Стремление к власти и влияние на нее. Политическая социология

Социальные взаимодействия представляют собой действия личности, группы, общности, выполняемые в отношении к другим субъектам. Поэтому между ними возникают отношения и связи. Эти связи становятся устойчивыми и длительными, если касаются жизненных интересов социальных групп и личностей. Совокупность таких связей выступает как присущие обществу на данном историческом этапе социальные отношения. Они складываются по отношению индивида к обществу, общества к индивиду или индивида к индивиду. Социальные отношения – совокупность многообразных связей, возникающих между индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической и культурной деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей.

Социальные отношения возникают в том случае, когда существующие между людьми социальные взаимодействия несут в себе некоторую ценность для их участников или приводят к возникновению ценности. Ценностью является такое свойство предмета, которое способно удовлетворять определенную потребность индивида, группы или общества. Социальные отношения проявляются в определенных видах взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные роли и статусы, а сами роли и статусы имеют четкие границы действия Они характеризуются большим многообразием, поэтому особое значение обретает их типология. Она производится по разным основаниям: по субъекту социальных отношений, по объекту социальных отношений и по модальности, т.е. по характеру взаимосвязей между индивидами и их группами.

По субъекту социальных отношений они разделяются на следующие типы:

¦ индивидуальные или личностные отношения – вся совокупность представлений индивида о самом себе;

межличностные отношения – взаимосвязи, которые устанавливаются между отдельными индивидами на основе эмоциональной близости;

внутригрупповые отношения – взаимосвязи осуществляющиеся между членами одной группы;

межгрупповые отношения – взаимосвязи между разными группами и их членами, проходящие на социальном уровне;

международные отношения – взаимосвязи различных народов и представителей разных стран По объекту социальных отношений они классифицируются как экономические, политические, социокультурные, религиозные и семейно-бытовые.

По своей модальности социальные отношения подразделяются на отношения: сотрудничества; взаимопомощи; соперничества; конфликта; субординации (иерархии).

Социальные отношения тесно связаны с такими социальными процессами, как социальные движения Социальные отношения ориентированы на социальные изменения, что обусловлено групповыми и общественными интересами и целями.

Какой бы элемент политической реальности мы не рассматривали, в каком измерении ни анализировали, всюду находим в том или ином виде проявление политических отношений и политических интересов, организуемых и функционируемых в соответствующих институтах. Эти понятия относятся к числу основных в категориальном аппарате политологической науки.

Политические отношения есть связи и взаимодействия между членами общества по поводу общих, обязательных для всех интересов, государственной власти как орудия защиты и реализации последних.

Политические отношения между людьми, писал К. Маркс, являются, естественно также и социальными, общественными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом2.

Тем не менее они существенно отличаются от всех других общественных отношений по многим признакам. В основе различий, - конечно же, объект отношений: политическая власть, главным образом институты государственной власти, связанные с ними политические ценности . Участие или неучастие в политике, принятие или непринятие людьми господствующих ценностей, конфронтация или сотрудничество между членами общества, возникающие в ходе политического участия , политические требования или поддержка властей, политические ожидания и претензии - все это характеризует отношение людей к государственной власти.

Существенный аспект отношений - разделение труда между группами, в том числе элитными, осуществляющими власть, и группами, в отношении которых власть осуществляется. Отсюда постоянный водораздел между властвующими и подвластными. В орбите политических отношений - распределение власти в обществе, наличие различных центров власти и взаимодействие между ними.

Политические отношения определяют и фиксируют положение и роли социальных групп и индивидов в политической жизни общества : в качестве субъекта или объекта властвования, господствующих или подчиненных, управляющих или управляемых. Исторически сложились модели отношений: господство, лидерство, управление, контроль.

В основе политических отношений лежат политические интересы, и в то же время отношения проявляются в форме интересов. Эта особенность делает их сферой формирования мотивационной базы политической активности, равно как и отчужденности от политики. Ведь именно в политических отношениях заключены главные вопросы общественной жизни: кто властвует и управляет в обществе, в чьих интересах, как осуществляется власть и управление. Именно политические отношения обусловливают возможность участия масс в управлении обществом и уровень эффективности влияния на принятие решений. Наконец они образуют пространственно-временную структуру политической реальности вообще.

Политические отношения складываются между субъектами различных уровней и подсистем политической жизни. Соответственно они могут быть отно--шениями на макроуровне (общегосударственные, общепартийные), а также на региональном и местных уровнях.

Политические отношения дифференцируются по видам субъектов - носителей -межклассовые, внутриклассовые, межгосударственные, партийные и т. д.; по характеру и содержанию - отношения демократические, авторитарные, конфронтационные, консенсусные и другие; по методам осуществления - насильственные и ненасильственные; по ценностям, являющимся объектом взаимодействия, - либеральные, социалистические, националистические и т. п. Однако конкретный анализ требует учитывать специфику тех отношений, в рамках которых осуществляется политическая деятельность.

Неотъемлемый компонент и фактор политических отношений - интересы. Будучи формой проявления отношений, политические интересы составляют автономную область общественной жизни. По своей природе они представляют концентрированное выражение социально-экономических интересов. Конкретное содержание политических интересов - осознанное (обязательно в той или иной степени осознанное), обобщенное выражение потребностей социальных групп в определенной политике и политических структурах как инструментах их реализации. Интересы не следует смешивать с целями - предполагаемыми результатами деятельности. А такие представления в литературе встречаются.

Политические интересы такая же реальность, как и социально-экономические. Они выражают состоя ние зависимости жизненного положения людей от деятельности власти, а также формируются в виде реакции на эти действия. Интересы характеризуют устойчивую ориентацию, вполне определенную направленность поведения социальных групп в сфере политических отношений. Скажем, ориентацию на поддержку проводимого государством курса в области внутренней и международной жизни страны или лее, напротив, на его решительное отрицание; стремление участвовать в разнообразных мероприятиях правительства или же бойкотировать их.

Политический интерес сопряжен с осознанием человеком своего отношения к властям, к государству, к ценностям, которые считаются обязательными для всех.

В то же время политический интерес детерминирован положением субъекта в данной системе общественных отношений, его местом и ролью в ней. Отсюда его реальность.

Политические интересы всегда общие. Они характеризуют в основе одинаковое положение определенных, главным образом больших, социальных групп (а не отдельных индивидов) в политической жизни, фиксируют единое стремление сообществ людей к тому, что ими признается в данных условиях в политике за благо. Разумеется, что общий интерес не существует вне групповых и индивидуальных. Его бытие - в интересах отдельных лидеров и рядовых граждан, избирателей и избранных. Воплощенный в индивидуальных и групповых интересах общий политический интерес составляет источник мотивации любой политической позиции и активности, движущую силу последней. Значения интереса для поведения политика четко сформулировано в изречении, приписываемом англичанину Пальмирстону: «У нас нет вечных соперников и вечных врагов, вечны для нас только интересы».

Смысл политической деятельности состоит в обобщении многообразных интересов и выработке на этой основе тех решений, той линии действия, которые должны быть общепризнанными. Политические интересы действуют и функционируют как обобщенные, генерализованные интересы3.

Интересы дифференцируются по временному критерию (перспективные, ближайшие, постоянные, текущие); по значимости - с точки зрения общепринятых ценностей (стратегические и тактические); наконец, опять же по субъекту-носителю (общеклассовые, групповые и т. д.).

Дифференциация политических интересов - не вопрос чисто теоретических рассуждений или умозрительных спекуляций, а проблема, имеющая весьма существенное практическое значение. Грубые политические просчеты в деятельности правящих политических сил зачастую связаны с путаницей в вопросе о приоритетности интересов - перспективных или текущих, постоянных или временных, общих или групповых.

Особый вопрос о том, какие (чьи) интересы воплощаются в существующих политических, отношениях? Б первую очередь, конечно, - ведущих социальных групп. Что же касается интересов широких масс, то они могут и не соответствовать господствующим политическим отношениям. Так, по крайней мере, происходит при любой диктатуре. Насильственное возведение групповых интересов узкой кучки власть предержащих в обязательные для всего населения обычно оказывается недолговечным. За этим следует приведение политических отношений в соответствие с интересами народа, что и составляет сущность массовых политических движений.

Из сказанного можно сделать вывод о многозначности понятия политического интереса для анализа политики. И действительно, анализ интересов позволяет объяснить причины и мотивы политических действий, дает возможность прогнозировать тенденции в поведении политических субъектов и на этой основе разрабатывать соответствующий проект деятельности партий, правительств. Понятие политического интереса несет на себе функцию нормативно-оценочную: с позиции общих обязательных интересов дается оценка политических действий и поведения субъектов. Словом, политические интересы непосредственно работают в политической практике, выступая базой для управления политическими и социальными процессами.

Сфера политики - это социальное пространство организованных действий и взаимоотношений людей. Специфической формой организации выступают политические институты.

Понятие «политический институт» обозначает: 1) определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально-политически значимые, причем безличные, функции; 2) созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3) совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.

Словом, политический институт - это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических) средств и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии - суть политические институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегратив-ным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты .

Каждый политический институт, будь то учреждение государственной власти или общественно-политическое объединение, обладает специфическими элементами. К ним относятся оформленные цели (круг вопросов, составляющих сферу его деятельности), функции и роли, вытекающие из целей, средства (материальные, символические или идеальные), учреждения, санкции, применяемые как к субъектам - носителям институциональных функций, так к людям и объединениям, являющимся объектом воздействия института.

Политические институты, как и политические отношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов, которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в данной исторической ситуации.

Политические отношения, интересы и институты пронизываются политическими ценностями. Они как бы скрепляют все стороны политической сферы жизни, делают ее целостной, единой.

Базовые политические ценности составляют тот идеальный стержень, вокруг которого организуется политическое общество и функционирует как система.

Политические ценности - это вид социальных ценностей, признаваемых, в отличие, скажем, от семейных, не отдельными людьми или ячейками общества, а большими социальными группами, целыми сообществами людей. По своему содержанию политические ценности представляют фундаментальные идеи или образцы деятельности и отношений, приобретшие общеобязательные значения. А проще сказать, - политические предпочтения субъектов данного сообщества, преследующих свои интересы. Свобода человека, социальная справедливость, солидарность, вера в достоинство коллективной воли - главные ценности социал-демократа .

В противоположность этому основополагающие ценности для либерала - индивидуализм, незыблемость частной собственности, формальное равенство всех перед законом и другие.

Объективная основа политических ценностей - общие жизненные потребности и долговременные интересы больших социальных групп и составляющих их индивидов. Субъективная сторона - сложившиеся представления о потребностях и интересах, связанных с государственной властью.

Ценности политические - это непосредственно и опосредствованно запечатленные взаимоотношения классов, других социальных групп, личности и общества по поводу власти. Одной из форм объективизации ценностей служат политические символы. Последние обозначают ценности, а значит, и те признанные в обществе отношения, которые они выражают.

По мнению французского социолога П. Бурдье, политика «является исключительно благодатным местом для эффективной символической деятельности, понимаемой как действия, осуществляемого с помощью знаков, способных производить социальное, и, в частности, группы»4.

Формирование и утверждение конкретных политических ценностей и соответствующих символов - процесс длительный. Он является результатом коллективных усилий наиболее активной части сообщества, а также согласия его большинства принять данную совокупность идей или образцов культуры в качестве ценностей. Воплощая в себя общественно-исторический опыт, ценности выступают объективными феноменами по отношению к отдельным субъектам. Через ценности устанавливается определенное отношение индивидов к политическим институтам (позитивное или негативное, конформистское или активно-критическое). Они определяют ориентиры политической деятельности, служат объектом политических отношений, опредмечиваются в институтах. Наконец, приверженность граждан к данным политическим ценностям - необходимое условие стабильного функционирования государственных институтов и способности выполнять свои роли.

Переоценка ценностей, распад господствующих систем ценностей и становление новых - всегда процесс сложный, характеризующий переходное состояние того или иного общества. Примером тому служит наше общество на современном этапе его реформирования, когда активно разрушаются былые политические ценности государственного социализма и предпринимаются усилия правящих кругов к утверждению либерально-демократических и либерально-консервативных ценностей западноевропейского образца.

Реальные составляющие политики - деятельность, отношения, интересы, институты, ценности - существуют в виде идеальных и материализованных форм, функционируют в специфических предметных образованиях культуры.

Опредмечивание политической деятельности и отношений для общества - закономерный процесс. Структура опредмеченных форм (в первую очередь политических институтов) не складывается по произволу, а формируется целенаправленно, выражает в виде своеобразного кода содержание действий и отношений. Например, характер организации политической партии определяется природой класса или иной общности, интересы которых она выражает и защищает.

Опредмечивание политической деятельности и отношений включает в себя придание им определенной значимости с точки зрения общих интересов социальных групп, т. е. ценностный аспект. Скажем, политическая символика выражает ценностное отношение людей к системе данных политических отношений и институтов. Политические символы, будь то физические или знаковые, - это ценностные признаки политической власти (государственный флаг, герб, гимн и другое).

Характеризуя предметные формы политики, нельзя забывать, что они производны от социально-экономической жизни. Экономические и социально-классовые отношения составляют общественные формы воспроизводства материальных условий жизни человека. Тогда как опредмеченные, объектированные в виде институтов и символов политические отношения представляют собой общественные связи, возникающие в процессе осуществления власти и управления совместной жизнедеятельностью людей. Например, государство, в каких бы материальных формах ни выступало (аппарат, армия и т. д.), не может превратиться в элемент экономического базиса, а остается лишь инструментом организации и управления общественной жизнью людей, включая экономику.

Под влиянием сплошного огосударствления общества формируется в общественном сознании образ государства как элемента экономической структуры. По крайней мере так было в нашей стране. Однако его несоответствие действительности обнаруживается, как только общество сталкивается с потребностью освобождения от пут административно-бюрократической системы управления.

В мире политических реалий своеобразно переплетаются опредмеченные, объективированные формы выражения общественных отношений с феноменами общественного сознания: идеологией, доктринами, психологией. Отражение социальной жизни, потребностей и интересов масс в политике имеет двоякий план. С одной стороны, политика в обобщенной форме выражает состояние, потребности и тенденции экономического базиса и социально-классовой структуры, а с другой, внутри самой политической сферы ее духовная сторона (политическое сознание) отражает реально-практическую сторону - политическое бытие. А через политическое бытие сознание воспринимает воздействия других процессов общественной жизни. К примеру, нынешнее состояние политического сознания в российском обществе определяется политическим кризисом. Последний же, в свою очередь, детерминирован кризисом экономическим, социальным и духовным.

Тот факт, что политика объективируется в определенных предметно-практических формах бытия и отражение экономических и социально-классовых структур в политическом сознании опосредствуется складывающейся политической реальностью, эта особенность заключает в себе истоки различного рода превращенных форм политических явлений и искаженных взглядов на политику. Опредмеченные формы политической деятельности и отношений могут как соответствовать, так и не соответствовать содержанию, которое должно быть в них выражено,5.

Процесс объективизации политического сознания, политических действий и отношений является потенциальной причиной иллюзорных представлений о политических институтах, вплоть до мифа о сверхъестественном их происхождении. Тем более речь идет об обществах, где политические институты приобретают специфическую форму отчуждения. В таком случае неизбежна их фетишизация. Оказалось, что мифологизация и фетишизация политики возможны и под сенью революционных социалистических идеалов, если они догматизируются и объективное их содержание подменяется разного рода утопиями, превращается в средство утверждения и закрепления отчужденной от народа власти.

Вопрос 1. Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?

Понятие социальной лестницы относительно. Для чиновников – одно, для бизнесменов – другое, для художников – третье, и т. д. Единой социальной лестницы нет.

Положение человека в обществе зависит от образования, собственности, власти, дохода и т.д.

Человек может изменить своё социальное положение с помощью социальных лифтов – армия, церковь, школа.

Дополнительные социальные лифты – СМИ, партийная и общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

Положение в обществе, социальный статус всегда занимали важное место в жизни каждого человека. Итак, отчего же зависит положение в обществе:

1. Родство – статус может зависеть от родственных линий, у детей богатых и влиятельных родителей статус, несомненно, выше, чем у детей, родившихся у менее влиятельных родителей.

2. Личные качества – один из важнейших пунктов, от которого зависит статус в обществе. Человек с волевым характером, имеющий качества лидера, руководителя, наверняка большего достигнет в жизни и добьется более высокого положения в обществе, чем человек с противоположным характером.

3. Связи – чем больше друзей, чем больше знакомых, способных действительно помочь пробиться куда - либо, тем больше шансов добиться поставленной цели, а значит обрести более высокий общественный статус.

Вопросы и задания к документу

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определённости, завершённости, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению. Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопрос 1. Найдите в тексте фразы со словом «воля» или производными от него словами. В чём смысл этих высказываний?

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила.

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений.

Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопрос 2. Как И. А. Ильин видит соотношение психического и духовного начал во власти с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые методы?

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ её действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный. Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека, - необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет основного способа действовать, присущего государству. Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит себе разложение. «Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из её опор. Бывают положения и периоды, когда власть без меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.

Вопрос 3. В каком случае наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется?

Наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется в том случае если принятые законы нравятся людям и они хотят их исполнять. Если все хорошо обдумано и оговорено.

Вопрос 4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания современных властных отношений?

Власть не должна быть с силовыми методами. Властвующий не должен только хотеть и решать, но и приводить других к согласному хотению и решению.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Какова структура политики как деятельности?

В науке политика рассматривается в трёх измерениях:

1) как один из многих видов человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей;

2) как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом;

3) как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями.

Участие людей в политической жизни проявляется не только в деятельности отдельных личностей, но и в воздействии на политику больших социальных групп (классов, социальных слоёв, этнических общностей, сословий и т. п.).

Для того чтобы успешнее влиять на политику, люди создают политические организации и объединения. Наиболее приспособленными к политической деятельности являются политические партии. Самым активным субъектом политики является государство.

Сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений, называют политической элитой. Это группы лиц, концентрирующие в своих руках власть, осуществляющие политическое руководство обществом, определяющие пути и цели политического развития. В политическую элиту входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, средствах массовой информации, и др.

Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нём изменений, отвечающих интересам определённого субъекта политики или всего общества. То, что политическая деятельность направлена на общество в целом, на все стороны его жизни, отличает её от других видов деятельности. Вместе с тем в политике принято выделять различные направления, которые обычно называют по наименованию объекта политического воздействия. Объектом экономической политики является экономика, социальной - социальная сфера, молодёжной политики - молодёжь и т. п. Объектом внутренней политики является общество внутри страны, внешней - мировое сообщество, международные отношения.

Политическая деятельность побуждается интересами субъектов политики, прежде всего интересами определённых социальных групп. Положение социальной группы в обществе порождает ее отношение к существующему положению, к властным структурам.

Движимые собственными интересами, люди ставят перед собой соответствующие политические цели, которые наиболее чётко формулируют поддерживаемые ими политические лидеры, партии, элиты.

Для достижения поставленных целей осуществляются различные политические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, восстания, визиты правительственных делегаций и др. В ходе этих действий используются различные средства политической деятельности: мирные и насильственные, организационные и агитационные, теоретические и дипломатические.

Вопрос 2. Что входит в понятие «сфера политики»?

Политическая сфера - это одна из четырёх известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.

Каждый из них осуществляет определённый вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на её выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Основным политическим институтом является государство. (Вспомните существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной школы.) В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии. История партий в их современном виде не столь длительна, как история государства, но и она насчитывает более полутора столетий.

Вопрос 3. Какие социальные отношения являются политическими?

Политические отношения - это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления. Это взаимоотношения субъектов политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти. Любые общественные отношения приобретают политический характер, если они включают использование власти в центре и на местах.

Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест. К ним относятся отношения между:

Государственными органами и учреждениями (например, между правительством и парламентом);

Государством и социальными группами (например, между государством и предпринимателями);

Государством и негосударственными общественными организациями и движениями (например, между государством и церковью);

Политическими партиями, а также между политическими партиями и неполитическими организациями (например, между партиями и профсоюзами);

Государством и гражданами;

Различными государствами на международной арене;

Государством и международными политическими объединениями (например, ООН, НАТО).

Проявления этих взаимосвязей могут быть различными: отношения соперничества, конкуренции (например, между политическими партиями); взаимной ответственности (например, между гражданином и государством); поддержки (например, избиратели и какая-либо партия); сотрудничества (например, партия и профсоюзы); союза (скажем, несколько государств); конфликта (например, между государствами или государством и той или иной социальной группой) и т. д.

В основе этих отношений лежат интересы и цели, совпадение или расхождение которых предопределяет развитие взаимодействия участников политической жизни. Характер взаимоотношений зависит от экономических и социальных факторов, от политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.

Вопрос 4. Охарактеризуйте субъектов политики.

Субъекты политики - это социальные и национальные об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в по­литической жизни, принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями. Субъект политики - носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

Вопрос 5. В чём заключаются политические интересы?

Политические интерес – это направленность индивида (социальной группы) на завоевание определенных позиций в системе политической власти.

По носителям политических интересов сами политические интересы могут быть подразделены на:

Личностные интересы;

Групповые интересы;

Корпоративные интересы;

Классовые интересы;

Национальные интересы.

По степени проявленности политические интересы делятся на:

Стихийные интересы;

Осознанные интересы.

По масштабам направленности политические интересы бывают:

Внутриполитические;

Внешнеполитические;

Глобальные (геополитические).

Вопрос 6. Как решают проблему соотношения целей и средств в политике различные политические деятели и организации?

По моральным установкам, воспитанию и нравственности руководителей организаций.

Вопрос 7. В чём состоит связь понятий «политика» и «власть»?

Политика – деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая интересами этой власти, партии, группы.

Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Тесно связанные между собой понятия «политика» и «власть» - это ключевые понятия общественной науки, называемой политология.

Вопрос 8. Дайте характеристику партии как политического института.

Любая политическая партия - это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в её осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определённой социальной общности (класса, социального слоя и т. п.). В Российской Федерации закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Однако основными целями политической партии, согласно закону, являются:

Формирование общественного мнения;

Политическое образование и воспитание граждан;

Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

Выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Партия - это организация, принципы построения которой, права и обязанности членов которой отражены в её уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение. Члены партии имеют различные статусы в её структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных органах.

Вопрос 9. В чём состоит сущность власти?

Сущность власти заключается в отношениях господства и подчинения, которые возникают между теми, кто приказывает, и теми, кто эти приказы исполняет или на кого направлены властные воздействия. Властные отношения возникают везде, где существуют устойчивые общности людей. Любая организация, любой совместный вид деятельности не может осуществляться без властных отношений, без того, чтобы кто-то руководил, а кто-то исполнял указания. Даже в межличностном общении двух людей, как правило, возникают отношения соподчинения.

Вопрос 10. Чем политическая власть отличается от других видов власти?

Политическая деятельность, политические институты, политические отношения - это различные аспекты сложного, многомерного общественного явления - политики. И все эти аспекты, как и политика в целом, связаны с борьбой за власть либо с использованием власти для реализации групповых или общенациональных интересов.

Тот, кто имеет власть, отдаёт приказы, распоряжения, директивы, команды. Он может применить санкции в отношении тех, кто добросовестно выполняет эти распоряжения (в этом случае использует поощрение), или тех, кто не выполняет распоряжения или плохо их выполняет (в таком случае использует наказание). Для большинства граждан имеет значение не возможность санкций, а убеждение в необходимости выполнять предписания власти, авторитет власти.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти. Во-первых, она распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства. Её распоряжения обязательны для всех других видов власти. Во-вторых, она действует на основе права от имени всего общества. В-третьих, только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны. В-четвёртых, для неё характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений. В-пятых, эта власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства (не только принудительные, но и экономические, социальные, культурно-информационные).

Таким образом, политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели. Она использует различные способы и средства воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организаций для управления, координации, согласования интересов всех членов общества и подчинения их единой политической воле.

Вопрос 11. В чём состоит практическое значение знаний о политике и власти?

На основе этих знаний можно проанализировать те или иные решения и выработать наиболее рациональный и совершенный способ управления.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Если бы вы были лидером партии, называющей себя народно-прогрессивной, какие цели вы бы выдвинули на ближайшие десять лет?

1. Поднять экономику.

2. Повысить уровень и качество жизни.

3. Вернуть сырьевые источники из частного капитала в народный.

4. Взяться за молодёжь, наше будущее.

5. Ужесточить законы для власти.

6. Сократить все аппараты власти, до необх. кол-ва.

7. Снизить зарплату для госслужащих.

8. Дать регионам самим распоряжаться прибылью.

9. Пересмотреть законы в плане жизни, собственности, чести вне зависимости от ранга.

10. Иметь сильную, мобильную, профессиональную армию.

11. Улучшить работу правоохранительных органов введя рычаги реального поощрения и наказания.

Вопрос 2. Возможно, вам знакомы строки из песни, написанной в первой четверти XX в.:

Наш паровоз, вперёд лети! В Коммуне - остановка. Иного нет у нас пути - В руках у нас винтовка.

Заключает ли в себе этот текст политические цели и средства их достижения? Идеи какой партии отражает этот куплет?

Песня написана в 20-е годы, сразу после революции, пели ее большевики, или коммунисты, которые считали, что только в руках с винтовкой можно сокрушить все старое и построить новое общество. Этот куплет отражает идеи Коммунистической партии.

Вопрос 3. В 2002 г. Государственная Дума России приняла Закон «О противодействии экстремистской деятельности». Закон создаёт юридические основания для ликвидации организаций, чью деятельность суд сочтёт экстремистской. Лица, разжигающие национальную, расовую, социальную рознь, призывающие к насилию ради достижения политических целей, будут привлекаться к ответственности, так же как и лица или организации, финансирующие экстремистскую деятельность.

Объясните значение этого закона. Какие действия по его претворению в жизнь вам известны?

В основном направлен против молодёжных организаций нацистского толка. Применяется против русских националистов крайне правого толка. Смысл этого закона в противодействии экстремистской деятельности, так как это разжигание межрасовых конфликтов. Примеры: расформировали организацию Северное братство, на счёте которых было более 1000 преступлений.

Вопрос 4. В 2011 г. незадолго до очередных выборов в Государственную Думу социологи провели опрос избирателей, в котором выявили уровень интереса к этим выборам. Заявили, что такой интерес есть, 40% из числа опрошенных, а об отсутствии интереса 54%. Затруднились ответить 6% (Огонёк. - 2011. - №35).

Как вы оцениваете эти результаты опроса? Каковы, на ваш взгляд, причины отсутствия у многих интереса к важному для страны политическому событию?

Причины отсутствия у многих интереса к важному для страны политическому событию заключаются в том, что многие считают что власть коррумпирована, все голоса куплены.

Политические отношения – одна из форм общественного бытия политики, вид социальных отношений наряду с экономическими, религиозными, эстетическими, нравственными. Политика как отношение включает согласие, подчинение, господство, конфликт, состязание между социальными общностями и классами, слоями, группами и государством. Политические отношения возникают с момента, когда человеческая потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений осуществляется при активном участии государства. Политические отношения – это взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Сущностью политических отношений является проблема политической власти, ее использования в интересах каждой из социальных групп общества, государства в целом. Содержанием цивилизованных политических отношений является взаимодействия субъектов политики с целью самостоятельного использования политической власти, реализации политических интересов, основанных на ненасильственных методах. Политические отношения в системе социальных отношений имеют свои особенности, к числу которых относятся:

Глубокая обусловленность социально-экономическими отношениями и культурными уровнями общества;

Обусловленность политическими интересами;

Регулятивность по отношению ко всем иным видам общественных отношений;

Активное влияние на функционирование всех структур политической системы общества;

Обеспечение стабильности и целостности общества.

Названные особенности политических отношений существенно отличают их от всех других общественных отношений. В основе этих отличий – объект отношений: политическая власть, и, прежде всего, институты государственной и связанные с ними политические ценности. Существенный аспект политических отношений – разделение труда между властными группами, в отношении которых власть реализуется. Отсюда – постоянный водораздел между властвующими и подвластными. Политические отношения распределяют и фиксируют положения и роли социальных групп и индивидов в политической жизни общества: в качестве субъекта или объекта властвования, господствующих или подчиненных, управляющих или управляемых. Исторически сложилось несколько моделей отношений: господство, лидерство, управление, контроль.

В основе политических отношений лежат политические интересы, которые, будучи формой отношений, составляют автономную область общественной жизни. По своей природе они представляют концентрирование социально-экономических интересов. Конкретное содержание политических интересов – это обязательно осознание, теоретически выраженные потребности социальных групп в определенных политических институтах как инструмента их реализации. Политические отношения такая же реальность как экономические и другие и выражают состояние зависимости жизненного положения людей от деятельности власти, от ее эффективности. Отсюда то естественное стремление субъектов политики приспособить власть к оптимизации своих интересов. Политический интерес сопряжен, с одной стороны, с осознанным отношением человека к власти, а с другой, с положением субъекта в данной системе общественных отношений.

Конкуренция в политике – это такая форма политических отношений, при которой субъекты политических процессов соревнуются в реализации своих интересов и поэтому имеют, или могут иметь разновременно определенные преимущества или утраты.

Политическая консолидация – это форма политических отношений, противоположная конкуренции, при которой субъекты объединяются с целью достижения общих задач, интересов. Примером этой формы политических отношений является объединение левых политических сил для борьбы с деспотизмом или в современной политической ситуации в Украине – объединение правых и национал-демократов против левых.

Политических конфликт – это такая форма политических отношений, для которой характерно столкновение политических интересов субъектов политики, действия которых направлены на достижение несовместимых целей. Политический конфликт – одна из разновидностей социального конфликта наряду с экономическим, межконфессиальным, этническим. Вместе с тем, часто политический конфликт является формой обнаружения, проявления таких конфликтов. Признаками возникновения политического конфликта могут быть как объективные проблемы, противоречия в различных сферах, так и субъективные – игра амбиций вождей, непрофессионализм лидеров, наконец, групповой эгоизм. Значимость политических конфликтов так велика в жизни общества, что возникла и развивается теория конфликтов в рамках политологии и политическая технология моделирования, управления, предотвращения этого социального явления.

Политическая борьба – это такая форма политических отношений, при которой субъекты политики имеют столь разные интересы, недопускающие ни консенсусов, ни компромиссов, а потому неизбежно предполагающие насилие, политическое в том числе. К числу наиболее спокойных форм политической борьбы относятся парламентское противоборство политических соперников, часто с применением непарламентских средств. Примером этого могут быть многочисленные столкновения в Верховном совете Украины национал-демократов и левых депутатов, связанные с такими животрепещущими социальными проблемами как принятие закона о частной собственности на землю, о статусе русского языка. Революция, гражданская война – являются высшими формами вооруженной, насильственной политической борьбы.

Применение названных форм политической борьбы определяется конкретными обстоятельствами, проблемами социальной жизни, политической в том числе, а также уровнем политической культуры субъектов политических отношений.

Подлинная социальная роль политических отношений в политической жизни общества проявляется в тех функциях, которые они реализуют. К числу наиболее значимых относятся:

Объединительная функция, реализуется тогда, когда субъекты политически объединяются в политической борьбе для достижения общих целей, когда политические отношения объединяют власть, субъектов политики и политическую культуру в единую систему;

Координирующая функция политических отношений выступает в том случае, когда по вертикали они обеспечивают координацию партийных, государственных, гражданских органов, по горизонтали – связи государственных, партийных, общественных организаций;

Функция социально-политического творчества, осуществляется тогда, когда зрелая, развитая политическая система углубляется, наполняется новым содержанием, то есть, работает не репродуктивно, а творчески, рождая новые связи, то есть, развивается;

Деятельная функция существует как две стороны, формы бытия политических отношений: политическая деятельность – в ней выражается динамизм политических отношений, их зависимость от социальных условий людей; и политическая организация, выражающая структурированность политических отношений, их формирование на основе определенных норм, правил.

Характеризуя политические отношения как форму бытия политики, следует отметить, что они развиваются, причем это развитие идет не только в процессе замены одного типа политических отношений другим, что осуществляется в ходе социальных революций, но и внутри каждого типа политических отношений. Естественен вопрос, – какие факторы определяют развитие политических отношений.

К их числу следует отнести:

Во-первых, это усвоение, осознание политического интереса как определенной цели социальных субъектов, направляющей их к активной политической деятельности;

Во-вторых, наличие крепкой политической власти как условия стойких властеотношений в обществе, ослабления которой, напротив, ведет к застою, распаду, сужению развития политических отношений;

В-третьих, правовая регламентация политических отношений. Право – это сложный и разветвленный инструмент регулирования в обществе. В условиях демократии этот инструмент действует эффективно;

В-четвертых, развитием демократических основ в обществе, ибо только это создает тот минимум условий для реализации политических интересов субъектов в соответствии с принятыми правилами.

Наконец, политические отношения активно развиваются при обеспечении развития экономических отношений и культурных субъектов политики.

Литература

1. Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1996. – С. 158-161.

2. Мельник В.А. Политология: Учебник для вузов. – Мн., 1996. – Гл. 3, § 1.

3. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов н/Д., 1996. – С. 66-76.

4. Баталов Э.Я. Теория политических отношений // Полис. – 1995. – № 2.

Просмотров