О сложностях православного образования. Отличие от обычной школы православной классической гимназии

Заведующий сектором православного образования отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви любезно согласился ответить на вопросы читателей портала “ “. Мы благодарим отца Лаврентия и публикуем результаты .

Могут ли применяться у дошкольников игровые методы преподавания основ христианства?

Обязательно должны применяться. Все обучение и воспитание детей дошкольного возраста базируется на Через нее они воспринимают мир, усваивают важные для жизни знания и навыки и при обучении необходимо это учитывать. Преподавание основ христианства с применением игровых методов успешно реализуется в православных детских садах и начальных классах православных школ. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации успешно использует данный опыт в развитии направления дошкольного образования и воспитания.

Уважаемый отец Лаврентий! Моя дочь (ей сейчас 15 лет) учится в московской православной школе. Школа отличная, преподавание ведется на высоком уровне, но возникла проблема – дочь практически перестала ходить в церковь (а раньше очень любила быть на службах), скептически относится к необходимости молиться дома, да и вообще чувствуется Я понимаю, что в этом возрасте многие подростки отходят от церкви, но отдавая дочь в православную школу я надеялась что этот отход (даже если он будет) не будет очень резкий, все таки вокруг нее верующие одноклассники и педагоги. Иногда я думаю, может быть лучше бы дочь училась в обычной светской школе. Подскажите, пожалуйста, может быть я что-то делаю неправильно и какие действия мне предпринять?

Тут могут присутствовать различные факторы и отвечать, не зная конкретных обстоятельств, непросто. Возможно девочка, как и многие подростки, не может противостоять соблазнам окружающего мира, агрессивно навязывающему современный стиль жизни, определяемый лозунгом «возьми от жизни все», может быть, имеет место так называемый «перегруз православием», когда из-за чрезмерного изначального включения в православную жизнь, без глубокого внутреннего ее принятия, осмысления и сопряжения с реальной жизнью, происходит отторжение. Бывает, что негативное влияние оказывает окружение цинично настроенных одноклассников. Может быть и промыслительное охлаждение. Наша вера – вера свободы. Бог ищет себе свободных детей, а не марионеток и многим молодым людям из воцерковленных семей Господь попускает временно отойти от Церкви, чтобы человек сравнил жизнь в церковной ограде и вне ее и самостоятельно сделал свой выбор.

Думаю, что Вам необходимо постараться наладить контакт с дочкой. Узнать и понять ее мысли, ощущения, желания. Не заставляйте ее ходить в храм, не пугайте ее Божиим постарайтесь сделать так, чтобы она доверилась Вам как самому близкому человеку и рассказала о существующих проблемах в ее жизни. Возможно, имеет смысл обратиться к православному психологу.

Почему некоторые дети, получившие православное воспитание, повзрослев, уходят из Церкви?

На мой взгляд, на это нет однозначного ответа. Молодости свойственно обостренное чувство правдивости и максимализм. Часто случается, подростки, видя что религиозные убеждения родителей не совпадают с их повседневной жизнью, отказываются оставаться в Церкви, считая эту жизнь фальшивой. Это накладывает повышенную ответственность больше на родителей, чем на детей. Зачастую причиной ухода из Церкви молодежи является недостаточная востребованность. Молодость энергична, и ей свойственно желание действовать, творить, быть полезной. А на это часто приходские батюшки, по недостатку времени, не обращают должного внимания и не вовлекают молодежь в активное служение Церкви.

К счастью, в настоящее время ситуация меняется к лучшему. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ставит особый акцент на работе с молодежью для духовенства. И наш Синодальный Отдел не остается в стороне от этого. Мы всячески поддерживаем инициативы руководителей и педагогов православных образовательных учреждений, вовлекающих воспитанников в социальную деятельность (посещение приютов, больниц, домов престарелых, помощь ветеранам войны и труда, инвалидам и просто нуждающимся в поддержке людям), миссионерскую работу, организующим отряды православных скаутов и т. д.

Способны ли Синодальные структуры обеспечить контроль за функционированием церковных приютов и есть ли смысл в их существовании?

Синодальные структуры, безусловно, обеспечивают надлежащий контроль за функционированием церковных приютов.

Догадываюсь, что Ваш вопрос связан с сложившейся вокруг приюта в Боголюбовском монастыре. Печально, что данная ситуация используется отдельными лицами для того, чтобы бросить тень на труды добросовестных работников многочисленных приютов, действующих при монастырях и приходах Русской Православной Церкви. Эти приюты осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами, предусмотренными законодательством, в воспитательном процессе в полной мере учитываются возрастные особенности воспитанников, дети не изолируются от жизни общества и готовятся к вступлению в него. Как правило, в этих приютах, в отличие от ряда некоторых аналогичных светских учреждений, созданы оптимальные условия для реализации личного подхода в воспитании.

Отвечая на вторую часть вопроса скажу, что смысл в существовании церковных приютов, несомненно есть, ведь это одна из существенных форм проявления заботы Церкви о детях, лишенных родительского попечения. Таких ребят в нашем обществе много, с этим не поспоришь. Поэтому необходима развитая система церковных приютов, которые смогли бы воспитать детей в духе христианских правил и норм.

Другое дело, что для этого необходимы большие средства и вовлечение в эту деятельность инициативных групп мирян.

Отец Лаврентий! Хотел бы задать Вам вопрос по ситуации сложившейся вокруг приюта в Боголюбовском монастыре? Прочитал Вашу статью на сайте “ ” и у меня создалось впечатление некоторой недосказанности. Во всех СМИ проходит информация о том, что в Боголюбовском монастыре расположилась какая-то серьезная деструктивная секта, прикрывающаяся православием. Почему-то в Вашей статье об этом ни слова. Уточните, пожалуйста.

Отвечая на Ваш вопрос, скажу, что мировоззренческие позиции, исповедуемые архимандритом Петром (Кучером), его духовными чадами и насельниками Боголюбского монастыря действительно вызывают настороженность и требуют отдельного исследования, тем более что его мировоззренческие позиции могут повлечь за собой противопоставление себя Церкви по целому ряду богословских, церковно-общественных и общественных вопросов. Но говорить о том, что в Боголюбовском монастыре расположилась деструктивная секта, прикрывающаяся Православием, у нас нет оснований.

Чему лучше отдать преимущество, православной школе или отдать ребенка в общеобразовательную и просто водить в воскресную школу?

Все зависит от конкретной случая, личности самого ребенка, намерений родителей, их видения его будущего, ситуации в семье, в конце концов, от качества образовательного процесса в близлежащих православных и общеобразовательных школах. Думаю, что допустим и тот, и другой вариант. Следует, однако, отметить, что при прочих равных условиях общая атмосфера и отношение к детям в православной школе лучше чем в светской.

Подскажите, есть ли в Москве православные гимназии или школы по типу интерната, чтобы ребенок мог там учиться пять дней в неделю (и проживать там же). И еще. Если такие школы есть, как организуется в них обучение и проживание? Ирина

Уважаемая Ирина! В Москве есть подобного рода учреждения, например, интернат для девочек при Покровском женском монастыре, где находятся мощи , а в Подольском районе успешно функционирует православная общеобразовательная школа-пансион «Плесково», прием в которую осуществляется на конкурсной основе. У школы высокий образовательный ценз, добрые традиции, богатый опыт православного образования и воспитания.

Подскажите, с какого возраста может учиться ребенок в православной гимназии? Александр.

Уважаемый Александр! В православные гимназии, как и в светские общеобразовательные школы, принимают детей с 1 по 11 класс. Некоторые гимназии имеют дошкольное отделение, в котором дети готовятся к школе и получают первичные знания о Православии.

О. Лаврентий! Не секрет, что в православную гимназию принимают детей только из глубоко верующих семей.

Можно ли человеку верующему, но невоцерковленному отдать ребенка в православную школу?

Бывает ли такое, что родители устраивают своих детей в гимназию «на перевоспитание»?

Как поступить в московскую православную гимназию? Ирина

Уважаемая Ирина! Условия приема в православные гимназии прописаны в Уставах таких образовательных учреждений. Требования разные: есть гимназии, которые принимают детей только из верующих семей, а есть и такие, которые принимают всех детей, создавая условия для их воцерковления. Осуществляется этот процесс постепенно и деликатно. Родители, отдавая своих чад в православные образовательные учреждения, должны знакомиться с Уставом, укладом школы и делать свой выбор сознательно. Многие родители обосновывают свое желание стремлением обеспечить им физическую и духовную безопасность. Некоторые родители отдают детей в православные образовательные учреждения с целью «перевоспитания», но я не считаю это целесообразным. Для поступления необходимо обратиться в близлежащую православную школу и уточнить условия приема. Однако, следует иметь в виду, что в настоящее время Москвы не могут принять на обучение всех желающих. Это связано, в основном, с отсутствием помещений, ведь православные школы, в большинстве своем, располагаются в зданиях бывших детских садов, с небольшими классами и рекреациями.

Уважаемый о. Лаврентий! Я сама верующий, крещенный человек. Моему сыну уже 5 лет и я, естественно, думаю о том, в какой школе он будет учиться. В качестве одного из вариантов (и варианта преимущественного) я рассматриваю поступление в православную школу или гимназию. Однако меня смущают мнения, что в подобных школах молитвы, богослужения, изучение духовных предметов является преимущественным и идет в ущерб изучению общешкольных предметов. Для меня важно, чтобы мой ребенок был верующим и рос в религиозной среде, но не менее важно для меня качественное образование сына. Спасибо. Нателла

Уважаемая Нателла! Ваши опасения о низком уровне преподавания, как вы сказали, общешкольных предметов неоправданы. Любая школа ставит перед собой задачу воспитать не только православного христианина и дать ему базовые знания о православном вероучении и духовной жизни, но и подготовить ребенка к поступлению в высшие и средние специальные образовательные учреждения, которые могут быть не связаны с Церковью. Все выпускники православных школ, как и выпускники светских школ, на равных основаниях сдают и по его результатам продолжают дальнейшее обучение. Для того, чтобы у Вас не было опасения по поводу качества образования Вашего сына, при его поступлении в православную школу, поинтересуйтесь ее историей, составом педагогического коллектива и узнайте в какие ВУЗы поступают выпускники.

Скажите, пожалуйста, не помешает ли моему ребенку обучение в православной школе при поступлении в светский ВУЗ. Не будет ли отношение к нему в приемной комиссии предвзятым.

О подобных проблемах нам не известно. Дело в том, что светские общеобразовательные школы и негосударственные общеобразовательные учреждения имеют аттестат государственного образца, поэтому дискриминации, по определению, быть не может. Приемная комиссия прежде всего оценивает знания, а не учебное учреждение которое он закончил. Поэтому, если даже у членов приемной комиссии есть предубеждения, абитуриент легко может их развеять своим уровнем знаний.

Есть ли конкурс при поступлению в православную школу?

Обучение в данных заведениях является платным или бесплатным?

Есть ли льготы при приеме в православные школы для детей-инвалидов, детей из многодетных семей, детей, воспитывающихся в семьях, где оба родителя или один родитель инвалид?

Есть ли льготы при приеме в данные школы для детей священнослужителей?

Конкурс при поступлению в православные школы есть, так как желающих учиться в них достаточно много, а учреждений недостаточно.

Обучение в православных школах платное, так как государство берет на себя лишь частичное общеобразовательного компонента, а все остальные расходы несет образовательное учреждение. Это аренда, материально-техническое оснащение, бесплатное питание (есть не во всех школах), экскурсии и многое другое. Но, конечно, в любой православной школе существует индивидуальный подход при приеме детей на обучение, учитываются статус семьи, состояние здоровья родителей и ребенка, а также ряд других моментов, которые предоставляют определенные льготы.

Здравствуйте, отец Лаврентий! Мой сын учится в первом классе простой школы, мы бы очень хотели отдать его в православную, но, к сожалению, в нашем районе таких нет (мы живем на Ярославском шоссе, СВАО г.Москвы). Большинство православных школ находятся либо на юге столицы, либо в центре, а наш район почему-то обделен. Подскажите, пожалуйста, планируется ли открытие православных гимназий в СВАО г. Москвы?

Безусловно, увеличение количества православных школ является приоритетным направлением для Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Однако, в связи наличием трудностей с материально-технической базой, работа продвигается не так быстро, как хотелось бы. В Северо-Восточном административном округе осуществляют деятельность: православная школа «Знак» и «Общеобразовательная православная школа в усадьбе Свиблово им. прп. Сергия Радонежского». В 2011 году открытие еще одной не запланировано. Но, конечно, для появления новых православных учебных учреждений требуется не только административный ресурс, но и активная деятельность инициативных групп энтузиастов, при поддержке местного благочиния.

Отец Лаврентий, недавно мы узнали историю написания для светских школ.

А что воскресные школы и гимназии? Есть ли для них новые учебники и программы преподавания? Спасибо. Николай

Уважаемый Николай! Комиссией, во главе с протодиаконом Андреем Кураевым действительно был написан учебник для федерального эксперимента по преподаванию курса «Основы православной культуры». По нему сейчас осуществляется преподавание в светских школах 19 регионов России в рамках данного эксперимента, для 4-5 классов.

Что же касается православных дошкольных образовательных учреждений, средних школ, гимназий и лицеев, то православный образовательно-воспитательный компонент, складывающийся из ряда предметов религиозной направленности, успешно преподается с использованием ряда методических наработок. Существуют учебники и специальные программы. Для ознакомления с ними можно обратиться в православное образовательное учреждение, также они доступны в православных книжных магазинах и церковных лавках.

К сожалению, в отличие от общеобразовательных учреждений, программы воскресных школ, в большинстве регионов, не стандартизированы и не унифицированы. Поэтому они используют различные пособия, но в этом отсутствует системность. В этом направлении Сектором катехизации и воскресных школ нашего Синодального Отдела ведется активная работа и, думаю, что в 2011 г. будут утвержден Стандарт православного образования в воскресных школах.

Отец Лаврентий!

Я православная мама 5-летнего сына. Я слышала о “классах домашнего воспитания” в обычных школах. В этих классах преподают православные педагоги. Расскажите, пожалуйста, подробнее о таких классах.

С уважением,

Юлия

Уважаемая Юлия! Понятия «классы домашнего воспитания» не существует. В ряде общеобразовательных светских школ организовано надомное обучение (по медицинским показаниям), также существуют школы надомного обучения. В Православной образовательной среде таких форм обучения нет.

Добрый день, отец Лаврентий! Интересует вот какой вопрос! Насколько качественная материально-техническая база в православных школах? Не хуже ли она чем в обычных, светских, государственных школах? За какие средства она обеспечивается. Спаси Господи!Арина

Уважаемая Арина! В целом материально-техническая база православных школ соответствует государственным критериям, предусмотренным для ведения полноценной образовательной деятельности. Однако в ряде школ есть необходимость в увеличении площади помещений. В частности это те средние образовательные учреждения которые располагаются в здании бывших детских садов. Православная школа финансируется частично из муниципальных средств, которые оплачивают преподавание светского компонента в образовании, а остальные расходы, связанные с обеспечением православного образовательного компонента и дополнительного образования школа вынуждена привлекать средства родителей, и благотворителей.

Отец Лаврентий! Подскажите, собирается ли Патриархия увеличивать количество православных школ. Мои родственники собирались отдать учиться своего ребенка в такую школу, обращались в несколько, но везде еще в конце лета мест не было. Николай

Русская Православная Церковь заинтересована в увеличение количества православных образовательных учреждений. Однако, в связи наличием трудностей связанных с материально-технической базой, работа продвигается не так быстро, как хотелось бы. Но, конечно, для появления новых православных образовательных учреждений требуется не только административный ресурс, но и активная деятельность инициативных групп энтузиастов, при поддержке местного благочиния.

Уважаемый отец Лаврентий! Подскажите, обязан ли ребенок исповедоваться у духовника гимназии или может исповедоваться у священника в своем приходском храме. Спасибо. Елена

Уважаемая Елена! Ребенок, обучающийся в православной гимназии, может как у духовника данного образовательного учреждения, так и у любого другого батюшки, в любом храме. Главное, чтобы священник понимал ребенка и мог ему помочь.

Отец Лаврентий, скажите если я помогаю страждущим, могу ли где-то еще поучиться? Хочется ведь со знанием помогать. А я всего лишь педагог и юрист. Хочется приобрести больше знаний. Спасибо вам за ответ.

Ваш вопрос нуждается в уточнении некоторыми сведениями. Если Вас интересуют знания Православного богословия и основ аскетики, то Вам необходимо поступить в Православный ВУЗ или записаться на катехизаторские курсы. Обратите внимание и на самообразование по православному богословию. В интернете есть ряд образовательных порталов, где Вы можете найти интересующие Вас материалы, например predanie.ru .

Добрый день, отец Лаврентий! Я православная христианка, работаю в обычной средней школе – учителем математики. Наслышана о скором введении в школах (в качестве предмета учебной сетки и факультатива) основ православной культуры. Впрочем, такие предложения были и раньше, просто, сейчас, вероятно, есть поддержка высшего руководства страны. Когда в нашей школе в первый раз была поднята тема введения ОПК и приглашения на ставку педагога, директор сказала, что никакого нового педагога приглашать не будет, а распределит эту ставку между уже имеющимися учителями, в частности, между учителем географии и физики. Обе эти женщины к православию имеют, мягко говоря, далекое отношение, одна увлекается системой рейки и агни – йогой.

Однако, когда я их спросила – согласятся ли они преподавать незнакомый им предмет, обе ответили – а что там сложного, не все ли равно что преподавать, доплата к ставке 50%, почитаем вникнем и детям объясним, тем более, что предмет – новый. С моей точки зрения, преподавать подобный материал может только верующий, воцерковленный, православный человек, а указанные мной вещи могут не только послужить нравственному воспитанию детей, а наоборот – навредить. Боюсь, что подобная ситуация не только в нашей школе. Хотелось бы, о. Лаврентий, узнать Ваше мнение по данной проблеме. Спаси Господи! Елена

Уважаемая Елена! Мы разделяем Вашу озабоченность. Действительно для преподавания основ православной культуры необходимо владеть не просто базовыми знаниями о православии, но и понимать его духовные ценности, нести . Согласитесь, что даже такой предмет как ИЗО может стать каторгой для детей если его ведет педагог для которого эта дисциплина далека от его внутренних приоритетов. Нечто подобное может произойти и с преподаванием ОПК. Мы по возможности принимаем участие в процессе подготовки педагогов по данным дисциплинам. В 2012 году планируется введение этого курса во всех школах России. Педагоги будут направляться на специальные семинары для приобретения навыков преподавания данного предмета. Надеюсь, в будущем ситуация с преподаванием ОПК улучшится. Рано или поздно ситуация с подготовкой преподавателей стабилизируется и войдет в конструктивное русло.

Добрый день! у меня к Вам, отец Лаврентий, вот какой вопрос. Я – мама, воспитывающая ребенка-инвалида (опорно-двигательный аппарат). Есть ли возможность ему обучаться в православной школе, потому что мне хотелось бы чтобы мой ребенок обучался в православной среде, где к нему было бы меньше негатива, где дети и учителя терпимее, в силу своего вероисповедования. Да и вообще, готовы ли православные школы принимать на обучение детей-инвалидов, в том числе и инвалидов по зрению, детей с умственной отсталостью. Заранее спасибо, отец Лаврентий, за ответ. Я думаю, что это интересует многих православных людей, воспитывающих детей – инвалидов.

Практически во всех православных школах повышенная образовательная нагрузка, в связи с интеграцией православного и общего образовательных компонентов, но в настоящее время эти школы не имеют коррекционных классов, специалистов – дефектологов. Православные школы принимают на обучение но с сохранным интеллектом и не имеющих глубокой патологии.

Здравствуйте, Батюшка!

На данный момент в России одним из острых социальных вопросов является отсутствие детских садов. До этого года. на сколько я знаю, организовать детский сад было большой проблемой.

Почему бы нашей, родной Русской Православной Церкви не взять инициативу на себя? Давайте вместе создавать детские сады! Мы прихожане и деньгами помогать будем, и строить, по силам, сможем. А работать там смогут прихожане, благо среди них много действительно добрых пожилых и не очень, женщин. Да и детишкам бы какая польза, с ранних лет им бы рассказывали о Христе.

Что Вы думаете по этому поводу? Спасибо!

Уважаемый Александр! Действительно одна из острых социальных проблем – недостаточное количество детских садов, в том числе и православных. Слава Богу, наметилась положительная тенденция – увеличение подобных учреждений в регионах. Открытие православных детских садов в епархиях находится в ведении Правящего Архиерея, с которым необходимо согласовать не только вопросы по обеспечению материально-технической и методической базы, но и вопросы духовного окормления со стороны православного духовенства. Мы располагаем замечательным опытом создания и функционирования данных учреждений в Смоленской, Белгородской, Московской и иных епархиях. Опытом этих регионов Вам необходимо воспользоваться при создании православного детского сада.

Добрый вечер, Батюшка! Хотел у Вас попросить побольше рассказать о дошкольном образовании. Есть ли у Вас знакомые, которые занимаются с детишками в детских садах? В какой форме можно рассказывать детям от 3 до 6 лет о Боге? Есть ли у нас в Церкви люди,имеющие надлежащий опыт, которые могли бы проводить открытые уроки, делиться своим опытом?

Отец Лаврентий! В связи с конфессиональной аттестацией образовательных учреждений хотелось бы узнать:

1. Имеется ли Положение о проведении конфессиональной аттестации учреждений образования, где прописаны требования к школам?

2. Имеется ли типовой устав православного образовательного учреждения, утвержденный Священноначалием и согласованный с Министерством образования РФ?

Спасибо!

Положение о выдаче Конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего православного образования, было утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 29 ноября 2010 года.

В настоящее время окончательную стадию доработки проходят Стандарт по православному среднему образованию, который будет утвержден Священным Синодом в следующем году.

Единого типового Устава православного образовательного учреждения нет, так как Церковь не ограничивается пределами РФ и должна учитывать законодательство об образовании иных государств и мы имеем различные направления православного среднего образования. Однако исходя из опыта регионов мы можем констатировать, что существует несколько основных типов Уставов православных образовательных учреждений, утвержденных местными структурами управления образования, которые распространяются на тот или иной регион.

Искренне благодарю всех принявших участие в интервью!

Благодарю администрацию интернет-портала « » за предоставленную возможность интересного и содержательного общения на тему православного образования..

Надеюсь на успешное продолжение диалога с посетителями портала «Православие и мир», интересующимися вопросами Православного образования.

О домашнем образовании и обучении детей в семье, а не в школе сейчас много пишут и спорят. Мы решили поговорить не только о плюсах домашнего образования, но и о разных связанных с ним вопросах с представителем Всемирного конгресса семей в России, послом ВКС в ООН, директором международного отдела Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, руководителем программы поддержки семейного образования «Классические беседы» Алексеем Комовым, который давно занимается этой проблематикой.

«Православные родители, в отличие от школ, не учат детей дарвинизму»

Алексей Юрьевич, в чем, на ваш взгляд, преимущества домашнего образования, когда ребенок не ходит в обычную школу, а учится в семье?

Здесь сразу несколько факторов. Во-первых, если мы верим в Бога, хотим следовать тому, что заповедано Священным Писанием и Священным Преданием, то нам следует усвоить, что дети даются человеку Богом. Дает детей не государство и не соцработники, а Бог! И в Библии очень четко говорится, что человек отвечает за то, как он воспитывает своих детей. Поэтому наша христианская совесть будет более спокойна, если мы серьезно подойдем к этому вопросу, а не просто передадим воспитание своих детей каким-то другим людям. А в сегодняшней школе учителя - это в подавляющем большинстве женщины, причем часто с не сложившейся личной жизнью; мужчин-учителей в школах традиционно очень мало. Работа в школах сегодня, будем говорить честно, нервная и дерганая.

- За последнее время мужчин в школах стало все-таки побольше…

Дай Бог, чтобы это было так. Мы всецело ратуем за то, чтобы образование было хорошим, в том числе школьное, - это благо для всех в обществе. И мы понимаем, что семейное образование не для всех, но лишь для тех, кто готов на большой труд, чтобы вкладывать свои силы в воспитание и образование собственных детей.

Во-вторых, обучение в семье дает положительные результаты. Данные статистики совершенно четко говорят об этом. У нас в России пока такую статистику собрать очень сложно, но вот в Америке по тесту, аналогичному нашему ЕГЭ, дети в общеобразовательных школах набирают в среднем 50 баллов, а дети, которые были на семейном обучении, набирают около 86 баллов.

Между прочим, на этот показатель не оказывает большого влияния то, имеют ли высшее образование родители этих детей. И даже если оба родителя без высшего образования, то их дети, прошедшие домашнее обучение, все равно набирают, как правило, не менее 80 баллов.

Родитель выступает как модератор: он должен правильно построить процесс образования, создать ребенку условия для обучения

- Но как родители без высшего образования могут успешно учить своих детей?

Потому что здесь родитель выступает скорее как модератор. Он должен правильным образом построить процесс образования, выработать индивидуальный план и создать наиболее благоприятные условия для ребенка. Предоставить ему возможность читать нужные книги, смотреть видеоматериалы, посещать с экскурсиями музеи, пробуждать в нем независимое критическое мышление и т.д. Для приобретения же специфических знаний есть уйма специализированных материалов, поэтому родителю самому не нужно быть, например, химиком или физиком.

Но ведь у людей с высшим образованием, наверное, лучше развиты навыки усвоения и передачи информации, в том числе и модерирования процесса обучения.

Есть специальные программы для домашнего образования, где разработаны образовательные маршруты по разным предметам, которые эффективно работают при обучении в семье. В качестве примера могу привести наше руководство для начального семейного обучения «Основы» программы «Классические беседы» . Это очень простой и понятный для родителей инструмент, который содержит план на каждую неделю по разным предметам: истории, географии, математике и т.д. Так что вопрос с программой обучения не стоит, он уже решен. По нашему руководству на сегодняшний день учатся почти 400 детей в 27 городах: это Владивосток, Сибирь, Урал, Поволжье, Москва, Петербурге и даже на Украине в Киеве, где, как вы знаете, недавно фактически запретили даже школьное образование на русском языке. Также у нас есть дети и в Белоруссии. Всего получается три страны - Россия, Белоруссия, Украина, 27 городов, 400 детей от 4 до 12 лет.

- А дети постарше?

Мы сейчас разрабатываем программы обучения и для старших детей, планируем охватить 6 лет вплоть до окончания школы. То есть, я не побоюсь этого сказать, у нас будет первая системная альтернатива школьным курсам на русском языке, которая при этом не противоречит, в отличие от школьной программы, православному мировоззрению. «Классические беседы» - не катехизаторская, а академическая программа, но в наших материалах, например, нет постулата о том, что человек произошел от обезьяны и что это якобы доказано наукой. Это клише, которое носит псевдорелигиозный характер и на самом деле уже многократно опровергнуто наукой. Есть множество научных данных, которые противоречат этой теории. Также у нас хронология мировой истории начинается с Сотворения мира.

А обучающийся по вашей программе ученик сможет потом поступить, например, на биологический факультет университета?

Дети наших семей-участниц проходят ежегодную аттестацию по ФГОС при содействии Центра поддержки семейного образования . Вообще в России сегодня около 100 000 детей находится на домашнем обучении. 273-й федеральный закон разрешает выбирать семейную форму образования с правом прикрепления к школе, имеющей государственную аккредитацию, для прохождения аттестации. Там дети готовятся к сдаче ЕГЭ и сдают его. Увы, на экзаменах, правда, детям придется излагать точку зрения составителей учебников биологии, считающих, что человек произошел от обезьяны, ведь именно это сегодня требуется государственными образовательными стандартами.

Наши дети должны иметь возможность изучать школьные предметы не на принципах материализма и дарвинизма

На мой взгляд, это плохая ситуация, и недавно в Общественной палате, где я выступал, я предлагал Министерству образования и науки озаботиться тем, чтобы была возможность для верующих, которые не относят себя к материалистам и атеистам, изучать школьные предметы не на принципах материалистического дарвинизма. Но сегодня дарвинизм, к сожалению, навязывается безальтернативно. Однако, мне кажется, это вполне возможно изменить. Иначе получается некая «шизофрения»: даже в лучших частных православных гимназиях ребенка на уроках по естественным дисциплинам ведь учат по ФГОС-учебникам, где говорится, что Бога нет, все произошло само собой из Большого взрыва, а человек возник из обезьяны. А потом он приходит на уроки Закона Божиего, и ему говорится ровно обратное. При этом у нас по разным соцопросам около 80% населения России говорят, что верят в Бога, а 70% относят себя к православным.

Но являются ли они сознательными верующими, воцерковленными людьми? Ведь есть даже такое понятие - «православный атеист».

Ну да, наверное, большинство из них ходит в храм один раз в год - на Пасху. Но даже если иметь в виду 5-8% действительно воцерковленных людей, хотя бы для них должна быть альтернатива, выбор обучения в рамках такого мировоззрения, которое соответствует их взглядам.

- Вы в своей работе опираетесь на уже какие-то наработанные методики, на чей-то опыт?

Да, вместо того чтобы изобретать велосипед, мы изучили разные методы семейного образования, потратив на это много времени и сил. Я и моя жена Ирина Шамолина перечитали десятки книг, все значимое, что вообще написано на тему семейного образования. И мы выбрали программу поддержки родителей, решивших обучать своих детей самостоятельно. Это очень успешная программа - «Классические беседы». В этой международной программе обучаются сегодня около 115 000 детей. Ей уже 20 лет, она хорошо продумана и дает прекрасные гарантированные результаты. Нам особенно понравились «Классические беседы» тем, что главное в этой программе - не содержание, а инструменты учебы. То есть «Классические беседы» - это по сути технология, которую можно наполнить любым содержимым. Но при этом руководители программы не разрешают пользоваться их разработками тем, кто не относит себя к христианскому вероисповеданию, они не хотят, чтобы такой превосходный образовательный инструмент использовался за пределами христианской культуры.

Большинство семейных групп, пользующихся нашей программой, занимаются в зданиях воскресных школ. Эти группы начинают занятия с «Царю Небесный», на еженедельных занятиях поем гимн России, заканчиваем «Достойно есть».

- У вас платное или бесплатное обучение?

Оно платное, но очень доступное, стоит всего 20 000 рублей в год за 24 занятия (то есть менее чем 830 рублей за занятие) в регионах и 28 000 рублей в год в Москве и Петербурге. Это небольшая сумма, сопоставимая с теми же поборами в наших якобы бесплатных школах или с одним месяцем обучения в частной школе средней руки. Причем из этой суммы мы себе берем только 5000 рублей за первого и 3500 рублей за второго ученика в семье. Все остальные деньги остаются у местных родителей - инструкторов, обучающих детей в группах. Мы их специально учим модерировать занятия и вести их. Часть денег идет директору, который координирует работу местного сообщества. У нас децентрализованная структура, которая образована из сети директоров. Группы инициируют люди на местах и приходят к нам за лицензией на пользование нашей академической поддержкой. У нас есть директора в Москве, в Подмосковье (Мытищи, Балашиха, Красногорск), в других российских регионах и даже в других странах (помимо России, Украины и Белоруссии у нас также планируются группы в Испании и Молдавии).

Раз в неделю семьи встречаются в группах числом не более 8 человек (8 детей и 8 родителей, всегда присутствующих на занятиях). Как правило, место встреч выбирается недалеко от дома. Между детьми устанавливается дружба, хорошие отношения. Такие семейные группы становятся очень дружными, они регулярно ходят вместе на разные экскурсии, в музеи и т.д. Например, многие наши московские и подмосковные дети уже наизусть знают Пушкинский и Исторический музеи, Третьяковскую галерею и т.д. Также почти каждый месяц мы ходим в парк «Россия: моя история» - практически как уже к себе домой.

«При семейном обучении КПД гораздо выше»

Хотелось бы задать вам несколько проблемных вопросов. Я попробую озвучить некие сомнения по поводу домашнего образования, которые возникают у обычных людей.

Это, прежде всего, проблема родительского времени. Во-первых, скорее всего, минимум один из родителей должен быть неработающим, чтобы курировать домашнее образование своих детей и контролировать их.

Я вас понимаю, но должен сказать, что ритм жизни при семейном образовании на самом деле дает гораздо больше свободы. Дети ходят на наши встречи только раз в неделю, где они вместе осваивают новый материал и имеют возможность продемонстрировать свои знания. Еженедельные занятия для детей до 9 лет проходят с 9:30 до 12:00, то есть длятся всего 2,5 часа, а для детей с 9 до 11 лет - до 15:00.

- А сколько времени дети тратят на обучение дома, и кто у них проверяет уроки?

При домашнем обучении не получится схитрить, как в школе: незнание предмета сразу обнаружится

Наша программа - это не образовательная программа для детей, это программа поддержки родителей, выбравших учить своих детей самостоятельно. Родители для нас - главные учителя своих детей. На наших еженедельных встречах дети имеют возможность продемонстрировать выученный материал. Оценок никто не ставит - это прерогатива родителей, но сама обстановка в группе мотивирует ребенка учить хорошо, потому что иначе ему трудно принимать участие в интересных занятиях, направленных на повтор пройденного. Родители всегда присутствуют на этих занятиях, ведь раз в неделю - на это нужно не так много времени, и они видят сами, усвоили их дети задания или нет. Тут не получится обмануть или схитрить, как в школе; во время занятий в наших маленьких группах незнание становится очевидным. Кстати, очень часто родители, забравшие детей из школы, сильно удивляются тому, как мало их ребенок, оказывается, знает. У него вроде в школе были одни пятерки, а он почти ничего не знает ни по географии, ни по истории, ни по другим предметам - только какие-то обрывки информации. И когда родители приезжают вместе с ребенком на занятия, они видят его реакции, его взаимодействие со сверстниками и могут сразу корректировать его поведение и вообще лучше его чувствуют, чем когда отдают его в школу, а потом получают неожиданные «сюрпризы».

Как у вас в целом построен учебный процесс? Обязаны ли дети дома отсидеть нечто вроде уроков, пусть и самостоятельно?

Количество уроков дома определяют родители. У нас есть рекомендованная программа-минимум - то, что дети обязательно должны знать наизусть и помнить. Например, по истории они должны знать хронологию основных событий от Сотворения мира, через древность и средние века вплоть до современности. Мы для них отбираем и создаем «скелет», на который потом нанизываются более глубокие знания.

А занятия русским языком и математикой? Это же своего рода тренинг. Ребенка нужно регулярно тренировать, чтобы он мог правильно писать и считать.

Конечно, математикой и русским дети должны заниматься каждый день. Это контролируют родители. В этом деле очень помогают еженедельные встречи семей: родители делятся опытом друг с другом, получаются как бы мини-конференции. Хочу упомянуть, что для детей 9-11 лет у нас предусмотрена очень сильная программа «Ключи» по грамматике русского языка, а также аналитическому и художественному письму - дети еженедельно пишут сочинения, у них есть задания.

- Сколько в среднем времени каждый день занимает процесс обучения у ваших детей?

Это зависит от индивидуальных способностей и возраста. Для начальной школы, детей до 9 лет, - 2-3 часа в день более чем достаточно; для детей 9 лет и старше мы рекомендуем 4 часа занятий в день. Причем ребенок на домашнем обучении знает материал намного лучше, чем в школе, потому что у него выше КПД. В школе задача какая? С наименьшими потерями пройти материал, ответить, чтобы от тебя отстали, получить отметку и забыть. Задача не стоит выучить что-то по-настоящему или как-то углубиться в предмет. «Мы что, дураки, что ли? Ура, завтра не учимся!».

Здесь же ребенок учится во взаимодействии с родителем, он проходит путь познания вместе с тем, кого он очень любит и уважает; на него нет дурного влияния сверстников; родители создают развивающую среду, он обложен интересными книгами, которые дают ему родители, и т.д. Я это знаю по своим детям: у нас с женой дома учатся трое детей (4,5 года, 6,5 лет и 10,5 лет), и они обожают книги, потому что мы с Ириной очень любим читать и наш дом полон книг. Дети растут в этом и считают это нормальным. Старший сын «проглатывает» книги легко и без принуждения, видеоигр в его жизни нет вообще, телевизор тоже отсутствует.

«Секта - это то, что отделяет себя от мира»

Следующий вопрос я как раз хотел задать о социализации. Не буду от вас скрывать, да вы, наверное, и сами знаете, что многие родители не хотят переводить своих детей на семейное обучение, потому что боятся маленького круга общения. Считают, что это отдает неким сектантством и что у детей после семейного образования будут большие проблемы с социализацией. Да и зачем нужно забирать детей из наших школ? Ведь прессинга, как на Западе, с уроками «секспросвета» у нас пока еще, слава Богу, нет.

По всем параметрам социализация детей, находящихся на семейном обучении, на порядок лучше социализации детей в школе. Школьная социализация носит очень специфический однобокий характер: ребенок на 11 лет изолируется от реального общества и помещается в отдельно стоящее здание без права покидать территорию, где он отвечает по команде, встает и садится по звонку. При этом он все эти годы взаимодействует с ограниченным количеством одних и тех же детей одного с ним возраста, находясь в одной и той же социальной позиции по отношению к школьным работникам. Это что? Это нормальная социализация? Это реальная жизнь? Я уж не говорю про то, что в детских коллективах без активного участия взрослых (а это невозможно при 30 детях на одного взрослого), как правило, формируются отношения по принципу волчьей стаи: наглые забивают скромных, подлые берут верх над честными, да и матерщина сплошь и рядом, а то и непристойные видео в гаджетах. Но нормальная социализация - это когда человек, во-первых, общается в реальном обществе, а не в изолированной группе по возрастному признаку, а во-вторых, сам может определять свой круг общения. Ведь мы, взрослые, поступаем именно так.

Дети, обучающиеся в семье, постоянно общаются с людьми разного возраста, разного социального уровня, разных профессий - они видят социум во всем его многообразии. Как раз в ходе нашего семейного образования мы всей семьей, например, идем на какую-нибудь конференцию, где дети видят своих родителей в естественном жизненном деле. Мы встречаемся с интересными людьми, представителями разных профессий, ведем дискуссии, на которых присутствуют люди разных возрастов. И при такой позитивной социализации ребенок гораздо лучше приспособлен к жизни, чем школьный ребенок, который сидит в изоляции, реальную жизнь и работу ему показывают на картинках, учат молчать, пока не вызовет учитель, и вставать/садиться по команде.

Дети, прошедшие через семейное образование, более ответственные граждане, они чаще ходят на выборы, более довольны своей работой, независимы от социальных пособий, более склонны к критическому и творческому мышлению. В тех странах, где давно восстановлена традиция обучения в семье, данные свидетельствуют, что прошедшие через него дети достигают больших успехов во взрослой жизни. В системе школьного образования очень часто происходит деформация нормального развития ребенка в результате неестественной социальной и образовательной среды. Собственно само понятие «переходный возраст» возникло в результате внедрения всеобщего школьного образования, 150 лет назад дети взрослели гораздо раньше и никакой «ломки» у них не было. Современные дети на семейном обучении, как правило, тоже минуют «подростковый возраст».

За учебный день в школе ребенок получает порядка 8 минут (!) индивидуального внимания учителя

И все же каких трудозатрат требует от родителей семейное обучение? Например, наша семейная ситуация: я с утра до позднего вечера на работе, а на жене - домашнее хозяйство и дети, их обычная школа, школа музыкальная, разные кружки…

Как правило, школьные родители тратят силы и время на домашние задания детей, а также время на дорогу в школу и обратно. По факту на домашнее обучение временных затрат уходит ненамного больше, если родители пользуются программами для семейного образования. Не говоря уже о том, сколько сохраняется родительских нервов! А сколько в школе времени тратится ребенком напрасно?! Это же просто расточительство какое-то. Согласно исследованиям, за учебный день в школе ребенок получает порядка 8 минут (!) индивидуального внимания учителя. Любой родитель подтвердит, что объем усвоенных знаний ну совсем не коррелирует с объемом времени, проведенным ребенком в школе.

Если ваша супруга не работает вне дома, а занимается домашним хозяйством и детьми, то она может успешно все это совмещать с обучением детей уже в семье. Более того, материнство раскроется для нее с совершенно новой стороны. Ведь отдавая детей в школу, мы во многом передаем их воспитание в чужие руки. Возвращая детей домой, мы снова становимся полноценными воспитателями для них, мы по-настоящему узнаем своих детей!

- Тем не менее в школе есть контроль за усвоением материала со стороны учителей.

Ну вы же знаете, как в школе легко имитировать усвоение материала. Дети осваивают это искусство в совершенстве и выходят из школы, путаясь в том, когда правил Ленин, а когда - Сталин, не могут двух слов сказать по-английски, хотя порой получают пятерки по всем предметам. По опросам общественного мнения, за последние несколько лет в два раза упал процент тех, кто удовлетворен школьным образованием. Дома родитель видит свое дитя «как облупленного», и смухлевать перед родителем никак не выйдет. Поэтому с контролем тут все гораздо лучше: родитель точно знает, что ребенок выучил, а что - нет.

Тут есть некая тонкость, как мне кажется. Дети на домашнем обучении в принципе более мотивированы, и их родители тоже в среднем более ответственно относятся к обучению своих детей. Эти ребята поэтому и в обычной школе скорее всего делали бы неплохие успехи.

Разумеется. И у нас есть этому примеры: дети из хороших семей, которые опробовали несколько школ, включая лучшие православные гимназии; но родители забрали оттуда детей и теперь пользуются нашими разработками для семейного обучения, чему в итоге очень рады.

Поясните, пожалуйста, как именно у вас организован процесс контроля. Разве можно проверить за два часа то, что ребенок усвоил за неделю?

Контролем занимаются в первую очередь, конечно, родители. Философия семейного образования в том и заключается, что именно родитель - во главе образовательного процесса. Наши занятия направлены в первую очередь на помощь родителям, они помогают родителям увидеть своего ребенка «со стороны» и более объективно оценить его успехи. Наше руководство для начального домашнего обучения «Основы» дает возможность легко проверить успеваемость.

- По нескольким предметам?

По всем предметам. У нас есть план, его можно проверить. Это тот минимум, который надо знать. Ты либо знаешь, либо нет. При этом программа имеет цикличность: многие вещи проходятся каждый год, но на более глубокой основе, поэтому в итоге дети получают целостную картину по каждому предмету, а не обрывки сведений, как это часто бывает после современной школы.

Наша программа основана на классическом подходе: акцент в ней сделан на инструментах учебы - это технологии, которые позволяют учиться эффективно, обучать дома одновременно несколько детей разного возраста.

В основе этого образовательного подхода - система «семи свободных искусств», по которой учились в античности, в Византии и Древней Руси при Ярославе Мудром, в дореволюционной России. Этот подход основан на том, что вначале мы, перед тем как изучать конкретный предмет, учим детей инструментам познания. Эти инструменты - грамматика всех предметов, диалектика и риторика. Мы учимся запоминать информацию (грамматика), логически анализировать ее (диалектика) и воспроизводить ее устно и письменно (риторика).

Семьи, пользующиеся нашей программой, объединены любовью к знаниям и хотят, чтобы их дети росли среди единомышленников. Почти все участники программы - православные воцерковленные семьи, которые серьезно относятся к своим детям и их образованию, готовы вкладывать в это свои силы. Складывается очень приятный и безопасный круг общения. Есть семьи священнослужителей Русской Православной Церкви. Я сам изучал богословие 3,5 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, работал в отделе внешних церковных связей нашей Патриархии. Также уже много лет подвизаюсь у отца Димитрия Смирнова в Патриаршей комиссии по семье.

При этом у наших семей нет задачи самоизолироваться от мира по типу секты, просто православным известно, что для нас сказано: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15: 33). Вот наши семьи-участники и хотят, чтобы нравы их детей были в безопасности.

Говоря о сектантстве, имеют в виду широкий смысл: некий маленький кружок общения единомышленников, в котором человек варится и больше ни с кем не общается.

Наши семьи не замкнуты на программу, ведь мы встречаемся всего раз в неделю. Но и в рамках наших групп круг общения семей довольно широкий. Например, в подмосковных Мытищах в нашей программе участвуют порядка 25 семей, это 45 детей; в Новокосино примерно столько же. Наши группы почти заполнены, у нас мало свободных мест. В некоторые группы уже очередь, потому что наша программа помогает родителям обеспечить другое качество учебы.

Мы даем семьям инструменты учебы и создаем позитивную социальную среду, которая вдохновляет родителей и детей. Семьи часто работают с первоисточниками, исходя из живого интереса, глубоко проникают в какие-то совершенно новые сферы вне традиционной школьной программы. Пробудить этот интерес, как-то его стимулировать - вот наша задача. На начальном уровне программы даем некий скелет знаний, а на более старших уровнях учим семьи углублять знания, анализировать и пользоваться ими.

Родитель учится вместе с ребенком

Я могу понять, как дома учиться географии или истории. Но вот математика… В старших классах будут сложные вещи, которые родители, как правило, не знают. Например, дифференциальное исчисление.

У нас есть прекрасные советские учебники по математике, к ним уже выпущены все «решебники». Родитель может легко проконтролировать успехи и понимание темы.

- Но родителю все равно надо учиться вместе с ребенком?

Родитель тоже растет вместе с ребенком и узнаёт много нового. Родители участвуют в процессе обучения, но с детьми старше 12 лет им на еженедельные встречи ходить уже необязательно. Они уже в значительной степени научили ребенка самому овладевать знаниями. И он сам умеет работать с материалами и информацией. На уровне старшей школы родитель занимается скорее общим руководством. Дети, пришедшие в старшие классы путем семейного образования, учатся уже сами, они умеют это делать. Да и вспомните себя в школе: разве в старших классах вы сами не могли разобрать тему по учебнику? Сколько было тупиковых ситуаций, где без обращения к учителю вы не могли понять тему? Наверняка, очень мало. Когда такая ситуация возникает дома, то родитель может за пять минут найти онлайн-преподавателя, который всё разъяснит в случае, если даже бесплатные онлайн-видеоуроки оказались бесполезны.

Наша программа для России совершенно уникальна. Мы используем лучшие мировые наработки, при этом наша академическая программа подходит православным. В мире по статистике всего 3 млн. детей находятся на семейном образовании. Однако, кстати, в нашей стране из 100 тысяч российских детей, находящихся на домашнем обучении, около 70 тысяч - это дети-инвалиды, которые просто не могут ходить в школу. Еще большое число спортсменов и музыкантов, то есть детей, которые почти все время должны посвящать развитию своего таланта. «Чистых семейников» не так много. Мы, пожалуй, первые, кто запустил в России цельную программу, разработанную специально для семейного обучения. Пока у нас почти нет детей старше 12 лет, но мы обязательно доведем ее до последнего - 11-го - класса. Мы также не исключаем возможности в будущем создать специальный вуз для детей, которые прошли семейное обучение. Там не будут безальтернативно учить материализму и атеизму, и обучение в нем будет построено по классической модели, опробованной тысячелетиями, по которой выучились тысячи умнейших людей в истории человечества.

22 января в рамках Рождественских чтений будет работать секция «Православное семейное образование»

- Как можно записаться к вам на собеседование, чтобы уже на месте выяснить информацию?

Есть сайт «Классические беседы» . Заходите в раздел «Начать обучение», там будут контакты наших директоров из разных регионов с фотографиями и адресом электронной почты. Связываетесь с директором подходящего вам региона, и он пригласит вас на информационную встречу, где расскажет о программе подробно. Можно также прийти на занятия и все посмотреть воочию.

22 января в храме Христа Спасителя в рамках Рождественских чтений мы будем вести отдельную секцию: «Православное семейное образование: преимущества и перспективы» - приглашаем всех желающих.

- В какие вузы смогут поступать ваши выпускники, как вы думаете?

Я думаю, что во все вузы, в том числе ведущие. Мы для наших детей будем организовывать личные встречи с ведущими профессорами. Я лично хорошо знаком с профессором МГИМО Валентином Юрьевичем Катасоновым и другими людьми, которые добились больших успехов в своей деятельности.

Также я являюсь помощником депутата Государственной Думы РФ, мы обязательно будем приводить наших детей в Госдуму, где их будут учить дебатам, тому, как их правильно вести. Депутаты, которых мы хорошо знаем как православных и патриотично настроенных людей, будут им рассказывать, как устроен политический процесс, может быть, возьмут их на практику в Госдуму, в МГУ, в другие какие-то вузы.

- В заключение расскажите, пожалуйста, и о себе. Сколько у вас детей, и где они учатся - дома или в школе?

У меня пятеро детей, двое старших уже закончили школу, а трое младших - школьного возраста. Двое старших детей ходили в детский сад и учились в школе, а трое малышей с рождения - на семейном обучении. Мне есть что сравнивать, и разница для меня очевидна. Трое маленьких детей учатся дома по программе «Классически беседы»: Максиму 4,5 года, Диме 6,5 лет и Мише 10,5; старший из них, Миша, никогда не ходил в школу. А наш 4-летний Максим уже знает о 52 правителях России от Рюрика до В.В. Путина и рвется на занятия, потому что мы учим семьи интересно и живо, для детей такая учеба - в радость. Приходите и посмотрите сами!

В православных школах Москвы высокое качество образования сочетается с духовно-нравственными ценностями. Это отражается не только в обязательных ритуалах: утренняя молитва, посещение Храмов, участие в Литургии, соблюдение постов, паломнические поездки и т. д., но и в способах преподавания некоторых общеобразовательных предметов (истории, биологии и литературы). Так, теория Дарвина преподается именно как теория. Помимо общеобразовательных дисциплин, воспитанники церковных школ изучают православную культуру и церковнославянский язык, Закон Божий. Как и во всех частных школах, в рассматриваемых учреждениях созданы все условия для комфортного обучения и отдыха: небольшие классы, численностью до 15 человек, эргономичная мебель, современное материально-техническое оснащение, опытные и талантливые педагоги.

Достоинства обучения в церковных школах

  • Правильное воспитание . В церковных школах дети стремятся учиться. Этому способствует особая атмосфера, настрой педагогов, индивидуальный подход. В обычных школах у детей формируются другие приоритеты: дорогая электроника, модная одежда, развлечения.
  • Ребята избавлены от негативного влияния извне . Детям свойственно копировать поведение взрослых. С учетом размытых границ морально-этических принципов в современном обществе, отсутствия правильного воспитания в обычных школах, такая тенденция приводит к большим проблемам: подростки начинают делать то, что для православного человека считается грехом.
  • Детям верующих родителей намного комфортнее находиться в окружении единомышленников .

В настоящее время существует два основных вида церковных школ: приходские и миссионерские. Первые открываются приходами РПЦ. Поступить в такие учебные заведения могут далеко не все желающие: семья, где воспитывается ребенок, должнарегулярно посещать приход, при котором действует школа, или хотя бы быть воцерковленной. В последнем случае потребуется благословение духовника семьи будущего воспитанника. В миссионерские школы могут принять детей не из воцерковленных семей – если родители и сам ребенок хочет учиться в церковной школе, его принимают.

На сегодняшний день в Москве открыто около 30 православных школ. Рассмотрим самые популярные из них.

Православная школа «Ретро»

Православная школа «Ретро» расположена в ВАО Москвы по адресу ул. 4-я Гражданская, д.43, к.8. «Ретро» – одна из первых частных школ России. В 2016 году она отметила 25-летний Юбилей. В концепции воспитательного процесса школы лежат дворянские традиции XIX века и религиозная культура.

Дворянское воспитание – это особый образ жизни и стиль поведения. Учащиеся, придерживающиеся дворянской этики, вырастают честными, порядочными и искренними людьми. Учителя уважительно и внимательно относятся к каждому ребенку и требуют того же взамен.

Обучение тесно перекликается с православными традициями. Воспитанникам ненавязчиво, но настойчиво во время встреч с представителями Церкви, на уроках и в быту прививают религиозные принципы.Вместе с педагогами они регулярно посещают церковь, получают аттестат в храме Христа Спасителя.

Школа «Ретро» открыта для детей любой национальности, но обязательно православной веры. Руководство данного образовательного учреждения не стесняет детей в обычной повседневной одежде: воспитанники могут носить то, что хотят. Главное, чтобы наряд был чистым, соответствовал погоде и обстоятельствам. Однако каждая девочка должна иметь в своем гардеробе красивое бальное платье, а мальчик – смокинг или фрак на торжественные случаи: школьные балы, праздники и прочие мероприятия.

Особенности

  • «Ретро» – церковная школа полного дня, работающая с 9.00 до 18.30. Дети учатся, отдыхают, делают уроки под присмотром воспитателей, гуляют на свежем воздухе, посещают спортивные секции и творческие мастерские.
  • Доставка от места проживания до образовательного учреждения на микроавтобусе.
  • Четырехразовое питание.
  • Есть охрана, видеонаблюдение.
  • Во время школьных каникул руководство школы организовывает поездки за рубеж, экскурсии по городам РФ, туристические походы.

Образовательные приоритеты

«Ретро» обладает лицензией на образовательную деятельность и имеет государственную аккредитацию. Образовательная программа включает:

  • Углубленное изучение английского, немецкого и французского языков, русского языка и литературы, а также биологии, истории, экономики и математики.
  • Изучение светского и православного этикета, Истории мировых религиозных культур, Закона Божьего, культуры речи, психологии общения, музыки и хореографии.
  • Бесплатную подготовку к ЕГЭ и ГИА, есть экстернат и подготовка к школе, индивидуальная подготовка к поступлению в ВУЗы.
  • Воспитанники «Ретро» регулярно участвуют и занимают призовые места в конкурсах и на олимпиадах.

В школе регулярно проводятся тематические дни и вечера, балы и концерты, уделяется огромное внимание творческому воспитанию. Так, во второй половине дня дети занимаются музыкой (обучение игре на фортепиано и гитаре, вокалу), живописью, танцами, рукоделием, обучаются риторике и ораторскому искусству. Также в «Ретро» есть несколько спортивных секций и театральный кружок.

Церковная школа «Знак»

Частная школа «Знак», расположенная в СВАО Москвы по адресу: ул. ул. Абрамцевская, д.6А., выстраивает образовательный процесс на принципах христианской антропологии. В воспитательную программу школы включены молитвы, паломнические поездки, социальные мероприятия. Раз в месяц дети ходят в храм.

В этой школе православие не навязывается насильно, дети могут носить любую одежду. Сюда берут всех, кто хочет учиться, даже с другим вероисповеданием. Здесь нет строгости, военной дисциплины. Спокойствие и порядок – это хорошо, но этого невозможно достичь искусственным путем.

Особенности

«Знак» – школа полного дня с трехразовым питанием, подвижными играми, прогулками на свежем воздухе. На территории учреждения расположен собственный спортивный комплекс с бассейном, есть хорошая охрана.

Руководство школы уделяет огромное внимание не только духовному, но и физическому воспитанию, здоровью. Режим дня построен с учетом психофизического состояния и природных ритмов учеников.Классы оборудованы эргономичной мебелью, учитывающей анатомические особенности ребят, в частности, конторками Базарнова. Огромное внимание здесь уделяется подбору игровых форм обучения, способствующих эмоциональной вовлеченности ребенка в урок. Это могут быть тренинги, психологические игры и театральные постановки, проведению которых руководство школы уделяет особое внимание. Во второй половине дня дети занимаются в разных, интересных конкретному ребенку, студиях и кружках.

Образовательные приоритеты

В школе «Знак» работают квалифицированные педагоги с правительственными наградами, учеными степенями и почетными званиями.

Образовательная программа включает себя, помимо обязательных предметов из перечня ФГОС, основы православия и славянский язык, углубленное изучение английского языка. Кроме того, в качестве дополнительных услуг «Знак»:

  • Экстернат, подготовка к школе, ГИА и ЕГЭ, помощь психолога и логопеда;
  • Индивидуальное сопровождение детей с социальными затруднениями;
  • Индивидуальная работа с одаренными детьми;
  • Организация экскурсий, летние лагеря, конкурсы и олимпиады;
  • Огромный выбор спортивных секций, кружков, которые дети могут посещать во второй половине дня.

Елизаветинская гимназия

Елизаветинская гимназия занимает почетное место среди православных школ Москвы . Расположенная в историческом месте, Марфо-Мариинской обители, она впитала в себя утонченную культуру и благородство, заповеди о нравственном просвещении и духовном укреплении преподобной мученицы Елизаветы.

Обучающий процесс здесь организован в духе христианского миросозерцания. Кроме общих дисциплин, дети изучают церковнославянский язык, общаются с местным священником, Артемием Владимировым. Гимназия тесно взаимодействует с Марфо-Мариинской обителью: каждую среду воспитанники гимназии участвуют в Божественной обедне. Расписание занятий и режим дня составляются с учетом постов и православных праздников. Все ученики носят школьную форму. Чтобы поступить в Елизаветинскую гимназию детям необходимо получить благословение своего священника.

Особенности

  • Елизаветинская гимназия работает в режиме пансиона.Дети могут находиться под присмотром всю неделю.
  • Во время школьных каникул работает лагерь.
  • Есть группа дошкольной подготовки, рассчитанная на 1 год. Если ребенок успешно усвоил материал, он автоматически становится воспитанником гимназии и зачисляется в первый класс.
  • Количество мест в рассматриваемой церковной школе ограничено. Если ребенок не посещал подготовительные курсы, в начале зимы предшествующего обучению года необходимо записаться в лист ожидания.

Образовательные приоритеты

В Елизаветинской гимназии преподают общеобразовательные предметы, утвержденные ФГОС, с углубленным изучением математики, истории и литературы, английского языка. В средней школе дети изучают второй европейский язык, а также латинский и церковнославянский.

Занимаясь нравственным воспитанием учеников, педагоги гимназии, вместе с духовником Артемием Владимировым, прививают любовь к творчеству. Большое внимание здесь уделяется искусству: живописи, поэзии, музыке, театру. В гимназии открыто несколько спортивных секций: танцы, художественная гимнастика, восточные единоборства и шахматы.

Церковная гимназия «Радонеж»

Православная гимназия «Радонеж», расположенная в ЮЗАО Москвы, ориентирована на детей, чьи родители хотят, чтобы ребенок получал христианское воспитание и качественное образование. Гимназисты соблюдают пост, участвуют в православных обрядах, молятся. У гимназии есть духовный попечитель – архимандрит МелхиседекАртюхин.

На территории учреждения расположен Храм Иоанна Богослова. В нем регулярно проводятся богослужения. Каждая неделя в школе начинается с молебна. Дети участвуют в воскресных и праздничных обеднях, помогают петь. Совсем недавно в гимназии появился новый обычай – каждый первый понедельник месяца в Храме совершается Литургия с участием МелхиседекаАртюхина.

Особенности

  • Календарный план школы составляется с учетом годового круга богослужений РПЦ;
  • Гимназия «Радонеж» получила многочисленные награды от Правительства Москвы;
  • Многие преподаватели гимназии имеют ордены и награды РПЦ;
  • Во время каникул руководство гимназии организовывает паломнические поездки в монастыри РФ и зарубежья.

Образовательные приоритеты

Воспитанники гимназии изучают обязательные предметы, включенные в ФГОС. Русский язык и литература, история, философия, риторика, закон Божий, русская словесность, церковнославянский язык изучаются углубленно. Также дети учаттри иностранных языка (немецкий, латынь и английский).

На территории гимназии расположено несколько спортивных секций, есть хор, студия дизайна, несколько художественных студий, компьютерный клуб.

Церковная школа «Живоносный Источник»


Православная школа «Живоносный Источник» расположена в ЮАО Москвы возле ст. м. Царицыно. Учрежденная в 1998 году, она дает возможность детям глубже исповедать христианскую веру и получить хорошее образование. Воспитанники школы во время больших православных праздников принимают участие в Литургии.

Двери школы «Живоносный источник» открыты не только для детей прихожан, но и для всех тех, кто желает учиться и освоить истины Евангелия.

Особенности

  • Индивидуальный подход в обучении для каждого воспитанника. Работа преподавателей строится так, чтобы каждый из учеников вышел на предельный для его возможностей уровень.
  • Небольшие классы, численностью до 12 человек.
  • Психолого-логопедическое сопровождение.
  • Есть группа продленного дня, где дети выполняют домашние задания под присмотром воспитателей.
  • Индивидуальные занятия и консультации по предметам.
  • В школе регулярно проводятся экскурсии с посещением театров, выставок, музеев.

Образовательные приоритеты

Помимо общеобразовательных дисциплин, здесь преподают церковнославянский язык, православную культуру, церковное пение. Хор в «Живоносном источнике» существует более 15 лет. За это время ученики школы принимали участие во многих известных конкурсах и фестивалях. В частности, 10 лет назад школьный хор стал лауреатом конкурса «Таланты Московии».

В школе регулярно проводятся предметные недели, конкурсы, спектакли, отмечаются концертами и постановками церковные праздники.

В настоящее время в России появляется все больше православных гимназий, где ученики получают духовное развитие, учатся церковным предметам и свободному общению с преподавателями. Между воскресными и светскими школами существуют большие различия, заключающиеся в подаче материала, составленных программах и отношении между учениками и преподавателями.

Стоит ли отдавать ребенка в православную школу

Православная школа для детей появляется сегодня практически при каждом храме, потому что христианская традиция возвращается в нашу страну.

В воскресных школах также находятся страсти, грехи и проблемы, но замечательно то, что здесь присутствуют монахи, толкующие Священные Писания и читающие молитвы. В сердцах юных учеников врастает семя добродетельной жизненной позиции, которую они распространят за пределами этого учебного заведения.

Православная гимназия в с. Заплавное Волгоградской области

Обычно православная классическая гимназия начинает обучение с первых дней сентября. Если родители приняли решение отдать ребенка в такую школу, необходимы подготовительные мероприятия: поступающий должен быть крещенным и ознакомленным с традиционными правилами посещения храмов, а также с церковными праздниками.

О православном воспитании детей:

Важно! Для того чтобы религиозное обучение приносило существенные плоды, необходима правильная позиция родителей, так как ученики не могут осознать всю пользу в малом возрасте. Мать и отец должны жить нелицемерно, по Писанию, потому что священники говорят о том же на своих уроках.

Ребенок должен видеть соответствие сказанного в школе и своей семье. Если родители ведут себя развязно и богохульствуют, православная школа способна нести вред. Для семей верующих людей религиозные школы есть настоящая необходимость.

Отличие православной гимназии от обычной школы

На уроках дети знакомятся с основами христианства, историей и культурой религии. Педагоги, в качестве которых выступают иеромонахи, святые отцы и их жены, отмечают положительное влияние православных школ на учеников. Такие религиозные заведения предлагают увлекательное и понятное преподавание, которое не вызывает скуки. Программа создана с учетом возрастной категории и разрабатывает разнообразные нюансы педагогической работы.


Основные тенденции гимназий

Главная цель религиозных образовательных учреждений состоит в том, чтобы духовно просвещать молодое поколение. Современный век предлагает ребенку колоссальные просторы, которые чаще оказываются негативными и ведут на греховный путь. Православная классическая гимназия сортирует этот огромный поток информации, отбрасывает дурное, оставляет необходимое, которое преподается детям в доступной форме.

Класс Православной школы

Уроки строятся по интересному для всех принципу диалога. Каждый ребенок имеет право высказать своё мнение, которое внимательно выслушивается церковным педагогом. В этих приятных беседах дети получают ответы на задаваемые вопросы, обретают благоприятный опыт общения с уравновешенными людьми, а также учатся находить лучшие решения. В диалогах ученик повышает качество своей речи и воспитывается внимательно слушать говорящего.

Религиозный материал излагается простым и понятным языком, дети имеют право делать самостоятельные выводы. Часто иеромонахи и священники используют аудио и видеоматериалы, облегчающие восприятие. В православных гимназиях проводят интеллектуальные турниры, где дети укрепляют собственные знания религиозного предмета.

На заметку! Воскресные школы появились в стремлении отвоевать образовательное пространство у светских учреждений. Когда в 90-х годах распространялся греховный разврат, верующие организовывали специфические «острова спасения».

За два десятилетия религиозные гимназии накопили опыт и проделали колоссальный путь. Управляющие обнаружили ошибки и своевременно исправили их.

Православие и дети:

Плюсы и минусы заведения

В православные учреждения не приходят дети из светских семей, потому что может возникнуть непонимание между мировоззрениями преподавателей и родителей. Часто религиозные классы оказываются мало укомплектованы, что дает больший простор для индивидуальных занятий.

  • Дети, учащиеся здесь, занимаются в разнообразных секциях, но для них нет возможности здесь жить. Ученики ясно осознают, что поддержание дисциплины и своевременное посещение дает им самим ощущение благоприятной обстановки. Когда нарушения происходят, детям спокойно внушают мысль о неправильном поведении. Часто младшие слышат наставления от старших, что производит большой психологический эффект, потому что первые не желают пасть в глазах вторых.
  • Качество обучения в воскресных школах стоит на высоких позициях, что подтверждается успехами здешних гимназистов, участвующих в образовательных олимпиадах. Оценки ставятся честно, по настоящему уровню знаний.
  • Выпускные классы показывают высокий бал при сдаче ЕГЭ. Однако тесты не ставятся во главу угла, в православных гимназиях стремятся дать необходимые знания. Большой процент выпускников поступает в мирские вузы.
  • В подобных школах существует лимит наполняемости классов, поэтому попасть сюда достаточно сложно. Места есть, но их очень мало, к тому же предъявляются повышенные требования к обучаемости.
На заметку! Распространение воскресных образовательных учреждений набирает ход. Сегодня они работают на территории Российской Федерации и в странах СНГ. Самые популярные православные гимназии находятся в Москве, Киеве, Минске и Санкт-Петербурге.

Узнать о графике работы и поступлении можно у местных священнослужителей или прихожан.

Православные школы для детей

Просмотров