Политическая социология. Стремление к власти и влияние на нее
Социальный институт или общественный институт - это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования) , это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определённых норм, правил. Примеры: семья, государство, учреждения образования, здравоохранения.
Различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения.
Ответить
Обществознание
Урок 47(10 класс)
Тема: «Политическая система».
Тип урока : урок изучения нового материала.
Цель: познакомить учащихся с структурой и функциями политической системы; государством в политической системе; политическими режимами; определением политической системы общества; общими признаками государства; понятием и значением суверенитета; внешними и внутренними функциями государства; причинами и условиями появления государства; видами монополии государства: общими и частными; сущностью и классификациями политических режимов; характеристиками и историческими формами авторитаризма; природой и сущностью диктатуры; происхождением и особенностью парламентского режима; парламентом как защитником демократических свобод и борьбой за его учреждение; структурой парламента.
Знать: что такое политическая система общества, и какова роль государства в ней; основные признаки и функции государства, уметь их анализировать; что такое политический режим, и какие существуют его типы; какие причины могут лежать в основе зарождения государства.
Уметь: давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях; анализировать виды монополии государства; анализировать виды монополии государства; анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности
Эпиграф: «Политика есть искусство возможного ».
Отто фон Бисмарк.
План урока:
I . Орг. момент.
Проверка Д/з.
Ответить на вопросы:
*- Какова структура политики как деятельности?
*- Что входит в понятие «сфера политики»?
*- Какие социальные отношения являются политическими?
*- В чём заключаются политические интересы?
*- Как решают проблему соотношения целей и средств в политике различные политические деятели и организации?
*- В чём состоит связь понятий «политика» и «власть»?
*- Дайте характеристику партии как политического института?
*- В чём состоит сущность власти?
*- Чем политическая власть отличается от других видов власти?
*- В чём состоит практическое значение знаний о политике и власти?
Задание 4 (письменно) стр. 229
III . Работа над новым материалом.
«Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти» Уильям Гладстон . Но как мы видим, каждому приходится входить в этот лабиринт. И очень трудно постараться не запутаться в этом лабиринте. Наука о политике – политология – предлагает использовать для этого модель политической системы.
Необходимо различать понятия
Страна
Государство
Родина
Отражает географическую характеристику части нашей планеты, определённой границами независимого государства
Отражает главное в политической системе страны
Отражает местность, территорию, где человек родился
1. Структура и функции политической системы.
Политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. За пределами границ политической системы находится – экономическая, социальная, духовная сфера, частная жизнь человека, а также политические системы других стран и международные институты (например, ООН).
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов общества (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), форм взаимодействия между ними, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Политическая система общества позволяет судить о том, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – это сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе .
Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет более четко попять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.
РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Роль политической системы в жизни общества может быть оценена посредством изучения ее функций, поскольку именно успешная реализация этих функций обуславливает значение политической системы для общества.
Выделяют следующие ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ:
1. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества. Политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.
2. Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения . Действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов.
3. Мобилизация средств и ресурсов , необходимых для достижения этих целей и задач . Без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи не будут достигнуты.
4. Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений . Без четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна.
5. Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества. Именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей.
6. Интеграция общества , создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры . Объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии.
7. Политическая социализация . Посредством политической социализации формируется политическое сознание индивида , и он «включается» в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности.
8. Легитимация политической власти . Это означает достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.
Функции политической системы:
- определение целей, задач, путей развития общества;
- организация деятельности общества по достижению поставленных целей;
- распределение материальных и духовных ресурсов;
- согласование различных интересов субъектов политического процесса;
- разработка и внедрение в общество различных норм поведения;
- обеспечение стабильности и безопасности общества;
- политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;
- контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.
Виды политических систем
Стабильные (устойчивые)
Нестабильные (неустойчивые)
Выражают волю и интересы большинства населения, распределение политической власти соответствует расстановке социальных сил в стране
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
В науке принято выделять 5 ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ (ЭЛЕМЕНТОВ) ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ :
1) Политические отношения , складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
Политические отношения - это многочисленные и разнообразные связи субъектов политики, возникающие в процессе, политической деятельности.
Первичные политические отношения - это отношения между социальными группами:
- классами;
- нациями;
- сословиями и др.
Вторичные политические отношения - это отношения между государствами, партиями, другими субъектами политики, которые отражают в своей деятельности интересы определённых социальных слоев или всего общества.
Политические отношения строятся на основе определённых правил (норм).
2) Политическую организацию общества , включающую в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.;
3) Социально-политические и правовые нормы , регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
4) Политические взгляды, идеи, теории, политическую культуру, политическое сознание , характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;
5) Политическую практику , состоящую из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Политическая культура - это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения отдельного человека и социальных групп.
Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть». Именно понятие «власть» наиболее полно характеризует процесс функционирования политической системы.
В политической системе существует пять структурных компонентов (или подсистем):
- Институциональная подсистема (включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты)
- Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирует политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощённые в конституциях и иных законах, а также традициях и процедурах, определяющих правила поведения власти.
- Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
- Коммуникативная подсистема – это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т.п.), а также между политическими системами различных стран.
- Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую, психологическую и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.
Структура политической системы:
- Политические отношения – это отношения в процессе осуществления политической власти.
- Политические организации (институты) – это государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, связанные с функционированием политической власти. Это организации, как признанные формально-юридические (в том числе оппозиционные), так и находящиеся вне закона.
- Политические нормы – это нормы, регулирующие отношения классами, нациями и другими социальными группами, межу личностью и государством по вопросу завоевания, удержания и использования государственной власти.
- Политическое сознание и политическая культура – это знания, оценки, чувства, взгляды, идеи, теории, ценности, установки, убеждения, представлении субъектов политики.
Количество и качество элементов конкретной политической системы зависит от политического режима.
Каждая конкретная политическая система (т.е. её состав и взаимоотношение её элементов) показывает, в чьих руках находится политическая власть и каков механизм её осуществления .
2. Государствовполитическойсистеме.
Центральным институтом политической системы является ГОСУДАРСТВО .
*- Что такое «государство»?
ГОСУДАРСТВО - это система органов власти и управления, главной задачей которых является управление общественными делами, принятие законов и нормативных актов с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития.
*- Назовите признаки государства.
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:
наличие особой публичной власти, отделённой от общества и не совпадающей с ним;
государственная власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занятых управлением, которые специально для данной цели организованы и располагают материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций;
государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи;
взимание общеобязательных платежей. Признаки , отличающие государство от других субъектов политики :
суверенитет - полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене.
Суверенитет характеризуется верховенством и независимостью .
Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.
Независимость характеризует самостоятельность данного государства во взаимоотношениях с другими государствами.
Монополия на правотворчество - исключительное право государства издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для всех граждан.
ГОСУДАРСТВО – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
↓ ↓
Признаки государства
Функции государства
1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница)
1. Политическая → государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов
ВНУТРЕННИЕ
2. Публичных характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)
2. Экономическая → государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.)
3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях)
3. Социальная → осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры
4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений)
4. Идеологическая → воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации.
5. Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию
1. Участие в решении глобальных проблем
ВНЕШНИЕ
2. Обеспечение национальной безопасности
6. Обязательность членства в государстве
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага
4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях
Государство имеет многовековую историю.
*- Вспомните, как и почему возникло государство?
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА:
Патриархальная
Р. Филмер
Государство выросло из большой патриархальной семьи (из естественно возникшей формы общения). Власть главы семьи (отца) постепенно перерастает во власть монарха.
Теократическая (божественная)
Бог создал государство и право.
Теория насилия Е. Дю-ринг, Л. Гумплович
Государство создано как результат насилия, вражды, завоевания одних племён другими
Теория «общественного договора» (договор монарха с подданными)
Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк
Государство возникло на основе договора общества о добровольном объединении людей на определённых условиях. Общество отдает часть своих прав одному человеку, получая от государства защиту своих прав.
Социально-экономи-ческая или классовая
К. Маркс
Государство выросло из неравенства при разложении родоплеменных отношений.
Биологическая
Государство есть продукт органической эволюции (её разновидность – социальная эволюция). Подобно живой природе, где выживают наиболее приспособленные, в обществе более сильные попадают в правительство и управляют более слабыми.
Психологическая
Психике индивида изначально присуща потребность в повиновении, подчинении кому-либо или чему-либо более сильному
Социально-экономическая теория происхождения государства:
Улучшение орудий труда, умений и трудового опыта
Переход к индивидуальному хозяйству
Появление излишков производства (избыточного продукта)
Появление частной собственности
Возможность содержать людей, не занятых в материальном производстве
Выделение знати
Появление имущественного неравенства
Появление социального неравенства
Образование государства
ГОСУДАРСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Если рассматривать понятие государства в политическом аспекте, то можно предложить такое его определение: ГОСУДАРСТВО - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.
Государство представляет собой универсальную территориальную форму организации политической власти в социально неоднородном обществе .
Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев.
Всеобщее значение решений государственных органов обусловлено самим фактом существования общества, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для его членов проблем.
Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно обладает следующими ПРИЗНАКАМИ :
1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах территориальных границ государства по признаку гражданства;
2) интегрирует общество, придает ему качества единого социального организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий;
3) является носителем государственного суверенитета;
4) располагает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
5) обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т. п.);
6) имеет монополию на правотворчество;
7) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т. д.).
Факторы, предопределяющие особое место государства в политической системе:
Государство имеет широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;
Государство является единственной политической организацией, которая обладает аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех граждан;
Государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, при этом возможности всех политических организаций ограниченны;
Государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на деятельность тех или иных общественных организаций;
Государство располагает огромными материальными ресурсами, которые обеспечивают ему проведение своей политики;
Государство выполняет объединяющую роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества.
ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
КАТЕГОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ выполняет в политологии двоякую функцию: с одной стороны, она позволяет выделить различные элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой - представить политику как некую целостность, выделить общие черты политической жизни в разных странах, сопоставить разные типы ее организации. В этом случае можно говорить о различных типах политических систем.
Ясно, что поскольку основания выделения и сопоставления способов организации политической жизни могут быть разные, то различными оказываются и типологии политических систем.
В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем, по господствующим способам управления и разрешения политических противоречий их подразделяют на командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (где управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).
В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и тоталитарными.
Рассмотрим характерные черты каждого типа политических систем .
*- Назовите характерные черты политической системы демократического типа.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ТИПА:
1) правление большинства;
2) свобода критики и оппозиции правительству;
3) защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу;
4) право народа на участие в решении государственных дел;
5) уважение и защита прав человека.
*- Назовите характерные черты политической системы антидемократического типа.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АВТОРИТАРНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ:
1) использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности;
2) ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;
3) централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;
4) сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТОТАЛИТАРНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ:
1) отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;
2) стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным;
3) ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;
4) радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.
*- Какие формы включает в себя государство? (Форма государства включает в себя: форму правления, форму территориально-государственного устройства и политический режим.)
*- Что такое форма правления, форма государственного устройства, политический режим и назовите их виды.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ - это способ организации высших органов государственной власти и их взаимодействия между собой, а также с населением.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - это политико-правовые средства и способы осуществления государственной власти, которые выражают её содержание и характер.
ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти .
ФОРМА ГОСУДАРСТВА – указывает, как организованы и функционируют государство и право
Форма правления
Форма государственного устройства
Политический режим
Определяет, кому принадлежит власть, т.е. это способ организации верховной государственной власти
Определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей
Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления
Монархия
Республика
* Унитарное государство (Финляндия, Япония, Франция, Италия );
* Федеративное государство (Россия, США, Бразилия, Канада, Индия );
* Конфедеративное государство (ЕС ).
*Демократический
*Антидемократический
Тоталитарный
Авторитарный
Военный
* Абсолютная (Саудовская Аравия, Катар, Оман)
* Дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко)
* Парламентская (Великобритания, Швеция, Норвегия)
* Президентская (США, Аргентина, Бразилия)
*Полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Франция, Россия)
*Парламентская (Италия, Германия, Швейцария, Индия)
*- Давайте более подробно вспомним формы государственного устройства.
*- Чем различаются между собой федерация, конфедерация, унитарное государство?
ФЕДЕРАЦИЯ – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.
КОНФЕДЕРАЦИЯ – союз государств.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.
Государственное устройство
Федеративное (федерация)
Конфедеративное (конфедерация)
Унитарное
США, Мексика, ФРГ, Индия, Канада, Россия, Бразилия
Швейцария до 1849 г., США до 1787 г., Германия до 1866 г., СНГ, ЕС
Финляндия, Франция, Япония, КНР, Афганистан, Пакистан, Египет, Италия, Венгрия, Великобритания
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - это национально-территориальная структура государства, способ организации государственной власти по территории, характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные государства, федеративные государства и конфедерации.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО характеризуется единой государственной властью, т. е. отсутствием территориального разделения властей.
Это единое государство, не имеющее в своём составе других государственных образований (например, Франция, Швеция, Турция, Египет).
ПРИЗНАКИ УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА:
- территория государства делится на административно-территориальные образования, которые не обладают политической самостоятельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть весьма широкими;
- государственный аппарат представляет собой единую структуру на всей территории страны;
- компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов;
- гражданство унитарного государства является единым, административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют;
- функционирует единая система права;
- существует одна конституция, действующая на всей территории страны;
- местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти; их собственные нормативные акты носят подчинённый характер и распространяются только на территорию данного образования;
- судебная система является единой и централизованной.
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО - это единое государство, которое одновременно является и союзом нескольких государств. Федерализм предполагает определённую степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.
ПРИЗНАКИ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА:
- наличие в составе федерации государственных образований, являющихся субъектами федерации, которые наделены собственными властными полномочиями;
- субъекты федерации не обладают полным суверенитетом;
- наряду с федеральной конституцией и федеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации при верховенстве федеральных;
- помимо федеральных законодательных, исполнительных и судебных органов имеются такие же органы субъектов федерации, при этом проводится разграничение компетенции в сферах законодательства и управления между федерацией и её субъектами;
- в федеральном парламенте обеспечивается в разных формах представительство субъектов федерации. Критерии федеративного государства:
- федеральное правительство обладает правом исключительного контроля за проведением внешней политики;
- субъекты федерации не имеют права выйти из федерации или в одностороннем порядке прекратить с ней связи;
- федеральное правительство имеет право использовать свою власть независимо от субъектов федерации;
- никакие поправки не могут быть внесены в федеральную конституцию без одобрения субъектов федерации;
- федеративное правительство не имеет права в одностороннем порядке изменять границы субъектов федерации;
- государственная власть разделена между федеральным правительством и правительствами субъектов федерации;
- определённые и достаточно значительные полномочия должны быть оставлены за субъектами федерации;
- главный законодательный орган страны должен быть двухпалатным и субъекты федерации должны иметь равное представительство в одной из его палат;
- федеральный суд толкует конституцию и может разрешить конфликты между федеральным правительством и правительствами субъектов федерации.
КОНФЕДЕРАЦИЯ - это союз государств, которые объединились для решения определённых задач, но сохранили полный суверенитет.
ПРИЗНАКИ КОНФЕДЕРАЦИИ:
- субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из её состава;
- субъекты конфедерации имеют собственные системы ор- ; ганов власти и правосудия; I
- конфедерация не имеет собственной территории: она состоит из территорий входящих в её состав государств;
- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, а образует центральные органы, наделённые полномочиями, которые делегированы им субъектами конфедерации;
- центральные органы не обладают прямой властью над субъектами конфедерации;
- конфедеративные органы могут принимать нормативные акты только по тем вопросам, которые входят в их компетенцию;
- гражданство конфедерации отсутствует: каждый субъект конфедерации имеет своё гражданство;
- единая судебная система отсутствует;
- бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов субъектов конфедерации, налоги отсутствуют.
IV . Закрепление изученного материала.
Ответить на вопросы:
*- Что такое политическая система?
*- Каковы структурные компоненты политической системы?
*- В чём заключаются функции политической системы?
*- Чем отличаются друг от друга различные формы государства?
*- В чём состоит различие форм территориального устройства?
Задание 3 стр. 241 (устно)
V . Подведение итогов урока.
VI . Д/з § 21, задание 1(устно) стр. 240
Политические отношения – одна из форм общественного бытия политики, вид социальных отношений наряду с экономическими, религиозными, эстетическими, нравственными. Политика как отношение включает согласие, подчинение, господство, конфликт, состязание между социальными общностями и классами, слоями, группами и государством. Политические отношения возникают с момента, когда человеческая потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений осуществляется при активном участии государства. Политические отношения – это взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Сущностью политических отношений является проблема политической власти, ее использования в интересах каждой из социальных групп общества, государства в целом. Содержанием цивилизованных политических отношений является взаимодействия субъектов политики с целью самостоятельного использования политической власти, реализации политических интересов, основанных на ненасильственных методах. Политические отношения в системе социальных отношений имеют свои особенности, к числу которых относятся:Глубокая обусловленность социально-экономическими отношениями и культурными уровнями общества;
Обусловленность политическими интересами;
Регулятивность по отношению ко всем иным видам общественных отношений;
Активное влияние на функционирование всех структур политической системы общества;
Обеспечение стабильности и целостности общества.
Названные особенности политических отношений существенно отличают их от всех других общественных отношений. В основе этих отличий – объект отношений: политическая власть, и, прежде всего, институты государственной и связанные с ними политические ценности. Существенный аспект политических отношений – разделение труда между властными группами, в отношении которых власть реализуется. Отсюда – постоянный водораздел между властвующими и подвластными. Политические отношения распределяют и фиксируют положения и роли социальных групп и индивидов в политической жизни общества: в качестве субъекта или объекта властвования, господствующих или подчиненных, управляющих или управляемых. Исторически сложилось несколько моделей отношений: господство, лидерство, управление, контроль.
В основе политических отношений лежат политические интересы, которые, будучи формой отношений, составляют автономную область общественной жизни. По своей природе они представляют концентрирование социально-экономических интересов. Конкретное содержание политических интересов – это обязательно осознание, теоретически выраженные потребности социальных групп в определенных политических институтах как инструмента их реализации. Политические отношения такая же реальность как экономические и другие и выражают состояние зависимости жизненного положения людей от деятельности власти, от ее эффективности. Отсюда то естественное стремление субъектов политики приспособить власть к оптимизации своих интересов. Политический интерес сопряжен, с одной стороны, с осознанным отношением человека к власти, а с другой, с положением субъекта в данной системе общественных отношений.
Конкуренция в политике – это такая форма политических отношений, при которой субъекты политических процессов соревнуются в реализации своих интересов и поэтому имеют, или могут иметь разновременно определенные преимущества или утраты.
Политическая консолидация – это форма политических отношений, противоположная конкуренции, при которой субъекты объединяются с целью достижения общих задач, интересов. Примером этой формы политических отношений является объединение левых политических сил для борьбы с деспотизмом или в современной политической ситуации в Украине – объединение правых и национал-демократов против левых.
Политических конфликт – это такая форма политических отношений, для которой характерно столкновение политических интересов субъектов политики, действия которых направлены на достижение несовместимых целей. Политический конфликт – одна из разновидностей социального конфликта наряду с экономическим, межконфессиальным, этническим. Вместе с тем, часто политический конфликт является формой обнаружения, проявления таких конфликтов. Признаками возникновения политического конфликта могут быть как объективные проблемы, противоречия в различных сферах, так и субъективные – игра амбиций вождей, непрофессионализм лидеров, наконец, групповой эгоизм. Значимость политических конфликтов так велика в жизни общества, что возникла и развивается теория конфликтов в рамках политологии и политическая технология моделирования, управления, предотвращения этого социального явления.
Политическая борьба – это такая форма политических отношений, при которой субъекты политики имеют столь разные интересы, недопускающие ни консенсусов, ни компромиссов, а потому неизбежно предполагающие насилие, политическое в том числе. К числу наиболее спокойных форм политической борьбы относятся парламентское противоборство политических соперников, часто с применением непарламентских средств. Примером этого могут быть многочисленные столкновения в Верховном совете Украины национал-демократов и левых депутатов, связанные с такими животрепещущими социальными проблемами как принятие закона о частной собственности на землю, о статусе русского языка. Революция, гражданская война – являются высшими формами вооруженной, насильственной политической борьбы.
Применение названных форм политической борьбы определяется конкретными обстоятельствами, проблемами социальной жизни, политической в том числе, а также уровнем политической культуры субъектов политических отношений.
Подлинная социальная роль политических отношений в политической жизни общества проявляется в тех функциях, которые они реализуют. К числу наиболее значимых относятся:
Объединительная функция, реализуется тогда, когда субъекты политически объединяются в политической борьбе для достижения общих целей, когда политические отношения объединяют власть, субъектов политики и политическую культуру в единую систему;
Координирующая функция политических отношений выступает в том случае, когда по вертикали они обеспечивают координацию партийных, государственных, гражданских органов, по горизонтали – связи государственных, партийных, общественных организаций;
Функция социально-политического творчества, осуществляется тогда, когда зрелая, развитая политическая система углубляется, наполняется новым содержанием, то есть, работает не репродуктивно, а творчески, рождая новые связи, то есть, развивается;
Деятельная функция существует как две стороны, формы бытия политических отношений: политическая деятельность – в ней выражается динамизм политических отношений, их зависимость от социальных условий людей; и политическая организация, выражающая структурированность политических отношений, их формирование на основе определенных норм, правил.
Характеризуя политические отношения как форму бытия политики, следует отметить, что они развиваются, причем это развитие идет не только в процессе замены одного типа политических отношений другим, что осуществляется в ходе социальных революций, но и внутри каждого типа политических отношений. Естественен вопрос, – какие факторы определяют развитие политических отношений.
К их числу следует отнести:
Во-первых, это усвоение, осознание политического интереса как определенной цели социальных субъектов, направляющей их к активной политической деятельности;
Во-вторых, наличие крепкой политической власти как условия стойких властеотношений в обществе, ослабления которой, напротив, ведет к застою, распаду, сужению развития политических отношений;
В-третьих, правовая регламентация политических отношений. Право – это сложный и разветвленный инструмент регулирования в обществе. В условиях демократии этот инструмент действует эффективно;
В-четвертых, развитием демократических основ в обществе, ибо только это создает тот минимум условий для реализации политических интересов субъектов в соответствии с принятыми правилами.
Наконец, политические отношения активно развиваются при обеспечении развития экономических отношений и культурных субъектов политики.
Литература
1. Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1996. – С. 158-161.
2. Мельник В.А. Политология: Учебник для вузов. – Мн., 1996. – Гл. 3, § 1.
3. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов н/Д., 1996. – С. 66-76.
4. Баталов Э.Я. Теория политических отношений // Полис. – 1995. – № 2.
Социальные взаимодействия представляют собой действия личности, группы, общности, выполняемые в отношении к другим субъектам. Поэтому между ними возникают отношения и связи. Эти связи становятся устойчивыми и длительными, если касаются жизненных интересов социальных групп и личностей. Совокупность таких связей выступает как присущие обществу на данном историческом этапе социальные отношения. Они складываются по отношению индивида к обществу, общества к индивиду или индивида к индивиду. Социальные отношения – совокупность многообразных связей, возникающих между индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической и культурной деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей.
Социальные отношения возникают в том случае, когда существующие между людьми социальные взаимодействия несут в себе некоторую ценность для их участников или приводят к возникновению ценности. Ценностью является такое свойство предмета, которое способно удовлетворять определенную потребность индивида, группы или общества. Социальные отношения проявляются в определенных видах взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные роли и статусы, а сами роли и статусы имеют четкие границы действия Они характеризуются большим многообразием, поэтому особое значение обретает их типология. Она производится по разным основаниям: по субъекту социальных отношений, по объекту социальных отношений и по модальности, т.е. по характеру взаимосвязей между индивидами и их группами.
По субъекту социальных отношений они разделяются на следующие типы:
¦ индивидуальные или личностные отношения – вся совокупность представлений индивида о самом себе;
межличностные отношения – взаимосвязи, которые устанавливаются между отдельными индивидами на основе эмоциональной близости;
внутригрупповые отношения – взаимосвязи осуществляющиеся между членами одной группы;
межгрупповые отношения – взаимосвязи между разными группами и их членами, проходящие на социальном уровне;
международные отношения – взаимосвязи различных народов и представителей разных стран По объекту социальных отношений они классифицируются как экономические, политические, социокультурные, религиозные и семейно-бытовые.
По своей модальности социальные отношения подразделяются на отношения: сотрудничества; взаимопомощи; соперничества; конфликта; субординации (иерархии).
Социальные отношения тесно связаны с такими социальными процессами, как социальные движения Социальные отношения ориентированы на социальные изменения, что обусловлено групповыми и общественными интересами и целями.