Начальная форма имен существительных множественного числа. Что такое начальная форма? Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции

Обычно это форма именительного падежа, единственного числа. У существительных pluralia tantum – форма именительного падежа множественного числа: сани, сливки .

  • - см. инициальные клетки...

    Словарь ботанических терминов

  • - см. Повесть временных...

    Советская историческая энциклопедия

  • - см. Гематурия инициальная...

    Большой медицинский словарь

  • - первая стадия Г., единственным признаком которой является повышение внутриглазного давления выше 28 мм рт. ст. при размахе его суточных колебаний более 5 мм рт....

    Большой медицинский словарь

  • - Значение предметности, которое модифицируется по-разному: 1) названия конкретных предметов живого и неживого мира: ручка, студент, гора; 2) наименования растений: роза, ива, тополь; 3) названия веществ: масло, кислород...
  • - Инфинитив, неопределенная форма глагола. Постфикс -ся, независимо оттого, является ли он формообразующим или словообразующим, включается в начальную форму: улыбаться, причесываться...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - форма настоящего времени, изъявительного наклонения, положительной степени...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1) мой, наш, какой, который – форма им.п., ед.ч., м.р.; 2) я, ты, мы, вы, кто, что, кто-либо и др. – форма им. п.; 3) себя, ничего, некого не имеют формы им.п....

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Форма, существующая только у тех наречий, которые имеют степени сравнения...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Форма м.р., ед.ч., им.п., т.к. именно она является первой в парадигме имени прилагательного...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - форма м.р., им. п., ед. ч., соответствующего залога...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Форма им.п....

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Синтез основы и аффикса, образующий словоформу конкретной лексемы: пиш-у, любл-ю,...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1) словоформа в тексте; 2) часть речи; категориальное значение имени существительного; 3) начальная форма имени существительного; вопрос к начальной форме имени существительного; вопрос к словоформе в тексте...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - прил., кол-во синонимов: 1 отыменный...

    Словарь синонимов

  • - В школьной и вузовской грамматиках выделяются шесть падежей, каждый из которых не только многозначен, но употребляется в ед. и мн.ч. Падеж – это словоизменительная категория имени, выражающая его...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"начальная форма существительного" в книгах

96. Бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6)

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

96. Бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) Бухгалтерский баланс (форма № 1). Образцы отчетных форм, в частности формы № 1, облегчены, поскольку сняты расшифровки статей, в том числе нематериальных активов,

Мифология как начальная форма мировоззрения

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Мифология как начальная форма мировоззрения На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, существовала мифология.Мифология – результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в

10. Мифология как начальная форма мировоззрения

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

10. Мифология как начальная форма мировоззрения На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, существовала мифология.Мифология – результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в

1. Начальная форма (ци ши)

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

1. Начальная форма (ци ши) Согласно традиции, в начале исполнения формы меч держат в левой руке в обратном положении (фан-во). Эта стойка называется «почтительный поклон». Сама поза говорит о том, что вы - человек благородный, с хорошими манерами и никогда не начнете бой

Что такое пресс-форма и литейная форма?

Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий

Что такое пресс-форма и литейная форма? Многие вещи, используемые нами в повседневной жизни, сделаны при помощи пресс-форм и литейных форм. Пресс-форма - это приспособление для выдавливания из листового металла или пластмассы фигурных деталей определенной формы. Если вы

Сахарный диабет (начальная форма)

Из книги Советы по строительству бани автора Хацкевич Ю Г

Сахарный диабет (начальная форма) Сахарный диабет - одно из многих заболеваний, при котором крайне необходимо соблюдать диету, ведь этот недуг характеризуется расстройством обмена веществ, прежде всего углеводного.Банные отвары1. Приготовьте отвар из листьев ореха

6.5. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции

автора Гусева Тамара Ивановна

6.5. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции Имя существительное – часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа,

6.9. Категория числа имени существительного

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.9. Категория числа имени существительного Категория числа имен существительных – лексико-грамматическая словоизменительная категория, находящая свое выражение в противопоставлении соотносительных форм единственного и множественного числа: студент – студенты,

Начальная форма при открытии базы данных или приложения

Из книги Access 2002: Самоучитель автора Дубнов Павел Юрьевич

Начальная форма при открытии базы данных или приложения Чтобы база данных открывалась из начальной формы, нужна небольшая настройка. В меню Сервис (строка меню Access) следует активизировать опцию Параметры запуска. В появившемся диалоговом окне (см. рис. 4.28) щелкните по

2. Понятие о словарной форме существительного

Из книги Латинский язык для медиков: конспект лекций автора Штунь А И

2. Понятие о словарной форме существительного Существительные приводятся в словаре и заучиваются в словарной форме, которая содержит три компонента:1) форму слова в им. п. ед. ч.;2) окончание род. п. ед. ч.;3) обозначение рода – мужского, женского или среднего (сокращенно одной

Туберкулез кожи, начальная форма волчанки и красной волчанки. Бородавки, мозоли, лишаи, экзема, рак кожи

Из книги Чистотел. Лучшее средство от 250 болезней автора Константинов Юрий Михайлович

Туберкулез кожи, начальная форма волчанки и красной волчанки. Бородавки, мозоли, лишаи, экзема, рак кожи Измельчить 300 г свежего чистотела, залить 500 мл 40 % водки, настаивать в темном месте 7 дней. Хорошо взболтать, процедить, отжать сырье, перелить в бутылку с плотной

Форма 1 Начальная стойка

Из книги Тайцзицюань. Искусство гармонии и метод продления жизни автора Ван Лин

Форма 1 Начальная стойка Расставленные ноги 1. Выполните шаг влево левой ногой. Сначала на поверхность опустите переднюю часть стопы, а затем и всю стопу. Ноги на ширине плеч, стопы направлены вперед.2. Взгляд направлен

Глава 8 Начальная подготовка: начальная подготовка по отсутствию любви

автора Штайнер Клод

Глава 8 Начальная подготовка: начальная подготовка по отсутствию любви В книге «Игры, в которые играют люди» Эрик Берн пишет: «Сознательно или неосознанно все родители учат своих детей думать, чувствовать, воспринимать окружающий мир. Освободиться от этого влияния

Глава 9 Начальная подготовка: начальная подготовка по безумию

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Глава 9 Начальная подготовка: начальная подготовка по безумию Познание Мы являемся на свет, будучи в таком же неведении относительно законов природы, в каком находился наш самый первый предок, живший в пещере, и за относительно недолгое время от рождения до наступления

Глава 10 Начальная подготовка: начальная подготовка по безрадостности

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Глава 10 Начальная подготовка: начальная подготовка по безрадостности Когда люди задумываются над своей жизнью, часто случается так, что они понимают, что больше не могут считать то, к чему раньше стремились, хорошим или правильным. Тогда они спрашивают себя: «То, что мои

В русском языке огромное значение имеет начальная форма слова. От этого зависят многие его грамматические формы. Имя существительное не является исключением.

Какая начальная форма у существительного?

Чтобы узнать у существительного начальную форму, нужно поставить его в единственногом числа. Рассмотрим правило на примере слов из предложения:

В ряду символов Блок не избегает чисто аллегорических образов, символов давно застывших, метафор уже языковых.

Таким образом определяется начальная форма существительного. Она поможет нам в правописании падежных окончаний.

Окончания -е и -и в 1 склонения

Орфограмма, названная в подзаголовке, связана с необходимостью определить начальную форму. Дело в том, что именно от этого зависит, в каких случаях у существительных пишется окончание -е, а когда - окончание -и.

Начальная форма существительных первого склонения заканчивается на -а, -я. Вспомним, что нужно задать вопрос: "Что?" Приведём примеры:

  • жена;
  • земля;
  • листва;
  • яблоня;
  • чистота;
  • белизна;
  • беготня.

В этих словах пишутся окончания -е и -и. Выбор определяется по такой схеме:

Р. п. (кого? чего?) - И.

Д. п. (чему? кому?) - Е.

Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.

Приведём примеры:

Практическое задание № 1

Какие буквы вы бы вставили вместо точек?


Ответы: 1) -е, 2) -е, 3) -е, 4) -е, 5) -е, 6) -е, 7) -и.

Окончания -е в именах существительных 2 склонения

Начальная второго склонения в среднем роде заканчивается на -о / -е, а в мужском роде - на согласный. Например:

  • окно;
  • село;
  • поле;
  • солнце;
  • дело;
  • стол;
  • столб;
  • товарищ;
  • карандаш.

Если перед вами такая начальная форма существительного, то слово никогда не имеет окончания -и:

  • Р. п. (кого? чего?) - А.
  • Д. п. (чему? кому?) - У.
  • Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.

Как видим, данная орфограмма касается только формы предложного падежа:

  • Я рассказал всем о своём товарище, который вот уже целый год не выходил из дома.
  • И на солнце бывают пятна.

Практическое задание № 2

Какие окончания пишутся в словах с пропусками?

  • В договор… был подробно изложен порядок пользования местами общего пользования.
  • В незнакомом офицер… старушка узнала своего сына.
  • Вдруг вспомнили о фельдшере, жившем неподалёку, и послали за ним.
  • Селиванов рассказал начальнику об этом инженер… и его проект…, и тот согласился встретиться с ним.
  • Все работали и не думали даже о директор…, а он всё ещё не приходил.
  • В отпуск… все хорошо отдохнули, теперь пришла пора взяться за работу с новыми силами.
  • На пропуск… была чья-то чужая фотография.

Ответ: во всех словах пишется окончание -е.

Падежные окончания существительных 3 склонения

Если имя существительное женского рода в начальной форме, то есть в И. п. ед. ч. заканчивается на это значит, что оно третьего склонения. Примеры таких слов:

  • тетрадь;
  • кровать;
  • мать;
  • дочь;
  • печь;
  • ложь;
  • блажь;
  • площадь.

Если начальная форма существительного именно такая, то у этих слов никогда не бывает окончания -е:

  • Р. п. (кого? чего?) - И.
  • Д. п. (чему? кому?) - И.
  • Пр. п. (о ком? о чём?) - И.

Приведём несколько примеров:

  • На окошках ярко алели цветы герани.
  • Вдали возвышались башни неприступной цитадели.
  • Все на корабле уже мечтали о земной тверди.
  • К шерсти она примешивала обычную нить для прочности.

Практическое задание № 3

Возьмём такое задание, с каким должен уметь справляться каждый третьеклассник, так как с темой «Начальная форма существительного» 3 класс знакомится в рамках школьной программы.

Укажите предложения, в которых есть слова с окончанием -и:

  1. В классе мы читали стихотворение Чуковского о тараканищ… .
  2. Вчера мы всей семьёй ездили к дедушк… и бабушк….
  3. Я прочитал в книг… о космос…
  4. У дяд… есть макет корабля.
  5. Под деревом рос большой гриб под слоем хво…
  6. Светлый образ учителя надолго остался в памят… его учеников.
  7. В июне на топол… формируются семенные коробочки, которые потом лопаются, и семена вместе с пухом разлетаются по всей округ… .
  8. В 1914 году, когда началась война, Настасья Васильевна завещала дочер… все свои несметные богатства и ушла на фронт сестрой милосердия.
  9. Девочка в светлом плать… из ситца удивительно гармонично вписывалась в эту картину света, тепла и зелени.
  10. В огромной луж.. отражалось звёздное небо и кудрявые кроны деревьев, опрокинутые вниз верхушками.

Слова на -ий, -ия, -ие

Существуют ещё слова, начальная форма которых заканчивается на -ий, -ия, -ие:

  • санаторий;
  • мараторий;
  • профилакторий;
  • лекция;
  • армия;
  • секция;
  • произведение;
  • сведение;
  • безобразие.

У таких слов в родительном, дательном, предложном падежах окончание -и. Например:

  • Полярная звезда - самая яркая в своём созвездии.
  • Отец семейства когда-то давно учился в семинарии.
  • У Марии Ивановны было два сына и четыре дочери.
  • На Виталии был надет старый свитер грубой вязки.
  • Мать часто вспоминала об Артемии и ждала его.
  • Сердце матери только тогда находилось в гармонии с миром, когда в доме собирались все её дети.
  • Мой брат служит в армии.

Как видно из примеров, в таких случаях на конце слов мы видим сочетание букв -ии. Только последняя из них - окончание.

Диктант

Запишите под диктовку текст, поставьте существительные в начальную форму.

Как хорош осенний лес! Деревья нарядились, точно в сказк… Только ель в своей хво… хмурится и бросает шишки со своей верхушк… . На берёзк… листики жёлтые, прозрачные, зубчатые. У осинк… оранжевые кружавчики, очень красивые. Самый красивый наряд на клён… : красный, узорчатый, необычный. Из-за него не сразу увидишь гроздья рябинк… .

У полянк… на тропинк… заячьи посиделки. У зайцев тоже обновки: на серой шубк… появились белые проседи. А белк… не до обнов, она вся в работ…. Сколько ещё на ветк… шишек! А грибов на земл…! А ягоды на куст…! Нет, отдыхать она будет зимой в тёпл… да сытост… .

Весь лес осенью стоит в особом очарован… .

Итак, вы узнали, какая форма у существительных является начальной, научились использовать это знание при выборе орфограммы "Е и И в окончаниях существительных". Вы видите, как это легко и просто. Но умение определять исходную грамматическую форму важно не только при изучении темы "Имя существительное": например, также важна для изучения грамматики, но это уже тема другого разговора.

Начальная форма имени существительного

Упр. 189.

слайд

О ком могут быть предложения составленные из этих слов?

Что в каждом будет сообщаться?

Давайте составим предложения с этими сллвами.

Запишите предложения.

Упр. 190

Прочитай задание

Слайд

Выполни задание в рабочей тетради

Слайд

Пришлось ли изменять форму слова?

Зачем?

По команде каких вопросов?

Выделите окончания в тетради.

Произнесите вопросы по порядку.

Упр. 191

Прочитайте задание

Слайд

Задайте вопросы и запишите слова и выделяйте окончания.

Слайд

Назовите все вопрос ыпо порядку которые вы задавали.

Зачем вы шестьраз меняли форму слова?

Знаешь ли ты как называется такое изменение?

Упр. 192

Прочитайте чтобы узнать что-то новое об изменениях слов.

слайд

Упр. 193

Слайд

Давайте вернемся к заданиям 190 и 191.

Назовите научным словом изменения слов сестра и река

В каких предложениях слова употреблены в именительном падеже.

слайд

Прочитайте текст.

Найдите имена существимтельные. Поставьте их в начальную форму. Запишите в классную тетрадь.

слайд

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ученик у читель ответить вопрос на

Пришла … . … нет дома. … дали задание. И вдруг вижу … . Я горжусь … . Я много рассказываю о … .

Пришла сестра. Сестры нет дома. Сестре дали задание. И вдруг вижу сестру. Я горжусь сестрой. Я много рассказываю о сестре.

У нас есть … . А у нас нет … . … дали название. Мы увидели … . Мы любуемся … . Хорошо купаться в … !

У нас есть река. А у нас нет реки. Реке дали название. Мы увидели реку. Мы любуемся рекой. Хорошо купаться в реке!

Для связи с другими словами имена существительные изменяются по команде шести пар вопросов: Кто? Что? Падеж - Кого? Чего? о т греческого Кому? Чему? слова Кого? Что? падать Кем? Чем? О ком? О чём? Такие изменения учёные назвали изменением по падежам. Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку. 6 ступенек – 6 пар вопросов-командиров – 6 падежей.

Первый из падежей – главный, потому что он даёт имя предмету, именует его, требуя ответа на вопросы: это кто? ч то? За такую работу он и получил название: именительный падеж.

Форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного.

НА ПОЛЯНЕ Последний осенний месяц. Серые унылые краски в лесу не радовали глаз. Но вот выпал снег. Я отправился на знакомую полянку. Под белым ковром возвышались сухие луговые васильки и соцветия разных трав. Вот зимний букет. Бери и неси домой! Вспомни теплые ясные деньки!

Месяц, краска, лес, глаз, снег, поляна, ковёр, василёк, трава, букет, дом, день.


3. Имя существительное

Определение.

Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (кого? чего? кому? чему? и др.).

Признаки.

Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа.
Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.
Непостоянные признаки: падеж, число.

Синтаксическая роль.

В предложении имя существительное может выступать в роли:

  1. подлежащего, например: Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин).
  2. дополнения, например: Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи (И. Тургенев);
  3. сказуемого, например: Москва - столица России;
  4. определения, например: На полках стояли банки с вареньем из ягод ;
  5. обстоятельства, например: При желании можно добиться больших успехов;
  6. обращения, например: Я люблю тебя, жизнь .

Собственные и нарицательные.

Различают нарицательные и собственные имена существительные.

Нарицательные имена существительные - это общие названия для всех однородных предметов и явлений, например: учебник, стол, театр, сцена, человек.

Для того, чтобы выделить из такой группы однородных предметов какой-либо отдельный предмет, ему дают специальное, индивидуальное название. К примеру, каждый человек имеет свое собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для выделения этого человека из массы.
Таким образом, собственные имена существительные - это индивидуальные названия отдельных лиц, единичных предметов. К собственным именам существительным принадлежат:

  • имена, отчества, фамилии людей (Демина Анастасия Григорьевна, Александр Сергеевич Пушкин, Владимир Владимирович Путин ),
  • географические названия (Россия, Москва, Волга, деревня Мызино, Каспийское море, Урал ),
  • названия литературных произведений (Капитанская дочка”, “Чапаев и пустота”, “Робинзон Крузо” ),
  • исторических событий (Полтавская битва, Великая Отечественная война, Бородино ),
  • картин (“Сватовство майора”, “Бурлаки на Волге”, “Тройка” ),
  • кинофильмов (“Гардемарины, вперед!”, “Карнавальная ночь”, “Большая перемена” ),
  • спектаклей (“Волки и овцы”, “Вишневый сад”, “Горе от ума” ),
  • предприятий (“Красный Октябрь”, “Ростелеком” ),
  • клички животных (Шарик, Джек, Полкан ),
  • сорта и марки изделий (пиво “Эфес”, масло “Олейна”, автомобиль “Жигули” ) и др.

    Имена собственные могут состоять из одного слова (Дон, Мария, Киев ) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Млечный путь ). Во втором случае подобные сочетания выступают как один член предложения, например: Нижний Новгород - один из старейших русских городов.

    Как правило, имена собственные употребляются в форме только одного числа - единственного или множественного. Кроме того, в некоторых случаях имена собственные могут переходить в имена нарицательные, и наоборот. Например, имя персонажа знаменитого произведения Гончарова “Обломов” стало нарицательным: обломовыми сейчас называют обленившихся, безвольных людей, лишенных каких-либо интересов.

    Как правило, имена собственные пишутся с большой буквы. А заглавия книг, названия газет, журналов, картин, кинофильмов, спектаклей, театров, заводов, фабрик, кораблей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки, например: газета “Московский комсомолец”, театр “Современник”, кинофильм “А зори здесь тихие...”.

    Одушевленные и неодушевленные.

    Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные.

    Одушевленные имена существительные называют людей, животных, т.е. живых существ, они отвечают на вопрос кто?, например: человек, брат, собака, котенок, петух, мотылек, червяк . В большинстве случаев одушевленными бывают существительные мужского и женского рода, а одушевленных существительных среднего рода очень мало (существо, дитя, чудище, животное, насекомое).

    Неодушевленные имена существительные называют предметы неживой природы и отвечают на вопрос что?, например: шампунь, дом, камень, вода, радость.

    В художественных произведениях предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ, например: Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой. (К. Чуковский.)

    Отдельно следует отметить, что одушевленные и неодушевленные имена существительные различаются не только по значению, но и по форме винительного падежа: у одушевленных существительных форма вин. п. мн. ч. совпадает с формой род. п. мн. ч., а у неодушевленных существительных - с формой им. п. мн. ч., например: вижу (кого?) собак, птиц (так же, как род. п.); вижу (что?) книги, деревья (так же, как им. п.).

    Категория рода.

    Имена существительные относятся к мужскому , женскому или среднему роду, например: стакан, компьютер, автомобиль (м.р.), коса, лошадь, пьеса (ж.р.), окно, вдохновение, государство (ср. р.).

    Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа (ножницы, сани, сливки, плоскогубцы ), категорию рода не имеют.

    Особую группу образуют имена существительные общего рода, которые могут обозначать людей как мужского, так и женского пола, например: разиня, неряха, соня, ябеда .
    Кроме того, в русском языке некоторые несклоняемые имена существительные испытывают колебания в роде, например: скирд - скирда. В таких случаях обычно побеждает форма мужского рода.

    Род несклоняемых имен существительных.

    Род несклоняемых имен существительных определяется их лексико-грамматическим значением. Подавляющее большинство неодушевленных несклоняемых имен существительных относится к среднему роду, например: ралли, шоссе , пальто . Но есть некоторые существительные, которые относятся к мужскому или женскому родам, так как их род определяется по форме родового понятия, например: кофе (напиток - м.р.), салями (колбаса - ж.р.). А большинство одушевленных имен существительных относится к мужскому роду (пони, фламинго ), реже - к женскому (шимпанзе ).

    Род сложносокращенных слов типа ГЭС, ООН, МГПУ определяется по опорным словам, например: ГЭС (станция - м.р.), ООН (организация - ж.р.), МГПУ (университет - м.р.).

    Категория числа.

    Имена существительные изменяются по числам. Они имеют два числа - единственное и множественное . Изменение по числам передается с помощью окончаний, например:

  • дерево (ед.ч.) - деревья (мн.ч.),
  • памятник _ (ед.ч.) - памятники (мн.ч.).

    Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа, например: фарфор, железо, темнота, щавель, молоко, каучук.
    Кроме того, не имеют форму множественного числа собственные имена существительные, например: Урал, Волга, “Московский комсомолец” .

    Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа, например: дрожжи, плоскогубцы, ножницы, чернила, ворота, опилки. Такие существительные не имеют категории рода, и у них не определяется тип склонения. Также не имеют формы единственного числа собственные имена существительные, например: Карпаты, Альпы, “Известия” .

    Падеж.

    Имена существительные изменяются по падежам. Этот процесс называется склонением. В русском языке всего шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, к которому относится существительное, и поставить от этого слова к существительному вопрос.

    Падеж Вопрос Единственное число Множественное число
    Именительный кто? что? мальчик, кружка мальчики, кружки
    Родительный кого? чего? мальчика, кружки мальчиков, кружек
    Дательный кому? чему? мальчику, кружке мальчикам, кружкам
    Винительный кого? чего? мальчика, кружку мальчиков, кружек
    Творительный кем? чем? мальчиком, кружкой мальчиками, кружками
    Предложный о ком? о чем? (о) мальчике, (о) кружке (о) мальчиках, (о) кружках

    Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

    Склонение.

    Всего в русском языке существует три типа склонения. Склонение имени существительного определяется по именительному падежу единственного числа.

    1. К первому склонению относятся существительные женского, мужского или общего рода с окончаниями -а(-я) , например: змея , собака , коллега , ябеда .

    2. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о(-е), например: врач_, окно , деление

    .

    3. К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием, например: мышь_, тетрадь_, степь_ .

    Склонение имен существительных в единственном числе.

    Первое склонение

    У имен существительных первого склонения единственного числа в дательном и предложном падежах пишется окончание , например: к маме , к стене , о воде , о галерее -ия (армия , иллюзия ), то в этих же падежах пишется окончание , например: к армии , к иллюзии , об армии , об иллюзии .

    Примечание. При написании окончаний имен собственных на -ия следует придерживаться этого же правила, например: о Марии , к Марии .

    Второе склонение

    Единственное число

    Падеж Мужской род Средний род
    Именительный дом_, планетарий_ облако , здание
    Родительный дома , планетария облака, здания
    Дательный дому , планетарию облаку , зданию
    Винительный дом_, планетарий_ облако , здание
    Творительный домом , планетарием облаком , зданием
    Предложный (о) доме, (о) планетарии (об) облаке, (о) здании

    У имен существительных единственного числа второго склонения мужского или среднего рода в предложном падеже пишется окончание , например: о море , о доме , о столе , об орле . Но если существительное оканчивается на -ий, -ие , то в том же падеже пишется окончание, например: о здании , о планетарии , об управлении , о сочувствии .

    Исключение: на острие .

    Третье склонение.

    Имена существительные единственного числа третьего склонения в родительном, дательном и предложном падежах оканчиваются на , например: к степи , по степи , о степи , в степи .

    Примечание. После шипящих у имен существительных женского рода третьего склонения на конце пишется ь , например: мышь , рожь , ночь . А у имен существительных мужского рода второго склонения ь не пишется, например: камыш, нож, луч.

    Склонение имен существительных во множественном числе.

    первое склонение

    второе склонение

    третье склонение

    Именительный стены , линии дома , облака ночи
    Родительный стен_, линий_ домов , облаков ночей
    Дательный стенам , линиям домам , облакам ночам
    Винительный стены , линии дома , облака ночи
    Творительный стенами , линиями домами , облаками ночами
    Предложный (о)стенах , (о)линиях (о)домах , (об)облаках (о) ночах

    Примечание 1. У имен существительных множественного числа первого склонения, которые оканчиваются на -ня (вишня , бойня ) с предшествующим согласным или буквой й, мягкий знак на конце не пишется, например: вишен, боен .

    Исключение: барышень , боярышень , деревень , кухонь .

    Примечание 2. У имен существительных первого склонения множественного числа, которые оканчиваются на гласную а , в родительном падеже после шипящих ь не пишется, например: туч, училищ, рощ.

    Примечание 3. Имена существительные женского рода первого склонения множественного числа на -ия (армия , иллюзия ) и -ья (в случае, когда ударение не падает на окончание: певуў нья , хохотуў нья ) в родительном падеже оканчиваются на -ий , например: армий , иллюзий , певуний , хохотуний ).

    Примечание 4. Имена существительные множественного числа первого склонения, которые оканчиваются на ударяемое -ья , в родительном падеже оканчиваются на -ей , например: семей , статей , свиней .

    Разносклоняемые имена существительные.

    Некоторые существительные при изменении по падежам имеют окончания разных склонений. К ним относятся существительные среднего рода на -мя (бремя , время , знамя , имя , пламя , племя , семя , стремя , темя ) и существительное путь. Такие разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание и (как существительные третьего склонения), например: к пламени , о пути ; а в творительном падеже имеют окончание -ем (как существительные второго склонения), например: знаменем , путем .

    Несклоняемые имена существительные.

    Некоторые существительные в русском языке не изменяются по падежам и числам, имеют одну единственную форму. Такие существительные носят название несклоняемых , например: шасси, ралли. К несклоняемым именам существительным относятся:

    1. собственные и нарицательные существительные иноязычного происхождения, например: Дюма, Гюго, какао, кофе, кенгуру, пенсне, метро;
    2. сложносокращенные слова, например: МГПУ, ЭВМ, сельпо ;
    3. иноязычные фамилии, которые оканчиваются на согласный, например: Войнич;
    4. русские и украинские фамилии, которые оканчиваются на и -их (-ых ), например: Франко, Черных, Круговых .

    Правописание не с именами существительными.

    Не с именами существительными пишется слитно:

    1. если слово не употребляется без не , например: не настье, не доросль, не брежность, не поседа;
    2. если слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением, например: не правда (ложь), не мощь (слабость, болезнь), не счастье (горе), не воля (рабство, плен).

    Не с именами существительными пишется раздельно:

      если в предложении есть противопоставление с союзом а или логически подчеркнутое отрицание, например: не друг, а враг; проявил далеко не милость.

      Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

      Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки

  • Конспект урока русского языка. 3 класс.

    Учитель: Федотова Н.К.

    Тема урока: Начальная форма имени существительного.

    Цель урока : познакомить с понятием - начальная форма существительных.

    Планируемые достижения учащихся: 1. Закрепление знаний об имёнах существительных.

    2.Показать, что сущ. в ед. числе, которые отвечают на вопрос

    Кто? что? - это сущ. в начальной форме.

    3. Развитие орфографической зоркости, формирование

    Навыка грамотного письма.

    4. Развитие каллиграфического навыка.

    5. Закрепление умения работать с предложением.

    6. Развитие речи, внимания, памяти, умения

    Анализировать, делать выводы.

    Оборудование : конверт с письмом из страны Речь, учебник «Русский язык. 3 класс» (автор Полякова А.В.), тетрадь, компьютер,интерактивная доска.

    Ход урока.

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Цель:

    1. Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
    2. Определение содержательных рамок урока.
    3. Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.

    На интерактивной доске открывается девиз урока:

    С хорошим настроением принимайся за работу!

    Учитель:

    Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.

    Как вы его понимаете? (Ученик: когда принимаешься за работу с хорошим настроением, то все получается)

    Чему вы учитесь на любом уроке? (Ученик: учимся учиться)

    Напомните, что это значит? (Ученик: учиться - это понять, что я не знаю, и самому построить способ это узнать.)

    Что изучали мы на прошлых уроках?)

    Сегодня мы продолжаем работать над темой" Состав слова. Окончание." Настройтесь на работу.

    Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

    Цель:

    1) актуализировать представление о каллиграфическом навыке;

    2) актуализировать способность различать части речи;

    3) актуализация способностей классифицировать существительные по их значению;

    4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

    5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

    6) организовать анализ полученных ответов.

    Организация учебной деятельности на этапе 1.

    Учитель : Ребята, нам пришло письмо из сказочной страны Речь, города Части Речи. А вот кто отправил это письмо неизвестно. Может быть, ответ скрывается внутри письма?

    Учитель вскрывает письмо и один из учеников читает письмо:

    « Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – это я. Я даю название всем предметам, явлениям, событиям, абстрактным понятиям, состояниям человека и отвечаю на вопросы кто? что?

    Отгадайте, ребята моё имя».

    Ученики отгадывают имя. (Существительное)

    Учитель: А что ещё вы знаете об имени существительном?

    (Ученик: имя существительное имеет род, бывает одуш., неодуш., собств., нариц., изменяется по числам, по вопросам.)

    Учитель : Имя существительное подготовило для нас несколько заданий.

    1.Чистописание.

    (Учитель открывает слова, заранее записанные на доске: воробей, вьюга, веселье, ветер.)

    Учитель : Прочитайте слова, какой общей темой они объединены?

    Запишите буквы и слова к себе в тетрадь, соблюдая одинаковую высоту строчных букв, правильный наклон, верные соединения.

    (Ученики записывают слова.)

    2. Словарно-орфографическая работа.

    • К какой части речи относятся данные слова?(Ученик: существительные)
    • Что обозначает каждое имя существительное? Сопоставьте слово с его значением.

    (Ученики сопоставляют слова с карточками: предмет, явление, состояние человека.)

    • Найдите словарные слова (Ученики: воробей, ветер).
    • Найдите слова с одинаковыми орфограммами (Ученики: вьюга, веселье).
    • Что общего во всех этих словах? (Ученики: существительные в ед. числе, нарицательные.)
    • Сделайте вывод о записанных существительных. (Ученики: все эти существительные отвечают на вопросы кто?что?)

    Прочитайте строки из стихотворения Т. Зумакуловой.Как вы понимаете их? Забыв родной язык - я онемею Утратив, русский- стану я глухим. .(Каждый учащийся, давший правильный ответ получает карточку с вопросом.)

    Организация учебной деятельности на этапе 2.

    Учитель.

    С чего начнем наш урок? (Ученики: с повторения)

    Для чего мы будем повторять? (Ученики: это нам необходимо для открытия нового).

    • А теперь, ребята, которым я раздала карточки, прочитайте задания в порядке их следования.
    1. Какая часть в слове главная? (Ученик: корень.)
    2. Что мы называем суффиксом? (Ученик: изменяемая часть слова, которая служит для образования новых родственных слов.)
    3. Что мы называем приставкой? (Ученик: изменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых родственных слов.)
    4. Почему нужно различать приставки и предлоги?(Ученик: для правильного правописания)
    5. Что мы называем окончанием?

    3. Выявление места и причин затруднения.

    Цель:

    1)выявить и зафиксировать место и причину затруднения . Организация учебной деятельности на этапе 3.

    Проверка по эталону. Игра «Грамматическое лото».

    • Имя Существительное предлагает нам поиграть в грамматическое лото для того, чтобы повторить изменение существительных по вопросам. (Работа с учебником: стр.70, упр.121).
    • Составьте и запишите предложения со словом сосна, чтобы оно отвечало на вопросы что? чего? о чем?

    Что мы знаем о сосне? (Ученик: сосна - вечнозеленое хвойное дерево. У сосны прямой ствол конусовидной формы, достигающий в высоту сорок метров.)

    Физкультминутка.

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель: 1)согласовать и зафиксировать цель и тему урока. Организация учебной деятельности на этапе 4.

    Работа над текстом(Упр. 123).

    Ученик читает задание к упражнению.

    Дети записывают в тетради, а учитель на доске:

    За грибами, грибов, грибы, о грибах.

    • Что это за слова? (Ученик: существительные)
    • Что у них общего? (Ученик: корень)
    • Чем они отличаются? (Ученик: составом слова)
    • Разберите слова по составу.
    • Назовите существительное, которые отвечают на вопрос что?

    5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. Организация учебной деятельности на этапе 5.

    Учитель называет тему урока – Начальная форма.

    Чтение правила на стр.71.

    Если слова отличаются друг от друга только окончанием, то однокоренными их назвать нельзя. Это всего лишь изменение формы одного и того же слова.

    7. Самоконтроль с самопроверкой.

    Цель:

    1)уметь с помощью правила определять формы слова,работать над значением фразеологизма.

    Организация учебной деятельности на этапе 7.

    Учитель: М ы хорошо поработали вместе, а теперь выполните упражнение 124 самостоятельно.

    Задание к упражнению.

    1. Выписать формы слов путник, степь, ночь, добыча .
    2. Выделить окончания.

    3.Подобрать фразеологизм по значению : Большая усталость.- Валиться с ног.

    Проверка.

    • Путник, путники, путников. Степь. степи.Ночь, по ночам. Добыча, добычи, добычей.

    8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: 1) тренировать способность определять существительные в начальной форме.

    Организация учебной деятельности на этапе 8.

    Поставьте существительные в начальную форму: львам, лисе, о слонах,

    собаками, кошек.

    9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Цель:

    1)организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке;

    2)соотнести цель и результат своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

    3)определить и согласовать свое домашнее задание.

    Организация учебной деятельности на этапе 9.

    Учитель.

    Какова была цель нашего урока? (Ученик: показать, что существительные в единственном числе,которые отвечают на вопрос кто? и что?,- это существительные в начальной форме.).

    Достигли ли вы цели? Докажите.

    Просмотров