя тыквы состоит из зародыша, 2 семядолей, семенной кожуры. Эндосперма нет. Функцию запасания веществ выполняют семядоли. Тип семян у тыквы - семена двудольных без эндосперма.
7. Объясните, почему семенные растения наиболее распространены в природе.
Семенные растения имеют наиболее развитые приспособления для размножения - двойное оплодотворение, для которого не нужна вода, защита зародыша семенной кожурой, наличие для зародыша питательных веществ, заключенных в семядолях или эндосперме.

8. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображенных растений.
Стержневая, мочковатая.

9. Выполнив лабораторную работу "Стержневая и мочковатая корневые системы" (см. с. 14 учебника), заполните таблицу.
Стержневая: выражен главный корень, есть боковые и придаточные корни. У свеклы, моркови.
Мочковатая: есть только боковые и придаточные корни. У пшеницы, лука.
Вывод - стержневая система характерна для двудольных растений, а мочковатая - для однодольных.

10. Какой агроприем изображен на рисунке? С какой целью его применяют? Есть ли у вас опыт его применения?
Это метод окучивания. Для улучшения роста боковых и придаточных корней, чтобы увеличить урожай клубней картофеля. Кроме того, чем больше корней, тем мощнее будет растение, и тем лучше будет развиваться его верхняя часть (применяют при выращивании капусты, томатов, кукурузы и т.д.)

11. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.
1 - корневой чехлик,
2 - зона деления,
3 - зона роста,
4 - зона всасывания,
5 - зона проведения,
6 - корневые волоски.

12. Выполнив лабораторную работу "Корневой чехлик и корневые волоски" (см. с. 18 учебника), укажите, что обозначено цифрами.

1 - оболочка клетки волоска,
2 - цитоплазма,
3 - вакуоль и ядро,
4 - слущивающиеся клетки корневого чехлика.
Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображенных на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.
У корневого чехлика и у клетки кожицы лука одинаковые части: тонкая оболочка, ядро, цитоплазма, но разную форму.
Вывод: все клетки растений имеют сходное строение в связи с выполняемыми ими функциями.

13. Заполните таблицу "Связь строение зон корня с выполняемыми функциями".
Корневой чехлик - покровная ткань, защищает корень, способствует его продвижению вглубь.
Зона деления - образовательная ткань, функция - деление клеток корня. Зона роста - образовательная ткань, функция - рост и растяжение клеток корня.
Зона всасывания - образовательная, покровная ткань; всасывание из почвы питательных веществ.
Зона проведения - покровная, проводящая, основная, механическая ткань; проведение вверх питательных веществ от корня к стеблю и листьям.
Вывод: все зоны корня имеют определенное строение в зависимости от выполняемых функций.

14. Рассмотрите рисунок. Какой агроприем на нем показан? С какой целью он применяется? Использовали ли вы его когда-то?
Метод пикировки. Отщипывается кончик главного корня, чтобы нарастало больше придаточных. Корневая система становится шире и мощнее, всасывает и проводит больше питательных веществ для растения.

15. Заполните таблицу "Видоизменения корней".
Корнеплоды - запас питательных веществ - морковь, репа, турнепс, редис, свекла;
Корневые клубни - запас питательных веществ, вегетативное размножение - георгина, чистяк;
Корни-прицепки - прикрепление к опоре для роста - плющ;
Воздушные корни - поглощение дождевой воды - у растений тропиков;
Дыхательные корни - поглощение воздуха дополнительно - ива ломкая, прибрежные растения.

16. Объясните с чем связано видоизменениеи корней у растений.
Видоизменения корней появились в процессе приспособления к условиям существование для выполнения дополнительных функций.

17. Закончите определение.
Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками.

18. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках.
1 - верхушечная почка, 2 - боковая почка, 3 - междоузлие.

19. Выполнив лабораторную работу "Строение почек. Расположение почек на стебле" (см. с. 28 учебника), зарисуйте расположение почек на стебле.
Вегетативная слева 1 - почечная чешуя, 2 - зачаточные листья, 3 - конус нарастания, 4 - зачаточный побег. Генеративная справа 1 - почечная чешуя, 2 - зачаточные листья, 3 - зачаточный цветок, 4 зачаточный побег. Из генеративной почки разовьется цветок или соцветие, она круглее и толще.
Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из вегетативная, а какая-генеративная.

20. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

Почки покрыты толстой защитной чешуей, помогающей переносить морозы или засуху.

21. Закончите заполнение схем.
По строению: вегетативные и генеративные,
по расположению на стебле: верхушечные, боковые и пазушные.

Вегетативная почка имеет: чешую, зачаточные листья, зачаточный побег, конус нарастания.
Генеративная почка имеет: чешую, зачаточные листья, зачаточный побег, конус нарастания с зачаточным цветком.

22. Рассмотрите рисунок. Сравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега.
Из зачаточного побега - стебель, из зачаточных листьев - листья, из конуса нарастания - верхушечная почка, чешуя отпадет.

23. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие это листья по способу прикрепления и стеблю и каковы их части.

Лист черешковый:
1 - листовая пластинка,
2 - черешок,
3 - прилистники.
Лист сидячий:
1 - листовая пластинка,
4 - основание листовой пластинки (листовое влагалище).

24. Рассмотрите рисунок. Выпишите отдельно цифры, которомы обозначены простые и сложные листья.
Простые - 1, 4, 6, 8.
Сложные - 2, 3, 5, 7.

25. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип жилкования имеют эти листья.
Сетчатое. Параллельное. Дуговое.

26. Выполните лабораторную работу "Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение", заполните таблицу.

27. Подумайте, можно ли только по жилкованию листьев определить, какие это растение-однодольное или двудольное. Дайте обоснованный ответ.
Не совсем так. Параллельное и дуговое жилкование характерно в основном для однодольных, за исключением вороньего глаза, у которое сетчатое жилкование. У двудольных чаще всего жилкование сетчатое, но есть исключения, например подорожник с дуговым жилкованием.

28. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Подпишите, что обозначено цифрами.
1 - замыкающая клетка,
2 - устьичная щель,
3 - хлоропласт,
4 - клетки кожицы.

29. Выполнив лабораторную работу «Строение кожицы листа», сделайте рисунки и подписи к ним.
Вывод: в клетках кожицы находятся устьица, при помощи которых у растения осуществляется дыхание и транспирация.

30. На рисунке изображен поперечный срез листа. Выполнив лабораторную работу «Клеточное строение листа», сделайте подписи к рисунку.
1 - кожица,
2 - сосуды,
3 - устьице,
4 - ситовидные трубки,
5 - волокна,
6 - клетки мякоти.

31. На рисунке изображены световой и теневой листья. Укажите их. Какие особенности строения характерны для каждого из них?
1 - световой 2 - теневой.

32. Укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизмененные листья.
1 - Колючки кактуса
2 - Колючки барбариса
3 - Усики гороха
4 - Ловчий аппарат росянки

Чем обусловлены видоизменения листьев у этих растений?
Данные видоизменения листьев являются приспособлением для жизни в условия засухи (колючки кактуса испаряют меньше влаги), защитой от поедания (барбарис), поддерживают стебель в прямостоячем положении (горох), помогают ловить мелких насекомых насекомоядными растениями (росянка).

33. Рассмотрите рисунок. Укажите виды стеблей по направлению роста.
1 - прямостоячий,
2 - ползучий,
3 - лазающий,
4 - вьющийся.

34. На рисунке подпишите слои на стволе спиленного дерева.
1 - камбий,
2 - пробка,
3 - луб,
4 - древесина,
5 - сердцевина.

35. На рисунке рассмотрите поперечный срез ветки. Подпишите его основные части.
1 - годичные кольца
2 - камбий
3 - ситовидные трубки
4 - чечевичка
5 - кожица
6 - пробка
7 - луб
8 - сосуды и волокна
9 - древесина
10 - сердцевина.

36. Заполните таблицу.

37. Выполнив лабораторную работу "Внутреннее строение ветки дерева", сделайте подписи и рисунки к ним.

38. Выполнив лабораторную работу «Строение клубня», на рисунке соедините стрелками соответствующие части побега и клубня.
1 - пробка,
2 - луб,
3 - древесина,
4 - сердцевина.

Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля. На рисунке подпишите соответствующие слои.
Вывод: клубень - это видоизмененный побег, его внутреннее строение соответствует внутреннему строению стебля и имеет аналогичные слои.

39. Выполните лабораторную работу «Строение луковицы». На рисунке подпишите ее основные части.
1 - наружная чешуя,
2 - видоизмененные листья,
3 - почки,
4 - донце,
5 - придаточные корни.
Вывод: луковица - это видоизмененный побег, так как имеет внутреннее строение, соответствующее почке.

40. Заполните таблицу «Функция видоизмененных побегов».
Корневище - запасание питательных веществ, вегетативное размножение.
Клубень - запасание питательных веществ, вегетативное размножение.
Луковица - запасание питательных веществ, вегетативное размножение, защита почек.
Колючки - защита от поедания животными.
Клубнелуковица - защита почек сухими чешуями, вегетативное размножение.

41. На рисунке подпишите названия частей цветка.
1 - рыльце пестика
2 - столбик
3 - завязь
4 - семязачатки
5 - цветоложе
6 - цветоножка
7 - чашелистик
8 - тычинка
9 - лепесток
10 - околоцветник

42. Сравните изображенные на рисунке цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чем сходство строения этих цветков? В чем различие?
1 - лепесток,
2 - тычинка,
3 - пестик,
4 - цветоножка.
Сходство: цветки обоеполые, правильные, с околоцветником и цветоножкой, венчик свободнолепесной.
Различие: у вишни тычинок много, у тюльпана кратно 3. У вишни двойной околоцветник, у тюльпана - простой. У вишни завязь нижняя, у тюльпана - верхняя.

43. Выполните лабораторную работу "Строение цветка". Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

44. Подумайте, на основании чего можно утверждать, что цветок-это видоизмененный побег. Дайте обоснованный ответ.
Цветок - видоизмененный побег, так как развивается из почки. Стеблевая часть у него представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики - видоизмененные листья.

45. Сравните изображенные на рисунке цветки капусты и виолы. В чем их различие?: Подпишите, как называют такие цветки.
Правильный - капуста, неправильный - виола. Через правильный цветок можно провести несколько плоскостей симметрии, через неправильный - одну.

46. Впишите пропущенные слова.
Обоеполыми
Тычиночный, пестик, пестичный.
Однодомным.
Двудомными.

47. Заполните таблицу "Особенности строения соцветий".
Кисть - простое; капуста, ландыш, черемуха.
Зонтик - простое; вишня, примула.
Головка - простое; клевер.
Колос - простое; подорожник.
Метелка - сложное; сирень, виноград.
Корзинка - сложное; астра, подсолнечник.
Щиток - сложное; рябина.
Сложный зонтик - сложное; морковь, петрушка.
Сложный колос- сложное; рожь, пшеница.

48. Выполните лабораторную работу "Соцветия".
Вывод: биологическое значение соцветий том, что мелкие и невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают больше пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок.

49. Подумайте и напишите, почему растения с соцветиями широко распростронены в природе.
В виде соцветий у растений появляется шанс привлечь больше опылителей, образуется также больше пыльцы. Так в результате эволюции цветковые растения обеспечили себе более успешное размножение и расселение.

132. Укажите, какие части растения мы употребляем в пищу у разных сортов капусты.

133. Заполните таблицу.



134. Дайте определения понятий.
Яровая пшеница - высевают ранней весной, за лето она созревает.
Озимая пшеница - высевают осенью, она зимует, урожай приносит более высокий.
Твердая пшеница - эндосперм на четверть состоит из белка (клейковины), предпочитает южные районы.
Мягкая пшеница - эндосперм рыхлый, мучнистый, менее богатый белками, распространена повсеместно.

135. Решите кроссворд № 3.
По горизонтали:
1 — капуста,
3 — сорт,

4 — класс,
5 — колос,
6 — порядок,
9 — отдел,
11 — кольраби,
13 — подсолнечник,
14 — метёлка,
15 — соломина.

По вертикали:
1 — картофель,
2 — тюльпан,
7 — род,
8 — симбиоз,
10 — семейство,
12 — вид.

А1. Классификацию растений изучает наука
4) систематика растений

А2. Наименьшей единицей классификации растений является
1) вид

A3. Рябина относится к семейству
3) Розоцветные

А4. Соцветие корзинка встречается у растений семейства
4) Сложноцветные

А5. Плод стручок характерен для растений семейства
4) Крестоцветные

А6. Стебель соломина встречается у растений семейства
2) Злаковые

А7. Из перечисленных растений к семейству крестоцветных относится
3) брюква

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В


В1. Для большинства растений класса Однодольные характерны признаки
1) мочковатая корневая система
3) семя имеет 1 семядолю
5) параллельное или дуговое жилкование листьев

В2. Для большинства растений класса Двудольные характерны признаки
2) дуговое жилкование листьев
5) стержневая корневая система
6) сетчатое жилкование листьев

В3.Плод яблоко у
1) яблони
2) рябины
4) груши

B4. Цветки одиночные имеют
2) крокус
3) нарцисс
4) тюльпан


В5. Установите соответствие между признаками и растением, к которому они относятся.

136. Прочитайте текст § 31. Впишите в графы таблицы названия типичных представителей растений различных растительных сообществ.



137. Заполните таблицу «Наземная ярусность лесного сообщества».



139. На рисунке изображены различные этапы смены растительного сообщества, но художник перепутал их последовательность. Исправьте его ошибку, проставив под каждым этапом соответствующую цифру.



140. В крупных городах и промышленных центрах продолжительность жизни древесных пород в несколько раз меньше, чем в естественных условиях (лесах, горах и т. д.). Почему долголетие древесных пород сокращается?
В крупных городах растения ослаблены из-за загрязнения воздуха, воды и почвы. Они постоянно подвергаются воздействию вредных соединений от выбросов фабрик, заводов, транспорта, от продуктов гниения свалок. Из-за этого корни отмирают, листья высыхают и опадают. Кроме того, ослабленные растения легко заражаются микроорганизмами, грибами и вирусами, так как их иммунитет ослаблен.

141. Дайте определения понятий.
Заповедник - это особо охраняемая территория или акватория, полностью исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами
Заказник - это охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.
Ботанический сад - это территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются, изучаются и демонстрируются коллекции живых растений разных частей света и различных климатических зон.

142. Решите кроссворд №4.
По горизонтали:
3 — растительность,
5 — заказник,
6 — фитоценоз,
7 — ярусность,
8 — симбиоз.

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Совокупность всех видов живых организмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды, называется
1) биоценозом

А2. Совокупность растений, произрастающих на определённой территории и способных существовать совместно друг с другом, называется
2) растительным сообществом

A3. Территория, на которой охраняются определённые виды растений и животных, называется
3) заказником

А4. Территория, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность, называется
1) заповедником

А5. Совокупность растительных сообществ, существующих на определённой территории, называется
4) растительностью

А6. Разделение растительного сообщества на горизонтальные слои называется
4) зональностью

А7. Вид сожительства организмов в сообществе, приносящий пользу обоим организмам, называется
1) симбиозом

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Смена растительных сообществ может происходить в результате
1) изменения климата
3) хозяйственной деятельности человека
4) жизнедеятельности самих растений

В2. Наиболее устойчивыми к загрязнению окружающей среды являются
2) тополь
3) берёза
6) лиственница

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В3.Установите, какие растения характерны для определённого типа растительного сообщества.

Яблоня, описание которой будет в этой статье - одна из самых распространенных в России плодовых культур. Ее популярности способствует не только вкус и польза плодов, которые можно употреблять как непосредственно в пищу, так и в приготовлении различных блюд. Яблоня - дерево, которое удивительно красиво цветет в весенний период. Помимо обладает и семя яблони, содержащееся в плодах. Об этом также пойдет речь в статье.

Ботаника - наука о растительной жизни

Тем, кто желает узнать, что изучает ботаника, можно обратиться к школьному курсу биологии. Ботаника, если говорить простым языком, наука о растениях. Следовательно, всю необходимую информацию о плодовых культурах, в том числе и о яблоне, можно узнать из справочников и пособий по ботанике.

Все, что изучает ботаника - это строение растений, их жизнь, способы размножения. Также эта наука классифицирует растительные организмы по видам, что позволяет ей изучать эволюцию растений, их происхождение и многое другое. И конечно, яблони.

Яблоня: строение и описание

Яблоня, описание которой будет в этом разделе, представляет собой дерево, различающееся по высоте в зависимости от разновидности. Существуют растения, достигающие не более двух метров в длину, а есть и более длинные - до 15 метров. Яблоня имеет два вида ветвей - это ростовые, длинные ветви, и плодовые.

Ростовые ветви яблони не приносят плодов. Их функция понятна по названию - они отвечают за увеличение размера дерева. Плодовые ветви - короткие, их функция заключается в образовании цветов и яблок.

Яблони бывают как садовые, так и дикорастущие. Ветви дикорастущих деревьев снабжены колючками, живут такие деревья очень долго - более сотни лет, иногда достигая возраста 200-300 лет. У садовых деревьев шипов с колючками нет, и живут они немного поменьше - около ста лет, но не более того.


Листья у яблони либо гладкие, либо покрыты пушком с нижней стороны - в зависимости от сорта. Также от сорта зависит и окраска цветов - либо чисто белые, либо розовые, либо белые с розоватым оттенком и даже ярко-малиновые, почти красные. Цветы собираются в соцветия, опыляются перекрестно.

Следует отметить, что яблоня - дерево морозоустойчивое, выдерживает достаточно низкие температуры, достигающие до - 40 градусов. Эта особенность является одной из причин такой высокой популярности дерева в России.

внешний вид

Яблоня начинает плодоносить в среднем приблизительно на 4-5 год после посадки. Однако есть сорта, которые начинают приносить плоды и в первый год посадки, и через 12 лет.

Плоды яблони - яблоки, различаются в зависимости от сорта культуры по цвету и форме, а также по вкусу мякоти. По размеру яблоки бывают крупные и мелкие, по форме - круглые, овальные, конические и другие. Цвет - от зеленого до ярко-красного.


Строение яблока

Если посмотреть на яблоко в разрезе, то можно увидеть его внутреннее строение. Снаружи плод покрыт кожицей, защищающей плод от проникновения в него болезнетворных организмов и от потери жидкости. Также кожица принимает участие в процессе газообмена.

В самом центре яблока находятся семенные камеры - резервуары для хранения семечек.


Между кожурой и семенными камерами располагается мякоть плода - та самая, которую употребляют в пищу. Ее цвет, консистенция и вкус являются сортовым признаком. Бывают плоды с зеленоватой мякотью, белой, желтоватой, с розовыми вкраплениями. По консистенции - суховатые, рыхлые, или сочные и крепкие. При перезревании плода мякоть становится зернистой и сухой. Мякоть - очень ценный и полезный продукт, содержащий в себе много витаминов и клетчатку, способствующую хорошему пищеварению.

Также при осмотре яблока в продольном разрезе можно увидеть углубление, так называемую воронку. Из нее выходит плодоножка, с помощью которой яблоко прикреплено к ветке. С противоположной стороны плода тоже есть небольшое углубление, содержащее в себе чашелистики. Углубление так и называется - чашечная ямка, а чашелистиков в ней пять.

Строение яблочного семени

Семя яблони - двудольное, состоит из двух семядолей. яблони приблизительно такое же, как и у всех


Из чего состоит семя яблони? Как устроены семена яблони? Если представить строение семян яблони схематично, то оно состоит из корешка зародыша, над ним расположена первичная почка. Снаружи семечко покрыто семенной оболочкой. Основную массу семени занимают семядоли, покрытые тонкой пленкой - эндоспермом. Его функции у яблонь состоит в том, чтобы регулировать поступление жидкости в зародыш.

Помимо вышеуказанных органов, строение семян яблони включает в себя сосудистый пучок, халазу и микропиле.

Полезные свойства яблочного семени

Основная функция яблочного семени - это размножение, но для человека оно представляет пользу как источник многих необходимых для здоровья микроэлементов.

Пока не существует единой точки зрения, полезно ли употреблять в пищу яблочные семена.

Среди полезных качеств семян можно назвать то, что они богаты природным йодом, который легко усваивается человеком. Кроме йода, яблочные семена содержат витамин В17, используемый для профилактики онкологических заболеваний. Измельченные семена применяют в косметических целях при изготовлении масок и скрабов для лица - они обладают омолаживающим эффектом.

Также существует направление восточной медицины, заключающееся в том, чтобы прикладывать яблочные семечки к определенным местам на кистях рук или на стопах, чтобы благоприятно воздействовать на внутренние органы.

Что касается вредных свойств яблочного семени, то следует помнить, что оно содержит в себе гликозид амигдалина. При попадании в желудок из этого соединения образуется сильный яд - синильная кислота. Поэтому при употреблении яблочных семечек в большом количестве можно отравиться.


Можно ли вырастить яблоню из семени?

Яблоню можно получить либо от черенка или почки, либо вырастить из семени. Яблоня, пророщенная из семени, начинает приносить плоды через достаточно длительный промежуток времени, занимающий приблизительно 10-12 лет. Существует мнение, что из семечек можно вырастить только так называемый «дичок» с мелкими, кислыми плодами, но это не так. Интересный факт, что из семян одного яблока получаются яблони с разными свойствами и плодами, как дети из одной семьи - от одних родителей, но все разные. Самые лучшие экземпляры могут дать начало новым сортам, которые можно будет воспроизводить с помощью черенкования.

Как прорастить яблочное семя?

Для начала нужно убедиться, что яблоки, из которых будет извлекаться семя, привезены не из жарких стран, иначе саженцы замерзнут зимой. Желательно, чтобы это были плоды с местных деревьев. Затем нужно выбрать самые спелые яблоки, извлечь семена и на несколько дней поместить их в теплую жидкость.

Следующий шаг зависит от того, в какой почве и в каких условиях будут расти эти яблони. Если климат морозный, зимы суровые, то проросшие семена рекомендуется высаживать прямо в землю. Благодаря этому корневая система уйдет вглубь земли и не будет перемерзать. Но есть важное условие - грунтовые воды должны быть глубоко. Если же предполагается высаживание деревьев в болотистые земли, то семена предварительно нужно вырастить в горшках. При пересадке саженцев в открытый грунт корневая система немного повредится и не будет расти вглубь земли. Это не позволит растению загнить.

Семя, наверное, самый маленький орган растения, но именно ради образования семени растения цветут и образуют плоды. Из маленького семени вырастают могучие дубы и яркие астры, вкусные арбузы и горькая полынь. Насколько разнообразны растения на Земле, настолько же многообразны и их семена. Однако общий план строения и функции, которые семена выполняют, у всех видов одинаковы.

Семена цветковых растений

Среди семенных растений цветковые растения - наиболее развитые и сложные по строению и размножению представители царства растений. Они размножаются семенами и расселяются по Земле с помощью семян. С семени цветковое растение начинает свою жизнь.

Попав в благоприятные условия, семя прорастает. При этом из семени вначале появляется корень, затем маленький побег. Такое молодое растеньице называют проростком. Спустя некоторое время у него развиваются облиственные побеги, а позже цветки, плоды и семена. Иначе говоря, из семени вырастает новое растение, очень похожее на материнское. Семя считают органом полового размножения растения.

Семя - орган полового размножения и расселения растений.

Снаружи у семян имеется плотный покров - кожура . Главная функция семенной кожуры - защита семени от повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных организмов и от преждевременного прорастания.

У одних растений семенная кожура плотная, но тонкая, у других она деревянистая, толстая и очень твердая (у сливы, миндаля, винограда и др.).

На кожуре есть рубчик - след от места прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие - семявход . Через семявход внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает.

Кожуру трудно снять с сухого семени. Но когда оно наберет через семявход воду и набухнет, кожура лопнет, ее легко снять, и тогда обнаружится внутреннее строение семени. Внутри семени под кожурой находится зародыш - маленькое новое растение.

У одних растений (фасоль, тыква, яблоня и др.) зародыш крупный, и его можно увидеть, если снять кожуру с семени. У других (перец, фиалка трехцветная, ландыш, лук и др.) зародыш очень мал, он лежит в семени, окруженный эндоспермом (от греч. эндон - «внутри», сперма - «семя») - особыми клетками, в которых содержится много запасных питательных веществ. В таких семенах кожура окружает не зародыш, а эндосперм, внутри которого находится зародыш растения.

Эндосперм - запасающая ткань семени.

Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненными питательными веществами в виде крахмала, белков и различных масел. Все эти вещества служат зародышу первым источником питания при прорастании семени.

Зародыш нового растения в семени имеет две хорошо различимые части: зародышевый побег и зародышевый корень .

Зародышевый побег представлен зародышевым стеблем, семядолями (первые листья) и зародышевой почкой . Например, у фасоли, тыквы, яблони и огурца в зародыше всегда имеются две крупные мясистые семядоли, а у пшеницы, кукурузы, тюльпана и ландыша - только одна семядоля.

Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей, называют однодольными , а с двумя - двудольными .

Семена однодольных и двудольных растений, получив через семявход воду, набухают и прорастают. При этом через разрывы кожуры из семени выходит сначала зародышевый корень. Он быстро растет вниз, опережая рост других органов зародыша, и закрепляет молодое растеньице в почве. Затем начинает расти вверх зародышевый побег. Его стеблевая часть удлиняется и выносит вверх семядоли и верхушечную почку. Из нее затем развивается надземный побег с настоящими зелеными листьями. При прорастании семени появляется молодое растеньице - проросток. От воды набухают все семена - и живые, и неживые, потерявшие всхожесть.

Проросток вырастает только из семян с живым зародышем.

Проросток любого семенного растения состоит из главного корня и главного побега . Их называют главными потому, что они развились из зародышевого корешка и зародышевого побега.

Позднее главный корень ветвится. Совокупность всех корней растения называют корневой системой (система - целое, состоящее из взаимосвязанных частей).

Аудиофрагмент "Семя" (1:42)

Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)

Семена имеют кожуру, зародыш и многие - эндосперм. Зародыш состоит из зародышевого корня и зародышевого побега-стебля с двумя семядолями и верхушечной почкой (у двудольных) или с одной семядолей и верхушечной почкой (у однодольных). При поступлении воды в живое семя оно набухает и прорастает. Тело проростка состоит из главного корня и главного побега.

Просмотров