История России: Периодизация истории России. Киевская Русь – Московское государство. Периодизация всемирной истории. Восточная и западная формы цивилизационных пространств

1) самое главное! просмотрите конспекты лекций! 2) Периодизация истории – особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й.Гудсблом). Многие учёные, начиная от мыслителей XVIII века (А.Барнав, А. Фергюсон, А. Смит) до современных постиндустриалистов вроде Д. Белла и Э. Тоффлера, опираются на экономико-производственные критерии. Первые донаучные периодизации истории были разработаны ещё в глубокой древности (например, от золотого века людей к железному), но научные периодизации появились только в Новое время, когда в результате трудов итальянских гуманистов, но особенно Жана Бодена постепенно утвердилось сохранившееся и до настоящего времени деление истории на древнюю, средневековую и новую (Считается, что хронологически наиболее чётко такое деление было проведено в работах немецкого профессора Келлера ). В 18 веке появляется много различных периодизаций, среди авторов которых можно упомянуть А.Смита, А.Тюрго, Ж. Кондорсе. Возможно, наиболее известные из многочисленных периодизаций 19 века принадлежат Г. Гегелю, К.Марксу и Ф. Энгельсу, О. Конту. В 20 веке развитие идей периодизации продолжалось, однако к середине этого столетия интерес к этой проблеме существенно ослаб. Тем не менее можно указать на достаточно важные в этом плане работы (например, В. И. Ленина, У. Ростоу, Д. Белла, Л. Уайта, Э. Тоффлера, Р. Адамса, В. Мак-Нила и других). В СССР, как известно, была обязательной т.н. пятичленная периодизация, связанная с пятью способами производства (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический). Периодизация – очень эффективный метод анализа и упорядочения материала. Через периодизацию можно более глубоко показать соотношение развития исторического процесса в целом и отдельных его аспектов. Она обладает большим эвристическим потенциалом, способна придать стройность теории, во многом структурирует её и – главное – даёт ей шкалу измерения. Не случайно многие учёные отмечают большую важность периодизации для исследования истории. Тем не менее, периодизация имеет дело с исключительно сложными явлениями процессного, развивающегося и временного типа, и поэтому неизбежно огрубляет и упрощает историческую реальность. Поэтому любая периодизация страдает односторонностью и большими или меньшими расхождениями с реальностью. Особенно это заметно, когда учёные начинают абсолютизировать значение избранных факторов, забывая, что периодизация всё же играет служебную роль. С другой стороны, количество и значение таких расхождений можно резко уменьшить, если строго соблюдать правила и особенности этой методологической процедуры (подробнее об этих процедурах см., например, работы Л.Е. Гринина). В частности, построение периодизации требует соблюдения правила одинаковых оснований, то есть необходимости при выделении равных по таксономической значимости периодов исходить из одинаковых причин (критериев). Второе правило: основания периодизации должны быть связаны как с общей концепцией исследователя, так и с назначением периодизации (которая может быть самой различной). Очень важно и продуктивно использование правила дополнительного основания, заключающееся в том, что, помимо главного основания периодизации, которое определяет количество и характеристики выделяемых периодов, нужно ещё и дополнительное, с помощью которого уточняется хронология. Иными словами, в периодизации необходимо различать её смысловую (концептуальную) и хронологическую стороны. В качестве примера использования этого правила можно привести периодизацию Л.Е.Гринина. Согласно его концепции весь исторический процесс можно разделить на четыре крупные ступени (формации исторического процесса), смена каждой из них является сменой всех основных качественных характеристик соответствующей ступени исторического процесса. Начало таких трансформаций связано со сменой принципов производства благ. Гринин выделяет четыре принципа производства благ: охотничье-собирательский; аграрно-ремесленный; промышленный; научно-информационный. Однако Гринин обходит молчанием тот факт, что смена принципов производства связана со сменой способов производства и присвоения материальных благ, т.е. трёх социальных революций: 1) феодальной революции; 2) буржуазной; 3) социалистической. Начало этих революций является удобным и естественным дополнительным основанием, с помощью которого устанавливается хронология смены формаций. История человечества прежде всего подразделяется на два основных периода: (I) эру становления человека и общества, время праобщества и праистории (1,6-0,04 млн. лет тому назад) и (II) эру развития сформировавшегося, готового человеческого общества (от 40-35 тыс. лет тому назад до современности). Внутри последней эры отчетливо выделяются две основные эпохи: (1) доклассового (первобытного, примитивного, эгалитарного и т.п.) общества и (2) классового (цивилизованного) общества (от 5 тыс. лет тому назад до наших дней). В свою очередь в истории человечества с момента возникновения первых цивилизаций сменились эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.), античная (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), средних веков (VI-XV вв.), новая XVI в. -1917 г.) и новейшая (с 1917 г.). Исторические периоды: 1)Первобытное общество 2)Древний мир (до 476 года) 3)Средние века (476-середина XVII века) 4)Новое время (середина XVII века-1918 год) 5)Новейшее время (с 1918 года) Экономическая организация: 1)Охотники и собиратели 2)Аграрное общество (примерно до 1800 года) 3)Индустриальное общество (1800-1960) 4)Постиндустриальное общество (после 1960 года)

Экзамен по истории.

Предмет, функции и источники истории как науки. Методологические основы изучения исторического процесса.

История – это рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано и исследовано.

История – это комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всём его многообразии.

Предметом изучения истории являетсядеятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

История выполняет целый ряд функций :

1) Познавательная - выявлении закономерностей исторического развития.

2)Воспитательная- способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3) Прогностическая -заключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4) Функция социальной памяти -заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

Исторические источники – все остатки прошлого в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни.

Классификация источников : (Ковальченко И.Д)

1) Вещественные

2) Письменные

3) Изобразительные (худ. работы)

4) Фонические (документы аудио и видео ряда)

Методы изучения истории :

1) Хронологический

2) Хронологическо-проблемный метод

3) Проблемно-хронологический

4) Синхронический

5) Ретроспективный

Периодизация всемирной истории. Восточная и западная формы цивилизационных пространств.



Периодизация истории - особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.

Периодизация всемирной истории:

1) Первобытное общество (2 млн. лет назад – 4 тысячелетие до н.э.)

2) Древний мир (5 тысячелетие до н.э. – сер. 1 тыс. н.э.)

3) Средние века (476 г. – сер.17 в.)

4) Новое время (сер. 17 в. – начало 20 в.)

5) Новейшая история (1918 г. – начало 21в.)

Периодизация истории первобытного общества:

1) первобытное человеческое стадо;

2) родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов);

3) первобытная соседская (протокрестьянская) община.

Периодизация истории : (В.О. Ключевской. сер. 19 века)

1) Русь Днепровская, городовая (8-13 вв.)

2) Русь удельно княжеская (13-15вв.)

3) Русь Великая Московская (15-17вв.)

4) Всероссийский, императорский, дворянский (17-19вв.)

Периодизация советская (в основе лежит формационный подход):

1) Первобытно – общинный строй (до 9 в.)

2) Феодализм (9 – 19 вв.)

3) Капитализм (2 половина 19 – 1917 г.)

4) Социализм (1917 - …)

Чаще всего под Западом понимают экономически развитые государства Западной Европы.

В отличие от Запада единого Востока не существует. Простое географическое деление (Восток - это Азия, а Запад - это Европа) ничего не даёт. Восток представляет собой причудливую смесь различных экономических укладов, религий и культур.

Во-первых, на Западе выше уровень экономического и технологического развития. Во-вторых, культура Запада основана главным образом на христианских ценностях (хотя это не значит, что все жители Запада исповедуют христианство), а культура Востока сформировалась на основе ислама, буддизма, индуизма и др. Кроме того, по мнению учёных-социологов, на Западе в характере людей преобладают такие черты, как индивидуализм, личная ответственность и инициатива, а на Востоке - общинность, а следовательно, коллективная ответственность. Таким образом, Запад" и "Восток - это не столько географические, сколько экономические и в первую очередь культурные понятия.

А как соотносятся Восток и Запад в самой России? Существуют две точки зрения. Согласно одной, Восток - неславянское, преимущественно нехристианское население как европейской, так и азиатской части страны. В этом смысле славянские народы, где бы они ни проживали, предстают частью Запада, т. е. европейской христианской цивилизации. Сторонники этой точки зрения считают, что в России объединились Восток и Запад, а так как к Западу можно отнести более 85% её жителей, развитие страны должно идти по западному пути.

Другая точка зрения отрицает существование общеевропейской цивилизации. Согласно данной теории, есть две христианские цивилизации: одна - собственно западная, а другая, противостоящая ей, - восточнохристианская. По мнению приверженцев подобного взгляда, в нашей стране Восток соседствует с особым, славянским, миром, поэтому России уготован собственный путь развития, не похожий ни на какой другой. В XIX в. защитников этих теорий назвали соответственно западниками и славянофилами. Слово "славянофилы" можно перевести как "любящие славян", так как греческий глагол "фило" значит "любить". Так какая же из двух точек зрения верна? На этот вопрос пока нет ответа, и споры между западниками и славянофилами не умолкают до сих пор.

ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ - НЕОКОНЧЕННЫЙ СПОР

Ярко выраженным "западником" являлся Пётр I. Вся его деятельность была направлена на приобщение России к европейским ценностям и прошла в ожесточённой борьбе со старой аристократией, не желавшей расставаться с привычным укладом жизни. "Западниками" можно назвать и всех последующих русских монархов: никто из них не пытался восстановить допетровские порядки, да и по крови, по культуре, по воспитанию они были куда больше западноевропейцами, нежели русскими.

Однако можно ли назвать русских царей, и прежде всего Петра I, подлинными западниками, без кавычек? Они охотно перенимали внешние черты западной цивилизации (костюмы, парики, этикет, военные уставы), но вот социально-политические устои (личную свободу граждан, вольный труд, независимый суд и др.) оставались для них чаще всего чуждыми. Развитие страны основывалось на подневольном труде крепостных крестьян и крепостных рабочих, на жёстком бюрократическом аппарате управления.

Сами понятия "западник" и "славянофил" появились довольно поздно, в середине XIX в. Славянофилы того времени выступали за особый путь развития России, принципиально отличный от западного. Они считали, что необходимо развивать собственную - русскую или "общеславянскую" - культуру, в определенной мере отгородившись от Запада. Другие, неевропейские народы страны, по мысли славянофилов, необходимо приобщать к славянским, а в религиозном плане - к православным ценностям.

Западники видели путь развития России совсем иным. По их мнению, славянские народы России должны воспринять западную культуру и политические идеалы, а потом распространить эти идеалы среди других народов страны.

И западники, и славянофилы в равной мере без особых симпатий относились к исламу, а буддийские и индуистские ценности либо вообще их не интересовали, либо представляли чисто познавательный интерес.

Казалось бы, Октябрьская революция 1917 г. решила вековой спор - Россия выбрала путь развития, основанный на коммунистических идеях, пришедших из Европы. Впрочем, и при советской власти западническая и славянофильская точки зрения на развитие страны продолжали соперничество.

Предреволюционная и послереволюционная деятельность партии большевиков и её вождя В. И. Ленина была в основном западнической. Сам марксизм, идейная основа политики СССР, явился всецело порождением западной политэкономической мысли. Однако, как это было и в эпоху Петра I, принимая некоторые идеи, большевики не пытались перенести на российскую почву главные достижения Запада - свободу и личную независимость граждан и др. Наоборот, в стране царили беззаконие и террор, а весь мир оказался отделён от России "железным занавесом". Закономерно, что в конце 40-х гг. Сталин начал открытую компанию борьбы с "низкопоклонством перед Западом". Подобную позицию можно счесть внешним проявлением славянофильства.

Периодизация всеобщей истории:

1)предыстория(4-2мл лет назад - до 8 тыс до н.э)

2)история "древнего мира"(от 8тыс до н.э-до V в н.э)

3)история "средних веков"(от V в - до рубежа XV-XVI в)

4)история "нового времени"(от рубежа XV-XVIв - до XX в)

5)новейшая история(XX-XXI вв)

Европа

Первобытнообщинный строй

Первобытное общество появилось порядка 40 тыс. лет назад с появлением человека разумного и образованием родовых общин и существовало до образования первых городов-государств в конце VI тысячелетия до н.э. в Междуречье (Азия). Дописьменный тип культуры.

Древний мир

(Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

От возникновения первых городов-государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г).

Рабовладельческий строй. Форма правления: восточная деспотия, империя, республика.

Появление письменного типа культуры.

Средние века

V в. н.э. – сер. XVII в.

Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе – монархия (все типы).

Религиозный характер культуры.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ.

Разнообразные формы правления (монархия , ограниченная монархия,республика ).

Светская культура.

Новейшее время

(Нач. XX в – нач. XXI в.)

Многообразие путей развития экономики, политики и культуры, формирование информационного общества.

3. Назовите основные концепции исторического развития.

Концепции исторического развития

Формационная концепция истории. (Всемирно-историческая (линейная) интерпретация )

В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу: рождение, расцвет, упадок, гибель. Такой точки зрения придерживаются и некоторые современные ученые. Однако подобная идея противоречит практическому опыту. Развитие человечества видится как восходящий процесс, переход от старого к новому, хотя возможны и временные отступления.

В течение значительной части XX в. историки руководствовались формационным подходом. Общественно-экономическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Каждая формация определяется господствующим в ней способом производства отношение производительных сил и производственных отношений. Историки насчитывали пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и комм теистическая (последняя формация называлась высшим этапом развития, предполагалось, что ее складывание лишь начинается).Уже в самих названиях формаций заключалась их характеристика.

Соответствующий уклад господствует в экономике, отношениях между людьми и во всех других сферах жизни народов в стране, находящихся в рамках одной из формации. Переход от формации к формации объяснялся ростом производительных сил ведущих «изменению производственных отношений. Разные народы и страны в разнос время вступают в соответствующую формацию, могут «пропустить» некоторые из них, но в целом всю всемирную историю укладывали в данную схему. Понятие формации характеризует, таким образом, прежде всего, социально-экономический строй общества.

Описанный выше формационный подход не учитывает природно-географические факторы, которые существенно и по-разному влияют на развитие различных регионов мира. Ныне становятся все более популярными другие формационные схемы, которые, тем не менее, во главу угла ставят социально-экономические различия.

Разновидностью формационного подхода можно назвать технократическую концепцию развития человечества. Согласно данному подходу решающим фактором развития общества является развитие техники, производственной технологии. Изменяется техника - меняется характер общества. Одним из вариантов данного подхода является археологическая периодизация: каменный век, бронзовый век и железный век. Деление проведено по основному материалу для изготовления орудий труда.

Важной гранью в истории человечества, без сомнения, является его переход от присваивающего к производящему хозяйству, которое господствует и в наше время. Два этих типа хозяйства определяют весь уклад жизни людей. Поэтому и история человечества делится на два соответствующих этапа.

Цивилизационная концепция истории. (Культурно-историческая концепция истории ).

В последнее время все более широко при характеристике направления развития общества используется термин «цивилизация». Этот термин имеет несколько толкований.

Так известный французский ученый XVIII в Ш. Монтескье делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации (продолжающуюся до сего дня). Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появились письменность, города и государство. В данном понятии цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов. В самом общем плане такими этапами являются и доиндустриальная цивилизация и индустриальная цивилизация. В доиндустриальную эпоху основой жизни людей являлось сельское хозяйство, в индустриальную - промышленность. Выделяют также постиндустриальную, или информационную, цивилизацию, в которую ряд стран вступили во второй половине XX в.

Критерии разграничения доиндустриальной и индустриальной цивилизаций лежат в сфере экономики. Поэтому ряд историков считают, что данное деление также относится к формационной концепции. Преимущество цивилизационной концепции истории состоит в ее действительной универсальности. Все народы мира прошли в своем развитии доиндустриальную и индустриальную эпохи.

Однако термин «цивилизация» чаще используется для обозначения не столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. При изучении истории разных стран и народов нетрудно увидеть, что они отличаются друг от друга по многим параметрам духовной жизни. Это выражается в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций, религий, системы образования и воспитания, жизненных принципов и образа жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении длительного времени, например при переходе общества, от до индустриальной к индустриальной эпохе. На основе таких различий и выделяют так называемые локальные цивилизации.

Критерии разделения на локальные цивилизации лежат, прежде всего, в сфере культуры. Кроме того, на характер цивилизации влияют природно-географические условия, в которых она развивается.

Ныне не сформировались устоявшиеся подходы для определения типов локальных цивилизаций. Так, почти во всех учебниках, где перечисляются цивилизации, их списки сильно отличаются друг от друга.

Наиболее распространено деление на древневосточную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабо-мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время.

Цивилизации можно разделить на первичные и вторичные. Первичными считаются цивилизации, возникшие непосредственно из первобытности. Вторичные цивилизации появлялись на базе первичных и осваивали их достижения.

Наконец, существует концепция мировой (глобальной) цивилизации. Считается, что развитие всесторонних связей между странами и народами, унификация их социально-экономической, политической, культурной жизни ведет к складыванию единой мировой цивилизации. Данный процесс, разумеется, еще далек от завершения.

1. Какие подходы к периодизации всемирной истории существовали в исторической науке? Приведите примеры.

Исторический процесс ещё в XIX веке стали делить на стадии. Ж. Кондорсе и Л. Морган делили его в зависимости от занятий населения и наличия государства. Получилось 3 стадии:

Дикость (общество первобытных народов и собирателей),

Варварство (догосударственные общины земледельцев и скотоводов)

Цивилизация (общество вступает в данную стадию с появлением у него государственности).

Формационная марксистская теория делит исторический процесс на так называемые формации, для каждой из которых характерны свои производственные отношения и свои классы:

Первобытно-общинную,

Рабовладельческую,

Феодальную,

Капиталистическую,

Коммунистическую.

2. Объясните, почему любая периодизация исторического процесса условна. При каких изменениях в общественном развитии правомерно говорить о наступлении нового этапа мировой истории?

Прежде всего, периодизация история зависит от господствующей в данный момент концепции относительно движущих сил в истории. При смене господствующей концепции почти наверняка должна смениться и периодизация, и в этом её условность. Кроме того, смена исторических эпох – это всегда сложный процесс, приводящие к этой смене изменения происходят не мгновенно, а растянуты во времени, в то время как исторические периоды имеют чёткие границы. Это также является причиной условности любой периодизации истории.

Говорить о начале нового этапа мировой истории можно при значительных изменениях в форм хозяйственной деятельности и отношений собственности, которые сопровождаются значительными политическими потрясениями и глубокими переменами в духовной культуре.

3. Заполните таблицу.

4. Объясните, почему периодизация Новейшего времени относится к числу спорных проблем. Какие перемены в мировом общественном развитии можно связывать с наступлением нового этапа?

Вопрос о периодизации Новейшего времени тесно связан с концепцией исторического развития. Для одних историков это наступление коммунистической формации; для таких Новейшее время началось в 1917 году с Великой Октябрьской социалистической революции в России. Для других это формирование и существование современного общества; для таких оно началось в 1914 году с Первой мировой войны, до основание потрясшей общество, сформированное в XIX веке.

5. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщения о мыслителях, предлагавших собственные теории исторического развития, и их взглядах.

Лев Николаевич Гумелёв (1912-1992) был историком, этнологом, археологом, востоковедом, писателем и переводчиком. Это сын известных поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Из-за своего происхождения, а также и из-за собственных взглядов стал одной из жертв сталинских репрессий: 4 раза подвергался аресту, дважды отбывал длительные сроки в лагерях.

Лев Гумелёв создал собственную теорию. Она относиться к числу цивилизационных, то есть он выделил ряд стадий, которые проходит каждая цивилизация (вернее, в данной теории каждый народ). В соответствии с теорией Гумелёва движущий силой смены этих стадий является разная степень так называемой пассионарности народа. Пассионарностью он называл непреодолимое внутренне стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей.

По мнению Л. Гумелёва на разных фазах развития у народа разная степень пассионарности.

Первая фаза – фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Наибольший подъем пассионарности – акматическая фаза этногенеза – вызывает стремление людей не создавать целостности, а, напротив, быть самими собой не подчиняться общим установлениям, считаться только с собственной природой. Постепенно пассионарный заряд сокращается.

Вторая – фаза надлома. Как правило, она сопровождается огромным рассеиванием энергии. Этнос начинает жить «по инерции» благодаря приобретенным ценностям. Эту фазу можно назвать «инерционной». Наступает фаза, при которой процессы распада в этносоциальной системе становится необратимым.

Последняя фаза этногенеза – мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции.

Теория Л. Гумелёва не признана большинством историков, однако продолжает сохранять свою притягательность.

  • Особенности социально-политического строя Киевской Руси
  • Великий князь киевский
  • Основные этапы развития Киевской Руси
  • I начальный этап: 2-ая половина IX в. – конец. Х в. ─ Время первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав)
  • III этап – переход к феодальной раздробленности: вторая пол. XI – сер. XII вв.
  • 2. Развитие русских земель в период серединыXii─ началаXVвв. Удельная Русь
  • Владимиро-Суздальское княжество
  • Структура власти
  • Галицко-Волынское княжество
  • Структура власти
  • Новгородская земля
  • Главная особенность – республиканская форма правления с 1136 г.
  • Структура управления
  • 3. Борьба Руси с иноземными захватчиками
  • Точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды
  • Последствия золотоордынского ига для Руси
  • Тема 3. Образование Российского государства. Становление самодержавия
  • Этапы объединения
  • I этап (начальный): конец XIII в. – первая половина XIV в.
  • II этап: вторая половина XIV – первая четверть XV вв.
  • III этап: вторая четверть XV в.
  • Особенности сформировавшегося государства:
  • 1439 Г. ─ Флорентийская уния, подчинившая Римскому Папе все православные приходы, кроме северо - восточных.
  • 2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады»
  • Период реформ Избранной Рады (50-е г. XVI в.)
  • 1560-1562 Гг. – роспуск Избранной Рады.
  • 3. Причины и последствия опричнины (1565-1572 гг.)
  • Значение и общие итоги царствования Ивана IV
  • Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства План
  • 1. Возникновение капиталистического уклада
  • 2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени».
  • Причины и сущность Смуты: точки зрения
  • 1613 Г. ─ избрание на царство Земским Собором Михаила Романова, окончание Смуты. Претенденты на русский престол
  • 3. Московское государство в годы правления первых Романовых Первые правители династии Романовых
  • XVII век был полон социальных потрясений, современники прозвали его «бунташным»
  • 1648 Г. ─ Соляной бунт в Москве
  • 1650 Г. ─ хлебный бунт в Новгороде и Пскове.
  • 1662 Г. ─ Медный бунт в Москве.
  • 1667-1671 Гг. ─ восстание под руководством с. Разина (крестьянская война)
  • 1668-1676 Гг. ─ восстание монахов Соловецкого монастыря.
  • Развитие внутренней торговли
  • Причины и этапы оформления крепостного права в России3
  • Точки зрения на причины становления крепостного права
  • Причины утверждения крепостного права:
  • Основные этапы закрепощения
  • Внешняя политика Российского государства в XVII веке
  • Становление абсолютизма. Государственное управление в XVII в.
  • При абсолютизме:
  • Точки зрения о времени становления абсолютизма в России
  • Государство
  • Государство
  • Предпосылки формирования абсолютизма в России
  • Государственное управление в XVII в.
  • Итоги социально-политического развития
  • Итоги экономического развития
  • Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в. План
  • 1. «Петровская революция» и ее значение
  • Этапы преобразований
  • Оценка петровских преобразований. Точки зрения
  • Россия в XVIII веке. Дворцовые перевороты
  • Тенденции развития Российской империи в период с 1725 по 1762 гг.
  • 2.XviiIвек в европейской и мировой истории. Век Просвещения.
  • Основные идеи Просветительской мысли
  • 3.Просвещенный абсолютизм в России
  • 1. 1775 Г.
  • Система губернского и уездного управления по реформе 1775 г. Губернатор Губернское правление Казенная палата Приказ общественного призрения Капитан-исправник Городничий
  • 2. 1785 Г.
  • Внешняя политика России в XVIII веке Европейское направление
  • Южное направление
  • Тема 6. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России План
  • 1.Место и рольXiXвека в мировой и российской истории: основные тенденции развития
  • Основные тенденции мирового развития в XIX в.
  • Основные направления, этапы и особенности российского реформаторства в XIX в.
  • 2. Правление АлександраI─ время упущенных возможностей? Преобразования
  • 3. Политическая реакция и бюрократическоереформаторство при Николае I Основные направления внутренней политики
  • 4. Реформы 60 - 70-х гг.XiXв. В контексте общемирового развития
  • Основные положения реформы
  • Итоги реформ 60-70-х гг. XIX в.
  • Противоречия реформ
  • 1881 Г. – Манифест о незыблемости самодержавия
  • 1882 Г. – введение «временных правил» о печати
  • Тайные общества:
  • Основные события
  • 29 Декабря 1825 г. – 3 января 1826 г. – восстание Черниговского полка, организованное Южным обществом. Цель: упразднить монархию, установить республику. Было подавлено.
  • Консервативное, либеральное и радикальное направление общественной мысли в первой половине XIX в.
  • Направления народничества
  • Причины:
  • 6. Внешняя политика России вXiXвеке
  • Внешняя политика в середине XIX в.
  • Причины войны:
  • Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале хх века План
  • 1. Начало капиталистической индустриализации её особенности
  • Концепция индустриальной модернизации России нашла отражение:
  • 2. Аграрная реформа п.А. Столыпина
  • Внешняя политика России в конце XIX-начале XX вв.
  • 3. Причины, основные этапы, итоги первой российской революции
  • 4. Политические партии России начала хх века. Опыт думского парламентаризма
  • Радикальные (революционно-демократические) партии
  • Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. План
  • 1. Причины революции
  • 2. Итоги Февральской революции. Крушение монархии
  • Двоевластие
  • 3. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства
  • 4. Октябрьская революция 1917 г. Феномен большевизма Подготовка восстания
  • Тема 9. Советская Россия: практика выживания
  • 1. Первые преобразования Советской власти Первые декреты Советской власти
  • Всероссийский съезд Советов (высший законодательный орган)
  • 3. Советское государство. Модели социалистического строительства
  • Предпосылки объединения
  • Проекты объединения
  • Цели политики военного коммунизма
  • 1929 Г. – окончательная отмена нэПа, переход к сверхцентрализованной, командно-административной экономике.
  • Итоги индустриализации
  • Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины хх века План
  • 1. Генезис военно-политического кризиса первой половиныXXвека
  • 2. Российская империя и 1-я мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы
  • 1914 Г.
  • 1916 Г.
  • 1917 Г.
  • 1918 Г.
  • 3. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия
  • Итоги работы конференции
  • Итоги конференции
  • 4. Советская Россия в системе международныхотношений в 1920 – 30-е гг.
  • I этап
  • II этап
  • 5. Вторая Мировая война как продолжение кризиса
  • 6. Великая Отечественная война: триумф и трагедия
  • 22 Июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.
  • Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития План
  • 1. Возникновение и эволюция холодной войны как сложного геополитического процесса
  • Этапы и основные события «холодной» войны
  • 2. Нтр ее социально-экономические последствия
  • Этапы нтр:
  • 3. Нтр: ссср и современная Россия.
  • 4. Оттепель в ссср: (1953-1964 гг.)
  • 1945 – 1953 Г.
  • 5.03.1953 - Смерть Сталина
  • 5. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964 – 1985)
  • 1964 – 1982 Гг. – страну и партию возглавлял л.И. Брежнев
  • 6. Перестройка (1985 –1991)
  • II этап 1988-89 гг.
  • 7. Распад ссср
  • Тема 12. Современная Россия План
  • 1. Последствия распада ссср
  • 2.Причины смены общественной модели
  • 1.1990-1991 Гг.
  • 3. 1994-1999 Гг.
  • 4. 2000 Г. - настоящее время
  • 1Этап: 1992-август 1998 г.
  • 2 Этап: осень 1998 г. – по настоящее время:
  • 3. Складывание новой политической системы
  • 12 Июня 1991 г. – первым президентом России стал б.Н. Ельцин;
  • 4. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации
  • Основные тенденции мирового развития
  • Проведение диверсифицированной внешней политики
  • 1. Стремление России вернуть себе статус великой державы
  • Экономическое сближение с Западной Европой
  • Расширенное взаимодействие с «шанхайской шестеркой»
  • Активизация в атэс
  • Сближение с сша (борьба с терроризмом)
  • 2. Превращение Азии в
  • 3. Стремление Японии
  • 4. Расширение, усиление
  • 5. Превращения Китая в один из полюсов мироустройства.
  • 6. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке  движение к созданию собственных полюсов мироустройства.
  • 7. Рост влияния западноевропейских
  • Тенденции движения к многополярному миру
  • Заключение к курсу
  • 2. Общая периодизация всемирной истории

    Первобытное общество

    (40 тыс. лет назад – 4-3 тыс. до н.э.)

    время доцивилизованного, догосударственного существования человечества

    Древний мир

    (4-3 тыс. до н.э. – V в. н.э.)

    время формирования основных типов развития: восточного и западного

    Средние века

    на Ближнем и Среднем Востоке сформировалась арабо-мусульманская цивилизация

    в Азии – китайско- конфуцианская и индийская цивилизации на европейском континенте сформировались восточно-европейская и западно-европейская цивилизации

    Новое время

    (XVI- 50-е гг. ХХ вв.)

    утверждение капиталистического способа производства, рыночной экономики, либеральных политических воззрений, рациональной светской картины мира, приоритета науки, веротерпимости, массовой культуры

    Новейшее время

    (с 60-х гг. ХХ в.)

    формирование информационного общества, распад колониальной системы, обострение глобальных проблем современности (истощение ресурсов, проблема Север- Юг, рост исламского экстремизма, экологический вопрос)

    3. Проблема места и роли России в мировой истории

    В исторической науке нет единого мнения относительно места России в мировой истории. Перед каждым, кто стремится ответить на этот вопрос, соотнести Россию с другими обществами, определить цивилизационную принадлежность нашего отечества, встаёт множество проблем.

    Сторонники западнических концепций утверждают, что наша страна развивается так же, как и Запад (Европа), но отстала на этом пути, результатом чего и явилось ее историческое своеобразие. Поэтому России необходимы модернизация и вестернизация (европеизация).

    Вариантом западничества является концепция эшелонов развития . Считается, что все народы и государства проходят одни и те же исторические периоды, но страны разных эшелонов – в разное время. Критерий выделения стран первого, второго, третьего и других эшелонов – уровень экономического развития в тот или иной момент исторического времени. Россия в рамках данной концепции относится к странам второго эшелона.

    Согласно теории модернизации, Россия по тем или иным причинам периодически отстает от западных стран, и возникает необходимость в быстром рывке вперед – модернизации, которая может быть более или менее всесторонней, более или менее успешной. В истории России выделяют петровскую модернизацию (реформы первой четверти XVIII века), александровскую (реформы середины XIX века), столыпинскую (реформы начала XX века), сталинскую (индустриализация 30-х годов XX века) и ельцинскую (реформы конца XX века). В качестве образца во всех случаях выступает Запад.

    Современные историки-западники, сторонники цивилизационного подхода к истории рассматривают Россию как органическую часть западной (европейской) цивилизации. При этом, учитывая тот факт, что цивилизационным центром западного мира в настоящее время являются Западная Европа и США, России, также как и странам Восточной Европы, отводится роль периферии. В рамках данного варианта концепции России присущи все те же черты, что и цивилизационному центру, но в «ослабленном» виде. Критики этой точки зрения не без основания утверждают, что Россия сама является цивилизационным центром – областью притяжения других государств и народов.

    Есть теория, предлагающая отнести Россию к обществам восточного типа. Она предполагает, что все попытки перевести страну на западный путь развития (принятие христианства, реформы Петра I и др.) оказались неудачными. После прихода к власти большевиков страна превратилась в типичную восточную деспотию во главе с тираном – партийным вождем.

    Современным вариантом этой точки зрения является концепция России как азиатско-европейского государства, то есть изначально восточного общества, стремящегося в периоды ослабления внешних регуляторов поведения в связи с упадком власти освободиться от всего западного как наносного и чуждого широким массам населения страны.

    Не менее влиятельным, чем западничество, является подход, утверждающий самобытность России. Первой теорией этого типа можно считать концепцию, созданную в XV веке старцем Филофеем и получившую название «Москва – третий Рим». По мнению ее автора, Россия - это единственное в мире справедливое государство, несущее свет истины – православной религии - другим народам. Уникальность России связана с преемственностью по отношению к исчезнувшему государству – Византии. Идейными наследниками воззрений Филофея стали славянофильство и евразийство.

    Славянофильская концепция истории России возникла на рубеже 30-х и 40-х годов XIX века. По мнению ее создателей, Россия изначально развивалась самобытным путем, но реформы Петра I нарушили естественный ход истории, привнеся в Россию европейские формы организации жизни. Вернуться в прошлое нельзя, забыть приобретенное невозможно и теперь уже не нужно. Следует осуществить синтез всего лучшего, что было в допетровской Руси (свободу крестьян, верность православию, власть царя, опирающуюся на мнение народа, выражаемое на Земских соборах) и того, что было заимствовано с Запада. Этот синтез будет означать вновь обретенную самобытность страны. Таким образом, в истории России славянофилы видели уникальность и западное влияние, причем самобытные черты выявляли и описывали, но с особенностями Востока или Запада не соотносили, видя в них нерасчленимую целостность.

    Евразийцы иначе подошли к российской самобытности. Согласно их концепции Россия представляет собой особый евразийский мир (в современном варианте сторонников цивилизационного подхода - евразийскую цивилизацию), явившийся результатом синтеза восточных и западных влияний. Это «сложная историческая формация», «особый исторический мир», включающий в себя культуры Европы и Азии. Специфика Евразии-России, ее роль духовной твердыни, противостоящей «мировому злу», связана, прежде всего, с православием. Именно благодаря православию как единственной истинной, универсальной и в то же время индивидуализированной религии, а также национальному своеобразию как синтезу культуры Европы и Азии, Евразия-Россия сможет сыграть мессианскую роль в истории, вовлечь Европу в свой Евразийский мир. В условиях кризиса Запада Россия способна, полагали евразийцы, предложить миру альтернативный путь развития и повести его за собой. Эта теория оформилась в 20 – 30 годы XX-го века в среде русских эмигрантов. Когда кризис либерализма на Западе был преодолен, интерес к евразийству упал.

    Сторонники цивилизационного подхода, разделяющие представления о незападности, самобытности России, или видят в ней центр православной цивилизации или выделяют особую российскую цивилизацию. Среди приверженцев обеих концепций есть историки и культурологи, относящие российскую или же православную цивилизацию к числу пограничных, то есть видящие в ней совмещение восточных и западных начал. Другие приверженцы этих концепций не считают нужным соотносить характеристики православной или российской цивилизации с особенностями других стран и народов.

    Концепция православной (восточнохристианской) цивилизации объединяет Россию с Украиной, Беларусью, Сербией, Черногорией, Молдавией, Румынией, Грузией и Арменией по конфессиональному и территориальному принципу. Недостатки концепции определяются тем, что чуть менее 20% населения страны не являются носителями сформированного православием менталитета, а исповедуют такие религии как ислам, буддизм и язычество.

    Концепция России как самостоятельной (российской) цивилизации направлена, главным образом, против отнесения нашего отечества к периферии западного мира, поскольку ее сторонники подчеркивают тот очевидный для них факт, что Россия является цивилизационным центром. С другой стороны, выделение российской цивилизации как одной из мировых на уровне обобщения высокого порядка, то есть, не наряду с французской, португальской, вьетнамской, иранской и т.п., а в одном ряду с западной, исламской, конфуцианской, индо-буддийской и другими крупными мировыми цивилизациями, включающими в свой состав целые регионы, основано на размерах страны и ее многонациональном составе, образующем некоторое наднациональное культурно-историческое единство. Концепция подчеркивает целостность и значимость России, но, отождествляя одну из мировых цивилизаций с границами российского государства, эта точка зрения утверждает, что все другие страны и народы входят в иные цивилизации, и Россия ни для кого не является естественным центром притяжения, что не соответствует историческому прошлому страны.

    Есть мнение, что Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество, сообщество народов, относящихся к разным типам развития. На крутых поворотах истории она сдвигается то ближе к Западу, то ближе к Востоку. Поэтому на всем протяжении истории перед Россией особенно остро стояла проблема выбора пути общественного развития. Эта концепция – одна из немногих, учитывающих многонациональность и многоконфессиональность России, разнообразие форм организации жизни народов, населяющих ее огромную территорию. Причем именно этому фактору отводится решающая роль в определении своеобразия исторического пути России.

    Существует концепция, предлагающая рассматривать Россию как одно из обществ, относящихся к смешанному типу исторического развития. Восточный тип развития наложился на изначальный западный, в результате чего произошло во многом механическое соединение восточных и западных принципов развития, а частично – их синтез. Приближение российского общества то к восточным, то к западным образцам объясняется отсутствием органического единства разнородных элементов. Отнесение России к определенному типу исторического развития представляется конструктивным, поскольку опровергает мнение о том, будто наша страна – исключение из всех правил. В то же время эта точка зрения не учитывает факт многонациональности России.

    Вывод: хотя проблема историко-культурной идентификации России сложна, специфика ее исторического пути достаточно хорошо изучена. Она определяется следующими факторами (см. таблицу)

    Природный и геополитический

    составляющие: географический ландшафт, климат, народонаселение, территория государства и его положение среди сопредельных стран. Огромная территория, широкая возможность миграции населения обусловили в значительной степени и характер нашей государственности, и особенности социально-экономических процессов. Народу приходилось затрачивать огромные усилия для освоения новых земель, а государство стремилось по мере своего роста закрепить население на определённых территориях. Естественная открытость границ, их незащищённость приводили к нашествиям, набегам на наши земли, как со стороны Востока, так и Запада. Постоянная угроза военных вторжений требовала колоссальных усилий по обеспечению безопасности страны, огромных материальных затрат, а также значительных людских ресурсов. Долгое время Россия была оторвана от морей и морской торговли, и ей пришлось столетиями вести напряжённые кровопролитные войны, чтобы пробиться к морям. Суровый континентальный климат страны резко сокращал цикл сельскохозяйственных работ. Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся гарантом выживаемости основной массы сельского населения. Природно-климатический фактор способствовал экстенсивному характеру земледелия.

    Этнонациональный

    Фактор многонациональности способствовал взаимообогащению культур народов, населяющих Россию, содействовал формированию уникальной формы национального общежития многочисленных народов России

    Религиозный

    Православие заложило основы менталитета, т.е. системы духовных ценностей и нравственных ориентиров, миропонимания и социальной психологии народа.

    Социогосударственный

    Утверждение коллективистских форм социальной жизни и коллективистского типа мышления русских людей (это помогало выжить в трудных, порой экстремальных условиях) обусловили огромную роль государства в истории России. В отличие от стран Запада, именно в сильном государстве люди видели главное условие сохранения своего исторического бытия. Личность, государство, общество были не обособлены, как на Западе, а взаимосвязаны.

    Просмотров