Возникновение имущественного неравенства и как следствие, социальной дифференциации. Рабочий лист. Первобытная эпоха

1. Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции?

Именно о революции в эпоху неолита позволяет говорить переход от присваивающего типа хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Это привело к изменениям во всех сферах жизни и деятельности людей.

2. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации?

Переход от присваивающего типа хозяйства к производящему не зафиксирован письменными источниками, так как письменности тогда ещё не существовало. Потому мы может только строить гипотезы и причинах и ходе этого процесса. Популярна теория, согласно которой люди, всё более совершенствуя орудия охоты, истребили или почти истребили дичь, на которую охотились. Но земледелие возникло во всего нескольких довольно локальных очагах. Например – на территории так называемого Плодородного полумесяца. На тех землях именно во время неолитической революции происходили значительные климатические изменения: в результате дальнейшего отступления ледника далеко на севере, в Плодородном полумесяце саванна уступала место полупустыни с отдельными оазисами. Крупные животные, а за ними и люди отступали к оазисам и в долины рек, где оказались в ловушке окружённые пустыней. Именно там, в оазисах и долинах рек, тоже попавшие в ловушку люди встали перед лицом голода из-за резко сократившейся численности своей дичи.

3. Расскажите о переходе от присваивающего к производящему типу хозяйства.

Возможно, освоение производящего типа хозяйства происходило в результате цепи случайностей. Охотники случайно оставляли в живых детёнышей убитых животных и приносили их домой, случайно съедали не все собранные семена и т. п. Весьма правдоподобны версия о необходимости, которая заставила задуматься о результатах таких случайных экспериментов (изложена в ответе на предыдущий вопрос). Но важно подчеркнуть, что освоение, по крайней мере, земледелия, произошло благодаря случайности эволюции. Спелые семена диких сортов злаковых осыпаются, как только их тронешь. Человечество очень повезло, что в результате случайной мутации появились виды, семена которых крепче держались за стебли. В дикой природе такие растения имели меньше шансов на выживание, но именно они оказались пригодны для того, чтобы их смог выращивать человек, потому их, в отличии от сородичей, можно собирать, связывать в снопы, а только потом выколачивать из колосьев зерно.

4. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и на обмен. Какие предметы использовались в качестве эквивалента стоимости товаров?

Первое разделение труда – это разделение на одних людей, которые добывают пищу (занимается земледелием и скотоводством) и других, которые изготовляют те или иные предметы (например, посуду или орудия труда). Последние называются ремесленниками. Таким образом, если раньше в рамках одной семьи производилось всё необходимое, то теперь тем, кто не выращивал ни растений, ни животных, нужно было получать пищу, а земледельцам и скотоводам нужно было получать продукцию ремесленников. Это привело появлению к обмена. В качестве эквивалента обмена до изобретения настоящих денег использовали так называемые товаро-деньги (скот, соль, редкие раковины, шкурки определённых животных с ценным мехом и т. д.). Процессы обмена продукцией вызвали усложнение общественных отношений, так как будучи новыми для общества, они требовали новых механизмов регулирования.

5. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности.

Появление в результате обмена эквивалентов этого обмена, которые являлись ценностями;

Накопление благодаря обмену у некоторых людей большего числа ценностей, чем у других;

Лучшая жизнь (возможность лучше питаться, одеваться и т. д.) благодаря накопленным ценностям;

Возможность для людей, имеющих больше ценностей, делиться с соплеменниками, позволять и им лучше питаться и одеваться в обмен на уважение.

6. Объясните понятия: «матриархат», «патриархат». Подумайте, как связаны между собой складывание частной собственности и переход к патриархату.

«Матриархат» означает главенствующую роль женщин в обществе и счёт родства по материнской линии, соответственно «патриархат» – главенствующую роль мужчин в обществе и счёт родства по отцовской линии. Согласно теории, восходящей к Л. Моргану, переход от матриархата к патриархату привёл к возникновению института семьи, а появление семьи серьёзно повлиял на накопление ценностей (а значит и на складывание частной собственности), поскольку позволял передавать накопленное по наследству.

7. На каком этапе развития произошло выделение языковых групп?

Существующие ныне языковые группы сложились в эпоху энеолита в V-IV т. до н.э. Но это само по себе не означает, что на Земле не было представителей других, более древних не сохранившихся до нашего времени языковых групп.

8. Какие изменения произошли в человеческом обществе с началом освоения металлов?

Орудия труда из металла, в отличии от таковых из камня, можно чинить (в крайнем случае, переплавить). Кроме того, сама металлургия – дело не простое. В начале человек стал использовать медь, вскоре перешёл на бронзу. Изготовление качественной бронзы, то есть смешение олова с медью в нужных пропорциях с соблюдением необходимых условий – непростое дело. Появление металлургии вело к усложнению технологий ремесленников. Кроме того, медь и олово – относительно редкие металлы, и почти всегда их месторождения находятся в отдалённых друг от друга областях. Потому использование бронзы также привело к развитию обмена, передачи материалов в конечном счёте на большие расстояния. Всё это вело к усложнению общественных отношений, а значит способствовало возникновению первых государств (хотя вряд ли было единственным фактором, который привёл к появлению этих государств).

Рабочий лист

Первобытная эпоха

1.Дайте определение:

    человек

    общество

    природа

    система

    цивилизация

    типы цивилизаций

    ценности

    формация

    стадиальный подход к истории

    цивилизационный подход к истории

    прогресс

    матриархат

    патриархат

    палеолит, мезолит, неолит, энеолит

    присваивающее хозяйство

    производящее хозяйство

    неолитическая революция

    последствия неолитической революции

2.Вопросы

1.Каково основное значение понятия «история»?

2.В чем состоит главная трудность исторического познания?

3.В чем состоят основные различия между теорией формации и теорией цивилизационных волн развития общества?

4.Какую роль играют духовные ценности в развитии цивилизаций?

5.Какие достижения человека в эпоху раннего палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода?

6.На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты.

7.Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

8.Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основания говорить о неолитической революции?

9. Как, какими путями человечество вышло из этого кризиса?

10.Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности.

11.Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.

12.Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов?

3. Задания

1.Великий мыслитель древности Демокрит считал, что в первобытную эпоху «борьба за существование научила человека всему». Его последователь древнеримский поэт Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» высмеивал распространенные тогда легенды о золотом веке, с которого будто бы начиналась жизнь людей на Земле, и утверждал, что люди совершали великие открытия, определяемые их нуждами.

Что, на ваш взгляд послужило основой для открытий и достижений людей в первобытную эпоху?

2.Известный русский философ и богослов В. Соловьев писал: « … мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют разные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участи в общей жизни человечества».

Согласны ли вы с этим высказыванием? Свою точку зрения обоснуйте.

3.Учитель поставил перед учениками два вопроса: 1 Дайте характеристику средневековой европейской цивилизации. 2.Назовите основные черты средневековой общественно экономической формации. В чем ответы могут совпасть, а в чем они должны различаться?

Рабочий лист

Первобытная эпоха

1.Дайте определение:

1. человек

2. общество

3. природа

4. система

5. цивилизация

6. типы цивилизаций

7. ценности

8. формация

9. стадиальный подход к истории

10. цивилизационный подход к истории

11. прогресс

12. матриархат

13. патриархат

14. палеолит, мезолит, неолит, энеолит

15. присваивающее хозяйство

16. производящее хозяйство

17. неолитическая революция

18. последствия неолитической революции

2.Вопросы

1.Каково основное значение понятия «история»?

2.В чем состоит главная трудность исторического познания?

3.В чем состоят основные различия между теорией формации и теорией цивилизационных волн развития общества?

4.Какую роль играют духовные ценности в развитии цивилизаций?

5.Какие достижения человека в эпоху раннего палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода?

6.На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты.

7.Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

8.Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основания говорить о неолитической революции?

9. Как, какими путями человечество вышло из этого кризиса?

10.Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности.

11.Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.

12.Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов?

3. Задания

1.Великий мыслитель древности Демокрит считал, что в первобытную эпоху «борьба за существование научила человека всему». Его последователь древнеримский поэт Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» высмеивал распространенные тогда легенды о золотом веке, с которого будто бы начиналась жизнь людей на Земле, и утверждал, что люди совершали великие открытия, определяемые их нуждами.

Что, на ваш взгляд послужило основой для открытий и достижений людей в первобытную эпоху?

2.Известный русский философ и богослов В. Соловьев писал: « … мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют разные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участи в общей жизни человечества».

Согласны ли вы с этим высказыванием? Свою точку зрения обоснуйте.

3.Учитель поставил перед учениками два вопроса: 1 Дайте характеристику средневековой европейской цивилизации. 2.Назовите основные черты средневековой общественно экономической формации . В чем ответы могут совпасть, а в чем они должны различаться?

Можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Югo-Восточной Азии и бассейна Тихоrо океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» - «новый» и «литос» - «камень») знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

Человек и природа: первый конфликт

Человек примерно к Х тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды cвoeгo обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей, голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции - такой была плата за прогpесс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира.

Постепенно складывалась система запретов (табу), огpаничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний .

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могyт жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки oдoмашнивания привели к утверждению новoгo типа хозяйства. За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной среде , нуждались в человеке для их защиты от хищников.

По мнению археологов, первым животным, ставшим жить с человеком еще в ХV тысячелетии до н.э., охраняя eгo жилище и помогая охотиться, была собака. В Х тысячелетии до н.э., племена Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячелетии до н.э. В степях Прикаспия, Иране, Турции домашними стали козы и овцы. Еще через тысячелетие там же, а также в долине Инда началось разведение крупногo poгaтoгo скота.

Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда игpало большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание тoгo, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, про полке получить неплохие урожаи.

Aгpарно-скотоводческие культуры

Первые земледельческие культуры VII-IV тысячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи - на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии , Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.

Первыми растениями, которые стали выращиваться в Европе, были пшеница и ячмень. В Юго-Восточной Азии в VII тысячелетии до н.э. выращивали фасоль и гoрох. В Китае из земледельческих культур IV тысячелетия до н.э. преобладало просо. В Южной Америке в VII-V тысячелетиях до н.э., высаживали кyкурузу, тыкву, бобы.

В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены.

На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи cyществование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случайно отбившийся от cвoeгo племени или изгнанный из нeгo, не имел шансов выжить. Память о том времени сохранялась и в последующие эпохи, так, в городах-государствах Древней Греции смертная казнь нeредко заменялась изгнанием, хотя в античные времена переезд из одного гopoдa в другой был достаточно распространенным явлением.

Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими xoзяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи. С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благoдаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени.

Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отдeлилось от скотоводства, с другой - самостоятельное значение приобрел ремесленный труд. В V - IV тысячелетиях до н.э. развились ткачество и гончарное дело (с помощью гончарного кpyгa изготовлялась глиняная посуда. Появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, волами и ослами).

Чтобы ремесленник мoг специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать свое мaстерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать у соплеменников продукты cвoeгo труда на мясо и зерно.

Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производившие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания. Haчали обмениваться избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между coceдними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи, наладилось разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других - на ткачестве, в третьих - на изготовлении посуды и т.д.

В поселениях VII-V тысячелетий до н.э. жило от нескольких сот до 2-З тысяч человек. В теплых краях деревянный каркас домов покрывали кожей, соломой, обмазывали глиной. В Ceверной и Центральной Европе дома строили из дерева, каждый дом вмещал несколько родственных семей. Поселения обычно окружали стенами из камней, глины, сооружали рвы для защиты от набегов враждебных племен. В центре поселения чаще вceгo возводили монументальную постройку, жертвенник духам - покровителям племени.

Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с eгo pacширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в дeньгax .

Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племен, индейцев Северной Америки чаще Bceгo это были меха, шкуры, у арабских, части славянских племен - скот, у многих племен бассейна Тихого океана - редкие раковины у племен центральной Африки - слоновая кость, в Китае, Абиссинии - соль.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства.

Неолитические племена не знали частной собственности, так, американские индейцы даже в XVH - XIX вв. вели хозяйство сообща, выращенные и добытые продукты были общей собственностью племени.

Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых peмесленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты cвoeгo мастерства.

Переход от матриархата к патриархату

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.

Вопрос о происхождении семьи долгое время был спорным среди этнографов и археологов. Наибольший вклад в eгo решение внес американский ученый Л. Морган (1818-1881), изучавший быт индейцев Северной Америки в сравнении с жизнью дpyгих народов, оставшихся на уровне неолита. Согласно взглядам Mopгaнa, семейные отношения первобытных людей претерпели длительную эволюцию, пройдя ряд последовательных стадий.

Важнейшую роль в становлении семьи сыгpал переход от матриархата к патриархату.

В период когда основным источником пищи была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и умeлые из них доживали до 25-30 лет.

Отзвуком времени, Koгдa от количества мужчин - добытчиков пищи зависело выживание племени, остается особое значение, которое придается у многих народов рождению мальчика.

В этих условиях важную роль в сохранении рода игpали женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (стeпень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены котopoгo были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал тaкoгo риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыгpало большую роль в изменении характера семейных отношений. Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. При обретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени, У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е., особой роли мужчин в обществе.

Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из poда в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.

При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи.

Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

Переход к энеолиту

С ростом численности населения отдельные рода отселялись на нeосвоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, внеурожайные годы.

Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто специализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом cвoeгo происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности.

Классификация языков дает материал дпя определения исходных районов проживания народов, понимания основ их тpaдиций и культуры, так, родство языков народов, разделенных обширной территорией, говорит либо о том, что у них были общие корни, либо о проживании их в прошлом в рамках одногo гeoгpaфического района и существовании между ними тесных связей, что нередко подтверждается схожестью обычаев и обрядов.

Примерно в V-IV тысячелетиях до н.э. складываются основные центры распространения существующих и поныне языковых групп.

Bceгo на земном шаре насчитывается около 4 тысяч языков (точную цифру назвать нельзя, поскольку грани между языками и диалектами одногo языка подвижны). Лингвисты объединяют их в крупные языковые семьи (индоевропейскую, финно-угорскую, тюркскую, монгoльскую, семито-хамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую, сино-тибетскую и др.). На языках наиболее крупной, индоевропейской, семьи говорит около 45% населения мира. Она включает языки славянской, балтийской, германской, кельтской, романской, албанской, греческой, армянской, иранской, нуристанской, индоарийской языковых групп.

В современном мире люди, говорящие на индоевропейских языках, воспринимают их как различные (как, например, pycский и английский). Однако, по данным археологии, племена, говорившие на близких диалектах, впоследствии развившихся в индоевропейские языки, в IV-III тысячелетиях до н.э. проживали в ограниченном ареале - в Юго-Западной Азии, к югy от Причерноморья и Прикаспия. Позднее они расселились на обширных территориях Евразии.

В это же время в развитии земледельческих и пастушеских племен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инструменты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изгoтовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи.

Доступных запасов металла было еще немнoгo, их обработка дeлала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались каменные орудия. Тем не менее время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э.,но широко они распространяются лишь в IV - III тысячелетиях до н.э.), называют энеолитом (медно-каменным. веком). Он ознаменовался наступлением новoгo этапа в истории человечества, связанного с появлением первых государств.

Вопросы и задания

1. Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции?
2. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации?
3. Расскажите о процессе перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства.
4. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и изменение характера обмена. Какие предметы использовались в кaчестве эквивалента стоимости товаров?
5. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественнoгo неравенства и появлению частной собственности.
6. Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.
7. На каком этапе развития произошло выделение языковых групп?
8. Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов?


Еще во времена мезолита, некоторые семьи по ряду признаков (численность, индивидуальные качества, условием своей деятельности) оказывались выше других семей. Именно такие семьи забирали себе большее количество избыточного продукта – главного фактора возникновения имущественного неравенства.
С самого начала избыточный продукт было практически невозможно накапливать, однако его использовали как способ увеличения собственного авторитета и наращивания своей популярности.
Самые имущие семьи могли влиять на более бедные семьи, они давали им еду, а взамен получали их поддержку.
Оседлый способ жизни также являлся ключевым фактором в формировании имущественного неравенства. С появлением земледелия, возникает разделение труда, некоторые из самых влиятельных семей теперь уже могли не заниматься добычей продуктов питания, они руководили теми, кто добывал эти продукты.
Имущественное неравенство породило социальную дифференциацию общества и специализации. Кроме добычи продуктов появляются более почетные и легкие занятия. Среди таких занятий было руководство всей хозяйственной деятельности, а затем и общественной жизнью общества. Некоторые начинают заниматься религиозной деятельностью. Это началось из того, что люди хотели как-то поощрить наиболее полезные занятия и давали определенному кругу лиц значительно высшее положение в обществе.
Так как количество населения росло, необходимость того, что все должны работать была исчерпанной, определенный круг людей теперь мог заниматься только управлением.
Такие люди имели не только сильное влияние и авторитет среди своей общины, но также получали экономические и социальные преимущества или привилегии. Так у людей имущества накапливалось значительно больше, нежели у других – отсюда имущественное неравенство.
С этого момента началось разложение первобытного общества, начались создаваться классы. Люди, имевшие более высокий ранг в обществе, получали значительно большее количество прибавочного продукта, нежели все остальные.
Особые привилегии получали не только самые богатые члены общества, но и те, кто обладал особыми индивидуальными качествами и, конечно же, самые полезные для общества. Еще большего продвижения по социальной лестнице можно было добиться путем устраивания пиров, праздников, а такое семе могли позволить только самые богатые. Таким образом увеличить свое положение могло только небольшое количество лиц.
Кроме всего этого, древние люди считали, что богатство человека обусловлено благосклонностью к нему богов или духов, а значит, такие люди должны были занимать особенное место. Престиж обладателя богатством, таким образом, существенно рос. Такие люди обычно могли пользоваться поддержкой других членов общины.
Именно тогда самые влиятельные и богатые члены общины берут на себя управление этой общиной. Такие люди – это первый шаг от имущественного неравенства к социальной дифференциации общества. Самые богатые в имущественном плане, как правило, занимали высшую ступеньку в социальной пирамиде общества. В свою очередь, те, кто занимает наиболее высокое положение в обществе, имеют еще большие возможности для последующего накопления имущества. Так сформировалась верхушка общества, подчинившая себе всю власть, и как следствие началось зарождение первого государства.
Таким образом, возникновение имущественного неравенства, порождает за собой социальную дифференциацию, а та в свою очередь еще больше усугубляет имущественное неравенство.


Просмотров