Имя прилагательное. Использование имен прилагательных в речи Сообщение о роли имен прилагательных в речи

Работа в коррекционных классах всегда сложная. Сегодня коррекционные классы VIII вида является важным звеном в системе общеобразовательной школы, обеспечивая учащихся с ограниченными возможностями здоровья равными правами на получение образования с учетом возможности выбора профессии индивидуально для каждого ребенка. Учитель всегда испытывает трудности в построении урока. Ведь на каждом уроке он должен помнить, что главная его задача – коррекция отклонения развития и повышение уровня социально – психологической адаптации детей к условиям школы. Данный урок построен в игровой форме и вызвал у детей живой интерес. Развивающая работа была построена на основе индивидуального подхода, учитывающего “зону ближайшего развития” ребенка. Успех переживался ребятами как радость; этому способствовала положительная эмоциональная оценка со стороны учителя любого достижения ребенка. Весь урок разбит на этапы:

I этап. Возникновение мотивации.

II этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. Здесь использовались чередование разных видов деятельности, материала различной трудности, отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции – удовлетворенность и неудовлетворенность; активизировался поиск самих учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

III этап. Мотивация завершения. Каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Была усилена оценочная деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.

Таким образом, каждый этап урока наполнен психологическим содержанием, ибо каждый этап – это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация. В процессе урока учитывались индивидуальные особенности познавательных процессов и осуществлялся дифференцированный подход к детям с различным когнитивным стилем (импульсивным и рефлексивным). Для импульсивных детей было замедление темпа учебного процесса, проговаривание учебных действий и операций. Для рефлексивных – дозирование учебной информации.

Цели урока:

1. Углубить знания об имени прилагательном как части речи.
2. Учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль, устанавливать грамматическую связь имен прилагательных с именами существительными.
3. Обучить правильному и обоснованному подбору синонимов и антонимов к прилагательным.
4. Обогащать словарный запас учащихся; научить использовать прилагательные при описании природы.
5. Способствовать развитию орфографической зоркости.
6. Расширять знания об окружающей действительности.
7. Развивать общеучебные умения (наблюдение, сравнение, обобщения, выводы).
8. Закрепить умение “видеть” в тексте изобразительно-выразительные средства языка.

Оборудование: видеопроектор, экран, магнитная доска, учебник русского языка для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, Н.МШанского, М.Т.Баранова.

Ход урока

I. Анализ предложения (обращение к 1 слайду презентации).

Слайд 1.

Герою волшебной сказки нужно всегда помнить о своих врагах: о Змее Горыныче, о Кощее, о мачехе.

а) Прочитайте предложение. Какой в нем есть недостаток?

Ответ: (оно лишь перечисляет “врагов”, не дает им образных характеристик).

Учитель:

А они, такие слова-волшебники есть?

Слайд 2.

II. Отгадайте загадку, о каких словах-волшебниках пойдет речь.

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(Н. Бетенькова.)

(Речь пойдет об имени прилагательном.)

Слайд 3.

Название темы урока.

Слайд 4.

Определение целей урока.

III. Изучение нового материала.

Слайд 5.

1. Охарактеризовать предмет.

– форме,
– по цвету,
– вкусу.
– величине.

Слайд 6.

– величина,
– форма,
– материал 3.

Вывод: имена прилагательные передают сведения о предмете: какой предмет по величине, по форме, по цвету, по запаху, по вкусу, по материалу, по назначению.

Слайд 7.

2. Подумай, что говорят о зиме снегирь, синичка, собака и медведь?

Какая бывает зима. Спросили однажды животных, какая бывает зима.

– Зима бывает _____________, ___________, __________, ответил снегирь.

– ___________, ________, – пролаяла собака. А медведь подумал и сказал: “Зима _______, тянется всего одну ночь”.

* Вставь прилагательные: длинная, короткая, трудная, голодная, снежная, морозная.

Вывод: имена прилагательные описывают неживой предмет.

Слайд 8.

3. Опиши внешность собаки по рисунку.

Слайд 9.

Используй слова в рамке:

Вывод: имена прилагательные описывают живой предмет.

Слайд 10.

4. Прочитай. Выпиши прилагательные, с помощью которых создается грустная картина.

Пришло лето. Стаи ворон закружились над пустым полем. Потом пошли осенние скучные дожди. Опустели деревенские дороги. Холодный ветер срывал мокрую листву и свистел в голых сучьях.

Слайд 11.

Проверь себя.
Над пустым полем
осенние дожди
скучные дожди
деревенские дороги
холодный ветер
мокрую листву
голых сучьях.

Вывод: Какова роль прилагательных в речи?

Имена прилагательные помогают выделить предмет из ряда подобных, точно, ярко и образно определить его признаки.

IV. Закрепление нового материала

Учитель:

Прилагательные, сливаясь с существительными, образуют целые понятия или рисуют картины.

Прилагательные назвали словесной живописью, красками существительных.

Слайд 12, 13.

1. Работа в группах.

Охарактеризовать сказочных героев по их качествам.

Враги:
Мачеха (коварная, злая),
Змей (шестиглавый, огненный),
Кощей (бессмертный, лютый, беспощадный).
Ведьма (хитрая, нечистая).

Помощники:
Собачка (умная, дружелюбная),
Конь-огонь (добрый, сильный),
Куколка (верная, заботливая),
Олень(быстроногий, ловкий).

2. Творческая работа. Отгадай загадки:

1) На зеленой тонкой ножке
Вырос шарик у дорожки.

2) В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.

3) Зверька узнаем мы с тобой?
По двум таким предметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом

Вывод: Зачем нам надо обращаться к прилагательным?
(Чтобы мы учились говорить и писать выразительно.)

Слайд 14.

Вернемся к первому предложению. Добавьте в него имена прилагательные, чтобы оно стало образным и выразительным.

Проверьте себя:

Герою волшебной сказки надо помнить о жестоких врагах: об огнедышащем Змее Горыныче, о беспощадном Кощее и злой Мачехе

Зачем в своей речи мы должны употреблять прилагательные?
(Чтобы говорить и писать выразительно.)

1) В научной литературе прилагательные используются в прямом значении, т.к. описание предмета должно быть точным, конкретным. Это необходимо для получения самых полных представлений о предмете.

2) В художественном тексте (литературной речи) описание имеет обычно образный характер, поэтому прилагательные имеют переносное значение. Хотя и в прямом значении в художественных текстах их также используют. В литературе это называется эпитетами.

Слайд 15.

Рефлексия;

V. Итог урока. (Оценивание учащихся на уроке.)

VI. Домашнее задание.

Описать снежинку.

Открытый урок по русскому языку

«Роль прилагательного в речи»

Подготовила и провела

классный руководитель

4 «Б» класса Тельжанской средней школы

Уалихановского района

Северо-Казахстанской области

Гизатова Валентина Дмитриевна

Тельжанская средняя школа

2014-2015 учебный год

Тема : Роль прилагательного в речи

Цель урока : дать представление о роли прилагательных в речи.

Задачи:

Воспитательные : создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Обучающие : актуализировать и упорядочить знания детей об имени прилагательном как самостоятельной части речи, дать представление о том, какую роль выполняют имена прилагательные в русском языке.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

оборудование : карточки с заданиями, таблица «Правила составления синквейна», презентация.

Ход урока:

I . Подготовка к уроку. Создание доброжелательной атмосферы.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.(Слайд 1)

II . Стадия вызова.

Как вы думаете, какая часть речи могла рассуждать вот так:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- С какой частью речи будем продолжать работать сегодня на уроке?

Д.: С именами прилагательными.

Перед началом урока давайте подкрепимся конфетами, которые я для вас подготовила. Но конфеты не простые вам нужно, разделиться на две группы - найдите все способы деления (пока дети делятся учитель прикрепляет стикеры на стулья капитанам команд)

- Ребята, мы уже не один урок проходим по данной теме, я предлагаю 1 команде заполнить кластер,а 2 команде заполнить постер, которые лежат у вас на столе. Для капитанов тоже задание: на протяжении всего урока вы должны следить за работой ваших товарищей. По итогам данного урока вы самостоятельно выставите всем оценки за урок.

Групповая работа – заполнить кластер и постер

Имя прилагательное

является отвечает обозначает изменяется

самосто- на вопросы признаки по числам

ятельной Какой? предметов и по родам

частью Какая?

речи Какое?

Какие?


(В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что затрудняются ответить на вопрос, для чего служат имена прилагательные).

III. Постановка проблемы. Определение темы урока.

Кто догадался, на какой вопрос мы сегодня должны ответить на уроке.

Какая тема нашего урока? (предположения детей)

Учитель: Правильно, мы должны ответить на вопрос (слайд темы)

Какова роль прилагательного в речи?

IV . Осмысление


Давайте, поиграем. Игра « Отгадай кто это?»

1 команде задание – к прилагательным подобрать существительные

2 команде задание – к существительным подобрать прилагательные дайте точное описание предмета

    Бурый, мохнатый, косолапый. …

Рыжая, хитрая, ловкая ….

Серый, хищный, жадный …..

Белый, пушистый …..

Круглое, сладкое, сочное…..

II. Цветок …

Дерево …

Карандаш …

молоко …..

книга ……

вопрос 1 команде - С помощью чего вы определили, о чём или о ком идёт речь?

Дети: С помощью имён прилагательных

вопрос 2 команде - Какую роль играют имена прилагательные?

Вывод: имена прилагательные помогают описывать предмет.

На протяжении всего урока мы будем заполнять данную таблицу (На что похоже?) «Рыбий скелет», а в конце урока мы ответим на самый главный интересующий нас вопрос

Какую роль играют

имена прилагательные

в речи?

Описывают предметы

V . . Сейчас мы побываем в гостях у сказки. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Задание 1 команде – подберите прилагательные для описания характера героев сказки

Задание 2 команде – составить 3 предложения сущ+прилаг для описания характера

Старик золотая справедливая грубая

Старуха робкий несмелый всемогущая

Рыбка жадная жестокая вежливый

- Какую роль играют прилагательные в этих предложениях?

Дети: Называют цвета, признаки предмета

VI .У каждой команде на столе рисунок животного

Задание 1 и 2 команде – двое разрисовывают иллюстрацию, а один из команды составляет предложение с прилагательными

Капитаны команд не забывайте оценивать своих подчиненных

Вывод: прилагательные называют признаки предмета:цвет, форму, качество

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

называют свойства предметов

VII . Командам дается по одному тексту. Прочитайте свой текст.

Наступила весна. Наступила ранняя весна.

Тает снег. Тает последний снег.

Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.

Светит солнце. Светит ласковое солнце.

Учитель: О чем первый текст?

Дети: О весне.

Учитель: А второй текст о чём?

Дети: О весне.

Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

Дети: Наличие прилагательных.

Учитель: А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Дети: Они сделали текст более красивым, интересным.

Учитель: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной .


Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета

Учитель: А теперь обратите внимание на второе предложение. Назовите прилагательное, которое там используется?

Дети: Последний

Учитель: Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.Попробуем вставить в это предложение такие красивые имена прилагательные, как пушистый, серебристый, искристый?

Какой вывод можно сделать?

Дети: Эти прилагательные не подходят для описания последнего снега.

Дети: Оно более точно описывает снег.

Учитель: Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета

называют свойства предметов делают речь яркой, красивой

помогают точно описать предмет

ФИЗМИНУТКА.

VII . Задание по группам

1 вариант : из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать зимний снег.

2 вариант : из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать весенний снег.

Последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый.

Проверка. Коллективное обсуждение .

Учитель: Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?

Дети: Имена существительные

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета

называют свойства предметов делают речь яркой, красивой

помогают точно описать предмет уточняют имена существительные

Какая? Образности

Какое? яркости,

Какие? выразительности

Учитель: Заканчивая разговор об имени прилагательном, я предлагаю вам выполнить Приём «Верные, неверные утверждения»

IX . «Верно, неверно».

    Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? Обозначает признаки предмета?

    Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными?

    Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека?

    Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные?

    Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными?

Ответы (слайд)

Учитель : Послушайте стихотворение об имени прилагательном.

Очень замечательное – имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета.

Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?

Что тогда получится? Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,

Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде

Эти замечательные прилагательные.

Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.

Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

Рефлексия: С каким настроением вы его заканчиваете урок? «Просигнальте » мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика).

Мне удалось …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я хочу поблагодарить … за …

Я могу похвалить себя за …

Капитаны команд выставляют оценки за урок

Учитель: Как вы думаете, ребята, мы всё узнали об имени прилагательном? (Ответы детей). На следующем уроке мы продолжим узнавать новое об этой части речи.

Учитель: Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Имя существительное

Введение в тему:

Кто вас окружает? (запись на доске слов)

Что вас окружает? (запись на доске слов)

Что объединяет записанные нами слова? (предметность)

Обобщение: слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: «кто?», «что?» относятся к имени существительному .

Род имен существительных

I. На доске записаны слова.

Сказка: слова-существительные живут в королевстве. Их так много, что королева в них путается, когда какое слово употребить. Она издала указ: тот, кто придумает знаки различия для слов-существительных, будет награжден. В соседнем королевстве жили муж и жена. Они придумали, как помочь королеве. Часть слов забрал себе муж. Часть слов забрала жена. А остальные слова остались жить в королевстве.

Как вы думаете, какие слова забрали муж, жена? Почему?

Какие слова остались?

Вывод: имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

II. Учитель берет портфель ученика и спрашивает:

Чей портфель?

Мой, - отвечает ученик.

Запись предложения: «Портфель мой».

Составьте еще одно предложение о портфеле («Портфель черный»).

Какое слово нужно употребить во втором предложении, чтобы не повторять одно и то же слово «портфель»?

Запись предложения: «Он черный». Подбор предметов, к названию которых можно добавить слово «мой» или заменить их словом «он» (учащиеся приводят примеры слов).

Обобщение: существительные, к которым можно поставить слово «мой» или заменить их словом «он», относятся к существительным мужского рода.

Аналогичные наблюдения проводятся над существительными другого рода: «тетрадь» и «перо».

Дети делают обобщение о том, какие слова относятся к существительным женского рода, какие – к существительным среднего рода, приводят примеры.

*Род мужской

Конечно, мой

Мой сад, мой брат

Стул мой.

Женский род,

Помню я,

То, про что скажу «моя»:

Моя ручка, моя тучка

и тетрадь моя.

Средний род – оно моё:

Мое окно, село мое.

* Женский род –

Запомню я,

И скажу: «она моя»

И запомню род мужской,

И опять скажу: «он мой»

Средний род – оно моё.

Это правило твоё.

III. Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка от друга иностранца – Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. С разрешения Оли я выписала некоторые предложения из письма. Давайте их прочитаем.

«Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далекий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши теплые встречи в вашем уютном доме, особенно ту, когда твоя папа учил нас играть в лото».

Что вас рассмешило? Давайте прочитаем письмо правильно.

Число имен существительных

Фрагмент урока

1. Учитель показывает один предмет и предлагает записать существительное, которое является названием этого предмета (книга ). Затем показывает два, несколько этих же предметов и также предлагает написать имя существительное (книги ).

2. Наблюдение над словами:

Сравните слова «книга» и «книги».

Чем они сходны? (обозначают одинаковые предметы).

Чем они различаются? (обозначают разное количество предметов).

3. Обобщение:

Существительные, которые называют один предмет, имеют форму единственного числа. Существительные, которые называют два или несколько предметов, стоят во множественном числе.

4. Наблюдение над изменением окончаний.

Запишите в столбик существительные «город», «сестра», «село».

Определите их число.

Измените число этих существительных и запишите полученные слова.

Какая часть слова изменилась, когда мы изменяли существительные по числам?

Выделите окончания.

5. Обобщение:

При изучении имен существительных по числам изменяется окончание.

Число имен существительных

Существительное

↙ ↘ не изменяются по числам

Формы только

изменяются

по числам

↙ ↘ ед.ч. мн.ч.

множ.ч. единств.ч. серебро брюки

детвора очки

Елисей ворота

Изменение имен существительных по падежам

Словарная работа:

праз…ник

Какое ключевое слово получилось? (падеж)

А что означает это слово, мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Введение в тему:

Загадка: Бегу я как по лесенке

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня (река)

На доске текст:

Зимой река замерзла. Берега реки замело снегом. В летнее время по реке ходили суда. Не каждый видел такую полноводную реку. Жители города гордятся рекой. Многие мечтают отдохнуть на нашей реке.

Какое слово повторяется в каждом предложении?

Запишите в столбик все формы слова «река», предварительно задав к нему вопросы.

И.п. что? река

Р.п. чего? реки

Д.п. по чему? реке

В.п. что? реку

Т.п. чем? рекой

П.п. о чем? о реке

Какая часть слова изменяется (окончание). Выделите окончание.

Почему изменяются окончания? Или От чего оно зависит?

Выделите окончание.

Сколько вопросов в столбике?

В русском языке шесть падежей. В финском – 15, в венгерском – 22, в китайском – нет. Сказка о падежах, параллельно - работа по таблице.

Почему мы задаем два вопроса?

Все падежи, кроме именительного, употребляются с предлогами. Они называются косвенными.

Для того, чтобы правильно определить падеж, можно пользоваться вспомогательными словами.

И.п. (есть) кто? что?

Р.П. (нет) кого? чего?

Д.п. (дал) кому? чему?

В.п. (вижу) кого? что?

Т.п. (доволен) кем? чем?

П.П. (говорю о) ком? чём?

Для запоминания названия падежей: «Иван рубил дрова, велел топить печь».

План работы по падежу (в отдельности)

1. Вопросы

2. Предлоги

3. Окончания

4. Член предложения

5. Значение

Имя прилагательное

Введение в тему

1. Учитель:

Два предмета могут отличаться один от другого своими признаками. Признаки – это знаки, по которым мы различаем предметы: по материалу, форме, цвету.

карандаш (какой?) деревянный

материал ↗

↘ карандаш (какой?) пластмассовый

тетрадь (какая?) большая

размер ↗

↘ тетрадь (какая?) маленькая

Чем различаются данные предметы?

(признаками)

Какие бывают признаки?

II. Учитель показывает иллюстрацию (арбуз). Просит учащихся описать этот предмет. Какой он? Проводит работу со словами – прилагательными.

III. Учитель загадывает загадку. Какие слова нам помогли отгадать загадку? Проводит работу со словами-прилагательными.

Обобщение:

- Слова, обозначающие признаки предметов, называются именами прилагательными, т.к. они прилагаются к имени существительному и без него не употребляются. Не видя предмета, мы не можем назвать его признаки.

Роль имен прилагательных в речи

На доске – текст без прилагательных (прилагательные записаны в стороне). Задание – вставить прилагательные по смыслу в текст.

Под кустом притаился _________зверек. У него _____ уши, _______хвост. Тело покрыто _________шерстью. Есть ______ и ______зубы, но обороняться ими он не может.

Слова для справок: маленький, короткий, острый, крепкие, длинные, серый, мягкий.

Выводы :

- Для чего нужны имена прилагательные?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Что обозначают?

Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

Прилагательное

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

Солнечное лето,

Праздничная ель,

Вкусные конфеты,

Машенькин портфель.

Я - имя прилагательное

Веселое и занимательное.

Я отвечаю на вопрос:

«Какой?» «Какие?»

Слова и предложения

Делаю живыми.

А иногда я грустное бываю,

Когда ребята обо мне все забывают.

Но стоит им ко мне лишь обратиться, я тут как тут –

Готово веселиться и трудиться!

3. Попробуйте описать себя с помощью имен прилагательных, начиная с «я».

Род имен прилагательных

Введение в тему:

I – Какое сейчас время года? (Осень).

А вам нравится осень?

Давайте попробуем составить словосочетания об осени.

легкий морозец поздняя заря осеннее настроение

мокрый лист дождливая погода серое небо

золотой лес

Определите род имен существительных.

Задайте от имен существительных вопросы к именам прилагательным.

Как вы думаете, от чего зависят окончания имен прилагательных?

Какие окончания имеют прилагательные м.р., ж.р., ср. р.?

Обобщение: род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано.

IIНа доске запись:

лес большая

зимняя

дорога большое

зимнее

озеро большой

зимний

суровый

Прочитайте имена существительные. Подберите к каждому существительному соответствующие имена прилагательные.

Обобщение.

Полные и краткие прилагательные

1. На доске:

благородный человек – человек благороден;

праздничная обстановка – обстановка празднична

Задание: сравнить прилагательные и подумать – это однокоренные слова или разные формы одного и того же слова.

Иллюстрации: дуб, ландыш, еж, медведь

высок и могуч, свеж и пахуч, хорош, хоть и колюч, лохмат и неуклюж

Задание: подобрать к именам существительным соответствующие имена прилагательные.

Редактирование предложений на доске:

Спортсмены стройные, выносливы, ловки.

Я с его замечаниями согласный

Тренер строг, но справедливый

2 . – Я сейчас прочитаю четверостишие, а вы подумайте, о какой части речи мы будем говорить с вами на уроке.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Да, вы правы, речь пойдет об имени прилагательном. Давайте вспомним, какую часть речи называют именем прилагательным? Для чего служат имена прилагательные?

Недавно, проходя по коридору, я услышала, как 2 ученика из нашего класса спорят, и удивилась. А что меня поразило, вы сейчас узнаете. Прошу участников спора выйти к доске.

1: – Я, между прочим, творческая личность. Я уже сочинила стишок:

В сказке девочка жила,

Как она была мила!

Как она была мала!

Как умна она была!

2: – Лично мне такой стишок не интересен. Он слишком короток и прост.

1: – Подумаешь, критик!

Не ссорьтесь, ребята! Вы сами того не зная, помогаете нам раскрыть еще один секрет об имени прилагательном. Присаживайтесь, пожалуйста.

(На доске выписаны слова: мила, мала, умна, прост, короток)

Прочитайте слова, которые употребляли в своей речи ребята, и подумайте, к какой части речи они относятся? Задайте к ним вопросы.

А как будут звучать эти имена прилагательные, когда мы зададим к ним вопросы «Какая? Какой?» (друг напротив друга в столбик записываются слова в полной и краткой формах).

Чем же отличаются формы полных и кратких прилагательных?

У кратких прилагательных мужского рода убегает окончание, т. е. становится нулевым, а у прилагательных женского и среднего рода окончание становится короче. То же самое можно наблюдать и в вопросах к кратким формам имен прилагательных.

Запомните вопросы, задаваемые кратким прилагательным. Работа с таблицей

полные краткие

Какой? Каков?

Какая? Какова?

Какое? Каково?

Какие? Каковы?

Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы попробуйте найти краткие прилагательные. Возьмите карандаш. Как услышите краткое прилагательное, ударите карандашом о парту. Все краткие прилагательные отвечают на квакающие вопросы:

Ква-ква-какова?

Ква-ков-каков?

Сказка наша о лягушке (иллюстрация лягушки-невесты)

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух:

Конечно, я немного толста, слишком зелена, лупоглаза, но особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша! Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен, и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!

Какой секрет русского языка на уроке мы раскрыли?. Для чего нам нужны краткие прилагательные?

На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?

Глагол

Историческая справка: в старославянском языке слово «глагол» означало «слово» или «речь». Одна из 2-х славянских азбук называлась «глаголица». Глаголить значило «говорить».

Введение в тему:

1. - Что вы делали утром?

Что делали на уроках?

Что делали вечером?

В течение дня мы совершаем действие. Как вы считаете, действия могут совершать только живые существа? (Нет) Приведите пример. Придумать предложение с глаголом.

2. На доске – иллюстрации с изображением мяча и кота

Что вы видите на иллюстрациях?

Какой частью речи являются данные слова?

Давайте опишем кота. Какой он?

Давайте опишем мяч.

Слова какой части речи мы использовали для описания предметов?

Какие действия может совершать кот?

Какие действия можно совершать с мячом?

На какие вопросы отвечают эти слова-действия?

Введение понятия «глагол».

Можно ли обойтись в нашей речи без глаголов?

1) Что без меня предметы –

Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады

И хлеб в полях растет.

2) Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом

И счастливый мой удел таков

В речи быть одним из главных слов.

3. Сравнение записей (словесное описание картин):

1) Жаркое утро. Порт на берегу Средиземного моря. Пароходы с множеством труб, разноцветных флагов. Толпы пассажиров, носильщики с тележками, продавцы бутербродов и фруктов.

2) Наступило жаркое утро. В порту на берегу Средиземного моря замерли пароходы. Дымят трубы, повсюду толпятся пассажиры, суетятся носильщики с тележками, кричат продавцы бутербродов и фруктов.

Время глагола

Сказка о Глаголе

Машенька отправилась в путешествие. По дороге она встретила доброго волшебника, имя которого вы должны разгадать, отгадав загадки и вспомнив правописание слов с непроверяемыми орфограммами.

Г азета, л опата, а втобус, г орох, о гурец, л естница (Глагол)

- Дядюшка Глагол, что ты делаешь в этой стране?

- Что я делаю? С тобой разговариваю, пишу носом, улыбаюсь, хлопаю в ладоши.

Или, может, ты хочешь узнать, что я делал, пока тебя не было? Читал книгу, поливал цветы, танцевал.

Я страшное дело, какой деловой!

В любые дела ухожу с головой!

Задачи решаю, голы забиваю

На вопросы «Что делать?» «Что сделать?» я отвечаю.

1) На доске : 3 примера с глаголами прошедшего, настоящего и будущего времени. Задание: выписать глаголы, выписать вопросы.

2) Прошедшее время –

То, что прошло:

Вчера мы писали,

Солнце ушло.

Настоящее время приходит теперь

Мы пишем имя, бегает зверь

Будущее время еще не пришло:

После уроков пойдем мы в кино

Спряжение глаголов

Фрагмент урока: - Глагол и местоимение, взявшись за руки, принесли нам новую тему урока – спряжение. Что называется спряжением мы сегодня узнаем.

Долго им пришлось идти

Чтобы спряжение принести.

Научить они хотят,

Как глагол нам проспрягать.

Прочитайте на доске глаголы, задавая от местоимений к ним вопросы.

Я (что делаю?) говорю, пою

Мы (что делаем?) говорим, поем

Ты (что делаешь?) говорю, пою

Вы (что делаете?) говорим, поем

Он (что делает?) говорит, поет

Она (что делает?) говорит, поет

Они (что делают?) говорят, поют

Ко 2-му же спряжению

Отнесем мы, без сомнения,

Среди норм, присущих именам прилагательным, наибольшие трудности обычно вызывает образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных и использование этих форм в речи.

При образовании формы сравнительной степени следует учитывать следующие закономерности.

1. Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей :

красивый - красивее /красивей ; сильный - сильнее /сильней .

Обратите внимание, что формы более , менее , далее , долее , ранее не имеют вариантов с суффиксом -ей (варианты раней , меней недо-пустимы в литературной речи!).

2. Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х , то при образовании сравнительной степени используется суффикс -е (с чередованием согласной):

лёгкий - легче, тугой - туже, сухой - суше.

    Этот же суффикс с чередованием согласных употребляется при образовании сравнительной степени отдельных прилагательных с основой на д, т, ст, ск, зк :

    богат ый - богач е, молод ой - молож е, прост ой - прощ е, близ кий - ближ е, глад кий - глаж е, жид кий - жиж е, корот кий - короч е, низ кий - ниж е, ред кий - реж е, уз кий - уж е.

    Употребление форм типа простее, молодее является грубой ошибкой. В то же время в просторечии суффикс -е может получать более регулярное выражение, чем в литературном языке (например, слабже, послабже ), но в литературной речи они недопустимы!

3. С помощью суффикса -ше образуются формы сравнительной степени лишь у нескольких прилагательных:

ранний - раньше, старый - старше, тонкий - тоньше, горький - горше, далёкий - дальше, долгий - дольше.

4. Ряд прилагательных образует сравнительную степень от другого корня:

хороший - лучше, плохой - хуже (недопустимо: хужее !), маленький, малый - меньше.

5. Значение сравнения может быть выражено как с помощью специальных суффиксов, так и описательным способом - с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень):

более хороший, более трудный; самый хороший, наиболее трудный.

    Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени! Такая ошибка очень частотна в речи:

    Сегодня она была более грустнее , чем вчера; Он самый величайший физик в мире.

    Грамматически корректными будут предложения:

    Сегодня она была более грустной , чем вчера; Сегодня она была грустнее , чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.

    Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший .

    Аналогичные требования предъявляются и по отношению к употреблению в сравнительной и превосходной степени качественных наречий:

    Ей более трудно , чем тебе; Ей труднее , чем тебе.

Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:

бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.

Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения:

более волевой, более деловой, более жестокий.

Обратите внимание, что при использовании форм сравнительной и превосходной степени в речи необходимо учитывать несколько условий.

1. Прилагательное в сравнительной степени употребляется в сочетании с родительным падежом имени (Он красивее сестры ) или в объединении с союзом чем (Дыни слаще, чем арбузы ). Эти формы указывают на объект сравнения. Без зависимого имени, указывающего на объект сравнения, прилагательные в сравнительной степени могут употребляться:

    когда признак одного предмета сравнивается с тем же признаком другого предмета, известного из контекста:

    Я знаком со всеми сборниками его стихов. Последний сборник явно слабее;

    когда признак предмета сравнивается с тем же его признаком по отношению к предшествующему или последующему состоянию:

    Память о солнце в сердце слабеет, желтей трава (А. Ахматова).

2. Подобную зависимость можно проследить и при использовании прилагательных в превосходной степени: необходимо указать круг предметов, лиц, из которых выделяется тот, который наделен тем же качеством в наибольшей степени:

Он был самым трудолюбивым в нашей семье; Он был лучшим среди нас.

    Кроме того, использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным.

    Так, некорректным является предложение: А. Блок - талантливейший поэт России. Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторим, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок - один из талантливейших поэтов России.

    Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи» .

Бородинская Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Октябрьская СОШ"
Населённый пункт: п. Октябрьский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль имён прилагательных в речи
Дата публикации: 26.09.2016
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока русского языка

Учитель
: Бородинская Е.Н.,
Место работы:
МКОУ «Октябрьская СОШ»
Должность:
учитель начальных классов
Учебный предмет:
«Русский язык»
Класс
: 3
УМК
: «Школа России»
Тема урока
: Роль имён прилагательных в речи.
Тип урока
: урок открытия новых знаний
Планируемый результат:

Предметные умения

Личностные

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные
 систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;  пополнить практический опыт в употреблении имен прилагательных в речи;  обратить внимание на роль прилагательных в речи;  определить связь имени существительного и имени прилагательного;  расширить словарный запас учащихся.  ответственно относятся к учёбе;  осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.  научатся принимать и сохранять учебную цель и задачи;  планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;  умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;  научатся ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках  Научатся сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий;  учить наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.
Методы:
проблемный метод, наглядный метод, диалоговый, работа в парах, группах
Оборудование:
карточки, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Формы организации познавательной деятельности
: фронтальная, индивидуальная, групповая 1

Ход урока

Этап урока,

длительность (мин.)

+ скриншот

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Организационный этап
Мотивация к учебной деятельности Проверка готовности к уроку - Дети, вам тепло? -В классе светло? - Прозвенел уже звонок? - Уже закончился урок? - Только начался урок? - Хотите учиться? - Значит можно садиться. Вы урок начать готовы. Будем думать, рассуждать и друг другу помогать Итак, начнём. Откройте тетради. Вспомним «Золотые правила письма» Запишите дату и классную работу. Включение учащихся в деятельность. Самоконтроль готовности. Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.
Минутка

чистописания.

Актуализация знаний.
Организует беседу по вопросам, прописывают с о е д и н е н и я бу к в и предложение. -
Отгадайте загадку.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,

Значит к нам пришла …..
Назовите первый звук в слове «весна» Дайте ему характеристику Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. (слайд 2) Прочитайте предложение, что оно напоминает? Чему учит это пословица? Предлагаю эту пословицу взять девизом нашего урока. Согласны? (Вывесить табличку) Отвечают на вопросы учителя Весна. Согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «эн». Пословицу. Один за всех, и все за одного. Быть дружными, внимательными друг к другу, приходить на помощь)
Фаза «Вызов»

Повторение об имени

Составление Денотатного графа
Подумайте, какая часть речи может так про себя сказать: Отвечают на вопросы учителя. 2

прилагательном.
Организует беседу по вопросам, с целью актуализации знаний по теме «Имя прилагательное» Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить мною нужно дорожить! Игра «Доскажи словечко» - Имя прилагательное обозначает …(признак предмет)
-
Имя прилагательное отвечает на вопросы …(какой? какая? какое? какие?) - Имя прилагательное изменяется… (по числам)
-
Имена прилагательные связаны…(с именем существительным)
-
Имена прилагательные в предложении выполняют роль…(?) Строят речевое высказывание в устной форме.
Формулировка темы и

задач урока.
1. Организует формулирование т е м ы у р о к а учащимися; 2. Организует постановку задач урока учащимися. - Посмотрите на граф, определите тему урока, какую цель вы поставите перед собой на этом уроке русского языка? На доске учитель открывает запись Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные? - Ребята, сегодня мы должны ответить на этот вопрос.
Прием «Дерево предсказаний»
(работа в парах) выполняют имена прилагательные?» Ветки – варианты ответов. - Попробуем систематизировать полученную информацию Выделяют существенную информацию. Формулируют тему урока и задачи. Предлагают свои варианты ответа на поставленный вопрос (точной, точно описать предмет, красивой, яркой, выразительной, образной, для украшения)
Фаза «Осмысление»

Этап применения

знаний
1. Групповая практическая работа.
Подобрать

подходящие

прилагательные.

1.Групповая работа
Используя иллюстрации, подберите и запишите на листочке подходящие прилагательные. День (какой?) __________, ____________ ,. Ветер (какой?) _______,__________ Облака (какие?) ________ Погода (какая?)__________ Настроение (какое?)________________ Читают текст, вставляют подходящие прилагательные. Аргументируют свою точку зрения. Прием «Волшебная лупа». 3
2 . Ф р о н т а л ь н а я работа. Почему получились совсем разные слова? (На дереве предсказаний приклеим листочек.) Как называются противоположные слова по смыслу? Запишем предложение. Осенью дни ненастные, а весной ясные. (Один у доски) Какие орфограммы встретились. Найдите прилагательные, подчеркните их волнистой чертой. Чем они будут являться. (Картинки были разные, поэтому старились подбить более точные слова для описания) Антонимы. Записывают в тетрадях, один ученик работает у доски.
Физкультминутка
Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась. росой она умылась, изящно покружилась. Качнулась, присела, к цветочкам полетела Произносят слова, выполняют упражнения Продолжение работы. 1. Индивидуальная работа
Работа со статьёй
.
Прием "Инсерт"
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Вспоминаем приём Инсерт, читаем, выполняя сразу маркировку текста. __________________________________________________________ «+»-эту информацию знаю; «?»-это новая для меня информация; Имя прилагательное-это слова, которые отвечают на вопросы: какая? какой? какое? какие? Обозначают признак предмета: качество, свойство, принадлежность, цвет, форму. В русском языке имена прилагательные служат для описания предметов, характеризуют их. Делают нашу речь яркой, образной, красивой. ___________________________________________________________ -Какие
новые
сведения для себя вы отметили? (Каждый называет то, что новым явилось для него.) Самостоятельно читают статью, делают пометки, чертят и заполняют таблицу. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют ответы, вносят необходимые исправления на «дереве предсказаний» На основе анализа делают выводы. Самостоятельное заполнение таблицы. 4
2. Парная работа
Игра «Узнай предмет»
3. Занимательная минутка. 4. Игра -Все ли понятно? Какие появились вопросы? -Узнали ли вы, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные? Вернёмся к «Дереву предсказаний», что исправим, что дополним? Заполните таблицу
Игра «Узнай предмет»
Дети получают карточки, на которых записаны имена прилагательные. Задание: по данным именам прилагательным узнать о ком идёт речь. Серый, хищный, голодный…… Рыжая, хитрая, ловкая….. Большой, косолапый…… Трусливый, косой……. - Давайте сравним ответы, какие буквы вставили и почему? за каждый правильный ответ ставьте «+» (самопроверка) - У кого все ответы совпали с образцом? какие буквы вставили и почему? Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идёт речь? - Какой частью речи они являются? - С какой целью употребляются в речи имена прилагательные
?
(Прикрепляем листочек к дереву.) А знаете как слово ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ звучит в переводе с греческого языка? Эпитет. Слово «эпитет» происходит от греческого слова со значением «приложение, приложенное». Прочитать, найти эпитеты. Работа по учебнику. Буду я учиться речи золотой У травы весенней, у горы крутой, Буду я учиться у ручья весёлого, У зелёных саженцев, ставших новосёлами Имена прилагательные описывают предметы, характеризуют их. Читают отрывок стихотворения, ищут эпитеты. Вставляют слова, записывают на карточке. Подчёркивают 5

«Зоркий глаз»
5. Самостоятельна я дифференцирован ная работа.
1-й уровень:
Вставить имена прилагательные, используя слова для справок, подчеркните их волнистой чертой
.
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Слова для справок: тёплая, рыхлый, весеннее, звонкие.
2-й уровень:
Вставить свои имена прилагательные, подчеркните их волнистой чертой
.
Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.
Дополнительно.
Дополни текст именами прилагательными. Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы учились употреблять имена прилагательные в …………………… и ……………………речи. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Ребята нашей группы давали __________________ ответы. На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________. прилагательные
Фаза «Рефлексия»
Итог урока. Ребята, пришло время вернуться к нашему вопросу, который вызвал у нас затруднение. - Мы ответили на поставленный вопрос? - Какую цель мы ставили в начале урока? «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроений». Делают вывод, Обобщающий, участвуют в беседе, отвечают на вопросы. 6
Рефлексия. - А как вы думаете, мы уже всё про прилагательные знаем? А что, по вашему мнению, нам ещё предстоит узнать про прилагательные? - На следующих урокам мы узнаем еще много интересного про имена прилагательные. - Посмотрите на девиз, получилось ли у нас работать дружно? Кто, чувствуя поддержку товарищей, справлялся с заданиями? -Подведём итог общей работы на уроке. (По карточке) - Кого вы бы хотели сегодня за урок похвалить? - Оцените свою работу смайликами. Я понял и могу объяснить другим Остались затруднения. На уроке было скучно, ничего не понял Закончен урок и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились.
Домашнее задание. На выбор. Выставление отметок.

На «4». Вставьте в текст подходящие имена прилагательные, списать

подчеркнуть их волнистой линией
. Приятно гулять в лесу … весной. Идёшь по … тропинке между … деревьями. Лес наполнен … запахом … земли. Слышится … пение птиц. Пройдёт несколько … дней, и на деревьях появятся … листочки.
Слова для справок:
ранней, высокими, узкой, талой, весёлое, свежим, тёплых, зелёные.
На «5». Вставьте в текст подходящие имена прилагательные, разобрать

предложения по членам предложения.
Пр..шла в..сна. Пр..л..тели гр..чи. Н..бухли почки. Р..спустились л..сточки. З..цв..ли цв..ты. 7

Просмотров