Социальный вопрос: что такое межличностные отношения. Виды и особенности межличностных отношений.

ТЕМА «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Беседа

    С какими моральными нормами вы знакомы?

    Почему они возникают?

    Почему нужны моральные нормы в общении с людьми?

    Какие правила этикета вы знаете?

    Что такое общение?

    Может ли человек жить и развиваться без общения? Почему?

Люди без общения ни жить, ни тем более развиваться интеллектуально не могут. Общаясь же постоянно, они вступают в контакты друг с другом и между ними складываются определенные отношения.

Давайте подумаем, чем будут отличаться случайные и необходимые отношения. Когда и почему они возникают?

Люди едут в автобусе или троллейбусе, им нужно выйти из автобуса, троллейбуса, они должны обратиться к кому-то, а некоторые вступают с попутчиками в разговор. Какая это встреча? Случайная. Она может иметь продолжение? Да, но чаще всего люди расходятся каждый в свою сторону.

Необходимые для человека отношения возникают в процессе работы или учебы, когда человек без общения с людьми не может обойтись. Эти отношения могут быть постоянные или эпизодические. Мы рассмотрим основные формы более постоянных человеческих отношений. Например: личные (знакомые, приятельские, товарищеские, дружеские) и общественные (служебные, официальные).

Отношения знакомства возникают на почве каких-то взаимных интересов (личных или общественных). Знакомые - то есть люди представленные друг другу (по имени, фамилии или имени и отчеству), приветствуют друг друга, иногда обмениваются информацией.

Приятельские отношения - это отношения, складывающиеся между хорошо знакомыми людьми на основании какой-либо общности интересов и взаимных услуг друг другу. Приятельские отношения поддерживаются личными контактами, встречами, хотя глубокой заинтересованности судьбой друг друга в них обычно не наблюдается.

Служебные, деловые, официальные отношения возникают между людьми, объединенными служебными обязанностями (врач и пациент, клиент и продавец, клиент и парикмахер, клиент и предприниматель, учитель и ученик, между учителями, врачами, сестрами, продавцами и т.д.). Официальные отношения возникают между всеми людьми и руководителями разных рангов, когда они обращаются по интересующим их вопросам в официальные учреждения.

Товарищеские отношения возникают между людьми в процессе совместной деятельности, на основе общих интересов, целей, жизненных взглядов. Например, между людьми, которые работают или учатся в одном коллективе и хорошо знают друг друга, вместе проводят время (школа, секция, кружок, работа). Товарищество на Руси - это глубокий вид личных отношений, которые отличаются постоянством, привязанностью и привычкой общения. Чтобы привезти товар по пути из Варяг в Греки, купец набирал себе людей верных, сильных, мужественных, добрых, чтобы они могли корабли и волоком провести и от врагов защитить. Таких людей стали называть товарищами.

Князь набирал дружину, чтобы защитить землю от врагов. Каждый член дружины назывался другом. Дружеские отношения - это наиболее тесные личные отношения, основанные на глубокой личной привязанности симпатии, на единстве взглядов и интересов по существенным жизненным вопросам и единстве жизненных целей, и отношения к людям.

Может ли человек жить без общения?

Какие правила и моральные нормы он должен знать и соблюдать в общении с людьми?

Одни нормы побуждают к действию: слушай, будь честным, говори правду и т.д. Другие нормы запрещают не лги, не кради, не убивай, не перечь старшим, не говори громко и т.д.

От чего и от кого зависят отношения между людьми?

Как вы понимаете, что значит строить отношения?

От кого зависят отношения в классе?

Есть люди, которые хронически не совмещаются с другими людьми, потому что они видят в других людях только недостатки и на этом строят свои отношения. Им часто бывает одиноко, потому что их не понимают и не принимают.

В период межличностных отношений очень часто между людьми вспыхивают споры, которые могут привести к созданию конфликтных ситуаций или к конфликту.

Что же такое конфликт?

Конфликт - это всегда противоречие, столкновение разных позиций и мнений, чаще всего это противоречие между различными уровнями развития нравственного (морального) сознания.

Этика предполагает несколько выходов из конфликтных ситуаций: Третейский суд, компромисс, сотрудничество, дружеская беседа для выяснения противоречий, приспособление или взаимная уступка.

ТЕМА «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НАШЕЙ

ПОВС ЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

Групповая работа

Учитель разбивает класс на группы. Каждой группе дает задание.

Задание 1

Пропустив вперед директора, Геннадий Николаевич подошел к столу и мрачно проговорил:

    Здравствуйте. Садитесь.

Я понимал его состояние. Когда становилось известно, что на урок придет Вячеслав Андреевич, педагог обычно предупреждал нас: «Учтите: это экзамен не только для вас, но и для меня».

    Синицын, что такое котангенс?

Андрей умоляюще уставился на кого-то из ребят и пробормотал:

В классе стояла абсолютная тишина. Вдруг мы услышали тихий, осторожный шепот.

Прилегающий к противолежащему...

    Кто подсказывает? - резко спросил Геннадий Николаевич.

Мы замерли. Целую минуту в классе было тихо... Геннадий Николаевич грозно повторил:

    Я спрашиваю, кто подсказывает?

Неужели он действительно думал, что виновник признается?

    Хорошо же! - сказал Геннадий Николаевич, садясь за стол и раздраженно захлопывая журнал. - Будем ждать, пока вы не признаетесь. А ты, Синицын, садись. Плохо.

Мы по-прежнему молчали, прилежно глядя на классного.

    Ну что же, будем молчать? - веско сказал Геннадий Николаевич. Кто-то хихикнул. Заскрипели парты. Нам сделалось весело. Еще минута - и в классе начали бы откровенно смеяться. Нужно было принимать срочные меры.

Видимо, почувствовав это, Мишка Сперанский показал кулак сидевшему с невозмутимым видом Гурееву, шумно вздохнул и поднялся.

    Геннадий Николаевич, простите, - сердито проговорил он. Отмахнувшись от Сергея, который тянул его за гимнастерку, Мишка вызывающе повторил:

Это я подсказал. Простите. Геннадий Николаевич живо обернулся.

    Ага! - сказал он с облегчением. - Нет, Сперанский, не прощу. Двойка. - И торопливо пошел к столу...

Я представил себе, что станет твориться у Сперанских, когда там узнают про эту двойку. Мишка еще ни разу в жизни не получал плохих отметок. Вдруг Серега вскочил со своего места и громко заявил:

    Геннадий Николаевич, Сперанский врет! Это я подсказывал.

    Брось свои фокусы, Иванов, - открывая журнал, проговорил Геннадий Николаевич.

    Честное слово же! - с отчаянием крикнул Серега. - Что вы, мой шепот не узнали?

Тут я тоже не выдержал.

    И не Сперанский, и не Иванов, - сказал я, поднимаясь, - Вячеслав Андреевич видел, кто.

Гуреев побледнел и угрожающе посмотрел на меня... Классный молчал...

    Будем молчать. Пока не признается тот, кто подсказывал.

    Да ведь ничего не выйдет, - жалобно сказал Серега. И тут же угрожающе произнес:

Вставай, гад! Хуже будет!

Сзади меня тоже сказали:

    Ты не думай, что сильный. Признавайся лучше!

Еще с трех или четырех парт почти одновременно добавили:

    Признавайся, а то хуже будет!.. Гуреев мрачно оглянулся и встал.

Ларин Б. , Зелеранский Н., Мишка, Серега и я. - М., 1977.

    Где происходит событие и кто в нем участвует?

    Какие отношения между учащимися мы увидели?

    Предложите свое решение.

Задание 2

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился.

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился –

Ты ему греха не поминай. Л

юди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его - вини дорогу

И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Скольких в жизни я друзей оставил

Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало,

И бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас жажду видеть

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Расул Гамзатов. 1977.

    Как Вы понимаете эти стихи? Их смысл.

    Почему нужно беречь друзей?

    В чем ценность дружбы и зачем она нужна людям?

Задание 3

Володин отец возвращался домой расстроенным. На работе у него неприятности. Решил об этом не говорить ни сыну, ни жене - подумал, что тоже огорчатся. Сергей Антонович нажал кнопку звонка. Дверь открыл сын.

    А, это ты, папа. Часы починил?

А ведь обещал! Слушай, а как с магнитофоном?

    Ты хоть раздеться мне дай.

    Раздевайся, я тебе не мешаю. Так как все-таки?

    Слушай, Володя, мне сейчас не до магнитофона, у меня...

Так и знал! Опять не купим! У всех ребят в классе магнитофоны, а у моих предков... настроение.

Владимир сорвал с вешалки куртку. Хлопнула дверь. Сергей Антонович тяжело опустился на стул.

    Выскажите свое мнение по поводу поведения Володи. Какие качества личности проявились в его мыслях и действиях?

    Можно ли в этой ситуации обвинить Сергея Антоновича в необязательности?

    Какие моральные нормы нарушил Володя?

    Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Задание 4

В 1912 году в Атлантическом океане произошла страшная катастрофа.

Огромный пассажирский пароход «Титаник» шел первым рейсом из Европы в Америку. Владельцы «Титаника» приказали капитану парохода пересечь Атлантический океан быстрее всех других судов. Они хотели привлечь побольше пассажиров первого класса - богатых дельцов, дорожащих своим временем. Но для этого нужно было идти не обычным путем, а значительно севернее, чтобы сократить расстояние.

Такой путь был очень опасен. В северных водах легко можно встретить айсберг - огромную ледяную гору, оторвавшуюся от полярных ледников и плывущую по течению.

Выполняя приказ хозяев, капитан «Титаника» решился на риск. И вот ночью, в тумане, шедший с большой скоростью пароход столкнулся с плавающей ледяной горой. «Титаник» получил громадную пробоину, которую нельзя было уже заделать, стал быстро наполняться водой и тонуть.

    Спустить шлюпки! - скомандовал капитан.

Но шлюпок оказалось недостаточно. Их хватило только на половину пассажиров.

    Женщины и дети - к сходням!.. Мужчинам - надеть спасательные пояса! - раздалась команда.

Мужчины молча отошли от борта.

Пароход медленно погружался в темную, холодную воду. Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку.

И вдруг к сходням, крича и воя, бросился какой-то толстяк с перекошенным от животного страха лицом. Расталкивая женщин, отпихивая девочек, державших за руку маленьких братьев, он совал матросам пачки денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку.

Послышался негромкий сухой щелчок. Это капитан выстрелил из пистолета. Трус упал на палубу мертвым. Но никто даже не оглянулся в его сторону.

Окружив капитанский мостик, мужчины стояли спокойно...

    Какие отношения между людьми проявились в этом случае?

    Какие моральные качества людей как личностей мы увидели?

    Как вы думаете, почему до сих пор люди помнят гибель этого судна?

ТЕМА «ДРУЖБА КАК ФОРМА

НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Анкета

    Хочешь ли ты иметь настоящего друга?

    Есть ли у вас в классе ребята, которые плохо учатся?

    Как вы думаете, могут ли они быть настоящими друзьями?

    Есть ли в классе ребята, которые постоянно нарушают дисциплину?

    Как вы считаете, можно ли с ними дружить?

    Как ты считаешь, ты сам настоящий друг?

    Могут ли дружить по-настоящему взрослые и дети?

    Могут ли дружить мальчики и девочки?

    Может ли друг предать друга?

Варианты ответов: да, нет, не знаю, не всегда.

Учитель подсчитывает количество ответов на каждый вопрос отдельно по вариантам. Затем анализирует ответы.

Беседа

Что Вы понимаете под словом дружба?

Дружба - это свободный союз людей, общение между которыми становятся их нравственной потребностью, даже если на пути возникают внешние преграды (Словарь по этике).

Дружба - это глубокая устойчивая личная привязанность, выдержавшая проверку временем и закаленная трудностями (Словарь С.И.Ожегова).

Дружба чаще всего вырастает из совместной деятельности людей, которые проносят ее через всю жизнь человека.

Дружба всегда конкретна, потому что касается конкретных людей, поэтому она индивидуальна и избирательна.

Мужская дружба начинается с детства, она более суровая, прямая, часто друзья дополняют друг друга, и жизнь их становится легче.

Дружба - величайшая нравственная ценность. Если люди понимают ее смысл, они ее берегут. Почему?

Дружба детская, которая складывается в детском коллективе (садик, школа), очень непосредственная, эмоциональная и сводится к взаимной симпатии. Она в основном связана совместными занятиями и играми детей, но избирательность оказывает серьезное влияние на развитие личности ребенка.

У подростков в юношеском возрасте развивается потребность в интимной дружбе, которая часто носит «исповедальный» характер, потому что у ребят появляется потребность обсуждать и соотносить собственные переживания с переживаниями и мнением другого.

У девочек потребность в дружбе возникает раньше, выражена сильнее, она более требовательная и избирательна.

Мальчики тяготеют к групповому товариществу, групповой дружбе.

В старших классах дружба переходит границы пола, поэтому возникает много конфликтов - это вызывает некоторую непрочность дружеских взглядов.

Что же общего во всех дружеских отношениях: бескорыстие, преданность, честность, искренность, верность, прямота и т.д.

Возможна ли дружба со взрослыми людьми? Какими?

Может ли быть кто-то из родителей настоящим другом?

Нередко между людьми встречаются отношения, которые называются дружескими, но нетребовательность, всепрощение, взаимное восхваление ведут к тому, что недостатки в характере, в отношении к людям не проходят, а закрепляются. И дружба как форма межличностных отношений стоит на низком уровне.

Есть «словесная дружба», т.е. люди уверяют друг друга в своих глубоких чувствах, в клятвах и обещаниях, которые очень часто расходятся с делами и поступками; такой «друг» часто предает.

«Дружба! Сколько людей на свете произносят это слово, подразумевая под ним приятную беседу за бутылкой вина и снисхождения к слабостям друга? А какое это имеет отношение к дружбе?» (Фадеев). Как Вы понимаете это высказывание?

Дружба - высшая форма человеческих отношений, в которых люди бескорыстно приходят на помощь друг другу, сочувствуют и сострадают в горе и радости, люди надежные и понимающие.

Какого человека мы можем назвать другом? Есть ли у тебя друзья? Какие?

Вспомните примеры настоящей и мнимой дружбы из литературных произведений?

Подумайте, какие качества характера человека проявляются в дружбе? Согласны ли вы с тем, что «дружба творит чудеса, она делает людей счастливыми»? Обоснуйте свое мнение.

ТЕМА «ТЫ И ДРУЖБА»

Групповая работа

Учитель разбивает класс на группы и раздает задания-ситуации для решения каждой группе.

Ситуация 1.

Ученик систематически пропускает уроки потому, что завел компанию, развлекается, выезжает за город и т.д. В школе говорит, что он болеет. Друг молчит.

    Скажите, чего стоит такая дружба?

    Что бы вы предложили или сделали в данной ситуации? Обоснуйте свои выступления.

Ситуация 2.

Ученик дает своему другу систематически списывать домашнее задание, не объясняя материала. Однажды учитель обнаружил одинаковые работы. Другу поставил - 5, а ученику, сделавшему задание, - 2.

    Скажите, к чему могут привести подобные услуги?

    Как бы вы поступили в подобной ситуации с точки зрения человека, друга?

    Предложите выход из данной ситуации (Обоснуйте свое мнение).

Ситуация 3.

Вы узнали, что ваш друг курит травку или употребляет наркотики.

    Как бы вы поступили в подобной ситуации, с точки зрения настоящей дружбы?

    Предложите выход из подобной ситуации. Обоснуйте свое мнение.

TE М A «ОТНОШЕНИЕ К СТАРШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ»

Беседа

    Докажите на примерах, что у людей существует чувство долга, совести?

    Как вы считаете, почему людям необходимы добрые отношения друг к другу.

С древних времен люди беспокоились об отношении молодежи к старшему поколению. Царь Петр I в 1717 году издал «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». В нем сказано:

«Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом, с великим почтением слушать, не с ними в ряд стоять, но немного позади их в стороне стоять, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей никого бранить, ни словами, никакими попреками. Они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говоришь, должна быть правда истинная.

Когда родители спросят, то должны они отозваться, отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзостно отвечать».

Что из того, что мы узнали, звучит актуально и сегодня?

Зачем нам нужно соблюдать такие правила?

Главное уважать старших и своих родителей.

Что значит уважать человека?

Как вы это понимаете?

Уважение - нравственное требование. Общество, которое подразумевает такое отношение к людям, где на практике в поступках, поведении, словах признают достоинство человека, личности и справедливо оценивают его поступки, внимательно и чутко относятся, вежливо и деликатно решают проблемы.

Чуткость - моральное качество характера или отношений, доброе, заботливое, понимающее.

Черствость - бездушие, неотзывчивое отношение к людям.

Г рубость - бескультурье, неучтивость в обращении с людьми.

Хамство - наглость и грубость, или наглое и развязное поведение.

Все эти качества вы употребляете по отношению к старшим? А друг к другу?

О ком думают люди всегда плохо? О том, кому грубят или о том, кто грубит и хамит?

Кто, прежде всего, позорится: тот, кого обзывают или тот, кто это делает?

В любых отношениях человек, прежде всего, реализует уважение к себе. А как вы думаете, что значит уважать себя? Должен ли думать человек об уважении к себе, когда работает со старшими?

Ребята, в наше время есть старшее поколение?

А кто такие люди старшего поколения? Это люди работающие, создающие материальные ценности.

В наше время сложилась определенная норма уважения к старшим. Эта норма адресована к молодежи. Уважение к старшим включает благодарность и признательность за все, что создано старшим поколением, за все блага, которыми пользуется современная молодежь. Общая норма уважения к старшим реализуется в ряде конкретных требований.

    Сознание необходимости учиться у старших, высоко ценить их опыт, прислушиваться к их советам. Это норма - умение молодежи усвоить и практически развить наиболее ценные качества: любовь к Родине, умение трудиться, переносить трудности. Чему мы учимся у старших? В классе? Дома? На улице? Если хорошие примеры, мы поддерживаем. Если примеры отрицательные, то учитель говорит об опыте и поступках, которые в будущем не надо повторять. Не исключено, что отдельные представители старшего поколения могут быть носителями неоправданных форм поведения или взглядов, от которых молодежь откажется. И это понятно, так как полное принятие молодежью всего без критики, без анализа, означало бы остановку в развитии общества. Молодежи нет надобности повторять ошибки старших.

    Быть активным продолжателем дела старших. Нынешнее поколение призвано сделать то, что не успело сделать старшее поколение. Что вы должны уметь, что бы продолжить дело старших? А что нужно сделать сейчас и в будущем, чтобы продолжить дело старших? Какое дело родителей продолжили?

    Воспитывать в себе терпимость в отношении вкусов и привычек, которые сложились у старшего поколения за всю их жизнь, даже если они и кажутся старомодными, вредными, неприятными. Молодежь должна понять, что верность старым вкусам и привычкам у старших естественна. И, как всякая верность даже сама по себе, она уже достойна уважения. Что такое терпимость? Терпимость - терпимое отношение к кому-либо, чему-нибудь, т.е. умение мириться с наличием, существованием кого-нибудь или чего-нибудь, допускать что-нибудь возможное. Со всеми ли поступками надо мириться? Надо критически относиться к поступкам, делам старших, брать для себя лучшее, отказываться от плохого.

Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 6 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.

Урок. Практикум по теме «Человек среди людей»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели:

  • обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения.
  • способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах.
  • создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности.
  • совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия,
  • коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении.

Оборудование : карточки с заданиями, Презентация.

Основные понятия: межличностные отношения, группа, общение, конфликт, межличностный конфликт.

Ход урока

I. Организационный момент.

На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

План:

  • Будем называть слова.
  • Будем отвечать на вопросы.
  • Будем выполнять задания.

Речевая разминка.

II. Постановка цели и задач урока.

  • Определите тему урока. Для этого отгадайте, какие слова здесь зашифрованы.

Тема: Человек среди людей.

  • Откройте учебник на стр. 3. «Оглавление».
  • Где Вы ещё видите такое же название? (Ответ: название Главы II ).
  • Как Вы думаете, мы с Вами изучили эту главу или нет? (Ответ: да )
  • Значит, какова цель нашего урока?

Цель: обобщить знания по разделу «Человек среди людей».

III. Актуализация по теме.

Использование технологии РКМ «Понятийное колесо». Свое название она получила из–за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова – ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

План:

  1. Межличностные отношения.
  2. Человек в группе.
  3. Общение.
  4. Конфликты в межличностных отношениях.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1. Правильно произнеси слова, расставляя ударение.

Личность, межличностные отношения, группа, общение, конфликт, межличностный конфликт.

Работа сопровождается показом Презентации.

  1. Межличностные отношения.
  • Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения – это связь человека с окружающими людьми. (Слайд)

      • Может ли человек обойтись без межличностных отношений?
      • Какие виды межличностных отношений Вы знаете? (Слайд)



Задание 2. Ниже приведены примеры межличностных отноше­ний различного уровня; распредели их в соответствую­щие колонки таблицы.

  • У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваютсяпри встрече.
  • Галина и Полина, встречаясь, обмениваются ново­стями.
  • Евгений и Матвей играют в одной команде по во­лейболу.
  • Сидор и Александр всегда готовы прийти друг дру­гу на выручку.
  • Глеб и Фёдор - одноклассники.
  • Мария и Клавдия сидят за одной партой.
  • Диана и Марина вместе идут домой после уроков.
  • Лариса и Артём делают уроки вместе.
  • Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.
  • Никита и Платон обмениваются марками.
  • Юлия и Яна вместе проводят свободное время.
            • Участниками, каких отношений являетесь Вы?
            • Какие стили межличностных отношений Вы знаете? (Слайд)



Задание 3.
Определите стили межличностных отношений (личные или официальные):

а) друзья отправились вместе в кино _________________________________________________

б) учителя обсудили методы воспитания своих учеников на педагогическом совете ________________

в) мама с дочерью обсуждали, как они будут отдыхать на праздничных каникулах_________________

г) ученица 6-го класса советовалась с библиотекарем о том, какую литературу лучше почитать________________________________________________________________________

д) двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гулянья поссорились и начали драться___________________________________________________________________

е) президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров ___________

ж) учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой ____________________

з) родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю_________________________

и) учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка ______________________

к) девочка в магазине обратилась к продавцу-консультанту за помощью ___________________

Задание 3 . Прочитайте Ситуацию и ответьте на вопрос: Какие правила общения использовала Наташа?

Однажды во дворе многоэтажного дома шестилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут На­таша! А вас?» Мужчина ответил. Девочка продолжила: «У вас найдётся две минутки, чтобы поговорить со мной?» «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она очень любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, то поняла, что стала калекой».

Тут Наташа вынула из-за спины сломанную куклу.

«Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите, пожалуй­ста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огор­чить этого маленького гения общения. Назавтра в услов­ленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем- нибудь помочь вам?» - спросила она.

            • Какие правила общения использовала Наташа?
            • Давайте вспомним правила общения.

2. Группа .

            • Что такое ГРУППА?

ГРУППА — ограниченная в размерах общность людей. (Слайд)

            • Какие группы людей ты знаешь? (Слайд)
            • Участником, каких групп одновременно ты являешься? (Слайд)


  1. Общение .
  • Перечислите виды общения.


Задание 4. Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.

            • взгляд,
            • рассказ,
            • мимика,
            • жесты,
            • поза,
            • походка,
            • танец,
            • прикосновение,
            • комплимент,
            • цветы,
            • песня,
            • подарок,
            • движения,
            • поздравление в стихотворной форме.

4. Конфликт

Задание 5. Представьте, что Вам уже более сорока лет. У Вас не все ладится с работой, есть проблемы со здоровьем. Подумайте, как бы Вы повели себя в следу­ющих обстоятельствах:

а) под Вашими окнами каждый вечер десять горлас­тых мальчишек, сменяя друг друга, играют в футбол;

б) Ваш сын или дочь ежедневно по три часа сидит у телевизора, не радуя Вас своими успехами в учебе;

в) Вы ведете урок, а в классе стоит постоянный шум, и у большинства учеников на лицах написано: я делаю Вам подарок своим присутствием;

г) Вы приходите домой после работы очень устав­шим, а никто из Ваших близких не пошевелился, чтобы убрать квартиру или помыть посуду.

            • Что может возникнуть между Вами и этими людьми? (Ответ: конфликт)

Задание 6. Используй приведённый ниже алгоритм анализа конфликта и разбери одну из ситуаций, перечисленных выше.

Вопрос 1. Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Обоснуй свою позицию.

Против Человек не может обойтись без общества, ему нужно поддерживать связь с другими людьми. Самое яркое проявление этой связи – общение в коллективе.

Вопрос 2. Заполни таблицу «Уровни межличностных отношений». Отметь плюсами те виды отношений, в которых ты участвуешь.

Уровни отношений Пример отношений Я являюсь участником

Знакомство знакомство с новым учеником +

Приятельство общение между людьми по интересам +

Товарищество взаимопомощь на работе, в школе +

Дружба включает и товарищество и приятельство +

Какие из них, по-вашему, самые важные для человека? Почему?

Наиболее важными являются дружба и товарищество. Дружба - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

Вопрос 3. Всем известно, что есть люди, которые вызывают у каждого из нас симпатию (нравятся), и есть те, кто вызывает антипатию (неприятны). Впиши в таблицу черты характера человека симпатичного и неприятного, на твой взгляд, обоснуй свой выбор.

Хорошие черты: отзывчивость, опрятность, дружелюбность, ум.

Плохие черты: высокомерность, хитрость, непостоянство.

Вопрос 4. Реши кроссворд. Если все ответы будут верными, то тебе удастся найти в нём всё уровни межличностных отношений.

По вертикали:

1. взаимоотношения. 2. помощь. 3. дружба. 4. ложь. 5. сочувствие. 6. общение. 7. товарищество.

По горизонтали:

8. знакомство. 9. симпатия. 10. приятельство. 11. антипатия. 12. доверие.

Вопрос 5. Ниже приводится список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к межличностным отношениям.

Подчеркни термин, который «выпадает» из этого перечня.

Взаимность, товарищество, взаимопомощь, приятельство, знакомство, язык общения.

Вопрос 6. Заполни сравнительную таблицу «Деловые и личные отношения».

Сходство в уровнях отношений – знакомство, приятельство, товарищество.

Различия в личных отношениях люди делятся друг с другом информацией по интересам, общаются на свободные темы, а в деловых отношениях они общаются о работе, производственных планах, используют деловой язык.

Вопрос 7. Ниже приведены примеры межличностных отношений различного уровня; распредели их в соответствующие колонки таблицы.

1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.

2. Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями.

3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.

4. Сидор и Александр всегда готовы прийти друг другу на выручку.

5. Глеб и Фёдор - одноклассники.

6. Мария и Клавдия сидят за одной партой.

7. Диана и Марина вместе идут домой после уроков.

8. Лариса и Артём делают уроки вместе.

9. Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.

10. Никита и Платон обмениваются марками.

11. Юлия и Яна вместе проводят свободное время.

Знакомство – 1, 9. Приятельство – 6, 7, 10 . Товарищество – 2,3,5,8. Дружба – 4,11.

Вопрос 8*. Напиши короткий рассказ по одной из следующих тем:

3. Основа межличностных отношений.

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.

Текстовая часть публикации

Учитель истории и обществознания

ГБОУ Школы № 887 г. Москвы

Толмачева С.И.

Межличностные отношения

1.Вставь пропущенное слово:  ____________________________ - это совокупность качеств, которые человек приобретает в процессе жизни в обществе. 2.Если человека характеризуют с точки зрения его неповторимых качеств, уникальных признаков, присущих только ему, то используют понятие: 1) индивидуальность 2) личность 3) организм 4) Индивид 3. Верны ли суждения? А. Личностью человек становится только в обществе. Б. Личностью рождаются. 1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верно А и Б 4.Нет верных суждений Проверь себя
4.Игра, учеба. Труд, общение – это виды______________________ 5.Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания жизнедеятельности его организма и развития его личности 1)Интерес 2)Потребность 3)Привычка 4)Карьера Проверь себя
Ключ к тесту: 1. Личность 2. 1 3. 1 4. Деятельности 5. 2 ВЗАИМОПРОВЕРКА

Межличностные

отношения

Тема урока

Узнать что такое

межличностные отношения,

определять виды

межличностных отношений.
Цель урока

Может ли человек обойтись

без межличностных

отношений?

Приведите аргументы за и

против.
Проблема
Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть. А. Ривароль Эпиграф
Главное отличие межличностных отношений в том, что они носят обоюдный характер. Обычно эта обоюдность подчеркивается словом «взаимо»: - взаимодействие - - взаимовосприятие - - взаимопонимание Межличностные отношения начинаются с общения.

Чувства
– высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Чувства
– основа межличностных отношений
Задание в учебнике с.51. Раздели перечисленные чувства на две группы: положительные и отрицательные. 1. Назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей. 2. Назовите чувства, которые людей разъединяют.
Чувства
– основа межличностных отношений.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

Чувства

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
Удовольствие Зависть Радость Горе Блаженство Обида Восторг Гнев Восхищение Гордость Доверие Тоска Уважение Нежность Благодарность Любовь
Чувства
– основа межличностных отношений
Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают
симпатию
в отношениях между людьми. А отрицательные -
антипатию.
М е ш а ю т м е ж л и ч н о с т н ы м отношениям
стереотипы.
Какие новые понятия вы встретили в тексте?

Симпатия
- внутреннее расположение, привлекательность
Антипатия
- чувство неприязни или отвращения. Противоположно симпатии.
Стереотип
- это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами, определённое сложившееся мнение, представление о чём-то. Поработайте с учебником с. 51-52 и приведите примеры с этими понятиями.

Межличностные

отношения
– взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения

 Многообразие непосредственных отношений между людьми позволяет выделить разные виды этих отношений.  Самыми распространенными среди них являются: Виды межличностных отношений
Знакомство
Приятельство
Товарищество
Дружба
1. Знакомство 2. Приятельство 3. Товарищество 4. Дружба Виды межличностных отношений:

Ниже приведены примеры межличностных отношений. Определите их вид. 1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече. 2. Галина и Полина, встречаясь. Обмениваются новостями. 3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу. 4. Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь.
Каким должен быть настоящий друг? Словесный портрет друга
Антипа́

тия
Антипа́

тия
- чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии.
 По стилю межличностные отношения делятся на:  1. Официальные (должностные)  2. Личные Межличностные отношения
Межличностные отношения
Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Приведите аргументы за и против. Проблема урока
Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе. «Золотое правило нравственности»
Три важных момента, которые я узнал на уроке? Что из того о чем я узнал мне пригодиться? Чтобы еще хотели узнать?
Межличностные отношения

1) П. 6 ответить на вопросы рубрики «проверим себя» 2) Написать короткий рассказ на тему «Что мешает межличностным отношениям и как это преодолеть?» или 3) рисунок на тему «Межличностные отношения» Домашнее задание

Проверь себя

1.Вставь пропущенное слово:

  • ____________________________ - это совокупность качеств. Которые человек приобретает в процессе жизни общества.

2.Если человека характеризуют с точки зрения его неповторимых качеств, уникальных признаков, присущих только ему, то используют понятие:

1) индивидуальность

2) личность

3) организм

4) индивид

3. Верны ли суждения?

А. Личностью человек становится только в обществе.

Б. Личностью рождаются.

1.Верно только А

2.Верно только Б

3.Верно А и Б

4.Нет верных суждений

4.Игра, учеба. Труд, общение – это виды______________________

5.Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания жизнедеятельности его организма и развития его личности

1)Интерес

2)Потребность

3)Привычка

4)Карьера



ВЗАИМОПРОВЕРКА

Ключ к тесту:

1. Личность

4. Деятельности



Тема урока



  • Узнать что такое межличностные отношения, определять виды межличностных отношений.


Проблема

Может ли человек обойтись без межличностных отношений?

Приведите аргументы за и против.



Эпиграф

Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть.

А. Ривароль





– взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.



  • Взаимодействие
  • Взаимовосприятие
  • Взаимопонимание


Чувства – основа межличностных отношений



  • Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность.
  • Стереотип – обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе
  • Антипатия отношения прямо противоположные симпатии.


Какие новые понятия вы встретили в тексте?

Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. А отрицательные - антипатию. Мешают межличностным отношениям стереотипы.



Виды межличностных отношений:

5. Любовь















Задание по группам :

Ниже приведены примеры межличностных отношений. Определите их вид.

1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.

2. Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями.

3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.

4. Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь.



Словесный портрет друга

Каким должен быть настоящий друг?



«Золотое правило нравственности»

Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.



Три важных момента, которые я узнал на уроке?

Что из того о чем я узнал мне пригодится?

Чтобы еще хотели узнать?



  • Ответить на вопросы рубрики «проверим себя» (стр.56)
  • Прокомментировать памятку «Учимся взаимодействовать с окружающими» (стр.58)
  • 2) рисунок на тему «Межличностные отношения»

Просмотров