Что относилось к проведению нэпа. Основные мероприятия и результаты нэпа


Вопросы: а). Что такое «военный коммунизм»? Почему возник этот термин (почему он был введен)? а). Что такое «военный коммунизм»? Почему возник этот термин (почему он был введен)? б). Охарактеризовать содержание политики «военного коммунизма». б). Охарактеризовать содержание политики «военного коммунизма». Как Ленин относился к политике военного коммунизма»? Как Ленин относился к политике военного коммунизма»?


В.И.Ленин не разделял иллюзий относительно темпов перехода к коммунизму. Он понимал, что чрезвычайные мероприятия не могут привести к коммунизму, что военный коммунизм – вынужденная, хотя и необходимая в условиях войны и разорения, политика, которая помогает при скудных ресурсах организовать военное производство, спасти от голода рабочий класс, обеспечить хлебом армию В.И.Ленин не разделял иллюзий относительно темпов перехода к коммунизму. Он понимал, что чрезвычайные мероприятия не могут привести к коммунизму, что военный коммунизм – вынужденная, хотя и необходимая в условиях войны и разорения, политика, которая помогает при скудных ресурсах организовать военное производство, спасти от голода рабочий класс, обеспечить хлебом армию


Тестирование 1. Что предполагала политика «военного коммунизма»? 1. Что предполагала политика «военного коммунизма»? а). Введение продразверстки на продовольственные излишки крестьянской семьи. б). Установление права на труд. в). Установление 8 часового рабочего дня. 2. Когда были созданы комитеты бедноты на селе? 2. Когда были созданы комитеты бедноты на селе? а). В ноябре 1917 г. б). В июне 1918 г. в). В декабре 1918 г. 3. С какой целью на селе в 1918 году были созданы комбеды? 3. С какой целью на селе в 1918 году были созданы комбеды? а). Для последующей передачи им всей полноты власти на местах. б). Для создания с их помощью колхозов. в). Для борьбы с кулачеством.


4. Какие критерии использовались продотрядами при определении количества хлеба, подлежащего изъятию у крестьян в годы «военного коммунизма»? 4. Какие критерии использовались продотрядами при определении количества хлеба, подлежащего изъятию у крестьян в годы «военного коммунизма»? а). Количество реквизируемого хлеба определялось исходя из того, сколько крестьянская семья может сдать государству, не умерев с голоду. б). Отбирались все излишки, а их количество определялось государственной потребностью, т.е. при определении количества хлеба, подлежащего изъятию, не было четких критериев. в). Исходя из научно определенной нормы питания горожанина, определялось количество хлеба, необходимого для изъятия. 5. Какие экономические мероприятия были проведены советским правительством в рамках политики «военного коммунизма»? 5. Какие экономические мероприятия были проведены советским правительством в рамках политики «военного коммунизма»? а). Введение централизованного распределения продуктов. б). Введение продналога. в). Подписание Декрета о свободе торговли. 6. Какие мероприятия предполагалось провести в рамках политики «военного коммунизма» правительством? 6. Какие мероприятия предполагалось провести в рамках политики «военного коммунизма» правительством? а). Введение всеобщей трудовой повинности. б). Передача национализированных предприятий в собственность новых хозяев – рабочих. в). Введение свободной торговли любыми продуктами. 7. Каков был основной итог экономической политики «военного коммунизма»? 7. Каков был основной итог экономической политики «военного коммунизма»? а). Голод 1921 года. б). Подъем сельского хозяйства. в). Восстановление промышленности.


8. Какое мероприятие в рамках политики «военного коммунизма» было проведено в последнюю очередь советским 8. Какое мероприятие в рамках политики «военного коммунизма» было проведено в последнюю очередь советским правительством? правительством? а). Национализация мелкой промышленности б). Введение продразверстки. в). Введение всеобщей трудовой повинности. 9. Как распределялось зерно, реквизированное у крестьян отрядами продразверстки в первые годы советской власти? 9. Как распределялось зерно, реквизированное у крестьян отрядами продразверстки в первые годы советской власти? а). Все реквизированное зерно продотряды обязаны были сдавать Наркомпроду для последующего перераспределения. б). Половина зерна отдавалась тем организациям, которые посылали рабочих в продотряды, а вторая половина передавалась Наркомпроду для общего распределения. в). Половина зерна передавалась оргбюро партии большевиков для распределения между членами партии, а другая – Наркомпроду для общего распределения.


К экономическому и политическому кризису привела не только война, но и политика военного коммунизма. «Разорение, нужда, обнищание» (В.И.Ленин) Задание: Задание: Доказать необходимость перехода от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике.


Нэп – это система экономических мероприятий, сменивших политику «военного коммунизма» и являвшейся до известной степени ее противоположностью. НЭП был провозглашен В.И.Лениным в марте 1921 года на X съезде РКП(б). Концессия (разрешение, уступка). 1. Договор на сдачу государством национальным или иностранным фирмам промышленных предприятий или участков земли с правом добычи полезных ископаемых, строительства различных сооружений. 2. Само предприятие, организованное на основе такого договора.


Мероприятия НЭПа Отмена продразверстки (вместо нее введение натурального налога, который был вдвое меньше разверстки) и объявлялся заранее (накануне посевной). Отмена продразверстки (вместо нее введение натурального налога, который был вдвое меньше разверстки) и объявлялся заранее (накануне посевной). Возвращение к свободе торговли. Возвращение к свободе торговли. Отменен декрет о поголовной национализации промышленности. Отменен декрет о поголовной национализации промышленности. Отмена принудительного труда, введение рынка рабочей силы, реформирование системы заработной платы. Отмена принудительного труда, введение рынка рабочей силы, реформирование системы заработной платы. Проведена денежная реформа. Итог: введение твердой денежной единицы, обеспеченной золотом – «золотой червонец». Проведена денежная реформа. Итог: введение твердой денежной единицы, обеспеченной золотом – «золотой червонец». Промышленные предприятия, государственная торговля получила большую хозяйственную самостоятельность и деятельность строилась на принципах хозрасчета и самоокупаемости. Промышленные предприятия, государственная торговля получила большую хозяйственную самостоятельность и деятельность строилась на принципах хозрасчета и самоокупаемости.


Вывод: Курс на новую экономическую политику, естественно, не мог не обострить старые и не вызвать новые дискуссии: люди, чувствуя свою причастность к руководству страной, переживали за ее дальнейшую судьбу. Курс на новую экономическую политику, естественно, не мог не обострить старые и не вызвать новые дискуссии: люди, чувствуя свою причастность к руководству страной, переживали за ее дальнейшую судьбу.

Основные мероприятия нэпа реализовывались поэтапно в течение 1921-1922 гг., а некоторые - в 1923-1925 гг. Это еще одно свидетельство отсутствия плана введения нэпа до начала реформ. Каждое конкретное мероприятие было обусловлено давлением обстоятельств, логикой преобразований.

- Замена продразверстки продналогом.

(Начинается после принятия X съездом РКП(б) соответствующей резолюции в марте 1921 г.).

Предполагалось, что продналог будет меньше продразверстки, что будет стимулировать крестьянина расширять производство. Однако далеко не везде это произошло, кое-где налог оказался даже больше. Кроме того, переход на новые условия осуществлялся не сразу. Весной 1921 г. к сдаче налога мог перейти только тот, кто выполнил задание по разверстке. Отсутствовала и возможность свободной торговли излишками, что подрывало эффективность мероприятия. По существу переход от продразверстки к продналогу был осуществлен лишь в 1922 г.

В августе 1921 г. вышел " Наказ СТО (Совет труда и обороны) о проведении в жизнь начал новой экономической политики", а также ряд декретов, допускавших разгосударствление ряда предприятий и предполагавших переход к экономическим методам хозяйствования.

В числе основных принципов работы государственной промышленности в новых условиях были децентрализация управления отраслями, перевод предприятий на хозрасчет, материальное стимулирование рабочих, сдача предприятий в аренду и т.д.

- На государственных предприятиях вводится "трестовский хозрасчет".

Происходит децентрализация государственной промышленности, главки упраздняются, предприятия объединяются (в среднем по 10-15 предприятий) в тресты, обладающие экономической самостоятельностью в определенных границах (вмешательство государства не отменялось). Определенная свобода маневра в сбыте продукции, определении цен, партнеров, зарплаты позволили предприятиям работать эффективнее.

- Восстанавливается оплата коммунальных услуг, транспорта, связи.

- Коллективам, кооперативам и частным лицам разрешено было брать в аренду или организовывать (согласно положений 7 июля 1921 г.) мелкие предприятия.

- Иностранным капиталистам разрешено было брать предприятия в концессию.

- Разрешены совместные предприятия.

- Ключевые позиции ("командные высоты") были оставлены в руках государства, в их числе:

- крупная и средняя промышленность;

- транспорт и связь;

- внешняя торговля;

- оптовая торговля;

- заготовка и реализация ряда важнейших товаров: хлеба, металла, текстиля и т.д.

- В октябре 1921 г. (только в октябре!) разрешена свободная торговля.

Осенью 1921 г. Ленин сделал "открытие": строительство социализма может осуществляться на базе товарно-денежных отношений.

- В 1922-1924 г. поэтапно проходит денежная реформа.

Вводится в добавление к "совзнакам" новая валюта - "червонец", обеспеченная золотом. Червонец свободно обменивается на золото и иностранную валюту, становится "твердой валютой": это позволило оздоровить финансовую систему, в частности, перейти от натуральной системы оплаты труда к денежной.

- В 1924 г. возобновляется работа биржи.

- С конца 1924 г. начинается проведение курса "лицом к деревне ", который принимает развернутый вид в апреле 1925 г.

Снижался сельхозналог и заранее устанавливалась его ставка. Разрешается предпринимательская аренда земли и использование наемного труда (по Земельному кодексу 1922 г. это дозволялось только в исключительных случаях). Кустари и ремесленники получили налоговые льготы.

- Всемерно поощрялось развитие кооперации.

Развитие страны на основе новой экономической политики принесло ощутимые успехи:

- в 1926 г. был достигнут довоенный уровень экономики, покончено с разрухой;

- финансы стабилизировались;

- рынок насыщен товарами (до определенного уровня);

- повысилось благосостояние трудящихся;

- появились экономические стимулы трудовой активности, усилилась материальная заинтересованность в результатах труда;

- увеличилась эффективность производства;

- достигнута социально-политическая стабильность общества.

Точка зрения. Экономист Г.Ханин считает, что нельзя доверять официальной статистике, утверждающей, что к 1928 г. объем производства был выше, чем в 1913 г., в промышленности на 32%, в сельском хозяйстве на 24%. На деле в 1928 г. национальный доход был на 12% меньше, чем в 1913; новая экономическая политика провалилась.

В сельском хозяйстве

- Уменьшилось производство зерна на продажу.

Крупные землевладельцы исчезли, зажиточные крестьяне были ослаблены. До войны они производили 70% товарного хлеба. В 1926-1927 гг. крестьяне потребляли 85% собственной продукции. Из оставшихся 15% зерна кулаки продавали 1/5, остальное государственные закупочные органы должны были брать у середняка и бедняка, что существенно затрудняло работу.

- Резко упала производительность труда (по сравнению с довоенным периодом).

Основной причиной низкой производительности труда была нехватка орудий производства и тягловых лошадей. В 1926-1927 гг. 40% пахотных орудий составляли деревянные сохи, треть крестьян не имела лошадей. Вследствие этого урожаи были самыми низкими в Европе.

- Снизилось стимулирование сельскохозяйственного производства.

В 20-е гг. происходит возрождение уравнительных общинных традиций, что отбивало желание заниматься сельским предпринимательством. Государственные закупочные цены на зерно были крайне низкими, часто не покрывали даже себестоимости. В то же время промышленные товары были крайне дорогими, низкокачественными и дефицитными. Крестьяне предпочитали натурализировать свое хозяйство, пряча зерно до лучших времен или сбывая его на свободном рынке.

В промышленности

- Нарастал дисбаланс отраслей (упор делался на развитие тяжелой промышленности, легкая промышленность приходила в упадок).

- Промышленность не обеспечивала крестьян необходимыми товарами.

- Требовалась модернизация оборудования.

К концу восстановительного периода довоенное оборудование было уже существенно изношено. Кроме того, для индустриализации требовалось выйти на качественно новый технический уровень. Необходимо было внедрять новые технологии.

- Для модернизации требовались большие капиталовложения, чем на восстановление разрушенной промышленности.

- Существовал дефицит квалифицированных кадров (рабочих и инженеров).

В социальной сфере

- Росла безработица.

В 1923-1924 гг. работу искали 1 млн. горожан, а в 1927-1928 гг. уже более 2 млн.

- Значительная часть населения оставалась неграмотной.

Несмотря на борьбу с неграмотностью, 40% деревенских детей оказались вне школы. На XV съезде ВКП(б) нарком просвещения Луначарский говорил, что советская власть выделяет школам средств меньше, чем царское правительство.

- Общество бюрократизировалось.

Бюрократический аппарат составил 3,5 млн. человек. Квалификация этого аппарата была крайне низкой. В 1928 г. на всю страну насчитывалось только 233 тыс. специалистов с высшим образованием и 228 тыс. - с законченным средним специальным.

Объективные социально-экономические трудности и серьезные просчеты в управлении экономикой привели к возникновению целого ряда кризисов в годы нэпа.

1) Кризис сбыта ("ножницы цен") осени 1923 г.

Крестьянство, получив возможность выплатить продналог не только в натуральном виде, но и в денежном выражении, предпочло рассчитываться с государством деньгами и выбросило на рынок большое количество хлеба; это вызвало падение цен на зерно. Одновременно, из-за несогласованности действий органов оперативного хозяйственного управления, произошел резкий скачок цен на промышленные товары. Под угрозу срыва была поставлена программа финансового оздоровления экономики. Чтобы не допустить инфляции червонца, Госбанк резко сократил кредитование государственных трестов и предприятий. Тресты попытались найти зарплату работникам за счет повышения оптовых цен. Помимо всего прочего, товары были выброшены на рынок во время сдачи сельхозналога крестьянами, т.е. в то время, когда у них не было денег. В условиях острейшей нехватки промышленных товаров крестьяне не могли их купить из-за непомерно высоких цен. Это вызывало серьезное недовольство крестьян. Трудности со сбытом промышленной продукции привели к еще большему дефициту средств для выплаты зарплаты рабочим и служащим. Рабочие на невыдачу зарплаты ответили еще невиданными в Советском Союзе массовыми забастовками. В октябре в стачках приняло участие 165 тыс. рабочих. В конечном счете кризис сбыта был преодолен административным путем: цены на промышленные товары были снижены приблизительно на 30%. Однако такое решение проблемы "сверху" не было безболезненным: пришлось сократить средства, запланированные на модернизацию производства.

2) Товарный голод конца 1924- начала 1925 гг.

Покупательный спрос населения начал опережать предложение промышленных товаров. Следствия - рост розничных цен практически на все виды товаров, переход ряда товаров в разряд дефицитных.

3) Кризис хлебозаготовок 1925-1926 гг.

Крестьянство законсервировало свое полунатуральное хозяйства и не желало расширять производство; хлеба удалось заготовить еще меньше, чем в предыдущем году. Экспортно-импортный план был сорван. Недопоступление зерна для экспорта снизило закупки оборудования. Хозяйственным органам пришлось на 10% сократить намеченное увеличение объемов производства. Соответствующим сокращением денежной массы и изменением налогообложения это не сопровождалось. Отсюда - инфляция и рост цен на свободном рынке.

Данный кризис был вызван не только ошибками управления, он носил системный характер, чего не заметило тогдашнее руководство. К 1926 г. резервы развития экономики были исчерпаны. В существующих экономических условиях сельское хозяйство не удовлетворяло нужд промышленности, промышленность, со своей стороны, не могла удовлетворить потребности сельского хозяйства. Необходима была либо интеграция в мировую систему хозяйства, что большевикам было явно не по нутру, либо ускоренная индустриализация, которая требовала значительных капиталовложений. Средств для колоссальных инвестиций не было; круг замыкался. Системный характер данного кризиса означал еще и то, что такая ситуация чревата регулярным повторением.

4) Кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг.

Несмотря на хороший урожай 1927 г., крестьяне вновь сократили поставки зерна государству. Было поставлено только 300 млн. пудов зерна, в предыдущем году - 430 млн. Экспортировать было нечего. Валюты для закупки оборудования не было. Более того, находилось под угрозой снабжение городов. В этой обстановке Политбюро решилось пойти на чрезвычайные принудительные меры. Начались поиски "излишков" специальными "тройками". Против крестьян в массовом порядке начала применяться 107-я статья Уголовного кодекса, карающая лишением свободы сроком до 3 лет за любое действие, "способствующее поднятию цен", стали закрываться рынки. Реквизиции и репрессии смогли лишь отчасти снять остроту кризиса: власти собрали зерна немногим меньше, чем в 1927. Однако на следующий год крестьяне уменьшили посевные площади и стали готовиться к очередным акциям со стороны властей.

5) Продовольственный кризис осени 1929 г.

Осенью 1929 г. разразился очередной продовольственный кризис. Начало хлебозаготовительной кампании показывало, что крестьяне, несмотря на усиление насилия, не желали сдавать государству продукцию по ценам ниже рыночных. Это грозило усугублением продовольственных трудностей в городах (в некоторых городах уже с февраля 1928 г. вновь появились продовольственные карточки). В этой обстановке Сталин решает переломить ситуацию революционным путем. Пересматривается пятилетний план, начинается форсированная индустриализация и массовая коллективизация сельского хозяйства.

Свертывание нэпа было обусловлено не только политической волей Сталина. В нэпе были заложены серьезные внутренние противоречия.

- Неэкивалентный обмен между промышленностью и сельским хозяйством.

Его суть: крестьянство продавало свою продукцию городу по ценам ниже довоенных, а промтовары покупало дороже, чем до войны. Например, если верить официальной статистике, в 1913 г. крестьянин, продав 1 пуд ржи, мог на вырученные деньги купить 5,7 аршина ситца, а в 1923 г. - только 1,5 аршина. Создавался замкнутый круг: чтобы получить сельхозпродукцию у крестьян, нужно предложить в обмен промтовары; чтобы расширить производство промтоваров, нужна сельхозпродукция (продовольствие для города, сырье для промышленности). Для расширения производства нужны были время и средства, а крестьянин хотел за свою продукцию получить деньги сразу. Все это породило ряд кризисов (кризис сбыта осенью 1923 г., кризисы хлебозаготовок в 1926-1928 гг. и т.д.).

- Невозможность повышения экономической эффективности деятельности госпредприятий в условиях ограниченного трестовского хозрасчета.

Хозрасчет не дошел не только до каждого рабочего, но и до отдельных предприятий. Это сковывало инициативу руководителей. Рабочий продолжал ощущать себя наемной рабочей силой, а не хозяином.

- Противоречие между необходимостью быстрого экономического роста и ограничением сфер привлечения частного капитала (при отсутствии достаточных средств у государства).

"Командные высоты" в экономике оставались в руках государства. Частнику разрешалось владеть лишь мелкими предприятиями, где работало до 10 рабочих при наличии двигателя или до 20 рабочих при его отсутствии. Площадь арендуемой земли была ограничена. Далеко не все предприятия могли быть взяты в концессию иностранцами. Налоги с частника были высоки и тормозили предпринимательскую активность. Поэтому масштабы распространения частного капитала были невелики. В 1923 г. было зарегистрировано 165 тыс. частных предприятий в европейской части России, 7 тысяч - сдано в концессию.

Сфера применения частного капитала сознательно ограничивалась "сверху". Правители Советской России боялись расширения влияния капиталистов. Идеологические соображения для них явно были более значимыми, чем подъем благосостояния народа. Яркий пример - отказ Политбюро ЦК РКП(б) от чрезвычайно выгодного для России концессионного договора с английским миллионером Уркартом в 1922 г. По словам Г.Е.Зиновьева, "Владимир Ильич выступил против этой концессии не потому, что условия Уркарта были плохи, а потому, что в конце концов он себе сказал, он и мы с ним: лучше бедненькая, серенькая Советская Россия, медленно восстанавливающаяся, но своя, чем быстро восстанавливающаяся, но пустившая козла в огород, такого козла, как Уркарт".

- Противоречие между необходимостью перехода к экономическим методам управления и неподготовленностью руководящих работников.

Дело было не только в низкой профессиональной квалификации директоров и работников управленческих аппаратов. Большинство руководителей прошли школу гражданской войны и "военного коммунизма", привыкли к строгой военной и партийной дисциплине, к централизму и командному стилю руководства. Теперь же были необходимы умение анализировать рыночную конъюнктуру, получать прибыль и т.д. Очень немногие "красные директора" смогли перестроиться. Большинство желало возвращения военно-коммунистических методов.

- Противоречие между необходимостью привлечения капитала и отсутствием для него правовых гарантий.

Историк и экономист, один из лидеров российской социал-демократии, профессор Н.А.Рожков писал Ленину в мае 1921 г., что для создания нормального госкапитализма "...нужен какой-то правовой порядок, исключающий нынешнюю диктатуру или хотя бы частично ее ограничивающий... настоящие предприниматели не пойдут без юридических гарантий".

- Психологическое неприятие нэпа значительными слоями трудящихся.

Для коммунистов и части рабочих нэп был отступлением от желанных коммунистических принципов и идеалов. Для руководителей более приемлем был командный стиль руководства. Всех раздражал "угар нэпа" - жирующие нэпманы, лихачи-извозчики, раболепные официанты, видимая имущественная дифференциация.

- Нэп вводился на исторически ограниченный срок.

Для достижения экономического эффекта нэп надо было совершенствовать, углублять, дополнять новыми мероприятиями. Однако нэп изначально был обречен на уничтожение.

Точка зрения. В.И.Ленин заявлял, что нэп вводится не для обмана, а "всерьез и надолго". Эта цитата многих историков ввела в заблуждение, дала им основание утверждать, что в последние годы жизни Ленин стал чуть ли не "рыночником". Ленин действительно считал, что для преодоления мелкотоварного уклада в экономике нужно развивать товарно-денежные отношения, опереться на "госкапитализм", а в сельском хозяйстве - на "строй цивилизованных кооператоров". Однако условиями этого Ленин считал существование советской власти (большевиков) и сохранение "командных высот" в руках государства (читай: государственный контроль частного сектора и кооперации). Рынок для Ленина - явление ограниченное и временное. "Когда мы победим в мировом масштабе", - писал он в работе "О значении золота теперь и после полной победы социализма" (ноябрь 1921) - "сделаем из золота общественные отхожие места..." Нэп для Ленина - тактическое отступление, чтобы можно было в дальнейшем быстрее двигаться к безрыночному социализму. "Надолго", по Ленину, это на 5-10 лет. Он и его соратники постоянно подчеркивали, что "надолго", это "не навсегда". В марте 1922 г. Ленин выразился еще более жестко: "Величайшая ошибка думать, что нэп положил конец террору. Мы еще вернемся к террору и к террору экономическому". Свертывание нэпа после некоторой социально-политической стабилизации было стратегической перспективой большевистских вождей.

- Противоречие между многообразием экономических форм и единообразием политической жизни.

В экономике периода нэпа существовало 5 основных укладов:

Патриархальный;

Мелкотоварный;

Частнокапиталистический;

Государственно-капиталистический;

Социалистический.

Носители каждого из этих укладов имели свои взгляды и экономические интересы. Они были заинтересованы в их реализации через участие в органах власти. Однако реально влиять на власть трудящиеся и особенно крестьяне, нэпманы не могли. Буржуазия была полностью лишена политических прав, крестьяне дискриминированы (пять голосов крестьян приравнивались к одному голосу рабочего). Реальная власть была в руках РКП(б). Диктатура пролетариата стала диктатурой коммунистических вождей. Политическая оппозиция и политическое инакомыслие пресекались все более и более жестоко. Такое противоречие не могло существовать долго: или многообразие экономической жизни должно было дополниться многообразием жизни политической (демократия, многопартийность), или экономика должна была вновь вернуться к единообразию.

Обострение всех названных противоречий ставило страну на грань социально-экономического кризиса. Условий и предпосылок для реализации безрыночной альтернативы было значительно больше. Поэтому свертывание нэпа в 1929 г. было вполне закономерено.

  • усвоение причин, сущности и итогов нэпа;
  • развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны; сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа; формулировать выводы по итогам нэпа;
  • формирование навыков работы с текстом учебника, документами; развитие навыков грамотной устной речи;
  • составление опорного конспекта по теме.
  • План урока.

  • Экономическая и политическая обстановка в стране после гражданской войны.
  • Курс на новую экономическую политику:
  • а) нэп в области сельского хозяйства;
    б) преобразования в области промышленности и финансов.

  • Социально-экономические итоги нэпа.
  • Повторение пройденного материала.

    1. Когда и чем закончилась гражданская война?
    2. Почему победили большевики?
    3. Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл? Была ли она оправдана условиями войны?
    4. Изменилась ли политика большевиков после войны?

    Изучение нового материала.

    Задачи урока:

    1. Обосновать необходимость нэпа.
    2. Сравнить политику “военного коммунизма” и нэп. Какая из них прогрессивнее и почему?

    Оборудование урока

  • Хрестоматия по истории России 1917-1940, под ред. М.Е. Главацкого, М.: Аспект Пресс, 1995 г.
  • Учебники: История России, 9 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.: “Просвещение”, 2001 г.
    История России, 11 класс А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, М.: “Просвещение”, 2003 г.
  • На доске:

    Урок строится на изучении документальных источников по теме.

    Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает “Путеводитель по теме” для решения одного из вопросов темы.

    Путеводитель по теме для группы №1.

    Проблема – обоснование необходимости нэпа.

    Источник

    1. Почему необходимо было перейти к новой экономической политике? На основании документальных источников:
    а) подобрать факты, подтверждающие экономический кризис, сложившийся в стране после гражданской войны;
    б) сформулировать вывод об экономической ситуации в стране.
    Документы и факты.

    (Приложение 2).

    2. Охарактеризуйте политическую ситуацию в стране. Какие требования выдвигал народ? На основании документов:
    а) проанализировать выступления меньшевиков и эсеров;
    б) перечислить основные требования восставших кронштадтцев и крестьян;
    в) сформулировать основные лозунги меньшевиков и эсеров; крестьян и матросов.
    Хрестоматия по истории России,

    документы 83, 84, 87. Стр. 159-163; 172-173.

    История России 9 класс, документ стр. 128.

    Путеводитель по теме для группы №2.

    Задание– выяснить сущность и основные мероприятия нэпа.

    Источник

    1. Сущность новой экономической политики. Записать в тетрадь определение нэпа.

    Выделить ключевые слова в определении.

    На основании документов сформулировать основные мероприятия нэпа, и записать их в таблицу “Основные мероприятия “военного коммунизма” и нэпа”.

    Проверить правильность выполнения задания.

    “Нэп – система экономических мероприятий, сменившая политику “военного коммунизма” и являющаяся ее противоположностью”.

    Хрестоматия по истории России
    Документы 1, 2, 3, 5, 7. Стр. 177-183; 185-187; 189-192.

    См. сравнительную таблицу “Основные мероприятия “военного коммунизма” и нэпа” (приложение 1).

    Путеводитель по теме для группы №3.

    История России 11 класс, стр. 168-170.

    История России 9 класс, стр.130-132.

    Хрестоматия по истории России

    Документ №11. стр. 196-197

    2. Какая политика “военный коммунизм” или нэп более прогрессивная? Сравните нэп с политикой “военного коммунизма”, выделите характерные черты той и другой политики;

    сделайте вывод о том, какая из них более прогрессивная для развития страны.

    После выполнения задания учащиеся выступают с подготовленными ответами. По ходу выступлений учащиеся составляют опорный конспект по основным вопросам темы.

    Опорный конспект

    Итоги нэпа

    Характерные черты

    В выводе урока можно подчеркнуть связь с современностью. Реформы современной России еще раз подтверждают преимущества объективной рыночной экономики и негативные последствия для экономического развития нашей страны командно-административной экономики.

    Подведение итогов урока.

    Приложение 1

    “Основные мероприятия “военного коммунизма” и нэпа”

    Приложение 2 Документы и факты.

    Многие винят продагентов, говоря, что они возмущают своими действиями деревню… Нет, я скажу, что виновата сама система, т.е. при разверстке неизбежны были те эксцессы, которые происходят.

    При разверстке мы имеем коллективное противодействие ей.

    Если бы с осени был налог, а не разверстка, то из Сибири можно было бы хлеб вывозить с самой ранней осени и не получилось бы ни такой остроты между крестьянами и агентами, ни того ужасного положения в Европейской России.

    Все те же последствия мы видим и с мясной разверсткой, и обратные последствия получатся при налоговой системе…

    Желание выполнить во что бы то ни стало продразверстку, не считаясь ни с какими местными условиями, угрозы и насилия, творимые отдельными продотрядами… в бытность Губпродкомиссара Гольдина, которого даже местные партийные работники и сотрудники ЧК называют “палачом”… очень слабое снабжение сельского населения мануфактурой, сельскохозяйственными орудиями и др. – все это вместе взятое дало благоприятную почву для агитации право- и левоэсеровских элементов, всегда и раньше смотревших на Тамбовскую губернию как на свою вотчину.

    Член Революционного Военного Трибунала Республики Ульрих.

    Из записок американской журналистки Мэри Ворсе Хитон.

    “Когда автомобиль остановился на деревенской улице, его окружили крестьяне. Слезы текли у них по щекам. Женщины протягивали истощенных детей. “Товарищ Калинин, - кричали они…- неужели помощь не придет, и нет никакой надежды?”

    Одна за другой развертывались перед нами картины голода. Все станции были забиты голодающими… Дети умирали…

    Хитон Ворсе Мэри. Русские картины// Новый мир. – 1970. - №4.

    Точка зрения. Э.Х. Карр.

    “Политика реквизиций, которая приносила какие-то плоды во время гражданской войны, сейчас оказалась несостоятельной. Крестьяне стали производить лишь необходимое для своего

    существования и не хотели производить излишки, которое отбирало бы государство. В сельской местности в поисках пропитания рыскали банды демобилизованных солдат, грабивших крестьян”.

    В книге Л.М. Пятецкий, История России ХХ века. М.: “Московский лицей” 1999г., стр. 132.

    Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных курсов РККА в Петрограде.

    “24 декабря 1920 г. Положение наше, простых обывателей, все ухудшается. Городские лавки закрыты, и не служащие обыватели ничего не получают, живи как хочешь! Нам, служащим, паек уменьшают и выдают очень неаккуратно: за первую половину декабря сахара совсем не выдали; табак, мыло, соль то выдают, то нет. Дров совсем не дают, мерзнем”.

    Из частного письма.

    “Дорогой братец. Если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я начальник дивизии, получаю 15 миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов… Сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего, но ничего не дали”.

    Ф.И. Дан из выступления на VIII съезде Советов.

    “Продовольственная политика, основанная на насилии, обанкротилась, ибо, хотя она выкачала триста миллионов пудов, но это куплено повсеместным сокращением посевной площади, достигшим почти одной четверти прежних засевов, сокращением скотоводства, прекращением посевов технических культур, глубоким упадком сельского хозяйства и выкачиванием из деревни хлеба”.

    В 1921 – 1922 гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн. человек из поволжских и украинских губерний. Весной – летом 1921 г. голод в Поволжье унес жизни 5 млн. человек.

    В 1919 г. в 40 губерниях Европейской России было зарегистрировано более 2 млн. случаев заболевания сыпным тифом, а в 1920 г. по Европейской России, Сибири и Украине – более 3 млн. случаев.

    По данным историка Е. Салдаева в начале 1921 г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. рублей, пуд пшена – 192 тыс., картошки – более 20 тыс. рублей. За проезд на одну остановку в трамвае нужно было заплатить 500 руб., а извозчик запрашивал за самый короткий путь не менее 5 тыс. За номер газеты нужно было заплатить 200-300 рублей. К концу года положение ухудшилось, и к этим ценам следует приписать ноль.

    Январь-февраль 1921 г. были отмечены выступлениями рабочих Москвы и Петрограда, других городов России. Стачки в Петрограде проходили под лозунгами: “Хлеба!”, “Пусть работают те, у кого комиссарские пайки!”.

    Используемая литература:

    1. Т.В. Коваль, История России ХХ век. Конспекты уроков для учителя истории, М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г.
    2. Л.М. Пятецкий, История России ХХ века, пособие для старшеклассников и абитуриентов, М.: Московский Лицей, 1999 г.

    Россия вышла из Гражданской войны 1918-1920 гг. в состоянии «человека, избитого до полусмерти» (В.И. Ленин). Кризис имел все­сторонний характер: экономическая разруха (промышленность, по некоторым показателям отброшенная к уровню 1861 г., бездейст­вующий транспорт, сократившиеся наполовину посевные площади, измеряемая тысячами процентов в год инфляция, развалившаяся фи­нансовая система) дополнялась социальной катастрофой (падение уровня жизни, деклассирование, высокая смертность, голод) и поли­тическим напряжением (недоверие к советской власти, усиление ан­тибольшевистских настроений). Грозным предупреждением были восстшше крестьян в Тамбовской губернии (антоновщина) и восста­ние матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами поли­тических свобод, переизбрания Советов, отстранения большевиков от власти.

    Кризис не был лишь следствием войны. Он свидетельствовал о крахе «военного коммунизма» как попытки непосредственного, стремительного, с опорой на насилие перехода к коммунизму. Весной 1921 г. на X съезде РКП(6) было объявлено о новой экономиче­ской политике (нэп) - новой потому, что она признавала необходи­мость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок кре­стьянству и частному капиталу. Принципиально цели не изменились - переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но методы этого перехода были отчасти пересмотрены. Нэп включал в себя ряд мер:

    Замена продразверстки меньшим по размеру продналогом;

    Допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства;

    Денационализация мелкой и средней промышленности при со­хранении за государством так называемых командных высот (металлургия, транспорт, топливная промышленность, нефтедобыча и др.);

    Объединение крупных предприятий в тресты, работавшие на ос­нове хозрасчета и подчиненные Высшему совету народного хо­зяйства;

    Отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации, внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества про­дукции;

    Разрешение свободы частного капитала в промышленности, сель­ском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания (с ограничения­ми), поощрение кооперации;

    Допущение иностранного капитала (концессии, аренда); воссоз­дание банковской и налоговой систем;

    Проведение денежной реформы на основе ограничения эмиссии, вытеснения совзнаков и введения устойчивой валюты - червонца.
    Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном дос­тигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйствен­ного производства, остановлена инфляция, стабилизирована фи­нансовая система, улучшилось материальное положение населения.

    Вместе с тем успехи нэпа не следует преувеличивать. По удачно­му выражению историка В.П. Дмитренко, он привел к восстановле­нию отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале XX в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к це­лой череде кризисов: сбыта промышленных товаров (осень 1923), дефицита промышленных товаров (осень 1924, осень 1925), хлебоза­готовок (зима 1927/28) - и породили острую борьбу в руководстве партии и государства.

    Самым главным было противоречие между экономикой и поли­тикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и ча­стной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму - обществу, сво­бодному от частной собственности.

    Официально об отказе от нэпа было объявлено в декабре 1929 г.

    2. Когда в истории России происходили дворцовые перевороты? Объясните, к каким последствиям они привели

    Время после смерти Петра I называют эпохой дворцовых перево­ротов.

    С 1725 по 1761 г. на русском престоле сидели Екатерина I, вдова Петра Великого (1725-1727), его внук Петр II (1727-1730), его пле­мянница Анна Иоанновна (1730-1740) и внук ее сестры Иван Анто­нович (1740-1741), дочь Петра Елизавета (1741-1761), Петр III,внук Петра по материнской линии (1761-1762).

    Каждый из названных правителей приходил на престол в ре­зультате дворцовой интриги или дворцового переворота - столич­ная гвардия сама решала, кому передать трон и корону. Поэтому не удивительно, что именно дворянство сумело добиться исполнения многих своих желаний. Исчезли различия между вотчиной и поме­стьем, владельческие права дворян на землю были гарантированы. Собственность на крепостных стала сословной привилегией дво­рянства, оно получило огромную власть над крестьянами, право ссылать их в Сибирь без суда, продавать без земли. Срок военной службы был ограничен 25 годами, учрежден кадетский корпус, дворянские дети могли записываться в полки и не начинать службу солдатами. Апогеем стал манифест Петра III о вольности дворянст­ва, освободивший дворян от воинской службы. Дворянство осозна­ло свои значение и возможности, добилось признания своих воль­ностей и привилегий.

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Билет № 1
    1. Древняя Русь в IX - начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность. 2. К какому периоду истории России относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эс

    Объясните, чем отличались эти группы
    Перечисленные названия относятся к началу XX в. и времени ре­волюции 1905-1907 гг. В общественном движении этого времени выделяют два основных течения: либеральное и революционное (ра­дикальное). Л

    Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке
    Зимой 1237 г. полчища монголо-татар вторглись на территорию Северо-Восточной Руси. Русь переживала период политической раз­дробленности, поэтому не смогла организовать отпор врагу. Первой жертвой н

    Назовите общие черты и различия
    Культура в первые послевоенные годы развивалась в обстанов­ке, когда власть делала все возможное, чтобы упрочить тоталитарную систему в стране. Эти годы еще называют «апогеем сталиниз­ма». Не случа

    Культура Руси в XIV -XVI вв.
    XIV-XVI вв. - это процесс формирования единого Русского го­сударства, преодолевались местные культурные особенности, скла­дывалась единая русская культура. В то же время русская культура освобождал

    С какими событиями, процессами в истории
    России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значение Перечисленные понятия связаны со столыпинской аграрной ре­формой (указ 6 ноября 1906 г.

    В XIV-XV вв.
    В XIV-XV вв. удельная Русь настойчиво собирала свои «дро­бившиеся части в нечто целое. Москва стала центром образовавше­гося этим путем государства» (В.О. Ключевский). Процесс собирания русс

    С какими событиями, процессами в истории России
    связаны понятия «приватизация», «либерализация цен», «шоковая терапия»? Объясните их значение Вышеперечисленные понятия связаны с началом экономи

    Билет № 5
    1. Преобразования Петра I: содержание, итоги. 2. Сравните внешнюю политику СССР в середине 1950-х - се­редине 1960-х гг. и в 1970-е гг. Объясните, что было общим и в чем заключались различ

    Что было общим и в чем заключались различия
    XX съезд КПСС (1956) одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР. Наиболее важными новациями были: выдвижение принципа мирного сосуществования с капиталистическими странами и вывод о возможности

    Просвещенный абсолютизм Екатерины II
    Долгое царствование Екатерины II (1762-1796) было временем, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России про­грамм реформ

    С какими событиями, процессами оно связано
    Понятие «многопартийность» связано с эпохой перестройки, ко­гда в стране появились политические силы, а затем и партии, оппо­зиционные КПСС. С 1989 г. началось образование оппозиционных партий. Ког

    Основные направления, итоги
    В 1756-1761 гг. Россия участвовала в Семилетней войне (в соста­ве Версальской коалиции вместе с Францией и Австрией против Пруссии и Англии). Одержав ряд блестящих побед при Грос-Егерсдорфе (1757),

    Этою периода они отражали
    Понятие «реабилитация» относится уже к первым годам после смерти Сталина (1953 - 1956), когда были реабилитированы десят­ки тысяч человек, жертвы «дела врачей», «Ленинградского дела», военны

    Культура и общественная мысль России во второй половине XVIII в.
    В XVIII в. в России сложилась система светского образования. Отличительная особенность системы образования в XVIII в, - ее сословный характер. Учреждались закрытые учебные заведения

    Объясните, в чем заключались общие черты и различия
    После Гражданской войны с помощью мер новой экономической политики к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленности и сельскохозяйственного производства, остановле­на инфляция, с

    Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии
    В июне 1812 г, Наполеон во главе 600-тысячной армии начал по­ход на Россию. Война со стороны России носила освободительный, справедливый характер. 1-я русская армия Барклая де Толли в 128 тыс. чело

    Процессы этого периода отражали названные понятия
    Перечисленные понятия относятся к периоду перестройки (1985- 1991). Гласность подразумевала открытость, доступность информации для общества, возможность ее свободного обсуждения, ко

    Билет № 10
    1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение. 2. Что означает понятие «коренной перелом в ходе Великой Оте­чественной войны»? Объясни

    Событиями на фронтах и в тылу оно было связано
    Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны - это: - переход стратегической инициативы or Германии и ее союзни­ков к Советскому Союзу и государствам антигитлеровской коалиции;

    Билет № 11
    1. Общественные движения в России в 70-90-е гг. XIX в.: органи­зации, участники, деятельность. 2. С какими событиями отечественной истории 1920-1930-х гг. связаны понятия «автономизация»,

    Билет № 12
    1. Модернизация в России в начале XX в.: основные направления, особенности. 2. С каким периодом отечественной истории связаны понятия «Избранная рада», «опричнина»? Объясните, какой полити

    Каждое из этих понятий
    Эти понятия неразрывно связаны с именем царя Ивана IV Гроз­ного и временем его царствования (1533-1584; царь с 1547). Первый период царствования Ивана IV - до конца 50-х гг. - прошел под з

    Билет № 13
    1.Революция 1905-1907 гг. в России: причины, основные собы­тия, итоги. 2.К какому периоду отечественной истории относится появление понятий «всероссийский рынок», «мануфактура», «Новоторго

    Основные события, их участники, итоги
    В конце 1916 г. в стране усиливается всеобщее недовольство, вы­званное усталостью от войны, массовое дезертирство с фронта, рост цен, тяжелое продовольственное положение в Петрограде и Москве. Собы

    Из этих событий в истории войны
    Все эти названия связаны с важными сражениями Северной вой­ны (1700-1721), которую Петр I вел с целью выхода к морю, за При­балтийское побережье. С Нарвой связано неудачное начало в

    Билет №15
    1. Гражданская война 1918-1920 гг. в России: причины, участни­ки, итоги. 2.Объясните, как менялся характер внутренней политики Алек­сандра I в первой и второй половине его царствова

    Политики Александра I в первой и второй половине
    его царствования. В чем это выразилось? Начало царствования Александра I (1801-1825) связано с дея­тельностью Негласного комитета (молодых друзей царя). В 1802 г. вместо к

    Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920-1930-е гг.
    После смерти Ленина (1924 г.) в партии обострилась борьба за власть, так как отсутствовали демократические механизмы выбора лидера. Зиновьев и Каменев, усмотрев угрозу в усиливающемся влия

    С какими событиями в истории России связаны
    понятия «самозванец», «семибоярщина», «тушинский вор»? Объясните, чем эти события были вызваны Перечисленные понятия связаны с событиями конца XV

    Основные направления и события внешней политики СССР в 1920-1930-е гг.
    После прихода к власти в октябре 1917 г. большевики вынашива­ли идею мировой социалистической революции, поэтому их не вол­новало непризнание странами Западной Европы, подписанный гра­бительский и

    Объясните, почему XVII в. в отечественной истории
    был назван «бунташным». Какие события дали основание для этого названия? XVII столетие называют «бунташным веком». Размах и острота народных движ

    Билет № 19
    1. Индустриализация в СССР: причины, особенности проведения, итоги. 2. Сравните взгляды славянофилов и западников на пути разви­тия России. Объясните, в чем заключались основные различия.

    В чем заключались основные различия
    И западники, и славянофилы отрицали революционные способы переустройства страны, возлагая главные надежды на силу общест­венного мнения и готовность власти к преобразованиям. В центре споров между

    Билет № 20
    1. Великая Отечественная война: основные лапы, события, при­чины победы советского народа. 2. С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платежи», «отрезки», «устав

    Объясните, как они характеризуют эти события
    Все эти понятия связаны с реформой 1861 г. об отмене крепост­ного права, получившей название «Великой». Она была первой в ря­ду либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в. Основной документ ре­формы - «П

    И внешней политики
    За годы войны СССР потерял треть национального богатства. Окрепла лишь военная промышленность. Предстояло выбрать путь экономического возрождения: 1) поддержать наметившиеся тенденции к са

    Каких деятелей культуры дало основание
    для этого названия? Первая половина XIX в. в истории русской культуры по праву считается ее «золотым веком». Образование, наука, литература, жи­вопись, архитектура, музыка

    Билет № 22
    1. «Оттепель» в СССР: изменения в политической, социально-экономической жизни, культуре. Итоги «оттепели». 2. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского кня­жества и Новгородской з

    Объясните, в чем заключались основные различия
    Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева при кня­зе Юрии Долгоруком (1125-1157). Его массовое заселение происходи­ло в XI-XII вв. Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных тради

    Тексты и ответы к третьему заданию
    Отрывки из исторических источников, работ историков и за­дания к ним включаются в качестве третьего вопроса в экзаменационные билеты непосредственно перед экзаменом. 1. Прочтите от

    Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба вой­ска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд


    «Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира» - так к

    Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «Правление императора началось с подавления восстания на Сенат­ской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «це­ною крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, о

    Прочтите отрывок из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «Справедливым или демократическим миром, которого жаждет по­давляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных вой­ной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, кото­рого са

    Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о какой партийно-государственной политике идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так про­сто придёт и заберет всё, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»... В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный ш

    Прочтите отрывок из книги и назовите фамилию ее автора. Объясните, на основании чего вы ее определили.
    «Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. На­ступила невесомость - то самое состояние, о котором ещё в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского. Сначала это чувство было н

    Зачетный тест по истории России на тему: «СССР на пути строительства нового общества»

    1 Вариант

    1. В каком году Ленин объявил о переходе к НЭПу:

    1 1919 г.

    2 1920 г.

    3 1921 г.

    4 1922 г.

    2. Что из перечисленного относится к НЭПу:

    1 создание колхозов

    2 введение продразверстки

    3 введение трудовой повинности

    4 разрешение концессий

    3. С чем был связан хлебозаготовительный кризис 1927 году:

    1 нехватка промышленных товаров для обмена на зерно

    2 высокие закупочные цены

    3 рекордный урожай зерновых

    4 отмена карточек на хлеб

    4. Первая Конституция СССР была принята в:

    1 1922 г.

    2 1924 г.

    3 1929 г.

    4 1936 г.

    5. Верны ли следующие суждения:

    А.Высшим органом власти стал Всесоюзный съезд Советов.

    Б.Высшим исполнительным и административным (распорядительным) органом стал Совет

    народных комиссаров.

    1 верно только А

    2 верно только Б

    3 оба суждения верны

    4 оба суждения неверны

    6. С каким из государств на Генуэзской конференции Советская Россия заключила договор

    о восстановлении дипломатических и экономических отношений:

    1 Германия

    2 Италия

    3 Англия

    4 Франция

    7. Какое событие произошло раньше других:

    1 образование СССР

    2 выпуск «Краткого курса истории ВКП(б)

    3 начало социалистической индустриализации

    4 принятие СССР в Лигу Наций

    8. К последствиям индустриализации в СССР в 1920-30-х гг относится:

    1 интеграция в мировую экономику

    2 повышение уровня жизни населения

    3 создание ВПК

    4 децентрализации экономики

    9. Переход к политики «ликвидации кулачества как класса» произошло в:

    1 1925 г.

    2 1927 г.

    3 1929 г.

    4 1930 г.

    10. В 1939 году происходит сближение СССР и:

    1 Англии

    2 Франции

    3 США

    4 Германии

    11. Какие три из перечисленных признака относятся к внешней политики СССР в 30-е годы:

    1 попытка создания системы коллективной безопасности

    2 заключение сепаратного мира с Германией

    3 преодоление дипломатической изоляции

    4 принятие СССР в Лигу Наций

    5 Брестский мир

    6 поддержка СССР Испанской республики

    12. Что объединяет ряд:

    Стаханов А., Изотов И.А, Бусыгин А.Х., Виноградовы Е.В и М.Н.

    13.Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и областями, в которых они

    себя проявили:

    ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

    ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

    А. Эйзенштейн С.

    1. Скульптура

    Б. Шадр И.Д.

    2. Философия

    В. Бердяев Н.А.

    3. Живопись

    Г. Шагал М.

    4. Кинематограф

    14. Установите соответствие между историческими событиями в СССР и датами когда они произошли:

    1.Отмена карточки на продовольствие

    А.1922 г.

    2.Подписание советско-германского пакта о ненападении

    Б. 1924 г.

    3 смерть В.И. Ленина

    В. 1935 г.

    4 образование СССР

    Г. 1939 г.

    15. Назовите основные причины (не менее трех) начала проведения НЭПа в России.

    Индустриализация-

    Концессия-

    Денационализация-

    2 - Вариант

    1.На каком политическом мероприятии Ленин провозгласил курс на НЭП:

    1 II съезде Советов

    2 Х съезд РКП(б)

    3 ХIV съезд РКП(б)

    4 ХV съезд РКП(б)

    2. Что из перечисленного не относится к НЭПу:

    1 введение продразверстки

    2 замена продразверстки на продналог

    3 отменен декрет о полной национализации промышленности

    4 свобода во внешней торговли

    3. Верны ли следующие суждения:

    А. Ленин подверг резкой критики сталинский план «автономизации».

    Б. На начальном этапе развития СССР центральные власти пытались учитывать национальную специфику.

    1 верно только А

    2 верно только Б

    3 оба суждения верны

    4 оба суждения неверны

    4. 1924-1925 гг. вошли в историю страны как:

    1 ухудшение отношений со странами Запада

    2 полоса признания СССР

    3 утверждение однопартийной системы

    4 скачок в развитии тяжелой промышленности

    5.Какие события произошли раньше всего:

    1 Генуэзская конференция

    2 смерть В.И.Ленина

    3 Х съезд РКП(б)

    4 создание Коминтерна

    6. Кто из перечисленных лиц не относился к «правоуклонистам»:

    1 Бухарин Н.И.

    2 Рыков А.И.

    3Томский М.П.

    4 Молотов В.М.

    7.Назовите стройки первой пятилетки:

    А. Днепрогэс

    Б. Запорожсталь

    В. Челябинский тракторный завод

    Г. Сталинградский тракторный завод

    Д. Турксиб

    Выберите правильный ответ:

    1- АБВ, 2- БВД, 3- АГД, 4 - АБД

    8. Назовите одну из главных причин коллективизации:

    1 желание повысит эффективность сельского хозяйства

    2 накормить страну

    3 развивать торговлю

    4 источник финансирования индустриализации

    9. Конституция «победившего социализма» была принята в:

    1 1930 г.

    2 1934 г.

    3 1936 г.

    4 1938 г.

    10.Какие три из перечисленных понятий,терминов имеют отношение к Сталину И.В.

    1 демократизм

    2 многопартийность

    3 раскулачивание

    4 культ личности

    5 борьба с вредительством

    6 либерализм

    11.В 1922 году советское правительство выслало из страны:

    1 офицеров царской армии

    2 оппозиционеров

    3 крупных ученых и философов

    4 представителей купечества и буржуазии

    12. Что объединяет ряд:

    Л.Д.Троцкий, Литвинов М.М., Молотов В.М.

    13. Установите соответствие между событиями и датами когда они произошли:

    СОБЫТИЯ ДАТЫ

    1. 1934 г. А.образование СССР

    2.1922 г. Б. смерть Ленина В.И.

    3. 1924 г. В. начало стахановского движения

    4.1935 г. Г. принятие СССР в Лигу Наций

    14.Соотнесите деятелей культуры и отраслями в которых они трудились:

    1. Александров Г.В. А. музыка

    2. Хренников Т.Н. Б. театр

    3.Яншин М. В. литература

    4. Шолохов М. Г. кинематограф

    15. Назовите основные последствия (не менее трех) проведенной коллективизации

    16. Дайте определение следующим терминам:

    Коллективизация-

    Культ личности-

    Продналог -

    Ключ к тестам

    1 вариант

    1.3

    2.4

    3.1

    4.2

    5.3

    6.1

    7.1

    8.3

    9.3

    10.4

    11.1,4,6

    12.стахановцы-рекордсмены

    13.4123

    14.ВГБА

    15. Причины начала проведения НЭПа:

    1.острейший экономический кризис

    2.крестьянское недовольство политикой большевиков

    3. Кронштадтский мятеж

    16. Индустриализация- процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, и прежде всего в промышленности.

    Культ личности - возвеличивание роли одного человека,приписывание ему при жизни определяющего влияния на ход исторического события

    Продналог - установленный государством обязательный платеж, взимаемый с крестьянских хозяйств.

    2 вариант

    1.2

    2.4

    3.3

    4.2

    5.4

    6.4

    7.3

    8.4

    9.3

    10.3,4,5

    11.3

    12.наркомы иностранных дел

    13.ГАБВ

    14.ГАБВ

    15.Последствия коллективизации:

    1. сокращается производство хлеба

    2. уменьшается поголовье скота

    3. разоряется деревня (из-за раскулачивания)

    4.появляется безразличие колхозников к общественному имуществу и результатам своего труда.

    16. Коллективизация -политика преобразования сельского хозяйства в к.20-30-х гг на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйства(колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности.

    Концессия - договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности

    Денационализация -передача в частную собственность государственной собственности

    Нэп и «военный коммунизм»

    9 класс

    1.В какой отрасли началась новая экономическая политика

    а) промышленности

    б) сельском хозяйстве

    в) торговле

    2.Что из названного было характерно для политики нэпа

    а) национализация всех отраслей промышленности

    б) право крестьян на торговлю

    в) отсутствие коммунальных платежей

    г) все рабочие были заняты на государственных предприятиях

    3.Концессия это:

    а) возможность после выполнения государственного заказа самостоятельно реализовывать выпущенную продукцию на свободном рынке, закупать на необходимое сырье и оборудование

    б) право осуществлять на льготных условиях разработку природных богатств страны, восстановление и использование разрушенных в ходе войны фабрик и заводов

    в) форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвует в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда

    4.В каком году обесцененные деньги были заменены твердой конвертируемой валютой - золотым червонцем:

    а)1922

    б)1923

    в)1924

    5.Всю Нобелевскую премию передал в 1921 г. В фонд помощи голодающим Поволжья:

    а) И.А.Бунин

    б) М.Горький

    в) А. Франс

    6. Переход к НЭПу был провозглашен:

    а) В.И. Лениным в апреле 1921 г на XX съезде РКП (б);

    б) В.И. Лениным в марте 1921 г на XX съезде РКП (б);

    в) В.И. Лениным в марте 1921 г на IX съезде РКП (б).

    7. Какие из названных явлений были связаны с НЭПом:

    а) свободная торговля;

    б) продразверстка;

    в) применение наемного труда в сельском хозяйстве;

    г) развитие всех форм кооперации;

    д) уравнительный принцип распределения;

    е) продналог.

    8.Социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны, имеющая целью сосредоточение всех трудовых и материальных ресурсов в руках государства для победы и укрепления своей власти, - это:

    а) « красногвардейская атака на капитал»

    б) « военный коммунизм»

    в) новая экономическая политика

    9.Продразверстка - это:

    а) обязанность крестьян засевать и выращивать необходимое для содержания армии количество зерна

    б) обязанность крестьян сдавать государству все излишки зерна и другой сельскохозяйственной продукции

    в) обязанность крестьян обеспечивать армию лошадьми и фуражом

    10. Крупнейшее восстание моряков против диктатуры большевиков и политики «военного коммунизма», проходившее с 1 по 18 марта 1921 г. и завершившееся поражением:

    а) Корниловское восстание

    б) Кронштадтское восстание

    в) Антоновское восстание

    НЭП 9 класс тест

    1. Что относится к причинам принятия НЭПа?
    а) увеличение антиправительственных выступлений крестьян
    б) резкое сокращение уровня промышленного производства
    в) стабилизация рубля
    г) недовольство населения политикой чрезвычайщины

    2. Где проходило одно из крупнейших выступлений матросов, солдат и рабочих?
    а) в Одессе
    б) в Кронштадте
    в) во Владивостоке

    3 . С какими политическими требованиями выступили участники восстания в Кр< нштадте?
    а) «Советы без коммунистов!»
    б) «Вся власть Учредительному собранию!»
    в) «Долой «военный коммунизм!»

    4. Когда проходило восстание в Кронштадте?
    а) в марте 1921 года
    б) в апреле 1922 года
    в) в июле 1921 года

    5. Кто командовал операцией по подавлению восстания в Кронштадте?
    а) Л.Д. Троцкий
    б) М.Н.Тухачевский
    в) М.В.Фрунзе

    6. Какие мероприятия не относятся к НЭПу?
    а) замена продразверстки продналогом
    б) непосредственный продуктообмен между городом и деревней
    в) допуск частного капитала в промышленность, концессии
    г) введение трудовой повинности
    д) разрешение аренды земли
    е) запрещение частной торговли
    ж) укрепление денежной системы

    7. Какое значение НЭПа?
    а) посевная площадь достигла довоенного уровня
    б) увеличился выпуск продукции тяжелой промышленности
    в) рубль стал конвертируемым
    г) закончилась международная изоляция нашего государства

    8. В каких хронологических рамках осуществлялся НЭП ?
    а) 1921 -1929 гг.
    б) 1920-1930 гг.
    в) 1921 - 1931 гг.

    Ключи(ответы) к тесту:

    1-а, б, г; 2-6; 3-а; 4-а; 5-6; 6-6, г, е; 7-а, б, в; 8-а

    Просмотров