§10. Духовная культура общества (окончание). Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России. Тенденции и перспективы религиозного развития

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает?

Духовная культура – это сфера производства и потребления духовных ценностей. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума.

2. Какие ценности включает духовная культура современного общества? Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры».

К основным духовным ценностям относятся: мировоззренческо-философские, или смысложизненные, ценности выражают самые основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром; нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов - принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм; эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии; религиозные ценности, религиозные учения включают в себя определённые заповеданные (запреты) и санкционированные основные нравственные ценности и требования.

Социальные институты культуры - учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.

Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.

По характеру исполнения элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор - ещё одно название народного творчества, которое создаётся различными слоями населения. Фольклор связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. В лучших образцах народной культуры запечатлеваются наиболее важные стороны жизни общества в тот или иной период его развития, фиксируются значимые для социума (или его части) ценности и нормы. При этом форма выражения произведений народной культуры является традиционной, порой даже канонической. Так, народные песни или народный костюм, традиционные по форме, сохраняют принятые приёмы их создания. При внешней простоте формы многие произведения народной культуры включают достаточно сложную систему символов, которые могут быть непонятными в полной мере. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Элитарная, или высокая, культура создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись П. Пикассо или музыка А. Шнитке, трудна для понимания неподготовленным человеком. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растёт, круг потребителей высокой культуры расширяется. К её разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления - середина XX в., когда новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример.

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества; подсистема доминирующей культуры, характеризующая образ жизни и ценности некоторых социальных групп. К субкультурам современности можем отнести – молодёжную субкультуру (эмо, готы), субкультуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств, профессиональную субкультуру, криминальную субкультуру.

5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?

В современном обществе с одной стороны просматривается взаимное проникновение различных культур, которое способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой стороны - развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

ЗАДАНИЯ

1. Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

В первобытном обществе действительно была духовная культура, но не богатая, а более примитивная, т.к. в первобытном обществе существовали традиции, религия, законы и т.д., которые зафиксированы в материальных источниках, найденных во время археологических раскопок.

2. Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.

Картина мира - это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фрагментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе. Исходя из этого, картина мира жителя древних Афин была сосредоточена на преклонении богам. У древних афинян существовал целый пантеон богов, каждый из которых являлся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Среди них постепенно выделяется один, обладающий выдающимися способностями и качествами.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры занимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь - храм Афины-Девы, Парфенон.

Немного иная была картина мира средневекового человека. Сама категория земной жизни носило оценочный характер и противостояла жизни небесной. В связи с этим земля как географическое понятие одновременно воспринималась как место земной жизни и входило в оппозицию «земля-небо», поэтому носило религиозно-моральный характер. Эти же представления переносились на географические понятия вообще: одни земли воспринимались как праведные, другие как грешные, а перемещение в географическом пространстве становится передвижением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей, в котором верхняя ступень находится на небе, а нижняя в аду (например, эта особенность определила композицию «Божественной комедии» Данте).

Важную роль играли оппозиции «свое - чужое» и воспринимались как вариант противопоставления «праведное - грешное», «хорошее - плохое».

Земля представлялась плоской в виде огромного диска, поддерживающего небесный свод и окруженного океаном, ее край, который терялся во мраке, был населен чудными племенами - одноногими людьми, людьми-волками. В этом плоском, круглом, окруженном всякими ужасами мире есть центр - Иерусалим.

Объективный мир был разделен на три области. В одной из них царил ислам - царство зла. Другая область - Византия, в ней господствовало полу зло, этот христианский мир вызывал недоверие и был чужым. Третья область - сам Запад, латинский, христианский мир, мечтавший о Золотом веке и об империи.

Вселенная представляла собой систему концентрических сфер. Так, например, согласно «Светильнику» Гонория Августодунского небо разделялось на три части: телесное небо, которое мы видим; духовное небо, где обитают духовные ангелы, и интеллектуальное небо, где блаженные созерцают лик Святой Троицы.

Себя самого средневековый человек воспринимал как «малый мир» - микрокосм, который был соотнесен с макрокосмом, ощущая свое внутреннее родство с ним.

Средневековое время, прежде всего, было религиозным и церковным временем. Религиозным, т. к. год представлялся как год литургический, который воспринимался как последовательность событий из истории Христа. Он разворачивался от Рождества до Троицы и был наполнен событиями из жизни святых. Церковным оно было и потому, что только духовенство могло его измерять колокольным звоном, и было его «хозяином».

Картина мира средневекового человека была до предела насыщена разного рода символами. Каждый реальный предмет рассматривался как образ чего-то ему соответствующего в сфере более высокого и, соответственно, становился его символом. Для выражения скрытой от глаз реальности служил и язык. Символизм был универсален, мыслить - означало вечно открывать скрытые значения, обещавшие спасение. Символично было все.

3. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.

Закон преемственности в развитии культуры является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т.д.

Преемственность - основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность.

Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предыдущих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.

Закон преемственности культуры можно рассмотреть на таком примере как празднование Нового года или Рождества. На протяжении многих лет этим праздникам люди уделяют огромное внимание.

4. Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.

Функции культуры

Познавательная: Целостное представление о народе, стране, эпохе

Оценочная: Отбор ценностей, обогащение традиций

Регулятивная (нормативная): Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности

Информативная: Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений

Коммуникативная: Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности

Социализация: Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию

Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.

К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвёртую власть», по существу, их понимают не только как компонент политической сферы, но и как культурный институт, поскольку с их помощью формируются определённые нравственные и эстетические нормы, связанные с политической деятельностью. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте.

Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).

Виды темперамента человека — это то, что влияет на поведение человека и отражается на характере человека. Какая взаимосвязь между этими понятиями?

Темперамент — это характеристика, символизирующая об отношении человека к окружающим людям, внешнему миру, способ восприятия себя, других людей, реакции на радостные и печальные события жизни.

Люди с древних времён задавались вопросом различного поведения людей, их реакций на жизненные ситуации, в равных условиях разные люди ведут себя по-разному. Учёные старались выделить, группировать особенности и определить основные типы темпераментов, так возникла классическая систематизация и разделение людей на 4 вида темперамента.

Виды темперамента человека

Предлагаем рассмотреть виды темперамента и их характеристики:

  • флегматический — человека с этим типом темперамента зовут флегматик, им свойственна медлительность, спокойствие, невозмутимость;
  • сангвинический — человека зовут сангвиник, такие люди весьма подвижны, быстро загораются новыми идеями, активно жестикулируют во время речи и используют мимику;
  • холерический — человека называют холерик, такие люди кажутся неуравновешенными, очень сильно и эмоционально реагируют на жизненные ситуации, особенно на радость и печаль, могут совершать нелогичные и необдуманные поступки;
  • меланхолический — человека называют меланхолик, это задумчивые люди, склонные к внутренним переживаниям, при этом скрывающие от окружающих свои эмоции, редко раскрывают душу, им свойственны постоянные привязанности, болезненно воспринимают неприятности и критику, часто не хватает решительности в действиях.

Классификация на виды темперамента человека по четырём группам существует ещё с 5 века до нашей эры. Ещё Гиппократ определял четыре типа людей, однако предполагая влияние определённых жидкостей организма на данные типы темперамента, таких, как кровь, лимфа, жёлтая и чёрная желчь. Причём названия жидкостей на латыни и легли в основу названий темпераментов людей.

Конечно, современная наука опровергла теорию жидкостей и определила — решающий фактор в формировании типа темперамента имеет строение нервной системы. И.П. Павлов заметил следующую взаимосвязь, что слабый тип строения нервной системы присущ меланхоликам, сильный, неуравновешенный — холерикам, сильный уравновешенный подвижный — сангвиникам, сильный, уравновешенный и инертный — флегматикам.

Человек может сочитать в себе несколько типов характера

Интересно, в жизни у людей наблюдаются обычно проявления двух темпераментов, временами — трёх, при этом есть ведущий, преобладающий. Человек в разных условиях может вести себя различным образом. Важно понимать, что слабый тип устройства психики не является плохим, такие люди более обострённо воспринимают внешний мир, меланхолический темперамент часто встречается у поэтов и композиторов.

Люди с разными типами темперамента преуспевают в жизненных обстоятельствах, благодаря своим особенностям, просто кому-то больше нужен отдых, восстановление сил, спокойная обстановка. Среди известных людей можно встретить людей с разными видами темпераментов: черты сангвиника были у Суворова, флегматика — у Кутузова, холерика — у Павлова, меланхолика — у Чайковского. А значит, тип темперамента не может быть помехой для достижения успехов — это особенность человека, его поведения, реакций на ситуации, обстоятельства, людей.

Современные учёные считают, что виды темперамента человека не оказывают ключевой роли в процессе формирования характера, влияют прямым образом на характер и способности человека, мировоззрение. Духовная часть человеческой личности приобретается вместе с жизненным опытом и благодаря воспитательным приёмам.

Хороший характер возможен независимо от типа нервной системы, скорее, это отражается на способах реакций на окружающую жизнь и сказывается на взаимоотношениях с окружающими. А доброта, честность, вежливость, порядочность — это приобретаемые свойства личности, черты характера.

Таким образом, характер и темперамент человека лишь отчасти связаны, ведь темперамент определяется в зависимости от типа нервной системы, а значит, врождёнными характеристиками, а характер формируется на протяжении жизни.


Для определения темперамента человека можно пройти сложный тест на темперамент или понаблюдать за окружающими и собой. Предлагаем пройти небольшой опрос, вопросы которого характеризуют различные виды темперамента человека:

Следует дать ответы по четырём группам вопросов, доминирование утвердительных ответов в одной группе указывает на преобладание определённого типа темперамента.

Наблюдается холерический темперамент

Итак, если вы скажите «да» по большинству вопросов:

  • прослеживается ли суета в движениях?
  • вспыльчивость — характерная черта?
  • нетерпеливость — это про Вас? Сложно ждать?;
  • прямолинейность наблюдается в суждениях?
  • решительность ваш конёк?
  • упрямство, настаивание на своём мнении часто бывает?
  • легко находите ответы в споре?
  • порывистость в работе, работа скачками бывает?
  • любите рисковать?
  • быстро все забываете обиды?
  • говорите довольно быстро?
  • бываете не очень уравновешенными?
  • агрессивность проявляется в поведении?
  • нетерпение к недостаткам других людей бывает?
  • мимика и жесты всегда выразительны, эмоциональны?
  • можете быстро находить решения?
  • любите открывать горизонты — получать новую информацию, знания, впечатления?
  • резкие движения бывают?
  • целеустремлённость — Ваша особенность?
  • состояние души изменчиво, как ветер?

Вы согласны, что эта информация про Вас?


Cангвинический тип темперамента

  • излучаете радость и веселье?
  • энергия и деловитость — ваше второе я?
  • можете не заканчивать, что начали и переключаться на другое дело?
  • можете брать на себя обязательств больше возможного?
  • хватаете информацию на лету?
  • часто меняете увлечения, направления деятельности?
  • относитесь спокойно к трудностям жизни, переживаете без лишних эмоций?
  • можете адаптироваться быстро к новым условиям жизни?
  • всегда рады новым делам, освоению новых горизонтов?
  • теряете интерес к вопросу, когда уже изучили, не чувствуете большой энтузиазм?
  • легко переходите от одной сферы деятельности к другой?
  • не можете долгое время выполнять однообразную работу, не любите рутину?
  • общительны — душа компании, легко находите общий язык с новыми людьми?
  • выносливость и высокое стремление к работе — ваши помощники в построении карьеры?
  • часто говорите громко и быстро, применяя активно жестикуляцию?
  • всегда спокойны, даже в непривычных условиях?
  • часто находитесь в бодром и весёлом настроении?
  • легко переходите в состояние сна и встаёте утром?
  • бываете не сильно организованы, спешите всё успеть?
  • можете часто переключать внимание на посторонние вещи?


Флегматический тип темперамента

Следующие 20 вопросов, ответить: «да» или «нет»?

  • окружающим кажется, что хладнокровность и спокойствие присущи Вам с рождения?
  • во всех действиях прослеживается последовательность, обстоятельность?
  • осторожность и рассудительность Ваше второе я?
  • готовы долго ждать нужного времени?
  • не склонны к разговорчивости, предпочитаете молчать?
  • говорите всегда спокойно, равномерно, не торопясь?
  • терпеливость и сдержанность наблюдается во всём?
  • всегда стараетесь доводить всё, что начали, до логического финала?
  • не склонны браться за дела, которые не имеют смысла?
  • предпочитаете всё систематизировать, устанавливать график работы и отдыха?
  • можете сдерживать эмоциональные вспышки?
  • не верите в гороскопы и гадания?
  • спокойно воспринимаете шутки, укоры?
  • имеете постоянные хобби, предпочтения?
  • с трудом переключаете внимание с одной деятельности на другую?
  • относитесь одинаково ко всем окружающим?
  • любите, когда всё лежит на своих местах — чёткость и системность?
  • тяжело адаптируетесь к новым условиям жизни?
  • временами чувствуете вялось и нежелание что-либо делать?сдержанность Ваша особенность?


Меланхолический тип темперамента

Последняя группа вопросов для четвёртого типа личности:

  • застенчивость часто проявляется в действиях?
  • сложно ориентироваться в новых условиях, незнакомом месте?
  • сложно знакомиться и общаться в незнакомой компании?
  • недостаточно уверенны в себе?
  • спокойно пребываете в одиночестве?
  • наблюдаете упадок настроения при неудачах в жизни?
  • можете пребывать в своём внутреннем мире, любите думать, наблюдать?
  • утомляемость часто мешает в работе?
  • речь спокойная и тихая, даже шёпот?
  • можете приспособиться к характеру человека?
  • впечатлительность сопровождает по жизни?
  • уязвимо воспринимаете похвалу и критику?
  • требования к себе и окружающим бывают довольно высокие?
  • мнительность и подозрительность наблюдается в суждениях?
  • чувствительность и ранимость души?
  • обидчивость повышенная уязвимость внутреннего мира?
  • скрытность мыслей, любите хранить в себе переживания, эмоции?
  • активность низкая?
  • покорность и послушание в работе, учёбе?
  • взываете к помощи, сочувствию других людей?


Виды темперамента человека значительно отличаются, могут быть противоположными в своих проявлениях, при этом у каждого есть сильные и слабые стороны, не стоит переживать по данному вопросу, часто встречаются смешанные типы темперамента. Конечно, это врождённая особенность, но сам характер может подвергаться корректировке и саморазвитию.

Виды темперамента человека — это наиболее известная классификация людей по типам поведения, однако есть и другие точки зрения на личность. Выделяют два психологических типа личности — экстраверт и интроверт. Что обозначают эти понятия?

Экстраверты (сангвиники, холерики) — внимание этих людей направлено на внешний мир, такие личности часто импульсивны, инициативны, проявляют гибкое поведение в отношениях с людьми, жизненных обстоятельствах, общительны, легко находят контакт с новыми людьми, легко адаптируются в социуме.

Интроверты (меланхолики, флегматики) — противоположные по типу личности, их внимание сосредоточено на внутреннем мире и своих ощущениях, мыслях. такие люди малообщительны, тяжело идут на контакт, часто замыкаются в себе, социально не активны, любят заниматься самоанализом, сложнее адаптируются в обществе.

Установить, какой тип личности наблюдается у каждого человека можно путём наблюдений за поведением или пройдя специальные тесты. Обычно стеснительные, замкнутые и малообщительные — интроверты, а душа компании и заводилы — экстраверты. Важно понять, что это особенность психики — не все любят шумные компании, кому-то и в одиночестве комфортно, относитесь с пониманием к близким, друзьям, у каждого свои предпочтения и восприятие жизни, ищите компромиссные способы проведения времени, общения.

Существует ещё одна классификация, определяющая виды темперамента человека

  • подвижный — люди с таким темпераментом обычно хорошо развиты физически, могут быть спортсменами или просто подтянутыми, с хорошей фигурой. Черты лица могут быть резковаты. Такие люди ловки, имеют высокую силу воли, храбрые, смелые, самостоятельные, внимательно относятся к любой работе, обязанностям. Ответственность и энергичность может снижаться при недостаточном духовном развитии.
  • жизненный темперамент — такому типу людей свойственна ещё большая мускулатура, при этом они добродушны, открыты, великодушны, милосердны. В данном случае воля развита меньше, не хватает твёрдости в принятии решений. Необходимо развивать настойчивость, решительность, самостоятельность.
  • духовный темперамент — люди с таким темпераментом слабо развиты физически, могут иметь большой череп и высокий широкий лоб. Черты лица обычно довольно выразительные Выносливость и сила воли во многом определяются развитием мозга, осознанием целей и стремлений, могут достигать также высоких результатов (наука, искусство). При этом быстро поддаются утомляемости.


Эти три вида темперамента редко встречаются в чистом виде, однако определяющим является физическое состояние человека, дополнительные факторы имеют также большое значение, особенно духовная осознанность и наличие силы воли.

Темпераменты деятельности человека неразрывно взаимосвязаны, для различной работы требуются особые свойства — умение быстро реагировать, общаться с людьми, настойчивость и усидчивость, ответственность, поэтому, выбирая работу, стоит задуматься, что будет легче, спокойнее переноситься организмом, восприниматься психикой человека?

Меланхолики и флегматики любят спокойную работу, не связанную с высокими стрессами, переживаниями, например — документооборот. Холерики и сангвиники предпочитают активную работу на передовой — руководство, продажи, личное общение с клиентами. В семьях считается, что хорошо сочетаются люди с противоположными темпераментами.

Индивидуальные особенности человека, темперамент и характер — это отличия, которые влияют коренным образом на отношение людей к жизни и окружающим. Какая же взаимосвязь между видом темперамента и характером?

Как уже стало известно, виды темперамента человека — это отражение динамической стороны психики, а также особенностей нервной системы. Характер — это особенности личности, которые формируют способы поведения человека, его устойчивость в проявлениях. В характере заложена программа действий в типичных ситуациях, алгоритм поведения.

Можно сказать, что темперамент — это предпосылка или исходные данные, заложенные природой, а характер человека формируется жизнью, опытом, воспитанием. В психологии есть различные теории, позволяющие определять характер по выражению лица или жестам (мимике).

Это отчасти может соответствовать истине, ведь человек постоянно улыбающийся, сохраняет часто это выражение лица и кажется, что «глаза смеются», а люди печальные носят «маску скорби» и в уголках губ появляются складочки вниз, говорящие об определённых негативных чертах характера — недовольство, критика, брюзжание.

В формировании характера важно обратить внимание на такие черты — принципиальность, убеждённость, целеустремлённость. Без них очень сложно преуспеть в жизни, в любой сфере. Необходимо с детства приучать детей ставить цели, прилагать усилия для достижения, верить в свои силы.


Самостоятельное формирование характера в подростковом возрасте

После 14 лет подросток уже самостоятельно может заниматься формированием характера и определять наиболее важные черты характера, которые нужно развить, стимулировать, укреплять. Кроме вышеперечисленных, важно освоить и способы коммуникации с окружающими, научиться вступать в контакты, общаться с различными людьми, вызывать симпатию, доверие, уметь высказывать корректно свою точку зрения, быть внимательным и понимающим слушателем.

Кроме того, психологи выделяют основным из качеств — трудолюбие, если ребёнок не привыкает с детства к определённым обязанностям, необходимости прилагать усилия для результатов, то во взрослой жизни ему будет тяжело добиться высоких результатов в работе, не достаточно «отсидеться на работе», нужно гореть и стремиться к результатам.

Таким образом, виды темперамента человека дают нам подсказку для понимания своих психических особенностей и окружающих нас людей. Формирование характера частично зависит от исходных предпосылок, даёт ключ к внутреннему миру человека. Для саморазвития важно понимать особенности темперамента, чтобы работать над корректировкой своего поведения, вырабатывать необходимые черты характера.

Очевидно, что меланхолику нужно учиться позитивно смотреть на мир, вырабатывать уверенность в себе и самостоятельность. А холерику учиться терпимости и сдержанности в проявлениях. У каждого темперамента есть позитивные и отрицательные стороны. Если записать их и проанализировать, можно понять в каком направлении стоит двигаться для улучшения взаимодействия с людьми и жизнью в целом.

Желаем всем успехов в познании темперамента и внутренней гармонии!

Словарь

Духовная культура общества - совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и её результаты.

Институты культуры - учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

Контркультура - специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей (преобладающей) культуры.

Практические выводы

1. Духовная культура общества составляет необходимую часть его структуры. Человеку как существу не только разумному, но и духовному важно определить для себя те ценности и нормы, которые помогают ему реализовать свои потребности в поиске смысла жизни, личные цели.

2. Мир культуры многообразен, сложен и динамичен. Чтобы определять свои культурные предпочтения, необходимо разбираться в этом многообразии, понимать особенности и самоценность явлений культуры.

3. Терпимость и уважение к культурным вкусам других людей - отличительная черта цивилизованного общества и культурного человека.

Документ

Народная культура - это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации. Специфической особенностью народной культуры является опора на традицию и настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности - как в области поведения, так и в области мышления. Она передаётся в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы. Народная культура консервативна, практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего стремления к консервации и доминированию охранительных тенденций. Её субъектом является народ - коллективная личность, имеющая единую систему ценностей и единую для всех «жизненную программу поведения», индивидуальное начало в народной культуре не выражено, здесь личность не выделена из коллектива - отсюда и анонимность, безличность, отсутствие именного авторства.

Вопросы и задания к документу

1. Какие особенности народной культуры выделяет автор? 2. Проиллюстрируйте названные особенности собственными примерами известных вам произведений народной культуры. 3. Как автор характеризует субъекта народной культуры? 4. Существует мнение, что в современном обществе народная культура занимает весьма скромное место, что времена фольклора прошли. Согласитесь с этой позицией или опровергните её.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает? 2. Какие ценности включает духовная культура современного общества? Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры». 3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры? 4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример. 5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?

Задания

1. Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

2. Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.

3. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.

4. Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.

5. Подготовьте компьютерную презентацию по теме «Элитарная культура». (Используйте конкретные имена творцов этой культуры, приведите характеристику их творчества, покажите, как в нём проявляются особенности элитарной культуры.)

Мысли мудрых

«Сердце, воображение и разум - вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой».

К. Г. Паустовский (1892-1968),
российский писатель

«Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых».

Ф. А. Искандер (род. 1929),
российский писатель

Просмотров