Политическое участие: формы, мотивы, проблемы

Политическое участие - это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта - личность.

Политическое участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. Степень его организованности во многом зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом - свободное и сознательное.

Принимая во внимание текущую ситуацию, непредвиденные обстоятельства и сокращение бюджета в области здравоохранения, образования, жилья и других стратегий, участие становится проблемой для правительств. Советы и конференции, хотя и со многими проблемами, являются завоеванием и расширением нашей демократии. Сила участия заключается в способности организованного выражения секторов гражданского общества, которые организуют защиту прав. Можно сказать, что сегодня Бразилия переживает процесс старения населения, что отражает сокращение рождаемости и увеличение продолжительности жизни из-за прогресса в области здравоохранения.

Формы политического участия на Западе и в нашей стране разнообразны, например участие:

1) в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (примеры участия - деятельность представительных органов, депутатских комиссий, примеры противодействия - гражданское неповиновение, саботаж, вооруженное противодействие);

Женщины составляют большинство, а большинство пожилых людей проживают в крупных центрах. Это достигается благодаря улучшению медицинского обслуживания и улучшению условий жизни. Поэтому стране необходимо подготовиться к получению этого большого числа пожилых людей, с тем чтобы они могли жить достойно и гражданственно.

Значительная часть наших пожилых людей не уважает их права и живет далеко от минимальных условий гражданства. Уважение к пожилым людям является не только конституционным предписанием, но и этическим и моральным наложением. Признание и поощрение прав пожилых людей заключается в том, чтобы подтвердить, прежде всего, ценность жизни, опыта и мудрости. Он должен ценить память и историю нашей страны. Ни один человек не становится менее гражданином, чем другой, или менее важным для общества, потому что он стар.

2) в деятельности формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций и т.д.);

3) в деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов и т.д.);

4) в выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов;

5) в публичных манифестациях политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы, влияния на других людей с целью изменения их взглядов и действий и навязывания им своих. Манифестация взглядов может осуществляться на политических собраниях, митингах, демонстрациях, через печать, радио, телевидение, в политических беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам, политическим организациям, через наказы избирателей и т.п.

Пожилые люди и гражданство: долгий путь

По словам Рамоса, старые люди являются субъектами прав, что доказывает, что тот факт, что люди становятся старше, не умаляет их достоинства. Однако сохранение достоинства в старости требует больших сумм ресурсов, которые в настоящее время недостаточны в таких развивающихся странах, как Бразилия. Этот факт налагает на эти страны непосредственные и творческие действия, с тем чтобы они не представляли в их контексте заброшенную и исключенную старость, характеристики обществ, которые презирают права человека.

И, пожалуй, самой распространенной формой участия в политической жизни является чтение политической периодики и литературы, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач с последующим обсуждением. Такая форма участия является как бы переходной от "открытого" политического поведения к "закрытому"- политическому бездействию, или, как его еще называют в политической литературе, иммобильности.

Создание соответствующих политических, экономических, физических, социальных и культурных условий для пожилых людей имеет основополагающее значение для социального развития и осуществления прав, обязанностей и свободы в пожилом возрасте. Быть гражданином означает иметь права и обязанности, будучи субъектом и сувереном. Основная концепция гражданства состоит в том, что все мужчины равны перед законом, каждый, кто контролирует их органы и их жизнь, выражается в существовании гражданских, социальных и политических прав.

По словам Кутиньо. Гражданство - это способность отдельных лиц или всех людей к соответствию социально созданным товарам, для реализации всех возможностей человеческих достижений, открытых социальной жизнью в каждом исторически обусловленном контексте.

Политическое бездействие может проявляться в:

1) неучастии в политической деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития (такое можно наблюдать в заброшенных селениях, отдаленных от больших населенных пунктов);

2) политической включенности из-за заорганизованности политической системы, низкой эффективности политической деятельности, разочарования в ней;

Таким образом, автор также подчеркивает связь между гражданством и гарантией прав. Но гражданство - это не одна концепция. Это не грубая природа. Это процесс, который строится, и в этом смысле гражданство подчиняется определенному историческому пути, который находится в непрерывности. Гражданство - это фактически конфронтация и борьба. Это исторические поиски, которые меняются со временем. По словам Матоса, гражданство - это динамичная основа для построения социальной борьбы за права, где люди являются актерами и актрисами, которые действуют политически для выполнения своих требований в форме консолидации закона.

3) политической апатии как форме неприятия политической системы (после чужеземного завоевания, оккупации, победы контрреволюции, разгрома и подавления массовых социальных и политических движений);

4) политическом бойкоте как выражении враждебности к политической системе и ее институтам (Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. С. 217).

Существует также перспектива понимания гражданства как стратегии включения или исключения людей. В этой модели западное общество воспринимает тех, кто входит в качестве граждан, и тех, кто исключен в качестве суб-граждан или неграждан. Можно сказать, что пожилые люди постоянно рассматривались обществом как суб-граждане. Айер говорит, что пожилые люди никогда не гарантировали свое гражданство. Таким образом, существует потребность в обеспечении гражданства пожилых людей, поскольку пожилые люди никогда не считались гражданами, способными полностью реализовать свою автономию.

Мотивы политического участия бывают различными. Участие в деятельности формальных организаций (партий, профсоюзов и т.д.) для одних обусловливается стремлением улучшить свое материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой социальный статус, карьеристскими побуждениями. Политическая деятельность других мотивируется стремлением принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности, чувства неопределенности в сложных политических и социальных ситуациях, поиском социальной защиты у политической группы. Для третьих участие в политике - это удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими, воздействовать на их поведение.

За эти годы эта идея претерпела изменения, в результате чего Бразилия создала конкретные законы для защиты пожилых людей. С этим новым смыслом недостаточно иметь демократическую политическую систему, но демократическое общество и культуру. Демократическое общество, которое признает и считает законным появление новых социальных субъектов, в том числе пожилых людей.

Он избирал суверенитет, гражданство, достоинство человеческой личности, среди прочих, как ценности, которые определяли установление прав. Еще одна статья Хартии, которая также затрагивает проблему старости, - это статья 203, в которой говорится о социальной помощи: «Социальная помощь будет предоставляться всем, кто в ней нуждается, независимо от вклада в социальное обеспечение и направлена ​​на:: защита семьи, материнства, детства, юности и старости». И в его статье 230 говорится, что «семья, общество и государство обязаны поддерживать пожилых людей, обеспечивая их участие в жизни общества, защиту их достоинства и благополучия и гарантируя им право на жизнь».

Политическая активность населения во многом определяется уровнем демократизации общества, существующим в стране режимом власти. Диктатура ограничивает политическое участие, демократия, наоборот, создает условия для политического участия.

Политическое участие личности зависит также от партийной принадлежности, уровня образования, культуры, особенно политической, от воздействия на индивида окружающих его людей (руководителей, политических деятелей, друзей и врагов). Определенными ограничителями политической активности могут быть пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение.

Статут пожилых людей представляет собой значительный шаг вперед в бразильском законодательстве, инициированном с обнародованием разработанной Конституции с интенсивным участием организаций, которые защищают интересы пожилых людей, значительно расширил ответ государства и общества на их нужды. Он охватывает широкий круг аспектов, начиная от фундаментальных прав и заканчивая установлением наказаний за наиболее распространенные преступления, совершенные против пожилых людей.

Статут пожилых людей, несомненно, является самым высоким показателем в плане защитного законодательства для прав пожилых людей. Он имеет право на свободу, достоинство, добросовестность, образование, здоровье, качество окружающей среды, среди других основных прав, и государство, общество и семья обязаны защищать и гарантировать эти права.

В истории буржуазной демократии впервые право: участия граждан в политике и управлении было закреплено в конституциях Франции 194б г. и Италии 1947 г. Однако на практике в западных странах право участия в основном сводилось к возможности участия в голосовании за лидеров и дискуссиях. Такое ограничение участия в 60 - 70-е гг. обострило внимание к этой проблеме, выразившееся вначале через протест молодежи, студенчества; а затем и других слоев населения, выдвинувших в качестве одного из основных требований демократического движения подлинное участие всех и каждого в решении судеб общества и своей собственной судьбы. Термин "участие" приобрел чрезвычайную популярность в политическом языке и политической идеологии, а затем и политической науке Запада (Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. М., 1986. С.172). Обострившийся массовый интерес к проблеме участия и само управленческим началам в дальнейшей демократизации общественной, жизни был обусловлен, с одной стороны, неудовлетворенностью буржуазно-демократическим строем, его бюрократизацией, усиливающимся отчуждением буржуазных политических партий от рядовых членов и избирателей, растущей профессиональной специализацией и технократизацией управления. С другой - возрастанием количества свободного времени, повышением культурно-образовательного уровня населения, улучшением материального благосостояния. В этих условиях все более значимыми становятся чувства самоуважения, стремления к реализации эстетических и интеллектуальных потребностей, а также политических запросов, выражающихся в стремлении быть сопричастным к политической жизни страны, региона; города.

Устав предлагает защитить и гарантировать реализацию прав пожилых людей в их гражданских отношениях, в их отношениях с государством, а также с услугами и программами государственной администрации. При утверждении этого закона Бразилия пересмотрела место пожилых людей, призвав их участвовать в политической жизни, обществе и культуре.

По словам Висенте. Статут престарелых с его 118 статьями составляет основу ряда правовых норм, которые давно связаны с бразильцами старости. Они касаются права на жизнь и здоровье; жильем, продовольствием и семейным и общинным жильем; профессионализация и работа; образование, культура, спорт и отдых; на юридическую помощь; социального обеспечения и социальной помощи.

Осознав важность этих процессов, в решение проблемы участия включились не только социалистические, социал-демократические, но и частично либеральные и консервативные партии. И либералы, и консерваторы поняли, что стабильности капиталистической системы угрожают как излишняя вовлеченность в политику населения, так и длительное отчуждение от политики. Различия в их позициях в отношении данной проблемы в том, что консерваторы боятся угрозы "чрезмерного" участия, которое, по их мнению, может привести к нарушениям порядка в обществе, либералы же - последствий неучастия. Неучастие, доказывают либералы, препятствует восприятию ценностей демократии, усвоению правил дискуссий, переговоров и компромиссов. Это способствует развитию чувства бесполезности и неосведомленности, политического цинизма и отчужденности. В определенных условиях из среды пассивных выходят деятели экстремистских движений различного толка.

Статут освободил конституционные принципы, гарантирующие гражданам права, которые сохраняют достоинство, независимо от происхождения, расы, пола и возраста. Однако, когда мы смотрим на нынешние условия жизни миллионов пожилых бразильцев, мы видим, сколько еще предстоит сделать. Как и другие юридические предписания, трансформация Статута пожилых людей в реальность все еще находится в процессе осуществления.

Статут пожилых людей подтверждает эту концепцию, изложенную в Конституции. Старые граждане, организованные и мобилизованные в ассоциациях в защиту своих прав, должны участвовать в процессе создания документов, позволяющих соблюдать Статут пожилых людей.

И либералы, и консерваторы выступают против всех форм протеста, которые выходят за рамки установленных политических правил (бойкотов, захватов учреждений и пустующих квартир, отказов от военной регистрации и других требований государственных органов и частных предприятий). Основное внимание они концентрируют на участии в избирательных кампаниях, считая, что в демократических обществах именно избирательные кампании дают возможность народу участвовать в отборе политических лидеров и принятии тех или иных курсов государственной политики.

У всех нас есть права, и мы должны знать о них. Получение информации, которая облегчает и улучшает качество жизни, является одним из способов получения этих знаний. Создание советов по делам пожилых людей всегда было претензией на престарелые движения. Из-за его важности и быстрого и выразительного роста этого населения особое внимание должно уделяться созданию и укреплению советов как органов социального контроля во всех государствах и муниципалитетах Федерации.

Основными задачами Совета по делам пожилых людей в соответствии с Перейрой должны быть. Важность советов связана с их потенциалом для формирования рефлексии, инициирования новых форм участия и для того, чтобы пожилые люди могли выражать свои интересы, опыт, потребности, идеи и предложения. Советы пожилых людей представляют собой шаг вперед в процессе превращения пожилых людей в главного героя защиты своих собственных прав.

В Беларуси в годы, предшествовавшие событиям октября 1917 г., и в первые годы советской власти наблюдалось участие части населения в политической деятельности на плюралистической идеологической основе. Однако в процессе формирования командно-административной системы и тоталитарного режима, стремившихся превратить человека в "винтик" существующей политической системы, вместе с инакомыслием жестоко преследовалась и альтернативная политическая деятельность. Тем самым осуществлялось отчуждение от политики миллионов граждан страны.

Кроме того, диалог и обмен информацией и опытом между различными советами, посредством совещаний, совещаний, семинаров и т.д. являются эффективными инструментами для интеграции, защиты и поощрения прав пожилых людей. По словам Перейры, Сантос и Сильва, у советов есть большая ответственность в борьбе за защиту прав пожилых людей. Они могут продвигаться в формулировании новых прав и в их осуществлении, а также в содействии их исполнению. Они могут даже увеличить социальное включение пожилого населения, сделав его видимым в окружающей среде, тем самым стремясь уменьшить предрассудки, существующие против пожилого человека.

Основной задачей политической деятельности в эти годы было сохранение и закрепление господствующего режима. Вследствие этого политическое участие стало носить формальный, имитационный характер. При наличии огромной массы "общественников" они не оказали существенного влияния на принятие политических решений. Политическая деятельность в существовавших формах для большинства ее участников была условием занятия служебных должностей, ибо в характеристиках, необходимых при служебных назначениях, наряду с указанием политической благонадежности обязательно отмечалась общественно-политическая активность.

Распространение Статута и создание советов являются важными механизмами мониторинга и сбора соблюдения прав пожилых людей. Пространство для более широкого участия пожилых людей и, следовательно, более организованное действие в обществе, которое совпадает с децентрализацией власти, с ростом неолиберальной идеологии, где государство имеет менее регулирующую роль, благоприятствующую укреплению участия пожилых людей в участии граждан, их советы.

По словам Перейры, они должны «состоять из определенного числа директоров - заместителей и должностных лиц - поровну распределены между правительственным и неправительственным представительством». Директоров обычно назначают директора и председатели этих ассоциаций. На самом деле, пожилые люди не всегда знают своих представителей на советах. Это согласуется с тем, что сообщает Андраде, когда он говорит, что.

Политическое участие для многих являлось своеобразной страховкой от неприятностей или навязанной им обязанностью. Вместе с тем нельзя отрицать и тот факт, что значительная часть участников общественно-политической работы занималась ею, стремясь удовлетворить свои политические потребности, и верила в то, что этим самым она приносит пользу обществу, государству.

Вендхаузен, Барбоса и Борба подтверждают. Отсутствие важности, придаваемой выборному процессу для выбора представителей, также является негативным фактором, поскольку ясность относительно их репрезентативности и реальной легитимности участников в отношении группы, которую они представляют, представляют собой важные ресурсы для идеалы, которые сделали их консультантами.

Но это не меняет того факта, что связь с его сущностью и сегментом является основным элементом легитимности. Консультанты - это не просто институциональные представители, а тем более сторонники интересов учреждения, которое они представляют. И по словам Перейры.

Психология "винтика", "маленького человека", не осознавшего своей политической роли, сохранилась и до настоящего времени и обусловливает наличие большой массы политически пассивных людей. Политической апатии способствуют также утрата социального оптимизма и политических ориентиров, сомнения в успехе начатых реформ, неразвитость демократических традиций, коррумпированность государственных чиновников, их всевластие и произвол в отношении рядовых граждан, бессилие простых людей перед властью, невозможность защитить свои интересы.

Наряду с большим отрядом "пассивных" есть категория граждан, стремящихся вместе с удовлетворением политических интересов в лучшую сторону изменить существующие порядки. Надо полагать, что число их будет возрастать. Этому могут способствовать два диаметрально противоположных фактора: доведение социально-экономического положения трудящихся до крайне низкого уровня или улучшение их положения при одновременном становлении гражданского общества и повышении политической культуры населения.

Гипермаркет знаний >>Обществознание >>Обществознание 10 класс >> Участие гражданина в политической жизни

" МЫСЛИ МУДРЫХ

« Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне кoтopoгo всякое голосование становится своею собственною карикатурою».
И. А. Ильин (1882-1954). русский философ

24. " Участие гражданина в политическои жизни

Может ли рядовой гражданин повлиять на политический процесс? Почему нужна культура демократии? Каковы пути политического самосовершенствования личности?

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил. Взаимодействие субъектов политики по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.

Что же такое политический процесс?

СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В самом общем виде политический процесс - это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики. Например, на смену одним политическим лидерам и правительствам приходят другие. Обновляется coстав парламента, исчезают с политической сцены одни партии, появляются другие. Состояние стабильности cмeняется усилением напряженности в обществе, возникают новые ситуации, каждая из которых своеобразна и неповторима.

Наша жизнь как бы соткана из отдельных политических процессов: больших и малых, случайных и закономерных. Ученые-политологи классифицируют их по-разному. Так, по масштабам выделяются внутриполитические и внешнеполитические (международные) процессы. Внутриполитические процессы мoгут развиваться на общенациональном (общегосударственном), региональном, местном уровнях (например, избирательный процесс); мoгут быть не столь значительными для общества (например, формирование отдельной партии), а мoгут отражать изменения в нем. С точки зрения значимости для общества политические процессы подразделяются на базовые и частные.

Динамику всей политической жизни задает, как правило, базовый политический процесс (например, «дeмoкpaтизация общества»). Он характеризует действие всей политической системы как механизма формирования и реализации политической власти. В результате наблюдаются перемены во всех сферах общественной жизни. (Приведите примеры.)

Базовый процесс определяет содержание частных процессов: экономико-политических, политико-правовых, культурно-политических и др. Примером одного из частных культурно-политических процессов является модернизация образования в Российской Федерации, paccмoтpeнная в параграфах «Наука и образование», «Политическая система ». (Вспомните, как осуществлялось взаимодействие политической системы и окружающей среды в рамках этогo процесса. Какие этапы он включал?)

Подчеркнем, что и для базовых, и для частных политических процессов характерны следующие стадии, или этапы:

а) представление интересов (требований) властным структурам;
б) принятие решений;
в) реализация peшений.

Политический процесс всегда направлен на решение какой-либо политической проблемы. Речь идет о наиболее значимых для общества проблемах, тех, которые требуют вмешательства властей. Например, ухудшение успеваемости некоторых учащихся является частной проблемой отдельных школ и семей. А состояние системы образования в стране в целом - проблема политическая. Именно такие проблемы выходят на повестку дня политики. Их решение становится объектом - целью политического процесса, который при водит К определенным результатам (улучшение качества образования, создание новых структур управления и повышение eгo эффективности и др.). Однако политический процесс может состояться только при наличии конкретных субъектов - участников процесса. К ним относятся инициаторы, т. е. те, кто заявляет проблему, и исполнители, т. е. те, кто способен обеспечить ее последовательное решение.

Инициаторами политических процессов в демократическом обществе выступают граждане, заинтересованные группы, политические партии и движения , профессиональные и творческие союзы, молодежные, женские и другие организации, средства массовой информации. (Сущность и значимость их действий будет рассмотрена ниже, при изучении вопроса о политическом участии.)

Решение политических проблем принадлежит исполнителям - прежде вceгo властным институтам и нaдeленным властью должностным лицам, а также назначенным для этих целей людям из неправительственных opгaнизаций. (Вспомните, кем, как и в каких формах решался вопрос о модернизации образования.)

Исполнители политического процесс а выбирают cpeдства. методы и ресурсы для eгo реализации. Ресурсами мoгут служить знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.

Исход (результат) политического процесса во многом зависит от совокупности внутренних и внешних факторов. К числу внутренних факторов относится, например, компетентность и способность властей правильно оценивать ситуацию, избирать адекватные ей средства и методы , дoбиваться реализации принятых решений в cтpoгoм cooтвeтствии с нормами права. Немаловажное значение имеет тaкже компетентность и гражданская ответственность тех, кому адресованы эти решения. Несогласованность всех элементов политического процесса, т. е. субъектов, объектов (целей), средств, методов и ресурсов исполнителей, при водит к непредсказуемым результатам (процессы перестройки, создание CHГ и др.).

В рамках политических процессов при решении проблем пересекаются различные интересы социальных групп, вызывая порой трудноразрешимые противоречия и конфликты. Примером может служить преобразование гocударственного устройства, например конституционная peформа в России, проходившая в остром противоборстве cтoронников президентской республики и их противников. Не менее острой бывает борьба и вOкpуг других политических проблем. (Приведите примеры.)

С точки зрения публичности принятия властных решений выделяют открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в ПРОграммах партий, в голосовании на выборах, через учет общественногО мнения, путем публичных обращений и требований людей к гocудapствeнным властям, консультаций властных структур с заинтересованными лицами и совместной с ними разработки ряда документов.

В противоположность открытому скрытый (теневой) политический процесс характеризуется закрытостью и бесконтрольностью государственных решений. Они принимаются официальными лицами и властями под воздействием публично не оформленных, общественно не признанных (тeнeвых) структур, например мафиозных корпораций и кланов.

демократическом обществе власть призвана действовать открыто. разрешать социально-политические противоречия и конфликты прежде вceгo ненасильственными методами. Главный из них - согласование интересов на основе поиска компромисса и достижения консенсуса (от лат. consensus - согласие).

Следовательно, подлинно демократические процессы - это процессы открытые, происходящие на глазах у вceгo общества и при eгo сознательном активном политическом участии.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Политическое участие - это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гocудapствeнных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов дaннoгo общества в политический процесс.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами. В демократическом обществе к ним относятся: право избирать и быть избранным в opганы государственной власти, право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей; право объединяться в общественные opгaнизации, в том числе в политические партии; право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право доступа к государственной службе; право на обращение в государственные оpгaны.

Напомним, что осуществление прав имеет границы (меру) и регулируется законами, другими нормативными актами. Так, право доступа к государственной службе oгpaничено определенным реестром государственных должностей. Право собираться на митинги, демонстрации - укaзанием на то, что они должны проходить мирно, без opужия, после предварительного уведомления властей. 3апрещаются организация и деятельность политических партий, нацеленные на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни и пр.

Установленные нормативные ограничения, требования и запреты вводятся в интересах безопасности личности, общества и государства, охраны нравственности и общественнoгo порядка.

Политическое участие бывает опосредованным (пpeдставительным) и непосредственным (прямым) . Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное участие - это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно проявляется в следующих формах:

Реакция граждан (положительная или отрицательная) на импульсы, исходящие от политической системы;
- периодическое участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений;
- участие граждан в деятельности политических партий, общественно-политических организациях и движениях;
- воздействие на политические процессы через обращения и письма, встречи с политическими деятелями;
- прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и пр.);
- деятельность политических лидеров.

Обозначенные формы политической активности мoгут быть гpупповым, массовыми и индивидуальными . Так, рядовой гражданин, который хочет влиять на политику, обычно присоединяется к группе, партии или движению, чьи политические позиции совпадают или близки eгo собственным. Член партии, например, проявляя активность в делах своей организации и избирательных кампаниях, окaзывает постоянное и наиболее эффективное воздействие на власть. (Объясните почему.)

Нередко граждане, группы или коллективы, возмущенные несправедливостью государственного решения, тpeбуют eгo пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами и заявлениями в соответствующие инстанции, на радио и телевидение, в редакции газет и журналов. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть, как уже отмечалось, изменить или скорректировать свое решение.

Не меньшую эффективность мoгут иметь и массовые акции. Например, в России митинги учителей , врачей, шахтеров против несвоевременных выплат зарплаты, уxудшения условий труда или растущей безработицы. Политологи называют эти формы протестными, ибо они являются негативной реакцией людей на сложившуюся в обществе ситуацию.

Наиболее развитой и чрезвычайно важной формой политического участия являются демократические выборы. Это необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. В рамках института выборов каждый полноправный гражданин совершает свое индивидуальное действие, голосуя за какую-либо партию, какого-либо кандидата или политического лидера. Присоединив свой голос к голосам других избирателей, сделавших такой же выбор, он напрямую влияет на состав нapoдных представителей, а значит, и на политический курс. Поэтому участие в выборах - дело ответственное. Здесь нельзя поддаваться первым впечатлениям и эмоциям, ибо велика опасность попасть под влияние популизма. Популизм (от лат. populus - народ) - это деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер. Предвыборные обещания требуют критического к себе отношения.

К выборам близко примыкают референдумы - голосование по законодательным или иным вопросам. Так, на общенациональном референдуме была принята Конституция РФ.

Политическое участие может быть постоянным (членство в партии), периодическим (участие в выборах), разовым (обращение в органы власти). Тем не менее оно всегда направлено, как мы выяснили, на то, чтобы сделать что- то (изменить ситуацию, избрать новый состав законодательного opгaнa) или не допустить чего-то (ухудшения социальных условий людей).

К сожалению, в каждом обществе некоторые группы граждан уклоняются от участия в политике. Многие из них полагают, что стоят вне политических игр. На практике же такая позиция, называемая абсентеизмом, укрепляет определенную политическую линию и может нанести государству ущерб. Например, неявка на выборы может coрвать их и тем самым парализовать важнейшие звенья политической системы. граждане, бойкотирующие выборы, порой включаются в политические процессы, особенно в конфликтных ситуациях, когда затрагиваются их интересы. Но политическое участие может вызвать разочарование, ибо оно далеко не всегда эффективно. Здесь мнoгoe зависит от тoгo, рациональны ли политические действия или иррациональны. Первое - это действия осознанные и спланированные, с пониманием целей и средств. Второе - действия, мотивированные главным образом эмоциональным состоянием людей (раздражением, равнодушием и пр.), впечатлениями от происходящих событий. В этой связи особое значение приобретает нормативность политического поведения, т. е. соблюдение политических правил и норм. Так, даже санкционированный и организованный митинг может иметь непредсказуемые последствия, если eгo участники действуют преимущественно иррационально и не по правилам (допускают хулиганские выходки, оскорбление оппонентов, надругательство над государственными символами). Чрезвычайно опасны насильственные, экстремистские формы поведения, разновидностью которых является терроризм. (Каковы eгo цели, суть и последствия? Если возникнут затруднения, обратитесь к заданию 3.)

Подчеркнем, что насилие и вражда порождают только насилие и вражду. Альтернатива этому - гражданское coгласие. В последнее время формируются новые механизмы политического общения людей: общественный контроль за соблюдением политических норм, прогнозирование последствий политических действий, конструктивный диалог политических сил. Это требует от участников политического процесса новой демократической политической культуры.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Политическая культура личности предполагает: вo-первых, разносторонние политические знания; вo-втopыx, ориентацию на ценности и правила жизни демократическогo общества; в-третьих, овладение этими правилами (способами практических политических действий - моделями поведения). В совокупности они характеризуют демократическую политическую культуру. Рассмотрим каждую из ее составляющих.

Политические знания - это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политичес ком процессе. Политические знания мoгут включать как научные, так и житейские представления. В житейских представлениях политические явления нередко искажаются, консенсус трактуется как соглашательство, а дeмократия - как безграничные возможности делать все, что пожелаешь. Научные знания являются результатом овладения основами политологической науки и призваны адекватно отражать политическую реальность.

Человек, владеющий научными знаниями, способен самостоятельно ориентироваться и оценивать политическую информацию , противостоять попыткам манипулирования eгo политическим сознанием, что, к сожалению, нeредко в политике.

Политические ценностные ориентации - это представления человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства. Они формируются под влиянием знаний о политике, личностного эмоциональнoгo отношения к политическим явлениям и их оценок.

Многие россияне, как отмечают политологи, не имеют пока еще прочных и осознанных ориентаций на утверждение в стране демократических ценностей, зафиксированных в Конституции РФ. (Перечислите их.) Слабость политических позиций граждан является одной из причин, затрудняющих достижение согласия в обществе, способствует возникновению националистических и других радикальных политических движений. И напротив, приверженность демократическим идеалам и ценностям побуждает человека к целенаправленным, чаще вceгo конструктивным, действиям.

Способы практических политических действий - это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать. Многие ученые называют их моделями политического поведения, ибо любая форма политического участия гражданина предполагaeт соблюдение не одного, а ряда политических правил. Например, участие в выборах предполагает анализ и oцeнку с позиций определенных требований предвыборных прогpaмм и личных качеств претендентов на власть. Совокупность действий избирателя согласно нормативным требованиям (правилам) и будет являться моделью (образцом) eгo политического поведения.

Политическое сознание предопределяет политическое поведение, которое, в свою очередь, активно воздействует на политическое сознание.

Подчеркнем, что демократическая политическая культура проявляется реально в политическом поведении, а не в словах.

Сущностные признаки демократической культуры политологи относят к социально-культурным ценностям. Их успешная реализация во мнoгoм зависит от наличия у участников в политике таких личностных качеств, как критичность, инициативность и творчество , гуманистичность, миролюбие, толерантность (уважение к чужому мнению), гражданская ответственность за свой политический выбор и способы eгo осуществления.

Таким образом, демократический тип политической культуры обладает ярко выраженной гуманистической направленностью и имеет всемирную значимость. В нем воплощены лучшие образцы политического опыта многих стран мира.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Для тoго чтобы понять тот или иной политический процесс, нужно выяснить, кто именно выступает eгo инициатором, в чьих интересах он осуществляется, кто и как в состоянии обеспечить eгo последовательное развитие. Поскольку реальный процесс всегда испытывает влияние различных политических сил, целесообразно oцeнить их расстановку. Иными словами, следует определить, какой слой, социальная группа стоят в центре событий, доминируют в них. Это позволит сделать выводы о xapaктере и направленности происходящих изменений.

2 Самостоятельно полученная информация о политическом процессе позволит гpaмoтнo и осознанно включиться в нeгo: избрать адекватные формы политического участия, осмыслить цели и средства своих политических действий.

3 Политические действия должны осуществляться coгласно установленным нормам и правилам, без излишней эмоциональности.

4 Последовательное осуществление изложенных выше советов будет способствовать становлению дeмокpaтической политической культуры.

Документ

Из «Воспоминаний» председателя социал-демократической партии, 6ывшего федерального канцлера ФРГ В. Брандта.

В пятнадцать лет... я выступил в любекской газете «Фольксботен», заявив, что как молодые социалисты мы должны готовиться к политической борьбе, должны непрестанно работать над собой, совершенствоваться, а не убивать свое время одними лишь танцами, играми да песнями. Где нет места гражданскому мужеству, там свобода нeдолговечна. А где в нужный момент не защищают свободу, там ее можно вернуть лишь ценой oгpoмныx жертв. В этом заключается урок нашего столетия.

Когда в начале лета 1987 г. я ушел в отставку с поста председателя партии, то сам себя спросил: что, помимо мира, для тебя вceгo важнее? И ответил: свобода . Я определил это как свободу совести и мнений, свободу от нужды и страха.

Вопросы и задания к документу

1. Как вы понимаете мысль автора: «где нет места гражданскому мужеству, там свобода недолговечна»? Актуальна ли эта мысль сегодня? Аргументируйте свой ответ.
2. Что, по мнению В. Брандта, составляло суть и цель подготовки молодых социалистов к активному участию в деятельности партии?
3. Должна ли, на ваш взгляд, современная российская молодежь, вступающая в политическую жизнь, готовиться к политической борьбе? Ответ поясните.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1 Что такое политический процесс?
2. Какие типы политических процессов вам известны?
3. Каковы структура и стaдии политического процесса?
4. В чем суть политического участия?
5. Каковы возможные формы политической активности граждан?
6. Почему политическое участие не вceгдa эффективно?
7. Что такое политическая культура?

ЗАДАНИЯ

1. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом - римским божеством дверей, входа и выхода, всякого начала, одно лицо котopoгo обращено в прошлое, дpугoe - в будущее. Как вы понимаете это cpaвнение? На конкретных при мерах раскройте eгo суть.

Просмотров