§ з. страны западной европы, россия и япония: опыт модернизации. «Тенденции мирового развития на рубеже XIX-XX вв. »

§ З. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, РОССИЯ И ЯПОНИЯ: ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ

Модернизация, то есть овладение индустриальным типом производства, в конце XIX - начале XX века стала целью политики большинства государств мира. С модернизацией связывалось повышение военной мощи, расширение возможностей экспорта, поступлений в бюджет государства, рост уровня жизни. Среди стран, которые в XX веке стали центрами развития индустриального производства, выделились две основные группы. Их называют по-разному: первого и второго эшелонов модернизации, или органичного и догоняющего развития. Две модели индустриального развития. Для первой группы стран, к которым относились Великобритания, Франция и США, было характерно постепенное развитие по пути модернизации. Первоначально промышленный переворот, затем овладение массовым, конвейерным индустриальным производством происходили поэтапно, по мере вызревания соответствующих социально-экономических и культурных предпосылок. Предпосылками промышленного переворота в Англии выступала, во-первых, зрелость капиталистических, товарно-денежных отношений, обусловливающая готовность внутреннего рынка к поглощению больших объемов продукции. Во-вторых, высокий уровень развития мануфактурного производства, которое, в первую очередь, и подвергалось модернизации. В-третьих, наличие, с одной стороны, многочисленного слоя неимущих людей, не имеющих иных источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы, с другой - слоя предпринимателей, владевших капиталом и готовых вложить его в производство. При постепенной модернизации первые паровые машины, новые станки, приводившиеся ими в движение, производились в кустарных условиях, использовались для технического перевооружения легкой промышленности (этап, который в Англии начался еще в конце XVIII века). Затем, по мере роста спроса на станки, двигатели, получила развитие тяжелая индустрия, машиностроение (эта отрасль начала развиваться в Англии с 20-х гг. XIX века), возрастала потребность в чугуне и стали, что стимулировало горное дело, добычу железной руды, угля. Вслед за Великобританией промышленный переворот начался в северных штатах США, не обремененных пережитками феодальных отношений. Благодаря постоянному притоку эмигрантов из Европы, в этой стране росла численность квалифицированной, свободной рабочей силы. Однако в полной мере индустриализация развернулась в США после гражданской войны 1861-1865 гг. между Севером и Югом, покончившей с основанной на рабстве плантационной системой земледелия. Франция, где традиционно существовало развитое мануфактурное производство, обескровленная наполеоновскими войнами, пережившая реставрацию власти династии Бурбонов, вступила на путь промышленного развития после революции 1830 г. Почти столетие потребовалось первым странам, где произошел промышленный переворот, чтобы освоить массовое, крупносерийное, конвейерное индустриальное производство. Условием его развития, в свою очередь, было расширение емкости рынков, в том числе зарубежных. Предпосылкой - концентрация и централизация капитала, происходившая в процессе разорения и слияния промышленных компаний. Большую роль играло создание различного типа акционерных обществ, что обеспечивало приток банковского капитала в промышленность. Германия, Россия, Италия, Австро-Венгрия и Япония также обладали традициями развитого мануфактурного производства. Они задержались с приобщением к индустриальному обществу по разным причинам. Для Германии и Италии главной проблемой была раздробленность на мелкие королевства и княжества, затруднявшая формирование достаточно емкого внутреннего рынка. Лишь после объединения Италии (1861) и Германии под главенством Пруссии (1871) темпы их индустриализации ускорились. В России и Австро-Венгрии помехами индустриализации выступали сохранение натурального хозяйства в деревне, сочетавшегося с различными формами личной зависимости крестьянства от землевладельцев, что определяло узость внутреннего рынка. Негативную роль играла ограниченность внутренних финансовых ресурсов, преобладание традиции вложения капитала в сферу торговли, а не в промышленность. Главный импульс к модернизации, овладению индустриальным производством в странах догоняющего развития чаще всего исходил от правящих кругов, видящих в ней средство укрепления позиций государства на международной арене. Для Российской империи стимулом к концентрации усилий на задачах модернизации стало поражение в Крымской войне 1853-1856 гг., показавшей ее военно-техническое отставание от Великобритании и Франции. Преобразования, начавшиеся с отмены крепостного права в 1861 г., реформы в системе административно-государственного управления, армии, продолженные в XX веке, обеспечили возникновение предпосылок перехода к индустриальному развитию. Для Австро-Венгрии таким стимулом стало ее поражение в войне с Пруссией (1866). Первой из вступивших на путь модернизации стран Азии стала Япония. Она вплоть до середины XIX века оставалась феодальным государством и проводила политику самоизоляции. В 1854 г., столкнувшись с угрозой бомбардировки портов эскадрой американских кораблей адмирала Перри, под давлением Англии и России, ее правительство, возглавляемое сегуном (военачальником), приняло неравноправные условия отношений с иностранными державами. Превращение Японии в зависимую страну вызвало недовольство многих феодальных кланов, самураев (рыцарства), торгового капитала, ремесленников. В результате революции 1867-1868 гг. сегун был отстранен от власти. Япония стала парламентской, централизованной монархией во главе с императором. Были проведены аграрная реформа и реформа системы управления. Хотя сословный строй сохранился, феодальная раздробленность и феодальные, внеэкономические формы эксплуатации крестьянства постепенно перестали существовать. Государственной религией вместо буддизма, ориентирующего на пассивное, покорное восприятие судьбы, был объявлен синтоизм, традиционно японский культ богини Солнца, восходящий к временам язычества. Синтоизм, обожествляющий императора, стал символом пробуждающегося национального самосознания. Роль государства в модернизации России, Германии и Японии. При большой специфике развития стран второго эшелона модернизации их опыт выявил ряд общих, сходных черт, главной из которых была особая роль государства в экономике, обусловленная следующими причинами. Во-первых, именно государство стало главным инструментом осуществления реформ, призванных создать предпосылки модернизации. Реформы должны были сократить сферу натурального и полунатурального хозяйства, содействовать развитию товарно-денежных отношений, обеспечить высвобождение свободных рабочих рук для использования их в растущей индустрии. Во-вторых, в условиях, когда потребность в промышленных товарах на внутреннем рынке удовлетворялась за счет их импорта из более развитых стран, модернизирующиеся государства были вынуждены прибегать к протекционизму, активизации государственной таможенной политики для защиты лишь набирающих силу отечественных товаропроизводителей. В-третьих, государство непосредственно финансировало и организовывало строительство железных дорог, создание фабрик и заводов. (В России, а особенно в Германии и Японии, наибольшая поддержка оказывалась военной промышленности и обслуживающим ее отраслям.) Это объяснялось, с одной стороны, стремлением как можно скорее преодолеть отставание, с другой - часто проявлявшейся неготовностью торгово-ростовщического капитала освоить новую для себя сферу, промышленную. Выходом было создание смешанных компаний и банков с участием государственного, а иногда и иностранного капитала. Роль зарубежных источников финансирования модернизации была особенно велика в Австро-Венгрии, России, Японии, меньше в Германии и Италии. Зарубежный капитал привлекался в различных формах, таких, как прямые инвестиции, участие в смешанных компаниях, приобретение ценных государственных бумаг, предоставление займов. Большинство стран, осуществлявших модернизацию в рамках модели догоняющего развития в конце XIX - начале XX века, добились заметных успехов. Так, Германия стала одним из основных конкурентов Англии на мировых рынках. Япония в 1911 г. избавилась от навязанных ей ранее неравноправных договоров. В то же время ускоренное развитие было источником обострения многих противоречий как на международной арене, так и внутри самих модернизирующихся государств. Протекционистская политика, введение повышенных таможенных пошлин на импортные товары вели к обострению отношений с зарубежными торговыми партнерами, побуждали их отвечать такими же мерами, что порождало торговые войны. Чтобы возместить возрастающие расходы на поддержку отечественного производства, государство вынуждено было идти на непопулярные меры. Повышались налоги, изыскивались иные меры пополнения казны за счет населения. Социальные итоги модернизации. Наиболее сложные проблемы создавали социальные последствия модернизации. По сути своей они были одинаковы во всех странах, вступивших в индустриальную фазу развития и сталкивавшихся с социальным расслоением общества. С развитием промышленности мелкотоварное, полунатуральное и натуральное производство города и деревни, которое было основой существования большой массы мелких собственников, приходило в упадок. Собственность, капитал, земельные угодья концентрировались в руках крупной и средней буржуазии, составлявшей в начале XX века в индустриальных странах Европы 4-5% населения. До половины экономически активного, то есть работающего населения, составлял рабочий класс - наемные работники, занятые в промышленности, строительстве, транспорте, сфере услуг, сельском хозяйстве, не имеющие иных средств к существованию, кроме продажи своей рабочей силы. Они оказывались в бедственном положении при кризисах перепроизводства, сопровождавшихся ростом числа обездоленных. Центрами проявления наибольшей остроты социальных противоречий были города, которые росли с развитием промышленного производства. Источником пополнения рядов городского промышленного рабочего класса были ремесленники, работники кустарных производств, не выдерживавших конкуренции с индустрией. В города в поисках заработка стекались малоземельные и разорявшиеся, лишившиеся земли крестьяне. Концентрация крупных масс неимущих, безработных, число которых возрастало в периоды экономических кризисов, была, как показал еще в XIX веке опыт революционных выступлений в Париже в 1830, 1848, 1871 гг., постоянным источником угрозы социальной и политической стабильности государства. Между тем тенденция роста городов быстро набирала силу. В 1800 г. в мире не было ни одного города с населением свыше одного млн. человек, в 1850 г. их стало два (Лондон и Париж), в 1900 г. уже 13, к 1940 г. - около 40. В старейшей индустриальной стране мира, Великобритании, к началу века в городах жило около 80% населения. В развивавшейся по индустриальному пути России - 15%, при этом население двух крупнейших городов, Москвы и Петербурга, превысило 1 млн. человек. В странах первого эшелона модернизации социальные проблемы накапливались постепенно, что создавало возможности их поэтапного решения. В этих странах аграрный вопрос, проблема перехода земли в руки фермеров или помещиков, использующих высокопроизводительные, капиталистические методы хозяйствования, как правило, решались на раннем этапе индустриализации. Так, в США, которые не знали помещичьего землевладения, общее число фермерских хозяйств (5,8 млн.) с 1900 по 1945 г. почти не изменилось, абсолютное число занятых в сельском хозяйстве сократилось незначительно, с 12,2 до 9,8 млн. человек. В среднем, ежегодно из-за банкротств, неуплаты налогов меняли владельца лишь около 2% ферм (эта цифра возрастала в годы особо острых кризисов). При таких показателях аграрные отношения не вызывали катастрофической социальной напряженности. Рост городского населения, числа наемных работников шел в основном за счет иммиграции, естественного прироста собственно горожан. В Англии уже в прошлом веке возможности роста численности промышленных рабочих за счет крестьянства были практически исчерпаны. Сельское население придерживалось в основном консервативных взглядов, находилось под влиянием церкви и крупных землевладельцев. Иное положение сложилось в странах второй волны модернизации, особенно в России, где социальные проблемы, присущие индустриальному обществу, усугублялись нерешенностью аграрного вопроса. После отмены крепостного права в 1861 г. темпы роста численности наемных работников в России не уступали американским. За четыре десятилетия, к началу XX века, их число возросло с 3,9 млн. до 14 млн., то есть в 3,5 раза. Но при этом в деревнях оставалась огромная масса беднейших, малоземельных крестьян. При крайне низкой производительности их труда они фактически составляли избыточное сельское население, которое не могло найти себе работы в городах. Они представляли собой не менее взрывоопасную социальную массу, чем городская беднота. Сохранение стабильности в обществе при ускоренной модернизации во многом зависело от ресурсов, которые могли быть выделены на решение социальных проблем, снижение их остроты. В Германии в 1880-е гг. были приняты законы о страховании рабочих от несчастных случаев на производстве, на случай болезни, пенсионном обеспечении (с 70 лет). Была законодательно ограничена продолжительность рабочего дня 11 часами, запрещен детский труд в возрасте до 13 лет. Япония также избежала крупных социальных конфликтов, несмотря на низкую оплату труда и большую продолжительность рабочего дня. Здесь сложился патерналистский тип трудовых отношений, при котором работодатели и наемные работники рассматривали себя в качестве членов одного коллектива. Показательно, что первые профсоюзы создавались по инициативе предпринимателей, поддержанной государством. В 1890 г. предприниматели добровольно сократили продолжительность рабочего дня, создали фонды социального страхования. Наибольшую остроту приобрели проблемы модернизации в России, пережившей революцию 1905-1907 гг. Необходимо, однако, учитывать, что Россия располагала меньшими ресурсами для социального маневра, чем другие индустриальные страны. Национальный доход на душу населения в 1913 г. в России (в сопоставимых ценах 1980 г.) составлял лишь 350 долл., в то время как в Японии - 700 долл., в Германии, Франции и Великобритании - 1700 долл., в США - 2325 долл. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫИз доклада министра финансов С. Ю. Витте, февраль 1900 г.: «Возрастание промышленности в сравнительно короткий срок само по себе представляется очень значительным. По быстроте и силе этого роста Россия стоит впереди всех иностранных экономически развитых государств, и не подлежит сомнению, что страна, которая оказалась в состоянии в два десятилетия более чем утроить свою горную и фабрично-заводскую промышленность, таит в себе запас внутренних сил для дальнейшего развития, а такое развитие в ближайшем будущем настоятельно необходимо, ибо как ни велики уже достигнутые результаты, тем не менее и по отношению к потребностям населения, и по сравнению с иностранными государствами наша промышленность еще очень отстала».Из монографии академика И.И. Минца «История Великого Октября».: «В России капитализм стал развиваться значительно позднее, чем в других странах, ему не приходилось проделывать шаг за шагом весь путь развития. Он мог воспользоваться и действительно воспользовался опытом и техникой более развитых капиталистических стран. Русская крупная промышленность, главным образом тяжелая, появившаяся позднее других отраслей народного хозяйства, не проходила всех обычных стадий развития - от мелкого товарного производства через мануфактуру к крупной машинной индустрии. Тяжелая промышленность России создавалась в виде крупных и крупнейших предприятий, оборудованных передовой капиталистической техникой. Царизм предоставлял субсидии и льготы преимущественно магнатам капитала и таким образом поощрял строительство крупных предприятий. Проникавшие в русское народное хозяйство иностранные капиталисты также строили крупные предприятия, оснащенные современной техникой. Поэтому развитие капитализма в России шло быстрыми темпами. По темпам роста русская тяжелая индустрия обгоняла страны развитого капитализма <...>Рабочие здесь подвергались неслыханной эксплуатации. Хотя по закону 1897г. рабочий день был ограничен 11,5 часами, но неоднократные поправки свели и этот куцый закон на нет: капиталисты растягивали рабочий день до 13-14 часов, а на некоторых предприятиях - даже до 16 часов. За самый длинный в мире рабочий день пролетариат получал самую мизерную заработную плату <...> Ни одна капиталистическая страна в XX в. не знала такого широкого демократического движения мелких землевладельцев за переход к ним земель крупных помещиков, как Россия. На Западе в большинстве капиталистически развитых стран к началу XX века завершилась буржуазная революция. В деревне, как правило, укрепился капиталистический строй. Остатки крепостничества были незначительны <...> Не то было в России. Здесь тоже укрепился и развивался капитализм в помещичьем и в крестьянском хозяйстве. Но капиталистические отношения были опутаны и придавлены всякого рода крепостническими остатками». (Минц И.И. История Великого Октября. Т. 1.М., 1967. С. 98-102.)ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1. Раскройте ваше понимание термина «модернизация». При изучении каких курсов истории вы с ним знакомились? Приведите примеры модернизационных процессов в отдельных странах.2. По каким признакам различают страны первого и второго эшелонов модернизации?3. Раскройте основные особенности процесса модернизации и его последствий в странах второго эшелона развития на примерах истории одного-двух государств.4. Используя знания по отечественной истории, охарактеризуйте основные проблемы модернизации в России в конце XIX - начале XX века. В чем проявлялись сходство и отличие этих процессов в России и странах Западной Европы?

§ 4. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

К началу XX века важнейшей характеристикой мирового развития выступала его крайняя неравномерность. Метрополии, колониальные и зависимые страны. Первой индустриальной державой в начале XIX века стала Великобритания, промышленная «мастерская мира». Следом за ней на путь индустриального развития вступила Франция. Высокоиндустриальными были также государства, темпы развития которых резко ускорились в последней трети XIX века: США и Германия. Они развивались наиболее динамично, тесня конкурентов как по объемам производства, так и по роли на мировом рынке. Удельный вес Великобритании в мировом промышленном производстве, составлявший в 1860 г. 36%, упал к 1913 г. до 14%. Доля Франции за тот же период сократилась с 12% до 6% . За то же время США, производившие в 1860 г. 17% мировой промышленной продукции, к 1913 г. вышли на рубеж 36%. Германия сохраняла свои позиции на уровне 16% мирового промышленного производства. Выделилась группа стран, которые также развивались по пути индустриализации, хотя к началу XX века их экономика еще оставалась аграрно-индустриальной. К их числу относились Россия и Япония. Во втором эшелоне индустриальной модернизации шли Италия и Австро-Венгрия. К индустриальному миру принадлежали и Бельгия, Голландия, а также государства Скандинавии (Швеция, находившаяся с ней до 1905 г. в унии Норвегия, Дания). В целом из общей численности населения мира в 1680 млн. человек в индустриальных и аграрно-индустриальных странах в начале XX века проживало около 700 млн. человек. Около 600 млн. проживало в колониях (в том числе, примерно, 400 млн. - в британских). Особое место занимала группа государств с общей численностью населения 380 млн. человек, которые формально являлись независимыми, но фактически находились на положении полуколоний великих держав. К ним в начале века относились Китай, Персия (Иран), Турция, Сиам (Таиланд), Египет, Корея и др. Признаками полуколонии выступали, как правило, принятие ее властями неравноправных условий торговли, предоставление особых льгот и привилегий иностранным гражданам, включая их неподсудность местным властям в случае совершения преступлений. Нередко на территории полуколоний размещались иностранные войска, военно-морские базы. Полуколониями становились страны, не способные в силу военно-технической отсталости, слабости центральной власти противостоять колониальным империям, но в то же время про разным причинам избежавшие полного завоевания. Тесное взаимодействие народов, живущих как бы в разном историческом времени, придерживающихся разных традиций и обычаев, само по себе всегда порождало трения и коллизии. Однако в начале XX века возникли дополнительные причины обострения противоречий мирового развития. Экономические кризисы и конкуренция на международной арене. Важнейшей причиной роста противоречий выступало ускорение темпов индустриального развития, увеличения числа индустриальных стран. Даже в тот период, когда Англия была основной промышленной «мастерской мира», она сталкивалась с кризисами перепроизводства. В 1825, 1836, 1847 гг. все открытые ею рынки не могли поглотить произведенную ею продукцию. В 1857 г. разразился первый мировой промышленный кризис, поразивший не только Великобританию, но и другие страны, вступившие на путь модернизации. Между промышленным капиталом этих стран развернулась борьба за внешние рынки, от обладания которыми зависело благополучие становящихся индустриальными стран. Емкость мировых рынков постепенно возрастала. Во-первых, это было связано с постепенным повышением уровня жизни населения индустриальных стран. Особенно емким и динамичным в начале века считался внутренний рынок США. Во-вторых, постепенно на территориях колоний и зависимых стран получали развитие товарно-денежные отношения. Это определяло расширение системы мирового капиталистического хозяйства за счет этих стран. Тем не менее, возрастающие возможности производства продукции опережали развитие рынков. Это обусловливало углубление экономических кризисов. Кризисы следовали друг за другом с учащающейся периодичностью. Ими ознаменовались 1866, 1873, 1882, 1890, 1900, 1913 гг. Сползание к кризису наметилось после первой мировой войны, в 1922- 1923 гг. В 1929-1932 гг. разразился самый разрушительный в истории индустриальных стран мировой экономический кризис. Кризисы ускоряли концентрацию и централизацию капитала, содействовали разорению слабых и малоэффективных предприятий. С этой точки зрения, они способствовали развитию экономики, повышению ее конкурентоспособности. В то же время, вызывая рост безработицы, обострение социальных конфликтов, они создавали серьезные проблемы для индустриальных стран. Кризисы подталкивали правящие круги индустриальных стран к попыткам решения социальных и экономических проблем за счет внешней экспансии. Интересы государства, призванного обеспечивать стабильность в обществе, и крупного капитала, ищущего пути получения наибольшей прибыли, не всегда и не во всем совпадали. Крупнейшие финансово-промышленные группы, господствующие на национальных рынках, нередко договаривались со своими зарубежными конкурентами о разделе экономических сфер влияния в третьих странах без участия правительств. В то же время капитал стремился опереться на дипломатическую и военную поддержку «своего» государства с тем, чтобы защитить его мощью собственные интересы. В свою очередь, каждое государство стремилось поддерживать «свой» капитал, создавать ему стимулы для вложений в национальную экономику, укреплять его позиции на мировых рынках. В итоге, хотя конкретные стремления каждой из индустриальных держав различались, в основе их внешней политики оказывались сходные мотивы. Она была направлена на сохранение и расширение рынков сбыта продукции для «своих» предпринимателей, сфер вложения капитала, доступа к природным ресурсам, источникам дешевой рабочей силы. Большое внимание уделялось предотвращению усиления конкурирующих держав, подавлению попыток освобождения от власти метрополий народов колониальных и зависимых стран. Колониализм и его последствия для индустриальных стран. По мере того как внешняя политика индустриальных стран подчинялась целям поддержки экспансии своего промышленного и финансового капитала, активизировалась колониальная политика, усиливалось соперничество ведущих держав на мировой арене. При этом в конце XIX - начале XX века их противоборство обострилось. Это было связано с тем, что первичный раздел мира между индустриальными странами в основном завершился, сложились обширные колониальные империи. Первой вступившая на путь колониальной экспансии Великобритания завоеваниями, подкупом, обещаниями покровительства феодальным князьям и племенным вождям создала самую обширную в мире колониальную империю. В ней проживало более четверти населения мира, территория ее колоний превысила территорию метрополии почти в сто раз. Второй колониальной державой мира стала Франция, поставившая под свой контроль Северную и Экваториальную Африку, Индокитай. Обладание колониями оказало неоднозначное воздействие на развитие метрополий. Чтобы было возможным их использование в качестве источника дешевой аграрной продукции, сырья, рынков сбыта продукции, было необходимо хотя бы минимально развить экономику колоний. Строительство сети коммуникаций, создание добывающей промышленности, плантаций, подготовка местной рабочей силы - все это требовало вложений капиталов. Бедняки, безработные, не находя работы в метрополиях, эмигрировали в колонии, чему способствовали возникающие алмазные, золотые лихорадки, раздача земель на льготных условиях. Богатства, вывозившиеся из колоний, возможности монопольно распоряжаться их рынками, получая сверхприбыли, обогащали как правящую элиту, так и широкие слои населения метрополий. Постоянный отток избыточной рабочей силы, уменьшая число бедных и безработных, снижал уровень социальной напряженности. Оборотной стороной процветания были постоянная утечка капиталов и отсутствие стимулов к обновлению ассортимента выпускаемых товаров - монополизированные рынки колоний оказались не слишком требовательны к ассортименту и качеству продукции. Повышение уровня жизни вело к удорожанию рабочей силы, что делало невыгодным вложение капиталов в экономику собственно метрополий. Британские банкиры предпочитали вкладывать деньги в колонии, доминионы (колонии, населенные преимущественно выходцами из метрополии и получившие возможности самоуправления: Канада - в 1867 г., Австралия - в 1901 г., Новая Зеландия - в 1907 г.), а также в экономику США. Французский капитал вкладывался в государственные займы в зарубежные страны, где можно было быстро получить высокие прибыли, в частности в Россию. В экономике прежде наиболее развитых стран мира наметились тенденции к застою, она утратила динамизм, темпы ее роста замедлились. Напротив, у государств, не создавших обширных колониальных империй (Германия, США, Япония), большая часть капитала направлялась на развитие собственных национальных экономик. Позднее, вступив на путь индустриального развития, они оснащали создававшуюся промышленность самой передовой технологией, что также обеспечивало преимущества в борьбе с конкурентами. Вследствие быстрого развития этих государств возникло несоответствие между развитием их военно-экономического потенциала и распределением сфер влияния в мире. В начале XX века со всей очевидностью проявилось стремление этих, наиболее динамично развивающихся держав, к захватам новых колоний, рынков сбыта за счет вторжения в сферы влияния своих конкурентов. Первой империалистической войной новой эпохи была испано-американская (1898), в результате которой США захватили Филиппины, острова Пуэрто-Рико и Гуам, предоставив Кубе независимость. Борьба за передел мира стала важнейшим фактором, определявшим содержание мировой политики. Возрастающее значение приобрели противоречия между метрополиями и колониальными и зависимыми странами. В этих странах развивались товарно-денежные, рыночные отношения, что было связано с их вовлечением в орбиту мирового капиталистического хозяйства. Возникла прослойка национальной буржуазии, интеллигенции, получившей европейское образование. Их протест против колониального статуса начал сочетаться со стремлениями к модернизации. При этом антиколониальные движения нередко поддерживались конкурирующими с метрополиями индустриальными державами, которые стремились ослабить соперников, рассчитывали на расширение сфер влияния. Так, США накануне войны с Испанией проявляли солидарность с освободительным движением на Филиппинах и Кубе, что, однако, не помешало им после победы над Испанией включить эти страны в орбиту собственного влияния. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Вопрос 01. Какие изменения произошли в экономической жизни индустриальных стран на рубеже Х1Х-ХХ вв.? Охарактеризуйте их влияние на различные стороны общественной жизни.

Интегрированная экономика: товары, услуги, труд и инвестиции в Канаде следует относиться так же выгодно, как и к другим странам. Полный, всеобъемлющий и прозрачный охват: мы должны обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, работников и инвестиций. Согласовывайте или объясняйте: мы должны работать над согласованием правил, стандартов и практики по всей стране и давать объяснения, когда требуются исключения. Подотчетность: стороны должны регулярно сообщать канадцам о ходе усилий по модернизации. Чтобы двигаться вперед, оба варианта могут дать ощутимые результаты.

Ответ. На рубеже этих столетий крупные фирмы (иногда изначально созданные как крупные, иногда возникшие как объединения мелких) стали вытеснять с рынка мелких производителей, делить рынок между собой. Это называется торжество монополистического капитала. Данный процесс способствовал тому, что капиталистический класс замыкался. Формально по-прежнему любой, накопивший определённую сумму денег, мог открыть собственное небольшое дело и из рабочего стать капиталистом, но на практике монополисты практически не позволяли этого сделать. Конкуренция ослабла: рынок делило небольшое число фирм, которым легко было договориться. Лучше всего они придерживались единых стандартов в Вопросах условий труда, противодействия их улучшениям (которые требовали от промышленников дополнительных расходов), потому классовая борьба в этот период усилилась.

Первый вариант: определить приоритетные области для улучшения

В следующем разделе более подробно описаны эти два подхода. В целях получения конкретных выгод для предприятий, работников и потребителей, обновленное соглашение должно быть сосредоточено на вопросах, которые чаще всего возникают у компаний, работников и потребителей. Реформа управления должна быть в центре любого сценария улучшения внутренней торговли в Канаде.

Конфликтующие и непоследовательные правила и положения в разных провинциях и территориях приводят к увеличению затрат для предприятий, препятствуют мобильности рабочих и ограничивают выбор потребителей. Кроме того, существующие различия в стандартах и ​​правилах, принятые провинциями и территориями, а также различные требования к отчетности могут повлиять на решения фирм о создании на местном уровне. место в частности.

Вопрос 02. Назовите типы монополистических объединений. Охарактеризуйте их.

Ответ. Объединения:

1) концерн – объединение нескольких отрасле-разнородных, но финансово интегрированных предприятий;

2) картель – договоренность нескольких предприятий о единой политике сбыта;

3) синдикат – объединение нескольких предприятий, при котором сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;

На международном уровне Канада возглавляет, среди прочего, устранение технических барьеров в торговле, а стремление устранить барьеры для торговли также стало причиной того, что Канада и Соединенные Штаты создали Совет сотрудничества. в области регулирования, целью которого было облегчить поток торговли между странами. Провинции и территории видели преимущества устранения барьеров для торговли и также приняли международные обязательства по минимизации искажающих последствий регулирующих различий в коммерческом контексте.

Однако в наших границах такие усилия не предпринимались, в ущерб канадцам не только внутри страны, но и на международном уровне. В качестве логического следствия успеха этих совместных подходов новое Соглашение о внутренней торговле должно сократить дублирование, несогласованность и дублирование регулирования и стандартов, в том числе касающихся учеников и регистрации и деклараций Кроме того, различные уровни правительства должны проанализировать уроки, извлеченные из усилий Канады по сотрудничеству с Европейским союзом и Соединенными Штатами, с тем чтобы определить, что может быть полезно в усилиях по сокращению барьеры для торговли.

4) трест – объединение нескольких предприятий, в рамках которого участники теряют производственную, коммерческую, а порой юридическую свободу.

Вопрос 03. Почему монополистические объединения в таких европейских странах, как Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Швеция, формировались медленнее, чем в США?

Ответ. Потому что правительство США последовательно проводило политику классического либерализма, то есть практически не вмешивалось в экономику и всеми силами поддерживала свободную конкуренцию. Такая конкуренция (включая, порой, и нечестную с современной точки зрения) быстро приводила к захвату рынка крупными производителями, имевшими больше возможностей. Другие страны не были настолько привержены либерализму.

Принятие этого метода привело к отсутствию ясности в отношении видов отраслей, которые защищены и путаются в отношении элементов и аспектов, которые должны быть охвачены. Соглашения, которые являются результатом такого подхода, часто не имеют прозрачности и содержат механизмы, которые далеки от эффективности в разрешении раздражителей.

Текущая область применения ограничена. Недостатки соглашения также являются проблемой. Настоящее соглашение не распространяется на все товары и услуги и всю инвестиционную деятельность. Кроме того, с использованием метода положительного списка, когда новые виды товаров, услуг и услуги или действия рождаются, они не покрываются автоматически.

Вопрос 04. Какие особенности имели модернизационные процессы в Италии, Австро-Венгрии, Германии и Японии? Учёные нередко именуют эти страны «вторым эшелоном» модернизации. Как вы думаете, почему?

Ответ. Правители этих стран увидели результаты модернизации в более развитых странах (прежде всего, в Великобритании) и оценили их преимущества. Модернизация в этих странах происходила после того, как она сделал большие успехи в странах «первого эшелона», как бы догоняла их, а также использовала их опыт, благодаря чему страны «второго эшелона» нередко проходили этот путь быстрее, чем страны «первого» в своё время.

Можно было бы создать более всеобъемлющее соглашение, даже используя метод положительного списка, сокращая исключения из существующих разделов, добавляя новые положения и планируя автоматические обзоры соглашения для обеспечения его постоянного обновления.

Обновленное управление для современного соглашения

В результате каждая администрация занимает пост председателя ежегодного собрания каждые 13 лет. «Работа с другими провинциями вызывает много бюрократических проволочек, и это является большим сдерживающим фактором для роста». С устранением барьеров на пути международной торговли наши внутренние торговые соглашения должны идти в ногу. Это относительно простой способ стимулировать экономику, и это должно быть главным приоритетом для каждой провинции.

Вопрос 05. Как менялась социальная структура общества, вступившего в индустриальную эпоху?

Ответ. Индустриализация приводила к полному или практически полному исчезновению некоторых старых сословий (например, дворянства). Сословия уступали место классам, принадлежность к которым определялась не по рождению, а по роду занятий и богатству. Активное имущественное расслоение активно шло в деревне. Также деревня теряла рабочие руки – активно развивался процесс урбанизации. Между классами нарастали противоречия, особенно в крупных городах, особенно между буржуазией и пролетариатом.

Необходимо принять новые меры в целях обеспечения большей преемственности в направлении деятельности Комитета по внутренней торговле и проведения необходимых реформ. В этой связи можно было бы рассмотреть возможность создания федерального сопредседателя Комитета и обязательство министры, ответственные за внутреннюю торговлю, встречаться не реже двух раз в год.

Кроме того, следует рассмотреть конкретные предложения по принятию нового механизма для разрешения споров быстро и надежно. Современный режим внутренней торговли должен также предусматривать официальный механизм консультаций с компаниями, рабочими и потребителями для содействия переговорной повестке дня и должен включать четкие и легко доступные механизмы для своевременного решения. споров, а также конкретное обязательство уважать обязательные решения специальных групп по разрешению споров. Эта практика согласуется с практикой наших международных торговых соглашений.

Вопрос 06. Вспомните, каковы основные положения марксизма. Какие течения выделились в социал-демократическом движении? Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма?

Ответ. Основные положения:

1) развитие капитализма должно исчерпать его ресурсы, соответственно, обострить классовую борьбу;

2) классовая борьба неизбежно должна закончиться победой социалистической революции в наиболее промышленно развитых странах;

Второй вариант: полная реформа канадской структуры по внутренней торговле

Архитектура обновления - метод отрицательного списка

Использование подхода, основанного на приоритетах во время пересмотренных переговоров, может привести к некоторым улучшениям, но также может привести к более сложному и непрозрачному соглашению, которое будет по-прежнему предлагать значительные возможности для исключений и исключений. которые не решали бы вопросы, поставленные под сомнение.

Новое Транс-канадское партнерство можно было бы обсудить в соответствии с глобальным подходом к негативным спискам, таким как использование в переговорах о последних международных торговых соглашениях. Большинство современных торговых соглашений охватывают все товары и услуги, за исключением тех, которые четко определены и освобождаются. Это конкретные области, которые играют важную роль для правительств, включая здравоохранение и безопасность. Результатом полной реформы структуры рамок внутренней торговли будет четкий и всеобъемлющий режим: любая экономическая деятельность будет автоматически покрыта, и как только технологии или услуги, не предусмотренные в Соглашении, будут созданы в мире, они будут будет покрываться автоматически.

3) социалистическая революция должна установить диктатуру пролетариата;

4) диктатура пролетариата должна способствовать построению коммунистического общества.

Таким образом, классических марксизм предполагал обязательное стремление к насильственной, революционной смене государственного строя, не могло быть и речи о легальных формах политической борьбы, хотя возможностей для отстаивания своего мнения в рамках закона становилось всё больше. Потому относительно рано марксизм распался на отдельные течения. Радикальное (революционное) крыло продолжало ратовать за насильственные формы борьбы. Однако с развитием легальных средств политического давления на правительства или даже участия в правительствах послышались голоса в пользу ревизии марксизма и реформы этого течения. Их приверженцев стали называть соответствующим образом. Они выступали за улучшение жизни рабочих с использованием законных средств. Такой путь предполагал отказ от построения в долгосрочной перспективе коммунизма или откладывал эту задачу на неопределённо долгий срок, но в среднесрочной перспективе он быстро стал приносить реальные плоды, способствовать принятия законов, облегчавших жизнь пролетариата.

И исключения будут прозрачными для всех, кто читает текст новой структуры. Они обеспечивают прочную основу, на которой мы можем двигаться вперед и предлагать подходы, которые мы можем использовать с течением времени для достижения значительных результатов. Правительство Канады привержено работе с провинциями и территориями для заключения соглашения, которое является шагом вперед и требует коренного пересмотра внутренней торговли на благо всех канадцев.

Канада сильнее, когда мы едины для решения наших задач. Мы надеемся, что значительный прогресс в области внутренней торговли может стать одним из многих успешных примеров празднования 150-летия Канады. Современная экономика всегда была основанной на знаниях экономикой, в которой экономическая ценность порождается распространением знаний, которые оживляют возобновление первоначальных знаний. Малые предприятия Италии, районы, созданные в Италии, разработали оригинальную модель «когнитивного капитализма», которая сегодня нуждается в изменении, чтобы двигаться вперед.

Просмотров