Современная демографическая политика в странах мира. Современная демографическая политика в странах мира Демографическая политика первого типа воспроизводства

Демографическая политика — это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на .

В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума .

В англо- и испаноязычной научной литературе, в международных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в основном используется термин политика населения .

Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Цели и направления демографической политики

Структура демографической политики , как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения.

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

Основные направления демографической политики включают:
  • государственную помощь семьям с детьми;
  • создание условий для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  • снижение заболеваемости и смертности;
  • увеличение продолжительности жизни;
  • улучшение качественных характеристик населения;
  • регулирование миграционных процессов;
  • урбанизации и расселения и т.п.

Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения.

Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Среди показателей, апробированных в демографической политике разных стран, как правило, не используют собственно численность населения (исключения: КНР, где целью политики последних десятилетий ХХ века было «не превысить численность в 1200 млн человек в 2000 г.», а также Румыния времен Чаушеску — достичь численности в 30 млн человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения [Бухарест, 1974] и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению [Мехико, 1984] странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты — ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.

Меры демографической политики

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.

Меры демографической политики: экономические меры:
  • оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества
  • возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале
  • ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости
  • преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости
административно-правовые меры:
  • законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение
  • матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин
воспитательные и пропагандистские меры:
  • формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения
  • определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям
  • политика планирования семьи
  • половое образование
  • гласность по вопросам половых отношений

Меры демографической политики с точки зрения их влияния на поведение могут выступать как стимулы или как ограничения. Задача стимулов и ограничений — изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение будет в большей степени соответствовать общественным потребностям, декларируемым целям политики, или помехи — тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Стимулы и ограничения, как правило, влияют на поведение весьма ограниченное время, со временем население адаптируется к ним и не воспринимает их как таковые. Самый важный пласт политики — это группа мер, лежащих между стимулами и ограничениями — их можно назвать .

История демографической политики

История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство населения. Общественно-экономические условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической политики, которой отводили нередко ошибочную роль главного лекарства для лечения больных экономик и социально-политических систем.

Демографическая политика не может и не должна подменять собою социальную и экономическую политику. Попытки решать социально-экономические проблемы мерами воздействия на воспроизводство населения никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.

Современная демографическая политика — до сих пор она была слабым инструментом, чтобы заметно влиять на воспроизводство населения. И дело не только и не столько в неверном выборе целей и средств, но и в том, что власти пытались несерьезными усилиями, малыми затратами добиться серьезных результатов.

В материалах Бухарестской конференции 1974 г. выражалось сомнение в том, что планета способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров пригодной для жизни территории и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежно ведет к увеличению утечки природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут конечно ослабить остроту этого вопроса, но не снять его с повестки дня, если продолжится рост населения. Подобные идеи и выводы (стратегия нулевого роста) содержатся и в докладах Римского клуба, неправительственной организации, под эгидой которой подготовлено несколько экспертных прогнозов мировой динамики, получивших всемирную известность.

По мнению ряда ученых, нет сомнения, что планета не способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежна. Она увеличивает утечку природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни . Новые открытия в науке и новые технологии могут, конечно, ослабить остроту этого вопроса, но не могут снять его с повестки дня, если продолжится рост населения.

Проблемы народонаселения носят глобальный характер, также как и экологические и энергетические проблемы, поэтому решение таких проблем вполне может и должно быть найдено на уровне ООН в форме компромисса и согласованных стратегических действий национальных правительств и международных организаций.

Демографическая политика - это система мер, осуществляемых государством в отношении населения страны и направленных на регулирование естественного движения, прежде рождаемости. Принятые меры могут быть прямыми

(ограничение или стимулирование законодательным путем деторождения, вступления в брак) и косвенным (повышение уровня жизни, создание системы материальной помощи и льгот для многодетных или малодетных семей, формирование общественного мнения). В последнее время все большее количество государств употребляют более комплексных мер демографической политики и пытаются одновременно с повышением уровня рождаемости снизить уровень смертности.

Большинство стран первого типа воспроизводства обеспокоены падением рождаемости, ведь этот процесс приводит к уменьшению доли трудоспособного населения, старение населения. Поэтому развитые страны проводят демографическую политику, стимулирующую повышение рождаемости и называется прони-талистичною. Известно, что европейские страны (кроме Турции) считают темпы прироста своего населения не очень высокими. В их демографической политике преобладают несколько направлений. Особенно выделяются мероприятия, предназначенные для воздействия на семью и уже через нее - на рождаемость. Употребляя их, одни правительства ставят целью укрепить семью, другие - усилить социальное развитие, третьи - улучшить демографическую ситуацию. Для этого применяются следующие группы мер: выплаты материальной помощи матерям (однократно после родов) отпуск после родов, что предоставляется матери; отпуск по уходу за ребенком; семейные материальные помощи (начисления к заработной плате) скидки в налогообложении, сокращение рабочего дня для матерей, которые работают формирование сети детских учреждений и предоставления в них мест для всех желающих, бесплатное или со скидкой дошкольное воспитание; жилищные льготы; социальное обслуживание; ежемесячные выплаты до достижения ребенком определенного возраста.

В странах, проводящих пронаталистичну политику, существуют и жилищные льготы, которые помогают молодым семьям в решении жилищной проблемы. Так, можно получить жилье с уменьшенной квартирной платой, имеется доступ к кредиту с низким процентом на покупку жилья или строительство своего дома. В некоторых странах предоставляются жилищные денежные пособия, позволяющие выплатить заем, поскольку в Европе квартира, как правило, приобретается в кредит. Молодым парам могут выдаваться долгосрочные займы, которые часто бывают беспроцентными. После рождения ребенка долги по займам могут списываться. В Исландии при заключении брака молодоженам выдаются ключи от квартиры.

Во многом благодаря пронаталистичний политике Франции, которая первой столкнулась с демографическим кризисом, удалось преодолеть ее.

Как уже говорилось, в ближайшие десятилетия основной прирост населения в мире ожидается в развивающихся странах. Это увеличивает и без того сложную проблему ликвидации экономической отсталости этих стран, поэтому для большинства из них характерно желание ограничить быстрый прирост населения. Такое демографическую политику проводят примерно 80 государств. Во многих из них это рассматривается как один из путей решения проблем голода и нищеты. Некоторые государства существенно не вмешиваются в процесс естественного движения населения, среди таких широко представлены мусульманские страны.

Политика ограничения рождений наиболее ярко выразилась в Китае. Начиная с конца 70-х годов прошлого века правительство этой страны проводит политику контроля над ростом населения и повышением его качественных характеристик. Государство поощряет поздние браки, призывает к рождению одного ребенка в семье (применяется принцип «одна семья - один ребенок»), хотя в соответствии с законодательными установок допускает рождение второго ребенка.

В Китае семья с одним ребенком имеет право на первоочередное получение жилья, увеличение размеров приусадебного участка, бесплатное содержание ребенка в детском саду. Такие семьи имеют преимущества при приеме на работу и поступления детей в ВУЗы, они получают денежные пособия и субсидии. В случае рождения второго ребенка семья теряет льготы и платит налог на заработную плату. На разных этапах проведения демографическая политика также включала: штрафы за превышение количества детей, повышение возраста вступления в брак; запрет вступать в брак студентами; добрачное медицинское обследование, по результатам которого регистрация брака могла быть отложена. Однако демографическая политика не вызвала политических протестов. По мнению некоторых западных исследователей, это во многом связано с характером политического строя и тем, что вмешательство «сверху» в частную жизнь граждан заключается в традиционные рамки отношений между властью и населением.

С 90-х годов прошлого века китайское правительство ежегодно обсуждал вопрос народонаселения и развития. Были приложены усилия для тесного согласования планового деторождения и развития экономики, ликвидации бедности, рационального использования ресурсов, популяризации культуры и знаний, развития здравоохранения, совершенствование системы социального обеспечения, повышения статуса женщин в обществе.

В результате почти тридцатилетних усилий Китай успешно нашел свой путь комплексного решения демографической проблемы. Постепенно сформировалась система регулирования прироста населения и планового деторождения, отвечающие требованиям рынка. В результате коэффициент рождаемости и естественного прироста населения снизился с 33 и 25% в 1970 г. до соответственно 14 и 7% в 2008 г. По низкой смертности - 7% (в Китае относительно молодое население) и существенных успехов в здравоохранении природный прирост снижается. В очень короткий срок страна совершила переход от типа воспроизводства населения с высокой рождаемостью, низкой смертностью и высоким приростом к типу с низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом.

К негативным последствиям демографической политики можно отнести усиление диспропорций в половом составе населения. Особенностью современного Китая более значительное по сравнению с се-редньосвитовимы показателям, превышение количества мужского населения в младшей возрастной группе.

Ожидается, что в течение следующих десятилетий народонаселения Китая вступит в новый исторический период. При сохранении стабильного уровня низкой рождаемости страна постепенно перейдет от низкого естественного прироста до нулевого прироста населения. Предполагается, что к середине XXI века. население страны, достигнув пиковой оценки (около 1600 млн человек.), постепенно сокращаться.

В 1978 г. правительство осуществило попытку юридически повысить возраст вступления в брак. В 50-е годы возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин - 15 лет, но уже в 60-е годы он был повышен в соответствии с 23 и 17 лет, а в 1978 г. для женщин - до 18 лет. После того как перепись 1981 показал больший прирост населения, чем ожидалось, активность программ планирования семьи возросла.

В 1986 г. правительством Индии была разработана новая программа сокращения прироста населения, предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60% супружеских пар. Было установлено более жесткую норму - два ребенка на семью. Соответственно изменились и демографические лозунги: «Имейте лишь двух детей - первую и последнюю», «Два ребенка - достаточно!». В середине 90-х годов в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по народонаселению в Каире (1994) программы планирования семьи в Индии потерпели новых изменений. Правительство решило отказаться от общенациональных ориентиров и задач в этой сфере, итоги таких программ перестали публиковать. Акцент сделали на укреплении здоровья женщин в репродуктивном возрасте, а также на снижении детской смертности. Женщинам было предоставлено право самим решать, какой метод контрацепции выбрать. В конце 90-х годов доля женщин, применявших контрацептивные препараты, превысила уже 40%. Но в 2000 г. было подготовлено новое Национальную программу демографической политики, основная цель которой заключается в достижении к 2010 г. уровня фертильности, что соответствует простому воспроизводству населения, а до 2045 г. - стабилизации его количества. Главное отличие этой программы от предыдущих заключается в активизации пропаганды улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи.

В.П. Максаковский обращает внимание на то, что значительно меньше успехи демографической политики в Индии по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами: во-первых, чрезвычайной нищетой значительной части населения страны, где более трети всех жителей находится за чертой бедности, во-вторых, низким образовательным уровнем населения, в-третьих, играют роль некоторые догматы индуизма, с которыми связана тысячелетняя традиция ранних браков, а также различных семейных обрядов.

В современный период большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, для чего проводят государственную демографическую политику. Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения и, прежде всего, на рождаемость в желательном для себя направлении.

В странах первого типа воспроизводства преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Из стран Европы наиболее активно такую политику проводят Франция и некоторые страны Восточной Европы (как правило предоставляются льготы различного рода и выплата пособий на рождение ребенка). Большинство стран второго типа воспроизводства населения в последние десятилетия стали осуществлять демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и естественного прироста. В первую очередь, это относится к двум самым многонаселенным странам мира – Китаю (семья при рождении второго ребенка теряла льготы, при рождении третьего – платила налоги) и Индии. В Китае она проводится под девизом: "одной семье — одного ребенка", а в Индии — под девизом: "нас двое — и нам двоих".

Особенности полового состава позволяют подразделить все страны мира на три группы. В первую группу входят те страны, где число мужчин и женщин примерно одинаково. К ним относятся многие страны Африки и Латинской Америки. Во вторую группу входят страны с преобладанием женщин. К ней относится примерно половина всех стран мира, причем особенно характерно такое превышение для стран Европы. Оно объясняется большей средней продолжительностью жизни у женщин, потерями мужского населения в периоды первой и второй мировых войн и другими причинами. Преобладание мужчин особенно характерно для некоторых стран Азии и, в первую очередь, для Индии и Китая. Благодаря этим двум странам в целом мире мужчины немного преобладают.

Основные типы возрастного состава населения соответствуют типам его воспроизводства.


Для стран первого типа воспроизводства характерна низкая доля детских возрастов и повышенная доля пожилых возрастов. Например, в зарубежной Европе дети до 14 лет составляют 24 % всего населения, взрослые 15-59 лет — 59 %, а пожилые — 17 %. Данное соотношение возрастов называется "старением нации". Для стран второго типа воспроизводства, напротив, характерна высокая доля детских и крайне низкая доля пожилых возрастов. Например, в Африке дети составляют 44 % всех жителей, а пожилые люди — всего 5 %. Возрастной состав населения напрямую влияет на экономику страны. Так, например, при сохранении современной тенденции рождаемости в странах Европы возможна такая экономическая ситуация, при которой будет ощущаться явный дефицит трудовых ресурсов в основных сферах экономики и в материальном производстве особенно. Плюс ко всему, большая часть населения перейдет в другую группу – пожилую, которая будет нуждаться в поддержке со стороны государства (выплата пенсий). В странах второго типа воспроизводства возможна иная ситуация – подрастающее молодое поколение при переходе в группу «взрослые» будет оказывать значительное влияние на рынок труда, что может привести к избытку трудовых ресурсов и соответственно к безработице.

Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения, то есть той части трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. В среднем в мире к экономически активному населению относят примерно 45 % всего населения, или 2 млрд человек. В современный период особенно большое значение приобретает не только количество, но и "качество" населения. Это понятие включает условия жизни и питания, здоровье, способность к восприятию нововведений, а также уровень грамотности населения. В 1990 г., по данным ООН, в мире было 963 млн неграмотных (27 %). Из этого количества 4 % приходилось на экономически развитые страны и 96 % — на развивающиеся страны. Особенно много неграмотных в Африке к югу от Сахары (53 %). "Рекордсменом мира" в этом отношении можно считать Бутан, где среди мужчин — неграмотных 93 %, а среди женщин — 98 %.

Демографическая политика представляет собой систему государственных мероприятий, направленных на формирование наиболее благоприятного для целей общественного развития типа воспроизводства и расселения населения. Она может включать меры по регулированию внешней и внутренней , упорядочению процессов , достижению более низкого уровня смертности путем совершенствования службы здравоохранения, но одна из основных ее задач — воздействовать на режим (стимулировать и ограничивать ее) с помощью различных экономических, социальных, административно-юридических и пропагандистских средств. Экономические меры: оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи, ссуды и , налоговые и жилищные льготы и т.д. К числу административно-правовых средств относятся законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты, использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию. Большую роль на воспроизводство оказывают пропагандистские и воспитательные меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определяющие демографический в обществе. В конкретной действительности выбор средств воздействия на рождаемость широко варьируется в зависимости от поставленных задач и степени их научной обоснованности, общественных условий и реальных государственных возможностей.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во-второй половине XX столетия, что обусловлено с существенной территориальной дифференциацией естетсвенного прироста в мире. С одной стороны в ряде регионов наблюдается демографический взрыв, вызывающий комплекс социально-экономических, с другой стороны на развитех страны стремительно надвигается демократический кризис, обусловленный депопуляций и старением населения.

В странах западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Демографы считают, что наиболее активно политику поощрения рождаемости и естественного прироста проводят и Швеция.

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивающих материальное и моральное ее стимулирование. В конце 1980-ых г.г., когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых занимает ныне неконкурентное первое место в мире. В конце 1990-х г.г. была подготовлена программа действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 г.


11. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН

Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и пола.

Китай

Переход от многодетной к однодетной (2-хдетной) семье. «1 ребёнок в семье», «1 супружеская пара – 1 ребёнок», «Народ без братьев и сестер».


  • повышенный возраст вступления в брак – 22♂ и 20♀;

  • поощрительные льготы за 1 ребёнка – надбавки к з/п, выплата ежемесячных пособий, б/п мед. обслуживание, преимущества при устройстве ребёнка в д/с, при поступлении в школу, вуз;

  • наказания за 2 ребёнка – лишение предоставленных льгот, штраф, понижение родителей в должности;

  • наказания за 3 и более детей – те же + прогрессивно растущие вычеты из з/п;

  • разрешение на рождение ребёнка у местного комитета планирования семьи (на определённый срок).

Индия

Переход от многодетной к 2 (3-хдетной) семье. «Имейте лишь 2 детей – первого и последнего», «2 ребёнка – достаточно».


  • контроль над рождаемостью – стерилизация / предупреждение беременности;

  • с 1976 г. принудительной стерилизации мужчин;

  • повышенный возраст вступления в брак – 23♂ и 18♀.

Франция

Эталон демографической политики; первая из европейских стран, столкнувшаяся с депопуляцией и разработавшая систему мер по её преодолению и увеличению численности.


  • до 1967 г. запрещена продажа контрацептивов;

  • до 1975 г. запрещены аборты;

  • с 1946 г. денежные выплаты и налоговые льготы семьям – поощрение рождений 1, 2 и особенно 3 ребёнка;

  • базовое пособие на ребёнка всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее 2 детей (независимо от гражданства, дети до 20 лет проживают в стране). Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на 2 – €107/мес., 3 – 244, 4 – 382, 5 – 519, 6 – 656 (за каждого последующего – надбавка €137, доход семьи не влияет на размер пособия);

  • ряд иных пособий.

Швеция


  • семейные пособия всем гражданам, включая иммигрантов;

  • экономическая самостоятельность женщины в браке (возможность заработка);

  • большое внимание проблемам планирования семьи и сексуального образования молодёжи, профилактике семейного насилия;

  • с 60-х гг. в школах обсуждаются вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, ответственности мальчиков за аборты и однополые связи.

Евросоюз


  • семейные пособия + налоговые льготы при небольшом размере пособий;

  • размер пособия увеличивается с увеличением возраста ребёнка (кроме Дании – уменьшается);

  • доп. выплаты для малолетних детей;

  • иммиграция – основной способ решения проблемы.

США


  • открытая иммиграционная политика;

  • налоговая поддержка семей с детьми;

  • региональные программы семейной политики;

  • программы поддержки семьи на предприятиях – отпуска по с/о, гибкие графики работы, неполный рабочий день, оплата детских дошкольных учреждений и др.

страница 1

Просмотров