Глубокое качественное в развитии общества. С оотношение концепций эволюционного и революционного развития общества





Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) радикальное, коренное, революционное, глубокое качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, разрыв постепенности, отличают и от эволюции (где развитие происходит постепенно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой- либо части системы без затрагивания существующих основ). В политической науке революции делятся на социальные и политические: Социальные революции приводят к смене одного социально-экономического строя другим; Политические революции к смене одного политического режима другим.

Просвещение, образование и политическая практика - по мере того, как Маркузе снова разъясняли в том же месте - необходимо. Но не как руководство движения, а как спусковой механизм их самоорганизации. Самоорганизующиеся, эмансипативные движения в своей организационной форме всегда предвосхищают общество, основанное на принципе самоопределения во всех областях. Таким образом, это так: «удовлетворение жизненных материальных потребностей посредством революции должно быть с самого начала на горизонте самоопределения».

Сегодня должен быть присвоен ценностно-производственный период и «используется самоопределением и самоорганизацией общественно необходимой работы по отмене рабства». Великий отказ и упомянутые формы прямого революционного действия видели Маркузе как формы самоорганизации, например, ситуация может наступить, когда условия настолько зрелы, что «может произойти захват отдельных заводов и предприятий и самоорганизация работы».


Революция диалектически взаимосвязана с эволюцией. Они взаимообусловливают друг друга и переходят одна в другую. Эволюция подготавливает революцию. Революция завершает период эволюционных изменений и в то же время определяет направление и темпы дальнейшего эволюционного процесса.

Сегодня материальные условия достигли такого уровня, который позволил бы немедленно перейти к царству свободы. В условиях капиталистической социализации развитие производительных сил привело к постоянному кризису, результат которого не определен. Общая самоорганизация, антагонистическая эволюция капитализма происходит в условиях кризиса, а противоречие между производительными силами и условиями производства становится все более и более выраженным сегодня. Социальная самоорганизация необходима для повышения вероятности того, что пути устойчивого развития будут приняты.


Отметим, что в истории не раз встречались случаи эволюционного скачка при переходе от одной общественно- экономической формации к другой. Таковы были ранние социальные революции, которым многие исследователи отказывают в соответствующем статусе именно в связи с их постепенностью. В форме «эволюционной» социальной революции совершался и переход от феодализма к капитализму в прусской части Германии, в России, в скандинавских странах.

Создание устойчивого и социально организованного общества требует эмансипационных, самоорганизующихся субъектов, которые развивают критическое сознание и приводят его в настоящую социальную борьбу. Это важный смысл процессов самоорганизации в современном обществе. Демократия и фашизм Герберт Маркузе был радикальным критиком капитализма и его сопутствующей системы буржуазно-представительной демократии, которую он рассматривал только как ложную демократию.

Одномерный мир, по словам Маркузе, является противоположным свободному, поскольку такой человек должен был бы принять свободу экономического и политического контроля. Только тогда возможно восстановление индивидуального мышления. Свобода в смысле свободного выбора из широкого спектра товаров и услуг не означает свободу, если эти товары поддерживают социальный контроль.


В направлении революционной по своей сущности эволюции действует закон возвышения потребностей, причем всего населения, а не только «верхних» слоев. Его действие вынуждены учитывать и государство, и собственники условий производства, независимо от того, в какой «системе отсчета» это сегодня происходит. Иначе цель производства (будь то получение прибыли, будь то развитие человека) не достигается, что по разным каналам приводит к взрывоопасной социальной напряженности.

По словам Маркузе, манипулирование разумом с помощью технологий, средств массовой информации и товаров создает одномерное мышление и поведение: Это создает образец одномерного мышления и поведения, в котором идеи, устремления и цели в их содержании есть существующая вселенная превосходят от речи и действия, либо отгоняются, либо сводятся к терминам этой вселенной. Язык также является одномерным в позднем капитализме. Атрибуты, такие как «свобода», «равенство» и «демократия», Б. используется для характеристики капитализма.

Однако это обманывает тот факт, что доминирующим видом свободы является рабство, а преобладающим равенством является неравенство. Новизна в том, что общественное и частное мнение обычно принимают эти манипуляции. Язык и общение все больше иммунизируют от выражения протеста и отказа. В рекламе используется технология занятия товаров со значениями и изображениями для продажи товаров. Это не критическое мышление потенциальных потребителей, которое востребовано, но глупая, колена-рефлекторная реакция рекламных объектов.


Действует в направлении социализации общественных отношений и закон социального выравнивания, закон по своей сути социально-психологический, возникающий на исторической арене с появлением социального неравенства. Пока нет дворцов и все живут в хижинах, закон этот, разумеется, не действует. Объективные процессы в экономике развитых капиталистических стран обусловливают процессы демократизации политической жизни, которые, в свою очередь, оказывают на экономику обратное позитивное воздействие. В этих условиях становится необходимым и возможным осуществлять государственное перераспределение национального дохода, что способствует нарастанию черт общенародности в самой капиталистической собственности.

В рекламе используется противоречивый, манипулятивный язык, он создает новые творческие слова, которые хвалят товары, просто чтобы довести их до мужчины или женщины. Правило ставило жестокое, как полностью нормальное. Рекламные объявления штаб-квартиры гражданской обороны для «премьер-бункера против ядерных осадков», оснащенные всей роскошью и «спроектированные как комбинированная комната для семьи мирного времени и как семейный бункер против атомных осадков», считаются совершенно нормальными. Цель состоит в том, что жестокость принимается, как само собой разумеющееся, и не подвергается сомнению.


Отличие эволюционного характера развития общества от революционного состоит в том, что в процессе преобразования, изменения, переустройства каких- либо сторон общественной жизни (порядков, институтов, учреждений и т. д.) не устраняются основы существующей социально-политической структуры и данного общественного строя. Революционный же характер общественного развития означает слом самих основ функционирования экономических и политических институтов данного общества, принципиальные изменения в его структуре. Поскольку в основе революционного характера развития общества лежит разрушение, то он является болезненным для общества и может не продвинуть его вперед к совершенству, а наоборот, отбросить назад. История это подтверждает не единичными примерами.

Против этого есть диалектический язык, который называет противоречия. Например, в «Коммунистическом манифесте пролетариата», который получает атрибуты полного угнетения и полного подавления угнетения. Люди в капитализме были вынуждены принять общество. Это означает ложное сознание, которое может быть преобразовано в истинное. По мнению Маркузе, ложные потребности - это те, которые навязываются людям со стороны социальных сил, заинтересованных в их подавлении. Поэтому он также касается репрессивных потребностей.

Большинство преобладающих потребностей расслабиться, наслаждаться, вести себя и потреблять, ненавидеть и любить то, что другие ненавидят и любят в соответствии с объявлением, относятся к этой категории ложных потребностей. По словам Маркузе, пока люди манипулируются и не имеют собственного автономного сознания, они не могут быть поняты как их собственный ответ на вопрос о том, какие истинные и ложные потребности.

Тест по обществознанию Развитие общества для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Личность и общество. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, открытый разрыв с предыдущим состоянием

Контроль, осуществляемый обществом, воспроизводится в сознании людей. Маркузе называет это «интроекцией». «Результатом является не адаптация, а мимесис: непосредственная идентификация индивида со своим обществом и тем самым с обществом в целом». Репрессивная толерантность характерна для современного буржуазного общества: толерантность предписывается для подавления альтернативных социальных событий. С одной стороны, конечно, преобладающие идеи и отношения терпимы, с другой стороны, официальные отклонения мнений для защиты «уже установленного механизма дискриминации».

1) регресс
2) прогресс
3) революция
4) эволюция

2. Термин научная революция был введён

1) Томасом Куном
2) Николаем Коперником
3) Галилео Галилеем
4) Альбертом Эйнштейном

3. Процесс постепенного изменения, развития природы и общества

1) регресс
2) прогресс
3) революция
4) эволюция

4. Изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ

В обществе переполнения была проведена большая дискуссия, и были высказаны все возможные точки зрения. Всегда дается, что люди смогут на основе свободного знания самостоятельно выбирать и оценивать эти идеи в лучшем смысле. Значение слов строго стабилизируется. Таким образом, решение между противоположными взглядами уже установлено заранее, толерантность к несогласным мнениям, следовательно, является лишь предлогом, реальность - это репрессивное подавление распространения истинного сознания посредством эффективного и тонкого производства одномерного массового сознания.

1) реформа
2) прогресс
3) революция
4) эволюция

5. В предложенном списке государственным реформатором можно назвать

1) Петра Столыпина
2) Анну Иоанновну
3) Ореста Кипренского
4) Илью Мечникова

6. Переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основан­ному на земледелии и/или животноводстве

Поэтому современная демократия - это тоталитарная демократия. У людей не было бы «необходимости читать, видеть или слышать что-либо, что противоречит общепринятой истине или ложности». Буржуазная демократия носит воинственно-реакционный характер, но является существенной и очень сильной базой для населения.

Капитализм на самом деле является тоталитарной системой: Тоталитаризм - это не только политическая политическая трансформация общества, но и нетеррористическая экономико-техническая координация, которая управляет потребностями экономических интересов и, следовательно, создает эффективное противодействие этому через эти интересы организованное целое. Несмотря на тоталитарные аспекты буржуазной демократии, она качественно отличается от фашизма и предлагает еще лучшие возможности для перехода к социализму.

1) промышленная революция
2) неолитическая революция
3) культурная революция
4) научно-техническая революция

7. Переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого проис­ходит трансформация аграрного общества в индустриаль­ное, называется

1) промышленной революцией
2) аграрной революцией
3) культурной революцией
4) научно-технической революцией

Поэтому Маркузе неоднократно выступал за буржуазную демократию, если бы была альтернатива между этим и фашизмом. Во время немецкого фашизма он изучал эту систему и немцев для Управления военной информации и Управления стратегических служб. Его целью было создание буржуазной демократии вместо фашизма не потому, что он ценил эту систему, а потому, что он признал, что сохранение гражданских свобод, несмотря на весь тоталитаризм, представляет собой гораздо лучшие политические условия, чем ситуация в фашистских системах.

Тоталитарные проходы преобладают во всех социальных подсистемах, даже в сегодняшней пост-фордистской фазе капитализма. Давайте быстро взглянем на исключения и тоталитаризм буржуазного общества. Это покажет, что оценки Маркузе по-прежнему актуальны. Таким образом, экономические ресурсы подвержены асимметриям. Частные владельцы и предприниматели имеют исключительный контроль над ресурсами и средствами производства. Экономические ресурсы - это исключительные ресурсы в капитализме, что оправдывается частной собственностью средств производства и большой базы.

8. Переход от менее совершенных форм организации челове­ческой деятельности к более совершенным называется

1) общественным регрессом
2) общественным прогрессом
3) революцией
4) реформой

9. Начало промышленной революции связывают с изобретением

1) эффективного парового двигателя
2) ядерной энергии
3) компьютера
4) электричества

Производство с добавленной стоимостью и другие трудовые отношения, связанные с переносом живого труда Кванты с эксплуатируемых эксплуататоров, являются социальным принуждением для тех, кто исключен из этой экономической информации. Наемные работники вдвойне «свободны»: «свободно» бросать свой единственный товар на рынок и освобождать от средств производства и товаров, которые они используют и производят. Работы по заработной плате и размножению необходимы для производства прибавочной стоимости, что составляет эксплуатационные и классовые отношения.

10. Процесс всемирной экономической, политической и куль­турной интеграции и унификации

1) идентификация
2) персонализация
3) глобализация
4) монополизация

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Появление термина «глобализация «связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование данному понятию. (2)Централь­ной идеей, лежащей в основе глобализации, считается то, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, их необхо­димо формулировать только с точки зрения глобальных процессов. (3)Некоторые исследователи предсказывают, что глобальные силы (транснациональные компании и другие) станут настолько сильными, что поставят под во­прос дальнейшее существование отдельных национальных государств. (4)Сторонники глобализации возлагают на неё огромные надежды как на панацею от различных переко­сов экономики, а другие — антиглобалисты — ненавидят и всячески ругают всё, что связано с ней.

Эксплуатируемая работа в этих областях больше, чем им платят, они получают неоплачиваемую сверхурочную работу или даже бесплатную работу. Что касается распределения дополнительного продукта и полученных товаров, следует сказать, что они принадлежат тем, кто их не производит.

Непосредственные производители и косвенно эксплуатируемые получают только минимум. Репродукция и работа по дому необходимы для производства и восстановления труда. Это неоплачиваемые или низкооплачиваемые рабочие места, без которых капитализм не может существовать. Они в основном женщины, причем женщины в настоящее время очень часто заняты в сфере заработной платы и репродуктивного труда. Наемные рабочие эксплуатируют главным образом женщин-репродукторов в контексте методов внутреннего производства, которые по-прежнему в основном составляют семья, для того, чтобы эксплуатировать себя.

Определите, какие положения текста
А) отражают факты
Б) выражают мнения
Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие глобализация .
Транснациональные корпорации, национализация, инфор­мационное пространство, интеграция, унификация.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Опять же, мы говорим о классовой взаимосвязи, которая заключается в передаче неоплачиваемого труда от репродуктивного труда наемному рабочему и, наконец, капиталу. Работники воспроизводства в основном зависят от ресурсных денег, которые должны быть заработаны наемным трудом, но прямо не имеют этого. Им всегда угрожает угроза насилия и лишения ресурсов, например.

Даже если женщины не выдерживают множественных нагрузок. В рамках условий расистского производства происходит эксплуатация. Р. очень плохо оплачивается и минимально социально обеспечен. Наемные рабочие сегодня часто участвуют в идеологии расизма, чтобы защитить свою относительную заработную плату против расово эксплуатируемых. Работники в таких условиях обычно имеют еще меньшие экономические ресурсы, политические права принятия решений и влияют на культурные нормы и ценности. Они сталкиваются с сильным исключением с точки зрения экономической, политической и культурной информации.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Согласно марксизму, решающую роль в обновлении общества играют __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Для определения уровня прогрессивности какого-либо __________ (1) социология использует два основных критерия: уровень производительности __________ (2) и степень __________ (3) личности в обществе. Первый отражает, прежде всего, состояние экономической сферы жизни общества, которая, как известно, оказывает прямое воздей­ствие на все остальные сферы общественной жизни. При этом учитывается не только физический, но и интеллекту­альный труд, труд в сфере социального обеспечения и обслуживания и др. Второй критерий __________ (4) — уровень свободы личности — является показателем уровня развития социально-политических средств, помогающих обеспечить __________ (5) всех членов общества в свободе и __________ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) общество
Б) прогресс
В) свобода
Г) труд
Д) потребность
Е) природа
Ж) ответственность

Запи­шите под каждым номером букву, соответствующую вы­бранному вами слову.

1. Прочитайте отрывок из романа Э.Л. Войнич «Овод» и вы­полните задания.
«- Кинжал — очень полезная вещь тогда, когда за ним стоит хорошая организованная пропаганда. В этом-то я и рас­хожусь с той организацией. Они думают, что кинжал может устранить любую трудность, и сильно ошибаются: кое-что устранить можно, но не всё.
— Неужели вы в самом деле верите в это?
Овод с удивлением посмотрел на неё.
— Конечно, — продолжала Джемма, — с помощью кин­жала можно устранить конкретного носителя зла — какого­-нибудь шпика или особо зловредного представителя власти, но не возникнет ли на месте прежнего препятствия новое, бо­лее серьёзное? Вот в чём вопрос! <...> Ведь каждый новый террористический акт ещё больше озлобляет полицию, а на­род приучает смотреть на жестокости и насилие, как на самое обыкновенное дело.
— А что же, по-вашему, будет, когда грянет революция? Народу придётся привыкать к насилию. Война есть война.
— Это совсем другое дело. Революция — преходящий мо­мент в жизни народа. Такова цена, которою мы платим за движение вперед. Да! Во время революций насилия неизбеж­ны, но это будет только в отдельных случаях, это будут ис­ключения, вызванные исключительностью исторического мо­мента. А в террористических убийствах самое страшное то, что они становятся чем-то заурядным, на них начинают смот­реть, как на нечто обыденное, у людей притупляется чувство святости человеческой жизни. Я редко бывала в Романье, и всё же у меня сложилось впечатление, что там привыкли или начинают привыкать к насильственным методам борьбы.
— Лучше привыкнуть к этому, чем к послушанию и по­корности.
— Не знаю… Во всякой привычке есть что-то дурное, раб­ское, а эта, кроме всего прочего, воспитывает в людях жестокость. Но если, по-вашему, революционная деятельность должна заключаться только в том, чтобы вырывать у прави­тельства те или иные уступки, тогда тайные организации и кинжал покажутся вам лучшим оружием в борьбе, ибо прави­тельства боятся их больше всего на свете. А по-моему, борьба с правительством -это лишь средство, главная же наша цель — изменить отношение человека к человеку. Приучая невежест­венных людей к виду крови, вы уменьшаете в их глазах цен­ность человеческой жизни».

1) Дайте определение термина «революция». Составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

2) В романе английской писательницы Этель Лилиан Войнич «Овод» описывается деятельность подпольной революци­онной организации «Молодая Италия» в 30-40-е гг. XIX века. Идеологической основой этой организации стала идея нравственного долга, что не устраивало многих более радикальных революционеров. Члены «Молодой Италии» были против террора как основного средства для достиже­ния революционных задач. Похожие разногласия были и между идеологами народничества в России 70-х гг. XIX века. Так, например, если П.Н. Ткачёв и Н.А. Морозов были сторонниками «заговорщицкого» направления, то есть предлагали создать строго законспирированную революционную организацию, с её помощью свергнуть само­державный строй и захватить власть в государстве, то М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин были за то, чтобы орга­низовать всенародный бунт, ликвидировать существующее государство и не допустить создания нового. Тем не менее и та, и другая точки зрения относятся к народнической идеологии, а Ткачёв ещё и состоял некоторое время в тер­рористической организации «Народная воля».
Приведите не менее двух примеров революционных орга­низаций, используя свои знания из курса истории и обще­ственной жизни.

2. В 1990-2000-е годы на территории многих стран постсовет­ского пространства происходили так называемые «бархат­ные», или «цветные» революции. Несмотря на то, что эти революции несли за собой изменения в государственном строе, нередко они направлялись «сверху», только усиливая позиции правящей номенклатуры. Можно ли назвать их революциями? Выскажите свою точку зрения по этому вопро­су, докажите её, используя знания из курса истории и обще­ственной жизни. Всего напишите не менее трёх положений.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания , по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

1. «Прогресс — не случайность, а необходимость» (Г. Спен­сер).
2. «Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым» (Н. Бердяев).
3. «Революция — варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).
4. «Революции — локомотивы истории» (К. Маркс).
5. «Революция пожирает своих детей» (П. Верньо).

Ответы на тест обществознанию Развитие общества
Часть 1
1-3, 2-1, 3-4, 4-1, 5-1, 6-2, 7-1, 8-2, 9-1, 10-3
Часть 2
1. АББА
2. национализация
3. социальные революции
4. АГВБДЖ
Часть 3
1.
1)
1.1. Революция — качественное изменение всех сторон жизни общества, затрагивающее основы существующего го­сударственного строя;
1.2. — «Карл Маркс называл социальные революции локомотивами исто­рии»;
— «Основным условием революции служит острый общенациональный кризис».
2)
2.1 «Молодая Польша» — революционная организация польской эмиграции (1834-1836).
2.2 Ирландская республиканская армия — революционная военная организация, противостоявшая Британской армии в войне за независимость Ирландии (1919-1922)
2.
Если «бархатные революции» могут считаться революциями:
1) Формой революции являются массовые митинги, демонстрации и за­бастовки, которые проводятся оппозицией после проведения выборов, по результатам которых оппозиция объявляется проигравшей.
2) Массовые протесты приводят либо к проведению повторного голосо­вания (Украина), либо к силовому захвату зданий органов власти тол­пой (Югославия, Грузия, Киргизия) и бегству руководителей государст­ва с последующим проведением новых выборов. В обоих случаях оппозиция приходит к власти.
3) Ключевая идея -идея народного суверенитета, согласно которой на­род (сознательно вышедшие на улицу граждане) противопоставляется массе, управляемой режимом.
Если «бархатные революции» не могут счи­таться революциями
1) Революция носит подчёркнуто бескровный характер.
2) Далеко не во всех случаях она несёт изменения государственного строя в стране.
3) Решающую роль в успехе революции играет сдержанность силовых структур

Просмотров