История развития туризма. Кратко развитие туризма. История международного туризма. Кратко о истории туризма в мире и в России Развитие туризма с древних времен

История международного туризма

Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.

Стать самостоятельным, естественным и обычным видом путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.

Колыбелью туризма стала Европа, на ее долю приходиться почти 2/3 количества иностранных туристов, такую ж долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента.

Туризм – это временные путешествия людей от суток до 6 месяцев в другую страну или город и посещением развлекательных, спортивных или познавательных мероприятий. Разновидностей туризма существует достаточно много. Рассмотрим три основных вида туризма.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА

Выездной туризм – это выезд людей из страны за ее границы.

Внутренний туризм – это перемещение людей с туристическими целями в рамках одной страны.

Въездной туризм – въезд иностранных граждан на территорию государства. Так же существуют и другие категории классификации, но они не так популярны.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ТУРИЗМА

Туризм возник еще в древние времена. В древние времена люди отправлялись в различные путешествия для познания мира, открытия новых территорий с различными религиозными целями. Конечно, когда люди приезжали, их нужно было куда-то селить, организовывать для них питания. Естественно, на помощь приходили местные жители. Для того времени, популярными местами становились таверны, дома терпимости.

В Древние времена целью туризма были в основном торговые отношения и Олимпийские игры. С развитием торговли и развивалась инфраструктура городов и поселков. Приходилось строить дороги, постоялые дворы, таверны. Самые популярные в те времена таверны не уступали по роскоши от дворцов богатейших людей страны.

На востоке путешествовали на верблюдах. Ночевали путешественники в шатрах, в караван-сараях. Правда, уровень услуг и обслуживания был гораздо выше, чем в Европе. В первую очередь это связано с тем, что торговля на востоке была более развита, чем в Европе.

В средние века сильнейший толчок для развития туризма дали паломники, которые устремились к христианским и мусульманским святыням. Молодое население стран всегда искало лучшее место для жизни в Европе, прежде чем окунуться в профессию у себя на родине. Европейские же богачи любили путешествовать и отдыхать на курортах Австрии, Германии, Греции и Италии.

Массовый туризм дал толчок к развитию промышленности. Людям в то время стали выдавать оплачиваемые отпуска. Помимо всего сказанного, массовый туризм дал огромный толчок к развитию дорог и транспорта. Начал появляться такой вид транспорта, как пароход и паровоз.

Первые высокооплачиваемые гостиницы появились в Швейцарии и Германии, а уже во второй половине 20-го века – создаются бюро путешествий. Бюро путешествий организовывали туристические поездки по Европе и реализовывали их потребителю. В это же время в Германии и СССР развивается спортивный туризм и массовый отдых.

Военные действия 40-х годов внесли свои изменения в развитии Европейского туризма. Начался новый этап развития. С 50-х годов «растут как грибы» туристические фирмы, начинается массовое строительство гостиниц и увеселительных заведений. В основном европейцы ориентировались на американского туриста, а с 70-х годов уже развивается и выездной туризм по Европе.

В 80-е годы для людей туризм – это стиль жизни. Расширяется ассортимент услуг, появляются так называемые индивидуальные туры, экологический туризм.

ИСТОРИЯ ТУРИЗМА В СССР

В СССР развивался только внутренний туризм, так как выехать за приделы страны мог только узкий круг лиц. Внутренний туризм развивался с помощью курортных учреждений, детских сезонных и лечебно-профилактических заведений. Но не смотря на это, туризм в СССР занимал одно из лидирующих мест в мире.

Вообще, можно отметить, что туризм в нашей стране способствовал развитию как самого государства, так и нации в целом. Туризм развивал физкультурное движение, повышал общественную активность людей, развивал в духе социологического интернационализма и патриотизма.

Спортивный туризм – это путешествие по дикой природе, в естественной природной среде по определенному маршруту.

Для горного туризма маршрут – это вершины и перевалы, для водного – различные каньоны и речные пороги, ну и т.п. Отличительной особенностью спортивного туризма от обычного состоит в том, что преодоление препятствий оценивается по категориям сложности. В последние годы активно развивается такие виды спортивного туризма, как экстремальный туризм, приключенческий туризм, туризм автостопом и даже секс-туризм.

Для того, чтоб в стране развивался туризм, необходимо несколько факторов: 1) Стабильная политическая обстановка в стране 2) Развитие транспорта и инфраструктуры 3) развитие средств связи и информации 4) развитие гостиничного бизнеса 5) повышение благосостояния у населения.

Препятствиями для развития туризма могут служить 3-и фактора: 1) Различные войны 2) экономические кризисы 3) «Закрытость» стран.

В настоящее время туризм в нашей стране развивается с невероятной скоростью. Этому способствовали и Олимпийские игры в Сочи, и другие международные спортивные турниры (чемпионаты мира и т.п.).

В специальной литературе встречается много предложений относительно деления развития туризма по этапам, например, у Унцикера, Мариотги, Пжеславского и др. Выделяются в основном следующие периоды:

1. Туризм до конца XVIII века:

а) туризм в древности;

б) туризм во времена средневековья и Возрождения;

в) туризм в XVII и XVIII вв.

2. Туризм в XIX и XX вв. - до начала второй мировой войны.

3. Туризм современный.

Принято считать, что туристские путешествия начались в момент, когда поездки утратили торговое значение. К первым миграциям подобного рода относятся путешествия религиоз­ного характера, которые в древнем Египте отмечаются уже в четвертом тысячелетии до нашей эры. Одним из самых пер­вых путешествий следует считать морскую экспедицию (1501-1484 гг. до н.э.) в знаменитую страну благовоний - Пунт. Его организовала царица древнего Египта Хатшепсут (Шаповал Г.Ф. История международного туризма. Мн.: "Экоперспектива", М., 1998, С.18-53). За 2000 лет до н.э. египтянин Синухит предпринял путешествие в страну Кедем, т.е. на Восток, опи­сав его на папирусе под названием "Приключения Синухита". В VI веке до н.э. египетский фараон Нехао организовал знаменитое трехлетнее путешествие вокруг Африки. В после­дующем времени туристские поездки египтян связывались с путешествиями по городам, искусственным озерам, наконец, значительный интерес пробуждали строящиеся все в большем количестве пирамиды. Однако недостаток соответственно гу­стой сети качественных дорог, мест ночлега и питания, кото­рые появились только в древней Греции и Риме, затрудняли путешествия. Туризм в то время не составлял источника дохо­дов.

Значение дорожной сети оценили только персы, которые на территории своей страны развили систему коммуникаций, часто превосходившую даже более позднейшие известные рим­ские дороги. К наиболее лучшим из них принадлежали так называемые королевские дороги (длиной 3 тыс. км.), связы­вавшие Вавилон, Сузы и Екбатан с их окрестностями. Каж­дые 30 миль на этих дорогах находились устройства, делаю­щие возможным отдых путешествующих (корчмы, пункты питания, отдыха и т.п.). За оказываемые услуги полагалась плата согласно ставкам, одинаковом как для богатых, так и для бедных.

Расцвет античного туризма связан был, однако, главным образом с древней Грецией и Римом. В обоих этих государ­ствах большой вес придавался экономической стороне турис­тских путешествий. Еще 2300 лет назад Ксенофонт обращал внимание на необходимость постройки в греческом порту Пирей торговых залов и государственных домов, которые по его мнению могли бы явиться важным источником доходов. Как греки, так и римляне часто предпринимали путешествия весьма далекие, при этом греки - из-за слабого развития до­рожной сети - совершали их главным образом морским пу­тем.

Древние греки путешествовали еще в VIII веке до н.э. Они принимали участие в античных олимпиадах в качестве зрите­лей или участников. Но даже в те времена данный мотив пу­тешествий являлся не единственным. Географ и историк Ге­родот путешествовал в V веке до н.э. Он изучал обычаи и нравы своих современников.

Римляне построили широкую сеть дорог, которые служи­ли первоначально в военных целях и облегчали передвижение людей, менявших место проживания или пребывания. Древ­ние римляне, особенно те, кто мог себе это позволить, пред­почитали проводить горячие летние месяцы не в перенаселен­ном Риме, а за пределами города, в загородных домах. Это явление популярно и в настоящее время: многие люди имеют и пользуются загородными домами, расположенными в живо­писной местности. Известно также, что для оздоровления рим­ляне любили посещать курорты и теплые источники. Курорт Сент Моритц в Швейцарии пользовался у них особой попу­лярностью.

В первое время богатые греки и римляне, проживавшие в городах, выезжали в близлежащие пригородные поселения, затем диапазон географии этих выездов постепенно расширялся. При минеральных источниках либо вблизи святых мест воз­водились объекты наподобие современных санаториев, а ле­чебные места славились большим комфортом услуг и различ­ных развлечений. Кроме мест лечения, римляне охотно про­водили лето в горах и у моря, при этом наибольшей популяр­ностью всегда пользовались места, расположенные у Неапо­литанского залива. Уже в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов, причем зимние выезды не име­ли такого массового характера, как летние.

Когда сформировались определенные религиозные течения, появилась еще одна многочисленная категория путешествен­ников - пилигримы. Эти путешествия в религиозных целях носили в те времена массовый характер. К наиболее извест­ным из них принадлежали путешествия в греческую Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходи­ли каждые четыре года, начиная с VII в. до нашей эры. Внача­ле в них участвовали только греки, позднее стали приезжать также и римляне.

Уже в Древнем мире появляются не только первые группы туристов, т.е. путешествующих к лечебным источникам, мес­там поклонения, спортивных и развлекательных зрелищ и т.д., так и людей, занятых их обслуживанием. Так, например, в Древней Греции на Олимпийские игры прибывало большое количество людей спорта и почитателей искусств. Для их раз­мещения сооружались специальные здания, в которых разме­щались спортсмены и зрители. В Римской империи для раз­мещения путешествующих с целью посещения минеральных источников, получения образования, развлечения и т.д., со­оружались государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. По­степенно складывался закон гостеприимства для путешествен­ников при поездках их в чужеземные страны, они пользова­лись неприкосновенностью во время путешествия по террито­рии соседних государств.

Падение Римской империи привело к сокращению поез­док и путешествий. В средние века путешествия не только были затруднительны, но и опасны. Кроме государственных служащих, купцов и студентов, совершающих свои поездки в рабочих целях, в средневековье мало кто решался пускаться в дальний путь, так как велика была опасность физической рас­правы или ограбления.

Средневековье отличалось значительным замедлением ту­ристского движения. Возникновение множества новых госу­дарств с нестабильной внутренней обстановкой вызывало со­здание политических барьеров, незнакомых ранее. Связанный с феодализмом хозяйственный упадок многих регионов Европы, почти полное разрушение сети давних дорог и находящихся на них домов ночлега, снижение степени безопасности ^путешествующих, а также уничтожение многих городов - все 1,это повлияло на продолжавшийся относительно долго застой в развитии туристских путешествий. Только в VII и VIII вв. ей эры снова были возобновлены путешествия в религиозных целях, которые, согласно А.Мариотти, являлись формой туризма, "связывающей религию с интересами культурными, а набожность с жаждой познания". Участниками этих ^путешествий были жители разных европейских стран, которые путешествовали к святым местам, прежде всего в Италии (главным образом в Рим), в Испании (Сантьяго де Компостела) ив Палестине. В позднейших периодах эта форма путешествий приобрела значительные размеры и в течение многих столетий играла существенную роль в структуре тогдашнего туристского движения.

Наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно пред­принимаемых официальными посланниками государей. Раз­витие науки и связанная с этим организация университетов привели, начиная с XIII в., к появлению в Европе путеше­ствий студентов, направлявшихся главным образом в италь­янские университеты.

Постепенно передвижение людей в Европе приняло мас­совый характер: крестовые походы, вызвавшие движение вои­нов, священников, паломников, торговцев; путешествия с познавательными, развлекательными, медицинскими и т.п. целями, все это расширяло географические познания, созда­вало предпосылки для великих географических открытий, которые, в первую очередь, раздвигая рамки известного, обус­ловили дальнейшее увеличение подвижности населения и рас­ширения торговых и культурных связей. Последующее разви­тие торговли, необходимость постоянного поиска внешнего рынка и сфер приложения промышленного и финансового капитала, передвижение масс населения создавали условия дальнейшего развития туризма.

В XVII веке в Европе появляется форма "чистого туриз­ма", которая, согласно К.Либере, охватывала людей, путеше­ствующих с целью познания, лечения либо отдыха. Кроме того, конечно, развивались и миграции, связанные с религиозным культом, путешествия купцов и др.

Зарождение туризма как социального явления относится к концу в XVII - началу XVIII вв., когда учащиеся школ неко­торых европейских государств стали совершать пешеходные прогулки на природу. Известный "Великий тур", который совершали представители верхнего сословия, документально зафиксирован в XVII веке. В ХVlll1-ХlХ вв. к таким турам ста­ли проявлять интерес и гражданские слои населения. Среди молодежи считалось модным отправляться в длительную по­ездку по Европе. Станциями "Великого тура" первоначально считались культурные центры Европы, преимущественно го­рода и достопримечательности Испании, Франции, Италии и Греции. В "Великий тур" отправлялись молодые представите­ли верхних сословий, которые получили образование и чтобы до вступления в профессиональную жизнь познакомиться с чужими культурами. "Великий тур" длился два-три года. Для англичан он начинался в Лондоне и заканчивался в Риме с обязательным заездом в Париж.

Первое массовое туристское путешествие состоялось более 150 лет тому назад в Англии, когда в 1841 году предпринима­тель Томас Кук осуществил перевозку 600 человек с целью прогулки на железнодорожном транспорте от Лейстера до Лафборо и обратно. Он убедил при этом железнодорожную компанию Англии в том, что перевозить большое число лю­дей по недорогим билетам выгоднее, чем малое число пасса­жиров за более высокую стоимость билета. В 1845 г. Томас Кук организовал путешествие в Ливерпуль с проведением там экскурсии. В 1847 г. им было организовано туристское обще­ство, которое стало распространять билеты (путевки) не толь­ко в Англии, но и за ее пределами. В 1863 году Кук организо­вал первую туристскую фирму, создав группу, которая совер­шила поездку в Швейцарию. В 1865 году Томас Кук посетил США с целью организации поездок как англичан в США, так и американцев в Европу. В 1867 году пятимесячное путеше­ствие парохода "Квейкер-сити" положило начало морским туристским поездкам. Среди 60 туристов, принимавших учас­тие в этом путешествии, был знаменитый писатель Марк Твен. В 1882 году состоялось первое в мире "кругосветное путе­шествие Кука". Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельца­ми гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршрут поездок и программ пребывания. В настоящее время международная туристская компания, но­сящая имя Томаса Кука, является крупнейшей в мире и осуще­ствляет туристскую деятельность на всех континентах, и на ее примере можно проследить этапы развития туризма на про­тяжении почти двух веков.

Томас Кук впервые создал специфический туристский про­дукт - тур, заключая договора с железнодорожными и паро­ходными компаниями, гостиницами и ресторанами на обслу­живание туристов. Он же впервые стал систематически изу­чать спрос на туристские услуги, заложив основы туристского I маркетинга, да и, собственно, туристского менеджмента. Считается, что Томас Кук был первым менеджером туризма.

В связи с развитием международных курортов в Германии, Швейцарии, Франции, Италии, Чехии - эти страны, наряду с Англией, становятся международными центрами туризма в Европе. В конце XVIII века людей, путешествующих с различными целями, посещавших другие страны, стали называть туристами". Лишь немногим молодым представителям дво­рянского сословия XVII и XVIII столетий присваивается статус туристов, так как, наряду с мотивом получения образования начинает, наконец, играть важную роль и такой элемент, удовольствие (знакомство с иноземными культурами).

Развитие туризма совпадает с периодом активизации ми­рохозяйственных связей. Рост подвижности населения, реали­зующий стремление людей к взаимному общению, приводит к формированию национального и международного туризма.

Расширение туристских потоков потребовало, в свою оче­редь, развития средств размещения и средств передвижения. Инициаторами строительства гостиниц в тех местах, где их либо не было вообще, либо они не отвечали туристским по­требностям, являлись зачастую железнодорожные компании, использовавшие для этого свой капитал. Они же брали на себя финансирование рекламы и других мероприятий, связанных с дальнейшим развитием туризма.

Туризм приносил прибыль в тех регионах, где получал наи­большее развитие, при заинтересованном участии властей, справедливо усматривающих в нем средство стимулирования развития экономики.

Однако, своеобразие туристского комплекса проблем оказалось слишком сложным для местных органов власти. Это обусловило необходимость создания самостоятельных специ­ализированных организаций в области туризма. Функции и деятельность их соответствовали нашим современным турист­ским обществам и союзам. Первоначально эти организации назывались по-разному: "общество благоустройства", "обще­ство приема иностранцев" и т.д. Начало основания подобных организаций приходится на середину XIX века, но более ши­рокое развитие они получают после 70-х годов XIX века, глав­ным образом в странах Западной Европы (Германия, Швейца­рия, Австрия и др.).

Местные органы власти были заинтересованы в деятельно­сти подобных обществ и оказывали им поддержку. Вместе с ростом интенсификацией туристской жизни возрастала роль туристских обществ. Туристские организации создавали так­же любители туристского отдыха и путешествий, любители природы (например, общество альпинистов, общество друзей природы, общество велосипедистов и т.д.). Все эти организа­ции принимали участие в различной деятельности по разви­тию туризма. Первое в мире объединение любителей путеше­ствий в горах - Английский альпийский клуб, возникает в Лондоне в 1857 году. Вслед за ним в 1862 году появляется Австрийский альпийский клуб и клуб в Турине, позже пре­образованный в Итальянский; в 1863 году утверждается Швей­царский клуб. Европейские альпийские клубы, взаимодействуя друг с другом способствовали организации путешествий в гор­ных районах, а также занимались изучением туристских ре­сурсов этих районов.

В каждой стране процесс создания туристских обществ и организаций имел свои специфические черты: и пути разви­тия. Именно в этом состоит одна из причин существующей в мире в настоящее время большой пестроты в организацион­ных формах туризма.

В первой половине XX века международный и нацио­нальный туризм продолжают развиваться, вовлекая в свою орбиту новые страны. Однако по-прежнему экскурсии и ту­ризм доступны только незначительному слою населения, ко­торое совершает дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечения. Для обслуживания туристских потребностей этих групп населения формируются национальные и между­народные курорты и центры туризма в различных регионах.

Таким образом, туризм становится особой формой пере­движения людей, развиваясь на основе путешествий и откры­тий, осуществляемых географами, историками, мореплавате­лями, исследователями, представителями делового мира, ко­торые накопили и сделали достоянием современности много­численные научные изыскания, отчеты и дневники.

В период между первой и второй мировыми войнами тури­стские поездки как внутри стран, так и зарубежные постепен­но приобретали качественно новый характер. Они носят уже не только развлекательный характер, но и несут элементы познавательности. В маршруты все чаще включаются истори­ческие места и памятники культуры. Подавляющая часть меж­дународного туристского движения приходится в этот период на Европу.

Вторая мировая война резко сократила объем международ­ного туризма. После ее окончания шло восстановление разру­шенной туристской инфраструктуры, в том числе дорог, гос­тиниц и мест рекреации, в условиях острого недостатка де­нежных средств, продовольствия, квалифицированных кадров. Довоенный уровень туризма был достигнут только в конце 40-х годов. В этот период туристскиепутешествия получили широкое распространение в США и Канаде. В июле 1948 года были официально разрешены поездки иностранных туристов в Японию.

Туристские связи все больше расширялись. Этому способствовало заключение специальных соглашений между евро­пейскими странами. Они предусматривали обмен на условиях взаимности большими группами туристов в период отпусков или праздников. На смену туризму индивидуалов приходит туризм массо­вый, в который вовлекаются представители среднего класса, молодежь, учащиеся, научная интеллигенция и т.п.

Возникновение туризма на обширной территории России уходит корням в древние времена и средневековье и касается главным образом Черноморского региона. На XVIII з. приходится первый период развития лечебных учреждений в царской России. Начало их строительству положил Петр I который в 1713 г. указал публично на необходимость поис­ков источников минеральных вод. В 1719 г. был обнародо­ван специальный указ о строительстве лечебных мест и по­этому этот год считается началом развития курортного хозяй­ства России. К старейшим русским курортам принадлежат курорты Кавказских Минеральных Вод (Пятигорск, Кисло­водск, Ессентуки, Железноводск), которым уже в 1803 г. был присвоен ранг общероссийского значения. Позднее появля­ются такие известные курорты, как Липецк (1805), Старая Русса (1815), Сергеевские Минеральные Воды (1833), Юрма­ла (Кемери, 1838).

Развитие Крыма как туристско-оздоровительного региона начинается в XIX в., точнее во второй его половине. Это прежде всего относится к Алупке, Ялте и Ливадии «Мода» на Крым, которая связывалась со строительством царской резиденции Романовых в Ливадии (1861) привела к тому, что русская ари­стократия начала строить здесь многочисленные дворцы (преимущественно в Ялте), используемые главным образом летом. Важную роль при этом сыграло строительство в 1874 г. железной дороги, связавшей Крым с центром России.

Наряду с Крымом и Кавказскими Минеральными Водами, большую популярность завоевывает и Сочи, где первый пан­сионат был построен в 1909 г.

Одновременно с развитием лечебного туризма, в XIX в. в России все больше возрастает роль горного туризма. Начало его приходится на 20-е годы прошлого столетия и связывается с кавказскими вершинами Эльбрус и Казбек. Особенно резко возрастает число горных туристов в 80-е годы XIX века, после окончания русско-турецкой войны 1877-78 гг. В это время здесь начинают строиться объекты ночлега для туристов. К концу XIX века среди городов России, отличавшихся наиболее раз­витым туристским хозяйством, выделяются Тифлис (Тбили­си), Баку, Ереван, Владикавказ, Пятигорск, Кисловодск, Ба­туми и Кутаиси. На 70-е годы XIX столетия приходится, начало развития организованного туризма в России, В 1877 году в Тифлисе при кавказском обществе естествознания организуется первый аль­пийский клуб (по примеру ранее созданных горных клубов в Западной Европе). В 1890 г. создается Крымский горный клуб в Одессе, переименованный позднее в Крымско-Кавказский, который открывает свои отделения и в других городах – Ялте, Севастополе. В это же время в школьном обучении в России стали ис­пользоваться переходные прогулки. К числу первых учебных заведений, применивших их в своей педагогической практи­ке, относятся Александровская учительская школа Тифлиса. Киево-Печерская гимназия, Петербургское лесное коммерчес­кое училище, другие учебные заведения.

На рубеже XIX и XX столетий в России возникли предпо­сылки для объединения любителей путешествий в единую централизованную организацию. Так были созданы Российс­кое горное общество и Российское общество туристов. После­днее было организовано в 1901 г. на базе Русского Туринг-клуба, появившегося в 1855 г. и объединявшего велосипедис­тов-туристов. Клуб этот имел своей задачей "распростране­ние в России циклизма и применения велосипеда к практи­ческим целям, содействие туризму вообще и туризму велоси­педному в частности".

Российское общество туристов имело свои отделения в Петербурге, Москве, Владикавказе, Пятигорске, Сочи, Вер­ном (Алма-Ата). Создателями его были всемирно известные ученые Д.НАнучин, В.И.Вернадский, П.П.Семенов-Тян-Шанский, в работе общества принимал активное участие писатель В.А.Гиляровский. Общество, объединившее в основном пере­довых людей того времени, ставило целью "развитие туризма в России с задачей пробуждения интереса к нашему Отече­ству как внутри страны, так и за ее границей".

Около полувека составила история отечественного туриз­ма дореволюционной России. Но, как и в годы своего зарож­дения, туристское движение оставалось малочисленным вслед­ствие того, что путешествия были недоступными для много­миллионных масс трудящихся.

Важное значение для развития массового туризма в Совет­ской России имели подписанные В.И.Лениным декреты, в частности, о введении восьмичасового рабочего дня, о плат­ных отпусках, об организации здравоохранения и сети госу­дарственных 3 курортов (март, 1919), а также о домах отдыха (май, 1921).

Возникла принципиально новая форма управления туризмом, в ее основе были туристские ячейки предприятий, уч­реждений, учебных заведений, других трудовых коллективов.

У истоков туристского движения в России в 20-30-е годы стояли такие энтузиасты туризма и альпинизма, как И.Е.Тамле, Н.Н.Аделунг, А.Н. Фрулекин, В.В.Немыцкий, Н.К.Барн, ГАА.Летавет, ставшие потом крупными учеными, деятелями науки и культуры.

Учитывая необходимость организационного материального и кадрового укрепления туризма, его роль в организации массового отдыха трудящихся и их приобщение к ценностям культуры, ЦИК СССР в 1936 году принял постановление о передаче туристско-экскурспонного дела в ведение Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС), а организацию массового самодеятельного (спортивного) туризма - Высшего совета физической культуры (ВСФК). Для осуществления этого постановления при ВЦСПС было создано Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ). а при ВСФК - Всесоюзная секция туризма. В ведение ЦТЭУ перешли марш­руты союзного и местного значения, а также туристско-экскурсионные базы.

Постановление ЦИК СССР положило начало новому эта­пу в развитии туристско-экскурсионного движения, которое возглавила самая массовая организация трудящихся - советс­кие профсоюзы. Отныне туризм стал одним из важных на­правлений в их деятельности, что, несомненно, способствова­ло повышению его массовости. Интенсивно стали строиться новые туристские базы в Крыму, на Кавказе, Украине и в других местах. Накануне войны на территории Советского Союза действовало 165 палаточных туристских баз и лагерей, которые обслуживали 200 тыс. человек в год.

В период Великой Отечественной войны туристские орга­низации прекратили свою деятельность, и лишь в апреле 1945 г. ВЦСПС принял решение о возобновлении деятельности ЦТЭУ, которое начало работы по восстановлению туристских баз и лагерей и организации путешествий и экскурсий. В том же году туристско-экскурсионные управления (ТЭУ) были со­зданы в Москве, Ленинграде, в Крыму, на Северном Кавказе, в Красноярском крае, Грузинской ССР, а затем и в других союзных республиках, краях и областях.

Еще в межвоенные годы в СССР, наряду с традиционным отдыхом на курортах, появились новые формы туризма, свя­занные главным образом с домами отдыха и отдыхом в сво­бодное от работы время. Большой популярностью начали пользоваться пионерские лагеря, первый из них - Артек -был создан в 1925 году. Заметим, что в 30-е годы в Советском Союзе туристским движением было охвачено более 2 млн. человек в год, причем чаще всего посещались Крым и Кавказ.

На межвоенные же годы приходится и начало районирова­ния территорий и туристских местностей, особенно курортов. К наиболее известным относятся планы освоения южного по­бережья Крыма (1932-1935 гг.), района Сочи - Мацеста (1933-1936гг.) группы курортов Кавказских Минеральных Вод (1936)

В послевоенный период шел активный процесс восстановления разрушенных в ходе войны и строительства новых туриско-экскурсионных объектов. Но наиболее интенсивное развитие туризма началось лишь с 60-х годов (с укрепленном базы для размещения отдыхающих 1! путешествующих). Кро­ме того, в летний период около 5-30% (а в крупных городах 40-50%) всех городских жителе проводили свободное время и праздничные дни в пригородной зоне.

В 1956 году СССР стал действительным членом Междуна­родного союза официальных туристских организаций, осно­ванного в Париже и действующего в рамках ООН.

20 июля 1962 года Президиум ВЦСПС принял постановле­ние "О дальнейшем развитии туризма". В нем были подведе­ны итоги большой, многолетней работы туристско-экскурсионных управлений и добровольных спортивных обществ проф­союзов и определены меры, направленные на укрепление ма­териальной базы и расширение массовости туризма.

Именно в 60-е годы в стране сложились предпосылки для превращения туризма в крупную отрасль обслуживания насе­ления. Туризм сейчас - это один из тех верных и мощных рычагов, при помощи которых решается важнейшая задача укрепления здоровья, творческого долголетия и бодрости мил­лионов людей.

В последние годы наблюдается бурное развитие дачного отдыха. Дачные кооперативы и садоводческие товарищества - это форма организации отдыха, которая сочетает в себе воз­можности совмещения организации как кратковременного, так и длительного отдыха для семей, в особенности включающих в свой состав несколько поколений. Это наиболее перспек­тивная в настоящее время форма "второго жилища", которая тесно связана с проблемами развития сельского хозяйства в пригородных зонах. Дачи размещаются главным образом вок­руг крупных городов и скопления населенных пунктов - аг­ломераций. Уже сейчас видно, а в будущем это будет еще за­метнее, что они формируют огромные территориальные мас­сивы, образующие своеобразные урбанизированные кольца вокруг городов, причем размеры этих колец пропорциональ­ны величине городов и агломераций. Наиболее быстрыми тем­пами развитие этой формы организации отдыха идет в райо­нах с быстро развивающейся промышленностью и относительно слабо развитым сельским хозяйством.

Если рассматривать основные вехи развития и становле­ния туризма в бывшем СССР, то весь ход исторического его развития можно условно разделить на четыре больших эта­па: - первый - зарождение и формирование организационной" структуры (начало 20-х годов 1936 г.); второй - переда­ча туризма и экскурсий в ведение профсоюзов и создание пред­посылок для формирования индустрии туризма (1936-1969 гг.); третий в период интенсивного развития туризма, превраще­ние его фактически в крупную отрасль обслуживания населе­ния (1969-1991 гг.); четвертый - (1991 - настоящее время) - постсоветский период развития туризма в СНГ.

Так же бурно, как и в других районах СССР развивается туризм и в Казахстане. Еще в начале XX века в г. Верном было образовано отделение Русского горного общества, про­существовавшего до 1927 г. В 1929 году энтузиасты горного туризма Г.И.Белоглазов, Ф.Л.Савин, В.М.Зимин организова­ли несколько туристских походов по тропам Заилийского Алатау и, в частности, летом этого же года провели первый туристский поход на озеро Иссык. В нем участвовали 17 учителей школ Алма-Аты.

В 1930 году под руководством Ф.Л.Савина коллектив ра­ботников Алма-атинской городской почты и телеграфа в со­ставе, 16 человек отправился по несложному маршруту: Алма-Ата- Медео - Кокджайляу - Большое Алма-атинское озеро. Сейчас такие походы совершают и школьники, и пожилые домохозяйки. В январе 1931 года В.М.Зимин провел первый зимний лыжный поход туристов по маршруту: Алма-Ата - Узунагач - Курдайский перевал. Восемь лыжников отправи­лись из Алма-Аты в сопровождении восьми всадников нацио­нального кавалерийского полка с эстафетой труда и оборо­ны", которую они вручили на Курдайском перевале команде братской Киргизии.

В том же 1931 году в столице республики при Джетысуйс-ком губернском музее была организована первая ячейка Все­союзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсии.- ОПТЭ, в ее состав вошли 10 человек. Активиста­ми ее стали Г.И.Белоглазов, В.Д.Городецкий, Н.Н.Дублицкий и др., по их инициативе был создан Казахстанский краевой совет ОПТЭ. Силами туристского актива в урочище Горельник, близ Алма-Аты, была сооружена горная хижина для туристов, в, 1936 г. преобразованная в туристскую базу "Горельник" на 50 спальных мест.

В 1938 году состоялось первое массовое туристское мероп­риятие - слет в урочище Кокджайляу, собравший около 200 участников.

С началом Великой Отечественной войны Казахстанский совет ОПТЭ прекратил свою деятельность, поскольку его ра­ботники и актив ушли на фронт. В помещениях туристской базы "Горельник" в начале 1943 г. разместилась. Всесоюзная школа по подготовке инструкторов для горнострелковых частей Советской Армии. За 2 года школа выпустила 1500 инст­рукторов и около 12 тыс. горных стрелков, воевавших на мно­гих фронтах Великой Отечественной войны. После войны здесь стали готовить спортивные кадры альпинистов и горнолыж­ников для республики, а в 1953 г. база снова стала принимать туристов. В 1955 году в строй действующих вступила турбаза "Иссык", расположенная у берегов одноименного озера. Зна­чительно позже из-за селевой опасности эти турбазы были закрыты.

В 1952 году ВЦСПС открыл в Казахстане туристско-экскурсионное управление (ТЭУ). С 1958 года оно стало имено­ваться Среднеазиатское ТЭУ. В 1960 г. создано Республикан­ское управление по туризму при Казсовпрофе. В 1962 г. су­ществовавшие ранее ТЭУ реорганизовались в советы по ту­ризму и экскурсиям. В 1965 году были организованы Казахс­кий республиканский совет по туризму и экскурсиям в Алма-Ате и 5 областных советов: Алма-атинский, Восточно-Казах­станский, Карагандинский, Уральский и Чимкентский, а также экскурсионные бюро в этих областях.

Мощный толчок развитию туризма придало постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969). В Казахстане стали возникать новые област­ные советы по туризму и экскурсиям, экскурсионные бюро, бюро путешествий и экскурсий. Особое внимание уделено укреплению материальной базы туризма в республике - стро­ительству и оснащению новых туристских баз и гостиниц с ресторанами, кинотеатрами и другими культурными и быто­выми службами. Открывались пункты проката туристского инвентаря и снаряжения, моторно-лодочные станции, специ­ализированные автобазы.

В наиболее живописных местах республики строились новые туристские базы: "Баянаул" на берегу озера Жасыбай в Павлодарской области, "Каркаралинская" в одноименном горно-лесном оазисе в Карагандинской области, "Алтайская бухта" : на берегу Бухтарминского водохранилища в Восточно-Казахстанской области, "Уральская" близ Уральска на бере­гу;реки Урал, "Лесная" недалеко от Кустаная, "Южная" в долине Бадамского ущелья в Чимкентской области, "Золотой бор" в районе Кокчетавских гор, туристская база "Казахстан" на берегу озера Иссык-Куль в Киргизии и др.

Каждая турбаза по своему интересна и привлекательна - "Золотой бор" - в хвойных лесах, "Южная" - среди альпий­ских лугов и буйных садов, "Уральская" - на берегу вели­чественной реки, "Каркаралинская" - примечательна вело­сипедными маршрутами, которые пролегли по проселочным дорогам, горно-лесного оазиса, с турбазы "Алтайская бухта"

начинаются увлекательные маршруты по алтайской тайге к озеру, Маркаколь, к знаменитым Рахмановским ключам.

В большинстве областных центров республики действуют туристские комплексы, готовые гостеприимно принять тури­стов-жителей городов и сел Казахстана, гостей из братских республик.

Организуют маршруты выходного дня, когда трудящиеся и члены их семей совершают походы в окрестные зоны отдыха, к их услугам "Поезда здоровья".

Надо признать, что еще недостаточными темпами развива­ется туризм в бывшей столице республики - Алма-Ате, рас­кинувшейся у подножья живописных гор Заилийского Ала­тау, а также в одноименной области. Хотя необходимо отме­тить, что Алма-Ата является достаточно крупным центром и такого популярного вида спортивного туризма, как альпинизм. Еще в 1936 г. здесь был создан республиканский клуб альпинистов при лагере "Горельник". Активными организаторами и пропагандистами альпинизма являлись ветераны войны и спорта Г.Белоглазов, В.Зимин, Е. Колокольников, П.Попков, М.Погребецкий, У.Усенов и др.

С 1935 г. альпинисты проводили массовые восхождения, с 1954 г. - первенства клуба. С 1960 г. клуб участвовал в чемпи­онатах Казахстана по альпинизму. Скалолазание практикова­лось с 1948 г., а с 1952 г. проводились традиционные товари­щеские соревнования с командами республик Средней Азии и Красноярского края.

Клуб организовывал также экспедиции, имеющие научно-практическое значение. Еще в 20-30 годы альпинисты Алма-Аты совершили множество восхождений на малоизвестные вершины Тянь-Шаня и значительно уточнили географичес­кую карту района: покорили Талгарский пик (1935, В.Зимин), Хан-Тенгри (1936, Е.Колокольников). Затем воспитанниками клуба были взяты многие высочайшие горные вершины СССР: семитысячники - пик Ленина, Коммунизма, Победы, Е.Корженевской. Появились в республике свои "снежней барсы" (покорители всех семитысячников). В 1982 году в состав пер­вой советской Гималайской экспедиции на вершину Эвереста (Джомолунгмы, 8848 м) вошли алмаатинцы К.Валйев, Ю.Го­лодов, Е.Ильинский, В.Хрищатый, С.Чепчев.

Туризм 20-го века

Начало XX века ознаменовалось становлением массового туризма. Особенно этот процесс интенсифицировался после первой мировой войны. Историки туризма связывают этот период с возникновением массового народного и социального туризма. При этом массовым можно считать туризм в той стране, где туристской деятельностью занимается или, по крайней мере, может заниматься подавляющие большинство населения.

По мнению А.А. Крючкова народный туризм предполагает участие в туристской деятельности представителей менее состоятельных слоев населения, которые выбирают самые дешевые виды туризма соответствующие их финансовым возможностям. Социальный туризм - это организованные путешествия (познавательные, образовательные или рекреационно-оздоровительные) субсидируемые из госбюджета или других источников для людей с ограниченными финансовыми средствами.

Одним из важных моментов для развития туризма в ХХ веке является бурное развитие традиционных для туризма видов транспорта. Практически во всех индустриально развитых странах продолжается строительство железных дорог. Проблемы Первой мировой войны заставляли совершенствовать железнодорожный и автомобильный транспорт, кроме того, для перевозок стали использовать авиацию.

Расширению географии международного туризма способствовало строительство Суэцкого и Панамского каналов и переоснащение водного транспорта пароходами. Строительство морских пассажирских судов шло по пути создания огромных лайнеров. Длительная история развития авиационного транспорта к началу ХХ столетия завершается созданием удобных многоместных самолётов. Первые регулярные рейсы совершались в Германии по маршруту Берлин-Лейпциг-Веймар компанией сегодня известной как Lufthansa,

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА..............................................................5
1.1 Международный туризм…………………………………………………. 5
1.2 Культурный туризм ……………………………………………………...12
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОГО ИЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА………………………………………... 16
2.1 Объекты культурного наследия………………………………………... 20
2.2 Оценка культурных комплексов……………………………………….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………... 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 26

ВВЕДЕНИЕ

Международный туризм представляет собой сложную и комплексную сферу мировой экономики, существенно влияющую как на всё мировое хозяйство, так и на хозяйство отдельных стран и регионов. В некоторых странах международный туризм является практически единственным источником валютных поступлений, благодаря которому поддерживаются высокий уровень экономического развития и благосостояния граждан.
Туризм - не только крупнейший, но и один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. В течение второй половины ХХ века численность международных туристов увеличилась почти в 28 раз, а поступления от этого вида услуг возросли в 237 раз.
С развитием научного знания о туризме последний предстает как системный объект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этого общественно-экономического явления. Поэтому возникает необходимость концептуального, или сущностного определения туризма. Оно формирует комплексное представление о предмете исследования.
В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение. Не смотря на различие формулировок, все авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами. Широкое распространение среди специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма. Согласно ему, туризм есть, «совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах отличных от их постоянного места проживания и работы»
Актуальность темы. В русскоязычной периодической печати, научно-исследовательской и учебной литературе термин «культурно-познавательный» или «познавательный» туризм все чаще стал заменяться термином «культурный» туризм. Следует отметить, что одни авторы дают данному понятию новые определения, пологая, что возник новый вид туризма, разделяя при этом «культурный» и «познавательный» как самостоятельные виды туризма, другие исследователи рассматривают «познавательный туризм как разновидность «культурного», третьи, говоря о культурно-познавательном туризме, придерживаются иных терминов, например, «экскурсионный», «экскурсионно-познавательный», «историко-краеведческий» или «интеллектуальный». В работе исследуется феномен культурного туризма как вида международного туристского путешествия.
Цель работы состоит в том, чтобы провести анализ влияния культурного туризма на развитие международного туризма в целом.
Задачи работы:
- изучение истории возникновения международного и культурного туризма;
-выявление основ культурного или познавательного туризма;
-изучение объектов наследия и оценка культурных комплексов.
Практическая значимость. Работа может быть использована для углубленного изучения культурного туризма студентами специальности «Туризм».

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

1.1 Международный туризм
Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врождённым свойством человека. Цели путешествия могут быть самыми разнообразными - деловыми, познавательными, ради поиска приключений, получения сильных ощущений, для отдыха, для отвлечения от монотонности повседневной жизни.
Единообразной периодизации туристского движения в науке не существует, поскольку его история уникальна для каждой страны или культурного сообщества. Однако систематизация истории туризма необходима, чтобы лучше понять весь комплекс связанных с ним экономических, экологических и общественных явлений и попытки в этой области продолжаются.
Наиболее точно соответствующей тенденциям мирового развития сферы туризма можно считать систематику, согласно которой в туристском движении выделяют следующие периоды:
-раннеисторический - до середины ХIХ века;
-начальный - с середины ХIХ века по 1914 год;
-период развития - с 1914 года по 1945 год;
-период массового туризма - с 1945 года - и по настоящее время.
Зачатки туристской деятельности появились ещё в глубокой древности. Мотивами перемещения людей чаще всего служили такие факторы, как торговля, жажда познания, открытий, обучение, религия и просто отдых. В специальной литературе приводятся египетские тексты, датируемые 2000-1000 годами до нашей эры, которые свидетельствуют, что путешествия ради удовольствия и отдыха были обыденным явлением в жизни древних египтян. 1

___________________________________________________________

1 Биржаков М.Б. Введение в туризм (3-е изд.). – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2002, 320с.

Настоящий рассвет туризма произошел во время Римской империи, чему способствовали ее огромные территории. Судя по историческим источникам, римляне создали дорожную сеть невиданных прежде масштабов, длина главных дорог превышала 90 тысяч километров, второстепенных - 200 тысяч. Конечно, дороги служили, прежде всего, военным, административным и торговым целям, но использовались для путешествия, информационных службах, транспортных средствах с выделенными местами для сна и приготовления пищи, а так, же описания придорожных гостиных дворов, предлагающих за денежную или натуральную оплату безопасный ночлег и пищу.
Географическая культура древнего Китая также находилась, на высоком уровне. Китайцы оставили множество географических описаний рек, морей, гор. Путешествия китайского посла Чжан Цаа (II век до нашей эры) имели важное практическое последствия - по его маршрутам прошел Великий Шелковый путь.
Наиболее рискованными и технический оснащенными были морские путешествия древних финикийцев вдоль берегов Европы и Африки исторические источники так же сообщают о том, что уже в VI веке до нашей эры древние греки и римляне совершали поездки в Египет, их привлекали не обычная природа, великолепные архитектурные сооружения, к тому же Египет считался лечебным курортом. Древнегреческий историк Геродот побывал не только в Египте, но и во многих других странах Востока - от

Ливии до Вавилона и Ассирии, а так, же в Малой Азии и даже Северном Причерноморье. Свои путешествия он описал в девяти книгах «Истории» .
Подавляющее большинство населения в те времена довольствовалось рассказами о дальних странствиях; только значительно позднее - с изобретением книгопечатания - появилась возможность читать о путешествиях в книгах, газетах и иллюстрированных журналах.
В IХ веке княгиня Ольга посетила Византию. По мнению историка С.М. Соловьева, были «любопытство посмотреть чудеса образованного мира» и престиж, так как «возвращался тот, кто был в Константинополе» . В древней Греции зародились также спортивные поездки, поскольку на Олимпийские игры прибывали участники и зрители из разных стран.
В Русском государстве первые путешествия диктовались познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями.

Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Основными местами «зарубежного» паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, по русским землям - Сергиев Посад, Оптина пустынь, Коренная пустынь и другие монастыри.
В 1438-1474 годах тверской купец Афанасий Никитин совершил знаменитое «хождение за три моря» - путешествие, предпринятое, для расширения рынков сбыта. Он побывал в Персии, Индии, а на обратном пути посетил Сомали, Маскат, Турцию.
Ещё большее влияние на туризм оказала эпоха возрождения, когда начала бурно развиваться экономика, появились новые ремесла, расширилась торговля между странами. Вместе с тем путешествия требовали значительных финансовых средств, наличия юридических привилегий и значительного объёма свободного времени, поэтому путешествовать могли только немногочисленные представители наиболее богатых социальных групп. В ХVII веке стали популярны путешествия по Европе, связанные с желанием получить образование. Они проводились в рамках «программы воспитания молодых аристократов». В Англии маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вёл во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем - в Италию: Геную, Милан, Флоренцию, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды. Путешествия способствовали налаживанию хозяйственных и политических контактов аристократической молодёжи со знатными иностранными семействами. Первооткрывателями зимних видов спорта были англичане, гораздо позже к ним присоединились французы и американцы.
Считается, что дворянской и аристократической молодёжи ХVII и ХVIII веков, путешествовавшей не только ради образования, но и для развлечений и удовольствия, может быть присвоен статус туристов.
Поездки за границу с целью приобретения знаний, расширения кругозора в России практикуются с конца ХVII века, начиная с правления Петра I. Пример показал сам Пётр, совершив в 1697 - 1699 годах путешествие в составе Великого московского посольства в страны Западной Европы. Такие путешествия, во время которых происходило знакомство с разными сторонами европейской жизни, значительно повлияли на развитие русской культуры. Одним из результатов этого влияния стало обязательное изучение дворянами иностранных языков. Екатерина II в сопровождении свиты и иностранных послов пересекла всю западную часть Российской империи, проплыла по Днепру, осмотрела, города Херсон и Севастополь. Император Павел I вместе с супругой под именем графа Северного путешествовал по Европе более года. Он побывал во многих немецких городах, посетил Австрию, Нидерланды, Францию, Италию.
Для раннеисторической фазы развития туризма характерны сложность и длительность путешествий. Скорость перемещения составляла примерно 6 километров в час, а расстояние, покрывавшееся за день, не превышало 60 километров. Привилегия или своего рода необходимость путешествовать принадлежала купцам, богатым мещанам, дворянам и аристократам. Первым специалистом туристской отрасли считается англичанин Томас Кук. В 1841 году он организовал массовое путешествие по стране, после которого туризм вступил в начальный период современной фазы развития.

1 Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003, 94с.

Описание этой первой туристической поездки 570 членов общества трезвости из города Лестера в город Лафборо сохранилось до наших дней.

Стоимость поездки была невелика - всего один шиллинг, и цели она преследовала не коммерческие. С 1847 года созданное Томасом Куком предприятие стало организовывать зарубежные поездки - сначала во Францию, а позднее и в другие европейские страны. В 1951 году Кук основал первое коммерческое бюро путешествий «Томас Кук и сын» и в 1865 году вывез первую группу зажиточных туристов на отдых в Швейцарию. Таким образом, именно он положил начало современной туристской индустрии. Во второй половине ХIХ века туристские фирмы возникали во многих странах (в России - в 1885 году). Обычным явлением становится резервирование мест в транспорте и номеров в гостиницах, классификация отелей, дорожные чеки, расписания и качественные путеводители с исчерпывающей информацией. В России большое внимание туризму уделяют со второй половины ХIХ века. В этот период получают широкую известность «Общество любителей естествознания», «Крымский горный клуб», «Кавказское горное общество». В 1885 году в Петербурге начинает свою деятельность первая российская туристическая компания Л. Липсона. С 1899 года в Москве при Педагогическом обществе работает комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся. В 1895 году создаётся Ялтинское бюро Крымско-Кавказского горного клуба .
В ХIХ веке экскурсии, походы, путешествия стали применяться как способ обучения в школьном, специальном и высшем образовании, а также для сбора научно-географической и краеведческой информации о различных регионах России. Развитие науки, изобретения в области техники, появление железных дорог, пароходов - всё это способствовало быстрому распространению как внутренних, так и внешних поездок с различными целями.
Создание во второй половине ХХ века автомобиля с двигателем внутреннего сгорания дало человечеству быстрый и комфортный способ передвижения. Уже в первой половине ХХ века автомобили и автобусы в Европе и США становятся распространенным видом транспорта. В 1903 году в Америке братья Райт совершили полёт на построенным ими самолёте с двигателем внутреннего сгорания, одновременно первые самолёты появляются в Европе. Совершенствуется морской транспорт, строятся гигантские для того времени лайнеры, способные за неделю пересечь океан, - «Сириус», «Лузитания», «Мавритания» водоизмещением 30 тысяч тон и скоростью 26 узлов в час, «Император», «Фатерланд» - 50 тысяч тон и «Титаник» - 52 тысячи тон. Начал совершать регулярные рейсы лайнер «Куин Мэри» водоизмещением 80 тысяч тон и скоростью 30 узлов. Развитие морского и авиационного транспорта способствовало увеличению международных поездок.
В России зарождение организованного туризма относится к началу 1890-х годов. В курортных местах Крыма и Кавказа стали предлагаться непродолжительные путешествия познавательного характера. С появлением пароходов всё большую популярность приобретают путешествия по воде. В 1914 году были построены два самых больших теплохода того времени - «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». В Крыму и на Кавказе сосредоточились рекреационные виды туризма. В Сочи был открыт комплекс «Кавказская Ривьера», куда входили четыре гостиницы на 360 номеров и концертный зал на 600 мест, лечебный корпус, корты, оборудованный пляж. В крупных городах стали строиться первоклассные гостиницы: в Москве - «Националь» и «Метрополь», в Санкт-Петербурге - «Астория» и «Европейская».
Широкую деятельность по развитию туризма вело Российское общество туристов, созданное в 1901 году на основе Общества велосипедистов-туристов (ОВТ). Члены общества организовывали различные экскурсии - пешие, велосипедные, лыжные, верховые, участвовали в байдарочных и парусных заплывах. Член общества Анисим Панкратов совершил первое кругосветное путешествие на велосипеде, которое длилось более полутора лет. 1.
Первая мировая война прервала международные туристские связи. Однако после её окончания международный туризм вступил в новый период развития. В 1920-х годах значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, если до войны большинство туристов направлялись в Италию и Швейцарию, то после её окончания в сферу туризма оказались вовлечены практически все государства Европы.
В Советской России главной целью туризма было просвещение широких масс населения с помощью экскурсий и путешествий. Наряду с этим формируется база для элитного отдыха и оздоровления, а также рынок элитного выездного туризма. На развитие туризма в России благоприятное влияние оказала новая экономическая политика (ЭП), введённая в 1992 году.
Вторая мировая война резко сократила объём международного туризма. После войны многие города Европы лежали в руинах, резко ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных кадров. Свою отрицательную роль сыграло и обострение политической обстановки в мире во второй половине 1940-х годов, когда началась безудержная гонка вооружений. Для миллионов людей внешний мир стал казаться источником угрозы и опасности. Только спустя несколько лет после окончания. Второй мировой войны международный туризм в Европе, Соединенных Штатах Америки и Канаде начал возрождаться. К 1950 году общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всём мире, превысило довоенный уровень и составило более 25 миллионов человек. 2

Просмотров